Пособие 50 рублей за счет работодателя

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет возмещает ФСС России. Такие выплаты отразите на счете 69 (Инструкция к плану счетов).

Бухучет: начисление и выплата

В бухучете начисление и выплату пособия оформите проводками:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» Кредит 70

– начислено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;

Дебет 70 Кредит 50 (51)

– выдано пособие сотруднику.

Ситуация: как в бухучете отразить начисление пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет сотруднику, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС? Организация применяет общую систему налогообложения.

Сотрудникам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивайте удвоенное пособие до того, как ребенку исполнится три года (п. 7 ч. 1 ст. 18 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1). Пособие нужно выплачивать по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 г. № 439.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет сотруднику-чернобыльцу возмещается в следующем порядке:

  • в одинарном размере из средств ФСС России;
  • в одинарном размере из средств федерального бюджета.

Пособие по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет возмещается в полном размере из средств федерального бюджета.

Так предусмотрено пунктом 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 г. № 439.

Выплаты, возмещаемые из средств ФСС России, отразите на счете 69 (Инструкция к плану счетов). Выплаты, возмещаемые из федерального бюджета, отразите на счете 76 (Инструкция к плану счетов). Использование счетов 69 и 76 объясняется следующим. Поскольку пособие компенсируют за счет ФСС России (федерального бюджета), у организации есть уверенность в том, что после завершения этой операции уменьшение экономических выгод не произойдет. Поэтому в бухучете нужно отразить не расходы, а дебиторскую задолженность фонда (федерального бюджета). Такой вывод следует из пунктов 2 и 16 ПБУ 10/99.

В бухучете начисление и выплату пособия оформите проводками:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» Кредит 70

– начислено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в части, возмещаемой за счет средств ФСС России;

Дебет 76 Кредит 70

– начислено пособие по уходу за ребенком в части, возмещаемой за счет средств федерального бюджета;

Дебет 70 Кредит 50 (51)

– выдано пособие сотруднику;

Дебет 51 Кредит 69 (76)

– получено возмещение пособия по уходу за ребенком.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 69, 70, и 76).

НДФЛ и страховые взносы

Поскольку пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет является государственным пособием, его сумму не облагают:

  • НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ);
  • взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ);
  • взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Внимание: если ФСС России не примет к зачету сумму пособия по уходу за ребенком, то на эту сумму нужно начислить обязательные страховые взносы.

Ревизоры ФСС России по результатам проверки откажутся возмещать пособие по уходу за ребенком, если оно выплачено с нарушением требований законодательства. В частности, если отсутствуют (неверно оформлены) соответствующие подтверждающие документы.

В этом случае сумма пособия не считается страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. Следовательно, она не относится к выплатам, на которые не начисляются обязательные страховые взносы (п. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Поэтому облагается страховыми взносами на общих основаниях.

Порядок учета пособия при расчете остальных налогов зависит от того, какой режим налогообложения применяет организация.

Налог на прибыль

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет не учитывайте при расчете налога на прибыль. Эту сумму полностью возмещает ФСС России, поэтому она не признается расходом организации (ст. 252 НК РФ).

Пример, как учесть пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Организация применяет общую систему налогообложения

ООО «Альфа» применяет общую систему налогообложения. Сотрудница организации Е.В. Иванова ушла в отпуск по уходу за ребенком с 1 февраля, представив все необходимые документы 31 января. Ребенок у Ивановой первый.

Руководитель организации 4 февраля издал приказ о назначении ей пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Сумма пособия, рассчитанного исходя из среднего заработка Ивановой, составила 7995,62 руб. Зарплату сотрудникам выдают 5-го числа каждого месяца.

Вместе с зарплатой за февраль бухгалтер начислил пособие Ивановой:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» Кредит 70
– 7995,62 руб. – начислено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Пособие ей выплатили в день выдачи зарплаты:

Дебет 70 Кредит 50
– 7995,62 руб. – выдано из кассы сотруднице пособие по уходу за ребенком.

Бухгалтер не учел сумму пособия по уходу за ребенком при расчете налога на прибыль. Также он не стал удерживать с суммы пособия НДФЛ и начислять взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Ситуация: как учесть при налогообложении доплаты к пособию по уходу за ребенком до 1,5 лет до фактического среднего заработка (должностного оклада)? Организация применяет общую систему налогообложения.

С суммы доплат удержите НДФЛ, начислите страховые взносы, а также взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Включите доплаты в расходы по налогу на прибыль при условии, что они предусмотрены коллективным договором.

Организация может предусмотреть в коллективном договоре доплаты к пособию по уходу за ребенком до фактического среднего заработка либо оклада (ст. 22, 41, 57 ТК РФ). То есть по своей инициативе выплачивать пособие в размере выше, чем предусмотрено законодательством.

С суммы таких доплат удержите НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Кроме того, на сумму доплат начислите взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, а также взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Это объясняется тем, что такие доплаты не предусмотрены в перечне необлагаемых выплат (cт. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Совет: организация может не начислять страховые взносы на суммы доплат к пособию по уходу за ребенком, предусмотренных коллективным договором. Но это, скорее всего, приведет к спору с проверяющими. Судьи на стороне организаций.

Хотя между организацией и сотрудницей есть трудовые отношения, данные доплаты не являются вознаграждением за труд. Доплата к пособию по своему содержанию является выплатой социального характера. Она не зависит от квалификации сотрудника, объема и качества выполненной им работы. А значит, такую доплату нельзя признать оплатой труда. Взносы на нее начислять не нужно. Ведь отсутствует объект обложения взносами, предусмотренный частью 1 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Правильность данного подхода подтверждают судьи (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 17 июня 2014 г. № Ф09-2974/14). Однако само по себе наличие судебной практики свидетельствует о том, что проверяющие требуют начислять взносы. Поэтому отстаивать свою точку зрения организации, скорее всего, придется в суде.

При расчете налога на прибыль доплату, предусмотренную в трудовом или коллективном договоре, включите в расходы на основании пункта 25 статьи 255 Налогового кодекса РФ.

Аналогичной точки зрения придерживается и Минфин России в отношении доплат:

– до фактического среднего заработка (письма Минфина России от 27 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/723, от 26 октября 2009 г. № 03-03-06/1/691);

– до должностного оклада (письма Минфина России от 28 апреля 2014 г. № 03-03-06/1/19699, от 18 мая 2012 г. № 03-03-06/1/254, от 24 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/98).

Специальный налоговый режим

Организации и предприниматели, которые применяют специальный налоговый режим, сумму пособия по уходу за ребенком не учитывают при расчете единого налога. Это связано с тем, что пособие оплачивает ФСС России (ст. 3 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Оно не является расходом и не влияет на расчет единого налога (п. 2 ст. 346.16, п. 3 ст. 346.21, п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

Пример, как учесть пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Организация применяет упрощенку («доходы минус расходы»)

Сотрудница ООО «Альфа» Е.В. Иванова ушла в отпуск по уходу за ребенком с 3 февраля, представив все необходимые документы 31 января. Ребенок у Ивановой первый.

Руководитель организации 4 февраля издал приказ о назначении ей пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Сумма пособия, рассчитанного исходя из среднего заработка Ивановой, составила 7995,62 руб. Зарплату выдают сотрудникам 5-го числа каждого месяца.

Вместе с зарплатой за февраль бухгалтер начислил пособие Ивановой:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» Кредит 70
– 7995,62 руб. – начислено пособие по уходу за ребенком за счет ФСС России.

Пособие ей выплатили в день выдачи зарплаты:

Дебет 70 Кредит 50
– 7995,62 руб. – выдано из кассы пособие по уходу за ребенком сотруднице.

Бухгалтер не учел сумму пособия по уходу за ребенком при расчете единого налога. Также он не стал облагать пособие НДФЛ, взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

ОСНО и ЕНВД

Если сотрудник занят только в деятельности на общей системе налогообложения, то пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет учитывайте по правилам, действующим при общей системе налогообложения.

Если сотрудник занят только в деятельности на ЕНВД, то пособие учитывайте по правилам данного спецрежима.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет сотруднику, который одновременно занят в деятельности на ЕНВД и деятельности на общей системе налогообложения, распределять не нужно. Это связано с тем, что для организаций, применяющих разные режимы налогообложения, предусмотрен общий порядок расчета и возмещения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. На расчет единого налога и налога на прибыль сумма пособия влияния не оказывает. Всю сумму пособия полностью отнесите в счет уплаты страховых взносов, начисленных в ФСС России.

Выплаты матерям в 50 рублей с 1,5 до 3 лет ребенка отменили. Оставили только пособия для нуждающихся. Эксперты поддерживают эту инициативу. Население относилось к 50 рублям не как к посильной помощи, а как к «скромному» напоминанию о заботе со стороны государства. Поддерживать рождаемость нужно другими методами.

Компенсация в размере 50 рублей ежемесячно по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет отменяется в России с 1 января 2020 года. Об этом говорится в указе президента России Владимира Путина, размещенном на официальном интернет-портале правовой информации.

Документ признает утратившим силу указ президента от 30 мая 1994 года № 1110, который определял, что ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей назначаются «матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста».

Те, кому пособия были назначены ранее, продолжат их получать.

Однако со следующего года семьям с ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет пересмотрен размер поддержки, но только тем из них, что признаны официально нуждающимися.

Раньше право на выплаты было только у тех семей, в которых размер среднедушевого дохода не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума в регионе. С 2020 года его получат семьи с доходом ниже двукратной величины данного показателя.

Таким образом, тем, у кого родился первый и второй ребенок, будет выплачиваться ежемесячное пособие в размере прожиточного минимума. Его величина разнится в зависимости от региона проживания, однако в среднем по стране она составит около 12 тысяч рублей. Общий доход семьи из трех человек, чтобы претендовать на эту выплату, должен быть не больше 45 тысяч рублей в месяц.

То, что пособие в 50 рублей для матерей, — это «позор», чиновники говорят давно. Поездка на общественном транспорте в столице обходится дороже. На форумах для мам давно называют эту выплату абсолютно бессмысленной.

«Доплата в виде 50-100 рублей сейчас выглядит неадекватно ценам и затратам граждан. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин ранее предлагал провести пересмотр подобных выплат, чтобы не распылять бюджетные средства, а сконцентрироваться на поддержке наиболее малоимущих слоев населения и сделать так, чтобы помощь оказывалась адресно. Видимо, мы наблюдаем первый этап в пересмотре таких выплат», — прокомментировал «Газете.Ru» указ президента Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России».

Компенсационные выплаты матерям или опекунам по уходу за ребенком в размере 50 рублей вообще не оказывают никакого влияния на их материальное положение, соглашается аналитик ГК АЛОР Алексей Антонов.

Население относится к 50 рублям не как к посильной помощи, а как к «скромному» напоминанию о заботе со стороны государства, считает он.

«При текущем уровне цен размер такого пособия не может оказывать существенное влияние на материальное состояние семьи, которая его получает. В целом частично решение об отмене такой выплаты можно назвать правильным — выплаты должны быть либо существенно больше, чтобы семья могла раз в месяц на эти деньги купить для ребенка, например, стабильно одну упаковку подгузников или что-то из одежды, или же вовсе отсутствовать, чтобы не создавать поводов для двусмысленных суждений о политике государства», — говорит Антонов.

Как заявила «Газете.Ru» первый зампред думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева, меры поддержки семей постоянно совершенствуются. В том числе сейчас депутатами рассматривается возможность расходовать средства материнского капитала на оплату частных дошкольных образовательных учреждений, приводит она пример.

По мнению аналитика «Финам» Алексея Коренева, сейчас ситуация с рождаемостью в России настолько катастрофическая, что государству просто необходимо думать о стимулах и преференциях при рождении детей. Так, по данным Росстата, число родившихся в 2018 году составило 10,9 на 1000 человек, хотя еще в 2017 году было 11,5 на 1000 человек, то есть в прошлом году произошло снижение рождаемости на 5,2%.

Как считает Коренев, в частности, в России не хватает дошкольных учреждений. Это мешает матерям выйти на работу.

«Также неплохо было бы на уровне закона ввести обязательные оплачиваемые дни для родителей, чтобы они могли взять их и потратить на медосмотры ребенка. Все дети болеют, и сейчас приходится брать отгулы за свой счет, чтобы провести плановый осмотр в поликлинике», — предлагает Коренев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *