Почасовая оплата

Ученики. «Это муторно»

Начало карантина по всей России застало школьников на весенних каникулах, а в понедельник, 6 апреля, они продолжили учиться — но уже дистанционно. При этом еще в марте предполагалось, что каникулы продлятся до 13 апреля.

Не все смогли перейти на удаленное обучение — в Якутии, к примеру, немало труднодоступных районов, где нет интернета, там продолжаются очные занятия: в таком режиме работает почти половина школ региона. «Это тяжелая задача — перестроить многотысячную систему образования на иную форму, поэтому необходимо к ней привыкать, включаться родителям, детям и учителям», — недовольна якутский вице-премьер Ольга Балабкина.

Дети на Дальнем Востоке первыми столкнулись с тем, что платформы для дистанционного обучения не выдерживают наплыва пользователей. Позже на странности нового формата обучения и неподготовленностью к нему многих учителей и школ обратили внимание и ученики по всей стране.

«Я проснулась в восемь утра, зашла в чат с одноклассниками, чтобы узнать, какой будет урок. Это была алгебра. Зашла в программу Zoom на планшете, ввела идентификатор конференции и пароль, для каждого учителя он разный, и, собственно, начался видеоурок. Почему-то он шел двадцать-тридцать минут, но классный руководитель сказал, что теперь уроки будут очень короткие. Нам очень сжато рассказали материал, и мы, по сути, ничего не делали: сидели и слушали. И так прошли несколько уроков. Не было такого, как в школе, что в восемь тридцать начинается первый урок и дальше они идут. Какие-то были, какие-то — нет. Сегодня у меня было три урока: алгебра, геометрия и русский. В восемь тридцать алгебра началась, потом в двенадцать тридцать — русский, и в час — геометрия», — рассказывает семиклассница Камилла из школы на Юго-Западе Москвы.

Домашнее задание по всем урокам учителя задали, но сказали, что отправлять его никуда не надо — понадеялись на ответственность школьников. По видеочату Камилла поняла, что некоторые из ее одноклассников во время уроков играют в телефоне, стараясь держать его так, чтобы устройство просто не попадало в кадр.

Иногда школьники могут и попытаться саботировать урок с помощью новых сервисов обучения. Так, знакомая корреспондента «Медиазоны» из Москвы рассказывает, что у ее брата-девятиклассника учитель проводил урок с помощью прямого эфира в YouTube с доступом по ссылке — по-видимому, кто-то из детей вынес ссылку за пределы учебной группы, после комментарии к эфиру заполонили пошлости, написанные неизвестными пользователями.

«Кого-то спрашивают, задают вопросы какие-то, — рассказывает о ходе дистанционного урока Камилла. — Был не весь класс, может быть, кто-то проспал, кто-то несерьезно относится к этому. Это сложно, потому что муторно: ты не знаешь, во сколько какой урок, во сколько вставать, что вы вообще будете делать. Мне не нравится, что приходится сидеть дома и возиться с видеоконференциями какими-то, кому-то что-то отсылать, еще с оценками непонятно, и как год вообще заканчивать — непонятно, проще было бы в школе».

Девятиклассница Лиза из подмосковного Краснозаводска замечает, что во время таких занятий «посещаемость и активность не ахти»: «Но, честно, могло быть и хуже. На данный момент на уроке было минимум шестнадцать человек от класса, исходя из того что нас всего двадцать шесть. Честно, все это происходит вяло, если за один учебный день я могла получить минимум три оценки, то сегодня их всего две».

«Как временная замена — пойдет. Конечно, из-за технических сбоев хуже обычного», — оценивает первый день дистанционного обучения московский одиннадцатиклассник Дмитрий.

Он говорит, что учителя поделились на два типа. Одни просто высылают детям файлы с презентациями учебного материала и ждут, что в ответ те вовремя отправят выполненное домашнее задание. Другие — проводят уроки в видеочатах, в его классе педагоги пользовались платформами Zoom, Jitsi.Meet и Discord. Если учитель не может справиться с техническими настройками, ему в этом могут помочь дети или другие родственники, объясняет Дмитрий.

Фото: DPA / ТАСС

На большое количество самых разных платформ, используемых при обучении, обращает внимание и отец ученика московской средней школы, попросивший не упоминать его имени. Основные платформы, которыми сейчас пользуются учителя в разных регионах — «Российская электронная школа» (РЭШ), «ЯКласс» и электронный журнал «Дневник.ру». Но помимо них в разных школах могут использоваться и другие дополнительные сервисы, как рекомендуемые местными властями, так и выбранные самими преподавателями.

«Главный ужас — это то, что задания одновременно даются на трех разных платформах: «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», «Электронном журнале». И еще ЭЖД. И еще какой-то «гугл-класс». Удерживать все это одновременно в сознании решительно невозможно, дети, естественно, дезориентированы», — недоумевает родитель.

С ним соглашается и Александра, мать третьеклассницы из Петербурга (попросившая не указывать ее фамилию): «Ребенок получил не пакет заданий на день на условном одном сайте с его знакомой школьной программой, а ссылку на видеоурок во «ВКонтакте», ссылку на урок в «Учи.ру», ссылку на два урока в РЭШ и презентацию, составленную учителем в Power Point, плюс задания в бумажном учебнике и стишок, который надо выучить».

Александра надеется, что ее дочь не будет сачковать во время такого режима обучения дома, тем более что сама тоже сидит дома и следит за тем, чем занята девочка — в понедельник она уже видела, как дочь рассказывает выученный стих по видеосвязи.

Экс-директор по стратегии «Яндекс.Учебника», основательница исследовательского бюро Edutainme Наталья Чеботарь считает, что разнообразие платформ в образовательном процессе неизбежно.

«Неправильно думать, что есть какая-то одна платформа, которая закрывает потребности всех предметов и всех задач, которые в школе есть, — объясняет Чеботарь. — Я не уверена, что она может существовать. Более-менее понятно, как преподавать языки, потому что, например, SkyEng проделал в этом большой путь, но есть и другие предметы: музыка, литература, история, между которыми нет ничего общего, там другие форматы, которые сейчас изобретаются».

«Каждый преподаватель сейчас изобретает как вести предмет, — замечает эксперт. — Учителя, по нашему опыту, не любят, когда им дают готовое все, шаблон, по которому надо идти. Это очень творческие люди. Вне зависимости от того, нравятся они нам или нет, это очень творческая или живая профессия».

Учителя. «Все виснет, все ломается»

И школьники, и учителя жалуются на плохое качество изображения и звука во время видеосвязи, на постоянно неработающие сайты с образовательными программами (например, завис сайт для подготовки к экзаменам, на котором некоторые дети должны были получать домашнее задание) и вообще на то, что эти ресурсы часто не адаптированы к наиболее распространенным образовательным программам.

Педагоги опасаются, что у детей могут возникнуть дополнительные трудности с экзаменами. «Да, нам сдвинули сроки итоговой аттестации, да, мы еще имеем в запасе май (теоретически не онлайн), но месяц — это много. Тут я пока не придумала ничего, кроме личных скайп-консультаций. Возможно, это немного поможет», — пишет преподавательница русского языка и литературы Елена Савицкая, которая ведет блог на сайте образовательного издания «Мел».

Дмитрий Казаков и Марина Шарова, учителя истории и обществознания из Нижегородской и Свердловской областей, рассказывают, что сегодня в их школах не работал электронный журнал «Дневник.ру». Проблемы были и с другими сервисами.

«»Дневник.ру» посыпался, это основная система, через которую «ЯКласс» был прикреплен, — говорит Шарова. — «ЯКласс» все-таки еще работает, но с перебоями. Например, дети заходят в тест, задание читают — и все, вылетает. Время идет, им двойки ставят, то есть это несерьезно. Видеоурок идет, тест не идет. То есть как интерактив — все виснет, все ломается, мощности нет. Все сидят «ВКонтакте», в вотсапе — но какой там урок?».

Фото: DPA / ТАСС

Впрочем, в некоторых регионах обходятся как раз соцсетями и мессенджерами. Например, учитель истории из Курганской области Владимир Кочеулов говорит, что в его школе преподаватели общаются с детьми через «ВКонтакте», «Одноклассники» и вотсап. Для этого в соцсетях создают специальные группы вроде «История 6-е классы». На сайте школы публикуются задания, после в соцсетях дети отправляют преподавателям выполненную работу и получают от них замечания по ней и оценки.

Марина Шарова из Свердловской области проводит уроки и по видеосвязи, для этого ей пришлось обратиться к геймерскому приложению Discord. «Skype, конечно же, ничего не выдерживает, Zoom завис — я все ресурсы перепробовала. Discord еще работает», — объясняет она.

Несколько лучше ситуация в школах, где есть свои электронные сервисы для обучения. Так, учительница русского языка и литературы из Удмуртии Анна Инютина рассказывает, что в ее школе есть своя система «Виртуальная гимназия» и со сбоями из-за слишком высоких нагрузок там не столкнулись.

Дети без интернета

Все опрошенные «Медиазоной» преподаватели признают, что в их школах есть дети, у которых нет доступа к интернету или компьютеру. В некоторых школах ученикам предоставляют технику, но такая возможность есть не у всех учреждений.

По оценке бывшего директора по стратегии «Яндекс.Учебника» Натальи Чеботарь, только в 30-35% российских школ ученики и педагоги технически готовы к дистанционному образованию: «У нас около 40 тысяч школ в стране, и почти половина — малокомплектные сельские школы. Но это ни о чем не говорит, далекие школы могут быть хорошо оснащены, и наоборот, школы в городах-миллионниках могут не иметь рабочего интернета».

Губернатор Петербурга Александр Беглов 5 апреля даже попросил горожан передать «невостребованный планшет или ноутбук» для школьников, у которых их нет. По словам Беглова, в Петербурге 507 тысяч школьников, при этом почти у 17 тысяч из них дома нет компьютерной техники и выхода в интернет.

В то же время на Ямале в городе Ноябрьск власти отчитались, что 11,5 тысячам школьников, у которых не было техники, выдали персональные ноутбуки для дистанционного обучения.

«Есть регионы, где развозят домашние задания в печатном виде по домам ученикам», — говорит оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.

Большинство учителей, с которым разговаривали корреспонденты «Медиазоны», считают, что российские в целом школы пока не готовы к удаленному обучению. «Не готовы программы для дистанционного учения, учителей практически не учили этим методам», — замечает Мирясова.

Дмитрий Казаков из Нижегородской области считает, что сейчас такое обучение — это просто «режим домашних заданий». «Видеоконференции с классом с помощью скайпа, зума — достаточно проблематичны, потому что, видимо, нагрузка на интернет выросла сильно. Да даже просто подключить к скайпу весь класс — 25-30 учеников — это невозможно, он не потянет. И зум тоже. Нужно создавать целую систему на будущее», — говорит он.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий отмечает, что вопросы вызывает и содержательная часть систем дистанционного обучения, например, «Российской электронной школы», где публикуются интерактивные уроки.

«Я решил проверить, что она собой представляет, и сразу же обнаружил, что те уроки, которые там выложены, судя по всему, не проходили никакой экспертизы содержательной, — говорит Луховицкий. — Точно так же, как уроки в «Московской электронной школе». Там стоит тетя и вещает полчаса, причем вещает какие-то вещи не очень правильные с точки зрения науки. Школы совершенно к этому не готовы и все заявления, что дистанционное образование у нас успешно развивается, все это не более чем преувеличение, мягко говоря».

Обновлено 8 апреля в 10:55. Добавлена информация о требованиях СанПиНа к продолжительности занятий за компьютером.

Редактор: Егор Сковорода

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Наряду со сдельной оплатой и фиксированным окладом, повременная оплата является одним из самых распространённых видов расчёта заработной платы.

В некоторых формах расчёта оплаты труда именно учёт времени, фактически отработанного сотрудником предприятия, является определяющим фактором, который влияет на размер заработной платы. Расчётный промежуток рабочего времени отличается в зависимости от применяемой системы оплаты труда. При системе окладов или тарифных ставок такой промежуток составляет месяц. При почасовой оплате труда за единицу расчёта берется трудовой час.

В зависимости от влияния различных производственных факторов могут применяться различные формы почасового вознаграждения.

  1. Обычная почасовая оплата. Один час работы имеет определённый тариф, объём фактически исполненной работы его не изменяет. Такой вид расчёта заработной платы применяется, когда качество работы или её объём не так важны, как проведённое на рабочем месте время, например должность вахтёра, охранника, администратора и т. п.

  2. Премиальная почасовая оплата. Премия начисляется за дополнительные к фактически отработанному времени показатели, такие как объём работы, определённое качество и т. д.

  3. Нормированная почасовая оплата. Помимо определённого тарифа за час работы, имеется доплата за неукоснительное соблюдение поставленных условий.

Законность трудового договора с почасовой оплатой

Принимая в качестве зарплатной системы почасовую, предприниматель обязан руководствоваться соответствующими статьями трудового законодательства России.

  1. Статья 91 ТК РФ говорит о необходимости учёта фактически отработанного каждым сотрудником времени, вменённом в обязанность работодателю.

  2. Статья 57 ТК РФ обязует включать условие о почасовой оплате в трудовой договор, поскольку система оплаты труда является его существенным условием.

Обязательно надо указать:

  • часовую ставку (оклад);

  • порядок исчисления заработка;

  • условия премирования и депремирования;

  • процедура оплаты за часы в праздники, выходные и ночное время;

  • конкретные дни выдачи заработной платы (не менее двух в течение месяца);

  • дополнительные условия, если они предусмотрены: испытательный срок, социальные гарантии и т. п.

  1. Часть 3 статьи 133 ТК РФ говорит о временных нормах и соответствующей им оплате: максимальная продолжительность рабочей недели в 40 часов и выполнение часовой нормы по производственному календарю в течение месяца должно гарантировать сотрудникам-почасовикам зарплату не ниже установленного государством минимального уровня (МРОТ).

  2. Системы оплаты труда работодатель устанавливает самостоятельно в коллективном договоре или локальном акте, принятом с учётом мнения профсоюза, если он есть в компании (ст. 8, 135 ТК РФ). Таким локальным актом может быть Положение об оплате труда. Не запрещается прописать систему оплаты труда в Правилах внутреннего трудового распорядка.

  3. При определении среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск используется средний дневной заработок. Это правило распространяется на всех без исключения работников, в том числе и на работников, которым установлен суммированный учёт рабочего времени (в том числе и при почасовой системе оплаты труда).

  4. Для расчёта среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат (в том числе оплата за ночные, сверхурочные часы, работу в праздники и т. п.), за исключением выплат социального характера и иных выплат, не относящихся к оплате труда: материальной помощи, оплаты стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и других.

Анализ судебной практики по трудовым спорам при применении почасовой оплаты труда

Основной задачей работодателя при применении почасовой формы оплаты труда является правильная организация подсчёта фактически отработанного времени, возможно с применением автоматизированных программ учёта. Почасовой расчёт заработной платы предполагает вероятность различия заработной платы в разные месяцы (нет фиксированного оклада), соответственно, расчёты заработной платы вполне могут быть оспорены работником, если его подсчёты отличаются от полученной суммы.

Все изменения в нагрузке, тарифе за час для расчёта заработной платы, видах выполняемых работ в обязательном порядке должны фиксироваться в трудовом договоре с помощью подписания дополнительного соглашения. Невыполнение этого требования закона грозит работодателю судебным иском.

Ленинский районный суд г. Воронеж рассмотрел дело 2-1380/2017 по иску <ФИО> к ГБОУ ДО «***» о признании незаконными действий ответчика, выраженных в изменении нормируемой части учебной нагрузки без согласования с работником. Истец просит взыскать заработную плату в размере <***> рублей. Истец был принят на почасовую работу ― 18 часов в неделю. С момента приёма на работу были заключены 10 дополнительных соглашений, но режим работы изменён не был. При этом истец отрабатывал 36 часов в неделю, в связи с чем недополучил <***> рублей.

Судом установлено, что, согласно табелям учёта рабочего времени, истец фактически выполнял трудовые функции 36 часов в неделю. Однако заработная плата выплачена за 18 часов. В связи с этим в пользу истца подлежит выплате недоплаченная сумма.

Многие работодатели считают, что почасовая форма оплаты труда может освободить их от официального оформления трудовых отношений с работником. Отработал смену в несколько часов ― получил деньги, и всё. Но в судебной практике достаточно рассмотренных дел об установлении факта трудовых отношений, взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск и иных выплат, вытекающих из трудовых отношений. Доказательствами могут являться свидетельские показания, отметки в журнале приёма-сдачи смен, начисление и фактическое получение заработной платы и др.

Ответственность за оформление трудового договора надлежащим образом лежит на работодателе. Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома и по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключённым и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трёх рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме.

Суд часто приходит к выводам о том, что к признакам трудового правоотношения, позволяющим отграничить его от других видов правоотношений, в том числе гражданско-правового характера, относятся: личный характер прав и обязанностей работника, обязанность работника выполнять определённую, заранее обусловленную трудовую функцию, выполнение трудовой функции в условиях общего труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, возмездный характер трудового отношения.

Важно помнить сроки исковой давности, применяемые при трудовых спорах. Это необходимо обеим сторонам: истцу, чтобы правомочно подать иск, и ответчику, чтобы в случае пропуска срока исковой давности иметь возможность оспорить сам факт подачи иска.

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении ― в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Но не всегда подтверждение факта выполнения определённых работ с почасовой оплатой труда при возникновении спора в судебном разбирательстве признаётся трудовыми отношениями.

Так, Братский городской суд Иркутской области рассмотрел дело 2-1436/2017 по иску С.А.В. к ООО «***» об установлении факта трудовых отношений, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований С.А.В. указал, что он работал в ООО «***» и был допущен руководством предприятия к работе без заключения трудового договора. График работы был поставлен в зависимость от поставки леса на территорию предприятия. Оплата труда ― почасовая. В период работы работодателем на его имя был открыт расчётный счет в ПАО «Братский АНКБ» и выпущена зарплатная карта, на которую в дальнейшем работодателем перечислялись авансы и заработная плата.

Через некоторое время С.А.В. уволился и при получении расчёта не согласился с суммой заработной платы, выплаченной ему предприятием. Кроме заработной платы, ему не была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск.

В данном судебном заседании суд признал верной сторону ответчика, который пояснил, что правоотношения между истцом и ответчиком носили исключительно гражданско-правовой характер. ООО «***» изначально обозначило С.А.В, что намерено оформить с ним гражданско-правовые отношения, однако предложенный ООО «***» договор подряда С.А.В. подписан не был. Оплата работы истца осуществлялась на основании актов сдачи-приёмки выполненных работ, подписываемых С.А.В в качестве подрядчика и ООО «***» в качестве заказчика. При этом размер оплаты зависел исключительно от результата выполненной С.А.В работы.

Поскольку судом не установлен факт выполнения истцом трудовых обязанностей в спорный период, факт нарушения трудовых прав истца со стороны ответчика, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда, которые носят производный характер от требований об установлении факта трудовых отношений между истцом и ответчиком, судом не усматривается.

Стоит также учитывать, что может возникнуть и обратная ситуация, когда руководство предприятия, пытаясь уйти от определённых выплат работникам (отпускных, больничных и т. д.), незаконно заключает гражданско-правовые договоры с оплатой работ по факту исполнения, избегая формулировки «почасовая оплата труда». Незаконность заключения таких договоров при существовании фактически трудовых отношений можно оспаривать в суде.

Октябрьский районный суд г. Тамбов рассмотрел дело 2-102/2017 (2-3983/2016;) по иску Р.Г.С. к РО ООГО «***» о признании отношений трудовыми, о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.

Из обоснования иска следует, что Р.Г.С. с <дд.мм.гг.> был принят в РО ООГО «***» на должность мастера производственного обучения вождению с почасовой оплатой труда. В период действия трудового договора его незаконно уволили, заключали срочный трудовой договор, а в последующем и гражданско-правовые договоры, что в совокупности повлекло за собой ущемление его прав как работника, что выразилось в неоплате сверхурочной работы, в том числе в выходные и праздничные дни.

При установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учётом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключённым на неопределённый срок.

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Судом проверены расчёты по начислению заработной платы и произведены расчёты сверхурочных работ в соответствии с законодательством РФ.

Решением суда фактически удовлетворены все требования истца о признании отношений трудовыми, о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, лишь уменьшен размер морального вреда с заявленных 50 000 рублей на 30 000 рублей.

При повременной оплате, в том числе при почасовой, иногда необходимо рассчитать среднемесячный заработок работника, например при начислении отпускных, больничных или, как в следующем примере, при определении суммы, в пределах которой работник несёт материальную ответственность. Как известно, она ограничена суммой среднемесячного заработка сотрудника.

Железнодорожным районным судом г. Чита рассмотрено дело 2-668/2017 по иску Б.А.И. к С.А.Н. о взыскании материального вреда, причинённого работником при выполнении трудовых обязанностей водителя (ДТП по вине работника). Между работником и работодателем был заключён договор о полной индивидуальной материальной ответственности работника за причинение ущерба имуществу работодателя.

Перечни должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовые формы договоров о полной материальной ответственности, утверждены Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85.

Вместе с тем в рамках указанных перечней отсутствует должность водителя (за исключением водителя-инкассатора), что исключает возможность привлечения ответчика С.А.Н. к полной материальной ответственности, ограничивая её пределами среднего месячного заработка работника С.А.Н.

Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учёт рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок. Средний часовой заработок исчисляется путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчётном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок определяется путём умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.

Средний заработок С.А.Н. в месяц определён в сумме 11 000 рублей. Именно этой суммой и ограничено взыскание материального ущерба, причинённого действиями работника работодателю Б.А.И.

Подводя итог нашему исследованию вопроса применения почасовой оплаты как одной из форм оплаты труда и анализу судебной практики по данному вопросу, можно сделать однозначный вывод, что независимо от того, как рассчитывается заработная плата работника (сдельная, повременная, оклад или иные), работник обладает всеми правами и обязанностями, закреплёнными в ТК РФ. Если же работодатель применяет повременную, в частном случае ― почасовую, оплату труда в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределённый срок, то незаконность таких действий можно успешно оспорить в суде.

Система оплаты труда в компании устанавливается коллективными договорами, отраслевыми и региональными соглашениями, локальными нормативными актами, нормативно-правовыми актами, в соответствии с нормами трудового права.

Деление систем оплаты труда на подвиды является достаточно условным. Обычно выделяют несколько форм систем оплаты труда:
Повременная – заработная плата работника зависит непосредственно от отработанного времени. Фиксированная тарифная ставка может быть часовой, дневной или месячной;

  1. Сдельная – заработная плата работника зависит от объема работы, которую он выполнил;
  2. Комиссионная – это система оплаты труда, при которой работник получает комиссию (проценты) от фиксированного показателя. Например, 10% от выручки торговой точки в день;
  3. Система плавающих окладов – это система, при которой оклад работника периодически может изменяться – например, раз в квартал или раз в месяц. Изменения могут зависеть от выполнения плана работ или иных показателей;
  4. Аккордная – при использовании такой системы оплаты труда зарплата работника будет зависеть от выполняемого им комплекса работ (в соответствии с аккордным заданием) за определенный период времени.

Почасовая оплата труда – один из вариантов повременной оплаты. Размер заработной платы трудящегося зависит от количества часов, которые фактически отработал работник.

Каким работникам целесообразно вводить почасовую оплату труда?

При определенных условиях использование почасовой оплаты труда очень выгодно для работодателя: оплачивается только то время, которое работник непосредственно занят работой, удобно рассчитывать заработную плату работникам, занятым неполный рабочий день.

Например, это могут быть:

  • Работники с неравномерной нагрузкой – например, привлекаемые для выполнения работ на определенном объекте промоутеры
  • Работники, чье рабочее время сложно нормировать – например, педагоги, которые ведут дополнительные занятия в учебных центрах;
  • Работники с гибким графиком работы, которые совмещают несколько работ;
  • Работники, определить производительность труда которых требует больших затрат или очень сложно.

Работодателям стоит учитывать, что в случае, если работник отработал за месяц норму рабочего времени (исходя из 40 часов в неделю), то размер заработной платы этого работника не может быть менее установленного МРОТ.

Как рассчитать зарплату при почасовой оплате труда?

Если работник «сидит на окладе», то его заработная плата является фиксированной при условии отработанной нормы времени (как правило, 40-часовая рабочая неделя). Сотрудник получит заработную плату определенного размера за отработанную норму времени, независимо от количества рабочих дней по графику по производственному календарю.

При расчете заработной платы сотруднику с почасовой оплатой труда алгоритм расчета будет выглядеть следующим образом:

  • количество отработанных фактически часов необходимо умножить на ставку, установленную за час работы. Например, тарифная ставка работника составляет 500 рублей в час. За май работник отработал 22 часа. Значит его заработная плата составит 11 тысяч рублей: 500 х 22.

Работнику также могут быть установлены надбавки, например, за работу вахтовым методом. В таком случае алгоритм расчета немного усложнится – сначала необходимо рассчитать месячную тарифную ставку с помощью способа, описанного выше. Затем расчет будет выглядеть следующим образом:

  • месячную тарифную ставку необходимо разделить на количество календарных дней в месяце, умножить на количество дней на вахте и умножить на процент надбавки.

Трудовой договор с почасовой оплатой труда (образец) можно скачать .

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2014 года N 471-п

ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ КОМИТЕТУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 мая 2016 года на основании постановления Администрации Волгоградской обл. от 25.04.2016 N 179-п.
____________________________________________________________________

(в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 29.10.2015 N 654-п)

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Волгоградской области от 06 марта 2009 года N 1862-ОД «Об оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области», в целях повышения уровня трудовых прав и гарантий работников организации среднего профессионального образования и научной организации, подведомственных комитету здравоохранения Волгоградской области, Правительство Волгоградской области постановляет:

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 29.10.2015 N 654-п)

1. Ввести с 01 сентября 2014 г. новую систему оплаты труда работников организации среднего профессионального образования и научной организации, подведомственных комитету здравоохранения Волгоградской области.

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 29.10.2015 N 654-п)

2. Утвердить прилагаемые:

Положение об оплате труда работников организации среднего профессионального образования, подведомственной комитету здравоохранения Волгоградской области;

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 29.10.2015 N 654-п)

Положение об оплате труда работников научной организации, подведомственной комитету здравоохранения Волгоградской области.

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 29.10.2015 N 654-п)

3. Комитету здравоохранения Волгоградской области в месячный срок после официального опубликования настоящего постановления разработать и утвердить:

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 29.10.2015 N 654-п)

рекомендации организации среднего профессионального образования и научной организации, подведомственным комитету здравоохранения Волгоградской области, по разработке положений об оплате труда;

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 29.10.2015 N 654-п)

порядок формирования фонда оплаты труда организацией среднего профессионального образования и научной организацией, подведомственными комитету здравоохранения Волгоградской области.

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 29.10.2015 N 654-п)

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Врио Губернатора
Волгоградской области
А.И.БОЧАРОВ

УтвержденопостановлениемПравительстваВолгоградской областиот 25 августа 2014 года N 471-п

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИТЕТУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 29.10.2015 N 654-п)

1. Общие положения

1.1. Положение об оплате труда работников организации среднего профессионального образования, подведомственной комитету здравоохранения Волгоградской области, разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Волгоградской области от 06 марта 2009 года N 1862-ОД «Об оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области, регулирующими вопросы оплаты труда.

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 29.10.2015 N 654-п)

1.2. Настоящее Положение предусматривает единую систему оплаты труда работников государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Волгоградский медицинский колледж» (далее именуется — образовательная организация) независимо от источника формирования фонда оплаты труда и включает в себя:

порядок и условия оплаты труда работников образовательной организации;

виды, размеры и порядок применения выплат компенсационного характера;

виды, размеры и порядок применения выплат стимулирующего характера;

условия оплаты труда руководителя образовательной организации, его заместителей и главного бухгалтера;

другие вопросы оплаты труда.

1.3. Заработная плата работников образовательной организации состоит из трех частей: базовой, выплат компенсационного характера и выплат стимулирующего характера.

Определение размеров заработной платы работников образовательной организации производится исходя из базового (минимального) оклада (должностного оклада) (ставки) в зависимости от наименования профессии рабочего или должности служащего с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера и других условий оплаты, предусмотренных настоящим Положением и действующими нормативными актами.

1.4. В целях соблюдения государственных гарантий по оплате труда и в случае если месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), исчисленная в установленном порядке, будет ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области, локальными нормативными актами образовательной организации, должна быть предусмотрена доплата до минимального размера оплаты труда.

1.5. Оплата труда работников образовательной организации, работающих по совместительству, при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных , производится пропорционально отработанному времени в порядке, размере и на условиях, предусмотренных настоящим Положением.

1.6. Определение размеров заработной платы по основной должности и по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.

1.7. Размеры базовых (минимальных) окладов (должностных окладов) (ставок), выплат компенсационного и стимулирующего характера в образовательной организации устанавливаются в пределах средств на оплату труда, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации по соответствующим источникам финансирования.

1.8. Индексация базовых (минимальных) окладов (должностных окладов) (ставок) работников образовательной организации осуществляется в сроки и в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Волгоградской области.

При индексации (увеличении) базовых (минимальных) окладов (должностных окладов) (ставок) их размер подлежит округлению до целого рубля в сторону увеличения.

Средства от сложившейся экономии по фонду оплаты труда и средства, поступающие от иной приносящей доход деятельности, могут направляться на выплаты стимулирующего характера и премии работникам образовательной организации.

2. Порядок и условия оплаты труда работников образовательной организации

2.1. Размеры базовых (минимальных) окладов (должностных окладов) (ставок) по профессиональным квалификационным группам работников организации среднего профессионального образования, подведомственной комитету здравоохранения Волгоградской области, устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Положению.

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 29.10.2015 N 654-п)

Размеры базовых (минимальных) окладов (должностных окладов) (ставок) работников образовательной организации, занимающих должности, не включенные в приложение к настоящему Положению, устанавливаются руководителем образовательной организации по согласованию с комитетом здравоохранения Волгоградской области.

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 29.10.2015 N 654-п)

Педагогическим работникам в оклады (должностные оклады) включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной на 31 декабря 2012 г. Включение указанной компенсации образует новый базовый оклад (должностной оклад) и учитывается при исчислении компенсационных и стимулирующих выплат.

2.2. Конкретные размеры окладов (должностных окладов) (ставок) работников образовательной организации, занимающих должности служащих, устанавливаются руководителем образовательной организации с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, сложности и объема выполняемой работы.

2.3. Конкретные размеры окладов (должностных окладов) работников образовательной организации, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, устанавливаются руководителем образовательной организации в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

2.4. Должностные оклады заместителей руководителей структурных подразделений устанавливаются на 5 — 10 процентов ниже окладов соответствующих руководителей.

2.5. Особенности условий оплаты труда преподавателей.

2.5.1. Оплата труда преподавателей образовательной организации устанавливается исходя из тарифицируемой педагогической нагрузки.

Тарификационный список преподавателей и других работников, осуществляющих педагогическую деятельность, формируется исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, по специальностям подготовки, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами и других конкретных условий в образовательной организации и устанавливает объем учебной нагрузки педагогических работников на учебный год.

Тарификационный список преподавателей и других работников, осуществляющих педагогическую деятельность, составляется ежегодно на 01 сентября.

До начала учебного года средняя месячная заработная плата без учета компенсационных и стимулирующих выплат преподавателям определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).

Установленная средняя месячная заработная плата выплачивается преподавателям за работу в течение всего учебного года, а также за период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском.

2.5.2. Преподавателям, поступившим на работу в течение учебного года, средняя месячная заработная плата определяется путем умножения их часовых ставок на объем учебной нагрузки, приходящейся на число полных месяцев работы до конца учебного года, и деления полученного произведения на количество этих же месяцев. Заработная плата за неполный рабочий месяц в этом случае выплачивается за фактическое количество часов по часовым ставкам.

2.5.3. Преподавателям, поступившим на работу до начала учебного года, заработная плата выплачивается из расчета ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам, установленной в соответствии с приложением к настоящему Положению.

2.5.4. Почасовая оплата труда в образовательной организации применяется при оплате:

часов, выполненных в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам преподавателей и других работников, осуществляющих педагогическую деятельность, продолжавшегося не более двух месяцев;

педагогической работы специалистов предприятий, учреждений и организаций (в том числе из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательную организацию;

часов преподавательской работы в объеме 300 часов в год;

при оплате преподавателям за выполнение преподавательской работы сверх уменьшенного годового объема учебной нагрузки;

приема экзаменов (консультаций).

2.5.5. Часы преподавательской работы, выполненные сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки. Эта оплата производится помесячно или в конце учебного года.

Оплата труда преподавателей за часы учебных занятий, выполненные при замещении временно отсутствовавших работников по болезни и другим причинам, производится дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года также только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации.

Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней заработной платы преподавателей исходя из уточненного объема учебной нагрузки в порядке, предусмотренном для преподавателей, поступивших на работу в течение учебного года.

2.5.6. В случае освобождения в соответствии с действующим законодательством преподавателей от учебных занятий с сохранением за ними частично или полностью заработной платы (ежегодный и дополнительный отпуска, учебные сборы, командировка и так далее), установленный им объем годовой учебной нагрузки должен быть уменьшен на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней — за неполный месяц. В таком же порядке производится уменьшение годовой учебной нагрузки в случае освобождения преподавателей от учебных занятий без сохранения заработной платы, а также в случаях временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Уменьшение нагрузки за дни, когда преподаватель фактически выполнил учебную работу (например, в день выдачи больничного листа, в день выбытия в командировку или прибытия из нее), не производится.

Установленная при тарификации средняя месячная заработная плата во всех случаях, указанных в настоящем пункте, уменьшению не подлежит. Часы преподавательской работы, выполненные преподавателем в течение учебного года сверх уменьшенной нагрузки, оплачиваются дополнительно в соответствии с подпунктом 2.5.5 настоящего Положения.

2.5.7. В должностные оклады руководителей физического воспитания и преподавателей-организаторов (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) включена оплата за ведение ими преподавательской (педагогической) работы в объеме 360 часов в год.

В случае если в соответствии с действующим законодательством руководитель физического воспитания и преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) освобождаются от учебных занятий (отпуск, временная нетрудоспособность, пребывание в командировке и так далее) установленный им объем учебной нагрузки в счет получаемого должностного оклада уменьшению не подлежит. Уменьшается только та часть учебной нагрузки, оплата за которую производится в порядке, установленном для преподавателей.

2.5.8. Объем учебной нагрузки преподавателей устанавливается исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данной образовательной организации.

Учебная нагрузка преподавателей распределяется руководителем образовательной организации, который несет ответственность за ее реальность и выполнение каждым работником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *