Организация осуществляющая образовательную деятельность

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон «Об образовании»), система образования включает в себя:

  • 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
  • 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
  • 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
  • 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Несомненно, центральным, ключевым элементом этой системы (или, как еще говорят, — системообразующим элементом) являются образовательные организации. Именно в них осуществляется образовательная деятельность (процесс образования), т.е. реализуются образовательные программы, отвечающие требованиям образовательных стандартов, достигаются образовательные результаты. Именно они выступают основным объектом управления федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления. Именно их деятельность обеспечивается необходимыми ресурсами и оценивается организациями, упомянутыми в п. 4 ст. 10 Закона.

Конечно, можно возразить, что образование как деятельность (процесс) может осуществляться и вне организационных форм (неформальное и информальное образование), и в рамках других социальных институтов, не входящих в систему образования (семья, учреждения культуры и пр.), однако, в отличие от этих институтов, ведение образовательной деятельности является главной целью образовательных организаций, смыслом их существования, исполняемой ими общественной функцией.

Таким образом, деятельностная (процессуальная) составляющая является главным признаком любой организации. Образовательная организация — это организация, где основным, ключевым процессом деятельности выступает образовательный процесс. Это хорошо согласуется как с определением понятия «образование», сформулированным в Законе: «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства…», так и с приведенным в том же Законе определением образовательной организации: «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (курсив наш — С. Г.)».

Та же деятельностная (процессуальная) составляющая выступает основанием для разграничения понятий «образовательная организация», «организация, осуществляющая обучение» и «организация, осуществляющая образовательную деятельность». В отличие от образовательной организации, для организации, осуществляющей обучение, образовательная деятельность (образовательный процесс) выступает не основным, а дополнительным, чаще всего вспомогательным видом деятельности, обеспечивающим успешное выполнение основного процесса. Например, для ОАО «Сбербанк России» ключевым процессом деятельности является осуществление банковских операций, однако данная организация имеет развитую и мощную систему корпоративного обучения, обеспечивающую необходимый для ведения ее основной деятельности уровень квалификации своих сотрудников, и на этом основании может быть отнесена к организациям, осуществляющим обучение. Важным признаком, позволяющим идентифицировать конкретную организацию как организацию, осуществляющую обучение, является наличие в ней специализированного подразделения и специальных программ обучения сотрудников. Вряд ли можно причислить к обучающим организациям шиномонтажную мастерскую, в которой мастер обучает подмастерье выполнению отдельных технологических операций. На это же обращает внимание и Закон «Об образовании» — «для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение».

В Законе также отмечается, что некоторыми организациями, осуществляющими обучение, могут полностью реализовываться образовательные программы определенных уровней образования. В частности, научные организации могут осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры и аспирантуры. Однако это так же не дает основания считать их образовательными организациями, поскольку данный вид деятельности не является для них основным (целью их создания), в отличие от выполнения научных исследований. Аналогично, образовательная деятельность может осуществляться в лечебных и оздоровительных учреждениях (санатории, детские лагеря и пр.), в том числе и по основным общеобразовательным программам, но и в этом случае ведущей деятельностью выступает лечебная (оздоровительная, организация отдыха и пр.), а образовательная — лишь дополнительной.

Кроме образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, третьим элементом, отнесенным (приравненным) к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, Законом определены индивидуальные предприниматели (рис. 3.1). В отличие от организаций, осуществляющих обучение, образовательная деятельность для них может быть основной, но они так же не могут быть отнесены к образовательным организациям, поскольку таковыми (организациями) в полном смысле слова (как юридические лица) не являются и не обеспечивают полноценной реализации основных образовательных программ.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность

Рис. 3.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность

Для того, чтобы понять, что такое образовательная организация, определить ее специфику, описать ее как объект управления, следует сначала разобраться с общим понятием «организация» и выявить ее сущностные признаки.

Авторы популярного учебника «Основы менеджмента» М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури определяют организацию как «группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей». Таким образом, в качестве ключевых признаков организации в этом определении указываются: ее групповой характер (поэтому индивидуальный предприниматель с точки зрения традиционных определений данного понятия не является организацией); наличие общей (единой для всех членов организации, т.е. организационной) цели; коллективный (совместный) характер деятельности и наличие некоторого координирующего начала (управления). В данном понимании организации в центр выдвигается цель. Организация представляется в виде целевой социальной системы. Достижение цели есть результат деятельности организации. Однако для получения этого результата людям необходимо объединиться, а процессом его достижения — управлять. Таким образом, с точки зрения данного подхода, основными компонентами любой организации являются:

  • 1) цели и задачи, для решения которых организация создается и существует;
  • 2) люди, входящие в данную организацию;
  • 3) управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для достижения стоящих перед ней целей.

Наличие общей (организационной) цели вовсе не означает отсутствия индивидуальных целей у членов (сотрудников) организации, так же как и конечный результат деятельности организации не выступает, в общем случае, предметом их потребности. Так, например, целью деятельности Кировского завода является выпуск тракторов, но вряд ли кто-либо из работников завода испытывает потребность (нужду) в тракторах. Их потребности (и связанные с ними индивидуальные цели и мотивация к труду) совсем иные — материальное благополучие, профессиональное признание, достижение успеха, уважение и пр. Поэтому социальные организации не могут строиться без ориентации на мотивационно-потребност- ную сферу их участников. Организации существуют постольку, поскольку достижение каких-либо общих целей осуществляется через реализацию индивидуальных целей.

Честер Барнард определяет организацию как «такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью». В его понимании организация представляет собой систему осуществления скоординированных действий, целью которых является предоставление индивидам возможности достичь таких результатов, которых они никогда бы не смогли добиться поодиночке. К уже отмеченным сущностным признакам организации, таким как: цель (целенаправленность), групповой характер (социальная группа) и объединение индивидуальных деятельностей в общий трудовой процесс (кооперация, внутренняя культура), здесь добавляются еще сознательность (добровольность объединения людей в организацию, понимание ими организационных целей и ценностей, соответствие организационных целей индивидуальным) и предсказуемость, обеспечиваемая не только четкой регламентацией, распределением функций и задач, иерархией, координацией (т.е. управлением, администрированием), но и лидерством руководства и развитой системой формальных и неформальных коммуникаций.

Согласно П. Блау и У. Скотту, «организация — это группа людей, обладающих специфической формализованной структурой». Здесь акцент делается на упорядоченность (формализация, регламентация, стандартизация) деятельности и строения (структура, иерархия, коммуникации) организации. Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия.

В определении А. Этциони («организации — это социальные объединения (или человеческие группы), сознательно конструируемые и реконструируемые для достижения специфических целей») подчеркивается социальный характер организации и ее собственно организационный (управленческий) аспект, фокусирующий внимание на деятельности по созданию, поддержанию функционирования и развитию организаций.

Если определены границы организации и ее место в обществе, то организация институциируется, т.е. выступает в виде социального института (частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, здравоохранения, образования и пр.). В случае, если организация не институциирована, то говорят об организации как процессе, например, организация летнего оздоровительного отдыха детей. При таком рассмотрении организация выступает как некоторая функция управления. Организация как специфическая область деятельности менеджмента проявляет себя и в качестве одной из функций управления, и в виде организационного проектирования (принятия решений по совершенствованию организации). Менеджмент формирует и изменяет, когда эго необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технологии, кадры, организационная культура и пр., и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации. Стремясь подчеркнуть важность организационной составляющей в деятельности менеджера, многие зарубежные и отечественные авторы трактуют менеджмент как организацию и управление.

Таким образом, термин «организация» используется в нескольких значениях (рис. 3.2): управленческий процесс (функция управления), результат управленческой деятельности (реальный объект, упорядоченная структура, среда деятельности менеджера), область управленческой деятельности (объект управления).

Определение понятия организации

Рис. 3.2. Определение понятия организации

В одних случаях организация рассматривается как реальный объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются составляющие это структурное единство элементы, многообразные связи между ними (социальные, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения, выступающие объектом управления со стороны менеджера. Организация как реальный объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития.

В других случаях понятие организации употребляется для обозначения специфичной деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию «организовывать».

Наконец, организация понимается как среда, в которой менеджер осуществляет свою управленческую деятельность.

Обобщая вышеуказанные подходы, можно определить организацию (лат. organizo — «сообщаю стройный вид», «устраиваю») как:

  • — внутреннюю упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную его строением;
  • — совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
  • — объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Менеджмент охватывает все происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренним функционированием и развитием, так и с се взаимодействием с окружающей средой, и в зависимости от того, какие процессы становятся во главу угла, управление организацией можно рассматривать с различных точек зрения:

  • — процессов, происходящих внутри организации;
  • — взаимодействия организации с внешней средой;
  • — достижения целей организации.

При этом обычно выделяют четыре аспекта изучения (и управления) организаций:

  • — строение организаций — изучение их целей, иерархии, состава, структуры, типология, классификация организаций и т.д.;
  • — функционирование организаций — типы организационных отношений, поведение индивида в организации, взаимодействие социально-психологических и административных факторов, процессы принятия и реализации решений и пр.;
  • — управление в организациях — организационные процессы, иерархия, власть, отношения подчиненных и руководителей, стиль и методы руководства, уровни управления и т.д.;
  • — развитие организаций — проектирование и создание новых организаций, тенденции развития организаций, методы их преобразования и т.п. (рис. 3.3).

Направления исследования организации

Рис. 33. Направления исследования организации

В заключение отметим еще два немаловажных аспекта в современных подходах к определению понятия организации.

Сложность организации как социальной системы формирует понимание ограниченности возможности ее изучения в рамках исключительно экономической теории и науки управления. В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало актуальным направлением исследований, проводимых совместно учеными и специалистами в таких областях знаний, как социология, философия, антропология, социальная психология, биология, математика, логика, политология, история, право и т.д.

Второй момент состоит в том, что наиболее перспективный путь к изучению организаций заключается в рассмотрении их как сложных социальных систем, входящих в состав более широкой системы — общества. Этот взгляд отражен, в частности, Парсонсом в его определении организации: «Представляется целесообразным определить организацию как социальную систему, которая организована для достижения определенной цели; достижение этой цели является одновременно исполнением одной из функций еще более широкой системы, а именно — общества».

Вернемся теперь к характеристике собственно образовательных организаций и выделим их специфические признаки, определяющие их особенности как объекта управления.

На сегодняшний день система образования в России представляет собой многоуровневую, многоаспектную систему, для которой:

  • 1) установлены образовательные уровни (цензы), виды образовательных программ (основные и дополнительные), а также их разновидности;
  • 2) законодательно закреплены типы и виды образовательных организаций.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, что в совокупности обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) (рис. 3.4).

Общее и профессиональное образование реализуются по уровням:

  • а) общее образование:
    • — дошкольное образование;
    • — начальное общее образование;

ЗА. Виды и уровни образования в Российской Федерации

Рис. ЗА. Виды и уровни образования в Российской Федерации

  • — основное общее образование;
  • — среднее общее образование;
  • б) профессиональное образование:
    • — среднее профессиональное образование;
    • — высшее образование — бакалавриат;
    • — высшее образование — специалитет, магистратура;
    • — высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (рис. 3.5).

Типы образовательных организаций

Рис. 3.5. Типы образовательных организаций

В Российской Федерации установлены следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы1:

  • 1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели деятельности реализацию образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • 2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели деятельности реализацию образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
  • 3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели деятельности реализацию образовательных программ среднего профессионального образования и (или) программ профессионального обучения;
  • 4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели деятельности реализацию образовательных программ высшего образования и научную деятельность.

Определены также типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы1:

  • 1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели деятельности реализацию дополнительных общеобразовательных программ;
  • 2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели деятельности реализацию дополнительных профессиональных программ.

Кроме того, Законом определено, что помимо реализации образовательных программ, выступающих основной целью деятельности, образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность и но другим образовательным программам (табл. 3.1):

Таблица 3.1

Основные и неосновные виды деятельности образовательных организаций

Тип образовательной организации

Основные виды деятельности

Дополнительные виды деятельности

Дошкольная образовательная организация

  • — образовательные программы дошкольного образования;
  • — присмотр и уход за детьми

— дополнительные общеразвивающие программы

Общеобразовательная организация

— образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования

  • — образовательные программы дошкольного образования;
  • — дополнительные общеобразовательные программы;
  • — программы профессионального обучения

Тип образовательной организации

Основные виды деятельности

Дополнительные виды деятельности

1 Трофессиоиальная

образовательная

организация

  • — образовательные программы среднего профессионального образования;
  • — программы профессионального обучения
  • — основные общеобразовательные программы;
  • — дополнительные общеобразовательные программы;
  • — дополнительные профессиональные программы

Образовательная организация высшего образования

— образовательные программы высшего образования

  • — основные общеобразовательные программы;
  • — образовательные программы среднего профессионального образования;
  • — программы профессионального обучения;
  • — дополнительные общеобразовательные программы;
  • — дополнительные профессиональные программы

Организация дополнительного образования

— дополнительные общеоб- разо вате л ы i ые п рогра м м ы

  • — образовательные программы дошкольного образования;
  • — программы профессионального обучения

Организация

дополнительного

профессионального

образования

— дополнительные профессиональные программы

  • — программы подготовки научно-педагогических кадров;
  • — программы ординатуры;
  • — дополнительные общеобразовательные программы;
  • — программы профессионального обучения

При этом речь идет не о разграничении основных и дополнительных образовательных программ, а о дифференциации основных и неосновных (дополнительных) видов деятельности. Как видно из табл. 3.1, как правило, образовательная организация каждого последующего уровня может осуществлять в качестве дополнительных те виды деятельности, которые являются основными на предшествующем уровне, но не наоборот. Кроме того, важно понимать, что осуществление неосновных видов деятельности не является для образовательных организаций обязательным, а выступает в виде дополнительных сервисов, которые могут создавать им определенные конкурентные преимущества.

Следует также отметить, что образовательные организации высшего образования обязаны осуществлять научную деятельность (это рассматривается как основной вид их деятельности), но вправе вести подготовку научных кадров (это значит, что она выступает не основным, а дополнительным видом их деятельности). Кроме того, научную и (или) творческую деятельность может вести и любая другая образовательная организация, если это предусмотрено ее уставом, но и в данном случае такая деятельность является необязательной, т.е. неосновной. К другим необязательным (неосновным), но возможным видам деятельности любой из перечисленных в табл. 3.1 образовательных организаций может быть отнесена консультационная, просветительская деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья, организация отдыха и пр., если это не противоречит целям создания образовательной организации.

Образовательное учреждение — это юридическое лицо со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Главной особенностью образовательной организации, определяющей характер управления ею, является то, что она — некоммерческая организация1. Термин «некоммерческая» относится к организациям, не ставящим целью получение прибыли от осуществления своей деятельности. Наряду с этим само по себе отсутствие такой цели вовсе не означает, что некоммерческая (в нашем случае, образовательная) организация не может осуществлять приносящую доход деятельность. Согласно Закону «Об образовании» образовательная организация вправе заниматься предпринимательской, т.е. коммерческой деятельностью, используя для этого переданное ей имущество. При этом следует иметь в виду, что имущество передается образовательной организации учредителем для осуществления образовательного процесса и находится в ней на правах оперативного управления, т.е. предусматривает использование этого имущества только для осуществления уставной деятельности, и не позволяет продавать его или распоряжаться им иным способом. Вместе с тем это не исключает права собственности образовательного учреждения на доходы от коммерческой деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или права самостоятельно распоряжаться этими доходами.

Образовательные организации в зависимости от того, кем они созданы (кто является их учредителем), могут быть государственными, муниципальными или частными. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. Муниципальные образовательные организации создаются муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). Учредителем частных образовательных организаций выступают физические и (или) юридические лица и их объединения. Государственный статус любой из этих образовательных организаций (тип, вид, категория) устанавливается при проведении ее государственной аккредитации.

Кроме того, выделяется такой вид образовательных организаций, как духовные образовательные организации, которые создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях. Однако речь в данном случае идет только о российских религиозных объединениях, иностранные религиозные организации, согласно российским законам, создавать образовательные организации на территории Российской Федерации не могут.

Вне зависимости от того, к какому виду относится образовательная организация (государственная, муниципальная или частная), она обладает автономией в осуществлении своей деятельности1: свободна в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий но реализуемым образовательным программам, самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, осуществлении научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах законодательства РФ, типового положения об образовательной организации соответствующего тина и вида и ее Устава.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

  • 1) разработка и принятие локальных нормативных актов;
  • 2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности;
  • 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
  • 4) установление штатного расписания;
  • 5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
  • 6) разработка и утверждение образовательных программ;
  • 7) разработка программы развития образовательной организации;
  • 8) прием обучающихся;
  • 9) определение списка учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ;
  • 10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
  • 11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрение обучающихся;
  • 12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
  • 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
  • 14) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
  • 15) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
  • 16) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей;
  • 17) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
  • 18) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет.

Образовательная организация как сложная динамическая социальная система выступает объектом как внешнего, так и внутриорганизационного управления. Следовательно, можно говорить об управлении образовательной организацией в целом и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами общей системы образовательной организации.

Такими подсистемами могут быть образовательный и другие процессы, персонал образовательной организации, используемые ресурсы и инфраструктура, имущественный комплекс, система информационного обеспечения, взаимодействие с партнерами и др. Следовательно, детализация и конкретизация процессов управления образовательной организацией требует описания ее структуры и процессов деятельности.

Выводы

  • 1. Ключевым элементом системы образования являются образовательные организации, осуществляющие реализацию основных и дополнительных образовательных программ.
  • 2. Содержание деятельности выступает главным квалифицирующим признаком, отличающим образовательные организации от других видов организаций и общественных институтов, а также выступает основанием для дифференциации видов и типов самих образовательных организаций.
  • 3. Организация в общем виде определяется:
    • — как внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную его строением;
    • — совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
    • — объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
  • 4. Менеджмент организации представляет собой специально осуществляемую деятельность по достижению организационных целей, управлению внутриорганизационными процессами и процессами взаимодействия организации с внешней средой.
  • 5. Система образования Российской Федерации — это сложная динамичная многоуровневая социальная система, включающая подсистемы общего, профессионального, дополнительного образования и профессиональной подготовки.
  • 6. Типы, виды, категории образовательных организаций, а также типы и виды реализуемых ими образовательных программ определяются в зависимости от целей и задач их уставной деятельности, обеспечивая необходимый для развития образовательной системы уровень многообразия, диверсификации и вариативности образования.
  • 7. Специфика управления образовательной организацией в существенной мерс определяется ее принадлежностью к определенному типу и виду.

Практикум

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

  • 1. Что включает в себя система образования Российской Федерации? Почему образовательные организации занимают в ней центральное место? Аргументируйте свой ответ.
  • 2. В чем состоит принципиальное отличие образовательной организации от организации, осуществляющей обучение? Приведите примеры таких организаций, сравните виды выполняемой ими деятельности (организационные процессы).
  • 3. Перечислите сущностные признаки организации. Найдите в литературе 5—7 различных определений организации. В чем их сходство? Различие?
  • 4. Перечислите принятые в Российской Федерации уровни общего и профессионального образования. Проведя поиск в литературе и информационных системах, сопоставьте их с уровнями образования 2—3 зарубежных стран (на выбор).
  • 5. Может ли выступать учредителем образовательной организации гражданин иностранного государства? Обоснуйте свой ответ.
  • 6. В чем основное отличие некоммерческой и коммерческой организации? Их сходство?

Ситуационные задачи и задания

1. 000 Автошкола «Светофор» существует в Санкт-Петербурге с 1989 г.

Автошкола ведет подготовку и переподготовку водителей автомототранспорта

всех категорий.

Автошкола проводит подготовку водителей следующих категорий:

«А» — мотоциклы;

«В» — легковые автомобили;

«С» — грузовой автотранспорт;

«О» — автобусы;

«Е» к «В» — прицепы к легковым автомобилям; а также переподготовку с одной категории на другую.

В автошколе вас научат правильно сидеть за рулем автомобиля, выбирать безопасную скорость движения, соблюдать дистанцию и интервал, уверенному маневрированию в условиях интенсивного дорожного движения.

К какому виду относится данная организация?

  • а) образовательная организация;
  • б) организация, осуществляющая обучение;
  • в) вообще не относится к организациям, осуществляющим образовательную деятельность.

Обоснуйте свой ответ. Найдите на сайте организации http://www.svetofor.su документальное подтверждение вашего мнения.

В случае выбора вариантов а) или б) ответьте на вопрос: какой тип образовательных программ она реализует? Что является основным видом деятельности данной организации?

  • 2. Осуществите поиск статистических данных о количестве образовательных организаций в РФ и численности работников и учащихся в них за 10 лет. Постройте временные диаграммы по уровням образования. Сделайте аналитические выводы. Сопоставьте данные по РФ с данными своего региона. Сделайте выводы.
  • 3. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа NN с углубленным изучением английского языка N-ского района Санкт — Петербурга.

Учредителем является субъект Российской Федерации — город федерального значения Санкт-Петербург, в лице исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга Комитета по образованию, расположенного по адресу: 190000, Санкт-Петербург, пер. Антоненко, д.8. литер А.

Находится в ведении исполнительного органа государственной власти Санкт- Петербурга, администрации N-ского района Санкт-Петербурга, расположенной по адресу: XXX.

Школа имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности

№ XXX от_2012 г. Свидетельство о государственной аккредитации № XXX

от_2014 г., серия XXX № XXX.

Образовательное учреждение в своей уставной деятельности реализует:

  • — общеобразовательные программы начального общего образования — 1 классы
  • — общеобразовательные программы начального общего образования, обеспечива — ющие дополнительную (углубленную) подготовку по иностранному языку (английский язык) — 2—4 классы;
  • — общеобразовательные программы, основного общего образования, обеспечиваю — щие дополнительную (углубленную) подготовку по иностранному языку (английский язык) — 5—9 классы;
  • — общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по иностранному языку (английский язык) — 10—11 классы.

На I ступени обучения открыты 12 общеобразовательных классов; на II ступени обучения —11 общеобразовательных классов; на III ступени обучения — два общеобразовательных класса (10 и 11).

О ДОП ГБОУ СОШ № N реализует образовательные программы по трем направлениям: физкультурно-спортивное («Футбол», «Легкая атлетика», «Настольный теннис», «Спортивные игры», «0ФГ1»), социально-педагогическое (4 клуба) и художественное (вокальная студия и студия бального танца).

На педагогическом совете рассматривается вопрос об определении источников дополнительного финансирования деятельности школы.

Учитель физкультуры А. предлагает открыть новую платную спортивную секцию бадминтона, ссылаясь на результаты недавнего опроса, показавшего заинтересованность в ней родителей и учащихся.

Педагог группы продленного дня В., апеллируя к своему недавнему опыту работы в дошкольном образовательном учреждении, выступила с предложением открытия 2 групп кратковременного пребывания детей в возрасте от 2 до 7 лет.

Учитель английского языка С. считает, что для учащихся старших классов следует открыть платные курсы профессиональной подготовки: секретарь-референт для девочек, автослесарь для мальчиков.

К каким видам образовательной деятельности, типам образовательных программ относятся данные предложения? В качестве эксперта оцените правомочность данных предложений. Какие ресурсы необходимы школе для их реализации? Какие действия следует предпринять в случае принятия одного из данных предложений?

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образованиив Российской Федерации», ст. 10.
  • Образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ (там же, ст. 2).
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образованиив Российской Федерации», ст. 2.
  • Там же.
  • Организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющеена основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельностьв качестве дополнительного вида деятельности (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ(ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2).
  • Организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательныеорганизации, а также организации, осуществляющие обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность (Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2).
  • В 2014 г. Сбербанк потратил на обучение сотрудников 2,1 млрд руб., в 2015 г. расходыпо планам вырастут до 3,4 млрд руб. Согласно рейтингу РБК но уровню вложений в корпоративное обучение Сбербанк занимает 1-е место среди российских компаний. В десяткелучших оказались также Евросеть, Газпром, Сибур, Альфа-банк, РусГидро, НЛМК, Ростелеком, Северсталь, МТС.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образованиив Российской Федерации», ст. 31.
  • Там же.
  • Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица (Налоговый кодекс РФ, п. 2 ст. 11).
  • Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997.
  • Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности организации. М. :Социум, 2008.
  • Blau Р. М., Scott W. R. Formal Organizations: A Comparative Approach. Stanford UniversityPress, 2003.
  • Подушкина Т. М., Коваленко Е. Г., Якимова 0.10. Социология управления : учеб, пособие. М.: Академия Естествознания, 2013.
  • Парсонс Т. Система современных обществ / науч. ред. М. С. Ковалева. М. : Аспект-Пресс, 1998.

Комментарий к статье 31

Законодательство об образовании относит к лицам, осуществляющим образовательную деятельность:

1) образовательные организации — некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основноговида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы (п. 18 ст. 2);

2) организации, осуществляющие обучение, — юридические лица, осуществляющие на основании лицензии, наряду с основной деятельностью, образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2);

3) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (ст. 32).

В совокупности образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели образуют понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность»(п. 20 ст. 2).

Выделение «организации, осуществляющей обучение» в отдельную категорию лиц, отличную от «образовательных организаций» обусловлено наличием принципиальных различий, оказывающих влияние на их правовой статус и на правовой режим их деятельности.

Во-первых, если образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, то для организации, осуществляющей обучение, образовательная деятельность, не является основной, она выступает как дополнительное направление деловой активности.

Во-вторых, образовательная организация является некоммерческой организацией. При определении же организации, осуществляющей обучение, такого ограничения не установлено. Иными словами, она может осуществлять коммерческую деятельность в качестве основной деятельности.

Организации, осуществляющие обучение, реализуют образовательную деятельность в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». При этом в соответствии со ст. 21 на такие организации, на их обучающихся и педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

К организациям, осуществляющим обучение, относятся:

— научные организации — юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и научно-техническую деятельность (ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» <376>);

<376> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

— организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — в соответствии со ст. 155.1 Семейного кодекса РФ к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся организации различной ведомственной принадлежности, в том числе образовательные и медицинские организации, а также организации, оказывающие социальные услуги (письмо Минобрнауки России от 21 августа 2013 г. N ВК-316/07 «Об организациях для детей-сирот» <377>, письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей»);

<377> Официальные документы в образовании. 2013. Октябрь. N 28.

— организации, осуществляющие лечение, оздоровление и отдых, — медицинские, санаторно-курортные организации, детские лагеря всех типов (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 августа 2015 г. № ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительной лечении» (вместе с «Разъяснениями по вопросу о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»);

— организации, осуществляющие социальное обслуживание, — организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» <378>);

<378> СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 7007.

— загранучреждения МИД России — дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (с учетом положений ст. 88 комментируемого Закона);

— иные юридические лица.

К «иным юридическим лицам», осуществляющим обучение, можно отнести, например, территориальные органы МВД России по субъекту Российской Федерации. В письме Рособрнадзора от 4 февраля 2015 г. N 02-28 «О лицензировании образовательной деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» <379> разъясняется, что Указом РФ были внесены изменения в нормативно-правовую базу, в соответствии с которыми территориальный орган МВД России по субъекту Российской Федерации в дополнение к уже имеющимся у него полномочиям по подготовке кадров для органов внутренних дел, наделяется также полномочием по осуществлению профессионального обучения сотрудников территориального органа, что позволяет в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отнести его к иным юридическим лицам, осуществляющим обучение. Рособрнадзор обращает внимание лицензирующих органов на то, что территориальные органы МВД России по субъекту Российской Федерации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения при наличии соответствующей лицензии.

<379> Официальные документы в образовании. 2015. Февраль. N 5.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение. Так, например, в федеральном государственном научно-исследовательском учреждении «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» для осуществления образовательной программы высшего образования — программы магистратуры в структуре института (в блоке научно-вспомогательных центров и отделов) был создан отдел магистратуры и повышения квалификации <380>.

<380> Официальный сайт института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России: http://www.izak.ru/news.html?id=920&lang=ru.

Законодатель за каждым видом организации, осуществляющей обучение, закрепляет образовательные программы, которые эта организация вправе осуществлять. Соответствующее распределение приведено в следующей таблице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *