Подтверждение квалификации педагогических работников

Технологии повышения квалификации и аттестации педагогических работников

Основные понятия темы, «квалификация», «аттестация», «повышение квалификации».

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям по должности и полученной специальности, подтвержденную документами образовании.

Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности .

Жизнь не стоит на месте, и любая специальность и квалификация требуют обновления своего арсенала знаний и методов их реализации.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требованием к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации является должностной обязанностью педагогического работника, а также правом, если он изъявляет добровольное желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в течение всей трудовой деятельности работника.

Повышение квалификации — часть системы дополнительного профессионального образования.

Аттестация — это организационно-правовая форма оценки соответствия педагогического работника предъявляемым квалификационным требованиям .

Цель аттестации — подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.

Основные задачи аттестации:

  • • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
  • • определение необходимости повышать квалификацию педагогических работников;
  • • повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
  • • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • • учет требований ФГОС к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
  • • обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Основные принципы аттестации, коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Согласно законодательству Российской Федерации, каждый педагогический работник обязан периодически проходить аттестацию. Это процедура систематическая, повторяющаяся раз в три года.

Аттестация педагогических работников необходима для повышения квалификации и выявления соответствия должности того или иного педагога. Это один из самых ответственных моментов в трудовой жизни каждого учителя.

Во-первых, это хорошая возможность показать комиссии запасы своих знаний и доказать свой профессионализм. В связи с этим мнение о педагоге у коллег и в обществе в целом меняется. Во-вторых, после очередной аттестации в случае положительных результатов педагогу поднимают заработную плату. Из этого можно сделать вывод, что аттестация педагогических работников направлена на их же благо. Все поправки и изменения в действующее законодательство внесены главным образом с целью повышения эффективности современного учебного и воспитательного процесса.

Аттестация педагогических работников осуществляется с учетом основных параметров. Первый этап включает в себя подтверждение соответствия занимаемой должности. Комиссия будет проверять знания и навыки педагога, а также его умение обращаться с детьми. На этом этане выясняется профпригодность работника и соответствие должности.

На втором этапе встает вопрос о присвоении педагогу первой или вышей категории.

Практически в каждом законе есть исключения. То же относится и к Федеральному закону об аттестации педагогических работников. Существуют категории лиц, которые освобождаются от прохождения обязательной аттестации. К ним относятся педагоги:

  • • имеющие общий трудовой стаж менее двух лет;
  • • беременные;
  • • находящиеся в декретном отпуске по уходу за ребенком.

Однако законодательством вышеперечисленным лицам

не запрещено проходить аттестацию, если они сами изъявили на то желание.

Каковы особенности применения п. 3.22 Типового положения?

С целью социальной защиты педагогических работников, которые продолжительное время работали на педагогических должностях, достигли высокого уровня профессионализма и перешли работать на другие педагогические должности, в Типовое положение введена норма (п. 3.22), согласно которой при переходе педагогических работников из одного учебного заведения в другое, а также при переходе на другие педагогические должности в этом же учебном заведении, квалификационные категории (тарифные разряды) и педагогические звания, присвоенные им по результатам предыдущей аттестации, сохраняются до следующей аттестации. Также сохраняются присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории за педагогическими работниками, переходящими на должности методистов, воспитателей-методистов, а также при переходе педагогического работника из методического учреждения на педагогические должности в учебное заведение.

Лишение работника квалификационной категории, которую он достиг в течение многих лет работы на педагогических должностях, и установление ему низшей квалификационной категории «специалист» противоречат общепризнанным нормам трудового законодательства.

Пункт 3.22 Типового положения распространяется, в частности, на случаи перехода педагогического работника с педагогической должности в общеобразовательном учебном заведении на должность в дошкольном учебном заведении, при переходе из заведения профтехобразования в школу и наоборот, с должности преподавателя высшего учебного заведения I — II уровней аккредитации в профессионально-техническое училище или в общеобразовательное учебное заведение и т. п. Единственными требованиями для сохранения квалификационной категории при этом должно быть то, что переход осуществляется с одной педагогической должности на другую педагогическую должность, а также наличие у работника соответствующего образования, необходимого для его зачисления на эту должность.

Вопросы, связанные с определением размера оплаты труда при приеме на работу работников, регулируются КЗоТ и другими нормативно-правовыми актами. В частности, ст. 96 КЗоТ установлено, что должностные оклады служащим устанавливает собственник или уполномоченный им орган в соответствии с должностью и квалификацией работника. По результатам аттестации собственник или уполномоченный им орган имеет право изменять должностные оклады служащим в пределах утвержденных в установленном порядке минимальных и максимальных размеров окладов на соответствующей должности. Такая же норма содержится в п. 4 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

То есть определить размер оплаты труда при приеме на работу педагогического работника или при догрузке его часами на другой должности должен собственник или уполномоченный им орган. При этом главным критерием, по которому определяется тарифный разряд такому работнику, является уровень его квалификации.

При этом не следует допускать при приеме на педагогические должности установление низшего тарифного разряда специалистам, имеющим высокую квалификацию, большой опыт научной или преподавательской работы. Собственник или уполномоченный им орган при приеме на работу специалистов с большим опытом работы должен решать вопросы размера оплаты труда с учетом уровня квалификации таких работников.

При аттестации таких работников следует руководствоваться п. 4.9 Типового положения, которым, в частности, определено, что специалисты, перешедшие на должности педагогических работников в профессионально-технические и высшие учебные заведения I — II уровней аккредитации с производства или сферы услуг, а также научно-педагогические работники высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, перешедшие на педагогические должности, аттестуются на присвоение квалификационной категории «специалист второй категории» при наличии не менее двух лет стажа работы на производстве, в сфере услуг или стажа научно-педагогической деятельности; «специалист первой категории» — не менее пяти лет; «специалист высшей категории» — не менее восьми лет.

Не может быть установлен низший тарифный разряд научно-педагогическим работникам высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, принятым на должности учителей или преподавателей общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, лицам, имеющим ученые степени и приглашенным для преподавания учебных дисциплин, по которым они являются специалистами, в общеобразовательные или другие учебные заведения системы общего среднего образования, специалистам с производства или сферы услуг с большим опытом работы.

Например, в случае принятия на педагогическую должность в профессионально-техническое учебное заведение специалиста с производства или сферы услуг, имеющего стаж работы по специальности пять лет, при первой аттестации на педагогические должности он может аттестоваться на присвоение квалификационной категории «специалист первой категории». Впрочем, при приеме на работу такого специалиста оплата его труда существляется по тарифному разряду, установленному собственником или уполномоченным им органом.

При приеме на работу в общеобразовательное учебное заведение специалиста, который до этого работал преподавателем аналогичной учебной дисциплины в высшем учебном заведении III — IV уровня аккредитации и который имеет ученую степень, руководитель учебного заведения (органа управления образования) имеет право установить ему наивысший тарифный разряд, предусмотренный на этой должности. При аттестации на педагогической должности ему может быть присвоена любая квалификационная категория, в том числе и квалификационная категория «специалист высшей категории», как это предусмотрено п. 4.7 Типового положения.

Когда должна проводиться аттестация работников, прервавших работу на педагогической должности?

Следует отметить, что отныне п. 3.17 Типового положения установлено, что за работниками, прервавшими работу на педагогической должности (независимо от продолжительности перерыва в работе), сохраняются присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания. Аттестация таких работников осуществляется не позднее чем через два года после принятия их на работу. Подчеркнем: это касается лиц, с момента последней аттестации которых прошло более пяти лет.

Если с момента последней аттестации работника, прервавшего работу на педагогической должности, не прошло пяти лет, его очередная аттестация должна осуществляться в пятилетний срок со дня последней аттестации.

Каков порядок аттестации работников, совмещающих педагогические должности?

Пункт 3.18 Типового положения дополнен новой нормой, которой установлено, что при совмещении работниками педагогических должностей в одном учебном заведении их аттестация осуществляется по каждой из занимаемых должностей.

Педагогический работник, который в год очередной аттестации совмещает педагогические должности, а именно наряду со своей основной работой выполняет дополнительную работу по другой педагогической должности, проходит аттестацию по каждой из занимаемых должностей.

Типовым положением предусмотрено также, что по заявлению работника или по представлению руководителя либо педагогического совета учебного заведения может проводиться внеочередная аттестация. То есть аттестация работника, совмещающего педагогические должности, может проводиться как одновременно, так и в разные сроки. Целесообразно синхронизировать аттестационные процедуры работника, занимающего две или более должности в одном учебном заведении, проводя их одновременно.

Следует учитывать, что на педагогических работников, совмещающих педагогические должности, аттестационные листы оформляются отдельно на соответствие каждой из занимаемых должностей.

Пунктом 3.1 Типового положения определено, что работники, включенные в списки лиц, подлежащих очередной аттестации, имеют право подавать в аттестационную комиссию заявление о присвоении более высокой квалификационной категории (тарифного разряда). Когда нужно подать такое заявление?

С целью недопущения ухудшения прав педагогических работников на присвоение квалификационных категорий в текущем учебном году педагогические работники, включенные в список лиц для прохождения очередной аттестации, которые претендуют на присвоение более высокой квалификационной категории, могут подать в аттестационные комиссии заявления о присвоении следующей квалификационной категории (тарифного разряда).

В связи с этим педагогическому работнику необходимо помнить, что заявления о присвоении более высокой квалификационной категории, тарифного разряда, а также о внеочередной аттестации, переносе срока аттестации необходимо подавать в аттестационную комиссию до 10 октября.

Каков порядок аттестации выпускников высших учебных заведений?

Порядок аттестации выпускников высших учебных заведений определен п. 4.3 Типового положения. В частности, предусмотрено, что выпускникам высших учебных заведений, получившим полное высшее образование, при приеме на работу устанавливается квалификационная категория «специалист».

Полное высшее педагогическое образование дает право выпускникам высших учебных заведений на получение квалификационной категории «специалист» как получившим квалификацию, достаточную для осуществления профессиональной деятельности. Указанная квалификационная категория присваивается им одновременно с приемом на работу.

В случае приема на работу выпускника высшего учебного заведения с полным высшим образованием руководитель учебного заведения (органа управления образования) не имеет права установить ему тарифный разряд ниже девятого, соответствующий уровню оплаты труда по квалификационной категории «специалист». Такое разъяснение, в частности, содержится в письме Минобразования от 22.02.2011 г. № 1/9-118 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 11).

Приказом Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557 (приложение 6) установлено, что специалистам, имеющим образовательно-квалификационный уровень специалиста или магистра, устанавливается 9-й тарифный разряд, который, как уже отмечалось, соответствует квалификационной категории «специалист». Однако это касается только педагогических должностей, на которых предусмотрена возможность присвоения квалификационных категорий.

До первой аттестации такого молодого специалиста, которая проводится обычно через два года после начала педагогической деятельности, оплата труда ему будет осуществляться именно по квалификационной категории «специалист». Присвоенная ему по результатам первой аттестации квалификационная категория будет «специалист второй категории».

Одновременно необходимо заметить, что аттестационной комиссией I уровня по результатам аттестации квалификационная категория «специалист» может быть присвоена только в случае признания работника не соответствующим ранее присвоенной квалификационной категории «специалист второй категории» или более высокой квалификационной категории.

Каков порядок проведения аттестации при отсутствии педагогического работника?

В соответствии с п. 3.6 Типового положения заседание аттестационной комиссии проводится в присутствии аттестуемого работника. Во время заседания аттестационной комиссии педагогический работник имеет право давать устные и письменные объяснения, подавать дополнительные материалы, касающиеся своей профессиональной деятельности.

По решению аттестационной комиссии аттестация может быть проведена при отсутствии работника,если он не явился на заседание аттестационной комиссии по объективным причинам (служебная командировка, территориальная отдаленность, продолжительная болезнь и другие причины, препятствующие присутствию на заседании) и дал на это письменное согласие, за исключением случаев аттестации работников, в отношении которых поднят вопрос о несоответствии занимаемой должности.

В случае неявки аттестуемого педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия после выяснения причин неявки может провести аттестацию при его отсутствии.

Важное значение при проведении аттестации имеет решение членами комиссии вопроса о возможности аттестации работника, который по той или иной причине не явился на заседание аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия в каждом конкретном случае должна принимать решение о возможности аттестации лица, не явившегося на заседание. При этом члены комиссии должны выяснять причину неявки, а также был ли работник надлежащим образом извещен о времени и месте проведения заседания аттестационной комиссии.

В случае невозможности участия аттестуемого лица в заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам аттестационная комиссия, выяснив причину неявки, имеет право принять решение о проведении аттестации без участия аттестуемого лица.

В то же время нельзя принимать решение в отсутствие педагога, если принимается решение о несоответствии его занимаемой должности или о несоответствии ранее присвоенной квалификационной категории. В таких случаях необходимо перенести заседание комиссии на другой день.

В случае, когда работник злостно уклоняется от явки на заседание аттестационной комиссии, особенно когда руководителем учебного заведения затронут вопрос о его несоответствии занимаемой должности, необходимо принять все возможные меры по надлежащему уведомлению работника о времени и месте заседания. В случае его повторной неявки аттестационная комиссия может принять решение о проведении аттестации в отсутствие такого работника. Принятие такого решения должно быть аргументировано в протоколе заседания аттестационной комиссии.

Как теперь осуществляется голосование членов аттестационной комиссии в связи с изменениями, внесенными в п. 3.8 Типового положения?

Отныне Типовое положение не содержит требования о принятии решений аттестационной комиссией только путем тайного голосования. В соответствии с п. 3.8 Типового положения решения аттестационной комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. То есть члены аттестационной комиссии сами определяют форму проведения голосования. Оно может быть как тайным, так и открытым. При открытом голосовании не скрывается, как проголосовал тот или иной член аттестационной комиссии. При тайном голосовании, наоборот, принимаются меры, чтобы эта информация была недоступна.

Во время заседания аттестационной комиссии важное значение должно иметь выяснение вопроса о правомочности комиссии принимать решения. Пунктом 3.8 Типового положения предусмотрено, что заседание аттестационной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов. В связи с этим в протоколе должны быть указаны количество и фамилии членов комиссии, присутствующих на заседании.

Напомним также, что отныне количество членов аттестационной комиссии не может быть менее пяти человек (п. 2.6 Типового положения).

Таким образом, издавая приказ о создании аттестационной комиссии в учебном заведении для организации и проведения аттестации педагогических работников, руководитель имеет право создать комиссию в составе не менее пяти человек. Как правило, малочисленные аттестационные комиссии могут создаваться в учебных заведениях с небольшим количеством педагогических работников.

В то же время следует помнить, что решение о целесообразности создания аттестационной комиссии в учебном заведении, где работает менее 15 педагогических работников, принимает районный (городской) отдел образования (п. 2.10 Типового положения). Однако это не всегда означает, что в таком учебном заведении не может быть создана аттестационная комиссия.

Простое большинство голосов — получение за решение, поставленное на голосование, более половины голосов членов аттестационной комиссии, принимавших участие в голосовании. Например, если в голосовании принимали участие восемь членов комиссии, из которых пять проголосовали за решение, поставленное на голосование, оно считается принятым.

В случае одинакового количества голосов «за» и «против» принимается решение в пользу аттестуемого работника.

Следует отметить, что практика, когда большинство членов аттестационной комиссии воздерживаются от голосования, является неправильной. Члены аттестационной комиссии должны иметь собственное мнение по вопросам, выносящимся на голосование, и свободно его выражать.

В протоколе должны быть указаны результаты голосования членов комиссии по всем вопросам, вынесенным на голосование.

Кроме того, внесенными изменениями расширены права членов аттестационной комиссии. Типовое положение дополнено нормой, дающей право членам аттестационных комиссий, которые не согласны с решением, принятым комиссией, прилагать к протоколу изложенное в письменном виде отдельное мнение по вопросам аттестации педагогического работника (п. 3.7 Типового положения).

Протокол, составляемый в ходе заседания аттестационной комиссии, может оформляться в рукописном виде в книге протоколов аттестационной комиссии, листы которой нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью. Также допускается на основании записей, сделанных во время заседания комиссии, готовить протокол на печатающем устройстве. После изготовления печатного текста протоколы в хронологическом порядке подшиваются в отдельное дело протоколов заседаний аттестационной комиссии.

Какими должны быть действия руководителя, если аттестационной комиссией принято решение о несоответствии работника занимаемой должности?

В случае принятия аттестационной комиссией решения о несоответствии работника занимаемой должности руководитель должен предложить ему работу на другой должности, которая соответствует его квалификации, конечно, если такая должность в школе есть и она вакантна. Если работник откажется от предложенной должности, такой отказ должен быть письменным.

Если должности, на которую можно перевести работника, в учебном заведении нет, или если он отказался от предложенной должности, издается приказ о расторжении трудового договора на основании п. 2 ч. 1 ст. 40 КЗоТ. При этом администрации учебного заведения и руководство местного отдела образования необходимо неуклонно соблюдать требования законодательства о труде, регламентирующего порядок расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа, а также о существующих ограничениях на увольнение некоторых категорий работников.

В частности, для расторжения трудового договора необходимо получить предварительное согласие профсоюзного органа на увольнение работника, соблюдать порядок и сроки подготовки и издания приказа об увольнении, а также помнить, что увольнение работника после получения такого согласия может быть осуществлено не позднее чем через месяц со дня его получения (ст. 43 КЗоТ).

В соответствии с разъяснением, содержащимся в постановлении Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.92 г., заключения аттестационной комиссии о квалификации работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. То есть судом будут исследоваться не только документы, предоставленные аттестационной комиссией школы, но и другие документы и свидетельства, в том числе предоставленные уволенным работником, например, о необъективном отношении к нему членов аттестационной комиссии и руководства учебного заведения.

Учитывая это, аттестационная комиссия и администрация учебного заведения не должны допускать даже мельчайших нарушений порядка проведения аттестации и законодательства о труде и тщательным образом готовить документацию на работника, признанного не соответствующим занимаемой должности, уделяя особое внимание составлению протокола заседания аттестационной комиссии и заполнению аттестационного листа.

Анализ практики деятельности учебных заведений в течение последних лет дает основания предостеречь руководителей учебных заведений и органов управления образования от смелости увольнять работника по указанным основаниям и рекомендовать делать это только в самых крайних случаях, когда оставить работника на занимаемой им должности действительно невозможно, а другой должности, на которой бы он мог работать, в учебном заведении нет.

Необходимо помнить, что согласно ч. 3 ст. 184 КЗоТ увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (до шести лет, если ребенок по медицинскому заключению в этот период нуждается в домашнем уходе), одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, с обязательным трудоустройством.

Собственник или уполномоченный им орган имеет право на основании решения аттестационной комиссии принять решение о переводе работника на другую работу или расторжении с ним трудового договора только в срок не более двух месяцев со дня аттестации.

Приказ об увольнении или переводе работника с его согласия на другую должность, изданный на основании решения комиссии о несоответствии работника занимаемой должности в результате недостаточной квалификации, может быть издан лишь после рассмотрении его апелляций (в случае их подачи) аттестационными комиссиями высшего уровня. Несоблюдение этого правила в случае удовлетворения апелляции может повлечь за собой необходимость восстановления работника на должности с выплатой ему заработной платы за время вынужденного прогула.

Добавим также, что п. 6.2 Типового положения установлено, что в случае принятия аттестационной комиссией решения о соответствии работника занимаемой должности при условии выполнения определенных мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, аттестационная комиссия в установленный ею срок, но не более одного года, проводит повторную аттестацию с целью проверки их выполнения и принимает решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности.

Повторное заседание комиссии в таких случаях проводится с целью проверки выполнения определенных в решении комиссии мероприятий. После его проведения аттестационная комиссия принимает решение о выполнении замечаний и условий, изложенных аттестационной комиссией, которое прилагается к материалам аттестационного дела и к личному делу работника.

Может ли педагогический работник отказаться от очередной аттестации?

Статьей 27 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV установлено, что аттестация педагогических работников общеобразовательных учебных заведений является обязательной и осуществляется, как правило, один раз в пять лет. Такие же требования по обязательности аттестации содержатся в законах Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III (ст. 32), «О профессионально-техническом образовании» от 10.02.98 г. № 103/98-ВР (ст. 45), «О внешкольном образовании» от 22.06.2000 г. № 1841-III (ст. 25), «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III (ст. 48). Пунктом 1.5. Типового положения также определено, что аттестация педагогических работников является обязательной.

В соответствии с пп. 3.1 и 3.2 Типового положения руководитель заведения ежегодно в начале учебного года подает в аттестационную комиссию списки педагогических работников, подлежащих очередной аттестации. Аттестационная комиссия утверждает эти списки и определяет график проведения аттестации работников. Учитывая изложенное, согласие педагогического работника на прохождение очередной аттестации не требуется.

В то же время пп. 3.15 и 3.16 Типового положения предусмотрены случаи, когда аттестация может быть перенесена или отсрочена. В частности, аттестация работника может быть перенесена на один год в случае его продолжительной нетрудоспособности или при переходе в год проведения очередной аттестации на работу в другое учебное заведение и по другим уважительным причинам. Очередная аттестация педагогических работников, совмещающих работу с учебой в высших учебных заведениях по направлениям (специальностям) педагогического профиля, с их согласия может быть отсрочена до окончания учебы.

Отметим, что отныне решение о переносе аттестации может приниматься аттестационными комиссиями не только до 20 октября, как было определено ранее.

Если основания для переноса срока очередной аттестации возникли после 10 октября, аттестационная комиссия по заявлению работника может принять решение о его аттестации в следующем учебном году. Основаниями для переноса, в частности, могут быть: продолжительная болезнь работника, тяжелое заболевание близких родственников, нуждающихся в уходе, продолжительная командировка и т. п.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 мая 2014 г.

Регистрационный N 32408

В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582) приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N209 «О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999).

Министр Д. Ливанов

Приложение

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

I. Общие положения

1. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — организация), определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.

Настоящий Порядок применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381), в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (далее — педагогические работники).

2. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории1.

3. Основными задачами проведения аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

4. Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

5. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее — аттестационная комиссия организации)2.

6. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

7. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

8. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя.

9. Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

10. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.

11. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

б) наименование должности на дату проведения аттестации;

в) дата заключения по этой должности трудового договора;

г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

12. Работодатель знакомит педагогического работника с представлением пoд роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу).

При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

13. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.

Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.

В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.

При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

14. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

15. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:

соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);

не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

16. Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

17. В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.

18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

19. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самим педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.

20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации, решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

21. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «г» и «д» настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «е» настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

23. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.

По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

25. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — аттестационные комиссии)4.

26. При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.

27. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

28. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

29. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

30. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

31. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

32. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

33. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

34. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

35. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

36. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 6625;

выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

37. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 6625;

выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

38. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

39. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);

отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается е установлении квалификационной категории).

40. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

41. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.

42. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

43. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

44. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

45. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

46. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

1Часть 1 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).

2Часть 2 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).

3Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).

4Часть 3 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).

5Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).

Вопрос: Как следует проводить аттестацию педагогических работников в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям в малокомплектных образовательных организациях?
Ответ. Порядком аттестации не предусмотрены какие-либо особые условия аттестации педагогических работников малокомплектных образовательных организаций в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям.
Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемым ими должностям определяется работодателем самостоятельно в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Вопрос: Имеет ли педагогический работник право по результатам аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности претендовать на повышение оплаты его труда?

Ответ. К основным задачам проведения аттестации (пункт 3 Порядка аттестации) не относится обеспечение дифференциации размеров оплаты труда для педагогических работников, прошедших аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
В то же время, в положениях об оплате труда организаций могут содержаться условия, учитывающие результаты такой аттестации при установлении выплат стимулирующего характера.

Вопрос: Обязан ли руководитель образовательной организации провести аттестацию на соответствие занимаемой должности, если педагогическому работнику решением аттестационной комиссии отказано в установлении первой или высшей квалификационной категории?

Ответ. Руководитель организации в отношении педагогического работника, которому было отказано в установлении первой или высшей квалификационной категории, вправе провести аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 Порядка аттестации, к которым относится случай, когда отказано в установлении высшей квалификационной категории, но за педагогическим работником сохраняется действие первой квалификационной категории.
Необходимость и сроки представления педагогических работников для проведения их аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой им должности определяются работодателем самостоятельно с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Вопрос: Распространяются ли результаты аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности одной образовательной организации при переходе в другую образовательную организацию?
Ответ. Нет, не распространяются. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности действуют в течение 5 лет только в данной организации, поскольку проведение такой аттестации осуществляется аттестационными комиссиями каждой организации самостоятельно.
Вместе с тем, работодатель по новому месту работы может назначить проведение аттестации педагогического работника не ранее чем через два года со дня, с которого он приступил к работе (подпункт «б» пункта 22 Порядка аттестации).

Вопрос: Какие действия могут быть предприняты работодателем в случае признания работника не соответствующим занимаемой должности?
Ответ. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор с работником может быть расторгнут.
Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 ТК РФ).
При этом увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, является правом, а не обязанностью работодателя. ТК РФ предусматриваются случаи, когда увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части первой статьи 81 ТК РФ не допускается.
Так, не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (часть 6 статьи 81 ТК РФ).
Не допускается увольнение по данному основанию работников (в том числе педагогических) из числа лиц, указанных в части 4 статьи 261 ТК РФ (к примеру, женщины, имеющие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет и в ряде других случаев), а также лиц, указанных в статье 264 ТК РФ.

Вопрос: Фиксируются ли в трудовой книжке педагогического работника результаты аттестации на соответствие занимаемой должности? Если нет, то где эти результаты должны быть отражены?
Ответ. Сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в трудовую книжку не вносятся.
В соответствии с пунктом 20 Порядка аттестации на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее 2 рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение 3 рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

Вопрос: Может ли педагогический работник лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации, если он письменно это не указал в заявлении?
Ответ. Согласно пункту 13 Порядка аттестации аттестация педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится с его участием. Поскольку на педагогического работника не возложена обязанность уведомлять о своем присутствии на заседании аттестационной комиссии, то в случае неявки работника в день проведения аттестации работодателю следует выяснить причину отсутствия, и, если она будет признана уважительной, аттестация педагогического работника переносится на другую дату, как это предусмотрено пунктом 13 Порядка аттестации.
При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

Вопрос: Будет ли считаться нарушением установленного Порядка аттестации, проводимой в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, если педагогический работник не был ознакомлен с распорядительными актами организации об аттестации, а также с представлением работодателя или ознакомлен с ними в сроки, меньшие, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации? Если да, то каковы правовые последствия такого нарушения?
Ответ. Порядком аттестации установлена обязанность работодателя знакомить педагогических работников не позднее, чем за 30 дней до дня проведения аттестации под роспись с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, графиком проведения аттестации (пункт 9 Порядка аттестации), а также с представлением (пункт 12 Порядка аттестации).
Несоблюдение работодателем положений, предусмотренных указанными пунктами Порядка аттестации, может быть обжаловано работником в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в суде).

Вопрос: Является ли основанием для принятия решения аттестационной комиссией о несоответствии занимаемой должности отсутствие у педагогического работника образования, соответствующего профилю его педагогической деятельности?

Ответ. Отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания аттестационной комиссией организации педагогического работника не соответствующим занимаемой должности, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
Такой вывод подтверждается положениями пункта 23 Порядка аттестации, в соответствии с которым лица, не имеющие специальной подготовки, установленной в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий могут приниматься на соответствующие должности, как и лица, имеющие соответствующую подготовку.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования.

Вопрос: Может ли аттестация педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой им должности проводиться по желанию работников на основании их заявления?
Ответ. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится по инициативе работодателя на основании его представления в аттестационную комиссию.
По желанию педагогических работников в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» может проводиться только аттестация в целях установления квалификационной категории.

Вопрос: Если педагогический работник будет включен в список лиц, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой им должности, имеет ли он право одновременно обратиться в аттестационную комиссию для установления ему квалификационной категории? Следует ли проводить аттестацию такого педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности?

Ответ. В соответствии с Порядком аттестации аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и аттестации в целях установления квалификационной категории проводится разными аттестационными комиссиями.
Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности определяются работодателем с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. Педагогические работники вправе обратиться в аттестационную комиссию для прохождения такой аттестации в любое время, в том числе в случаях, когда на них имеется представление работодателя на проведение аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Если в отношении педагогического работника, обратившегося в аттестационную комиссию для проведения его аттестации в целях установления квалификационной категории, не будет вынесено решение аттестационной комиссией об установлении квалификационной категории, на которую он претендует, ко дню проведения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, то она проводится с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Вопрос: Возможно ли проведение внеочередной аттестации педагогического работника в целях подтверждения соответствия им занимаемой должности в случаях наличия жалоб на ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей?
Ответ. Порядком аттестации не предусмотрено проведение внеочередной аттестации на соответствие занимаемой должности.
В случаях ненадлежащего исполнения педагогическим работником своих обязанностей работодатель руководствуется статьей 192 ТК РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

Вопрос: Должна ли проводиться аттестационными комиссиями организаций аттестация педагогических работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, если она была проведена до 1 сентября 2013 года аттестационными комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, а также аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, как это было установлено приказом № 209?

Ответ. По ранее действовавшему порядку аттестации аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводилась один раз в 5 лет.
Следовательно, в течение 5-летнего срока со дня принятия решения соответствующей аттестационной комиссией работодатель не должен проводить аттестацию таких педагогических работников, посколькувнеочередной характер проведения такой аттестации не предусмотрен Порядком аттестации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276.

Вопрос: Может ли руководитель образовательной организации являться председателем аттестационной комиссии организации или входить в ее состав?

Ответ. Согласно пунктам 5–7 Порядка аттестации, аттестация педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями и утверждаемыми распорядительным актом работодателя. Порядком аттестации не установлено запрета на включение в состав аттестационной комиссии руководителя образовательной организации. Таким образом, решение о вхождении руководителя образовательной организации в состав аттестационной комиссии, в том числе в качестве председателя, относится к компетенции образовательной организации.

Вместе с тем, учитывая, что руководитель образовательной организации является представителем работодателя, принимает распорядительные акты о создании аттестационной комиссии и проведении аттестации, знакомит с ними педагогических работников, подлежащих аттестации, вносит в аттестационную комиссию представление на педагогического работника, то ему входить в состав аттестационной комиссии, а также являться ее председателем нецелесообразно.

Вопрос: Имеет ли право педагогический работник отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности? Каковы правовые последствия отказа работника от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности?

Ответ. Прохождение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности отнесено к их обязанностям (пункт 8 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину.

Следовательно, педагогические работники (за исключением педагогических работников, поименованных в пункте 22 Порядка аттестации) не вправе отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Отказ педагогического работника от прохождения такой аттестации является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка в соответствии со статьей 192 ТК РФ работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, положена ли педагогическим работникам доплата за подтверждение категории на соответствие занимаемой должности.
Ответ: Уважаемые коллеги! В данном вопросе нужно развести два вида аттестации. Если речь идет об аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, то доплата не предусмотрена. Другое дело получение категории — первой или высшей, когда такие выплаты должны быть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *