Орган защиты прав потребителей

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Процедура рассмотрения указанных обращений установлена Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

С предложениями, заявлениями и жалобами по интересующим граждан Российской Федерации вопросам можно обращаться, в частности, в следующие федеральные органы:

– Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций,

– Правительство Российской Федерации,

– Верховный Суд Российской Федерации,

– Генеральная прокуратура Российской Федерации,

– Главная военная прокуратура,

– Следственный комитет Российской Федерации,

– Министерство внутренних дел Российской Федерации,

– Министерство юстиции Российской Федерации,

– Министерство здравоохранения Российской Федерации,

– Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации,

– Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,

– Министерство обороны Российской Федерации,

– Министерство образования и науки Российской Федерации,

– Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

– Министерство культуры Российской Федерации,

– Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации,

– Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

– Министерство транспорта Российской Федерации,

– Федеральная миграционная служба,

– Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

– Федеральная служба по тарифам,

– Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков,

– Федеральная служба безопасности Российской Федерации,

– Фонд социального страхования Российской Федерации,

– Пенсионный фонд Российской Федерации.

Предложения по совершенствованию законодательства следует направлять субъектам права законодательной инициативы, исчерпывающий перечень которых установлен частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации.

Заявители могут обращаться также в правозащитные организации государства, гражданином или резидентом которого они являются.

Список правительственных и неправительственных международных организаций, осуществляющих защиту прав и свобод человека и гражданина, размещен на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в разделе «Права человека в мире».

Система Orphus

Прокуратура разъясняет: общественная защита прав потребителей

15 сентября 2015

В настоящее время большое распространение получили различные объединения граждан (общества, союзы, ассоциации) по защите прав
потребителей. Указанным общественным организациям в соответствии со ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предоставлены широкие полномочия: участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ’, услуг), осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей, вносить в органы прокуратуры материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, предъявлять иски в судебные органы по защите прав потребителей и т.д.

Используя вышеуказанные полномочия, общественные объединения очень часто злоупотребляют предоставленными им законом правами, зачастую подменяя органы государственного контроля. Законом не определены понятие общественного контроля, основные цели и формы его осуществления, права, обязанности и ответственность субъектов общественного контроля, что создает благоприятные условия для необоснованного вмешательства в деятельность предпринимателей.

Основными ошибками при проведении контрольных мероприятий представителями общосхвснных объединений потребителей следует считать:
— требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с рабоников и их медицинских книжек;
— проверку соблюдения санитарных правил и норм;
— проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений в сфере
соблюдения противопожарного законодательства;
— проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;
— проверку наличия и порядка ведения журнала учета юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, субъектами которых общественные организации не являются, и
прочие.

В силу требований законодательства о запщте прав потребителей общественные организации потребителей не вправе проводить проверки соблюдения прав потребителей, их полномочия должны быть направлены на установление фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении норм потребительского законодательства, с последующим направлением указанной информации в органы государственного надзора для проведения проверки этих фактов.

Права общественных организаций по защите прав потребителей

Если права потребителя нарушены, гражданин может обратиться в общественную организацию потребителей, если такая есть в его городе или районе. Практически при всех обществах работают юристы — специалисты по защите прав потребителей.

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены в статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. Права и обязанности общественных организаций и их членов устанавливаются Уставами.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

— участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

— проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

— осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;

Текст абзаца 4 части 2 статьи 45 в предыдущей редакции излагался следующим образом: проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей — утратил силу с 01.08.2011 года);

— распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

— вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

— вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

— обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

— участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

Внимание!

Не подлежит проверке:

  • наличие трудовых договоров, документов об образовании и медицинских книжек торгового и иного обслуживающего персонала;
  • наличие санитарно-эпидемиологических заключений, заключений госпожнадзора;
  • соблюдение санитарных норм и правил вне торгового зала и иных помещений, предусматривающих присутствие в них потребителей;
  • правильность применения контрольно-кассовой техники;
  • — порядок ведения журнала учета контрольных мероприятий.

В случае выявления нарушений представителями общественной организации запись в журнале учета контрольных проверок не производится, т.к. на действия общественных организаций нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ не распространяются.

У представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей.А покупатель, согласно «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55, имеет право проверить правильность цены, веса и меры отпущенных товаров, а также сроки хранения продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар.

Однако эти права покупатели не означают, что он сам взвешивает, измеряет, листает накладные или заборные листы. Для проверки продавец показывает, но не отдает документ. В правилах не указано, что документы нужно передавать покупателю, а Правила — это установленная Правительством мера должного поведения продавца при общении с покупателем.

И если Правилами не вменено в обязанность продавцу передать (как установило для государственных органов), то продавец не должен выпускать документ из своих рук. Продавец производит перемеривание, перевешивание, а покупатель — наблюдает.

При проведении перевешивания товаров продавец не имеет права разрешать покупателям заходить за прилавок, особенно в магазине, т.к. продавец обязан проходить соответствующий медицинский контроль и его присутствие за прилавком означает, что в этом отношении у продавца все в порядке, чего нельзя сказать о покупателе. Место покупателя — по другую сторону прилавка.

Таким образом, общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав потребителей. Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и т.п.

Информация об изменениях:

Статья 44 изменена с 29 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 38-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 44 настоящего Закона

См. Методические рекомендации для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей (разработанные МАП РФ)

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать обращения потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей);

разрабатывать муниципальные программы по защите прав потребителей.

При выявлении по обращению потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Утратила силу с 29 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 38-ФЗ

См. предыдущую редакцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *