Переход права собственности fca

Условия FCA по Инкотермс 2010: основная ответственность на покупателе

Перейти на список всех условий Инкотермс

В сфере международной торговли действуют Правила Инкотермс в редакции 2010 года – правила исполнения обязательств сторонами договора. До 1 января 2011 года при составлении соглашения о купле-продаже участники процесса ВЭД руководствовались Правилами Инкотермс 2000 года. В новой редакции появились два новых понятия: DAT и DAP, которые заменили практиковавшиеся до 2011 года термины DAF, DES, DEQ и DDU. Следовательно, в Инкотермс 2010 стало меньше правил: 11 вместо 13. Это – EXW, FCA, CPT, CIP, DAT, DAP, DDP, применяющиеся независимо от вида транспорта для перевозки, и FAS, FOB, CFR и CIF применительно к морским перевозкам и транспортировке грузов на внутреннем водном транспорте.

В данной статье мы рассмотрим термин FCA – Франко перевозчик.

Что означает FCA: расшифровка

Термин FCA используется при перевозке и расшифровывается как Free Carrier. Данное словосочетание дословно можно перевезти как «бесплатный» или «свободный» «перевозчик». При составлении договора применяется словосочетание «Франко перевозчик» (… название места). Если выразить простыми словами, термин означает, что обязательства продавца по отношению к товару сохраняются только до передачи им товара перевозчику, выбранному покупателем. Свобода в выборе покупателем логистической компании ничем не ограничена.

Франко – это место, где ответственность за сохранность и транспортировку товара полностью перекладывается на плечи покупателя.

Под словом «Перевозчик» можно понимать лицо, которое согласно договору поставки продукции обеспечит транспортировку груза на определенном контрактом виде транспортного средства или его комбинации.

В условиях и порядке поставки товара указывается, что «поставка товара по контракту осуществляется на условиях FCA – Free carrier/Франко перевозчик – «Инкотермс 2010». Также указывается пункт передачи товара, например, ООО «ЧИСТО» при экспорте моющих средств для кофемашин в Китай могло бы обозначить: «FCA д. 31, ул. Бестужева, г. Владивосток, Приморский край, Российская Федерация, Инкотермс 2010».

Дополнительная терминология для FCA

Обозначенное в контракте место поставки разграничивает обязательства продавца и покупателя по погрузке и разгрузке товара. Так, при поставке на территории, принадлежащей поставщику, ответственность за погрузочно-разгрузочные работы ложится на продавца, если в ином месте, то на покупателя. Разграничение обязанностей происходит с использованием дополнительных терминов. Так, когда нужно перевезти груз, объем которого полностью занимает все пространство вагона, машины, баржи, иного транспортного средства, то в договоре указывается:

  • FOT (free on truck) (при перевозке авто).
  • FIW (free in wagon) (ж/д перевозка).
  • FIB (free into barge) (перевозка на барже).

Когда требуется консолидация груза, то можно согласовать с продавцом организацию доставки товара до терминала, склада, порта, который указывается продавцом. И тогда применяется следующая терминология:

  • FT (free terminal) (терминал).
  • FOR (free on rail) (станция отправления).
  • FFB (free ferry berth) (паромный причал).

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.

Базис и условия поставки FCA

Базисные условия FCA по Инкотермс 2010 создают существенные условия покупателю для возможности выбора транспортного средства для доставки груза, построения логистической цепочки.

Перевозчиком может стать транспортная компания или любое доверенное лицо покупателя, с кем заключен контракт на оказание логистических услуг.

Покупатель может выбрать мультимодальную доставку, автомобильную, ж/д, на воздушном судне, поездом и т.д.

Если отгрузка происходит непосредственно на складе продавца, то последний несет все расходы по погрузке. Когда в качестве франко-места определены терминал или иное место, не принадлежащее на праве собственности или аренды поставщику, то расходы на погрузку должен оплатить покупатель.

В обязанность продавца вменена очистка груза от экспортных пошлин: условия FCA предполагают сдачу товара с приложением подтверждающего документа. После передачи груза ответственность за товар несет покупатель.

Таможенные расходы (на импорт) в стране получения также осуществляет покупатель.

Распределение рисков и обязанностей

Обязанности продавца и покупателя по правилам FCA четко разграничены.

Обязанности и риски продавца (поставщика)

В обязанность продавца вменено предоставление покупателю товара, счета-фактуры, иной документации, наличие которых обговорено в контракте.

Получить лицензию для экспорта продукции, иное свидетельство, выполнить таможенные формальности при вывозе, все это – задачи продавца.

Отсутствуют обязательства по страхованию и фрахту груза. Продавцу необходимо только предоставить товар компании-перевозчику в указанном в договоре месте, в установленные сроки и время. Поставку можно считать выполненной, если соблюден ряд условий:

  • Товар загружен в транспорт компании-перевозчика в помещении, принадлежащем продавцу.
  • Товар в транспортном средстве продавца готов к отгрузке в транспорт перевозчика, если франко-место расположено за территорией, собственником которой является продавец.

Продавец несет расходы, связанные с товаром до его поставки покупателю, а также оплачивает экспортные пошлины, налоги, иные сборы.

О поставке товара продавец должен известить покупателя должным образом.

Доказательствами поставки являются транспортные документы, в том числе в электронном виде, если стороны договора пришли к соглашению об использовании средств электронной связи.

Расходы на упаковку ложатся на продавца. Она должна быть надлежаще маркирована.

Продавец может оказать содействие покупателю в получении иных документов, которые нужны для импорта товара. Но только за счет последнего.

Обязанности и риски покупателя

Основная обязанность покупателя – в оплате полной стоимости товара согласно договору купли-продажи.

Кроме этого, будут следующие денежные расходы:

  • На покупку импортной лицензии, свидетельства, возмещение затрат на таможенные формальности при импорте.
  • Транспортировку груза от франко-места до места назначения.
  • Расходы, связанные с товаром, после его поставки на франко-место.
  • На транзитную перевозку через третьи государства.
  • На предпогрузочный осмотр груза.
  • Возмещение расходов продавца, если он помогал оформить договор перевозки.

Покупатель обязан принять поставку товара, если она выполнена согласно договору.

Покупатель извещает должным образом продавца о наименовании перевозчика, способе транспортировки, дате и сроках поставки товара для передачи перевозчику.

Кроме этого, покупателю за 10 дней до поставки товара нужно будет предоставить перевозчику следующие данные:

  • Наименование товара, его объем;
  • Полное и краткое наименование компании-грузоотправителя;
  • Дата и время загрузки, точный адрес места загрузки, например, склад продавца;
  • Полное наименование компании-грузополучателя и краткое;
  • Точный адрес грузополучателя. При отсутствии номера квартиры об этом должна быть соответствующая пометка;
  • Коды грузополучателя;
  • Коды железнодорожных станций при доставке ж/д путем;
  • Иные сведения, которые позволят перевозчику уложиться по срокам доставки.

Переход права собственности и рисков

Моментом перехода права собственности и исполнения обязательств продавцом считается завершение загрузки товара в транспортное средство перевозчика, если франко-место – склад поставщика, например. В ином случае права собственности на товар переходят покупателю при доставке до места загрузки на транспорт перевозчика, которое не принадлежит продавцу.

До этого момента все риски за товар несет продавец, после – покупатель.

В случае, когда покупатель не смог вовремя вывезти товар, то и переход рисков осуществляется с даты, когда он должен был организовать перевозку груза.

Кто оформляет CMR?

При перевозке товара по Европе нужно оформлять международную накладную CMR. В ней содержится информация о продавце, покупателе груза, виде товара, его весе и объеме.

Накладная заполняется отправителем груза, то есть продавцом. Инструкции и указания должна предоставить компания-перевозчик. За достоверность заполнения CRM продавец и перевозчик несут солидарную ответственность.

Что такое франко-перевозчик?

Термин «франко-перевозчик» в толковании Инкотермс 2010 означает доставку продавцом товара, прошедшего таможенную очистку, до франко-места и его передачу перевозчику, нанятому покупателем. В контракте данное понятие употребляется с указанием точного адреса загрузки товара.

Допустим, завод-производитель ООО «Элитный паркет» заключил контракт с покупателем из США. В условиях поставки место «франко-перевозчика» указывается так: «Пунктом передачи является склад ООО «Элитный паркет» по адресу: д. 10, стр. 3, ул. Сыромятническая Ниж., Москва, Российская Федерация», если это – территория продавца. Но можно указать и терминал в Домодедово, если покупатель определил по условиям fca эту территорию для передачи груза перевозчику. Тогда нужно оформить следующим образом: «Пунктом передачи является грузовой терминал аэропорта Домодедово по адресу: с. 7/1, Домодедово аэропорт, Московская обл., Российская Федерация».

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.

Договор поставки на условиях FCA

Предлагаем вашему вниманию готовый вариант международного договора поставки по условиям FCA. Образец составлен с учетом основных положений терминологии Инкотермс 2010 и в полной мере содержит обязательства и покупателя, и продавца. Если вам нужны консультации по представленному документу, мы готовы вам помочь. Образец контракта можно скачать без регистрации и бесплатно.

Цена на условиях FCA

При подписании двустороннего договора на поставку товара в цену на условиях FCA продавец включает следующие расходы:

  • Стоимость товара по факту;
  • Расходы на экспортные пошлины на таможне;
  • Расходы на доставку груза до места передачи перевозчику.

Когда заключается контракт международной купли-продажи товара, обе стороны внешнеэкономической деятельности должны как можно четче и детальнее прописать условия поставки. Указание свойств товара, обозначение типа транспортного средства, объема груза и другие данные позволят избежать задержек на таможне и дополнительных расходов на экспортные и импортные пошлины и сборы.

Условия поставки Инкотермс: что это, что регулируют, Инкотермс 2020

Что такое Инкотермс?

Инкотермс (англ. Incoterms, International commercial terms) — это свод правил международной торговли, которые обеспечивают однозначное толкование наиболее часто используемых торговых терминов и международных обычаев в области внешней торговли.

Помимо международных обычаев, Инкотермс содержат толкование базисных условий поставки.

Напомним:
Базисные условия поставок — это права и обязанности сторон контракта; место и время исполнения обязательств; переход рисков; распределение расходов и другие вопросы, которые обычно включаются в контракты купли-продажи.

Условия поставки Инкотермс выпускались во многих редакциях. Первая была выпущена в 1936 году, после чего она неоднократно модифицировалась и дополнялась в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 году.

Интересно:
Важной редакцией считается редакция 2010 года, поскольку в ней впервые была закреплена возможность применения Инкотермс не только в международной торговле, но и во внутренней. Все предыдущие редакции позволяли применять Инкотермс только в международных торговых отношениях.

В 2016 году началась работа над редакцией «Инкотермс 2020». Таким образом, последняя редакция Инкотермс на данный момент — это редакция 2020 года, которая вступила в силу в январе 2020 года. В редакции 2020 года были пересмотрены и улучшены некоторые положения Инкотермс, которые действовали с 2010 года.

Интересно:
Стороны в контракте могут выбрать редакцию, на которую они желают ссылаться. То есть, несмотря на то, что последней редакцией Инкотермс является редакция 2020 года, стороны могут указать, что к их отношениям применяются Правила Инкотермс 2010 или более ранние версии.

Как уже было сказано, условия поставки Инкотермс также содержат понятия и толкования базисных условий поставки, которые обозначаются особыми терминами.

Что регулируют Инкотермс?

Инкотермс регулируют несколько ключевых вопросов:

  • Во-первых, Инкотермс регулируют момент перехода риска повреждения, утраты и гибели товара с продавца на покупателя.
  • Во-вторых, распределение транспортных расходов по доставке товара между продавцом и покупателем.
  • В-третьих, вопросы определения момента фактической передачи товара от продавца к покупателю, а также вопросы выполнения сторонами сделки своих обязательств по срокам поставки товара.

Термины Инкотермс-2020

Важно:
По сравнению с предыдущей редакцией Инкотермс-2010, в Инкотермс-2020 термин DAT был переименован в термин DPU.

Каждый термин в Инкотермс-2020 представляет собой аббревиатуру из 3 букв.

В соответствии с тем, какая буква идет первой, выделяют 4 группы терминов Инкотермс:

  • Группа E (Место отправки)
    • EXW (Ex Works): товар отправляется со склада продавца.
  • Группа F (Основная перевозка не оплачена)
    • FCA (Free Carrier): товар доставляется перевозчику заказчика;
    • FAS (Free Alongside Ship): указан порт погрузки, товар доставляется к кораблю заказчика;
    • FOB (Free On Board): указан порт погрузки, товар погружается на корабль заказчика.
  • Группа С (основная перевозка оплачена)
    • CFR (Cost and Freight): указан порт назначения, товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки);
    • CIF (Cost, Insurance and Freight): указан порт назначения): товар страхуется и доставляется до· порта заказчика (без выгрузки);
    • CPT (Carriage Paid To (указано место назначения): товар доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения;
    • CIP (Carriage and Insurance Paid to): указано место назначения, товар страхуется и доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения.
  • Группа D (Доставка)
    • DAP (Delivered at Place): поставка в месте назначения;
    • DPU (Delivered Named Place Unloaded): доставка на место выгрузки;
    • DDP (Delivered Duty Paid): указано место назначения, товар доставляется заказчику, без пошлин и рисков.

Все 11 терминов, которые содержатся в Инкотермс-2020, принято делить на 2 группы:

  1. правила для любого вида транспорта:
    • EXW — «Ex Works»
    • FCA — «Free Carrier»
    • СРТ — «Carriage Paid toо»
    • CIP — «Carriage and Insurance Paid to»
    • DPU — «Delivered Named Place Unloaded»
    • DAP — «Delivered at Place»
    • DDP — «Delivered Duty Paid»
  2. правила для морского и внутреннего водного транспорта:
    • FAS — «Free Alongside Ship»
    • FOB — «Free on Board»
    • CFR — «Cost and Freight»
    • CIF — «Cost Insurance and Freight»

В Инкотермс-2020 также теперь размещены «Пояснительные примечания для пользователей» в каждом правиле, что еще больше упрощает их использование.

Роль международных правил Инкотермс сложно переоценить. Инкотермс позволяет устранить неоднозначность в толковании международных торговых терминов, по сути используя особый язык.

Компания GFLO Consultancy оказывает полный спектр корпоративных услуг для бизнеса и может помочь в применении правил Инкотермс при составлении договора, верно выбрать термин и имплементировать его в контракт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *