Особенности работы с инвалидами

Инвалидом признают лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими граж­данами (Закон РБ от 11.11.1991 № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (далее – Закон от 11.11.1991)). Признание лица инвалидом осуществляет медико-реабилитационная экспертная комиссия (МРЭК) с выдачей такому лицу соответствующего удостоверения. Формы удостоверения приведены в приложении к Положению о порядке представления документов, на основании которых осуществляется реализация права на государственные социальные льготы, права и гарантии отдельным категориям граж­дан, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 13.12.2007 № 1738.

Различают 3 группы инвалидности. Критерии их установления определены в Инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 25.10.2007 № 97.

НАЛОГОВЫЕ (ФИСКАЛЬНЫЕ) ЛЬГОТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Действует и целый ряд фискальных льгот, установленных для нанимателей, использующих труд инвалидов, их общественных объединений, а также при реализации товаров, предназначенных для инвалидов. Ознакомиться с ними можно, изучив табл. 1.

Таблица 1

__________________________
* Списочная численность работников в среднем за налоговый период определяется без учета работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (подп. 1.5 п. 1 ст. 140 НК).

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ

Организациям как налоговым агентам важно знать налоговые льготы, установленные для физических лиц (инвалидов и членов их семей).

Так, родителям, имеющим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, стандартный налоговый вычет в 2013 г. предоставляется:

1) в размере 310 000 бел. руб. на каждого ребенка в месяц;
2) в размере 780 000 бел. руб. в месяц:

а) для физических лиц, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;

б) физических лиц – инвалидов I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалидов с детства, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (ст. 164 НК).

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

При заключении трудового договора с инвалидом наниматель обязан потребовать, а инвалид предъявить индивидуальную программу реабилитации инвалида (ст. 26 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).

Справочно: индивидуальная программа реабилитации инвалида – это документ, определяющий комплекс реабилитационных мероприятий, конкретные виды и сроки проведения реабилитации инвалида, а также ответственных за ее проведение исполнителей (Закон от 23.07.2008 «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов»; далее – Закон от 23.07.2008). Индивидуальная программа реабилитации инвалида состоит из 3 разделов:

1) программа медицинской реабилитации;
2) программа профессиональной и трудовой реабилитации;
3) программа социальной реабилитации (ст. 23 Закона от 23.07.2008).

Ее форма утверждена постановлением Минздрава РБ от 01.07.2011 № 65.

Гарантии прав инвалидов

Закон от 11.11.1991 регламентирует гарантии прав инвалидов в сфере трудовых отношений (многие из них продублированы в ТК):

1) отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются. Исключение составляют случаи, когда выполнение трудовых обязанностей противопоказано индивидуальной программой реабилитации инвалида;

2) не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с инвалидами, проходящими медицинскую, профессиональную, трудовую и социальную реабилитацию в соответствующих организациях независимо от срока пребывания в них (ст. 19 ТК);

3) трудоустройство инвалидов осуществляется в порядке, установленном законо­дательством, в т.ч. путем бронирования рабочих мест и создания специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Минимальное количество рабочих мест, в т.ч. специализированных, для трудоустройства инвалидов нанимателям устанавливают местные исполнительные и распорядительные органы или специальные государственные программы. Затраты на создание таких рабочих мест свыше 3 % от среднесписочной численности работников компенсируются нанимателям за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством. За счет этих средств им также компенсируются затраты за приобретенное специализированное оборудование для создания рабочих мест для инвалидов.

Для инвалидов создают специализированные рабочие места

Создание и сохранение специализированных рабочих мест для инвалидов в организациях, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, и организациях, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, осуществляются за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством. Порядок финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов определен в Положении о порядке финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов и Положении о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 02.02.2009 № 128 (далее – постановление № 128).

Наниматели обязаны создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания на данном производстве (ст. 285 ТК).

Условия труда и отдыха инвалидов

Особенности условий труда и отдыха инвалидов установлены ст. 22 Закона от 11.11.1991, а также гл. 21 «Особенности регулирования труда инвалидов» ТК. Для инвалидов устанавливается «недискриминационный режим». Иными словами, условия труда, в т.ч. оплата труда, режим рабочего времени, устанавливаемые в коллективном договоре (соглашении) или трудовом договоре, не могут ухудшать положение или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками.

Иные льготы, предоставленные трудовым законодательством инвалидам, приведены в табл. 2.

Таблица 2

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара.

Большое количество инвалидов в нашей стране неизбежно создает проблемы их трудоустройства и занятости, в силу разных обстоятельств. В первую очередь это отсутствие физической способности осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку.
В соответствии со ст. 1, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В толковом словаре даются их следующее понятие трудоустройства:
Трудоустройство – «устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком трудоустройстве”.

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и не менее важной. Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов к их различным видам. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает «ненужными” огромное количество людей.

Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности. Она не только является способом экономически обеспечить своё существование, но и возможностью реализации своих способностей, в том числе и творческих. Трудовая деятельность является фактором приобщения человека к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На сегодняшний день в обществе существует определённый стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми.

Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Причинами инвалидности признаются:
1. Общее заболевание
2. Инвалидность с детства
3. Трудовое увечье
4. Профессиональное заболевание
5. Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий.
6. Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте.

Отклонения от нормы в жизнедеятельности инвалида разнообразны. Среди них: нарушение двигательной функции, нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии; нарушение зрения, слуха ,обаяния или осязания; Психические расстройства, нарушение памяти, внимания, речи, мышления.

Каждое ограничение имеет свою степень выраженности:
1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности.
2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств.
3 степень – неспособность к трудовой деятельности.

Критерием для определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты и помощи.
Для установления первой группы инвалидности – способности третьей степени. Для второй группы – способности второй степени. Для третьей группы – способности первой степени.

Работодатели часто отказываются принимать на работу инвалидов: в связи с лишними затратами; психологическими особенностями инвалидов, а также в связи с необходимостью лечения. Так же важным фактором является отсутствие возможности привлечения к дополнительным. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность и войти в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.

В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением проф. ориентационных услуг и проводит ознакомление с имеющимся банком вакансий. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить «Индивидуальную программу реабилитации” при условии отсутствия у него третьей степень ограничения к трудовой деятельности.

Человек, имеющий инвалидность обладает рядом психологических факторов, отражающих его положение на рынке труда, а также формирующих их отношение к обществу. Инвалиды относятся к категории мало мобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, по причине имеющихся недугов и в результате неприспособленности к окружающей среде. Важную роль играет отсутствие специализированного оборудования для инвалидов, разрыв привычного общения. Это влечёт за собой ряд последствий, а именно, наступление одиночества, возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменения в поведении.

Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид, имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. Поэтому, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;
2) Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
3) Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;
4) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.
Для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места со специализированным техническим оснащением с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия:
1. Профориентация;
2. Психологическая поддержка профессионального самоопределения;
3. Обучение или переобучение;
4. Повышение квалификации;
5. Содействие трудоустройству;
6. Квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,
7. профессионально-производственная адаптация.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. Если доступ инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью будет ограничен, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества.

Для инвалидов, которые не способны участвовать в основном процессе занятости создаются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий. Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма: нарушение зрения, умственного развития и двигательного аппарата. Однако трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению занятости инвалидов.

Инвалиды зачастую опасаются перемещения на основной рынок труда из-за возможной неудачи в трудоустройстве на обычные не специализированные профессии, после чего перед ними вновь встанет проблема получения специализированной работы. К тому же инвалиды бояться потери определенных льгот, которые они получают, работая на специализированном предприятии. Работники специализированных предприятий зачастую становятся важной рабочей силой , обладают высоким профессионализмом и положительно влияют на производительность, доходы и прибыль предприятия в следствии чего руководители таких предприятий обычно не хотят отпускать работников. Целью руководителей специализированных предприятий может являться достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность.

Таким образом можно сделать вывод: трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности. Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.

Обязанность работодателя принять на работу инвалида

В России трудоустройство инвалидов – дело проблематичное. Руководители организаций обычно ссылаются на различные негативные моменты, касающиеся обеспечения им особых условий, на присутствующие риски и т. п. А некоторые просто не знакомы с порядком трудоустройства этой категории граждан и отказывают им по иным причинам.

Однако многие работодатели попросту забывают о том, что отказ в трудоустройстве инвалиду по причине его физического недостатка является недопустимым, о чём прямо говорится в ст. 64 ТК РФ. Единственной причиной для отказа может стать недостаточный уровень профессиональной подготовки. Если инвалид обладает необходимым для работы уровнем знаний и навыками, работодатель обязан принять его на работу.

Инвалиду–претенденту на вакансию в случае отказа в заключении с ним трудового договора предоставлено право требовать от работодателя обоснования причин отказа в письменной форме. В случае несогласия с выводами работодателя за инвалидом сохраняется право на обращение в суд. Результатом обжалования решения работодателя может стать понуждение последнего к заключению трудового договора с гражданином, имеющим ограниченные физические возможности.

Обсуждая данную тему, стоит вспомнить и о положениях ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. В ст. 21 закреплена обязанность работодателей, в компаниях которых численность сотрудников превышает 100 человек, осуществлять трудоустройство инвалидов согласно предусмотренной в субъекте квоте. Эта квота может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности сотрудников организации. Что касается обязанности соблюдения квоты (действующей в конкретном территориальном образовании), то она ложится на все предприятия вне зависимости от формы их собственности.

Помимо этого, вышеназванный закон указывает, что субъекты РФ вправе устанавливать собственные квоты по трудоустройству инвалидов для предприятий, имеющих численность работников от 35 до 100 человек. В этом случае нужно сказать о том, что далеко не во всех территориальных образованиях на сегодняшний день разработаны и действуют правовые акты такого рода.

Что касается объединений инвалидов или предприятий, созданных ими (когда уставный капитал состоит из взносов общественного объединения инвалидов), у таковых обязанность по соблюдению квоты отсутствует.

Какие есть специальные рабочие места для людей с ограниченными физическими возможностями?
Помимо того, что работодателю законодательно вменяется в обязанность принятие на работу граждан с ограниченными возможностями, для него еще устанавливается обязанность соответствующим образом оборудовать рабочие места для данной категории лиц.
Согласно ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодателю надлежит создать специальные рабочие места, приспособленные для работы инвалидов.
Специальным рабочим местом считается то, в отношении которого работодателем были приняты дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию оборудования, дополнительного технического и организационного оснащения приспособлениями, позволяющими работнику-инвалиду осуществлять трудовую функцию, несмотря на какие-либо нарушения.

Подчеркнем, что технические и организационные приспособления, как и оборудованные рабочие места, должны соответствовать основным требованиям, которые разработаны федеральным органом исполнительной власти. Речь идет об органе, осуществляющем функции по выработке и реализации госполитики в сфере правового регулирования труда и соцзащиты россиян.
Помимо того, согласно положениям ст. 23 указанного ранее закона необходимые условия труда на предприятии (вне зависимости от формы его собственности) должны создаваться с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Особенности трудовых правоотношений с инвалидами
В ст. 23 федерального закона № 181-ФЗ указывается на то, что установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах с инвалидами условий труда, ухудшающих положение работника с ограниченными физическими возможностями по отношению к другим работникам предприятия недопустимо. Так, например, запрещено устанавливать во внутренних соглашениях пониженный размер зарплаты, уменьшать продолжительность ежегодного отпуска, создавать неблагоприятный режим труда и отдыха и т. д.

Не стоит забывать и о том, что для работников с ограниченными физическими способностями законодательно закреплены и дополнительные гарантии, имеющие место при трудоустройстве инвалидов. К таковым относятся:
— Меньшая продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II групп. На основании ст. 23 упомянутого закона и ст. 92 ТК РФ для данной категории граждан гарантируется 35-часовая рабочая неделя, без какого-либо снижения зарплаты.
— Инвалидам всех групп устанавливается увеличенный основной ежегодный отпуск, составляющий 30 календарных дней (ст. 23 ФЗ № 181).
— Вне зависимости от группы инвалидности каждый гражданин с ограниченными физическими возможностями осуществляет трудовую деятельность, дневная (сменная) продолжительность которой не превышает норматива, установленного в его медзаключении.

Законодатель предоставляет работнику с ограниченными физическими возможностями право воспользоваться дополнительным отпуском без сохранения зарплаты, суммарная продолжительность которого в год не должна превышать 60 календарных дней.
Инвалидам предоставлена возможность отказа от сверхурочных работ. Несмотря на то что в соответствии со ст. 99 ТК РФ у работодателя в определенных случаях имеется право привлекать работающих на предприятии лиц к работам такого рода, в т. ч. и без их согласия, на инвалидов это правило не распространяется. При любой ситуации привлечение работника с ограниченными физическими возможностями к сверхурочной работе допустимо только с его письменного согласия и только в том случае, если он под расписку был уведомлен о своем праве отказа.

Инвалиды могут отказаться и от работы в ночное время. Ситуация аналогична предыдущей: привлечь к работе в ночные часы инвалида можно только с его письменного согласия и только после ознакомления его под расписку с имеющимся у него правом отказаться от выполнения таких работ.
Более того, и в этом, и в предыдущем случае привлечение инвалидов к работам такого рода возможно только в случаях, когда они не запрещены работнику с ограниченными физическими возможностями в соответствии с имеющимся у него медзаключением.

Каковы дополнительные гарантии лицам с ограниченными физическими возможностями?
Из всего вышесказанного напрашивается закономерный вывод относительно того, что в трудоустройстве инвалидов есть свои особенности. Но помимо перечисленного ранее законодательно предусматриваются дополнительные гарантии для некоторых категорий лиц с ограниченными физическими возможностями в случае их сокращения.
В соответствии со ст. 178 ТК РФ преимущественное право на сохранение за собой рабочего места в период сокращения имеют:
— инвалиды ВОВ;
— лица, ставшие инвалидами во время участия в боевых действиях по защите Отечества.
— лица, получившие инвалидность ввиду воздействия радиации во время чернобыльской катастрофы из числа тех, кто принимал участие в ликвидации ее последствий;
— военнослужащие, военнообязанные и сотрудники ОВД и Государственной противопожарной службы, привлеченные к ликвидации последствий катастрофы (причем не имеет значения, в каком месте дислоцировалась часть и какие именно работы выполнялись этими лицами);
— лица, эвакуированные из зон отчуждения/отселения либо выехавшие из указанных зон самостоятельно после принятия решения о проведении эвакуации граждан, при условии что до своего отъезда они столкнулись с воздействием радиации, ставшим причиной их инвалидности;
— доноры, пожертвовавшие костный мозг для спасения людей, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы (в этом случае не имеет значения, сколько времени прошло с момента трансплантации органического материала и когда наступила инвалидность лица, связанная с таким донорством);
— лица, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации при аварии 1957 года на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча, который сопутствовал аварии.

Отметим, что преимущественное право сохранить рабочее место также распространяется на членов семей таких инвалидов и на семьи, потерявшие кормильца из числа указанных лиц с ограниченными физическими возможностями, если их смерть явилась следствием вышеназванной аварии и сброса радиоактивных отходов.

Изменения в законодательстве
Говоря о соцзащите инвалидов, стоит упомянуть про последние изменения в законодательстве, внесенные законами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 № 419-ФЗ и «О внесении изменений в ст. 169 ЖК РФ и ст. 17 ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ»» от 29.12.2015 №399-ФЗ. Данные изменения, в первую очередь, направлены на обеспечение доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями.

На предприятия всех форм собственности теперь возложена обязанность по обеспечению:
свободного доступа инвалидов;
— свободы в получении информации;
— оказания помощи инвалидам при получении услуг и приобретении товаров.
Если говорить об изменениях в Жилищном кодексе, то они затрагивают вопросы предоставления инвалидам I и II групп, а также детям-инвалидам и семьям, в которых они проживают, субсидий на оплату капремонта общего имущества в многоквартирном доме в размере, не превышающем 50% минимального размера взноса за капитальный ремонт дома, установленного за 1 квадратный метр жилой площади и действующего на территории соответствующего субъекта РФ.

Юрист Вячеслав Егоров

Трудоустройство инвалидов в 2019 году: квотирование, взносы и штрафы

Квоты для трудоустройства инвалидов – это одна из мер поддержки такой категории работников со стороны государства, осуществляемая за счет работодателя. Квотой называется минимальное количество рабочих мест, созданных или зарезервированных на предприятии, для работников, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Квоты устанавливаются субъектами РФ. Региональные же власти устанавливают и особенности квотирования рабочих мест для инвалидов, а также возлагают на работодателей дополнительные обязанности. Например, московские компании обязаны встать на учет в центре занятости населения. Сделать это необходимо в течение 30 дней со дня государственной регистрации (постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП).

При этом региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством. Так, для работодателей с численностью работников свыше 100 человек квота для приема на работу инвалидов может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

Для работодателей с численностью работников не менее 35 человек и не более 100 человек квота не может превышать 3% среднесписочной численности работников (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»).

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

  1. Квоты рабочих мест для инвалидов устанавливаются субъектами РФ.
  2. Региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством.
  3. Для определения конкретного размера квоты работодателю следует обратиться к закону субъекта РФ, на территории которого осуществляет деятельность компания.
  4. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Неисполнение данной обязанности повлечет штраф.
  5. Чтобы закрыть квоту, нужно организовать специальное рабочее место и заключить с инвалидом трудовой договор.
  6. Минтруд России подготовил законопроект, который даст работодателям возможность не соблюдать квоты на трудоустройство инвалидов. Главная идея документа – предоставление работодателям права внести компенсационную выплату в специально организованный фонд содействия трудоустройству инвалидов вместо их реального трудоустройства.

Среднесписочная численность для квоты рассчитывается без участия работников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Для определения конкретного размера квоты работодателю следует обратиться к закону субъекта РФ, на территории которого осуществляет деятельность компания.

Так, московская компания с числом сотрудников более 100 человек обязана выделить для трудоустройства инвалидов 2% рабочих мест (Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90). В Московской области квотируется 1% от общего количества рабочих мест при их численности от 35 до 100 и 2% при общем числе рабочих мест более 100 (Закон Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации могут не соблюдать установленную для приема инвалидов квоту (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Как исполнить квоту

В настоящее время, чтобы закрыть квоту, нужно организовать специальное рабочее место и заключить с инвалидом трудовой договор. Кроме того, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

При заключении трудового договора с лицом, для которого было выделено и организовано рабочее место, квота считается исполненной (пп. 1 п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90, п. 2 ст. 5 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ, п. 1 ст. 2.1 Закона Псковской области от 07.11.2012 № 1212-ОЗ).

Выделение рабочего места для инвалида предполагает создание и техническое оснащение специального места для нормальной работы инвалида.

Для этого с учетом физических показателей инвалида работодатель оснащает рабочее место специальным оборудованием, а также обеспечивает доступ такого работника в необходимые помещения (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Оборудование рабочего места производится в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н и санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09.

Перечисленные нормативные акты предполагают, что каждое рабочее место для инвалида будет оснащено с учетом его индивидуальных потребностей, выполняемых трудовых функций, ограничений здоровья.

Также работодатель может оказать работнику с ограниченными возможностями помощь в организации труда в рамках дистанционной работы или работы на дому. При этом перечня конкретных мероприятий, которые можно осуществить в ходе такой помощи, закон не определяет.

Надомник-инвалид в счет квоты

С точки зрения буквального прочтения закона прием в организацию инвалида, работающего на дому, не является исполнением квоты на трудоустройство инвалида. Это связано с отсутствием в законе четкой трактовки понятий: «создание» и «выделение» рабочего места.

Создание рабочего места – это его формирование посредством установки специального оборудования, необходимого для осуществления работником трудовой функции. А выделение рабочего места – это указание его в виде вакансии в штатном расписании.

При этом закон не дает работодателю права оборудовать рабочее место у сотрудника на дому. Предполагается, что рабочее место будет располагаться именно на территории работодателя.

Следовательно, заключение трудового договора о дистанционной работе или работе на дому в счет установленной для инвалидов квоты грозит работодателю штрафами за несоблюдение квот.

Альтернатива соблюдению квот

В мае 2019 года Минтруд России обнародовал законопроект, который даст работодателям возможность не соблюдать квоты на трудоустройство инвалидов. Главная идея документа – предоставление работодателям права внести компенсационную выплату в специально организованный фонд содействия трудоустройству инвалидов вместо их реального трудоустройства.

Таким образом, у организации, которая в силу специфики своей деятельности или по другим причинам не может принять на работу инвалида, появится дополнительная форма исполнения квоты.

Платеж в фонд будет ежемесячным. Деньги фонда будут расходоваться только в определенных направлениях. Планируется установить ежегодный мониторинг проведения эксперимента и по его итогам распространить новый порядок заполнения квот на прием на работу инвалидов на всю страну.

Начать реализацию эксперимента планируется в следующих регионах: Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская области.

Одновременно Минтруд России собирается ужесточить административную ответственность за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой. Штрафовать станут и за необоснованный отказ инвалиду в трудоустройстве.

Штрафы за нарушение трудовых прав инвалидов

Работодатели обязаны информировать службу занятости о вакантных должностях, созданных для трудоустройства инвалидов. Неисполнение данной обязанности повлечет ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Штрафы взимаются в следующих размерах:

  • от 1 000 до 5 000 рублей – для должностных лиц и ИП;
  • от 30 000 до 50 000 рублей – для юридических лиц.

Также работодатели несут ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление в органы службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Штрафы по этой статье назначаются в размерах:

  • от 300 до 500 рублей – для должностных лиц;
  • от 3 000 до 5 000 рублей – для организаций.

Такие же штрафы назначаются за непредставление в органы службы занятости информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.

Несмотря на то, что инвалиды имеют ограниченныевозможности во многих сферах жизни, те из них, которые не утратилитрудоспособность, продолжают свою трудовую деятельность. Есть ли особенности втрудовых отношениях с инвалидами? В чем выражается государственная социальнаяподдержка инвалидов, в том числе работающих? Установлены ли законодательнольготы для инвалидов, в том числе при трудоустройстве? Эти вопросы мы ирассмотрим в настоящей статье.

Особенностиприема на работу инвалидов

В соответствии со ст. 64 ТК РФ всемработодателям запрещено какое бы то ни было прямое или косвенное ограничениеправ или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудовогодоговора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка,происхождения, имущественного, социального идолжностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия илиотсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также другихобстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (за исключениемслучаев, предусмотренных федеральным законом). Чтобы все работодатели выполнялитребования законодательства в части запрета ограничения прав инвалидов (попризнаку социального положения), законодатель установил дополнительныетребования к организациям и предприятиям в Российской Федерации. Для обеспеченияинвалидам гарантии трудовой занятости Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2009; далее —Закон о социальной защите инвалидов) предписывает:

• органам государственной власти Российской Федерации всвоих законодательных актах устанавливать организациям независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности, численность работниковкоторых составляет более 100 человек, квоту для приема на работу инвалидов впроцентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %).От квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединенияинвалидов и образованные ими организации, уставный капитал которых состоит извклада общественного объединения инвалидов;

• органам исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации устанавливать минимальное количество специальных рабочих мест в целяхтрудоустройства инвалидов для каждого предприятия, учреждения, организации впределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройстваинвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер поорганизации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования,технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения иобеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностейинвалидов.

Работодатели в соответствии с установленнойквотой для приема на работу инвалидов обязаны:

• создавать или выделять рабочиеместа в целях трудоустройства инвалидов;

• создаватьинвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитацииинвалида;

• предоставлять в установленномпорядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Анализ норм Трудового кодекса РФ, Законао социальной защите инвалидов и иных нормативных актов позволяет сделать следующийвывод. Работодатель даже при отсутствии зарезервированных специально дляинвалидов рабочих мест или квоты для приема инвалидов невправе отказать в приеме на работу инвалиду, если условия труда подолжности, на которую претендует инвалид, соответствуют условиям труда,рекомендованным индивидуальной программой реабилитации инвалида. При этомзаконодательством не запрещено устанавливать иные, не запрещенные Трудовымкодексом РФ, условия приема на определенную должность: наличие определеннойквалификации, специального образования, опыта работы и пр.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в областитрудоустройства и занятости

1. Отказ работодателя в приеме на работу инвалида впределах установленной квоты —

влечет наложение административного штрафа на должностныхлиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качествебезработного —

влечет наложение административного штрафа на должностныхлиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

В случае принятия на работу инвалида работодателю (в лицекадрового работника) необходимо помнить о требовании статьи 57 ТК РФ, котороекасается содержания заключаемого трудового договора: если для инвалида созданыспециальное рабочее место, а также условия труда, отличные от обычных условий(см. ниже), все указанные нюансы должны быть отражены втрудовом договоре.

Особенности трудовых отношений с инвалидами, складывающихся в процессеработы

Статьей 23 Закона о социальной защите инвалидов строжайшезапрещено устанавливать в коллективных или индивидуальныхтрудовых договорах условия труда инвалидов (оплата труда, режим рабочеговремени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительногооплачиваемых отпусков и др.), ухудшающие их положение по сравнению с другимиработниками.

По сравнению с другими работниками инвалидыимеют преимущества, которые установлены законодательно:

• сокращенная продолжительностьрабочего времени для инвалидов I и II группы — не более 35 ч в неделю ссохранением полной оплаты труда (ст. 92 ТК РФ, ст. 23 Закона о социальнойзащите инвалидов);

• ежегодныйотпуск не менее 30 календарных дней (ст. 23 Закона о социальной защитеинвалидов);

• продолжительность ежедневной работы (смены) — всоответствии с медицинским заключением (ст. 94 ТК РФ);

• право на использование длительного отпуска безсохранения заработной платы — до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТКРФ).

Законодателем установлены и более жесткиеограничения в части привлечения инвалидов: ксверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ), к работе в выходные и нерабочиепраздничные дни (ст. 113 ТК РФ) и к работе в ночное время (с 22:00 до 06:00). Привлечениеданной категории работников к таким работам допускается только с их согласия ипри условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья (ст. 96 ТКРФ, ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов). При этом на работодателявозлагается обязанность в письменной форме ознакомить инвалида со своим правомотказаться от данных видов работ.

Гарантииинвалидам при сокращении численности штата предприятия

Трудовым законодательством в отношении многих категорийработников установлены гарантии при сокращении численности штата предприятия, втом числе и в отношении инвалидов.

Преимущественное право на оставление на работе присокращении численности или штата работников при равной производительности трудаи квалификации в числе прочих категорий работников, указанных в ст. 179 ТК РФ,имеют:

• работники, получившие в период работы у данногоработодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

• инвалиды Великой Отечественной войны;

• инвалиды боевых действий по защите Отечества.

Помимо указанных лиц преимущественное правона оставление на работе при сокращении численности или штата имеют:

1) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы изчисла:

• граждан (в том числе временно направленных иликомандированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы впределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах наЧернобыльской АЭС;

• военнослужащих и военнообязанных, призванных наспециальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидациейпоследствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации ивыполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органоввнутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших(проходящих) службу в зоне отчуждения;

• граждан, эвакуированных из зоны отчуждения ипереселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке изуказанных зон после принятия решения об эвакуации;

• граждан, отдавших костный мозг для спасения жизнилюдей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени,прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них вэтой связи инвалидности;

2) инвалиды вследствие воздействия радиации врезультате аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросоврадиоактивных отходов в реку Теча и члены их семей, потерявших кормильца изчисла вышеуказанных граждан-инвалидов, если смерть такого гражданина явиласьследствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 г. напроизводственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Выплатыи льготы инвалидам, установленные законодательством

В целях социальной поддержки инвалидов и способствованию ихнормальной жизнедеятельности в Российской Федерации законодательно закреплены следующие меры поддержки инвалидов.

1. Выплаты по различным основаниям(ст. 27 Закона о социальной защите инвалидов): пенсии, пособия, страховыевыплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещениявреда, причиненного здоровью и др.

2. Обеспечение бесплатной путевкой всанаторно-курортные учреждения (п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992№ 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»).

3. Льготы по обеспечению жилымпомещением (ст. 17 и 28.2 Закона о социальной защите инвалидов).

4. Льготы по оплате ЖКУ (ст. 28.2Закона о социальной защите инвалидов), стоимости проезда.

5. Льготы по лекарственному обеспечению,обеспечению перевязочными материалами и отдельными изделиями медицинскогоназначения, протезированию и пр. (п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерахгосударственной поддержки инвалидов»).

6. Организация социально-бытовогообслуживания инвалидов (ст. 28 Закона о социальной защите инвалидов,Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).

7. Внеочередное обслуживание напредприятиях торговли, службы быта, связи и пр. (п. 1 Указа Президента РФот 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержкиинвалидов»).

8. Иные льготы: например,резервирование мест на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, втом числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных икультурно-зрелищных учреждений для парковки специальных автотранспортныхсредств инвалидов и предоставление парковки на таких стоянках инвалидамбесплатно (ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов).

При использовании инвалидом выплат и льгот необходимопомнить установленные нормами Закона о социальной защите инвалидов следующие положения.Если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие посравнению с Законом о социальной защите инвалидов уровень их социальной защиты,применяются положения этих правовых актов. Однако если инвалид имеет право наодну и ту же меру социальной защиты по указанному Закону и одновременно подругому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по Закону осоциальной защите инвалидов, либо по другому правовому акту (независимо отоснования установления льготы).

Анализируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Государствопутем установления рассмотренных выше льгот, выплат, компенсаций и иных мерсоциальной поддержки инвалидов создало целую систему гарантий инвалидам в РоссийскойФедерации. Данная система гарантированных государством экономических, правовыхмер и мер социальной поддержки призвана обеспечить инвалидам условия для преодоления,замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленна на созданиеим равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Виды гарантий, установленных государством, многочисленны.Однако размер денежных выплат, гарантированных инвалидам, к сожалению, невсегда достигает цели создания условий инвалидам для участия в жизни обществанаравне с другими гражданами. Даже с учетом изменений, предоставляющих теперь снового года право на получение ежемесячных выплат всем инвалидам внезависимости от степени ограничения к трудовой деятельности и всех иных мерсоциальной поддержки инвалидов, предусмотренных законодательством, инвалиды вбольшинстве случаев относятся к материально необеспеченным и слабозащищеннымслоям населения Российской Федерации (см. табл.).

Размеры ежемесячныхденежных выплат в зависимости от группы инвалидности и вне зависимости отстепени ограничения к трудовой деятельности, установленные с 1 января 2010 г. (ст. 28.1 Закона осоциальной защите инвалидов)

Группа инвалидности

Размер выплаты, руб.

2 162

1 544

1 236

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *