Оплата медосмотра работодателем

Содержание

(пустой)

в doc

в бюджетной организации

Зачем нужен авансовый отчет

Авансовый отчет выступает обязательным условием процедуры выдачи денег подотчет. Работник отчитывается о совершенных тратах в положенный срок посредством специальной отчетной формы. Ее основная цель — полный контроль над финансовыми расходами в бюджетной организации. С помощью этого документа проверяют движение расходуемых средств, выданных на исполнение потребностей учреждения, и списывают произведенные траты.

Кто является подотчетным лицом

Подотчетные средства выдаются руководителем работнику предприятия на осуществление общепроизводственных или общехозяйственных расходов. За выданные суммы сотрудник отчитывается в положенный срок посредством авансового отчета. Служащий, получив денежные средства на нужды предприятия, является подотчетным лицом.

ВАЖНО!
Авансы выдают не только работникам предприятия, но и внештатным служащим, которые заключили с работодателем гражданско-правовые договоры (п. 5 указания ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.2014).

Подотчетные средства передаются ответственным сотрудникам не только в наличной форме, но и на банковскую карту путем безналичного перевода (письмо Минфина РФ № 03-11-11/42288 от 25.08.2014).

Работодатель определяет круг подотчетных сотрудников в специальном приказе. Работники выражают согласие с назначением. Распоряжение руководства утверждает список ответственных сотрудников, которые получают подотчетные средства.

Все подотчетные лица обязаны отчитываться о произведенных расходах, прилагая подтвердительную документацию, и предоставлять авансовую отчетность в бухгалтерию в положенный срок.

Срок сдачи

Положения п. 6.3 указаний Центрального Банка России от 11.03.2014 № 3210-У законодательно утверждают сроки сдачи авансового отчета подотчетным лицом. Сдача документации в бухгалтерию производится в течение 3 дней по факту выхода сотрудника на работу.

Общие правила

Нет единого, законодательно регламентированного формального вида. Бухгалтер вправе оформлять авансовый отчет по унифицированной форме № АО-1 или разработать персональную форму, утвердив ее приказом.

Документация ведется как в бумажном, так и в электронном виде. Если заполнение в учреждении предусмотрено в электронной форме, то АО подписывается электронной подписью каждым из участников подотчетного процесса.

Существует ряд общепринятых правил заполнения (постановление Госкомстата № 55 от 01.08.2001):

  1. Отчет формируется в пределах трехдневного срока с момента истечения периода, на который выданы подотчетные средства (его необходимо определить приказом или распоряжением), возвращения сотрудника из командировочной поездки или выхода работника после больничного при условии, что указанный день возврата подотчета пришелся на время нетрудоспособности.
  2. При нарушении срока возвращения авансовых денег работодатель применяет к сотруднику санкции, в том числе и материальные.
  3. Бухгалтер оказывает полное содействие подотчетному лицу в заполнении.
  4. Заполненный и оформленный в соответствии со всеми правилами документ подписывается руководителем организации.
  5. К отчетности прилагается первичная документация, подтверждающая произведенные расходы (чеки, билеты, выписки, счета).

Порядок составления

Нужно отразить сведения:

  • об учреждении, номер и дату оформляемого документа;
  • о работнике, получившем авансирование;
  • величину выданных денежных средств и их целевое назначение;
  • фактические расходы (прикладываются все подтверждающие первичные документы).

В лицевой части фигурируют данные о движении и списании аванса и об аналитических счетах, отражающих учет денежных средств в организации. Вся заполненная информация заверяется подписями ответственного бухгалтера, выдававшего деньги и принявшего возврат подотчетных сумм главного бухгалтера и служащего, получившего авансовую сумму. Бухгалтером заполняется отрывная расписка, подтверждающая проверку первичных документов. Это подтверждает и пример заполнения авансового отчета. После оформления и отрыва расписка остается у подотчетного лица. На оборотной стороне работником вносится детализированная расшифровка расходов, а ответственный сотрудник бухгалтерии указывает сумму к учету и бухгалтерский счет, через который будут проведены затраты.

Авансовая отчетность формируется в единственном оригинальном экземпляре. Это номенклатурный внутренний документооборот учреждения, оттиск печати ставить не обязательно.

ВАЖНО!
Исправления исключены! При допущении помарок и тем более ошибок придется оформлять новый бланк.

Пошаговая инструкция

В организации заполнением авансового отчета занимаются подотчетный сотрудник и бухгалтер.

Сотрудник, получивший авансовые средства, заполняет лицевую сторону. Необходимо указать информацию:

  • краткое, полное наименование организации, ее код в соответствии с классификацией ОКПО;
  • реквизиты документа — его номер и дату;
  • далее необходимо оставить место для визирования отчетности руководителем компании — после проверки документа бухгалтером руководитель ставит свою подпись, дату и указывает подотчетную сумму прописью;
  • фамилию, имя и отчество подотчетного лица, его должность, табельный номер и структурное подразделение;
  • назначение выданной подотчет суммы.
После внесения первичной информации подотчетному служащему необходимо заполнить табличную часть отчета.

Если руководствоваться формой АО-1, то сотруднику надлежит вписывать сведения в левую и правую таблицы.

В левой таблице указываются данные об авансированных денежных средствах:

  • общая сумма;
  • денежная единица аванса — рубль или иностранная валюта;
  • остаток или перерасход (при наличии).

В правой таблице приводятся бухгалтерские сведения: счета и субсчета, по которым проводится аванс, с указанием точных размеров затрат. Эту часть заполняет бухгалтер.

Далее необходимо прописать оправдательную документацию: количество чеков и квитанций, подтверждающих расход.

В лицевой части документа отведено место для резолюции главного бухгалтера. После проверки сведений таблицы и документов, предоставленных в срок, главбух прописывает цифрами и прописью отчетную сумму.

Если по авансу образовался перерасход или, наоборот, остаток денежных средств, отразите это в отчетности. Указывается и приходный (расходный) кассовый ордер, на основании которого были произведены операции с остатками.

После табличной части ставят подписи бухгалтер, кассир и главный бухгалтер.

Далее заполняем оборотную сторону.

В первую очередь в таблице приводятся реквизиты и наименование всех приложений — подтвердительной документации (чеки, счета, билеты, квитанции). Прописывайте не только их номер и дату, но и точную учетную сумму и счета, субсчета, по которым будут проводиться операции. Табличную часть оборотной стороны заверяет своей подписью лицо, которое получило аванс.

В завершении оформляется расписка бухгалтера, которая отрезается и передается служащему. Отрезная часть подтверждает факт того, что сотрудник отчитался за выданный аванс и предоставил все необходимые документы. Бухгалтер под свою подпись заполняет данные: Ф.И.О. ответственного работника, реквизиты АО-1, сумму аванса прописью, количество оправдательных документов и дату, в которую отчитался служащий. Бухгалтер подписывает документ, только если отчетность предоставлена в положенный срок.

Как бухгалтеру проверить отчет

Авансовый отчет предоставляется в бухгалтерию в положенный срок. Руководитель предприятия вправе утвердить иной срок для предоставления отчета, закрепив этот норматив в своих локальных правовых актах и в учетной политике.

После того как работник предоставил отчетность по выданному авансу в бухгалтерию, ее необходимо проверить. Бухгалтер проверяет не только корректность заполнения документации, но и правильность внесенных сумм, и их соответствие предоставленным чекам и прочим подтвердительным регистрам.

После проверки бухгалтер заполняет лицевую сторону отчета и отдает ответственному сотруднику отрывную расписку, подтверждающую сдачу авансовой отчетности.

Сроки отчета по командировке

Если работник заполняет бланк в связи с командировкой, порядок оформления остается прежним. Авансовый отчет предоставляют в трехдневный срок с момента возвращения сотрудника на рабочее место, а подтверждающими первичными документами командировки будут проездные (авиа и ж/д) билеты, счета за гостиничное обслуживание, чеки. Без подтверждения остаются только суточные.

Составляется в одном экземпляре и подписывается всеми ответственными сотрудниками.

Авансовый отчет для индивидуальных предпринимателей

Если ИП имеет возможность вести хозяйственный учет, то заполнение авансовых отчетов ему не требуется. В случае ведения хозяйственного учета ИП надлежит заполнять книгу учета доходов и расходов в соответствии с установленными правилами. ИП надлежит составлять финансовые отчеты для налоговой инспекции с целью корректной процедуры налогообложения. Вести хозяйственный учет можно, только если предприниматель оформил упрощенную систему налогообложения. В таких случаях отчеты составляются на основании фактически произведенных расходов и оформленных проводок.

Если ИП находится на основной системе налогообложения, то авансовый отчет он составляет в том же порядке и в те же сроки, что и компании. Указания ЦБ РФ № 3210-У допускают возможность формирования регистров авансирования в специализированных бухгалтерских программах.

Порядок составления авансового отчета для ИП:

  • подотчетное лицо пишет заявление о предоставлении аванса;
  • бухгалтер выписывает расходный кассовый ордер;
  • подотчетное лицо отчитывается о произведенных расходах, прикладывая все чеки;
  • формируется авансовый отчет;
  • данные о затратах вносятся в книгу учета доходов и расходов.

Наличие авансового отчета подотчетного лица индивидуального предпринимателя, находящегося на УСН, не является обязательным. Законодательством не предусмотрены нормативные документы, устанавливающие обязанность и сроки подачи отчетности по авансу для ИП на упрощенке.

Аналогичной является ситуация и для индивидуальных предпринимателей на ЕНВД. Все приходные и расходные операции отражаются в книге учета доходов и расходов и подтверждаются приходными и расходными ордерами соответственно. Вся документация и отчетность подтверждаются подписью самого ИП. Реквизиты приходных и расходных ордеров вносятся в книгу учета по срокам их исполнения.

Опубликовано10 июля 2018 в 08:04

Здравствуйте!

Отказ не правомерен. Требуйте письменный отказ и обжалуйте его в судебном порядке.

Как вариант, обратиться с запросом в Минтруд. Вам дадут разъяснения по такому вопросу, которые Вы сможете предъявить работодателю или же это будет неопровержимым доказательством в суде.

В соответствии со ст. 213 ТК РФ, оплата медосмотра возложена именно на работодателя. И закон не связывает процесс оплаты с фактическим приемом работника на работу, например после испытательного срока, или же с продолжительностью работы в организации. Сроки предъявления таких документов также не определены.

Письмо Минфина РФ от 6 октября 2009 г. N 03-03-06/1/648

Вопрос: О возможности учета в составе расходов затрат на проведение предварительных медицинских осмотров кандидатов при поступлении на работу при исчислении налога на прибыль.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 октября 2009 г. N 03-03-06/1/648

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с проведением предварительных медицинских осмотров кандидатов при поступлении на работу, и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в целях главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда.

При этом указанные расходы должны соответствовать положениям п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которым расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)» (далее — Перечень).

Согласно п. 4 Перечня к работам, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), относятся работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении.

Статья 212 ТК РФ определяет обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации, которые возлагаются на работодателя. Работодатель обязан в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований).

Учитывая изложенное, затраты на проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров (обследований) работников, проводимых в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России или Минздрава России, относятся к прочим расходам, учитываемым при налогообложении прибыли. При этом затраты на предварительный медицинский осмотр лиц, которые по результатам осмотра или по иным основаниям не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

Обязан ли работодатель компенсировать медосмотр?

Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным? Правомерно ли требование работодателя о прохождении работником периодического медосмотра за свой счет с последующей компенсацией расходов? К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли? Какое заключение сделал ВС РФ в части прохождения медицинских осмотров работниками торговли, которые занимаются аналитической и административной деятельностью? Какая ответственность грозит работодателю за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра, обязательного психиатрического освидетельствования либо при наличии у него медицинских противопоказаний?

Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Порядок проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.

2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)» (далее – Порядок, Перечень факторов, Перечень работ).

Согласно ч. 8 ст. 213 ТК РФ предусмотренные этой статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Напомним, Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма предусмотрено, что за счет сумм страховых взносов страхователь вправе осуществлять, в частности, расходы на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. «е» п. 3).

Для обоснования финансового обеспечения проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников страхователь представляет поименный список работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований), утвержденный страхователем в соответствии с Порядком.

Поименные списки разрабатываются в соответствии с п. 19 Порядка на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медосмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы согласно Перечню факторов и Перечню работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в предусмотренном порядке.

ФСС в Письме от 17.05.

2016 № 02‑09‑14/16‑05‑8715 уточнил: решение о финансовом обеспечении проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников принимается исполнительным органом ФСС на основании представленных документов в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и на основании Порядка.

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на все время до устранения обстоятельств, ставших основанием для отстранения от работы (недопущения к работе), если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется.

В случае отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата труда за все время отстранения от работы как за простой.

Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным?

Следует отметить, что нормами действующего законодательства не урегулирована ситуация, когда работник в свой выходной день направлен на медосмотр.

По мнению Роструда, высказанному на его официальном сайте, прохождение работником медицинского осмотра в день, являющийся для него в соответствии с графиком работы выходным, должно осуществляться по правилам привлечения работников к работе в выходные или нерабочие праздничные дни. Дело в том, что согласно ч. 1 ст. 113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Работники привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений в частности, индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 113 ТК РФ).

Напомним, что привлечение работников к работе в выходные и праздники без их согласия допускается в следующих случаях:

  • для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
  • для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
  • для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (при пожаре, наводнении, голоде, землетрясении, эпидемии или эпизоотии) и иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ч. 3 ст. 113 ТК РФ).

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 5 ст. 113 ТК РФ).

По правилам ч. 8 ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе. Привлечь работника к прохождению медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника.

Вправе ли работодатель настаивать на прохождении работником медосмотра за свой счет с последующей компенсацией ему расходов?

На практике довольно распространена ситуация, когда работодатель предлагает работнику пройти периодический медицинский осмотр за свой счет, а затем возмещает ему расходы. В случае отказа работника от прохождения медосмотра на таких условиях работодатель не допускает его к работе. Правомерны ли действия работодателя?

Как уже было отмечено, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.

Что касается прохождения медосмотров за счет работника с последующей компенсацией расходов, надо иметь в виду следующее.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение таких осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (п. 4 Порядка).

Следует отметить, что отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключаемого работодателем и медучреждением, не является нарушением действующего законодательства.

При этом работодатель должен исполнить обязанность по организации проведения обязательных медицинских осмотров без заключения каких‑либо договоров с медицинской организацией.

В таких случаях работодатель обычно выдает работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возмещает ему произведенные расходы.

Следует отметить, что Минфин придерживается иного мнения по данному вопросу. В Письме от 08.02.2018 № 03‑15‑06/7527 ведомство рассмотрело вопрос об обложении НДФЛ и взносами доходов работников организации пищевой промышленности в виде сумм оплаты прохождения ими обязательных медосмотров.

Чиновники указали на неправомерность популярной среди работодателей практики, при которой работники проходят данные медосмотры за свой счет, а затем получают от работодателя компенсацию соответствующих расходов.

Как отмечено в письме, предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя, оплата предварительных медицинских осмотров работников за счет их собственных средств с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не установлена.

Хотя ТК РФ не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров, по смыслу п.

23, 25, 26, 42, 44 Порядка для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией.

Фактически исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно.

Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотры, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней.

Следовательно, ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно оплачивают медицинские услуги в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда и работодатель может быть привлечен к административной ответственности. В частности, к такому выводу пришли арбитры в Постановлении Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13.05.2015 № 12‑232/2015.

К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли?

Как работодатель должен оплачивать медосмотры работников?

Обязан ли работодатель компенсировать медосмотр?

Минфин России, отвечая на вопрос об обложении НДФЛ и взносами доходов работников организации пищевой промышленности в виде сумм оплаты прохождения ими обязательных медосмотров, высказал позицию о неправомерности такой распространенной среди работодателей практики, при которой работники проходят указанные осмотры за свой счет, а затем получают от работодателя компенсацию соответствующих расходов (письмо Минфина России от 8 февраля 2018 г. № 03-15-06/7527).

Как указали в ведомстве, предусмотренные ст. 213 Трудового кодекса медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя, оплата предварительных медицинских осмотров работников за счет собственных средств работников с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не предусмотрена.

Отметим, что ТК РФ все же не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров. В то же время по смыслу п. 23, 25, 26, 42, 44 Порядка их проведения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г.

№ 302н, очевидно, что для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. Фактически, исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно.

Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотр, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней.

Ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно производят оплату медицинских услуг в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда, и работодатель может быть привлечен к административной ответственности (например, постановление Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13 мая 2015 г.№ 12-232/2015).

Тем не менее, если медицинский осмотр все же был пройден соискателем за свой счет, он вправе требовать от работодателя возмещения понесенных расходов (определение Смоленского областного суда от 22 ноября 2011 г. № 33-3776, определение Мурманского областного суда от 5 июня 2013 г. № 33-1940-2013).

Документы по теме:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Кто должен оплачивать медосмотр работника при приеме на работу?

Медосмотр при приеме на работу — кто оплачивает, в каких случаях это должна делать организация, какие существуют условия для получения компенсации и какие имеются исключения при оплате медобследований со стороны предприятий — эти вопросы рассматриваются в данной статье. Кроме того, изучена практика судов по рассмотрению дел, связанных со спорами по оплате обязательных медицинских обследований.

  • Кто должен оплачивать медосмотр работников
  • В каких случаях работодатель оплачивает медосмотр
  • Должен ли работодатель оплачивать медосмотр в случае отказа от заключения трудового договора

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Кто должен оплачивать медосмотр работников

При рассмотрении данного вопроса, прежде всего, важно понимать, что работником человек становится лишь тогда, когда между ним и организацией заключен соответствующий договор, т. е. подписан обеими сторонами. До этого момента гражданин проходит обязательное медицинское обследование как потенциальный работник, соискатель той или иной должности.

Обязан ли работодатель компенсировать медосмотр?

Данный вывод вытекает из ст. 16 Трудового кодекса РФ, закрепляющей перечень оснований для возникновения трудовых отношений. Последние начинаются, как правило, с заключения соответствующего договора.

Читайте нас в Яндекс.Дзен Читайте нас в Telegram

В каких случаях работодатель оплачивает медосмотр

Обязанность организации-работодателя по оплате любых медицинских обследований, установленных отраслевым законодательством в качестве обязательных, твердо установлена ч. 8 ст. 213 ТК РФ. Данная норма не предусматривает никаких исключений и относится в том числе к тому медицинскому обследованию, которое вынужден был пройти работник, чтобы претендовать на замещение вакантной должности.

Однако требуется соблюдение важных условий:

  1. Наличие направления на медосмотр от работодателя либо законодательно установленная обязательность медосмотра при приеме на работу (например, для работников пищевой промышленности, водителей транспортных средств и т. д. — ст. 213 ТК РФ).
  2. Факт оплаты работником предварительного медицинского осмотра должен быть подтвержден документально (чеками и т. д.).
  3. Возможность пройти обследование на безвозмездной основе отсутствовала.

Суды отсутствие документальных подтверждений трактуют в пользу организаций, отказывая в присуждении компенсаций в таких случаях. Например, подобная позиция изложена в апелляционном определении Верховного суда Республики Коми от 27.04.2015 по делу № 33-1564/2015, а также в иных судебных актах.

Должен ли работодатель оплачивать медосмотр в случае отказа от заключения трудового договора

  1. Как уже отмечалось выше, для получения компенсации стоимости платного медицинского обследования при приеме на работу лицо должно быть принято в штат работодателя, что происходит далеко не всегда даже при пройденном медобследовании.
  2. В случае отказа от заключения трудового договора несостоявшийся специалист не может претендовать на получение соответствующей компенсации, за исключением случаев, когда у него на руках имеется соответствующее направление от работодателя, а отказ от заключения договора явился инициативой организации, несмотря на положительное заключение по результатам медицинских обследований.
  3. Таким образом:
  • предварительные медицинские осмотры должны быть оплачены работодателем;
  • в случае самостоятельной оплаты медосмотра работник вправе получить компенсацию понесенных расходов после трудоустройства;
  • при отсутствии трудовых отношений вследствие отказа одной из сторон заключить трудовой договор компенсация не может быть выплачена, кроме случая, когда обследование проходилось по направлению организации, которая впоследствии отказалась от заключения договора по причинам, не связанным с состоянием здоровья соискателя.

Медосмотры при приеме на работу

Порой жизненно важно определить соответствие состояния здоровья гражданина поручаемой ему работе (недопущение распространения различных заболеваний, снижение аварийности в производстве и т.д.).

В статье мы перечислим те категории работников, для которых установлены предварительные медосмотры. Также вы узнаете о порядке проведения таких обследований и налогообложении расходов на медосмотры.

Обязательные медосмотры

Законодательство обязывает некоторые категории работников при заключении с ними трудовых договоров проходить обязательные предварительные медицинские осмотры (см. Таблицу).

Предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе. Необходимо это для снижения вероятности аварий в связи с неправильными действиями персонала, а также для недопущения распространения различных заболеваний.

Таблица

Категории работников, для которых установлены обязательные предварительные медицинские осмотры

СвернутьПоказать

Обязан ли работодатель компенсировать медосмотр?

Отметим, что это далеко не полный список лиц, которым вменено при приеме на работу прохождение обязательных предварительных медосмотров.

Также в случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (ч. 4 ст. 213 НК РФ).

К сведению

СвернутьПоказать

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), проходят обязательное психиатрическое освидетельствование (ст. 213 ТК РФ). Указанное освидетельствование работника проводится исключительно на добровольной основе (п. 2 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, утвержденных постановлением Правительства от 23.09.2002 № 695).

Порядок проведения медосмотров

Кандидат на вакантную должность (профессию) должен пройти медосмотр и представить работодателю медицинское заключение о возможности либо невозможности работы в конкретных условиях труда.

Проведение обязательных предварительных медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется за счет средств работодателя (ст. 213 ТК РФ).

Возмещение работнику расходов на медосмотры

Минфин России в письме от 26.12.2018 № 03-15-06/94821 рассмотрел вопрос об уплате Ндфл и страховых взносов при возмещении работникам расходов на оплату медицинских осмотров.

При поступлении на работу отдельные категории работников должны проходить предварительный медицинский осмотр .

Статья 213 Трудового кодекса «Медицинские осмотры некоторых категорий работников” требует медосмотров (предварительных и/или периодических), финансируемых за счет работодателя, в отношении:

  • работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах);
  • на работах, связанных с движением транспорта;
  • работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Кроме того, в отношении работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, проводят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.

Работодатель обязан проводить медосмотры сотрудников за счет собственных средств (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). При проведении медицинских осмотров следует руководствоваться приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.

При этом важно соблюсти порядок оплаты медосмотров . Так, нельзя направить работника на медосмотр с условием, чтобы он сам оплатил его, а затем возместить расходы. Раз организация направляет человека на медосмотр, то сама должна его оплатить.

Таким образом, прохождение медосмотра работником за свой счет с дальнейшей компенсацией его стоимости работодателем является нарушением трудового законодательства.

Обратите внимание

Если работодатель не соблюдает требования закона о проведении медосмотров своих сотрудников, значит, он нарушает правила охраны труда и может быть оштрафован на сумму от 50 000 до 80 000 рублей (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Ндфл

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло (п. 1 ст. 210 НК РФ).

  • Статья 41 Налогового кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
  • Однако Минфин разъяснил, что оплата работодателем проведения обязательных медицинских осмотров работников, обусловленных требованиями Трудового кодекса, не может быть признана экономической выгодой работников, так как необходима для обеспечения деятельности компании.
  • Поэтому данное возмещение работодателем стоимости проведения обязательных медицинских осмотров работников не облагается НДФЛ.

Страховые взносы

В отношении страховых взносов позиция у Минфина России противоположная.

Финансисты указали, что подпункт 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ содержит исчерпывающий перечень законодательно установленных компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.

Данный перечень не содержит сумм выплат, направленных на возмещение расходов работников по прохождению ими предварительных (при приеме на работу) медосмотров. Значит, такие компенсации облагаются страховыми взносами.

Работодателю придется начислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и по материнству, также взносы на травматизм (от несчастных случаев и профессиональных заболеваний).

Имейте в виду, что расходы на проведение медосмотров, обязательных для отдельных категорий работников в соответствии с трудовым законодательством, можно учесть при расчете налога на прибыль. Указанные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ), при условии их надлежащего документального оформления.

Эксперт «НА” Е.В. Чимидова

Бератор нового поколения УСН НА ПРАКТИКЕПолное руководство для бухгалтера по ведению учета на УСН. Правила учета, которые нужны любому «упрощенцу».Подключить бератор Обязан ли работодатель компенсировать медосмотр?

Расходы на медицинские осмотры для работников и работодателей: трудовые и налоговые аспекты

Трудовое законодательство в некоторых ситуациях обязывает работодателей следить за здоровьем своих работников. Для этих целей работники компании должны проходить медицинские осмотры. Мы расскажем, на какие сферы бизнеса распространяется такое требование, а также как учитываются расходы на проверку здоровья сотрудников.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Конкретный перечень таких обязанностей установлен в ст.

212 ТК РФ.

Среди прочего работодатель должен организовывать в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проведение за свой счет:

  • обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;
  • других обязательных медицинских осмотров;
  • обязательных психиатрических освидетельствований работников, в том числе по их просьбе, в соответствии с медицинскими рекомендациями;
  • внеочередных медицинских осмотров.

Более того, без прохождения обязательных медицинских осмотров и освидетельствований работники не допускаются к исполнению своих трудовых обязанностей.

На время прохождения работниками указанных осмотров и освидетельствований за ними сохраняется место работы и средний заработок.

В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).

Нет осмотра — нет работы

Давайте посмотрим, для работников каких компаний наличие медицинского осмотра является обязательным. Для этих целей обратимся к положениям ст. 213 ТК РФ.

В ней сказано, что обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда, в том числе на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

В этой же норме Кодекса упомянуты и работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений. Они также должны проходить указанные медицинские осмотры.

Отметим, что обязанность прохождения медицинских осмотров работниками, занятыми на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, и при выполнении которых происходят непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, установлена в ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

×

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Суть спора

Организация компенсировала затраты работников на проведение обязательных медицинских осмотров. Суммы компенсации в базу для начисления страховых взносов включены не были.

Однако налоговики заявили, что на сумму компенсации нужно было начислить взносы. Обоснование такое. Подпункт 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ содержит исчерпывающий перечень законодательно установленных компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. Компенсационные выплаты, связанные с оплатой медицинских осмотров, в перечне необлагаемых выплат не упомянуты.

Бухгалтерия Рассчитывать страховые взносы по новой, пониженной ставке Попробовать бесплатно

Решение суда

Суды всех инстанций, включая Верховный суд, с позицией ИФНС не согласились, указав на следующее. Как известно, работодатель обязан проводить за свой счет обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры сотрудников, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта (ст. 212, 213 ТК РФ).

Таким образом, обязательные медицинские осмотры должны осуществляться за счет работодателя. Если сотрудник, обязанный проходить медосмотр, оплатил медицинское обследование за счет собственных денежных средств, то работодатель должен выплатить компенсацию.

В данном случае прохождение медосмотра для работников (педагогов) необходимо в силу закона. Следовательно, возмещение расходов не может являться объектом обложения взносами, так как не является вознаграждением в рамках трудовых отношений. Спорные выплаты, компенсирующие затраты работников на проведение медосмотров, производились в рамках исполнения обязанности работодателя по организации обязательных медицинских осмотров. Подобные выплаты не являются экономической выгодой (доходом) работников, в связи с чем не подлежат обложению взносами.

Руководствуясь исключительно положениями статьи 422 НК РФ, устанавливающими закрытый перечень необлагаемых выплат, инспекция ошибочно не учитывает положения статьи 420 НК РФ, определяющие объект обложения страховыми взносами, к числу которых спорные выплаты не отнесены.

Письмо Минфина РФ от 27.02.2019 № 02-05-10/12772.

В силу ст. 213 ТК РФ прохождение предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве обязательно для лиц, поступающих:

– на работу, связанную с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также с движением транспорта;
– на работу в организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводные сооружения, медицинские организации и детские учреждения.
Цель медосмотра – определить пригодность работников для выполнения поручаемой им работы и предупредить у них профессиональные заболевания.

Работники проходят медицинские осмотры в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н (далее – Порядок).

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников возлагаются на работодателей.

Пунктом 8 Порядка определено, что направление на медосмотр заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов, в котором, в частности, указываются наименование медицинской организации, с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических медосмотров, наименование должности (профессии) или вида работы, вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) медосмотрам.

Таким образом, работник должен проходить обязательный предварительный медицинский осмотр при трудоустройстве по направлению работодателя в медицинскую организацию, с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических медосмотров, и за счет средств работодателя.

Иной порядок прохождения данного медицинского осмотра является нарушением норм, установленных трудовым законодательством РФ.

С 2019 года бюджетные учреждения при отражении в учете операций применяют порядки № 132н и 209н. Как разъяснил Минфин в комментируемом Письме от 27.02.2019 № 02-05-10/12772, расходы на выплату работникам денежной компенсации за прохождение в случаях, установленных законодательством РФ, медицинской комиссии при приеме на работу следует отражать:

– по коду вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;
– по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Рассмотрим пример отражения операции в учете.

Медицинская комиссия при приеме на работу. Пример.

В музыкальную школу, являющуюся бюджетным учреждением, на должность аккомпаниатора принимается молодой специалист. При трудоустройстве он предъявил квитанции из медицинской организации о прохождении предварительного медицинского осмотра на профпригодность и приобретении медицинской книжки на сумму 1 500 руб. (цифра условная). Учреждение компенсировало работнику произведенные им расходы за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

При рассмотрении этой ситуации, когда учреждение возмещает работнику потраченные им на оплату медицинского осмотра компенсацию (денежные средства), необходимо учитывать разъяснения Минфина, приведенные в письмах от 24.01.2019 № 03-15-06/3786 (п. 2), от 08.02.2018 № 03-15-06/7527. Финансовое ведомство указало, что работники образовательных организаций проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. При этом медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя. Таким образом, оплата предварительных медицинских осмотров (обследований) данных работников за счет их собственных средств с последующим возмещением соответствующих расходов работодателем ст. 213 ТК РФ не установлена. В этой связи Минфин подчеркнул, что если работодатель производит выплату компенсации за медосмотр, то он должен начислить страховые взносы. При этом НДФЛ с суммы компенсации за медосмотр не исчисляется (п. 3 ст. 217 НК РФ, письма Минфина РФ № 03-15-06/3786 (п. 1), от 20.07.2018 № 03-04-05/51206).

Согласно Инструкции № 174н в бухгалтерском учете при компенсации за медосмотр будут сделаны следующие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *