Орган валютного регулирования

Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Принципы валютного контроля состоят в следующем:

  • o приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • o исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • o единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • o единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • o обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Основные направления валютного контроля:

P определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

P проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;

P проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

P проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

К федеральному органу исполнительной власти, являющемуся органом валютного контроля, в настоящее время относится Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (создана в июне 2004 г. и подотчетна Минфину России). Она следит за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы (Федеральная таможенная служба, созданная в июле 2004 г. на основе Государственного таможенного комитета РФ, и Федеральная налоговая служба, созданная в июле 2004 г. на основе Министерства РФ по налогам и сборам).

Федеральная таможенная служба РФ как агент валютного контроля осуществляет валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

  • 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  • 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • 2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

  • 1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • 2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;
  • 4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • 5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • 6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
  • 7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
  • 8) регистрационные документы в случаях, когда предусмотрена предварительная регистрация;
  • 9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
  • 10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  • 11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Россию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
  • 12) паспорт сделки (документ, используемый органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля и содержащий сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами).

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны.

  • 1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • 2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, необходимую для применения санкций информацию.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных валютным законодательством, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

  • 1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены валютным законодательством РФ;
  • 2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
  • 3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам валютного контроля документов и информации резиденты и нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или документация и информация по которой не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов ЦБ РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы; приостанавливается действие или отзываются лицензии резидентов и нерезидентов.

Должностные лица юридических лиц — резидентов и юридических лиц — нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную (ст. 191-193 УК РФ), административную (ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и гражданско-правовую ответственность.

§ 4. Правовые основы валютного контроля

Основными направлениями валютного контроля выступают: – определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; – проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; – проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; – проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. К числу органов валютного контроля закон относит Центральный банк Российской Федерации, о чьих полномочиях в данной сфере говорилось в предыдущем параграфе, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

С августа 1996 г. функции Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю переданы Министерству финансов Российской Федерации, которое теперь контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.

Таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации2, а иные таможенные органы как агенты валютного контроля, осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

В пределах своей компетенции органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за проводимыми в стране валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением актов валютного контроля.

Субъекты, осуществляющие валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций, давать соответствующие объяснения, выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством.

В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ резиденты, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам валютного контроля документов и информации резиденты и нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютной? контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов Центральным банком РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы в пределах пятикратного размера этих сумм; приостанавливается действие или лишаются лицензий резиденты и нерезиденты.

Должностные лица юридических лиц-резидентов, и юридических лиц-нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Процесс либерализации внешнеэкономической деятельности российских предприятий, начавшийся и получивший развитие в условиях нестабильности в сфере экономики и политики, в сочетании с существенными недостатками в нормативной базе привел к интенсивному «бегству» капиталов из страны. Значительные суммы, точный размер которых трудно определить, оказались на счетах в зарубежных банках. Официальные источники называют суммы от 50 до 100 млрд. долл. Происхождение основной доли этих средств носит противоправный характер, а сами доходы представляют собой сокрытую от налогообложения и от обязательной продажи на внутреннем валютном рынке выручку от внешнеэкономических операций, присвоенную незаконным путем.

Основными причинами укрытия российскими предпринимателями и гражданами валютных средств за границей можно назвать следующие: – нестабильность общей экономической и политической ситуации в стране, падение курса рубля, инфляция, обесценение резервов и капитальных вложений; – несовершенство российской банковской системы; – недостатки в государственном и правовом регулировании валютных операций и валютного контроля в стране.

В настоящее время утечка капитала принимает достаточно изощренные формы, трудно поддающиеся контролю. Наиболее распространенными способами оттока капитала из страны являются следующие: -зачисление иностранными плательщиками валютной выручки, причитающейся российским предприятиям и гражданам, на счета в иностранных банках (счета самих предприятий или граждан, счета иностранных частных лиц, счета иностранных фирм-партнеров или специально созданных для такого рода целей); – импорт и экспорт товаров (работ, услуг) через дополнительно введенные в сделку иностранные посреднические фирмы (обычно зарегистрированные в странах с низким налогообложением) с искусственным занижением экспортной цены и завышением импортной цены с целью образования на счетах указанных фирм свободных средств, не отраженных в учете российского предприятия (акции, облигации и т. п.); – уплата российскими предприятиями и гражданами сумм в рублях в пользу или по указанию иностранных фирм или граждан с получением эквивалента в иностранной валюте за границей; – перевод в иностранные банки авансовых платежей с последующим отказом от импорта товаров; – перевод российскими предприятиями и гражданами иностранной валюты за границу в оплату якобы оказанных нематериальных услуг;

– неограниченный вывоз (перевод) гражданами иностранной валюты как наличной, так и безналичных платежей; – сокрытие полученных доходов от легальной инвестиционной деятельности за границей в условиях отсутствия системы контроля за доходностью иностранных инвестиций и репатриацией доходов от них; – отказ российских предприятий от получения экспортной выручки с последующей оплатой иностранным партнерам импортных контрактов российского предприятия; – неэквивалентный товарообмен при сделках, объявленных бартерными, с последующим получением разницы в стоимости товаров на счет за границей; – удовлетворение российской стороной фиктивных претензий иностранных фирм и предпринимателей с уплатой за границу штрафов, пени и т. д.; – поставка российскими предприятиями товаров в бывшие республики СССР с оплатой в рублях или национальных валютах и последующим реэкспортом за свободно конвертируемую валюту, зачисляемую на счета в иностранных банках.

Другой причиной серьезных нарушений является долларизация российской экономики. За период с 1993 г. по июнь 1994 г. коммерческими банками было ввезено 16 млрд. долл., и сейчас основная их часть находится на руках у населения и в незарегистрированном коммерческом обороте. По некоторым сведениям, на один легальный пункт обмена валюты приходится два незарегистрированных. Для упорядочения работы обменных пунктов разработан новый образец единой справки о приобретении валюты и разрешении на вывоз, создан специальный кассовый аппарат с нестираемой памятью, в которую будут автоматически заноситься данные о количестве купюр, номинале, курсе покупки-продажи.

Контроль за поступлением в РФ экспортной выручки резидентов возложен в основном на уполномоченные российские банки и осуществляется в соответствии с Инструкцией Банка России от 12 октября 1993 г. № 19 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных товаров».

В соответствии с названной инструкцией экспортер предъявляет контракт или его заверенную в установленном порядке копию в уполномоченный банк, где находится его валютный счет, на который должна поступить выручка от экспорта товара. Вместе с банком экспортер оформляет паспорт сделки – документ, содержащий в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления валютного контроля. Паспорт сделки подписывается экспортером и банком, представляется таможенным органам вместе с остальными документами для оформления экспорта товаров. После подписания паспорта сделки банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по данному контракту.

В целях усиления валютного контроля за поступлением валютной выручки на счета резидентов Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» был установлен порядок, в соответствии с которым расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с названной таможенной территории, осуществляется только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами. При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам осуществляются только через уполномоченные банки. На импортеров-резидентов, заключившим сделки по переводу из России иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме, ранее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения этих предписаний импортеры-резиденты несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров.

Бегство капиталов из России влечет негативные экономические и политические последствия. Отток капиталов является одной из причин отказа зарубежных стран предоставить внешние валютные займы России, подрывает возможность государства по обслуживанию более чем 130 млрд. долл. внешней задолженности, а также не позволяет финансовой системе государства аккумулировать достаточные инвестиционные ресурсы для модернизации экономики в целом. Поэтому создание эффективного механизма контроля за репатриацией выручки от экспорта услуг имеет решающее значение. Он должен быть направлен на то, чтобы заработанные валютные средства экономически выгоднее было бы вкладывать в развитие российской экономики. Данную задачу возможно решить только путем комплексных мер экономического и политического характера, необходимы серьезные изменения в законодательстве.

Думается, что присоединение России к Страсбургской конвенции по отмыванию денег, выявлению, аресту и конфискации обнаруженных средств, добытых преступным путем (Страсбург, 8 января 1990г.) позволит качественно улучшить систему оперативного обнаружения преступных капиталов, перемещающихся из России за границу, что, в свою очередь, повысит эффективность расследования преступных группировок на территории самой России. При этом станет возможным заключение соответствующих соглашений между Банком России и соответствующими банками европейских государств об обмене необходимой информацией, связанной с реализацией положений Страсбургской конвенции, а также заключение подобных соглашений между МВД России и соответствующими правоохранительными органами заинтересованных стран.

Международная практика борьбы с таким явлением, как отток капиталов, показывает, что он не может быть остановлен только принятием административных мер, а капитал, покинувший страну, почти невозможно вернуть лишь ужесточением валютного контроля. Решение данного вопроса, как уже отмечалось, видится в сочетании административных мер, совершенствовании валютного законодательства и создании в России благоприятного инвестиционного климата в условиях экономической и политической стабилизации в целом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

В системе источников валютного права выделяется особая группа нормативных правовых актов – валютное законодательство РФ, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля. Такое обособление правовых актов в валютной сфере осуществлено ст. 4 Закона о валютном регулировании, в которой определяется структура валютного законодательства, дается понятие акта валютного законодательства, определяется соотношение норм международных договоров и Закона о валютном регулировании, устанавливаются общие положения о действии во времени актов валютного законодательства, актов органов валютного регулирования, определяется предмет регулирования актами органов валютного контроля. Фактически Закон о валютном регулировании устанавливает систему источников валютного права в узком смысле.

В зависимости от субъектов правотворчества рассматриваемая статья выделяет три вида правовых актов, принимаемых в валютной сфере:

  • 1) акты валютного законодательства РФ;
  • 2) акты органов валютного регулирования;
  • 3) акты органов валютного контроля.

Наличие иных видов правовых актов, входящих в систему актов валютного законодательства, актов органов валютного регулирования и актов валютного контроля не допускается. Рассматриваемая норма Закона о валютном регулировании имеет прямое действие и часто применяется в судебной практике. Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 25.12.2007 № Α33-8805/07-Φ02-9375/07 указал, что в состав валютного законодательства РФ не входит Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, поскольку исчерпывающий перечень видов актов валютного регулирования дан в ч. 1 ст. 4 Закона о валютном регулировании.

Закон о валютном регулировании не содержит понятия валютного законодательства, но определяет структуру последнего. Так, согласно ч. 1 ст. 4 названного Закона валютное законодательство РФ состоит из Закона о валютном регулировании и принятых в соответствии с ним федеральных законов; Закон о валютном регулировании и соответствующие федеральные законы являются актами валютного законодательства РФ.

Включение в систему валютного законодательства только федеральных законов объясняется положениями п. «ж» ст. 71 Конституции, согласно которому валютное регулирование относится к исключительной компетенции Российской Федерации.

В настоящее время в российской правовой системе нет федеральных законов, принятых в соответствии с Законом о валютном регулировании. Однако этот Закон содержит отсылочные нормы, которые должны найти развитие в иных федеральных законах. Например, федеральными законами могут вводиться правила осуществления валютного контроля (ч. 1 ст. 22 Закона о валютном регулировании).

Процессы интеграции Российской Федерации в международное экономическое пространство способствовали появлению в валютном законодательстве норм о приоритете норм международного договора РФ. В ч. 2 ст. 4 Закона о валютном регулировании содержатся правила действия международных договоров в сфере валютного регулирования и валютного контроля на территории РФ.

Названная норма является конкретизацией норм ч. 4 ст. 15 Конституции. Закрепленные в Конституции положения о верховенстве норм международного договора РФ над внутренним законодательством являются следствием проводимой в Российской Федерации политики вхождения в общемировые процессы, что, безусловно, предполагает унификацию норм валютного законодательства.

Международные договоры РФ непосредственно применяются к валютным отношениям, за исключением случаев, когда из международного договора РФ следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о валютном регулировании, то применяются правила указанного международного договора.

Изъятием из этого общего правила является случай, когда из самого международного договора РФ вытекает, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ.

Необходимо отметить что рассматриваемая норма Закона о валютном регулировании имеет не только декларативный характер, но и может подлежать частому применению, так как Российская Федерация является участницей многих международных договоров, нормы которых регулируют валютные операции. Например, в случае противоречия положений актов национального законодательства РФ требованиям Соглашения о Международном валютном фонде от 27 декабря 1945 г. должен быть применен соответствующий международно-правовой акт.

Правило приоритета международных договоров соответствует положениям ст. 5 Закона о международных договорах в правовой системе РФ:

  • – международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией составной частью ее правовой системы;
  • – если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора;
  • – положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

Таким образом, международные договоры РФ следует считать составной частью валютного законодательства РФ, причем такие договоры имеют приоритет перед актами внутреннего валютного законодательства РФ в случае возникновения коллизии между ними.

Органы валютного регулирования – Правительство РФ и Банк России – издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Законом о валютном регулировании. Соответственно, акты органов валютного регулирования являются подзаконными актами и обладают меньшей юридической силой по сравнению с названным Законом. Нормативные акты органов валютного регулирования занимают подчиненное положение по отношению к актам валютного законодательства РФ. Издание таких актов допустимо только в случаях, предусмотренных Законом о валютном регулировании. Иные федеральные законы не могут служить основанием для издания актов органов валютного регулирования.

В силу норм Закона о валютном регулировании и Закона о Банке России Банк России как орган валютного регулирования вправе издавать нормативные акты (в форме указаний, положений и инструкций), обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также всех юридических и физических лиц.

Определением Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 268-0 «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”» подтверждено, что Банк России осуществляет полномочия, которые по своей природе относятся к функциям государственной власти, и нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

В соответствии с валютным законодательством Банк России вправе принимать нормативные акты по большинству вопросов валютного регулирования, устанавливающие в частности:

  • – единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям);
  • – порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемых ими от своего имени и за свой счет;
  • – требования для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
  • – порядок открытия уполномоченными банками счетов (вкладов) в банках за пределами Российской Федерации;
  • – порядок открытия и ведения открываемых на территории РФ банковских счетов (банковских вкладов);
  • – порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также порядок перевода физическим лицом – резидентом валютных средств из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковского счета;
  • – единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

При этом нормативные акты Правительства РФ могут устанавливать порядок представления резидентами (за исключением физических лиц, дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях) налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами (по согласованию с Банком России).

Осуществляя нормотворчество, органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные Законом о валютном регулировании. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

Относительно действия во времени актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования следует иметь в виду, что они применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о валютном регулировании или иными федеральными законами. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу. Таким образом, по общему правилу акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования обратной силы не имеют.

Обратная сила актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования может быть предусмотрена лишь актами валютного законодательства, но не актами органов валютного регулирования (за исключением случая, предусмотренного в ч. 4 ст. 4 Закона о валютном регулировании, которой определена возможность придания обратной силы актам органов валютного регулирования самими такими актами).

В ч. 4. ст. 4 Закона о валютном регулировании перечисляются случаи, когда акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования обратной силы не имеют и когда они могут иметь обратную силу.

Так, акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.10.2003 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова», публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм.

В отличие от этого правила акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Относительно действия нормативных актов Банка России следует учитывать, что в ст. 7 Закона о Банке России без каких- либо изъятий установлено, что нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Однако это правило имеет исключение для нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования: такие акты могут иметь обратную силу при условиях, предусмотренных ст. 4 Закона о валютном регулировании.

Акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Акты валютного законодательства РФ – федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации либо размещение на Официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) (ст. 4 Закона о вступлении в силу законов).

«Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания РФ, и федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в ней.

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6 Закона о вступлении в силу законов).

Собрание законодательства Российской Федерации также является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные законы (ст. 7 Закона о вступлении в силу законов).

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Согласно ст. 7 Закона о Банке России нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России».

Неопубликованные акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования не применяются. Исключением из этого правила являются акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

Актами органов валютного контроля являются акты Банка России и Росфиннадзора. Но Банк России одновременно и является органом валютного регулирования, и вправе принимать нормативные акты в данной сфере, поэтому положение, согласно которому акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций, распространяется только на Росфиннадзор.

Поскольку в валютных правоотношениях Банк России имеет двойной статус – органа валютного регулирования и органа валютного контроля, то практически невозможно определить, в каком качестве выступал Банк России при издании того или иного нормативного акта.

Важно учитывать, что нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования издают органы валютного регулирования, а Росфиннадзор – орган валютного контроля – издает акты ненормативного характера в сфере валютного контроля, т.е. индивидуальные правовые акты (подп. «б» и «в» п. 4 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; п. 6 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278), например:

  • 1) предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании; п. 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора);
  • 2) акты, принимаемые в рамках производства по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП, т.е. протоколы об административных правонарушениях (п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП; приказ Росфиннадзора от 17.11.2004 № 102 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»);
  • 3) постановления и определения по делу об административных правонарушениях (ст. 23.60 и 29.9 КоАП).

Нормативные акты в области валютного регулирования и валютного контроля должны иметь достаточную определенность, что закреплено ч. 6 ст. 4 Закона о валютном регулировании, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности любых актов в области валютного регулирования и валютного контроля должны толковаться в пользу резидентов и нерезидентов.

Данная норма является новеллой валютного законодательства и введена по аналогии с положением п. 7 ст. 3 НК о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *