Отчет о результатах деятельности

Зайцева Г., эксперт журнала

Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2019

Наряду с другими документами, автономные учреждения должны составлять по итогам года, а потом и размещать в Интернете отчет о результатах деятельности и использовании закрепленного имущества. Как работать с отчетом? Что изменилось в этой процедуре и какие нововведения ожидают учреждения в следующем году?

На какие нормативные акты опираться автономному учреждению при подготовке отчета о результатах деятельности и использовании имущества? Где брать форму отчета?

Общий порядок составления и утверждения отчета определен на федеральном уровне. В отношении автономных учреждений действуют два нормативных акта – Требования № 114н и Правила № 684(на них указывается в п. 3 Требований № 114н). Положения двух названных актов должны быть учтены в порядке, утвержденном органом-учредителем, а также при разработке им формы отчета (п. 2 Требований № 114н, п. 1 Правил № 684).

Таким образом, автономному учреждению надо ориентироваться на нормативный документ, изданный органом-учредителем, – здесь прописываются сами правила заполнения, утверждения и опубликования отчета и содержится его форма. Приведем несколько примеров:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2016 № 904 (распространяется на федеральные государственные образовательные учреждения);

  • Приказ Минспорта РФ от 03.09.2013 № 709 (действует
    в отношении подведомственных министерству федеральных учреждений);

  • Приказ Минздрава Московской области от 03.05.2018
    № 615 (распространяется на региональные учреждения здраво­охранения);

  • Постановление администрации городского округа Красногорск Московской области от 29.01.2019 № 108/1 (распространяется на все подведомственные муниципальные учреждения);

  • Постановление администрации Арзамасского района Нижегородской области от 13.03.2018 № 370 (далее – Постановление № 370) (действует в отношении всех подведомственных муниципальных учреждений).

Для наглядности представим систему нормативных актов в схематичном виде.

Требования № 114н

Правила № 684

Нормативный акт органа-учредителя

Порядок составления и утверждения отчета

Форма отчета

Орган-учредитель может потребовать от подведомственного АУ указать в отчете дополнительную информацию, не перечисленную в общих правилах (п. 6, 8, 9 Требований № 114н, п. 3, 4 Правил № 684). Новые строки должны быть учтены в утвержденной форме отчета.

Как заполнять разд. 1 отчета о результатах деятельности и использовании имущества? Какая исходная информация потребуется для этого?

В разделе 1 отчета указываются общие сведения об учреждении. Согласно п. 6 Требований № 114н здесь нужно прописать:

  • исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных и иных видов);

  • перечень услуг (работ), предоставляемых за плату в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, и категории потребителей услуг (работ);

  • перечень разрешительных документов (с указанием номеров, даты выдачи и срока действия), на основании которых учреждение осуществляет деятельность;

  • число штатных единиц учреждения (вписываются данные о количественном составе и квалификации сотрудников на начало и конец отчетного года, а если данное число менялось, указываются причины изменений);

  • среднюю зарплату сотрудников учреждения.

Также потребуется раскрыть состав наблюдательного совета автономного учреждения – Ф. И. О. и должность каждого члена совета (п. 3 Правил № 684).

Это основная информация, которую должно указать учреждение в разд. 1. Орган-учредитель может включить в форму отчета дополнительные строки и таблицы.

Сведения, необходимые для заполнения отчета, берутся из устава АУ, свидетельства о его государственной регистрации, лицензий (если учреждение осуществляет лицензируемый вид деятельности), правового акта органа-учредителя или самого АУ, который регулирует предоставление платных услуг, правового акта учредителя о назначении членов наблюдательного совета АУ, штатного расписания учреждения и расчетных ведомостей.

При заполнении отчета за 2019 год в разд. 1 понадобится указывать больше информации. Согласно Приказу Минфина РФ от 26.12.2018 № 287н (далее – Приказ № 287н), который с 01.01.2020 вносит изменения в Требования № 114н, в отчете нужно будет отразить установленную штатную численность и фактическую численность на начало и конец года. Кроме того, придется детализировать среднюю зарплату – отдельно по группам руководителей, заместителей руководителей и специалистов.

Учреждениям, исполняющим государственные функции или наделенным полномочиями по обеспечению деятельности федеральных органов – учредителей, нужно будет раскрывать еще и количество структурных подразделений, штатных единиц, задействованных в основной деятельности, а также осуществляющих правовое, кадровое, административно-хозяйственное, информационно-техническое обеспечение, ведущих бухучет, делопроизводство, и вакантных должностей (на начало и конец отчетного года).

Что включать в разд. 2 отчета о результатах деятельности автономного учреждения?

Результаты деятельности учреждения характеризуются следующими данными:

Результат деятельности

Основание для включения информации в отчет

Исполнение государственного (муниципального) задания

Абзац 6 п. 7 Требований № 114н, пп. «а» п. 3 Правил № 684

Выполнение работ (оказание услуг) в соответствии с обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию

Подпункт «б» п. 3 Правил № 684

Изменение балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых активов

Абзац 2 п. 7 Требований № 114н

Сумма выставленных требований в возмещение ущерба по недостачам и хищениям материальных ценностей, денежных средств, а также от порчи материальных ценностей

Абзац 3 п. 7 Требований № 114н

Изменение дебиторской (в том числе нереальной к взысканию) и кредиторской задолженности (в том числе просроченной)

Абзац 4 п. 7 Требований № 114н

Изменение цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям, а также средняя стоимость таких услуг

Абзац 8 п. 7 Требований № 114н, пп. «г» п. 3 Правил № 684

Общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами учреждения (в том числе платными)

Абзац 9 п. 7 Требований № 114н, пп. «в» п. 3 Правил № 684

Сумма доходов, полученных от оказания платных услуг

Абзац 5 п. 7 Требований № 114н

Прибыль после налогообложения

Подпункт «к» п. 3 Правил № 684

Суммы кассовых и плановых поступлений и выплат

Абзацы 12, 13 п. 7 Требований № 114н

Объем финансового обеспечения

Подпункты «ж», «з», «и» п. 3 Правил № 684

Жалобы потребителей

Абзац 10 п. 7 Требований № 114н

Для заполнения данного раздела потребуются данные из отчета о выполнении государственного (муниципального) задания, плана финансово-хозяйственной деятельности и отчета о его исполнении, соглашений о предоставлении субсидий, книги жалоб и др.

Отметим, что в отчет за 2019 год тоже придется добавить новую информацию (см. Приказ № 287н). Указывать нужно будет суммы доходов, полученных не только от предоставления платных услуг, но и от оказания основных услуг сверх задания, а также при осуществлении иных видов деятельности (например, от продажи товаров населению, работы буфета или кафе). Раскрывать понадобится и общие сведения об оказании услуг (выполнении работ) сверх государственного (муниципального) задания. Эти изменения коснутся всех учреждений.

Какие сведения отражать в разд. 3 отчета об использовании закрепленного за автономным учреждением имущества?

В силу п. 9 Требований № 114н и п. 4 Правил № 684 в отношении имущества учреждения надо раскрыть следующие сведения на начало и конец отчетного года:

  • общую балансовую стоимость недвижимого, особо ценного и иного движимого имущества (в том числе переданного в аренду и безвозмездное пользование);

  • общую площадь объектов недвижимого имущества (в том числе переданного в аренду и безвозмездное пользование);

  • количество объектов недвижимости;

  • объем средств, полученных в отчетном году от распоряжения имуществом.

Исходная информация для заполнения берется из баланса и плана финансово-хозяйственной деятельности.

Нужно ли автономному учреждению заполнять разд. 4 отчета об эффективности деятельности?

Раздел 4 «О показателях эффективности деятельности учреждения» вводится Приказом № 287н, которым утверждены изменения в Требования № 114н и который начнет действовать 01.01.2020. Следовательно, дополнительный раздел заполняется начиная с отчета за 2019 год. Сейчас (при работе над отчетом за 2018 год) этого делать не нужно. В любом случае автономному учреждению следует руководствоваться формой, утвержденной органом-учредителем. Последний должен привести данную форму в соответствие обновленным Требованиям № 114н.

Однако и в следующем году заполнять разд. 4 станут далеко не все. Согласно п. 9.1 Требований № 114н (в редакции Приказа № 287н) такая обязанность возникнет только у учреждений, которые наделены полномочиями по исполнению государственных функций, а также по обеспечению деятельности федеральных органов – своих учредителей. Учреждения, деятельность которых заключается в оказании услуг физическим и юридическим лицам или выполнении для них работ, по-прежнему должны будут заполнять три раздела отчета.

Кто должен утверждать отчет о результатах деятельности и использовании имущества – руководитель автономного учреждения, наблюдательный совет АУ или учредитель?

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) и п. 10 Требований № 114н руководитель АУ должен представить отчет о результатах деятельности учреждения на рассмотрение наблюдательному совету. А тот, в свою очередь, должен дать рекомендации относительно данного документа (п. 2 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ). Иными словами, наблюдательный совет больше не утверждает названный отчет – этого полномочия он лишился еще в конце 2017 года (хотя далеко не все органы-учредители отразили данное изменение в своих порядках).

Теперь отчет о деятельности утверждает руководитель АУ, а органы управления (наблюдательный совет и учредитель) должны согласовать (либо не согласовать) документ, одобрив (или нет) работу учреждения. Например, в Арзамасском районе Нижегородской области прописали данную процедуру так (см. Постановление № 370).

Руководитель учреждения утверждает отчет и представляет его на согласование в отраслевой орган районной администрации. Отраслевой орган рассматривает отчет в течение десяти рабочих дней, следующих за днем его поступления, и согласовывает документ либо возвращает на доработку с указанием недостатков. В течение трех следующих рабочих дней учреждение должно устранить эти недостатки и снова подать на согласование утвержденный руководителем отчет.

Правила утверждения отчета, представленного обособленным подразделением, осуществляющим полномочия по ведению бухгалтерского учета, не изменились. В силу п. 10 Требований № 114н такой отчет утверждается руководителем указанного подразделения, а затем представляется головному учреждению на согласование. Автономное учреждение должно рассмотреть отчет, поступивший от обособленного подразделения, в течение десяти рабочих дней, следующих за днем поступления документа, и согласовать его либо отправить на доработку, указав причины возврата.

Кто публикует отчет о результатах деятельности и использовании имущества – автономное учреждение или орган-учредитель?

Отчет необходимо публиковать в нескольких открытых источниках, и исполнители здесь будут разные. Перечислим способы раскрытия данного документа.

  1. Официальный сайт bus.gov.ru. Отчет вместе с другими документами автономного учреждения, подлежащими размещению на сайте bus.gov.ru, должен публиковать орган-учредитель. На это указано в п. 3.5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Однако орган-учредитель может передать право по размещению информации и документов на официальном интернет-ресурсе самому учреждению. Для этого учредитель должен издать соответствующий правовой акт (см., например, приказы Минобрнауки РФ от 21.02.2018 № 117, министра физической культуры и спорта Московской области от 09.08.2018 № 22-126-П).

Если автономному учреждению все же передано полномочие по размещению сведений на bus.gov.ru, сделать это нужно в течение пяти рабочих дней после утверждения того или иного документа.

  1. Официальный сайт органа-учредителя. В силу п. 12 Требований № 114н такое требование может быть предусмотрено в порядке, утвержденном учредителем. В этом случае он сам публикует отчет, который ранее АУ передало на согласование.

  2. Официальный сайт учреждения. На такую возможность тоже указывается в п. 12 Требований № 114н и п. 6 Правил № 684. Если порядок, установленный органом-учредителем, содержит данное условие, обязанность размещать отчет на собственном сайте возникает у АУ.

  3. Средства массовой информации. Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ автономное учреждение должно ежегодно публиковать отчет о деятельности в СМИ, определенных органом-учредителем. Разместить отчет надо до 1 июня года, следующего за отчетным (п. 5 Правил № 684).

  4. Помещения учреждения. Информация о дате опубликования и СМИ, в которых опубликован отчет о результатах деятельности, а также о сайтах, где выложен этот отчет, должна быть размещена в самом учреждении – в месте, доступном для потребителей его услуг (п. 7 Правил № 684). Соблюдать это требование тоже должно автономное учреждение.

Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утв. Приказом Минфина РФ от 30.09.2010 № 114н.

Правила опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684.

Пункт 2.9 Требований к порядку формирования структурированной информации о государственном (муниципальном) учреждении, информации, указанной в абзаце первом пункта 15.1 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 г. № 86н, утв. Федеральным казначейством 26.12.2016.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *