От работника совершившего дисциплинарный проступок объяснение

Случаи нарушения трудовой дисциплины в любой организации, безусловно, должны пресекаться, а правонарушители, в свою очередь, должны нести дисциплинарную ответственность. Как показывает практика, многие руководители коммерческих фирм достаточно субъективно относятся к наказанию провинившегося сотрудника, не учитывая при этом обстоятельства и тяжесть совершенного проступка. Кроме того, в организациях зачастую работает непрозрачная система как штрафов, так и поощрений, не подтвержденная документально, а наказания накладываются на сотрудников буквально «на словах», без соответствующего оформления. Также встречаются руководители, которые и вовсе злоупотребляют вынесением дисциплинарных взысканий, тем самым манипулируя своими подчиненными, тем самым, в корне нарушая трудовое законодательство.

Важно! Любое дисциплинарное наказание, примененное на незаконных основаниях, может быть обжаловано сотрудником в судебном порядке.

Трудовой кодекс РФ предусматривает применением трех основных видов дисциплинарных взысканий:

  • замечание,
  • выговор,
  • увольнение на определенных основаниях.

Иные виды наказаний (например, штрафные санкции, депремирование и другие) могут быть применены, только если таковые прописаны в нормативных документах организации.

Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных законодательными актами и положениями о дисциплине, не допускается!

Кроме основных видов, к дисциплинарным взысканиям также относится увольнение на основании отрицательного действия (к примеру, прогулы, грубое или систематическое нарушение дисциплины, разглашение тайны, охраняемой законом, хищение на рабочем месте и другие, ст. 81 ТК РФ).

Когда может применяться дисциплинарное взыскание

Основные случаи применения дисциплинарных взысканий определены статьей 192 ТК РФ – это невыполнение либо недобросовестное исполнение сотрудником своих должностных обязанностей, прописанных в трудовом договоре с ознакомлением под личную подпись сотрудника. Вместе с тем, дисциплинарные взыскания могут быть применены в случаях:

  1. совершения сотрудником действия, не разрешенного регламентирующими документами организации;
  2. нарушения должностной инструкции;
  3. нарушение трудовой дисциплины (отсутствие на рабочем месте, неоднократные опоздания и т.д.).

Помимо вышеназванных взысканий, Федеральные законы предусматривают:

  • для сотрудников государственной гражданской службы РФ:
    • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • для военнослужащих:
    • строгий выговор;
    • лишение нагрудного знака отличника;
    • предупреждение о неполном служебном соответствии;
    • досрочное увольнение в связи с невыполнение условий контракта;
    • снижение в воинской должности;
    • снижение в воинском звании;
    • отчисление с военных сборов;
    • отчисление из военного образовательного учреждения проф.образования;
    • дисциплинарный арест.

Порядок применения дисциплинарных взысканий

Наложение дисциплинарного взыскания представляет собой процедуру, состоящую из нескольких этапов: 1. Составление документа на обнаружение факта дисциплинарного проступка (акт, докладная записка, решение дисциплинарной комиссии). 2. Затребование от провинившегося работника письменного объяснения с указаниями причины своего проступка. В случае не предоставления объяснения в течение 2-х дней, данный факт фиксируется составлением акта.

Важно! Отказ работника от дачи письменного объяснения не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ст. 193 Трудового кодекса РФ).

3. Принятие руководителем решения о виновности и вынесении меры дисциплинарного наказания в отношении работника, совершившего проступок. На данном этапе оцениваются все предоставленные материалы, учитываются все обстоятельства, которые могут смягчить вину, и тяжесть совершенного проступка. Недостаточность доказательных материалов по факту совершения нарушения не дают руководителю права на применение любого дисциплинарного взыскания, поскольку нарушаются трудовые права и свободы работника, не имеющего возможности защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 2 ТК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 192 ТК РФ работодателю дается право – применить меру дисциплинарного взыскания или ограничить наказание каким-либо средством воспитательно-профилактического воздействия.

4. Создание приказа на вынесение и исполнение дисциплинарного взыскания. В содержании распорядительного документа должны присутствовать полные сведения о работнике, включая место работы и должность, факт нарушения со ссылкой на нормативные документы, описание нарушения с установлением вины нарушителя, вид взыскания, основания для взыскания. Готовый приказ доводится до сотрудника под роспись в течение 3-х рабочих дней. В случае отказа виновного работника ознакомиться с приказом под личную подпись, составляется соответствующий акт (ч. 6 ст. 193 ТК РФ). Отметим, что сведения о наличии выговора или замечания в трудовую книжку работника не вносятся.

За один и тот же дисциплинарный проступок работник может быть наказан только одним дисциплинарным взысканием.

Сроки применения дисциплинарных взысканий

Дисциплинарное взыскание может быть применено в срок не позднее 1 месяца с момента установления факта совершения нарушения. В этот период не входят время нахождения работника на больничном, в отпуске и времени, выделяемого на учет мнения профсоюзной организации. Дисциплинарное взыскание не может быть применено в срок:

  • позднее 6 месяцев с момента совершения нарушения;
  • позднее 2 лет со дня совершения в момент получения результатов ревизии или аудиторской проверки;
  • позднее 3 лет за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Распорядительный документ (приказ) о вынесении дисциплинарного взыскания предъявляется виновному работнику под подпись в течение 3-х рабочих дней. Работник, совершивший проступок, имеет право обжаловать решение о применении дисциплинарного взыскания в государственной инспекции труда и соответствующих органах по индивидуальным трудовым спорам. До истечения срока 12 месяцев, начиная с момента вынесения и применения дисциплинарного взыскания, работодатель вправе снять его с работника по собственной инициативе, ходатайству непосредственного руководителя работника либо его представительного органа. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется соответствующим приказом с ознакомлением работника под подпись.

В случае, если в течение 12 месяцев со дня применения дисциплинарного взыскания работник не совершит новых проступков с вынесением дисциплинарного наказания, то он будет считаться, как не имеющий дисциплинарных взысканий (на основании ст. 194 ТК РФ).

К дисциплинарной ответственности привлекаются не только исполнительные работники, но также руководители организаций, подчиняющиеся главному работодателю (ст. 195, ч. 6 ст. 370 ТК РФ). Последний обязан рассмотреть заявление от представительного органа работников, наделенных правом осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства (чаще всего это профсоюзные комитеты) о нарушениях законодательно-правовых и трудовых актов руководителем организации либо его заместителями, и сообщить о принятом решении. В случае подтверждения фактов обнаружения нарушений, работодатель обязан применить к виновным лицам, занимающим руководящие должности, дисциплинарные взыскания, в том числе и увольнение.

Последствия, возникающие при наложении дисциплинарного взыскания

В соответствии со ст. 81 ч. 5 Трудового кодекса РФ при обнаружении повторного нарушения в течение срока действия раннее вынесенного дисциплинарного взыскания работодатель вправе уволить нарушителя. Также, при наличии дисциплинарного взыскания работодатель вправе лишить работника любых стимулирующих выплат (при условии, если это предусмотрено нормативными документами организации), а также депремировать виновного в нарушении полностью либо частично (лишение премиальных выплат не является дисциплинарным наказанием).

Ответственность организаций на нарушение порядка применения дисциплинарных взысканий

Наказанный работник вправе подать жалобу на решение своего работодателя в инспекцию по рассмотрению трудовых споров, на основании чего сотрудники соответствующего органа вправе провести проверку организации с целью установления правомерности применения дисциплинарного взыскания и соблюдения порядка при его оформлении. В случае, если будут выявлены нарушения со стороны организации, вынесенное взыскание может быть признано недействительным, а руководство организации привлечено к дисциплинарной ответственности. В случае увольнения сотрудника, последний вправе подать на восстановление в должности через суд, получить компенсацию от работодателя за вынужденные пропуски на работе и моральный вред. В свою очередь, за незаконное применение дисциплинарного взыскания работодатель должен будет оплатить расходы, связанные с судом и проверками трудовой инспекцией, а также штрафные санкции, вынесенные решением суда. Кроме того, неправомерные действия руководителя организации могут повлечь за собой потерю авторитета у остальных сотрудников и значительный ущерб своей деловой репутации.

Комментарии к ст. 193 ТК РФ

Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е
Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д.
Издание: 2014 год

1. Комментируемая статья устанавливает порядок (правила) привлечения работников к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с ч. 1 данной статьи работодатель до применения дисциплинарного взыскания должен потребовать от работника объяснение в письменной форме. Такое объяснение необходимо для выяснения всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, его противоправности, а также степени вины работника, совершившего проступок. Однако непредставление работником письменного объяснения не является препятствием для применения взыскания. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. В случае спора о правомерности применения дисциплинарного взыскания такой акт будет являться доказательством соблюдения работодателем правил привлечения к дисциплинарной ответственности.

2. Часть 3 комментируемой статьи ограничивает возможность применения дисциплинарного взыскания определенными сроками давности.

Дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания исчисляется со дня обнаружения проступка. Днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка. При этом не имеет значения, наделено ли это лицо правом наложения дисциплинарных взысканий.

В срок, установленный для применения взыскания, не засчитывается время, в течение которого работник отсутствовал на работе из-за болезни или в связи с нахождением в отпуске. При этом к отпуску, прерывающему течение месячного срока, относятся все отпуска, предоставляемые работодателем в соответствии с законодательством, в т.ч. ежегодные (основные и дополнительные), отпуска в связи с обучением в учебных заведениях, отпуска без сохранения заработной платы (п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

В тех случаях, когда в качестве дисциплинарного взыскания применяется увольнение, в указанный срок не включается также время, необходимое на соблюдение процедуры учета мнения представительного органа работников, если учет такого мнения является обязательным (ст. ст. 82, 373 ТК, см. коммент. к ним).

Отсутствие работника на работе по другим основаниям, в т.ч. в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности (например, при вахтовом методе организации работы), не прерывает течения указанного срока.

При применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения по подп. «г» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК месячный срок исчисляется со дня вступления в силу приговора суда либо постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных нарушениях (п. 44 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Не допускается применение дисциплинарного взыскания по истечении одного месяца со дня обнаружения проступка или по истечении шести месяцев со дня его совершения. Если дисциплинарный проступок обнаружен в результате ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки, работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание в течение двух лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не засчитывается время производства по уголовному делу.

3. За каждый дисциплинарный проступок к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Однако в тех случаях, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания, работодатель вправе применить к нему новое дисциплинарное взыскание, в т.ч. увольнение на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК. При этом необходимо иметь в виду, что работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание и тогда, когда он до совершения проступка подал заявление о расторжении трудового договора по своей инициативе, поскольку трудовое отношение в данном случае прекращается лишь по истечении срока предупреждения об увольнении (п. 33 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Однако работника, прекратившего трудовое отношение с работодателем, нельзя подвергнуть дисциплинарному взысканию.

Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. Другие должностные лица могут применять дисциплинарные взыскания, если такие полномочия им предоставлены соответствующими документами (уставом организации, приказом руководителя и др.).

Применение взыскания за совершение дисциплинарного проступка является правом, а не обязанностью работодателя. Поэтому работодатель может, учитывая все обстоятельства дела, не налагать взыскание на работника, совершившего дисциплинарный проступок, а ограничиться беседой с ним или устным замечанием. Применяя дисциплинарное взыскание, необходимо строго соблюдать установленные для этого правила. Если при наложении дисциплинарного взыскания эти правила будут нарушены работодателем, орган, рассматривающий трудовой спор о правомерности наложения взыскания, может признать применение дисциплинарного взыскания неправомерным.

4. Применение дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) работодателя. В приказе (распоряжении) указывается основание применения взыскания, т.е. конкретный дисциплинарный проступок, за совершение которого работник подвергнут дисциплинарному взысканию, и его вид (замечание, выговор и др.). При этом необходимо иметь в виду, что в случае применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения издается один приказ об увольнении, а не два отдельных приказа (приказ о наложении взыскания в виде увольнения и приказ о прекращении трудового договора), как это иногда имеет место на практике.

На это обстоятельство обратила внимание Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ. В Апелляционном определении от 09.11.2012 N 60-АПГ12-7 по делу Ш. указано, что оформление применения к работнику дисциплинарного взыскания в виде увольнения и прекращения трудового договора с работником отдельными приказами основано на ошибочном толковании норм трудового права.

Издание приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде увольнения само по себе свидетельствовало о расторжении с ним трудового договора, поскольку указанное в этом приказе основание увольнения, а именно п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК, содержится в перечне оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренном ст. 81 ТК. В силу п. 4 ч. 1 ст. 77 ТК расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. ст. 71 и 81 ТК) является основанием прекращения трудового договора. Таким образом, оснований для издания приказа от 04.07.2012 N 236-к о прекращении с истцом трудового договора после увольнения его на основании приказа от 30.05.2012 N 194-к у ответчика не имелось.

Приказ (распоряжение) о наложении взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник по тем или иным причинам отказывается ознакомиться с приказом (распоряжением) о применении к нему дисциплинарного взыскания под роспись, то составляется соответствующий акт.

По сложившейся практике приказ о применении взыскания доводится до сведения всех работников организации.

Если, по мнению работника, дисциплинарное взыскание применено к нему необоснованно или мера взыскания не соответствует тяжести совершенного проступка, он вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в установленном законом порядке.

Общая характеристика дисциплинарного производства

Дисциплинарное производство является процессуальной формой привлечения к такому виду юридической ответственности как дисциплинарная, суть которой состоит в наложении субъектами дисциплинарной власти дисциплинарных взысканий на подчинённых им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки, а в предусмотренных законом случаях и за иные правонарушения. Поскольку дисциплинарное производство обеспечивает реализацию дисциплинарного принуждения, оно относится к числу административно-юрисдикционных производств, и ведётся в рамках внутриорганизационной деятельности.

Основные черты дисциплинарного производства обусловлены, прежде всего, особенностями самой дисциплинарной ответственности, реализацию которой оно обеспечивает. Эти черты состоят в следующем.

1. Дисциплинарная ответственность имеет межотраслевую природу. В отношении работников различных коммерческих и большинства некоммерческих организаций она урегулирована нормами трудового права, а в отношении лиц, находящихся на государственной гражданской, военной или правоохранительной службе, нормами административного права. Соответственно, производство по дисциплинарным делам, входящее в структуру административного процесса, регламентируется административно-процессуальными нормами, устанавливающими порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренной нормами административного права.

Так, производство по дисциплинарным делам регламентировано законодательством о прохождении соответствующего вида государственной службы, а именно, в отношении лиц, проходящих:

  • государственную гражданскую службу: статьи 58-59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • военную службу: статьи 28-28.10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №» 76-Фз «О статусе военнослужащих»; Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»; Дисциплинарным уставом Вооружённых сил Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооружённых сил Российской Федерации»;
  • различные виды службы, подпадающие под признаки правоохранительной службы, например, службу в органах внутренних дел, таможенных органах: глава 7 «Служебная дисциплина в органах внутренних дел» Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации статьи 29-29.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Процессуальные правила, раскрывающие и конкретизирующие содержание дисциплинарного производства для каждого из перечисленных видов государственной службы, имеют существенные различия.

К примеру, правила и порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности по многим позициям схожи с правилами и порядком привлечения к административной ответственности. В частности, в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» закреплены «Обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Доказательства и их оценка» (статья 28.6), «Меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке» (статья 28.7), установлен порядок разбирательства (статья 28.8), рассмотрения командиром материалов о дисциплинарном проступке (статья 28.9), исполнения дисциплинарных взысканий (статья 28.10). Кроме того, к военнослужащим в установленном федеральным законом порядке военными судами применяется такой вид дисциплинарного взыскания как дисциплинарный арест.

2. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение служебной дисциплины, поэтому поводом для начала дисциплинарного производства является выявление факта совершения лицом дисциплинарного проступка. Под выявлением дисциплинарного проступка понимается его непосредственное обнаружение субъектом дисциплинарной власти (руководителем, начальником, командиром), либо подтверждение в ходе проверки поступившей информации о дисциплинарном проступке.

К примеру, военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть «за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины1, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечёт за собой уголовной или административной ответственности».

На государственной гражданской службе дисциплинарная ответственность наступает за «неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обя-занностей», в том числе за коррупционные правонарушения, а именно: за «несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», либо «в связи с утратой доверия». Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, имеет особенности.

Кроме того, за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

Процессуальной формой реализации дисциплинарной ответственности за перечисленные виды правонарушений является производство по дисциплинарным делам.

3. Сторонами дисциплинарного производства являются субъект дисциплинарной власти и его подчинённый, в отношении которого ведётся производство по дисциплинарному делу. Субъект дисциплинарной власти, как правило, — это руководитель (начальник, командир), уполномоченный налагать дисциплинарные взыскания в отношении подчинённых служащих (сотрудников), или его представитель, уполномоченный вести дисциплинарное производство от имени субъекта дисциплинарной власти. Налагать дисциплинарные взыскания в отношении служащего (сотрудника), по общему правилу, могут прямые руководители (начальники) или непосредственный. Исключение составляют случаи, когда рассматривать материалы о грубом дисциплинарном проступке и налагать дисциплинарное взыскание в виде дисциплинарного ареста вправе гарнизонный военный суд. В этих случаях дисциплинарное производство на стадии рассмотрения дела трансформируется в дисциплинарное судопроизводство.

В дисциплинарном производстве (судопроизводстве) могут участвовать также свидетели, потерпевшие, эксперты, переводчик, военный прокурор, защитник (адвокат), законные представители.

4. Суть дисциплинарной ответственности состоит в применении особого рода санкций — дисциплинарных взысканий, виды которых установлены законом для конкретных категорий служащих (сотрудников). Производство по дисциплинарному делу может иметь особенности в зависимости от вида налагаемого взыскания.

Дисциплинарные взыскания применяются прямыми руководителями (начальниками) в пределах предоставленных им прав. Субъекты дисциплинарной власти в некоторых случаях могут ходатайствовать перед вышестоящим руководством о применении более строгого взыскания по сравнению с его возможной компетенцией.

5. Дисциплинарные взыскания, также как и поощрения, могут налагаться субъектом дисциплинарной власти в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины. Их применение согласно действующему законодательству должно быть обоснованным. Поэтому непосредственной целью производства по дисциплинарному делу является обеспечение обоснованного применения дисциплинарных взысканий к служащим (сотрудникам), в отношении которых ведётся данное производство. Конечной целью является предупреждение нарушений служебной дисциплины как лицом, в отношении которого ведётся дисциплинарное производство, так и другими служащими (сотрудниками).

В связи с этим задачами дисциплинарного производства, по аналогии с задачами производства по делам об административных правонарушениях, принято считать:

  • всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дисциплинарного проступка;
  • принятие в соответствии с законом решения о применении к лицу, совершившему дисциплинарный проступок дисциплинарного взыскания;
  • обеспечение своевременного исполнения принятого решения;
  • выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушению служебной дисциплины.

5. В основе дисциплинарного производства лежат как общие принципы административного процесса, так и принципы, отражающие особенности административно-юрисдикционных производств и специфику дисциплинарной ответственности.

Важную роль в дисциплинарном производстве играют такие общие принципы административного процесса как законность, охрана интересов личности и государства, гласности; материальной истины.

К числу принципов, отражающих административно-юрисдикционную природу дисциплинарного производства и учитывающих специфику дисциплинарной ответственности, следует отнести: обязательность возбуждения дисциплинарного производства при совершении дисциплинарного проступка; свобода выбора вида дисциплинарного взыскания; достаточность доказательств, подтверждающих виновность лица в совершении дисциплинарного проступка1 . Каждый из перечисленных принципов находит своё закрепление, как правило, не в одной какой-то определённой статье, а лежит в основе многих норм, устанавливающих основания и порядок реализации дисциплинарной ответственности, вытекает из целого ряда процессуальных правил.

Так, принцип обязательности возбуждения дисциплинарного производства при совершении дисциплинарного проступка прямо или косвенно вытекает из норм, устанавливающих порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. К примеру, часть 1 статьи 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прямо устанавливает, что «По каждому факту совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка, за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи, проводится разбирательство».

В свою очередь, в статье 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сказано, что «До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме», а «Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка». Из этих положений вытекает, что для решения вопроса о необходимости проведения служебной проверки и целесообразности применения дисциплинарного взыскания, должно быть затребовано объяснение в письменной форме», т. е. возбуждено производство.

Однако обязательность возбуждения дисциплинарного производства, не означает обязательности наложение дисциплинарного взыскания, поскольку это не обязанность, а право субъекта дисциплинарной власти. К примеру, согласно пункту 52 Дисциплинарного устава Вооружённых сил Российской Федерации «При совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, применить к нему меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае необходимости привлечь к дисциплинарной ответственности».

Принцип свободы выбора вида дисциплинарного взыскания при рассмотрении дела и принятия по нему решения следует из норм, устанавливающих основания и меры дисциплинарной ответственности. Закон, как правило, закрепляет общие признаки дисциплинарного проступка или виды грубого нарушения служебной дисциплины и общий перечень видов дисциплинарных взысканий. При выборе конкретного дисциплинарного взыскания, за совершённое действие (бездействие), подпадающее под признаки дисциплинарного проступка, по общему правилу, учитываются тяжесть совершенного служащим (сотрудником) дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершён дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей, иные обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания.

Вместе с тем, в соответствии со статьёй 50 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации «на сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у него дисциплинарных взысканий может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел».

Отдельные ограничения на свободу выбора вида дисциплинарного взыскания, являются исключением из общего правила. Так, согласно части 5 статьи 50 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины2 и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.

Принцип достаточности доказательств, подтверждающих виновность лица в совершении дисциплинарного проступка, является производным от принципа презумпции невиновности, который прямо закреплён только в законодательстве о дисциплинарной ответственности военнослужащих (пункты 6-7 статьи 28.2 ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Принцип достаточности доказательств находит своё закрепление в нормах, устанавливающих обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении к дисциплинарной ответственности, доказательства и их оценку, порядок разбирательства1 или проведения служебной проверки.

Под дисциплинарным производством понимается урегулированная нормами административного и административно-процессуального права деятельность субъектов дисциплинарной власти по разрешению дел о дисциплинарных проступках и наложении дисциплинарных взысканий.

Стадии дисциплинарного производства

Количество и содержание стадий дисциплинарного производства определяется тем, что отдельные виды дисциплинарных взысканий могут объявляться устно. С учетом этого следует выделить два варианта производства по дисциплинарным делам:

  1. по применению дисциплинарных взысканий, объявляемых в устной форме;
  2. по применению дисциплинарных взысканий, объявляемых приказами.

Первый вариант привлечения к дисциплинарной ответственности представлен упрощённым производством, которое включает, как правило, две стадии:

  1. разбирательство по факту совершения дисциплинарного проступка;
  2. наложение дисциплинарного взыскания и объявление его нарушителю служебной дисциплины.

В таком порядке дисциплинарное производство может проводиться, к примеру, по фактам совершения дисциплинарных проступков военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел.

Второй вариант привлечения к дисциплинарной ответственности представлен обычным производством, в котором можно выделить три стадии:

  1. возбуждение дисциплинарного производства;
  2. рассмотрение материалов по дисциплинарному проступку и принятие по ним решения;
  3. исполнение акта о применении дисциплинарного взыскания.

Выделение данных стадий обусловлено тем, что каждая из них отличается решаемыми задачами, лицами, ведущими производство, и итоговыми процессуальными документами или действиями, определяющими её назначение и фиксирующими достижение её целей.

На стадии возбуждения дисциплинарного производства решаются следующие тактические задачи:

  1. получить объяснение от подчинённого о совершённом дисциплинарном проступке;
  2. проверить полученную информацию о совершённом дисциплинарном проступке;
  3. дать квалификацию совершенному противоправному действию (бездействию) и предложить меру дисциплинарного воздействия.

Производство на данной стадии, ведётся либо непосредственным, либо прямым начальником (представителем нанимателя), либо лицом (коллегиальным органом), назначенным (созданным) субъектом дисциплинарной власти.

Лицо, ведущее производство на данной стадии, для решения указанных задач совершает следующие процессуальные действия:

  1. должен затребовать (истребовать) объяснение от подчинённого;
  2. по решению субъекта дисциплинарной власти проводит служебную проверку (разбирательство);
  3. готовит заключение по результатам служебной проверки.

Итоговым процессуальным документом данной стадии является письменное заключение по результатам служебной проверки (в отношении государственного гражданского служащего, сотрудника органов внутренних дел), либо протокол о грубом дисциплинарном проступке (в отношении военнослужащего).

К примеру, согласно части 9 статьи 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

  1. факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
  2. предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

По фактам несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством в целях противодействия коррупции, проверка проводится подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы соответствующего государственного органа. После этого доклад о результатах проверки может быть направлен на рассмотрение в комиссию по урегулированию конфликтов интересов.

Стадия рассмотрения материалов по дисциплинарному проступку и принятия по ним решения заключается в том, что результаты служебной проверки (разбирательства), результаты проверки, проведённой подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений, докладываются субъекту дисциплинарной власти, уполномоченному назначать дисциплинарное взыскание, который является основным лицом, ведущим производство (принимающим решения) по дисциплинарному делу, на данной стадии.

Стадия рассмотрения дисциплинарного дела и принятия решения призвана решить три задачи:

  1. оценить достаточность материалов о дисциплинарном проступке для принятия решения;
  2. оценить тяжесть дисциплинарного проступка и целесообразность наложения взыскания;
  3. избрать меру дисциплинарного взыскания.

Для решения указанных задач субъект дисциплинарной власти, уполномоченный назначать дисциплинарное взыскание, осуществляет следующие процессуальные действия:

  1. изучает представленные материалы и утверждает заключение по материалам служебной проверки;
  2. даёт поручение о подготовке проекта акта о применении дисциплинарного взыскания (приказа о наложении дисциплинарного взыскания) и его визировании; 3) подписывает акт (приказ) о назначении применении дисциплинарного взыскания.

Стадия рассмотрения может завершиться либо

  1. утверждением заключения по материалам служебной проверки, если будет сделан вывод об отсутствии оснований, либо нецелесообразности привлечения к дисциплинарной ответственности;
  2. подписанием акта (приказа) о наложении дисциплинарного взыскания. Соответствующее решение по коррупционным правонарушениям

принимается на основании доклада о результатах проверки, проведённой подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы соответствующего государственного органа, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов (аттестационную комиссию), — и на основании рекомендации указанной комиссии.

Производство по дисциплинарному делу на стадии исполнения акта о применении дисциплинарного взыскания ведётся субъектом дисциплинарной власти, наложившим дисциплинарное взыскание, либо по его поручению уполномоченным прямым руководителем (начальником), а также сотрудниками соответствующего кадрового подразделения и включает предусмотренные законодательством действия по объявлению, приведению в исполнение и учёту дисциплинарного взыскания.

Порядок и сроки этих действий устанавливаются законодательством о соответствующем виде государственной службы, определяются статусом лица, в отношении которого ведётся производство по дисциплинарному делу, их содержание зависит от вида применённого дисциплинарного взыскания. Поэтому порядок и сроки действий на стадии исполнения акта о наложении дисциплинарного взыскания, будут рассмотрены в 3 параграфе данной главы на основе законодательства о службе в органах внутренних дел.

Производство по дисциплинарным делам в органах внутренних дел

Правовую основу производства по дисциплинарным делам в органах внутренних дел составляют нормы главы 7 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации главы 6 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377, приказа МВД России от 6 мая 2013 г. № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации», приказа МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Производство по дисциплинарному делу возбуждается в случае нарушения сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины, либо административного правонарушения, в соответствии с частью 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся:

  • в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, Должностного регламента (должностной инструкции), Правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;
  • в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению;
  • в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В части 2 статьи 49 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации установлен перечень грубых нарушений служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел, к числу которых относятся:

  1. несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации;
  2. отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение установленного служебного времени;
  3. нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  4. совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлёкшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечёт за собой уголовную ответственность;
  5. разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечёт за собой уголовную ответственность;
  6. небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлёкшее его (их) утрату, если это не влечёт за собой уголовную ответственность;
  7. отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации;
  8. неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;
  9. умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлёкшие причинение существенного ущерба, если это не влечёт за собой уголовную ответственность;
  10. нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечёт за собой уголовную ответственность;
  11. совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;
  12. принятие сотрудником необоснованного решения, повлёкшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;
  13. сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;
  14. публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

Следует обратить внимание, что при обнаружении сотрудника органов внутренних дел, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, непосредственный руководитель (начальник) обязан временно отстранить от выполнения служебных обязанностей и немедленно уведомить об этом прямого руководителя (начальника).

На стадии возбуждения производства по дисциплинарному делу до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьёй 52 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации может быть проведена служебная проверка.

Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьёй 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «о полиции», а также заявление сотрудника.

При принятии решения о проведении служебной проверки и её проведении должны соблюдаться следующие процессуальные сроки:

  • решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения;
  • служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

В качестве меры обеспечения производства по дисциплинарному делу в отношении сотрудника органов внутренних дел может применяться такая мера как временное отстранение его от выполнения служебных обязанно-стей2 в случае назначения служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей. Данная мера применяется на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания.

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:

  1. фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;
  2. вины сотрудника;
  3. причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;
  4. характера и размера вреда, причинённого сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;
  5. наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

В заключении по результатам служебной проверки указываются:

  1. установленные факты и обстоятельства;
  2. предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

В частности, в резолютивной части заключения по результатам служебной проверки указывается следующее.

  1. Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.
  2. Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.
  3. Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.
  4. Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьёй 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
  5. Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.
  6. Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.
  7. Рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи.
  8. Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьёй 29 Федерального закона «О полиции».
  9. Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.
  10. Рекомендации предупредительно-профилактического характера.

Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.

Стадия рассмотрения материалов по дисциплинарному проступку и принятия по ним решения начинается с того, что заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.

После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделениями.

Подготовленный и согласованный с правовым подразделением проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания вместе с заключением по результатам служебной проверки представляется на подпись соответствующему руководителю (начальнику).

Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности, при истечении которых производство по дисциплинарному делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. Так, согласно части 6 статьи 51 указанного закона, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

В соответствии с частью 7 статьи 51 дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности -по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.

О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издаётся приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издаётся после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки.

На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных указанным федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. строгий выговор;
  4. предупреждение о неполном служебном соответствии;
  5. перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
  6. увольнение со службы в органах внутренних дел.

В образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на курсантов, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, предусмотренными частью 1 статьи 50 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

  1. назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);
  2. лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации;
  3. отчисление из образовательной организации.

Права руководителей (начальников) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по наложению дисциплинарных взысканий в отношении подчинённых сотрудников установлены в приложении № 2 к приказу МВД России от 6 мая 2013 г. № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации».

Сотрудник считается привлечённым к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке. Так, в соответствии со статьёй 57 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации сотрудник либо гражданин, ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание. Он может обратиться с рапортом (заявлением) к Министру внутренних дел Российской Федерации или уполномоченному руководителю в течение трёх месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а по вопросам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении. Рапорт (заявление) подлежит обязательной регистрации в день его подачи и рассматривается вышеуказанными руководителями в течение одного месяца. Обжалование приказа о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает его исполнение.

На стадии исполнения акта о применении дисциплинарного взыскания, прежде всего, уполномоченный руководитель обязан в течение трёх рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. Об отказе или уклонении сотрудника от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.

Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания, а именно:

  • в виде «перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел» осуществляется в порядке, установленном статьёй 30 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации
  • в виде «увольнения со службы в органах внутренних дел» осуществляется в соответствии с главой 12 данного федерального закона.

Указанные дисциплинарные взыскания исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке.

Налагаемые на сотрудника органов внутренних дел в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в материалы личного дела сотрудника.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, — в течение одного месяца со дня его наложения. Оно считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в течение этого года не подвергался новому дисциплинарному взысканию.

Запрос объяснений у работника оформляется соответствующим запросом-требованием о предоставлении объяснений. Для подтверждения своих действий работодатель может подготовить два экземпляра требования: один — для работника, другой — для работодателя с отметкой о получении работником требования.

В случае отсутствия работника на рабочем месте после совершения дисциплинарного проступка требование о предоставлении объяснений необходимо направить по месту жительства работника (если у работника адрес регистрации и адрес места жительства не совпадают, то необходимо направить по обоим адресам).

Если дисциплинарное взыскание применено к работнику, который не предоставил письменное объяснение, то на работодателе лежит бремя доказывания факта истребования письменных объяснений у работника. Если указанный факт доказать не удастся, применение дисциплинарного взыскания будет признано незаконным.

📌 Реклама

На дачу объяснений работнику дается два рабочих дня, при этом давать объяснения — это право, а не обязанность работника. В случае если указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Акт об отказе от дачи объяснений необходимо составлять по истечении двух рабочих дней, так как составление акта ранее истечения двух рабочих дней признается нарушением процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, следовательно, применение дисциплинарного взыскания будет признано незаконным.

Акт должен быть составлен и подписан не менее чем двумя сотрудниками организации. В акте следует указать:

  • должности и Ф.И.О. подписавших,
  • даты совершения дисциплинарного проступка, направления требования работнику о предоставлении объяснений, составления настоящего акта,
  • указание на непредоставление объяснений работником (в случае их непредоставления).

Учет тяжести и обстоятельств совершения проступка

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 указано, что при оценке совершенного проступка необходимо руководствоваться не только общими принципами юридической ответственности, такими как: справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм, но и учитывать предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Следовательно, причины виновности работника в совершении дисциплинарного проступка работодателем оцениваются самостоятельно.

📌 Реклама

Если работодатель признает причины неуважительными, то он имеет право применить дисциплинарное взыскание. Но в случае применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан представить доказательства, которые будут свидетельствовать: о совершении работником дисциплинарного проступка, об учете тяжести проступка, об обстоятельствах, при которых он был совершен.

Выбор конкретного вида дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя. Таким образом, проверяющие органы не вправе определить конкретный вид взыскания. Суд также не вправе заменить выбранную работодателем меру взыскания другой. Поэтому, если в ходе судебного спора будет установлено, что работодатель применил к работнику конкретный вид дисциплинарного взыскания без учета тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности будет полностью отменен судом даже при наличии оснований для применения к работнику менее строгого вида взыскания.

§ 59. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву

Трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Конституция РФ, ст. 36, ч. 4

Индивидуальный трудовой спор представляет собой неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, прав и обязанностей участников трудового договора. Предмет индивидуальных трудовых споров – права и интересы конкретных работников.

Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников организации при принятии актов, содержащих нормы трудового права. Предмет коллективных трудовых споров – права и интересы трудового коллектива или коллективов двух и более предприятий.

Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами. Коллективные трудовые споры разрешаются примирительными комиссиями и (или) в трудовом арбитраже.

Комиссия по трудовым спорам образуется по инициативе работников и (или) работодателей из равного числа представителей работников и работодателей. Представители работников в КТС избираются на общем собрании (конференции) работников или делегируются представительным органом работников. Члены комиссии избирают председателя и секретаря. Если предприятие большое, КТС могут избираться в его структурных подразделениях (цехах, лабораториях и т. д.).

Для разрешения коллективного трудового спора в трехдневный срок создается примирительная комиссия как совместный орган спорящих сторон (из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе). Комиссия обязана рассмотреть трудовой спор в срок до пяти рабочих дней с момента ее создания. В случае, если согласие не достигнуто, спорящие стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

В случае, если согласие не достигнуто в примирительной комиссии и трудовом арбитраже, возможно применение такой меры разрешения трудового спора, как забастовка, которая представляет собой временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Забастовка – ультимативное действие коллектива работников или профсоюза, активная форма давления на работодателя. Закон определяет, какие забастовки признаются законными, а какие – незаконными. В частности, являются незаконными и не допускаются забастовки:

• в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования; на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

• в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергоснабжение, отопление, теплоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы).

Поскольку, в отличие от отдыха и развлечений, труд требует от занятого им человека весьма значительных волевых, умственных, физических усилий, далеко не всегда и не всем удается в процессе трудовой деятельности быть на высоте принятых норм поведения. Этим определяется значимость поддержания на определенном, необходимом уровне дисциплины труда.

Дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, локальными нормативными актами организации. В содержание трудовой дисциплины входят требования к работникам трудиться честно, добросовестно, своевременно и точно выполнять распоряжения работодателя, соблюдать правила техники безопасности, требования по охране труда, бережно относиться к материальным ценностям и т. д.

За добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодателем применяются следующие поощрения:

• объявление благодарности;

• выдача премии;

• награждение ценным подарком;

• награждение почетной грамотой;

• представление к званию лучшего по профессии.

Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены также и другие поощрения. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

За совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

• замечание;

• выговор;

• увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Если в результате ненадлежащего выполнения трудовых обязанностей одной из сторон трудового договора другой из сторон нанесен ущерб, наступает материальная ответственность.

Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения работника возможности трудиться, например, если:

• работник незаконно отстранен от работы, уволен или переведен на другую работу;

• работодатель отказался от исполнения или несвоевременно исполнил решение органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;

• работодатель задержал выдачу работнику трудовой книжки, внес в трудовую книжку неправильную или не соответствующую законодательству формулировку причины увольнения работника и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ предприниматель несет материальную ответственность при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику. В этих случаях он обязан выплатить задолженность с уплатой денежной компенсации, размер которой определяется коллективным договором или трудовым договором.

Работник имеет право получить с работодателя компенсацию за причинение себе морального вреда неправомерными действиями или бездействием последнего.

Материальная ответственность работников бывает двух видов: ограниченная и полная. При ограниченной материальной ответственности предусматривается возмещение ущерба в размере, не превышающем среднемесячного заработка работника. При этом предприниматель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от взыскания ущерба. Полная материальная ответственность наступает, когда между работником и предприятием заключен специальный письменный договор о таковой ответственности (тогда работник выплачивает компенсацию за весь ущерб, без соотнесения его со среднемесячной зарплатой).

Существует три порядка возмещения ущерба работником: добровольный, по распоряжению работодателя и судебный. В случае отказа работника добровольно возместить ущерб работодатель дает распоряжение удержать сумму ущерба из зарплаты работника (если сумма ущерба не превышает его среднемесячного заработка). Если сумма ущерба превышает заработок работника за месяц, применяется судебный порядок возмещения ущерба (работодатель может обратиться в суд).

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляют собой трудовые споры? Каковы основания их возникновения?

2. Что такое комиссия по трудовым спорам, как она формируется и работает?

3. Как работает примирительная комиссия?

4. Что такое забастовка?

5. В каких случаях забастовки не допускаются?

6. Что такое дисциплина труда?

7. Какие предусмотрены поощрения за образцовое выполнение трудовых обязанностей?

8. Что такое дисциплинарная ответственность?

9. В чем заключается материальная ответственность работодателя?

Исследуем документы

Трудовой кодекс Российской Федерации (Извлечения)

Статья 232. Обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора

Сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем – выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Статья 238. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящихся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Забастовки – «за» и «против».

2. Заработная плата и дисциплина труда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *