П 5 ст 174

Статья 156 НК РФ. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров

СТ 156 НК РФ.

1. Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах
другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров
определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных
доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

В аналогичном порядке определяется налоговая база при реализации залогодержателем в
установленном законодательством Российской Федерации порядке предмета невостребованного
залога, принадлежащего залогодателю.

2. На операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров
комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 156 Налогового кодекса

В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи налогоплательщики НДС при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

Важно!

В пункте 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъясняется, что в целях применения положений главы 21 НК РФ во взаимоотношениях с инвестором застройщика (технического заказчика), не выполняющего одновременно функции подрядчика, надлежит квалифицировать в качестве посредника и применять к нему правила пункта 1 статьи 156 НК РФ.

Пунктом 2 статьи 156 НК РФ предусмотрено, что если комиссионер на основании договора комиссии осуществляет реализацию товара (работы, услуги), не подлежащего налогообложению (освобожденного от налогообложения) на основании статьи 149 НК РФ, то его посреднические услуги все равно облагаются НДС. Аналогичные положения предусмотрены пунктом 7 статьи 149 НК РФ. Исключение составляют лишь посреднические услуги по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

В то же время при решении вопроса об исчислении НДС с реализации по посредническому договору необходимо учитывать и положения статьи 39 НК РФ.

Так, на основании подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ операции по реализации драгоценных металлов в слитках банками лицам, не являющимся банками, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ банков.

Согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров или услуг организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученного ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении этих договоров.

Учитывая изложенное, реализация банком по агентскому договору с клиентом драгоценных металлов, размещенных на обезличенном металлическом счете клиента, ранее приобретенных клиентом в другом банке с уплатой налога на добавленную стоимость и полученных банком от клиента в физической форме, реализацией банком товаров не признается. Поэтому в данном случае банку следует исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном вышеназванным пунктом 1 статьи 156 НК РФ.

При этом возврат банком клиенту драгоценных металлов в физической форме, размещенных на обезличенном металлическом счете клиента, ранее приобретенных клиентом в другом банке с уплатой налога на добавленную стоимость и полученных банком от клиента в физической форме, реализацией банком товаров также не признается и, соответственно, не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Указанные разъяснения дает финансовое ведомство в письме от 02.11.2011 N 03-07-05/33.

Договор транспортной экспедиции не назван в статье 156 НК РФ.

Официальная позиция.

Так, в письме Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-11/1524 рассмотрен вопрос о принятии к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным агентом для оказания услуг по агентским договорам, в отношении которых освобождение от НДС не применяется. В данном письме Департамент Минфина России дает нижеследующее разъяснение о порядке применения пункта 2 комментируемой статьи НК РФ.

Пунктом 7 статьи 149 и пунктом 2 статьи 156 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношении услуг, оказываемых на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 149 Кодекса, освобождение от налогообложения этим налогом не применяется, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным агентом для оказания услуг агента, в отношении которых освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость не применяется на основании вышеуказанных пункта 7 статьи 149 и пункта 2 статьи 156 НК РФ, принимаются к вычету в вышеизложенном порядке.

Важно!

Услуги, оказываемые агентом от имени принципала в рамках агентского договора в связи с реализацией товаров, не облагаемых налогом на добавленную стоимость на основании нормы, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. На данный аспект также обращают внимание официальные органы в своих разъяснениях. (См., например, письмо Минфина России от 10.11.2014 N 03-07-07/56613.)

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 19.09.2014 N 03-07-РЗ/46922 содержится ответ на запрос о налогообложении НДС вознаграждения банковского платежного агента за прием платежей физических лиц. По данному вопросу дается нижеследующее пояснение.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента, в том числе для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов. При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 данной статьи указанного Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ привлечение оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента может осуществляться при соблюдении требования об осуществлении операции банковского платежного агента от имени оператора по переводу денежных средств.

Таким образом, оказание услуг по приему платежей физических лиц осуществляется банковским платежным агентом на основании посреднического договора. В связи с этим вознаграждение, получаемое банковским платежным агентом от кредитной организации в рамках исполнения договора, предусматривающего прием платежей физических лиц, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Налоговый кодекс Украины — Статья 174

Статья 174. Налогообложение дохода, полученного плательщиком налога в результате принятия им в наследство или подарок средств, имущества, имущественных или неимущественных прав

174.1. Объекты наследства налогоплательщика делятся с целью налогообложения на:

  • а) объект недвижимости;
  • б) объект движимого имущества, в частности:
    • предмет антиквариата или произведение искусства;
    • природные драгоценные камни или драгоценный металл, украшение с использованием драгоценных металлов и / или природных драгоценных камней;
    • любое транспортное средство и принадлежность к нему;
    • другие виды движимого имущества;
  • в) объект коммерческой собственности, а именно: ценные бумаги (кроме депозитного (сберегательного), ипотечного сертификата), корпоративное право, собственность на объект бизнеса как таковой, то есть собственность на целостный имущественный комплекс, интеллектуальная (промышленная) собственность или право на получение дохода от нее, имущественные и неимущественные права;
  • г) сумма страхового возмещения (страховых выплат) по страховым договорам, а также сумма, хранящаяся соответственно на пенсионном депозитном счете, накопительном пенсионном счету, индивидуальном пенсионном счету наследодателя — участника накопительной системы пенсионного обеспечения;
  • г) наличность или средства, хранящиеся на счетах наследодателя, открытых в банковских и небанковских финансовых учреждениях, в том числе депозитные (сберегательные), ипотечные сертификаты, сертификаты фонда операций с недвижимостью.

174.2. Объекты наследства облагаются налогом:

174.2.1. по нулевой ставке:

  • а) стоимость собственности, которая наследуется членами семьи наследодателя первой степени родства;
  • б) стоимость собственности, указанной в подпунктах «а», «б», «г» пункта 174.1 этой статьи, которая наследуется лицом, являющимся инвалидом I группы или имеет статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, и стоимость собственности, указанной в подпунктах «а», «б» пункта 174.1, которые наследуются ребенком-инвалидом;
  • в) денежные сбережения, помещенные до 2 января 1992 в учреждения Сберегательного банка СССР и государственного страхования СССР, действовавших на территории Украины, а также в государственные ценные бумаги (Облигации Государственного целевого беспроцентного займа 1990 года, облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, государственные казначейские обязательства СССР, сертификаты Сберегательного банка СССР) и денежные сбережения граждан Украины, помещенные в учреждения Сберегательного банка Украины и бывшего Укргосстраха в течение 1992-1994 годов, погашения которых не произошло, которые наследуются любым наследником;

174.2.2. по ставке, определенной пунктом 167.2 статьи 167 Налогового Кодекса, стоимость любого объекта наследства, которое наследуется наследниками, не являющимися членами семьи наследодателя первой степени родства;

174.2.3. по ставкам, определенным в пункте 167.1 статьи 167 Налогового Кодекса, для любого объекта наследства, которое наследуется наследником от наследодателя-нерезидента, и для любого объекта наследования, который наследуется наследником-нерезидентом от наследодателя-резидента.

174.3. Лицами, ответственными за уплату (перечисление) налога в бюджет, являются наследники, получившие наследство и наследников, получивших в наследство объекты, облагаются налогом по нулевой ставке налога на доходы физических лиц

Доход в виде стоимости унаследованного имущества (средства, имущество, имущественные или неимущественные права) в пределах, подлежащих налогообложению, отмечается в годовой налоговой декларации, кроме наследников-нерезидентов, которые обязаны уплатить налог до нотариального оформления объектов наследования, а также другими наследниками — резидентами, которые уплатили налог до нотариального оформления объектов наследия, а также другими наследниками — резидентами, которые уплатили налог до нотариального оформления объектов наследия

174.4. Нотариус ежеквартально предоставляет в орган государственной налоговой службы по месту расположения государственной нотариальной конторы или рабочего места частного нотариуса информацию о выдаче свидетельства о праве на наследство и / или удостоверение договоров дарения в порядке, установленном настоящим разделом для налогового расчета.

Нотариус выдает наследнику-нерезиденту свидетельство о праве на наследство при наличии документа об уплате таким наследником налога со стоимости объекта наследования.

174.5. В случае наследования права на вклад в банке (Небанковском финансовом учреждении) в соответствии со статьей 1228 Гражданского кодекса Украины налоговым агентом является такой банк (небанковское финансовое учреждение).

В случае перехода права на получение страховых выплат согласно cт.1229 Гражданского кодекса Украины налоговым агентом является страхователь — финансовое учреждение.

(Пункт 174.4 статьи 174 исключен на основании Закона N 4834-VI от 24.05.2012)

174.6. Налогообложение дохода, полученного плательщиком налога как подарок (или в результате заключения договора дарения) от физических лиц.

Средства, имущество, имущественные или неимущественные права, стоимость работ, услуг, подаренных налогоплательщику, облагаются налогом согласно правилам, установленным настоящим разделом для налогообложения наследства.

174.7. Стоимость легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов, полученных в наследство или подарок, подлежащих налогообложению в соответствии с настоящей статьей, определяется в порядке, установленном абзацем третьим пункта 173.1 статьи 173 настоящего Кодекса.

Просмотров: 41938Письмо ФНС РФ от 29.10.2008 № ШС-6-3/782@ посвящено вопросу порядка уплаты НДС. Данные разъяснения актуальны не только для плательщиков НДС, но и для налоговых агентов, а также будут полезны лицам, применяющим специальные режимы налогообложения и освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, в случае выставления ими счета-фактуры покупателю с выделением суммы НДС. Итак, какие же изменения произошли в порядке уплаты НДС? Федеральным законом от 13.10.2008 № 172-ФЗ (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) внесены изменения в абз. 1 п. 1 ст. 174 НК РФ, определяющий порядок уплаты НДС. Данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» № 214, 14.10.2008). Положения абз. 1 п. 1 ст. 174 НК РФ в редакции Федерального закона № 172-ФЗ распространяются на отношения по уплате налога за налоговые периоды начиная с III квартала 2008 года. 📌 Реклама Отключить

Согласно нормам ст. 1 данного закона слова «не позднее 20-го числа месяца» следует заменить словами «равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев». Теперь сумму НДС, исчисленную по итогам квартала, следует уплачивать тремя равными платежами, то есть происходит отсрочка платежа.

Поскольку Федеральный закон № 172-ФЗ вышел совсем недавно, разъяснения официальных органов, касающиеся порядка уплаты НДС на сегодняшний день, немногочисленны (комментируемое письмо – одно из первых, раньше появились только разъяснения на сайте ФНС РФ) , однако они все же есть и предваряют многие вопросы бухгалтеров организаций, исчисляющих и уплачивающих НДС.

Приведем обзор разъяснений ФНС РФ, опубликованных на сайте и представленных в комментируемом письме.

Каков порядок уплаты НДС, если сумма данного налога не делится на три? Согласно разъяснениям ФНС РФ, когда сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, не делится равными долями на три срока уплаты, округление в большую сторону производится в последнем сроке уплаты. Например, по строке 040 разд. 1 налоговой декларации по НДС, составленной за III квартал 2008 года, организацией отражена сумма налога к уплате в бюджет (в рублях) в размере 250 003 руб. Первые два ежемесячных платежа будут составлять по 83 334 руб. (250 003 руб. / 3), а третий платеж – 83 335 руб. (250 003 руб. — 83 334 руб. x 2).

📌 Реклама Отключить

Если сумма, уплаченная по первому/второму сроку уплаты за III квартал 2008 года, превышает 1/3 суммы НДС за квартал, то наступает ли ответственность организации за нарушение порядка уплаты налога в бюджет? Поскольку изменения в порядок уплаты НДС были внесены в тот период, когда многие налогоплательщики уже исполнили свои обязанности по уплате налога за III квартал, возникает вопрос: как это отразится на организации? Специалисты ФНС РФ в своих разъяснениях успокаивают налогоплательщиков: налогоплательщик вправе уплатить в бюджет по первому и/или второму сроку уплаты налога сумму в размере большем 1/3 суммы, установленной Федеральным законом № 172-ФЗ по этим срокам. При этом излишне уплаченная сумма налога по первому сроку уплаты подлежит зачету в счет уплаты налога по двум следующим срокам.

📌 Реклама Отключить

С данным вопросом также связан вопрос о том, ожидает ли организацию ответственность, если сумма НДС, уплаченная по первому/второму сроку уплаты, меньше 1/3 суммы НДС за квартал? Неуплата или неполная уплата налога в бюджет по соответствующим срокам уплаты (в размере меньшем 1/3 от суммы налога, причитающегося к уплате за истекший налоговый период) будут являться нарушением законодательства о налогах и сборах и повлекут за собой начисление пени. Также нужно обратить внимание на то, что в случае неуплаты (неполной уплаты) налога в установленный срок налоговые органы могут взыскать неуплаченную сумму налога за счет денежных средств налогоплательщика (ст. 46 НК РФ), его иного имущества (ст. 47 НК РФ).

Порядок уплаты НДС, введенный Федеральным законом № 172-ФЗ, действует в течение определенного периода времени или он будет действовать и впредь? Данным законом установлено, что новый порядок уплаты НДС применяется с III квартала 2008 года. Поскольку никаких уточнений и ограничений в отношении срока действия нового порядка уплаты налога не предусмотрено, следует предположить, что порядок уплаты НДС, установленный Федеральным законом № 172-ФЗ, будет действовать и впредь. Аналогичную позицию высказывают налоговики в своих разъяснениях: приведенный… порядок будет применяться и в последующих налоговых периодах.

📌 Реклама Отключить

Каков порядок уплаты для разных категорий лиц? Согласно нормам гл. 21 НК РФ выделяются плательщики НДС, налоговые агенты по НДС, поименованные в ст. 161 НК РФ, и лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ (должны уплатить НДС в бюджет в случае выставления ими счета-фактуры покупателю с выделением суммы налога). Ниже в таблице рассмотрено, изменился ли срок уплаты НДС у данных категорий лиц под влиянием новшества Федерального закона № 172-ФЗ.

Наименование лиц, на которых возложены обязанности по уплате НДС

Налоговые агенты (п. 3, 4, 5, 6 ст. 161 НК РФ), за исключением налоговых агентов, приобретающих работы (услуги), местом реализации которых является территория РФ, у налогоплательщиков иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков
Порядок уплаты до введения Федерального закона № 172-ФЗ Порядок уплаты после вступления в силу Федерального закона № 172-ФЗ
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом(п. 1, 3 ст. 174 НК РФ) Порядок уплаты изменился. Уплата производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом
Налоговые агенты, перечисляющие денежные средства за приобретенные работы (услуги), местом реализации которых является территория РФ, у налогоплательщиков – иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика(п. 2 ст. 161 НК РФ)
Порядок уплаты до введения Федерального закона №172-ФЗ Порядок уплаты после вступления в силу Федерального закона № 172-ФЗ
Уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств налогоплательщикам(абз. 2
п. 4 ст. 174 НК РФ)
Порядок уплаты не изменился. Сумма налога уплачивается в бюджет одновременно с перечислением денежных средств иностранным налогоплательщикам (Письмо ФНС РФ №ШС-6-3/782@)
В случае выставления счета-фактуры покупателю с выделением суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ):
– лица, не являющиеся налогоплательщиками;
– налогоплательщики, освобожденные от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
– налогоплательщики, реализующие товары, операции по реализации которых не подлежат налогообложению
Порядок уплаты до введения Федерального закона № 172-ФЗ Порядок уплаты после вступления в силу Федерального закона № 172-ФЗ
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 1 п. 4 ст. 174 НК РФ) Порядок уплаты не изменился. Сумма налога, отраженная в декларации, например, за 3 квартал, уплачивается в полном объеме до 20 октября (Письмо ФНС РФ № ШС-6-3/782@)
Налогоплательщик при ввозе товаров на таможенную территорию РФ с территории Республики Беларусь (Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь)
Порядок уплаты до введения Федерального закона №172-ФЗ Порядок уплаты после вступления в силу Федерального закона № 172-ФЗ
НДС уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 5 данного положения) Порядок уплаты не изменился. НДС уплачивается в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (Письмо ФНС РФ №ШС-6-3/782@)

Каков порядок уплаты НДС в случае, если подается уточненная налоговая декларация? Специалисты ФНС РФ в комментируемом письме указали, что порядок уплаты налога в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, не распространяется на уплату налога по уточненным декларациям, представленным налогоплательщиками после вступления в действие Федерального закона № 172-ФЗ за налоговые периоды, предшествующие третьему кварталу 2008 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *