Порядок ликвидации юридических лиц

Содержание

1. Согласно п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

Каждое из указанных оснований представляет интерес и сопровождается существенными расхождениями в судебной практике, которые подлежат обсуждению.

2. Основания, в соответствии с которыми ФНС вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке закреплены в ст. 64.2 ГК РФ и получают раскрытие в ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц. Стоит сразу отметить, что с 01.09.2017 года в статью были внесены дополнения и было увеличено количество оснований для исключения компании из ЕГРЮЛ. Так, если до 2017 года ФНС необходимо было обращаться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юл в связи с недостоверностью сведений в реестре, то теперь ФНС вправе исключить организацию из реестра без решения суда, если запись в реестре о наличии недостоверных сведений не была исправлена в течение шести месяцев.

Прежде чем перейти к основаниям, которые перечислены в ст. 21.1 Закона о регистрации, стоит обратить внимание на Постановление КС РФ . Суд указал, что положения п. 2 ст. 21.1 Закона (в соответствии с которым юридическое лицо, обладающее необходимыми признаками недействующего юридического лица может быть исключено из ЕГРЮЛ) не могут рассматриваться как противоречащие Конституции, поскольку данные положения направлены на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в реестре, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц. При этом суд также отметил, что законом предусмотрен ряд гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением юридического лица.

Основания исключения из ЕГРЮЛ

В соответствии со ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц, общество может быть ликвидировано по инициативе ФНС при одновременном наличии двух следующих обстоятельств:

(1) ЮЛ в течение 12 месяцев, предшествующих моменту принятия решения о ликвидации, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах;

(2) не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

По смыслу указанной нормы для целей определения признаков юридического лица в качестве недействующего следует исходить из того, что в случае наличия у юридического лица нескольких банковских счетов операции не должны производиться ни по одному из них .

В судебной практике проявляется позиция, что необходимо руководствоваться не столько формальными критериями, сколько обращаться к фактическим обстоятельствам, и отсутствие счета и непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности в течение двенадцати месяцев не может свидетельствовать о прекращении деятельности.

Согласно позиции КС РФ , упрощенный (внесудебный) порядок исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ рассчитан на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью осуществляется в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или не проведение) операций по банковским счетам может служить определяющим признаком для решения вопроса, является ли организация действующей.

При этом следует учитывать, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения религиозной организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.

При этом процедура не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с п. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры. В противном случае, решение органа будет оспорено.

Иные основания для административной процедуры исключения из ЕГРЮЛ

Внесудебный порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях:

а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

В случае обращения в суд с требованием о ликвидации по данном основанию, заявление подлежит возврату, а дело прекращению, поскольку в данном случае исключение юридического лица из ЕГРЮЛ осуществляется по решению регистрирующего органа, а не по решению суда .

б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Частым примером недостоверности сведений является признание недостоверным адреса юридического лица. Так, в соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61, о недостоверности сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:

1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла”, «за истечением срока хранения” и т.п.);

2) адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

Гарантии защиты интересов кредиторов и иных лиц

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати (Вестник государственной регистрации ) в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

ВС РФ отмечал, что публикация регистрирующим органом информации об исключении организации из ЕГРЮЛ в журнале «Вестник государственной регистрации” является достаточной для информирования кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

Важно отметить, что, если регистрирующим был соблюден соответствующий порядок исключения общества из реестра, и кредиторы или иные лица впоследствии попытаются оспорить решение регистрирующего органа на основании того, что у общества есть непогашенные долги, то суд откажет в удовлетворении требований. Как правило, суды указывают, что заявитель имел возможность направить в налоговый орган возражения в соответствии со ст. 21.1 ФЗ Закона о государственной регистрации юридических лиц, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, что воспрепятствовало бы исключению его из реестра. Это же позиция распространяется и на требования уполномоченных органов, которые пытаются оспорить решение регистрирующего органа из-за наличия непогашенной задолженности.

Также суды, отказывая в удовлетворении требований, указывают, что исключение общества из ЕГРЮЛ не препятствует восстановлению прав заявителя, так как в случае последующего нахождения имущества общества заявитель будет вправе воспользоваться средствами защиты, предусмотренными пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ (правом обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право).

Однако исключение общества из ЕГРЮЛ по формальным признакам может быть оспорено при наличии обязательств имущественного характера и наличии у общества имущества, на которое обращено взыскание. Так, в одном из дел суд признал решение ФНС незаконным, поскольку при его принятии регистрирующий орган руководствовался исключительно формальными признаками, в то время как на имущество общества было обращено взыскание. Суд отметил, что исключение общества из реестра влечет прекращение исполнительного производства, что нарушает права заявителя, и оспаривание решения ФНС является единственным способом восстановления нарушенного права.

Также ФНС обязана сделать соответствующую отметку о том, что регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ. Отсутствие данной отметки может служить основанием для отмены решения, поскольку размещение подобных сведений является гарантией защиты интересов участников и иных лиц, а ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом, обладающим признаком публичной достоверности.

Необходимо отметить, что в случае, если регистрирующий орган обращается в суд с требованием о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке, суду на стадии принятия заявления необходимо проверить доказательства о невозможности применения административной процедуры исключения общества из реестра (доказательства предоставляет налоговый орган). При поступлении заявления о принудительной ликвидации юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений или признано недействительным в судебном порядке. Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации юридического лица, производство по делу подлежит прекращению.

3. Норме о принудительной ликвидации по заявлению участника непубличной корпорации уже более 5 лет. По нашим подсчетам, в стране состоялось около 300 дел с ее применением; вероятность удовлетворения требования составляет около 20%.

Помимо нескольких точечных вопросов, связанных с использованием этого положения, на наш взгляд, наиболее общий вопрос, имеющий значение для практики, это вопрос о том, стоит ли двигать «ползунок» коэффициента удовлетворения требований истцов по таким искам в сторону увеличения или оставить его на текущей позиции. Более привычно и научно этот вопрос может быть сформулирован как вопрос об основаниях применения нормы или признаках, свидетельствующих о том, что корпорация должна быть ликвидирована.

С компаративной точки зрения, во Франции норма о праве потребовать принудительной ликвидации включена в ФГК, но практика судов достаточно разнообразна. В США изначально право на такую ликвидацию отрицалось, а затем, после научной дискуссии в середине XX века, получило закрепление в Модельном законе о корпорациях, на основе которого были приняты законы примерно в половине штатов. Процедура до вынесения решения о ликвидации там многоэтапная и заслуживает внимания. В Германии, Австрии и Испании в том или ином виде норма о подобной ликвидации включена в законодательство.

В России можно считать преобладающей в доктрине и, очевидно, в судебной практике, «осторожный» подход, при котором принудительная ликвидация применяется в исключительных случаях. Суд будет использовать все возможные способы избежать ее, но, в особенности при паритетном распределении долей (например, 50 на 50), когда вероятность принудительной ликвидации серьезно возрастает, полностью она не отрицается.

В качестве гипотезы для обсуждения алгоритма de lege ferenda предлагается многоэтапная система проверки наличия оснований для принудительной ликвидации, а также использование иных способов разрешения корпоративного конфликта (назначение временного управляющего, реорганизация, исключение участника, выкуп доли), где ликвидация является последним средством разрешения конфликта.

Для чего проводится добровольная ликвидация юридического лица? В каких случаях возможна ликвидация организации по решению суда? Кому направить уведомление о ликвидации юр. лица с долгами?

Здравствуйте, постоянные и новые читатели журнала ХитёрБобёр! С вами один из авторов сайта Анна Медведева.
Тема нашего разговора – ликвидация юридического лица.

Статья пригодится любому предпринимателю, так как бизнес всегда сопряжен с рисками. Если ваше предприятие на грани закрытия, и вы оказались в затруднительном положении, главное – это завершить коммерческую деятельность с наименьшими потерями.

Ликвидация юридического лица

Что служит основанием для ликвидации юридического лица?

Термином «юридическое лицо» обозначается структура, сформированная для осуществления какой-либо деятельности (в том числе – коммерческой). То есть это любое предприятие.

Начало существования юридического лица – это его регистрация, а окончание – зафиксированное решение о ликвидации.

Ликвидация юридического лица – это процесс прекращения его коммерческой деятельности. Права и обязанности при этом не переходят к другим лицам.

Каждое решение о ликвидации обязательно фиксируется в ЕГРЮЛ.

Основанием для этой достаточно серьезной процедуры служат разные факторы:

  • решение учредителей;
  • решение суда;
  • банкротство.

Решение учредителей принимается на собрании, где выносится вопрос о ликвидации. Совет учредителей – это уполномоченный орган, который может быть различным в зависимости от вида организации.

Пример

В АО организовывается общее собрание акционеров. В ООО – общее собрание участников.

Суд привлекается, когда юридическим лицом были грубо нарушены какие-либо статьи закона, дела ведутся без лицензии, нарушается Конституция РФ или же деятельность противоречит целям, прописанным в уставе. То есть, замечены любые нарушения неустранимого характера.

Банкротство — наилучший выход в ситуации, когда юридическое лицо не может расплатиться с долгами. Это распространенная и совершенно законная процедура ликвидации, при которой можно избежать выплат по обязательствам и судебных тяжб.

Банкротами не могут быть признаны казенные предприятия, политические партии и религиозные организации. То же касается и фонда, если это предусмотрено в законе о создании и деятельности этого фонда.

Об особенностях ликвидации фирмы и ликвидации предприятия читайте в других статьях нашего сайта.

Как может быть ликвидировано юридическое лицо?

Есть несколько вариантов ликвидации юрлица.

Процесс может происходить:

  • добровольно;
  • принудительно.

Инициаторами добровольной ликвидации чаще всего выступают учредители. Причиной процедуры может быть истечение срока, достижение цели, невозможность продать проект, нерентабельность, а также состояние чистых активов в акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью (подробно об этом в статье «Ликвидация ООО»).

Принудительная ликвидация осуществляется по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов (например, налоговой службы) и по решению суда.

Решение суда

Если говорить о банкротстве, то эта процедура проводится как добровольно, так и принудительно. При этом разница будет принципиальной.

Когда кредиторы вынуждают вас ликвидировать предприятие из-за больших долгов, которые вы не в состоянии оплатить в ближайшее время, то тогда банкротство будет вашей обязанностью и повлечет за собой ответственность за все претензии.

Если же вы выберете добровольное банкротство, закон будет на вашей стороне и поможет избежать судов и штрафов, а заодно уголовной, административной и другой ответственности.

Как проводится ликвидация юридического лица – 7 основных этапов

Сложный процесс ликвидации представляет собой несколько последовательных этапов. Рассмотрим подробно каждый из них.

Этап 1. Принятие решения о ликвидации

Вопрос о ликвидации выносится на общее собрание. На нем же выбирается ликвидационная комиссия. Комиссия первым делом обязана составить заявление о ликвидации по форме р15001, которое затем необходимо нотариально заверить.

Если заявление заполняется вручную, используется только ручка с чернилами черного цвета и все пишется только заглавными буквами. В компьютерной версии заполнения – шрифт Courier New 18 пт. Незаполненные ячейки не прочеркиваются. Незаполненные листы распечатывать не нужно.

Этап 2. Вынесение решения о неплатежеспособности компании

Чтобы установить реальное финансовое положение ликвидируемой организации, нужно составить промежуточный ликвидационный баланс. Требования кредиторов будут удовлетворяться после его утверждения.

На основании дефицитных показателей выносится решение о неплатежеспособности компании. Неудовлетворительная структура баланса становится основанием для процедуры банкротства (несостоятельности).

Этап 3. Обращение в органы государственной регистрации предприятий

За принятием решения о ликвидации следует письменное оповещение уполномоченного государственного органа. Делается это для того, чтобы в ЕГРЮЛ были внесены сведения о том, что процесс ликвидации предприятия начался.

Затем такое же уведомление направляется в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Обязательна и публикация о ликвидации предприятия в журнале «Вестник государственной регистрации».

Этап 4. Начало деятельности инвестиционной комиссии

План деятельности ликвидационной комиссии состоит из множества пунктов и утверждается ею же. Посмотрим, какие из них наиболее важные.

Взыскание дебиторской задолженности можно осуществлять через суд, если дебитор отказывается выплачивать долг или возвращать имущество. Дебиторская задолженность должна быть списана в убыток, если сроки исковой давности истекли.

Инвентаризация имущества затрагивает все позиции активов и пассивов предприятия. При ликвидации она проводится так же, как обычная.

Расчеты с работниками представляют собой долги по зарплате, выходные пособия и компенсации за неиспользованный отпуск. Об увольнении руководство обязано предупредить работников не менее чем за 2 месяца.

Налоги в период ликвидации предприятия должны оплачиваться вплоть до полного закрытия организации. Средства для этого берутся от реализации имущества.

Этап 5. Выплата кредиторской задолженности

Выплаты кредиторам производятся соответственно промежуточному ликвидационному балансу. Если юридическое лицо отказывается выплачивать долги, кредиторы могут получить свои средства через суд.

Если у юридического лица не хватает средств для уплаты долгов, оно может устроить распродажу имущества с торгов, чтобы не доводить дело до суда. Сначала распродаются ценные бумаги, затем продукция, а после этого – недвижимость и сырьё.

Этап 6. Закрытие счетов в банке

Счета организации в банках закрываются только после того, как были проведены все взаиморасчеты (как внешние, так и внутренние). Заявление о закрытии счета выдается в самом банке – нужно лишь заполнить его.

О закрытии банковских счетов обязательно извещается налоговая служба. Кроме сообщения о закрытии счета (в 2-х экземплярах), туда предоставляется документ о том, что банк уведомлен о закрытии счетов.

Когда счета будут закрыты, в течение 7 дней нужно уведомить Фонд социального страхования и Пенсионный фонд.

Этап 7. Аннулирование лицензий

При ликвидации лицензии теряют юридическую силу. Решение об аннулировании принимает орган лицензирования (обычно на это уходит 10 рабочих дней). Когда с момента принятия решения проходит еще 10 дней, оно вступает в силу.

В отдельных случаях аннулирование лицензий производится в судебном порядке. Как правило, если ликвидация проводится добровольно, то дело обходится без этого.

В процессе ликвидации организации у вас может возникнуть множество вопросов, на которые вам помогут ответить квалифицированные юристы онлайн-сервиса Правовед.ру.

Последствия ликвидации для юридического лица

Какими будут последствия, напрямую зависит от того, какой способ ликвидации вы будете использовать. В том числе, будет ли этот способ добровольным или принудительным.

Последствия ликвидации

Если юридическое лицо ликвидируется в связи с завершением срока деятельности, достижением цели и по другим естественным причинам, тогда применяется официальная добровольная ликвидация.

Такая ликвидация не будет иметь никаких неприятных последствий. При условии, однако, что у предприятия безупречная репутация, а документация (в том числе, бухгалтерская) находится в идеальном состоянии.

Преимущества и недостатки ликвидации

+
1 Юридическое лицо исключается из ОГРН, ЕГРЮЛ и других реестров На всю процедуру уходит очень много времени
2 Идентификационный номер юридического лица аннулируется Обязательна глубокая налоговая проверка
3 Отсутствие каких-либо штрафов Вести деятельность безупречно и содержать документацию в идеальном порядке довольно непросто

Если же юридическое лицо ликвидируется по причине больших долгов и невозможности выплатить их в ближайшее время, то в этом случае события могут развиваться по двум сценариям. Либо всем занимаются уполномоченные органы, либо вы успеваете сами начать командование парадом.

Рассмотрим это на примере банкротства.

Какие последствия ожидают юридическое лицо при добровольном и принудительном банкротстве?

Принудительное банкротство Добровольное банкротство
1 Руководство и учредители могут привлечься к уголовной, имущественной, административной и налоговой ответственности При правильно проведенной процедуре таковые виды ответственности просто отсутствуют
2 Является одной из мер воздействия для взыскания долгов Можно абсолютно законно избежать выплаты долгов, даже огромных
3 Существенный удар по репутации Совершенно реально спасти свою репутацию

Обобщим весь материал. Старайтесь либо безупречно вести дела, чтобы провести процедуру официальной добровольной ликвидации, либо, если ваш корабль идет ко дну, успейте оформить опять же добровольное банкротство.

Чего НЕ следует делать при ликвидации юридического лица через банкротство – ТОП-6 ошибок начинающих бизнесменов

Процедура банкротства довольно длительная и сложная. В то же время, есть и другие варианты – более быстрые и простые. Но всегда ли будут оправданы такие маленькие хитрости?

Приведем самые распространенные ошибки, которые можно допустить, не имея представления об их последствиях.

Ошибка 1. Выводить активы компании в пользу другой компании

Умышленные действия такого характера несложно распознать. А они чреваты не только административной ответственностью, но и уголовной. «Подозрительные сделки» запросто оспариваются в суде.

При этом можно получить еще одно обвинение – в предумышленном банкротстве. К тому же, как показывает практика, результаты судебных разбирательств бывают совершенно непредсказуемыми.

Ошибка 2. Продавать активы за бесценок

Ситуация аналогична предыдущей. Она также попадает в разряд подозрительных сделок и может привести к ответственности за предумышленное банкротство.

Арбитражный управляющий в праве оспаривать любые сделки, которые совершались за последние 3 года. Поэтому надеяться на то, что подобное действие ускользнет от его взора, бессмысленно.

Ошибка 3. Продавать дебиторскую задолженность

Дебиторская задолженность — автив с высокой степенью неопределенности. Чтобы можно было ее продать, необходимы некоторые первичные документы.

Многие используют такой вариант. При помощи «своего» арбитражного управляющего продают дебиторскую задолженность на торгах доверенному лицу по символической цене. После этого доверенное лицо предъявляет требования к дебиторам на полную сумму.

Ошибка 4. Инсценировать утрату первичных документов

Предположим, что вам удалось придумать некий форс-мажор, в результате которого утратилась первичная документация. В некотором роде это будет вам на руку – можно создать значительные сложности для кредиторов в оспаривании сделок.

Но с другой стороны, такая хитрость – очень хороший повод привлечь вас к субсидиарной ответственности. То есть, вы не только не избавитесь от проблем, но и заполучите новые.

Ошибка 5. Выводить участников и акционеров без веских причин

Этот вариант лишь на время отодвинет решение проблем с долгами. При любой проверке выяснятся причины таких изменений и, естественно, они будут очевидными.

К тому же, на каждом бывшем участнике остается ответственность за его деятельность в тот период, когда он входил в состав акционеров. И ответственность эта будет и административная, и уголовная, и налоговая, и имущественная.

Ошибка 6. Менять директора

То же касается и любого члена руководства компании. Руководство привлекается к ответственности как нынешнее, так и бывшее.

Документы будут говорить сами за себя. Конечно, можно попробовать избавиться и от них, но об этом варианте мы уже упоминали выше.

Как мы видим, все так называемые «серые» схемы весьма сомнительны и влекут за собой неприглядные последствия. Если какие-то из них и допустимы, то только как временные варианты и при незначительных долгах. Но лучше к ним вообще не прибегать.

О тонкостях и возможных нюансах добровольной и принудительной ликвидации предлагаем посмотреть видеоролик.

Профессиональная помощь в ликвидации юридического лица

Ликвидировать юридическое лицо сложно. Приходится разбираться во многих юридических вопросах. Намного проще оформить регистрацию, чем ликвидацию. Поэтому появляются компании, которые предлагают взять на себя все хлопоты.

Что нужно иметь в виду прежде всего? Обращаясь даже в организации, работающие легально, выбирайте тот способ, который будет максимально допустимым в вашей ситуации. И не забывайте о последствиях «серых» схем.

Мы же просто приведем примеры крупнейших компаний, работающих в Москве.

Помощь в ликвидации юридического лица

1) «Annexus»

AnnexusЦентр юридических услуг. Предлагает все известные способы ликвидации ООО. Среди их услуг даже перевод юридического адреса в другой регион.

Главные козыри, прописанные на сайте компании:

  • 10-летний стаж;
  • 4500 компаний, успешно завершивших свою деятельность;
  • 100% гарантия успешного результата;
  • гарантия отсутствия внезапных налоговых проверок.

2) «Деловые услуги»

Деловые услугиЮридическое агентство. Помимо банкротства и альтернативных способов, проводит ликвидацию ИП и продажу готового бизнеса. Сроки минимальные, стоимость услуг – тоже, а для абсолютно несведущих в юридических вопросах клиентов – бесплатная консультация.

Агентство работает уже 15 лет и за это время успешно ликвидировало 2570 фирм. Большие долги, грубые нарушения финансового законодательства, задолженность по налогам и другие неприглядные стороны бизнеса их не пугают.

3) «Артелиза»

АртелизаКонсалтинговая компания. Имеет обширный список услуг. Это не только ликвидация, но также регистрация, перерегистрация и другие юридические услуги, необходимость в которых может возникнуть в период существования юрлица.

На сайте компании выставлены образцы заполнения всех документов. Имеются даже некоторые бонусы (например, бухучет в подарок или бесплатное изготовление печати при регистрации ИП).

Уважаемые предприниматели! Даже если вы попали в сложную ситуацию, то владея нужной информацией, вы сможете уберечь себя от дальнейших ошибок.

Ждем от вас оценок статьи и будем рады, если вы поделитесь в комментариях собственным опытом, который наверняка пригодится кому-то еще. Желаем всем успехов в бизнесе и правильных решений!

Александр Бережнов

Автор статьи: Александр Бережнов

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.

ликвидация ооо по решению суда - мы закрываемся

Для прекращения деятельности юрлица закон предусматривает несколько возможных процедур. Одна из них — ликвидация ООО по решению суда (принудительное закрытие компании). В случае банкротства также имеет место судебный процесс, но мы остановимся только на тех случаях ликвидации, которые не связаны с выявлением признаком несостоятельности юрлица.

Нормативную базу по вопросам прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью составляет Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, федеральные законы «О регистрации юридических лиц…» и «Об ООО», а также другие нормативные акты. Этими документами определяются основания для принудительной компании, перечень лиц, которые могут инициировать процедуру, и порядок ее прохождения.

Так как законодательство в данной сфере довольно обширное, во всех его нюансах могут разобраться только профессиональные юристы. Центр правовых услуг «Империя» предоставляет консультации и оказывает комплексное практическое сопровождение ООО в процессе ликвидации через суд (подробнее — на странице https://cpu-imperia.ru/likvidaciya_ooo/). Мы поможем пройти любые юридические процедуры в минимальные сроки и решить правовые задачи любой сложности.

Основания ликвидации ООО по решению суда

Начало ликвидационного процесса в судебном порядке связано с подачей заявления в компетентный арбитражный суд (по месту нахождения компании). Чтобы суд принял заявление к рассмотрению, оно должно быть направлено лицами, имеющими для этого полномочия.

Правом инициировать процедуру ликвидации ООО по решению суда наделены:

  • учредитель/участник компании, если ее деятельность стала невозможной, существенно затруднена или не дает возможности достигать цели создания;
  • государственные и муниципальные органы в рамках своих полномочий (налоговая инспекция, антимонопольные органы, Пенсионный фонд и др.).

Названные субъекты вправе направить исковое заявление о ликвидации юрлица при наличии оснований, предусмотренных ст. 61 ГК и другими нормами закона. А именно:

  • признание недействительной государственной регистрации ООО, выявление грубых и неустранимых нарушений в процессе его создания;
  • ведения компанией деятельности без разрешения, лицензии или допуска СРО, если получение таковых является обязательным;
  • осуществление запрещенной законодательством деятельности, неоднократное и грубое нарушение закона (например, об уплате налогов);
  • систематическое непредоставление отчетов и налоговых деклараций и др.

При подаче иска заинтересованное лицо указывает в нем основания и факты, подтверждающие необходимость принудительной ликвидации компании. Представители юридического лица, в свою очередь, уполномочены представлять доказательства, которые опровергают позицию заявителя.

Суд в порядке АПК рассматривает все представленные доводы и принимает решение о начале процедуры принудительного закрытия общества или об отказе в удовлетворении заявления.

Этапы ликвидации через суд

Процесс ликвидации ООО по решению суда в целом схож с процедурой добровольного прекращения. Основное отличие заключается именно в порядке принятия решения о закрытии: при добровольной процедуре это делает общее собрание участников, а при судебной — арбитражный суд. Он также назначает ликвидатора или ликвидкомиссию, к которым переходят все функции по управлению компанией в период прекращения.

Процедура закрытия юрлица после принятия судебного решения проходит в такие этапы:

  1. публикация сведений о начале ликвидации ООО и отведенном для кредиторов 2-х месячном сроке для подачи претензий, оповещение известных кредиторов в письменном виде;
  2. составление промежуточного баланса с информацией о заявленных требованиях и имуществе юрлица. Утверждается ликвидбаланс судом, принявшим решение о закрытии компании;
  3. выплата задолженностей кредиторам. Если средств не хватает — на этом этапе инициируется процедура банкротства;
  4. составление окончательного ликвидационного баланса по окончанию погашения всех долгов и утверждение его судом;
  5. разделение оставшегося имущества между участниками соразмерно их долям в уставном капитале;
  6. государственная регистрация прекращения компании. Все имеющиеся документы передаются в налоговый орган для внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ.

По результатам регистрации учредителям выдается соответствующее свидетельство и на этом процедура принудительного закрытия считается оконченной. Сроки всех ликвидационных этапов определяет суд в рамках закона. Как правило, весь процесс занимает около года.

Так как ликвидация ООО по решению суда чаще всего связана с нарушением закона, то в рамках нее к административной или уголовной ответственности могут привлекаться виновные в этих нарушениях лица — учредители, руководитель, бухгалтер компании и др.

Обезопасить юридическое лицо от принудительного закрытия можно посредством тщательного соблюдения требований закона. Нет нарушений — значит, нет и оснований для инициирования ликвидации.

Дата:

Введение

Проблемапрекращения деятельности юридическихлиц актуальна в силу того, что при этомпроисходит выбытие лица из числасубъектов гражданского права, вследствиечего необходимо решить вопрос о судьбеобязательств, участником которых былопрекращающее деятельность юридическоелицо, а также показать и раскрыть видыпрекращения юридических лиц, ихвозможности и состояние, положение, чтоя и попыталась сделать в данной курсовойработе.

Рассмотрениеданной темы считается актуальной, таккак проблема прекращения деятельностиюридического лица в последние годыстала довольно распространенной,особенно в России.

Объектомисследованияв данной работе является прекращаемаядеятельность, а предметом – отражениев отчетности информации о прекращениидеятельности.

Цельювыполнения работы является раскрытиепонятие прекращения деятельностипредприятием и рассмотрение порядкаучета информации о прекращениидеятельности в бухгалтерской отчетностипредприятия, изучение категории»юридическое лицо».

Исходя изэтого, в процессе работы, будут стоятьследующие задачи:

1.Раскрыть понятие реорганизациииохарактеризовать процедуру ее проведения;

2. Датьхарактеристику прекращения деятельностиюридическим лицом путем реорганизации;

3. Пояснитьорганизационные этапы учета информациипо прекращаемой деятельности;

4. Выяснитьпорядок отражения информации попрекращаемой деятельности в бухгалтерскойотчетности.

Юридическиелица – субъекты публичного права могутиспользовать государственные правомочия(например, издавать административныеакты или применять меры принудительногохарактера). Они находятся под государственнымконтролем, который возложен на компетентныеорганы государственного управления.

Существованиебольшинства юридических лиц не ограниченокакими-либо временными рамками. Тем неменее в определенных случаях юридическиелица могут быть прекращены (по принятойв юридической литературе терминологииговорят о прекращении самого юридическоголица, а не его деятельности). Прекращениедеятельности юридических лиц можетповлечь за собой различные последствия.

1.1.Основанияпрекращения деятельности юридическихлиц.

Основаниямипрекращения деятельности юридическоголица яв­ляются:

-решение учредителей или органаюридического лица (т. е. в добровольномпорядке);

— решениесуда (т. е. в принудительном порядке).

Решениеучредителей или органа юридическоголица о прекращении его деятельностивозможно:

-в связи с истечением срока, на которыйсоздано юридическое лицо;

-в связи с достижением цели, для которойбыло создано юридическое лицо;

-в связи с уменьшением (увеличением)числа членов ниже (выше) предусмотренногозаконом (для юридических лиц данноговида) или уставом;

-в связи с признанием судом недействительнойрегистрации юридического лица вследствиедопущенных при его создании неустранимыхнарушений нормативных актов;

— в связи снесостоятельностью (банкротством);

-в связи с уменьшением стоимости чистыхактивов ниже уровняминимальногоразмера уставного капитала; по инымоснованиям.

Решениесуда о прекращения деятельностиюридического лица возможно:

— в связи сосуществлением деятельности, запрещеннойзаконом;

— в связи снеоднократными и грубыми нарушениямизакона или иных правовых актов;

— в связи с систематическим осуществлениемвне уставной деятельности общественнойили религиозной организацией(объединением), благотворительным илииным фондом;

— в связи снесостоятельностью (банкротством);

-в связи с уменьшением стоимости чистыхактивов ниже уровня минимального размерауставного капитала;

— в иныхслучаях, указанных в законе.

Прекращениедеятельности юридического лица происходитв результате его:

а) реорганизации;

б) ликвидации.

Реорганизация представляет собой одну из формпрекращения деятельности юридическихлиц и создания новых. В отличие отликвидации реорганизация не означает погашения обязательств юридическоголица, прекращающего деятельность.

Всеего права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам — его правопреемникам.

Ликвидацияюридического лица — это его превращение, не влекущее возникновение новых юридических лиц» .

Приреорганизации все права и обязанностиреорганизуемого юридического лица(частичное (сингулярное) правопреемствовозможно только в виде исключения)переходят к иным субъектам права, т. е.происходит универсальное правопреемство.

Можновыделить 2 основания классификацииразновидностей прекращения деятельностиюридических лиц – в зависимости оторгана, принявшего решение о прекращениидеятельности субъекта, либо в зависимостиот наличия правопреемства. В зависимостиот органа, принимающего решение опрекращении деятельности юридическоголица, можно выделить добровольное ипринудительное (распорядительное)прекращение деятельности.

Добровольнымоснованием является решение органаюридического лица, уполномоченного нато учредительными документами (п. 1 ст.57, п.2 ст. 61, п.1 ст. 68 ГК). К распорядительнымоснованиям относятся: решение учредителей(участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК), решениеуполномоченных государственных органов(п. 2 ст. 57 ГК), решение суда (п. 2 ст.57, п.2ст.61, ст. 65 ГК). К ним примыкает реорганизацияюридического лица с согласия уполномоченныхгосударственных органов. Из анализаст. 113-115, 120, 294 – 300 ГК следует, чтогосударственные и муниципальные (какказеные, основанные на праве оперативногоуправления, так и основанные на правехозяйственного ведения) предприятия ифинансируемые собственником учрежденияпрекращают деятельность только враспорядительном (принудительном)порядке. К остальным организационно-правовымформам применимы оба вида оснований.Достижением является то, что прекращениепо решению уполномоченных государственныхорганов допускается только в случаях,установленных законом, по закрытомуперечню актов, предусмотренных толькоГК (п. 2,3 ст. 57, п. 2 ст. 61, п.1,3 ст. 65 ГК). Сточки зрения последствий прекращенияюридических лиц различают реорганизацию– относительное прекращение юридическоголица при сохранении для функционированияв гражданском обороте его имущественноймассы и переходе его прав и обязанностейв порядке правопреемства к другим лицами ликвидацию – абсолютное прекращениеюридического лица без перехода его прави обязанностей в порядке правопреемствак другим лицам.

1.2.Порядок прекращения деятельностиюридических лиц.

Решение о реорганизации может быть принято учредителями (участниками) либо соответствующим органомюридического лица. Здесь все зависитот его организационно-правовой формыi. В акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью этот вопрос отнесен к исключительнойкомпетенции общего собрания акционеров или участников. В ряде случаев для реорганизации в форме слияния,присоединения и преобразования может потребоваться согласие Государственногокомитета Российской Федерации поантимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАПРФ).

Законодательство о конкуренции и монополистическойдеятельности допускает принудительнуюреорганизацию в форме разделения и выделения. Решение о необходимостиреорганизации принимается ГКАП РФ и его территориальными управлениями.Юридические лица, получившие его предписания, обязаны провести реорганизацию в установленный срок. В противном случае суд по иску ГКАП РФ должен назначить внешнего управляющего юридическим лицом и поручить ему провести реорганизацию. Учредительные документы вновьсоздающихся организаций, а также разделительный баланс утверждаютсясудом и регистрируются в общем порядке.

Порядокликвидацииюридическоголицаурегулирован статьями 61-64 ГК и состоитиз следующих этапов:

1.Ликвидационная комиссия помещает ворганах печати, в которых публикуютсяданные о государственной регистрацииюридического лица, публикацию о еголиквидации и о порядке и сроке заявлениятребований его кредиторами. Этот срокне может быть менее двух месяцев смомента публикации о ликвидации.

Ликвидационнаякомиссия принимает меры к выявлениюкредиторов и получению дебиторскойзадолженности, а также письменноуведомляет кредиторов о ликвидацииюридического лица.

2. Послеокончания срока для предъявлениятребований кредиторами ликвидационнаякомиссия составляет промежуточныйликвидационный баланс, который содержитсведения о составе имущества ликвидируемогоюридического лица, перечне предъявленныхкредиторами требований, а также орезультатах их рассмотрения.

Промежуточныйликвидационный баланс утверждаетсяучредителями (участниками) юридическоголица или органом, принявшими решение оликвидации юридического лица, посогласованию с органом, осуществляющимгосударственную регистрацию юридическихлиц.

3. Еслиимеющиеся у ликвидируемого юридическоголица (кроме учреждений) денежные средстванедостаточны для удовлетворениятребований кредиторов, ликвидационнаякомиссия осуществляет продажу имуществаюридического лица с публичных торговв порядке, установленном для исполнениясудебных решений.

4. Выплатаденежных сумм кредиторам ликвидируемогоюридического лица производитсяликвидационной комиссией в порядкеочередности, установленной статьей 64настоящего Кодекса, в соответствии спромежуточным ликвидационным балансом,начиная со дня его утверждения, заисключением кредиторов пятой очереди,выплаты которым производятся по истечениимесяца со дня утверждения промежуточноголиквидационного баланса.

5. Послезавершения расчетов с кредиторамиликвидационная комиссия составляетликвидационный баланс, которыйутверждается учредителями (участниками)юридического лица или органом, принявшимрешение о ликвидации юридического лица,по согласованию с органом, осуществляющимгосударственную регистрацию юридическихлиц.

6. Принедостаточности у ликвидируемогоказенного предприятия имущества, а уликвидируемого учреждения — денежныхсредств для удовлетворения требованийкредиторов последние вправе обратитьсяв суд с иском об удовлетворении оставшейсячасти требований за счет собственникаимущества этого предприятия илиучреждения.

7. Оставшеесяпосле удовлетворения требованийкредиторов имущество юридического лицапередается его учредителям (участникам),имеющим вещные права на это имуществоили обязательственные права в отношенииэтого юридического лица, если иное непредусмотрено законом, иными правовымиактами или учредительными документамиюридического лица.

8. Ликвидацияюридического лица считается завершенной,а юридическое лицо — прекратившимсуществование после внесения об этомзаписи в единый государственный реестрюридических лиц.

ГЛАВА II.РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА КАКОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГОЛИЦА

2.1.Классификация видов реорганизацииюридических лиц

Врезультате реорганизации возникаютодно либо несколько новых юридическихлиц, являющихся, обязанными по отношениям,в которые реорганизуемое юридическоелицо. И реорганизация, и ликвидацияюридического лица может быть какдобровольной, так и принудительной.-уже писали в предыдущей главе. Реорганизацияюридического лица проводится в однойиз 5 форм предусмотренных законом (ст.57 ГК). Это слияние, присоединение,разделение, выделение, преобразование.Обращают на себя две особенностипринудительной реорганизации: во-первых,она в отличие от добровольной реорганизацииможет быть осуществлена только в формахразделения либо выделения (такуюреорганизацию иногда называютразукрупнением); во-вторых, она в отличиеот принудительной ликвидации можетбыть произведена во внесудебном порядке,по решению уполномоченных государственныхорганов. Добровольная реорганизацияосуществляется по решению самогоюридического лица – его учредителей(участников) либо органа, уполномоченногона принятие таких решений учредительнымидокументами.

Исходяиз статей 57,58,59,60 ГК реорганизацияюридического лица может иметь место вформе:

  • слияния(объединения нескольких юридическихлиц в одно, к которому в соответствиис передаточным актом переходят праваи обязанности каждого из них);

  • присоединение(поглощение одного юридического лицадругим, к которому переходят права иобязанности присоединенного юридическоголица в соответствии с передаточнымактом);

  • разделения(создание на основе одного юридическоголица новых самостоятельных юридическихлиц, к которым на основе разделительногобаланса переходят права и обязанностиразделенного юридического лица);

  • выделенияиз существующего с сохранением последнего(к новому юридическому лицу переходятправа и обязанности реорганизованного,в соответствии с разделительнымбалансом);

  • преобразования,т.е. изменения организационно-правовойформы (к вновь возникшему юридическомулицу переходят права и обязанностиреорганизованного в соответствии спередаточным актом).

Юридическоелицо считается реорганизованным смомента государственной регистрациивновь возникших юридических лиц.Единственным исключением из этогообщего правила является реорганизацияв форме присоединения, которая считаетсясостоявшейся с момента внесения вГосударственный реестр записи опрекращении деятельности присоединенногоюридического лица.

Квозникшему юридическому лицу переходятправа и обязанности реорганизованногоюридического лица: передаточный актили разделительный баланс должнысодержать положения о правопреемствепо всем обязательствам реорганизованногоюридического лица (в том числе оспариваемым)в отношении всех его кредитов и должников.Названные документы утверждаются тем,кто принял решение о реорганизацииюридического лица, и представляютсядля государственной регистрации вновьвозникших юридических лиц (непредставлениеих влечет за собой отказ в государственнойрегистрации).

Еслинет возможности четко определитьправопреемника, вновь возникшиеюридические лица несут солидарнуюответственность перед кредиторами.

Следуетобратить внимание на спецификуреорганизации отдельных юридическихлиц: преобразования хозяйственныхобществ и товариществ одного вида вхозяйственные общества и товариществадругого вида, а также в производственныекооперативы; реорганизации обществ сограниченной ответственностью;преобразования акционерного обществав общество с ограниченной ответственностьюили производственный кооператив;реорганизации производственныхкооперативов в хозяйственные товариществаили общества; реорганизации государственныхи муниципальных предприятий и финансируемыхсобственниками учреждений .

Согласно п. 2ст. 23 Налогового кодекса РФ налогопла­тельщикиобязаны письменно сообщить в налоговыйорган по месту своего учета о реорганизациив срок не позднее трех дней с моментапринятия такого решения.

Еслиреорганизация проводится в формеслияния, присоединения или преобразования,то права и обязанности переходят кправопреемникам в соответствии спередаточным актом. Если проводитсяразделение или выделение, то права иобязанности переходят к правопреемникув соответствии с разделительным балансом.Но до того момента, как юридическое лицобудет зарегистрировано, права иобязанности остаются за правопредшественником,даже если передаточный акт и разделительныйбаланс уже составлены и подписаны.

В этихдокументах должны содержаться положенияо правопреемстве по всем обязательствамреорганизованного юридического лицав отношении всех его кредиторов идолжников, включая и обязательства,оспариваемые сторонами. Если передаточныйакт и разделительный баланс не представленывместе с учредительными документамилибо в этих документах нет положений оправопреемстве, то в государственнойрегистрации вновь возникшему юридическомулицу могут отказать.

Припроведении реорганизации в формевыделения или разделения в качествеволевых актов для проведения реор­ганизациивыступает решение общего собранияучастни­ков без какого-либо договора.Решение об­щего собрания являетсяволеизъявлением, т.е. сдел­кой, имеющейцелью реорганизацию общества.

2.2.Государственная регистрация юридическихлиц, создаваемых путем реорганизации

Следовательно, для легализацииреорга­низации необходимо пройтипроцедуру государственной ре­гистрации.

Процедуры государственной регистрациислияния и присоединения различны.

Дляосуществления реорганизации в формеслияния необходимо представить врегистрирующий орган:

  • Учредительные документы всех участников,которые участвуют в слиянии

  • Протоколы Общих собраний участвующихв реорганизации Обществ

  • Протокол совместного общего собрания

  • Передаточный акт и договор о слиянии(примерный)

  • Документальное подтверждение фактаопубликования

  • Документальное подтверждение уведомлениякредиторов от каждого общества

  • Копии балансов обоих сливающихсяорганизаций

  • Формулировка наименования для вновьсоздаваемой организации

  • Описание формирования уставногокапитала новой организации

  • Паспортные данные руководителясоздаваемой организации

  • Юридический адрес для вновь создаваемойорганизации

  • Документ, подтверждающий уведомлениеили согласование с антимонопольныморганом (при необходимости)

  • Реорганизация же в формеприсоединения осуществ­ляется поправилам, установленным для регистрациииз­менений, вносимых в учредительныедокументы юридиче­ского лица.

При проведении процедурыреорганизации в форме слияния илиприсоединения следует обращать вниманиена правильное оформление необходимыхдокументов.

Согласно п. 1 ст. 59 ГК РФ привсех формах реорганизации права иобязанности реорганизуемого обществапереходят к реорганизованному обществув соответствии с разделительным балансомили передаточным актом, которые должнысодержать положе­ния о правопреемствепо всем обязательствам реоргани­зуемогоюридического лица, включая и обязательства,ос­париваемые сторонами.

Передсоставлением разделительного балансанеобходимо провести инвентаризацию

Процедурареорганизации начинается с принятиясоответствующего решения.

Длялегализации реорганизации необходимопройти процедуру государственнойрегистрации, на которую долж­ны бытьпредставлены следующие документы:

1. Заявление о проведении государственнойрегистрации продукции, веществ,препаратов.

2. Нормативные и/или согласованные вустановленном порядке техническиедокументы (технические условия,технологические инструкции, рецептурыи др.) на продукцию или не согласованные,по которым предполагается осуществлятьпромышленное изготовление продукции,утвержденные разработчиком.

3. Заверенные в установленном порядкекопии санитарно-эпидемиологическихзаключений о соответствии техническихдокументов требованиям государственныхсанитарно-эпидемиологических правили нормативов.

4. Заверенные в установленном порядкекопии санитарно-эпидемиологическихзаключений о соответствии условийпроизводства требованиям государственныхсанитарно-эпидемиологических правили нормативов.

5. Инструкция по применению (листок-вкладыш,аннотация в случае, если вся необходимаяинформация не может быть размещена наэтикетке), заверенная подписьюуполномоченного лица и печатьюизготовителя.

6. Потребительская (или тарная) этикеткаили ее проект, заверенный подписьюуполномоченного лица и печатьюизготовителя.

7. Протоколы испытаний и заключенияаккредитованных испытательных лабораторий(центров) о соответствии государственнымсанитарно-эпидемиологическим правилами нормативам по результатам проведенныхисследований.

8. Акт отбора образцов (проб) установленнойформы, в котором указывается дата, местоотбора, количество проб, наименованиепродукции, местонахождение юридическоголица предприятия-изготовителя, датапроизводства продукции. Акт подписываетсялицом, отбиравшим образцы, и заверяетсяуполномоченным лицом предприятия-изготовителяи печатью организации.

9. При наличии товарного знака — копиясвидетельства на товарный знак, завереннаяв установленном порядке.

10. Документ изготовителя о том, что ондоверяет заявителю представлять своиинтересы на территории РоссийскойФедерации по осуществлению государственнойрегистрации продукции изготовителя (вслучае, если заявитель не являетсяизготовителем).

Общая процедура реорганизации юридическихлиц в форме преобра­зования следующая,данная процедура считается добровольнойреорганиза­ции юридических лиц вформе преобразования.

Итак, при реорганизации вформе разделения или выделения к вновьобразованным юридическим лицам переходят»лишь отдельные права и обязанностиреорганизованных юридических лиц». При данных формах реорганизации имеетместо не универсальное, а сингулярноеправопреемство. Приреорганизации в форме слияния,присоединения и преобразованияорганизационно-правовой формы, праваи обязанности переходят к тому юридическомулицу, которое продолжает существовать.

ГЛАВАIII.ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРЕЕМСТВА ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

3.1.Проблемы правопреемства при реорганизацииюридических лиц

Согласно ст.58 ГК РФ переход прав и обязанностейреорганизованного юридического лицак его преемникам должен оформлятьсяпередаточным актом или разделительным балансом, который составляется при реорганизации в форме разделения иливыделения. Его основная функция — определить, какие права и обязанностии в каком объеме переходят к каждому из правопреемников. При слиянии,присоединении и преобразовании каждое из юридических лиц, прекращающих деятельность, составляет передаточныйакт.

ТребованияГК РФ и к разделительному балансу, и к передаточному акту, в принципе, одинаковы. Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всехего кредиторов и должников, включая и те обязательства, которые реорганизованное юридическое лицооспаривает.

Передаточныйакт и разделительный баланс утверждаютсяучредителями (участниками) реорганизуемого юридического лица, а в случае принудительной реорганизации — теми же органами, которые приняли решение о ней. Кроме того, представление этихдокументов необходимо для государственнойрегистрации вновь возникших в результате реорганизации юридическихлиц или для внесения изменений в учредительные документы уже существующихорганизаций (при реорганизации в формеприсоединения). Непредставлениепередаточного акта или разделительногобаланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве становятсяпричиной безусловного отказа врегистрации.

На практике как для самого реорганизуемогоюридического лица, так и для его партнеровогромное значение имеет вопрос о том, в какой момент переходят права иобязанности к преемнику. С кого, допустим, кредитор должен требовать исполненияобязательства, если организация-должникприняла решение о реорганизации. ВГражданском кодексе 1964г. говорилось,что имущество переходит в день подписания передаточного баланса.Однако нормы нового ГК РФ подобныйподход исключают.

Междупринятием решения о реорганизации (утверждением передаточного акта или разделительного баланса) и еепроведением, естественно, проходиткакое-то время. В ст. 57 ГК РФ четко определен момент, когда юридическое лицо считается реорганизованным. При реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования таким моментом является день государственной регистрации вновьвозникших юридических лиц. Правопреемство не основано на каком-либо отдельном договоре, оно представляет собойследствие самой реорганизации юридического лица.

Соответственноопределяющее значение для перехода прав и обязанностей имеет именно факт государственной регистрации вновьсоздаваемых организаций. До этогомомента переход прав и обязанностей невозможен, поскольку юридическое лицо — правопреемник еще не созданоii.

Реорганизацияюридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица считается произошедшей с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельностиприсоединенного юридического лица.Иными словами, опять же момент переходаправ и обязанностей связан с фактом внесения соответствующей записи в государственный реестр. При другом подходе сложилась бы ситуация, когда одно самостоятельное юридическое лицо передает права и обязанности другому лицу лишь на том основании, что в будущем они планируют провести реорганизацию.

По смыслу действующегозаконодательства реорганизацияпредставляет собой специфический способпрекращения действующих и образованияновых юридических лиц (кроме случаевреорганизации в формах присоединенияи выделения), влекущий переход прав иобязанностей от ранее действовавшихюридических лиц к вновь возникшим.

Поскольку реорганизация всегдасвязана с имущественным правопреемствоммежду юридическими лицами, при еепроведении существенное значение имеетвопрос об объеме прав и обязанностей,переходящих к правопреемнику. В результатереорганизации права и обязанностиреорганизованных юридических лиц могутпереходить:

а) в полном объеме только к одномуправопреемнику (при слиянии, присоединениии преобразовании);

б) в полном объеме, но к несколькимправопреемникам в соответствующихчастях (при разделении);

в) частично как к одному, так и кнескольким правопреемникам (привыделении).

В соответствии со ст. 58 ГК РФпереход прав и обязанностей от одногоюридического лица к другому в процессереорганизации оформляется соответствующимиправоустанавливающими документами:передаточным актом (при реорганизациив формах слияния, присоединения ипреобразования) или разделительнымбалансом (при реорганизации в формахразделения и выделения). Учитывая большуюзначимость этих документов, к нимпредъявляются особые требования. Вчастности, в п. 1 ст. 59 ГК РФ предусматривается,что передаточный акт и разделительныйбаланс должны содержать положения оправопреемстве по всем обязательствамреорганизованного юридического лицав отношении всех его кредиторов идолжников, включая обязательства,оспариваемые сторонами.

Исходя из приведенной нормызакона, можно сделать вывод о том, чтов передаточном акте и разделительномбалансе должны содержаться сведения овсех обязательствах долгового характера,а также всех правах требования,передаваемых реорганизуемым юридическимлицом своему правопреемнику, с обязательнымуказанием (подробной балансовойрасшифровкой) числящихся по каждомукредитору и должнику денежных сумм.

Чтобы не допустить нарушенияпорядка оформления правопреемства приреорганизации, в Гражданском кодексепредусмотрено специальное правило,согласно которому в случае отсутствияв передаточном акте или в разделительномбалансе положений о правопреемстве пообязательствам реорганизованногоюридического лица государственнаярегистрация вновь возникших юридическихлиц не производится.

Несмотря на столь жесткиетребования закона, на практике они невсегда выполняются, что нередко приводитк серьезным затруднениям, а порой и кневозможности установления правопреемствапри реорганизации в отношении определенныхобязательств.

В развитие затронутой темыхочется заметить, что неопределенностьв вопросах правопреемства при реорганизацииможет возникнуть лишь в случаях разделенияи выделения. При других формах (слиянии,присоединении и преобразовании)определить правопреемника по тем илииным обязательствам реорганизованногоюридического лица не составляет труда- правопреемником в этих случаях вотношении всех прав и обязанностейпрекращающих существование юридическихлиц всегда является одно юридическоелицо.

При разделениии выделении правопреемник может бытьнеочевиден. Объясняется это тем, что квновь образованным юридическим лицампереходят лишь отдельные имущественныеправа и обязанности реорганизованныхюридических лиц. Так, при разделениивсе права и обязанности прекращающегосуществование юридического лица вопределенных пропорциях распределяютсясреди нескольких вновь образованныхюридических лиц. В случае же выделенияк правопреемнику переходит только частьимущественных прав и обязанностейреорганизованного юридического лица.Именно поэтому применительно креорганизации в формах разделения ивыделения законодательство устанавливаетдополнительные гарантии для кредиторов.В частности, в п. 3 ст. 60 ГК РФ предусматривается,что если разделительный баланс не даетвозможности определить правопреемникареорганизованного юридического лица,то вновь возникшие юридические лицанесут солидарную ответственность пообязательствам реорганизованногоюридического лица перед его кредиторами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *