Ответственность аудиторов

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 1 «Цель и основ­ные принципы аудита финансовой отчетности» опреде­ляют, что аудитор несет гражданскую, административную и моральную ответственность за следующее:

1) нарушение условий договора или нарушение гражданского зако­нодательства;

2) разглашение коммерческой тайны;

3) причиненный заказчику ущерб в результате некачественного проведе­ния аудита;

4) составление заведомо ложного заключения.

Нарушение условий договора или нарушение гражданского зако­нодательства, связанное с неисполнением обязательств либо исполнени­ем его ненадлежащим образом (Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), ст. 401). Ответственность предусмотрена также Уголовным кодексом РФ (УК РФ).

В случае разглашения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лица­ми, сведений, составляющих аудиторскую тайну, на основании федерального закона «Об аудиторской деятельности» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации аудируемое лицо или лицо, кото­рому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от винов­ного лица возмещения причиненных убытков.

Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивиду­ального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствую­щих аудиту услуг, предоставляется исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законода­тельными актами Российской Федерации об их деятельности.

Аудитор ответствен только за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовых отчетов проверяемой организации. Ответ­ственность за подготовку и представление отчетов несет руководитель проверяемого субъекта.

Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятель­ности, по заявлению заинтересованного экономического субъекта, а так­же по собственной инициативе или по предложению прокурора может назначить проверку качества аудиторского заключения, производимую соответственно за счет средств заинтересованного экономического субъекта либо за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации. Уклонение от проведения внешней проверки качества или непред­ставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.

В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторс­кой проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономи­ческого субъекта, с аудитора (аудируемой фирмы) могут быть взыска­ны на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъяв­ляемому органом, выдавшим лицензию:

· понесенные убытки в полном объеме;

· расходы на проведение перепроверки;

· штраф.

В случае выявления при проведении проверки качества работы фактов систематического нарушения аудитором аудиторской организации или индивидуальным аудито

ром при проведении аудиторской проверки тре­бований нормативных правовых актов и федеральных правил (стандар­тов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о та­ких фактах федеральному органу.

На виновных в таких нарушениях может быть наложено взыскание в установленном федераль­ным законом «Об аудиторской деятельности» порядке, вплоть до аннулирования у них квалификационно­го аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществле­ние аудиторской деятельности индивидуального аудитора.

В законе «Об аудиторской деятельности» (п. 1 ст. 11) дано понятие заве­домо ложного заключения: «Заведомо ложное аудиторское заключение – аудиторское заключе­ние, составленное без проведения аудиторской проверки или составлен­ное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержа­нию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмот­ренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение при­знается таковым только по решению суда».

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет от­ветственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской дея­тельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулиро­вание квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уго­ловной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по этой при­чине, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттес­тата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного ат­тестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по пригово­ру суда, предусматривающего наказание в виде лишения права зани­жаться аудиторской деятельностью в течение определенного срока, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на пра­во заниматься аудиторской деятельностью в течение всего этого срока. За осуществление аудиторской деятельности без лицензии на ауди­торскую организацию или индивидуального аудитора налагается штраф в размере от 100 до 300 установленных законодательством МРОТ.

Отдельная статья в УК РФ (ст. 202 «Злоупотребле­ние полномочиями частными нотариусами и аудиторами») устанавливает ответственность индивидуальных аудиторов за использование своих пол­номочий вопреки задачам аудиторской деятельности и в целях извлече­ния выгод и преимуществ для себя или других лиц. Если действия индивидуального аудитора причинили существенный вред правам и за­конным интересам граждан, организаций или государства, то он наказы­вается:

· либо штрафом в размере от 500 до 800 установленных законодатель­ством МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осуж­денного за период от пяти до восьми месяцев;

· либо арестом на срок от трех до шести месяцев;

· либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или занимать­ся определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если указанные действия совершены неоднократно, то индивидуаль­ный аудитор наказывается:

· либо штрафом в размере от 700 до 1 000 установ­ленных законодательством МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года;

· либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;

· либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг, в основном определены ст. 14 «Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг» Закона об аудиторской деятельности.

Следует отметить, что положения этой статьи распространяются только на осуществление деятельности, связанной с аудиторскими проверками, но не распространяются на сопутствующие аудиту услуги и прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью. Согласно ст. 14 указанного Закона при проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе’.

  • 1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в СРОА;
  • 2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
  • 3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

В договорах оказания аудиторских услуг могут быть оговорены, в том числе, следующие права аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг:

  • • право получить письменную информацию (отчет) по результатам аудита;
  • • право получить аудиторское заключение в оговоренном количестве экземпляров;
  • • право в случае необходимости (например, в случае утраты части бухгалтерских документов вследствие чрезвычайных обстоятельств) обратиться к аудиторской организации для получения части рабочих документов или выдержек из них;
  • • право обратиться к аудиторской организации в последующие отчетные периоды за информацией и (или) разъяснениями по запросу новой аудиторской организации и т.д.

Кроме того, аудируемые лица имеют право обращаться в исполнительные органы СРОА с заявлениями о нарушениях аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) законодательных и других нормативных актов, федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также профессиональных этических принципов аудита.

При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

  • 1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;
  • 2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, нс может являться основанием для отказа в их предоставлении.

Следует отметить, что ссылка на коммерческую тайну на практике достаточно часто (и неправомерно) используется аудируемыми лицами как основание для непредоставления аудиторам необходимой информации и документов. Поэтому при разработке нового Закона об аудиторской деятельности данному вопросу было уделено особое внимание. Однако, второе подобное неправомерное основание для отказа — ссылка аудируемого лица на необходимость защиты персональных данных — законодателем во внимание принята не была. Отметим, однако, что ссылка эта несостоятельна, поскольку (как и в предыдущем примере) противоречит и. 1 перечня обязанностей аудируемого лица (см. выше). С другой стороны, ст. 88 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) разрешает работодателю передавать персональные данные третьей стороне (в данном случае — аудиторской организации) без письменного согласия работников в случаях, предусмотренных федеральными законами (в данном случае это Закон об аудиторской деятельности);

  • 3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;
  • 4) исполнять требования федеральных стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

В договорах оказания аудиторских услуг могут быть оговорены, в том числе, следующие обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг:

  • • содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита;
  • • обеспечить присутствие сотрудников аудиторской организации при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица;
  • • привлечь к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;
  • • организовать взаимодействие с предшествующими аудиторами аудируемого лица (при их наличии);
  • • оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и т.д.

Исходя из положений федеральных стандартов аудита, аудируемые лица обязаны предоставить аудиторской организации (аудитору) не менее двух экземпляров бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой выражается мнение, которая должна быть датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства РФ относительно подготовки такой отчетности.

Вопросы юридической ответственности аудируемых лиц Законом об аудиторской деятельности не установлены. Согласно п. 10 ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» руководство аудируемого лица несет ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Согласно положениям действующего законодательства аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, могут нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ. Ответственность аудируемых лиц может быть разделена на ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита (или препятствование его проведению), ответственность по результатам проведения проверки и прочую ответственность (в настоящем учебнике не рассматривается).

Законодательство РФ предусматривает следующие меры ответственности применительно к первым двум перечисленным основаниям: административная ответственность, меры дисциплинарного воздействия, гражданско-правовая ответственность.

До 1 июля 2002 г. законодательством об аудиторской деятельности предусматривался административный штраф за уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению в размере от 500 до 1000 МРОТ, установленного федеральным законом. Однако с 1 июля 2002 г., в связи с вступлением в силу нового КоАП, указанный штраф был отменен. На момент подготовки настоящего учебника к печати законодательство РФ не предусматривало специальных штрафов за уклонение организаций от проведения обязательного аудита.

Однако теоретически организации, уклоняющиеся от обязательного аудита, могут быть привлечены к ответственности (в основном, за непредставление аудиторского заключения различным пользователям) по следующим основаниям.

  • 1. Налоговыми органами:
    • • на основании ч. 1 ст. 126 НК РФ за непредоставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, — влечет взыскание штрафа с юридического лица в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ;
    • • на основании ст. 15.6 КоАП за непредоставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
  • 2. Банком России:
    • • на основании ч. 1—2 ст. 15.19 КоАП непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков предоставления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно предоставление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.7.3, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; па юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.

Нераскрытое или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, снедиализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 руб.;

  • • на основании ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.;
  • • на основании ст. 19.7.3 КоАП непредоставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо предоставление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, когда в соответствии со страховым законодательством Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.; на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.

В соответствии со ст. 192, 193 ТК РФ по результатам аудиторской проверки в течение двух лет после ее завершения к работникам аудируемых лиц работодателем могут быть применены меры дисциплинарного воздействия — дисциплинарные взыскания:

  • 1) замечание;
  • 2) выговор;
  • 3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также другие дисциплинарные взыскания. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Аналогичные нормы, применяемые к гражданским служащим, содержатся также в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 57) и в ряде законодательных актов субъектов РФ, например в Законе города Москвы от 26 января 2005 г. № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» (ст. 46).

Гражданско-правовая ответственность аудируемого лица возникает вследствие нарушения аудируемым лицом принятых на себя по договору об оказании аудиторских услуг обязательств (см. подробнее параграф 4.3).

  • См. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (ст. 3—5).
  • См. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»(ст. 3).

1.4.4. Ответственность

1.4.4. ОтветственностьОтсутствие ККМ, когда ее наличие необходимо по закону, или неприменение, когда она есть, чревато для предпринимателя весомыми финансовыми потерями.За такое нарушение предусмотрен административный штраф. Для предпринимателя его сумма составляет от

3.1. Появление и развитие профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов в современной России

3.1. Появление и развитие профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов в современной РоссииОбщественные объединения бухгалтеров современной России.В феврале 1990 г. в СССР было учреждено первое из ныне действующих профессиональных объединений – Ассоциация

17. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРОВ

17. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРОВВажнейшей составной частью работы аудитора являются соблюдение и обеспечение всех процедур, гарантирующих высокое качество работы аудитора и аудиторских фирм. В МСА с этой целью разработан специальный стандарт

11. Саморегулируемая организация аудиторов: общие понятия

11. Саморегулируемая организация аудиторов: общие понятияСаморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.Некоммерческая организация

18. Права аудиторов

18. Права аудиторовВыделяют две группы прав , которыми обладают аудиторы и аудиторские фирмы.1. Право проводить аудиторские проверки с выдачей официального аудиторского заключения. Его имеют:а) аудиторские фирмы, которые приобрели соответствующую лицензию и в которых

19. Обязанности аудиторов

19. Обязанности аудиторовАудиторы и аудиторские фирмы обязаны :а) предоставлять заказчику информацию о тех законодательных, инструктивных и иных материалах, которые, подтверждают правильность выводов аудиторов о наличии искажений;б) неукоснительно соблюдать

67. Понятия внутреннего и внешнего контроля за качеством работы аудиторов

67. Понятия внутреннего и внешнего контроля за качеством работы аудиторовКонтроль за качеством работы аудитора осуществляется в нескольких формах: а) контроль основного аудитора за работой своих ассистентов; б) контроль аудиторской фирмы за работой аудитора; в) внешний

68. Плановые внешние проверки и текущий контроль в работе аудиторов

68. Плановые внешние проверки и текущий контроль в работе аудиторовПлановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляются:1) саморегулируемой

Ответственность

ОтветственностьПолномочия без ответственности приводят к нарушенным обещаниям, появлению неудовлетворенных покупателей и падению производительности. Билл Джордж понял это, когда стал CEO Medtronic:В культуре я выделяю два элемента – ценности и нормы. Когда я попал

ОтветственностьОтветственность – еще одно ключевое понятие или даже цель коучинга. В последней главе я затронул взаимосвязь между изменениями, происходящими в культуре бизнеса, и возрастающим стремлением к ответственности и подотчетности – и коллективной, и

20.3. Правовое положение аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц

20.3. Правовое положение аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лицОсобенности правового положения аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц определены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».При

ОтветственностьСуществует три вида ответственности:1. Никакой ответственностиСамая лучшая ответственность в коучинге – полное ее отсутствие. В принципе, это правильно, потому что результаты появляются только через какое-то действие. Если человек делает плохо,

«Ответственность».

«Ответственность».Один из авторитетнейших западных политологов Лео Штраус замечает, что тема «ответственности» стала доминирующей в этике. Ответственность стала чуть ли не основной ценностью и добродетелью. Все остальное оказалось в тени. Осмысление этого процесса —

2.5. Ответственность

2.5. ОтветственностьКроме врожденного таланта, лидер наделен этической чувствительностью. По своей природе лидер стремится одарить окружающих добротой и достичь большего. Для него очевидна связь между первенством и обязанностями. Права – лишь следствия. В отличие от

ОтветственностьНичто так не раздражает, как вынужденная необходимость иметь дело со взрослым по биологическому возрасту человеком, уровень ответственности которого равен уровню ответственности двенадцатилетнего ребенка. Существует много способов проявлять

Права и обязанности аудируемых лиц

Права и обязанности аудируемого лица определены в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Проверяемый экономический субъект и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» вправе:

  • получать от аудиторской организации информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации;
  • получить от аудиторской организации аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
  • осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязано:

  • заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
  • создавать аудиторской организации условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
  • не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
  • оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций в соответствии с договором на проведение аудита;

За несоблюдение норм Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудируемые лица, лица, подлежащие обязательному аудиту, в соответствии со ст. 21 этого закона несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Права и обязанности аудитора, аудиторской организации

Права и обязанности аудитора, аудиторской организации определены в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ПСАД «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, протоколом № 6 от 20.10.1999.

Аудиторские организации имеют право:

  • самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, за исключением вопросов, относящихся к планированию, документированию, рабочих документов, аудиторского заключения, требования к которым раскрыты в федеральных ПСАД;
  • проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, фактическое наличие имущества, учтенного в документации;
  • получать разъяснения у должностных лиц по возникшим вопросам и дополнительные сведения в устной и письменной формах;
  • отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой отчетности в аудиторском заключении;
  • иные права, определенные договором оказания аудиторских услуг, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Федеральному закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторские организации обязаны:

  • осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации;
  • в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
  • обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, т.е. соблюдать аудиторскую тайну;
  • исполнять иные обязанности, определенные договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Перечень обязанностей аудиторской организации дополняется ст. 13 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которой аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора при проведении обязательного аудита. Это значит, что аудиторская организация при наличии договора на обязательный аудит с целью выражения мнения о степени достоверности финансовой отчетности должна заключить договор со страховой организацией, предметом которого является страхование риска ответственности за нарушение договора.

Ответственность аудиторов (аудиторских организаций)

Ответственность аудитора (аудиторской организации) — это санкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением аудитором (аудиторской организацией) своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита. Формы и виды ответственности определяются законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

Выделяют следующие виды ответственности аудитора (аудиторской организации):

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Гражданско-правовая ответственность определена ст. 15 ГК РФ в виде возмещения убытков:

  • расходы, связанные с восстановлением нарушенного права (на проведение перепроверки, судебные расходы);
  • упущенная выгода, а также гл. 25 ГК РФ, раскрывающей ответственность за нарушение обязательств по договору.

Административная ответственность регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Так как аудиторская деятельность до 01.07.2006 подлежит лицензированию, то на нее в этой части распространяются положения КоАП РФ. Статьей 14.1 КоАП РФ определены случаи и формы ответственности за осуществление деятельности:

  • с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в форме наложения штрафа;
  • без лицензии, в форме наложения штрафа.

За нарушение Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» административная ответственность определена в формах аннулирования лицензии на право осуществления аудиторской деятельности и квалификационного аттестата аудитора (см. табл. 2.1, 2.2). В случае нарушения конфиденциальности (аудиторской тайны) как для аудиторской организации, так и для аудитора предусмотрена ответственность в форме возмещения причиненных убытков.

Уголовная ответственность определена ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» Уголовного кодекса Российской Федерации. В частности, в форме штрафа в размере от 500 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Т.А. Фролова
Аудит: конспект лекций
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

2.3. Права и обязанности аудиторских организаций

При проведении аудиторской проверки аудиторыимеют право:

1) самостоятельно определять формы и методыпроведения аудита;

2) проверять в полном объеме документацию,связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а такжефактическое наличие любого имущества, учтенного в документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лицаразъяснения в устной и письменной форме по возникшим в ходе проверки вопросам;

4) отказаться от проведения аудиторской проверкиили от выражения своего мнения о достоверности финансовой отчетности ваудиторском заключении в случаях:

а) непредставления клиентом всей необходимойдокументации;

б) выявления обстоятельств, оказывающих либомогущих оказать существенное влияние на мнение аудитора о степени достоверностифинансовой отчетности клиента;

5) осуществлять иные права, вытекающие из существаправоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.

Аудиторы обязаны:

а) осуществлять аудиторскую проверку в соответствиис законодательством;

б) предоставлять по требованию клиента необходимуюинформацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторскойпроверки, а также о нормативных актах, на которых основываются замечания ивыводы аудитора;

в) в срок, установленный договором оказанияаудиторских услуг, передать аудиторское заключение клиенту;

г) обеспечивать сохранность документов, получаемыхв ходе проверки, и не разглашать их содержание без согласия клиента;

д) исполнять иные обязанности, вытекающие изсущества правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качестваработы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования корганизации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартамиаудиторской деятельности.

Аудиторская организация, аудитор обязаны:

1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.
 Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона №307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган.
 
Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.
Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:
1) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;
2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
 3) обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *