Передача имущества казны в безвозмездное пользование проводки

КОСГУ и проводки при безвозмездных передачах: правила, исключения, нюансы

joruba75 / .com

Без преувеличения можно сказать, что с операциями по безвозмездной передаче или получению активов и обязательств сталкивался каждый бухгалтер бюджетной сферы. Ведь к числу таких операций, в частности, относятся:

  • обеспечение органом-учредителем своих учреждений имуществом;
  • передача НФА между учреждениями одной или разной подведомственности;
  • передача НФА другим организациям и физлицам;
  • межбюджетные передачи имущества и денежных средств;
  • передача дебиторской/ кредиторской задолженности при реорганизации учреждений, и др.

Нередки и сложности с отражением таких операций в учете.

Мы поможем вам разобраться в нюансах применения КОСГУ, бухгалтерских проводок и кодов для 1-17 разрядов номеров счетов.

При отражении операций по безвозмездной передаче и получению активов и обязательств применяются разные счета учета и КОСГУ — в зависимости от:

  • вида передаваемых объектов: финансовые активы, НФА, обязательства;
  • типа передачи: текущего или капитального характера;
  • подведомственности и уровня бюджета: внутриведомственные, внутрибюджетные, межбюджетные, между обособленными подразделениями и/ или головной организацией ;
  • статуса передающей/ принимающей стороны: ПБС, АУ, БУ, организации, не относящиеся к сектору госуправления, физические лица.

Общее правило применения КОСГУ при безвозмездных передачах НФА:

  • при получении имущества — коды статьи 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления»;
  • при передаче:
  • в рамках одного публично-правового образования — коды статей 240 «Безвозмездные перечисления текущего характера…» и 280 «Безвозмездные перечисления капитального характера…»,
  • учреждениям другого ППО — подстатью 251 «Перечисления другим бюджетам…».

Текущего характера

Капитального характера

Передача/ получение нефинансовых активов

Учреждения в рамках одного публично-правового образования/ один уровень бюджета

Передача

Получение

Учреждения в разных публично-правовых образованиях / бюджеты разных уровней

Передача

Получение

Другие контрагенты/ НЕ сектор госуправления

Передача

24Х

28Х

Получение

192, 193, 194

196, 197, 198

Однако из любого правила всегда есть исключения, и на них стоит обратить особое внимание:

1. Отличный от вышеизложенного порядок применения КОСГУ используется при отражении межбюджетных трансфертов:

  • при получении денежных средств: — коды статьи 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам»;
  • при передаче — коды статей 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера» и 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера».

2. Получение денежных документов принимающая сторона должна показать по КОСГУ 189 . Для передающей стороны здесь исключений нет — это текущая передача, значит, отражается по КОСГУ 241 — при передаче внутри одного бюджета, либо по КОСГУ 251 — при межбюджетной передаче.

3. Безвозмездные передачи и поступления в учете отражаются в корреспонденции со счетами 0 401 20 000 и 0 401 10 000соответственно. И здесь есть исключение: безвозмездные передачи НФА между ПБС, подведомственными одному учредителю, или так называемые внутриведомственные передачи отражаются с применением счета 1 304 04 000″Внутриведомственные расчеты».

Кроме того, есть ряд нюансов, связанных с формированием 1-17 разрядов номеров счетов.:

1. В частности, для ПБС специальная норма Порядка N 132н указывает при безвозмездных поступлениях НФА использовать код вида доходов бюджетов 000 2 07 00000 00 0000 000 «Прочие безвозмездные поступления». В то же время при межбюджетных безвозмездных передачах применяются статьи и подстатьи доходов кода вида доходов бюджетов 000 2 02 00000 00 0000 000 «Безвозмездные поступления от других бюджетов…». Поэтому применение КБК следует согласовать с финорганом.

2. Безвозмездное получение НФА — это неденежные поступления, для них с 2019 года введена новая статья КОСГУ 190. Но аналитическая группа подвида доходов предусматривает код только для денежных безвозмездных поступлений — статья 150. Так можно ли ее применять с подстатьями кода КОСГУ 190? Сопоставительная таблица АнКВД и КОСГУ такой увязки не содержит, что вполне объясняется целью ее составления — она нужна для корректного применения КБК при исполнении бюджета по доходам. До уточнения Инструкций по ведению учета возможно указание в 15-17 разрядах номера счета нулей. По сути, такой подход соответствует позиции Минфина в отношении подстатьи КОСГУ 189, применявшейся для отражения подобных операций в 2018 году.

В помощь вам мы подготовили подробные аналитические таблицы по применяемым корреспонденциям, включая КОСГУ, и формированию 1-17 разрядов номеров счетов при безвозмездных передачах:

1. Внутриведомственная передача. Передача между обособленными подразделениями, головным учреждением

2. Передача между ПБС внутри публично-правового образования

3. Передача между ПБС разных ППО

4. Передача от ПБС бюджетному/ автономному учреждению одного уровня бюджета

5. Передача от ПБС бюджетному/ автономному учреждению разных ППО

6. Передача от БУ/АУ получателю бюджетных средств одного уровня бюджета

7. Передача от БУ/АУ получателю бюджетных средств разных ППО

8. Передача между БУ/АУ одного уровня бюджета

9. Передача между БУ/АУ разных ППО

10. Передача нефинансовых активов от организаций сектора госуправления унитарным предприятиям

11. Получение нефинансовых активов организациями сектора госуправления от организаций НЕ сектора госуправления

12. Передача нефинансовых активов от организаций сектора госуправления физлицам

НЕРАЗГРАНИЧЕННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Орган по управлению имуществом просит разъяснить порядок применения СГС «Аренда» по земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Начиная с 2018 года в соответствии с п. 71 Инструкции № 157н земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком.
Но органы по управлению имуществом в соответствии со статьей 3.3 Закона № 137-ФЗ только распоряжаются данными участками. Земельные участки не закреплены за ними на праве постоянного бессрочного пользования, и соответственно на данные земельные участки нет ни свидетельства о праве собственности, ни свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования.
Вопросы:
1) на основании каких документов необходимо поставить земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на баланс органа по управлению имуществом;
2) возникает вопрос о земельном налоге и налоге на прибыль на доходы от сдачи в аренду земли. Как расценит это налоговая инспекция, так как балансодержатель – орган по управлению имуществом?

Земельный участок является собственностью района и учитывается в казне района. Администрации города земельный участок передан в постоянное бессрочное пользование.
Как должен отражаться земельный участок на бухгалтерском балансе?

28 мая 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Земельный участок, не находящийся в собственности муниципального образования, но закрепленный за органом местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит учету на счете 1 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения».
Земельный участок, находящийся в пользовании организации госсектора без закрепления права постоянного (бессрочного) пользования, подлежит учету на счете 0 111 49 000 «Права пользования непроизведенными активами».

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст.ст. 294, 296 ГК РФ). А незакрепленное муниципальное имущество составляет муниципальную казну соответствующего муниципального образования. В свою очередь, в бухгалтерском учете имущество муниципальной казны учитывается на счете 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны» (п. 141 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
Соответственно, на счете 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» в казне соответствующего муниципального образования должно учитываться имущество (в том числе земельные участки), на которое зарегистрировано право собственности данного муниципального образования. Соответственно, исходя из того, что земельный участок является собственностью муниципального района, он должен учитываться в казне муниципального района на счете 108 00.
При этом основания для учета такого участка в составе имущества казны муниципального района (на счете 108 00) имеются до тех пор, пока в отношении него не будет принято решение о предоставлении его по основаниям, предусмотренным положениями ст. 39.1 Земельного кодекса РФ (п. 141 Инструкции N 157н, п. 2.3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918).
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации (п. 1 ст. 268 ГК РФ). А именно, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) (пп.пп. 1, 2 п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ).
Действующие в настоящее время правила бухгалтерского учета предусматривают учет земельных участков, переданных на праве постоянного (бессрочного) пользования, на балансе организаций госсектора. Ранее, с 1 января 2011 года и до перехода на учет согласно требованиям Инструкции N 157н в редакции приказа Минфина России от 29.08.2014 N 89н, земельные участки, используемые на праве постоянного (бессрочного) пользования, учитывались по кадастровой стоимости на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (письма Минфина России от 21.10.2011 N 02-06-07/4680, от 31.08.2012 N 02-06-10/3473).
Новые стандарты бухгалтерского учета предусматривают обязательный учет земельных участков, предоставленных организациям госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования, на счете 103 00 «Непроизведенные активы» (п. 70 Инструкции N 157н). При этом должны выполняться следующие условия:
1) за организацией госсектора закреплено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, что подтверждается соответствующим документом (п.п. 36, 70, абзац 2 п. 71 Инструкции N 157н);
2) участки используются в процессе деятельности организации (п. 70 Инструкции N 157н).
При этом под использованием в процессе деятельности организации, исходя из положений п. 22 Инструкции N 157н, подразумевается распоряжение нефинансовыми активами, включая передачу их в аренду, в безвозмездное пользование или в доверительное управление.
Обратите внимание: ни положения п. 71 Инструкции N 157н, ни п. 38 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н), не содержат обязательного условия о том, что земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования, на праве постоянного бессрочного пользования могут закрепляться только за теми организациями госсектора, которые созданы также на базе имущества такого муниципального образования.
На забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» учитывались объекты недвижимого имущества, к которым в соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ относятся земельные участки, полученные учреждением в безвозмездное пользование (пп. 1 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ) (п. 333 Инструкции N 157н).
В настоящее время, с 01.01.2018 при учете объектов недвижимости, полученных по договору безвозмездного пользования, применяются положения Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н (далее — СГС «Аренда», п. 2 СГС «Аренда»).
Объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются для целей СГС «Аренда» в качестве объектов учета аренды (п. 8 СГС «Аренда»). А объекты учета аренды, возникающие по договору аренды земель (объектов имущества, признаваемых для целей бухгалтерского учета непроизведенными активами), классифицируются для целей СГС «Аренда» как объекты учета операционной аренды (п. 16 СГС «Аренда»).
Согласно п. 20 СГС «Аренда» объект учета операционной аренды — право пользования активом отражается пользователем в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета с применением счета 111 40 «Права пользования нефинансовыми активами» (а именно, в рассматриваемой ситуации 111 49 «Права пользования непроизведенными активами»). Указанным счетом в соответствии с приказом Минфина России от 31.03.2018 N 64н*(1) уже дополнен Единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, а согласно положениям приказа Минфина России от 31.03.2018 N 65н*(1) дополнена Инструкция N 162н (смотрите также раздел II.1 письма от 13.12.2017 N 02-07-07/83464).
Таким образом, в зависимости от наличия соответствующих прав на земельный участок он может учитываться администрацией городского поселения с применением одного из следующих вариантов:
— в казне города (счет 108 00, строка 110 Баланса (ф. 0503130)), если на земельный участок зарегистрировано право собственности городского поселения;
— в составе непроизведенных активов (счет 103 00, строка 070 Баланса (ф. 0503130)), если земельный участок передан городскому поселению на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается соответствующим документом, и используется в деятельности учреждения;
— на балансе на новом счете (счет 111 49, строка Баланса (ф. 0503130) при внесении соответствующих изменений в Инструкцию, утвержденную приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н), если земельный участок передан в безвозмездное пользование.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *