Платежный агент: что это?

Платежные агенты и банковские платежные агенты

Определение платежных агентов дано в Законе о платежных агентах.

В соответствии со ст. 2 Закона платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые занимаются деятельностью по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью но приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств последнего перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств за минусом комиссионного вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

В соответствии с Законом о платежных агентах платежными агентами являются операторы по приему платежей и платежные субагенты.

Оператором по приему платежей является юридическое лицо, заключившее с поставщиком товаров (работ, услуг) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежным субагентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, основное отличие оператора по приему платежей от платежного субагента заключается в том, что первый взаимодействует с поставщиком товаров (работ, услуг) напрямую, а платежный субагент — только через оператора по приему платежей. При этом платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей (т.е. заключать последующие субагентские договоры).

Требования, предъявляемые к деятельности операторов по приему платежей и платежных субагентов, состоят в следующем.

1. Оператор по приему платежей должен заключить с поставщиком товаров (работ, услуг) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков — физических лиц в целях исполнения их денежных обязательств перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком.

Аналогичный договор должен быть заключен между оператором по приему платежей и платежным субагентом с той лишь разницей, что платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, — от имени поставщика и в соответствии с требованиями п. 2 ст. 1009 ГК о передоверии полномочий.

2. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей только после его постановки на учет в Росфинмониторинге и согласования правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей на сумму, превышающую 15 тыс. руб., по достижении которой начинается «противо- легализационный» контроль, а поэтому на него не возложена обязанность по постановке на учет в Росфинмониторинге и по согласованию правил внутреннего контроля.

  • 3. Операторы по приему платежей и платежные субагенты обязаны использовать специальные банковские счета для зачисления на них наличных денежных средств, полученных от физических лиц, и для осуществления последующих расчетов с поставщиком. По таким специальным банковским счетам могут осуществляться только следующие операции:
    • а) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
    • б) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
    • в) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика1;
    • г) списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление других операций по специальному банковскому счету

платежного агента не допускается. Например, с такого счета нельзя списывать денежные средства на счета по вкладам (депозитам) или для оплаты банковских комиссий. На специальный банковский счет нельзя зачислять денежные средства с расчетных и иных «неспециальных» банковских счетов.

Платежные агенты обязаны сдавать в кредитную организацию все полученные от плательщиков наличные денежные средства для их зачисления на специальные банковские счета.

  • 4. Операторы по приему платежей и платежные субагенты обязаны использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой тех-
  • 1 Поставщик товаров, работ, услуг при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом от физических лиц в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться только следующие операции: а) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; б) списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика запрещено.

ники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

  • 5. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.11.2010 № 920 операторы по приему платежей и платежные субагенты не вправе принимать:
    • а) лотерейные ставки (за исключением всероссийских государственных лотерей, проводимых в режиме реального времени);
    • б) платежи за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее;
    • в) ставки для участия в азартных играх.
  • 6. Операторы по приему платежей и платежные субагенты при приеме платежей физических лиц вправе использовать платежные терминалы, функционирующие в автоматическом режиме. Требования, предъявляемые к платежным терминалам, установлены в ст. 6 Закона о платежных агентах.

В силу ч. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах кредитные организации не вправе выполнять функцию операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. Соответственно, операторы по приему платежей и платежные субагенты не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями сг. 14 Закона о НГ1С.

Банковским платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией на основании агентского договора в целях оказания услуг по переводу денежных средств.

Смысл деятельности банковского платежного агента — выполнение от имени кредитной организации трех функций:

  • а) принятие от физического лица наличных денежных средств и (или) выдача физическому лицу наличных денежных средств;
  • б) предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности их использования;
  • в) проведение в соответствии с требованиями Закона о противодействии отмыванию доходов идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа.

Банковским платежным субагентом может быть юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которое привлекается банковским платежным агентом на основании субагентского договора в целях оказания услуг по переводу денежных средств.

Правом на использование услуг банковского платежного субагента обладают только банковские платежные агенты, являющиеся юридическими лицами, если такое право предусмотрено в агентском договоре с кредитной организацией. Банковские платежные агенты — индивидуальные предприниматели не вправе привлекать для осуществления своей деятельности банковских платежных субагентов. При этом банковский платежный субагент осуществляет свои функции от имени кредитной организации. Функции банковского платежного субагента следующие:

  • а) принятие от физического лица наличных денежных средств и (или) выдача физическому лицу наличных денежных средств в суммах, не требующих идентификации физического лица в соответствии с Законом о противодействии легализации;
  • б) предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности их использования в случаях, не требующих идентификации физического лица в соответствии с Законом о противодействии отмыванию доходов.

Банковскому платежному субагенту запрещено заключать последующие субагентские договоры.

Банковский платежный агент и банковский платежный субагент обязаны использовать специальные банковские счета для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств. По такому счету могут осуществляться только следующие операции:

  • а) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
  • б) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);
  • в) перечисление денежных средств на банковские счета.

Осуществление иных операций, помимо перечисленных, но специальному банковскому счету платежного агента (субагента) не допускается.

Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты вправе использовать в своей деятельности платежные терминалы и банкоматы, соответствующие требованиям Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Таким образом, основное отличие между банковским платежным агентом и банковским платежным субагентом состоит в том, что банковский платежный агент взаимодействует напрямую с кредитной организацией, а банковский платежный субагент — только с банковским платежным агентом. Второе важное отличие — ограниченный функционал банковских платежных субагентов: они могут осуществлять только те операции, которые согласно Закону о противодействии отмыванию доходов не требуют идентификации физического лица.

  • Такая формулировка исключает прием платежным агентом в пользу поставщика безналичных платежей, например, с использованием банковских платежных карт. Прием подобных платежей не разрешен и банковским платежным агентам.
  • Поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги, в том числе за жилое помещениеи коммунальные услуги), а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими соответствующих функций.
  • Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику — физическому лицу, установлены ст. 5 Закона о платежных агентах.
  • Специальные требования к выдаваемым ими кассовым чекам установлены ч. 10—13ст. 14 Закона о IIПС.

Кто из посредников — платежный агент, а кто — нет

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 7 декабря 2012 г.

Содержание журнала № 24 за 2012 г.Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению

Для чего понадобился закон о деятельности платежных агентов, всем понятно — чтобы упорядочить прием от населения платежей за сотовую связь, Интернет, коммуналку и т. д. Собранные деньги каждый платежный агент обязан в тот же день зачислять на свой специальный банковский счет, откуда они и уходят тем, для кого предназначены, то есть поставщикамч. 14, 15, 18 ст. 4 Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее — Закон № 103-ФЗ); п. 1.3 Положения от 12.10.2011 № 373-П.

Некоторые из посредников, работающие с населением в рамках договоров агентирования, комиссии либо поручения, обнаруживают у себя признаки платежных агентов. Наличные от физлиц за товары, работы, услуги принимают? Да. Принципалу, комиссионеру или доверителю их перечисляют? Да. Не пора ли вставать на учет в Росфинмониторинге, разрабатывать правила внутреннего контроля в рамках «антиотмывочного» Законач. 5 ст. 4 Закона № 103-ФЗ, открывать спецсчет для зачисления на него полученных от населения денегч. 14 ст. 4 Закона № 103-ФЗ, заводить вторую кассовую книгуп. 5.1 Положения от 12.10.2011 № 373-П, применять ККТ даже при вмененкеч. 12 ст. 4 Закона № 103-ФЗ и выполнять прочие обязанности платежных агентов?

Сомнения возникают и у принципалов (доверителей, комитентов): а не являются ли они поставщиками населения, привлекающими платежных агентовч. 1 ст. 2 Закона № 103-ФЗ? Может быть, и им давно пора использовать спецсчет — для получения выручки от посредникач. 18 ст. 4 Закона № 103-ФЗ? Спешим вас успокоить: в большинстве случаев посредники — не платежные агенты.

Проверяем, являетесь ли вы платежным агентом

Платежный агент — это тот, кто только принимает платеж физлица в пользу поставщика за реализуемые ему этим поставщиком товары (работы, услуги)ч. 1 ст. 4 Закона № 103-ФЗ и больше ничего не делает для того, чтобы:

  • <или>физлицо эти товары (работы, услуги) получило;
  • <или>у физлица возникло право получить их от поставщика.

Дело в том, что под действие Закона о платежных агентах не подпадает прием платежей в рамках расчетов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг)п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 103-ФЗ. То есть платежный агент не может быть стороной сделки по реализации.

И когда прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с принципалом, комитентом либо поверенным (поиск покупателей, прием заказов и договоров, доставку товаров и т. п.), посредник не является платежным агентом. Ведь здесь он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика.

Назовем некоторые категории посредников, у которых нет оснований причислять себя к платежным агентам.

1. Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени. Кроме приема платежей, они сами заключают с покупателями договор, сами передают им товары, документы и т. д.

Кстати, у таких посредников есть и еще один железный аргумент в пользу того, что они не являются платежными агентами: принимаемые ими платежи погашают обязательство покупателей перед ними самимич. 1 ст. 1005, ч. 1 ст. 990 ГК РФ. А платежный агент принимает платежи, которые погашают обязательства физлица перед поставщикомч. 1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ.

2. Агенты, действующие от имени принципала, и поверенные, которые:

  • <или>принимают от физлица деньги, передавая ему товары либо результат работ. К примеру, не являются платежными агентами курьерские службы и транспортные компании, поскольку они принимают деньги за доставленные товары при их передаче покупателю. Основная их задача по договору с магазином — доставка товаров, а получение денег — неразрывно связанная с нею услуга;
  • <или>заключают с физлицом ту сделку, в рамках которой принимают от него платеж, даже если товары (работы, услуги) он получит позже и не от посредника, а напрямую от поставщика. Например:

  • ведут торговлю по образцам или каталогам, то есть принимают заказы и предоплату за них, а товары покупатель потом получает от самого поставщика;
  • продают всевозможные карты оплаты (связи, Интернета и т. п.). Здесь посредник передает покупателю карту как подтверждение его права на получение услуг от принципала (доверителя). И это, в отличие от деятельности платежных агентов, не прием платы по уже заключенному физлицом с поставщиком конкретному договору (когда деньги зачисляются, например, на определенный номер заведенного у поставщика лицевого счета). Это заключение нового договора с покупателем карты. И заключает его посредник, а значит, он не является платежным агентом.

***

Как видим, доказать, что обычные посредники — не платежные агенты, не так уж сложно. Но имейте в виду, что убеждать в этом иногда приходится не только налоговиков (которые следят за использованием спецсчетовч. 4 ст. 7 Закона № 103-ФЗ), но и контрагентов. Бывает, что принципалы (комитенты, доверители) ошибочно считают привлекаемых посредников своими платежными агентами и требуют от них открытия спецсчета для проведения платежей. Или, наоборот, посредник неверно расценивает свою работу как деятельность платежного агента и зачисляет свою выручку на спецсчет, требуя открытия спецсчета от своего принципала (доверителя, комитента).

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «ККТ / касса / платежные агенты»:

2020 г.

  1. Оформляем «процентный» чек ККТ, № 2

2019 г.

  1. Образцы возвратных чеков, № 21
  2. Онлайн-ККТ: разъяснения ФНС, № 20
  3. Используем онлайн-кассу правильно, № 18
  4. Применение ККТ: вовремя и без ошибок, № 17
  5. Кому не надо применять ККТ в 2019 году, № 16 Разбираемся с оформлением онлайн-чеков, № 16 Отвечаем на «чековые» вопросы, № 16
  6. Изучаем новые поправки в Закон о ККТ, № 13
  7. Маркировка товара в кассовых чеках, № 1

Иногда бизнес предполагает специальные схемы его ведения, при которых прием оплаты и денежные переводы осуществляются через множество кассовых терминалов или любые другие способы оплаты услуг с помощью посредников. Этих лиц определяют законодательством к категории платежных агентов, действия которых также регламентируются правом. В этом материале будет дано краткое и развернутое пояснение понятия «платежный агент», его роль и функции.

Суть понятия «платежный агент»

Платежный агент — это юрлица и ИП, которые занимаются деятельностью, заключающейся в приеме материальных средств от физлиц в пользу поставщиков. Больше никаких услуг они оказывать не могут. Это определение присвоено им на законодательном уровне. Более того, к посредникам не относят юридические лица в виде кредитных организаций.

Оплата через терминал — один из способов перевода денег через посредника

Важно! Именно критерий того, что существует ограничение, и отделяет эти юрлица от других организаций, принимающих переводы в пользу третьих лиц: курьеров и служб интернет-магазинов. Резиденты также не могут заниматься продажей карт оплаты или товаров по каталогам.

Закон 103-ФЗ О деятельности агентов

Федеральный закон № 103 в последней редакции, описывающий деятельность, заключающуюся в приеме материальных средств от физлиц, был подписан и одобрен еще в 2009 г. Он призван регулировать отношения между лицами, вовлеченными в деятельность, заключающуюся в приеме и переводе средств. Законодательство описывает агентов-посредников как «усеченный» вариант обычных посредников, ведь все, что входит в компетенцию лица — прием платежа, его зачисление и перевод поставщику.

У посредника всегда должен быть спецсчет

Важно! Введение закона 103 моментально изменило указ 395, призванный регулировать деятельность банков, а также закон 54 регламентирующий использование ККТ при осуществлении денежных переводов.

Определения в законных актах дают понять, что может быть любой субъект предпринимательской деятельности. Однако компетенция этих лиц не работает в платежах:

  • выполняемых при продаже товаров или оказании услуг;
  • выполняемых между юрлицами и ИП частных практик;
  • выполняемых для юрлиц с другим гражданством;
  • выполняемых по безналу;
  • выполняемых, исходя из законов про банковскую деятельность.

Существующие типы платежных агентов

Законодательно определены 2 категории агентов:

  • Операторы по приему платежей;
  • Субагенты.

Работа платежного агента ограничена несколькими функциями

Операторы — это юридические лица, которые заключают с поставщиками договора по деятельности по приему платежей от физических лиц. ИП не может быть оператором по приему.

Платежный субагент — это такое же юрлицо или ИП, но с признаком отличия, заключающимся в том, что субагент оформляет с оператором ту же договоренность на предоставление услуг приема платежей.

Очевидной разницей между ними является то, что оператор заключает договор с поставщиками услуг и реализаторами товаров, а субагент — с оператором.

Важно! В плане законодательства субагент еще более скован в деятельности: он не может принимать платеж, который требует идентификации физического лица.

Функции платежного агента

Деятельностью этого лица является прием материальных средств (в том числе и в онлайн режиме), которые направлены на исполнение обязательств перед предпринимателем или организаций за товары, услуги или работы. Это могут быть оплата коммунальных услуг или аренды помещения.

Вне зависимости от типа лица, оплата может производиться через терминал

‌Поставщик — это юрлицо или ИП, которое не может быть кредитной организацией. Он получает денежные переводы от плательщика за предоставленные услуги или товары. Поставщиками могут быть организации, вносящие средства за аренду помещений, или государственные органы.

ККТ, необходимая для работы с кассой

Между этой группой лиц и платежниками существует взаимодействие, регламентируемое законом, а именно — ФЗ №103. Из определения в предыдущем разделе следует, что функции агента ограничены и представляют собой получение денег от людей и перевод их поставщикам за оказанные услуги, выполненные работы или приобретенные товары.

Ответственность платежного агента

Если юридическое лицо нарушило закон в области пользования счётом или неперечисления денег (перевод не всей суммы или отсутствие перевода), то оно может быть привлечено к административной ответственности. Штрафы за это следующие: юридические лица — 40-50 тысяч рублей*, индивидуальные предприниматели — 4-5 тысяч рублей. Более того, если у лица будет отсутствовать регистрация в службе по финансовому мониторингу, то оно будет привлечено к ответственности за отсутствие регистрации на осуществление предпринимательской деятельности или с нарушением правил по регистрации. Регламентирует меры наказания закон КоАП РФ № 15.1 пункт 2.

Как стать платежным агентом

Для того чтобы стать платежным агентом, нужно соблюсти список требований, среди которых:

  • открытие спецсчета для приема средств. Все они расходуются отсюда на переводы поставщикам и в качестве вознаграждения юрлицу за помощь в переводе, которое может быть перечислено только после того, как расчет был закончен;
  • обязательное определение статуса плательщиков, позволяющее пресекать переводы «отмытых» средств, денег, полученных в результате финансовых махинаций, и т.д.;
  • производство зачислений всех средств по окончании рабочего дня на спецсчет;
  • для приема средств должна использоваться техника в виде контрольно-кассовых аппаратов в порядке, описанном действующим законодательством.

Также необходимо понимать, что все платежи принимаются, исходя из договоренностей с юрлицами. Если договора нет, то лицо не имеет права заниматься деятельностью. Еще одно обязательное условие — встать на учёт в Росфинмониторинг, которое предполагает соблюдение всех требований законов о противоборстве терроризму, махинациям и т.д.

Проводки агентских платежей в среде 1С

Таким образом, чтобы стать лицом по приему платежей, нужно соблюсти ряд условий и зарегистрироваться в федеральной службе по мониторингу финансов. Деятельность этих лиц весьма ограничена и регламентирована законодательством в виде федерального закона 103.

* указанные суммы актуальны на 2019 год.

Зарабатывайте с ФорБанком!

Приглашаем к сотрудничеству торговые/сервисные компании с разветвленной сетью, управляющие компании, сети АЗС, ТСЖ.

Если у Вас есть:

  • офисное помещение/торговые площади
  • доступ в Интернет
  • рабочее место кассира

Вы можете стать Банковским платежным агентом АО КБ «ФорБанк» по приему платежей физических лиц.

Вы сможете принимать платежи по Системе «Город» за услуги Операторов сотовой и проводной связи, кабельного и спутникового телевидения, интернета, а также за коммунальные услуги, детские сады и школы, штрафы ГИБДД и многое другое.

Это современный высокодоходный бизнес, требующий минимальных материальных и временных затрат.

Ваши преимущества

  • прием платежей — это дополнительный бизнес. Он выгоден тем, что не требует больших затрат и при этом приносит доход!
  • прием платежей расширяет спектр услуг, предоставляемых Вашей компанией. Представьте, сколько дополнительных клиентов получит Ваша торговая точка, если будет принимать платежи за коммунальные услуги, услуги связи и многое другое?! И насколько вырастет Ваш торговый оборот!
  • Вы получаете практически готовый бизнес. Для этого мы передаем Вам всю необходимую информацию, программное обеспечение, образцы документов, обучим Ваш персонал. Удобство, скорость и надежность предлагаемых нами решений позволяют открыть пункт по приему платежей, а разумное вознаграждение дает возможность окупить стартовые затраты по организации приема платежей за 2–3 месяца. Мы всегда готовы принять участие в решении возникших трудностей

Как будут формироваться Ваши доходы

За каждую оплату счета или прием платежа в адрес оператора услуг Вы получаете вознаграждение. Размер вознаграждения зависит от объема платежей и определяется в Агентском договоре. Ограничений по общему объему приема платежей в день или месяц нет.

Операторы услуг самостоятельно повышают Ваши доходы. В острой конкурентной борьбе Операторы предлагают своим клиентам все новые и новые услуги, стимулируя клиентов к частому и постоянному их использованию, через размещение рекламы на ТВ, радио, в наиболее популярных газетах и журналах. Рост оборотов Операторов приводит к росту оборотов платежей через Ваши кассы и увеличивает Ваши доходы от этого бизнеса.

Ваши действия

  • заключить договор банковского платежного агента с АО КБ «ФорБанк»
  • открыть специальный банковский счет 40821 в АО КБ «ФорБанк»
  • внести гарантийный взнос на счет

В дальнейшем возможно предоставление кредита в форме овердрафта на выгодных условиях.

Правила работы, которыми должны руководствоваться банковские платежные агенты при осуществлении своей деятельности

Правила привлечения банковских платежных агентов

Необходимые документы

Перечень поставщиков, чьи услуги оплачиваются по Системе «Город»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *