Оплата жилья в командировке

Подтверждающие документы при аренде квартиры у физического лица во время командировки

Добрый день.
Расходы в виде арендной платы за наем жилых помещений у физических лиц, учитываются при налогообложении в той части, когда в арендуемом жилом помещении проживали командированные работники организации, на основании доку­ментов, подтверждающих факт пребывания в нем данных работников. Такими документами являются:
— в части подтверждения факта аренды помещения — договор аренды (найма), акт выполненных работ, акт приема-сдачи помещения, расписка о получении денежных средств от арендодателя;
— в части подтверждения проживания сотрудников в арендованном помещении — командировочные удостоверения (или документы его заменяющие в связи с отменой КУ).
Расходы в виде арендной платы за наем жилого помещения за время, когда помещение не использовалось, не могут быть признаны в целях налогообложения прибыли (пп. 12 п. 1 ст. 264, абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ, Письмо Минфина от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/1/178, Письмо УФНС России по г. Москве от 16.04.2010 N 16-15/040653@).
Расходы, связанные с поиском помещения для временного размещения командированных сотрудников, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с произ­водством и реализацией, при условии их экономической обоснованности и надлежащего документального подтверждения (пп.49 п.1 ст.264НК).
При заключении договора аренды от имени командированного сотрудника, НДФЛ не удерживается, поскольку физические лица налоговыми агентами признаны быть не могут (п. 1 ст. 226НК, Письмо Минфина от 13 июля 2010 г. N 03-04-05/3-390).

Служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). При направлении работника в командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой (ст. 167 ТК РФ).

Возмещение расходов по найму жилого помещения является одной из гарантий, предоставляемых работникам при направлении в служебную командировку.

В рассматриваемой ситуации командированный сотрудник не представил документы, подтверждающие наем жилого помещения. Однако согласно п. 11 постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 26.02.2015 № 2518 (далее — Постановление № 2518) при отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 30% установленного размера суточных за каждый день нахождения в служебной командировке. Таким образом, несмотря на отсутствие подтверждающих документов, эти расходы рассматриваются как расходы по найму жилого помещения.

Возмещение персоналу расходов, связанных со служебными командировками (в т.ч. по найму жилых помещений) отражается по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н).

Обязанность возмещения расходов по найму жилого помещения в служебных командировках подтверждена ст. 168 ТК РФ, а без предоставления подтверждающих документов — п. 11 Постановления № 2518. Поэтому в рассматриваемом случае командированным сотрудником по окончании поездки составляется авансовый отчет, на основании которого ему возмещаются расходы, связанные с командировкой.

Согласно п. 212 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, на счете 208 00 учитываются расчеты учреждения с подотчетными лицами по выдаваемым им под отчет денежным средствам или денежным документам. Соответственно расчеты по возмещению расходов по найму жилого помещения будут отражаться с применением счета 208 26 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих работ, услуг».

Учитывая положения инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), в бюджетном учете учреждения рассматриваемая ситуация отражается записями:

Дебет КРБ 1 401 20 226 Кредит КРБ 1 208 26 667 — начислено возмещение сотруднику расходов по найму жилого помещения в служебной командировке (п. 84 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ 1 208 26 567 Кредит КРБ 1 304 05 226 (1 201 34 610) — выданы сотруднику суммы возмещения расходов по найму жилого помещения в служебной командировке (п. 84 Инструкции № 162н).

Возмещение расходов на наем жилья в сумме фактических и документально подтвержденных затрат не облагается страховыми взносами (п. 2 ст. 422 НК РФ, п. 2 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее — Закон № 125-ФЗ).

У сотрудника отсутствуют документы, подтверждающие расходы по найму жилого помещения во время командировки. В таком случае на сумму возмещения таких затрат нужно начислить страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование (письмо Минфина России от 09.02.2018 № 03-04-05/7999).

С взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний ситуация иная. Возмещение документально не подтвержденных расходов на наем жилья во время командировок освобождается от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством (п. 2 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ). Порядок и размеры возмещения сотруднику расходов на наем жилого помещения во время командировки без подтверждающих документов установлены п. 11 Постановления № 2518. Следовательно, несмотря на то, что сотрудник документально не подтвердил расходы на наем жилья, расходы на возмещение освобождаются от обложения страховыми взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в пределах установленных норм (в рассматриваемой ситуации — 30% от размера суточных).

Как по закону оплачиваются расходы на проживание в командировке – подтверждающие документы командировочным

Когда сотрудника направляют в командировку, работодатель обязан платить ему зарплату по среднему заработку, суточные, а также компенсировать расходы на проезд и проживание.

В текущем материале разберемся, как оплачивается проживание и какие документы требуется предоставить работодателю.

Как оплачиваются командировочные расходы на жилье по России?

Работодатель обязан в полном объеме оплатить расходы на проживание работника в командировке.

Также сотруднику выплачиваются суточные. Работодатель вправе на свое усмотрение установить нормы и суммы оплаты командировочных. Они утверждаются приказом.

Если суточные в день превышают 700 рублей, то с суммы превышения работодателю и работнику придется платить налоги. Когда командировка заграничная, лимит равен 2500 руб. в сутки.

Что касается возмещения затрат на жилье, оно оплачивается на основании предоставленного договора, чеков и квитанций по оплате.

Если сумма по авансовому отчету больше, чем выдано сотруднику, работодатель выплачивает сотруднику разницу. Если наоборот, сумма по отчету меньше, то работник вносит разницу в кассу предприятия.

Оплата проживания должна совершаться до момента отъезда на счет сотрудника или наличными средствами через кассу. По возвращению из командировки работник делает авансовый отчет, к которому прикладывает квитанции о затратах на жилье.

Чтобы не было проблем, работодателю рекомендуется прописать в положении о командировке какими условиями работник может пользоваться в гостинице.

Обычно здесь прописывается пункт, в котором, говорится, что стоимость аренды жилья не может превышать определенную сумму в сутки.

Пример:

Предположим, сотрудника направили в командировку на 3 дня. Ему дали на проживание в гостинице 9000 рублей.

В положении о командировках указано, что сумма превышения командировочных расходов может составлять до 1000 руб. в сутки.

Согласно авансового отчета, он потратил на проживание в гостинице 12000 рублей. Соответственно, разницу в сумме 3000 рублей работодатель ему возместит.

Какие еще расходы оплачивает работодатель в командировке, .

Оплата гостиницы и гостиничные документы

На протяжении 3 дней после возвращения из командировки работник обязан отчитаться перед работодателем. С этой целью он делает авансовый отчет.

К нему прикладываются все чеки и квитанции (оплата за проезд, оплата гостиницы). Их требуется собирать в командировке. Весь комплект документов сдается в бухгалтерию.

Проживание в гостинице всегда сопровождается оформлением гостиничных документов, подтверждающих факт расходов.

Какие документы выдает гостиница командировочным сотрудникам:

  • договор;
  • счет-выписка.

Бланк счет выписки разрабатывается в каждой гостинице индивидуально. Обязательные реквизиты документа:

  • реквизиты гостиницы;
  • паспортные данные жильца;
  • сумма оплаты за проживание;
  • срок нахождения в номере;
  • печать и подпись.

Счет-оплата и квитанция об оплате выдается в обязательном порядке. И именно она прикладывается к авансовому отчету.

Важно! Факт оплаты подтверждается кассовым чеком либо приходным кассовым ордером, оформленным по правилам бухгалтерского учета.

Налоговый кодекс не утверждает точного перечня документов, прилагаемых к авансовому отчету с целью подтверждения фактического проживания в гостинице.

Если документ составлен согласно основным правилам бухгалтерского учета, налоговая инспекция обязана принимать их во внимание.

Отчетные бумаги в квартире посуточно

Если для съема квартиры пришлось обратиться в агентство недвижимости, требуется сохранять квитанции за оплату не только проживания, но и за посреднические услуги.

Не стоит соглашаться на оплату жилья без предоставления чеков, даже если она очень маленькая.

Без подтверждающих квитанций бухгалтерия не сможет компенсировать затраты на жилье.

Оплата за съемную квартиру посуточно должна осуществляться наличным или безналичным способом по договору об оказании услуг.

Его может заключить работодатель или сам работник. Однако при использовании последнего варианта стоит заручиться разрешением организации.

Документально подтвердят расходу за съемную квартиру: договор найма и расписка в получении средств.

Без подтверждающих документов

Нельзя оплатить возмещение за проживание в квартире или гостинице, если у человека нет подтверждающих документов.

Бухгалтерия просто не сможет при таких обстоятельствах отчитаться в налоговой инспекции за выплаченные средства, и они будут признаны как доход.

На практике некоторые работодатели устанавливают в таких случаях компенсационные выплаты.

Согласно закону, при непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату на расходы жилья, суммы оплаты освобождаются от налогообложения в размере до 700 рублей по РФ и 2500 за рубежом.

Поэтому оплатить-то их, конечно, можно, но налоги с компенсации придется платить.

НДФЛ с компенсации выплачивается за счет средств работника.

Поэтому лучше искать жилье, при оплате которого выдают квитанции, оформленные должным образом.

Выводы

По представленной теме выделим несколько основных выводов:

  • Работодатель обязан возмещать оплату проживания сотрудника в командировке.
  • Командированный сотрудник несет обязательство в течение 3 дней по возвращении из поездки отчитаться работодателю за понесенные расходы.
  • Если работник не сможет предоставить чеки на оплату гостиницы или съемной квартиры, работодатель сможет ему компенсировать затраты, но тогда с этих сумм придется платить налоги.
  • В авансовый отчет о командировке требуется вложить квитанцию, подтверждающую оплату жилья, оформленную в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
  • Дополнительно за проживание работодатель оплачивает работнику суточные. Они не подлежат отчету, оплачиваются за каждый день, проведенный в командировке. Сумма до 700 руб. при командировке по РФ и 2500 руб. за границей – не подлежит налогообложению.
  • Оплата за проживание сотрудника в командировке производится до отъезда. По приезду работник вносит в кассу неиспользованные средства или получает от работодателя перерасход на основании авансового отчета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *