ООО с иностранными инвестициями

Содержание

регистрация ооо с иностранным учредителем

Действующее законодательство Российской Федерации допускает, что учредителями компаний могут быть иностранные лица. Регистрация ООО с иностранным учредителем регламентируется положениями ряда ФЗ и требует не только знания этих нормативных актов, но и прочих тонкостей, начиная от заполнения регистрационной формы и формирования пакета документов, вплоть до грамотного оформления трудовых отношений, если иностранец планирует лично заниматься бизнесом и занимать руководящую должность. Не последнее значение играет наличие положительно опыта в данном вопросе, без которого даже у грамотного юриста могут возникнуть проблемы. Обладая необходимыми практическими навыками, теоретической базой, профессионалы компании «РегСтар» готовы оказать содействие на любом этапе регистрации ООО с иностранцами в Москве или предоставить услугу «под ключ».

Преимущества и недостатки регистрации ООО с иностранными инвестициями

Общество с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями обладает своими достоинствами и недостатками, с которыми нужно ознакомиться перед тем, как заказать услугу «под ключ» или приступить к открытию бизнеса самостоятельно.

К достоинствам можно отнести льготную ставку налогообложения в родной стране иностранного участника, с дивидендов и иной прибыли, полученной в РФ (при определенных инвестициях и в установленном размере). Кипр установил 5% налог при «вливании» в русскую компанию инвестиции в размере 100000 евро.

К недостаткам можно причислить обязательство открыть представительство для получения льгот, а также повышенный налог на прибыль в случаях непредусмотренных соглашениями об исключении двойного налогообложения, отсутствие возможности для перехода на «упрощенку».

Особенности. Что нужно знать перед регистрацией ООО с иностранным учредителем?

Процедура регистрации ООО с иностранным учредителем похожа на процесс учреждения обычного Общества с Ограниченной Ответственностью, за некоторыми исключениями:

1) Иностранный гражданин — нерезидент может быть единственным учредителем, а иностранное юридическое лицо — не может учредить ООО, если само состоит из одного лица;

2) Комплект документов для учредителей – иностранных компаний, подаваемый в регистрирующий орган дополнен. Требуется выписка из торгового реестра, а также некоторые другие документы, наименование и перечень которых устанавливается индивидуально и зависит от юрисдикции. Зная эти тонкости, специалисты «РегСтар» готовы на этапе консультации, сообщить какие документы следует подготовить дополнительно, не дожидаясь отказа в регистрации со стороны ФНС;

3) Документы иностранной компании подлежат оформлению и заверению в определенном порядке (в зависимости от юрисдикции). Схожие требования предъявляются и к регистрационной форме Р11001, которая может быть заверена у нотариуса или в консульстве, за пределами РФ или на территории России;

4) Существует запрет и на занятие определёнными видами деятельности. Так, компании с иностранным инвестированием не праве заниматься утилизацией боевой техники и оборотом радиоактивных веществ. Если в ООО размер инвестиционных поступлений от иностранного инвестора более 50%, то компания не сможет приобрести сельскохозяйственные земли и заниматься деятельностью на приграничных территориях;

5) Если же участником компании планирует стать юридическое лицо, то оно должно подтвердить свой статус на территории Российской Федерации;

Поскольку в большинстве случаев учредителем становится не иностранные граждане, а именно юридическое лицо, что говорит о серьезности иностранных инвестиций, то нужно учитывать эти и прочие особенности при регистрации, которые хорошо известны профессионалам компании «РегСтар».

Регистрация ООО с иностранным участником: пакет документов

В пакет документов, подаваемых в налоговый орган при регистрации ООО с иностранным капиталом, входят:

1) Актуальная редакция формы Р11001, грамотно заполненной. Важно: подпись каждого удостоверяется нотариусом. (При необходимости специалисты «РегСтар» возьмут на себя все заботы по нотариальному сопровождению процесса);

2) Если учредителем является иностранец — физическое лицо, то потребуется паспорт, ID-карта или иной документ, удостоверяющий личность, а также, подтверждающий место жительства вне пределов РФ. Если в паспорте отметки о регистрации нет, то эти даные заполнятся «со слов» такого лица и его наличие определяющего значения не имеет;

3) Если учредителем является иностранное юридическое лицо, то потребуется представить:

  • Копии учредительных документов;
  • Свидетельство о регистрации или его аналог;
  • Выписку из торгового реестра;
  • Справки о присвоении налогового номера и о наличии счета для подтверждения платежеспособности;
  • Доверенность (если действует представитель);

Каждый из документов требует проставления апостиля (перевод на русский язык), его нотариально заверенного перевода, за исключением тех стран, где этого не требуется (страны СНГ, подписавшие Конвенцию «О правовой помощи и правовых отношениях»);

4) Решение об учреждении ООО (Протокол Общего Собрания), в котором также утверждается размер Уставного Капитала, размеры долей, Устав ООО и прочие существенные моменты будущей деятельности компании;

5) Устав ООО в двух экземплярах;

6) Квитанция об уплате госпошлины;

7) Документ на юридический адрес (Свидетельство о праве собственности или гарантийное письмо). Если у вас нет собственного помещения, подходящего для юридического адреса, или сомневаетесь в собственнике недвижимости, то компания «РегСтар» готова оказать содействие и на этом этапе. Наши профессионалы проверят юридическую частоту любого помещения или подберут для вас такой адрес, а также возьмут на себя работу по взаимодействию с ФНС для компаний, где присутствует иностранный учредитель или иностранец занимает руководящую должность.

Кто может быть заявителем при регистрации ООО с иностранным учредителем?

Заявителями при регистрации ООО с зарубежными инвестициями могут выступать следующие физические лица (при наличии соответствующей доверенности, в случаи если их больше 2-х):

  • Один из учредителей (учредители) юридического лица;
  • Руководитель юридического лица (один из учредителей).

Варианты подачи документов в ФНС

При регистрации ООО с иностранным учредителем пакет документов можно подать:

1) Заявителю лично;

2) Воспользовавшись услугами представителя (обязательно доверенность);

3) Отправить по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

В какой срок проходит регистрации ООО с иностранными инвестициями?

Если документы составлены, верно, представлены в нужном количестве и объеме, то регистрация осуществляется в срок 3 (три) рабочих дня (не считая дня подачи и получения документов). Если будет получен отказ в государственной регистрации компании с иностранными учредителями, то его можно попытаться обжаловать или, изучив основания такого решения, сделать все грамотно в следующий раз. Однако лучше доверить этот процесс профессионалам «РегСтар» и исключить отказ.

Последующие шаги

После официальной регистрации компании с участником – иностранным лицом можно приступить к открытию счета, изготовлению печати, подписанию договора аренды на помещение и трудового договора с руководителем, начать предпринимательскую деятельность.

Регистрация ООО с иностранным учредителем: альтернативные варианты

Существуют и альтернативные варианты регистрации ООО с иностранцами на территории РФ, которые также пользуются популярностью. К ним относятся:

1) Учреждение компании без иностранного инвестора с последующим входом иностранца в состав учредителей;

2) Покупка готового бизнеса с последующим переоформлением и вводом иностранца в состав ООО.

В первом варианте открывается компания с учредителями, которые могут заверить подписи нотариально (посетить контору), а затем их доли (доля) продается иностранному лицу по договору КП или происходит увеличение УК ООО за счет вклада третьего лица, принимаемого в состав учредителей.

Данный способ довольно продолжительный по времени, трудоемкий и материально затратный. Но окупается полностью в тех ситуациях, когда иностранец не может приехать в Россию.

Вторая схема — покупка готовой фирмы, для иностранных инвесторов более привлекательна. После покупки компании ее руководитель подает документы в налоговый орган, выполняет смену учредителей и вводит в состав участников иностранное лицо.

Каждая из схем имеет свои особенности, плюсы и минусы, а также требует наличия теоритических знаний и практики, которые присутствуют у юристов компании «РегСтар».

Почему выбирают нас

Специализируясь на создании ООО и открытии иных ОПФ бизнеса, специалисты компании «РегСтар» обладают необходимым опытом и уровнем знаний и предлагают лучшие условия для сотрудничества каждому клиенту, включая:

  • Индивидуальный подход, учет пожеланий клиента и особенностей будущего бизнеса;
  • Широкий спектр услуг;
  • Внушительный штат квалифицированных и ответственных исполнителей;
  • Соблюдение конфиденциальности;
  • Оперативность;
  • Консультирование и информационную поддержку на любом этапе выполнения работы;
  • Подписание договора оказания услуг;
  • Демократичные цены.

Весьма удобно, что специалисты «РегСтар» могут зарегистрировать ООО (полностью или частично) с иностранными инвестициями «под ключ» или оказать содействие на конкретном этапе (подготовка документов, нотариальное сопровождение, посещение ФНС и т. д.).

По состоянию на январь 2021 г.

Создание коммерческих организаций

Виды коммерческих организаций

Регулирование создания и функционирования коммерческих организаций осуществляется на основе следующих актов законодательства: Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. с последующими изменениями и дополнениями (далее — Гражданский кодекс), Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» с последующими изменениями и дополнениями, Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 с последующими изменениями и дополнениями.

Иностранные инвесторы вправе создавать в Республике Беларусь коммерческие организации с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а именно в форме:

  • унитарного предприятия (УП),
  • общества с ограниченной ответственностью (ООО),
  • общества с дополнительной ответственностью (ОДО),
  • акционерного общества (АО): закрытого акционерного общества (ЗАО) или открытого акционерного общества (ОАО).

Следует отметить такую организационно-правовую форму как унитарное предприятие. Это особая форма юридического лица, присущая законодательству Республики Беларусь. В отличие от иных форм юридических лиц (далее именуемых в совокупности и в частности «хозяйственными обществами») унитарное предприятие не является собственником находящегося на его балансе имущества. Все имущество любого унитарного предприятия является собственностью его учредителя и принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.

За исключением унитарного предприятия, все коммерческие организации могут создаваться как с одним участником, так и с несколькими.

Государственная регистрация коммерческих организаций

Коммерческая организация приобретает права юридического лица с даты ее государственной регистрации.

С 01.02.2009 г. в Республике Беларусь введен заявительный принцип регистрации коммерческих организаций (за исключением регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций). Государственная регистрация коммерческой организации осуществляется в день подачи всех необходимых документов. Свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации выдаётся не позднее рабочего дня, следующего за днём подачи документов для государственной регистрации.

По общему правилу органами, осуществляющими государственную регистрацию коммерческих организаций, являются областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет. Такие организации как банки, небанковские кредитно-финансовые и страховые организации, организации, находящихся на территории свободных экономических зон или на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень», подлежат регистрации в специально уполномоченных государственных органах и организациях.

Особенности участия в хозяйственных обществах юридических и физических лиц

Участниками хозяйственного общества с белорусской стороны могут быть как частные юридические лица, так и юридические лица, основанные на государственной собственности.

Государственному унитарному предприятию для его участия в хозяйственном обществе необходимо будет получить решение (согласие) министерства, государственного комитета или иного государственного органа, в ведении которого оно находится. Кроме того, в зависимости от стоимости и вида имущества, планируемого к внесению в уставный фонд хозяйственного общества государственным предприятием, подчиненности такого предприятия, может потребоваться согласование внесения имущества в уставный фонд с иными государственными органами. Так, если государственное предприятие в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества планирует вносить здания, сооружения или объекты незавершенного строительства, то для этого оно должно будет получить согласие соответствующего органа государственного управления и Государственного комитета по имуществу или Совета Министров Республики Беларусь (для республиканской собственности) или соответствующего органа местной власти (для коммунальной собственности).

Имея дело с государственным предприятием как партнером, следует иметь в виду возможность его последующей приватизации. Однако никаких законодательных ограничений для участия в хозяйственном обществе государственных предприятий в связи с процессом их приватизации не установлено.

Участниками хозяйственного общества с белорусской стороны могут быть не только юридические, но и физические лица. Отметим, что по законодательству Республики Беларусь не допускается занятие предпринимательской деятельностью (в том числе в форме участия в хозяйственных обществах) служащих государственного аппарата, исполкомов местных Советов депутатов, прокуратуры, судов, руководителей, их заместителей и главных специалистов государственных предприятий, учреждений и организаций.

Иностранными инвесторами могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь.

Ограничения в осуществлении инвестиций и участия в коммерческих организациях

Не допускается осуществление инвестиций в виды деятельности, запрещенные законодательными актами Республики Беларусь. Ограничения при осуществлении инвестиций могут быть установлены на основании законодательных актов Республики Беларусь в интересах национальной безопасности (в том числе охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей), общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Законодательством Республики Беларусь также установлены ограничения для участия в коммерческой организации в отношении некоторых физических и юридических лиц.

Например, учредителем коммерческой организации не может быть лицо, которое на дату государственной регистрации:

  • является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен;
  • является собственником имущества (участником), руководителем юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);
  • являлось собственником имущества (участником), руководителем юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР) прошло менее года;
  • являлось собственником имущества (участником) юридического лица, индивидуальным предпринимателем, задолженность которого была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами, с даты исключения которого из ЕГР прошло менее трех лет;
  • имеет неисполненные вступившие в законную силу судебные постановления о взыскании денежных средств и (или) обращении взыскания на иное имущество.

Следует отметить, что хозяйственное общество с одним участником не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника.

Ответственность Участников по обязательствам коммерческой организации

Ответственность Участников по обязательствам коммерческой организации определяется организационно-правовой формой созданной коммерческой организации (унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество). Вместе с тем, Гражданским Кодексом установлен случай, когда возложение ответственности не зависит от организационно-правовой формы коммерческой организации. Так,если экономическая несостоятельность (банкротство) организации вызвана виновными (умышленными) действиями учредителей (участников), собственника имущества организации или других лиц, в том числе руководителя организации, которые имеют право давать обязательные для этой организации указания либо иным образом имеют возможность определять ее действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества организации может быть возложена субсидиарная ответственность по ее обязательствам.

Уставный фонд коммерческой организации

Минимальный размер уставного фонда коммерческой организации зависит от организационно-правовой формы:

  • для ОАО – примерно 3 760 евро (400 базовых величин, что составляет 11 600 белорусских рублей);
  • для ЗАО – примерно 940 евро (100 базовых величин, что составляет 2 900 белорусских рублей);
  • для ООО, ОДО и УП — законодательством не установлен, определяется уставом.

Уставный фонд коммерческой организации объявляется в белорусских рублях и формируется в течение 1 года с даты государственной регистрации коммерческой организации, если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом.

При внесении вклада в уставный фонд коммерческой организации в иностранной валюте в порядке, определенном законодательством, его пересчет осуществляется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату фактического внесения этого вклада.

Вклады в уставный фонд коммерческой организаций могут быть внесены в денежной и/или неденежной форме.

Неденежные вклады учредителей (участников) коммерческой организации подлежат оценке, осуществляемой в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» от 13.10.2006 г. № 615, а также экспертизе достоверности внутренней оценки, проводимой в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь (Постановление № 173 от 10.02.2011 г.). В случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд коммерческой организации неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится.

Имущество, ввозимое участником для формирования уставного фонда коммерческой организации, по общему правилу не освобождается от уплаты таможенной пошлины и облагается налогом на добавленную стоимость. Однако при соблюдении определенных условий возможен льготный ввоз определенных законодательством товаров в качестве вклада в уставный фонд с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин (например, при местонахождении коммерческой организации на территории средних, малых городских поселений, сельской местности).

Валютное регулирование в Республике Беларусь

Основу валютного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22.07.2003 г. Все коммерческие организации, зарегистрированные на территории Республики Беларусь являются резидентами Республики Беларусь с точки зрения валютного законодательства. Термин «резидент” обозначает любое физическое лицо независимо от национальной принадлежности, постоянно проживающее на территории Республики Беларусь, а также юридическое лицо, зарегистрированное в Республике Беларусь.

Общее правило, касающееся резидентов: расчеты между резидентами осуществляются в белорусских рублях. Использование между резидентами иностранной валюты допускается в строго ограниченных законодательством случаях.

В соответствии с Правилами проведения валютных операций, утвержденными Национальным банком Республики Беларусь (постановление Правления от 30.04.2004 г. № 72 с последующими изменениями и дополнениями), все расчеты в безналичном порядке между резидентами и нерезидентами могут осуществляться как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях. Поэтому, если клиентами коммерческой организации будут резиденты, расчеты осуществляются в белорусских рублях, если же клиентами коммерческой организации будут нерезиденты, то расчеты будут производиться в основном в иностранной валюте, хотя возможно использование и белорусских рублей.

Валютный счет коммерческих организации

Организация, зарегистрированная в Республике Беларусь, будучи резидентом, обязана хранить свои валютные средства в банке, который имеет лицензию Национального банка на осуществление операций в иностранной валюте на территории Республики Беларусь (уполномоченный банк).

Для белорусских организаций никаких ограничений по открытию валютных счетов в местных банках не установлено. Для открытия текущего (расчетного) счета коммерческая организация должна представить в банк ряд документов, в том числе документы, подтверждающие её регистрацию в качестве юридического лица.

Покупка валюты

Коммерческие организации могут приобретать иностранную валюту через уполномоченные банки как на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», так на внебиржевом валютном рынке.

Обязательная продажа валюты

Указом Президента Республики Беларусь от 31.07.2018 г. № 301 «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты» c 03.08.2018 года отменена обязательная продажа иностранной валюты.

Перевод прибыли

Закон «Об инвестициях» гарантирует иностранным инвесторам беспрепятственный перевод прибыли (дохода) за пределы Республики Беларусь, полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, после уплаты инвестором налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Дивиденды, полученные иностранными инвесторами от участия в белорусских организациях, облагаются налогом на доходы иностранных организаций по ставке 12 % или подоходным налогом по ставке 13 %, если иное не установлено в международных соглашениях. Налог удерживается у источника выплаты дивидендов.

Общая система налогообложения в Республике Беларусь

В Налоговом кодексе Республике Беларусь (Особенная часть) при общей системе налогообложения, установлены следующие ставки налогов, подлежащие уплате организациями, и следующие объекты налогообложения

Налог на добавленную стоимость

Объектом обложения данным налогом являются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, а также ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Ставка налога — 20%, в некоторых случаях – 0%; 10% или 25%.

Налог на прибыль

Объектом налогообложения данным налогом признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.

Ставка налога – 18 %, в некоторых случаях – 10 %; 25 %; 30 % (с 01.01.2021 г. до 01.01.2023 г.).

Ставка налога по дивидендам и приравненных к ним доходам – 12 %, а в некоторых случаях – 6 %, 0 %.

Акцизный налог

Акцизы установлены на спирт; алкогольную продукцию; непищевую спиртосодержащую продукцию в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов; пиво, пивные коктейли; слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 1,2% до 7%; табачные изделия; автомобильные бензины; дизельное топливо и дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот; судовое топливо; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива; масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания; сидры; пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

  • в абсолютной сумме на единицу величины, в которой выражаются результаты измерений подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);
  • в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).

Платежи за землю

Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы. Ставки арендных платежей, взимаемых вместо земельного налога, определены Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».

Плательщиками земельного налога являются организации, которым земельные участки принадлежатна праве частной собственности, постоянного или временного пользования.

Налог на недвижимость

Ставка налога – 1% в год. Налогом облагается стоимость зданий и сооружений, являющихся собственностью или находящихся во владении коммерческой организации.

Обязательные платежи, начисляемые на фонд заработной платы коммерческой организации:

Согласно Закону Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социального страхования населения Республики Беларусь» обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения составляют 34 %.

Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций

Гарантии перевода денежных средств иностранных инвесторов

Согласно Закону «Об инвестициях» после уплаты установленных налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, в том числе:

  • денежных средств, полученных иностранными инвесторами после частичного или полного прекращения осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, включая денежные средства, полученные иностранными инвесторами в результате отчуждения инвестиций, а также образуемого в результате осуществления инвестиций имущества, иных объектов гражданских прав;
  • денежных средств, причитающихся в счет выплаты заработной платы иностранным гражданам и лицам без гражданства, осуществляющим трудовую деятельность по трудовому договору;
  • денежных средств, причитающихся иностранным инвесторам согласно судебному постановлению.

Гарантии от принудительного отчуждения

Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Иностранные инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь по мотивам общественной необходимости со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией.

Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества иностранному инвестору выплачивается по выбору иностранного инвестора в белорусских рублях или в иностранной валюте в государство, указанное иностранным инвестором, если такой перевод не противоречит международным обязательствам Республики Беларусь.

Размер компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества может быть обжалован инвестором в суд.

Мы будем рады проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с созданием и деятельностью коммерческой организации с иностранными инвестициями в Республике Беларусь.

По всем вопросам связывайтесь с руководителем корпоративной практики партнером Светланой Дашук (svetlana.dashuk@vmp.by) или помощником адвоката Вероникой Перепелицей (veronica.perepelica@vmp.by).

Смелое решение начать работу в условиях чужой страны – лишь начало долгого и трудного пути. Подготовка и наладка работы зарубежной компании в России отнимает немало сил и времени, но куда больше потребуется усилий для обеспечения планомерной и последовательной работы представительства в дальнейшем. Среди множества вопросов, предстающих перед новым субъектом предпринимательства, заглавным окажется выбор системы налогообложения иностранных юридических лиц в 2020 году.Налогообложение юридических лиц

Что устанавливает Налоговый кодекс

Российское налоговое законодательство разделяет иностранные компании, намеревающиеся работать или работающие в стране, на две принципиальные категории: резиденты и нерезиденты. И если для первых налоговые требования и ставки обложения практически приравнены к тем, которые предъявляются к российским компаниям, то второй статус не дает практически никаких фискальных преимуществ. Для нерезидентов кое-какие послабления могут быть предусмотрены лишь в международных соглашениях.

Признаки юрлица-налогового резидента РФ

дает иностранной компании ряд явных преимуществ в работе и налогообложении. Понятно, что получить его может далеко не каждое . Для регистрации в подразделениях ФНС в качестве резидента иностранному коммерческому объединению нужно соблюсти одно из условий:

  • договориться о получении данного статуса в процессе ведения переговоров и подписания международного или межправительственного соглашения;
  • перенести управление и исполнительные органы организации в РФ, и вести в нашей стране большую часть деятельности, причем в объеме не меньшем, чем в остальных государствах;
  • самостоятельно заявить о желании платить налоги по общим правилам (при условии ведения работы через представительство в России).

Нужно также понимать, что звание налогового резидента, полученное по международной договоренности, иностранной компании присвоят лишь на период воплощения в жизнь описанного в договоре проекта. Любая другая деятельность данного предприятия будет рассматриваться в общем порядке, и доходы от нее вполне могут быть обложены по ставкам для нерезидентов.

Документы, подтверждающие налоговый статус

Если получить привилегии налогового резидента получится не у всех, то нужно хотя бы избежать потенциальной возможности обложения доходов по законодательству сразу двух стран. В этом стремлении иностранной компании поможет система международных договоренностей России с несколькими десятками других государств о предупреждении случаев двойного налогообложения. Если иностранный резидент «прописан» в одной из этих стран, то экономия на выплатах в бюджет получится существенная.

Естественно, простого устного заявления об уплате налогов в заграничный бюджет для наших фискалов будет недостаточно. Кодекс говорит, что подтверждение налогового резидентства иностранной компании должно быть обличено в форму документа, выданного уполномоченными органами родной страны.

Форма такой бумаги не является общей или законодательно закрепленной. Расплывчатость формулировок вынуждает каждое предприятие искать свой выход, чтобы убедить ФНС России в своей налоговой сознательности.

Чаще всего справку или любой другой документ-подтверждение иностранные компании получают в своих аналогах Министерства финансов или налоговых управлений. В этих документах обязательно должно быть упоминание о том, какие налоги юрлицо платит на родине.

Форма «сертификата резидентства».

Несмотря на отсутствие типового бланка подтверждения налогового статуса для иностранных подданных, расхожим названием для данного документа стало слово «сертификат”. На самом деле его форма больше похожа на письмо-разъяснение официального органа.

Сертификат о резидентстве иностранной компании в России должен содержать информацию о том, что заграничный партнер зарегистрирован в местной инспекции, и своевременно отчитывается.

Наши фискалы придерживаются мнения о том, что подобные подтверждения нужно получать и предоставлять регулярно, то есть не реже одного раза в каждом налоговом периоде получения доходов.

Сроки регистрации в органах ФНС для нерезидентов

Любая иностранная компания, желающая законно вести в России свою деятельность, обязана пройти аккредитацию. Подробно этот процесс описывается в законе об инвестициях от заграничных субъектов (Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”).

Исполнительный орган, вносивший данные в госреестр иностранных инвесторов, передаст эту информацию в ФНС максимум в течение ближайшей декады. У самого инвестора есть тридцать дней с даты начала деятельности в РФ. Именно в этот срок предприятие должно стать на учет в качестве налогоплательщика.

Как встать на учет в налоговой инспекции

Стать плательщиком налогов на территории России не составит больших трудностей. Сделать это можно лично самому представителю, через почту или телекоммуникационные сети. Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ проводится после предоставления в инспекцию нескольких заполненных форм и заверенных копий:

  1. Заявление (приказ Минфина от 30.09.2010 № 117н).
  2. Учредительные документы и справка о подтверждении юридического статуса.
  3. Решение о создании представительства или контракт, на основании которого иностранное юрлицо намерено работать в России.
  4. Подтверждение аккредитации в РФ.
  5. Доверенность на представителя.

По завершении процедуры компания получит подтверждающее свидетельство. В отличие от отечественных налогоплательщиков, иностранцам присваивают код иностранной организации (КИО).

Особенности взыскания налогов с доходов зарубежных компаний

Даже если иностранная компания сумела получить заветный статус налогового резидента, налогообложение ее доходов будет происходить с некоторыми отличиями от российских предприятий.

Причем налогообложению подвергнутся как активные доходы от прямой деятельности на территории РФ, так и пассивные – в виде выплат от участия в капитале отечественных субъектов, доходов от имущества в нашей стране и прочих поступлений. Более того, даже если иностранная организация ведет работы без вознаграждения, начислить налог на прибыль придется исходя из суммы расходов представительства на эту деятельность.Взыскание налогов с доходов зарубежных компаний

Обложение доходов представительства в РФ

В части 2 НК РФ постоянным представительством иностранного юридического лица в целях налогообложения считается любой вид организации регулярной работы компании в нашей стране, будь то филиал, отделение, агентство или контора.

В кодексе все виды подразделений объединены под одним понятием – отделение. Некоторые из таких отделений могут добровольно заявить о желании стать налоговым резидентом РФ. Но даже без этого статуса особенностью такой формы деятельности будет то, что выплату налогов и отделение будет осуществлять само.

Налоги иностранной компании без постоянного представительства

Если иностранная корпорация решила проводить все коммерческие мероприятия в России, не создавая своего представительства, или получает у нас лишь пассивные доходы, то уплату налогов будет производить ее агент. Им в этом случае станет лицо, выплачивающее заграничному юрлицу денежные средства. нужно по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

Является ли нерезидент плательщиком НДС

НДС по своей сути резко выделяется из ряда остальных налогов в фискальной системе РФ. Он исчисляется не из доходов, а, по сути, из оборота. Фактическим его плательщиком в итоге становится конечный потребитель. Но уплата его происходит по принципу цепочки налоговых агентов.

Обязанность уплачивать и удерживать НДС возлагается лишь на резидентов.

Однако это не значит, что иностранные компании смогут избежать оплаты НДС, если их услуги или продукция реализуются на таможенной территории РФ. За них сумму налога удержат и перечислят в бюджет их покупатели.

Если кто-то из потребителей не уменьшил доход иностранного поставщика на 18 процентов, тогда пополнить российскую казну он будет должен из собственных заработков.

Двойное налогообложение – как обойти

Налоги – основной источник доходов бюджета любого государства. Поэтому каждое правительство стремится контролировать доходы каждого из своих субъектов предпринимательства. Однако в погоне за пополнением собственной казны нужно не причинить ущерб компаниям, вышедшим на рынки других стран. Ведь по ту сторону границы тоже рассчитывают на финансовые поступления от инвестора.

С целью поддержания своего экспорта и привлечения инвестиций правительства разных стран выработали систему международных соглашений о максимальном снижении налогового бремени и предупреждении двойного налогообложения.

Чтобы не заплатить лишнего, иностранная компания, зарегистрированная в одной из нескольких десятков стран, с которыми Россия подписала указанное соглашение, должна предоставить документ, подтверждающий ее резидентское положение и постановку на учет в фискальном департаменте.

Системы налогообложения для иностранных предприятий

От того, как организована работа зарубежных юрлиц, зависит и то, какие налоги в России платят иностранные компании:

Вид налога Для филиала Для совместного предприятия
Налог с доходов (активных) 20% (18 — в региональный бюджет, 2% — в федеральный бюджет) Налоговый учет ведет компания, признанная налоговым резидентом в РФ. Ставка 20%.
Налог с доходов (использование имущества) Для отделения, самостоятельно признавшего себя налоговым резидентом, — 20%. При расчете учитываются расходы. 10%. Налог удерживает агент – российский налоговый резидент.
Налог с доходов в виде дивидендов 0%, если отделение признано резидентом и ведет работу дольше 365 дней. Во всех остальных случаях – 15% 15%. Налог удерживает агент – российский налоговый резидент.

Как видим, перечень и ставки для постоянного представительства и налогообложение совместного предприятия с иностранной компанией, а, главное, принцип их взыскания будут существенно отличаться.

Кроме общих случаев, есть множество особых. Так при ведении деятельности на территории особых зон налог с доходов нерезидентов-юрлиц в 2020 году может снижаться до 12,5%.

Обложение прибыли нерезидента

Основной посыл НК РФ в отношении работы иностранных компаний в России таков: за налоговый учет и расчеты с бюджетом отвечает российский партнер или отделение зарубежного предприятия со статусом налогового резидента.

Если речь идет об участии в капитале российских компаний, то с иностранным учредителем, например, будет проводиться по общей ставке. А вот дивиденды, выплаченные заграничным партнерам, отечественному исполнительному органу общества нужно будет уменьшить на 15%.

Если компания-чужестранец так и не получила права считаться налоговым резидентом РФ, прибылью посчитают весь доход, который начислен по итогам ее деятельности.

По закону воспользоваться какими-либо налоговыми вычетами она не может. Однако есть и свои особенности обложения налогом на прибыль иностранных организаций: уменьшить базу обложения можно на величину экономически обоснованных расходов.

НДС для иностранцев

Иностранная компания в России в целях уплаты налогов часто действует в качестве налогового резидента. Поэтому такое постоянное представительство ведет учет и подает отчетность по всем правилам, предусмотренным для отечественных плательщиков. Соответственно, уплата НДС и тоже ляжет на плечи сотрудников филиала.

Если же иностранная компания отказалась от мысли получить статус резидента или вообще ведет деятельность без официального представительства, то обязанности в отношении учета НДС и его удержания перейдут к тому, кто совершает оплату заграничных поставок.

Невнимательность в этом вопросе может дорого стоить отечественным покупателям иностранной продукции. Если НДС не был удержан по всем правилам, то российский налоговый резидент заплатит его из личных средств. Поэтому налогообложение при работе с иностранными компаниями для российских плательщиков чревато не только потерей своих денег, но и получением штрафов за заграничных партнеров.

Налог на имущество на территории РФ

В вопросе уплаты налога на имущество российское законодательство уравняло резидентов и нерезидентов в обязанностях по его уплате. Главным критерием здесь станем факт наличия имущества, движимого или недвижимого – не имеет значения.

Иностранная компания обязана вести учет всех объектов имущества по правилам российского бухучета, а также на него и перечислять суммы обязательств в бюджет.

Уплата социальных страховых сборов

Если работа заграничного предприятия организована через , то там непременно будет штат сотрудников, пусть и самый небольшой. Любой трудящийся на территории РФ подлежит социальному страхованию, а, значит, иностранная компания обязана , даже если отделение не получило статус резидента.

Не платить взносы предприятие может за привезенных с родины высококвалифицированных специалистов, не получивших в России прав на временное проживание и трудоустройство.

Дивиденды: налогообложение пассивных выплат

Процесс распределения заработанной обществом прибыли – внутреннее дело каждого предприятия. Но когда вопрос о величине дивидендов решен, нужно помнить, что одновременно с перечислением иностранному учредителю его части дохода нужно удержать и направить в бюджет налоги с выплаченных сумм.

Для российских участников, владеющих частью предприятия более года, закон предлагает льготную ставку в 0%. Иностранцам же, сколько бы лет назад они не вложились в этот бизнес, льготной ставки не видать. Выплачиваемый им доход должен быть уменьшен на 15 процентов. Повезло применять нулевую ставку только тем заграничным юрлицам, которые сами признали себя налоговыми резидентами России.

Рекомендуем подробнее ознакомиться с особенностями выплаты .

Налоги для иностранных юридических лиц

Земельный налог – кто заплатит за иностранца

Если иностранная компания приобретает в собственность любую недвижимость, то у нее сразу возникает обязанность по оформлению прав на земельный участок под недвижимостью, а также по уплате земельного налога. Рассчитывается он исходя из кадастровой стоимости.

Для физических лиц расчет проводят инспекторы ФНС, юридические лица исчисляют сумму налога сами. Ставка налога колеблется в пределах 0,3-1,5% и зависит от назначения земель.

Транспортный налог за движимое имущество в России

Все транспортные средства в России так или иначе облагаются транспортным налогом. Для физических лиц (граждан и неграждан РФ) ФНС сама определяет сумму обязательства к уплате и рассылает уведомления до 1 декабря. Юридические лица, вне зависимости от резидентского статуса, обязаны сами вычислить сумму налога, . При этом иностранная компания будет обязана вести учет каждой единицы транспорта отдельно.

НДФЛ для иностранца

Большая часть иностранцев, трудящихся официально в России, уплачивают в бюджет РФ 13% из зарплаты, делают они это через своего работодателя. Есть, правда и более суровые ставки. Так зарубежный специалист, не имеющий специального статуса ( или ) и не ставший налоговым резидентом (проживающим в стране менее 183 дней в году), потеряет уже 30% из заработанных сумм.

Если зарубежное физлицо получает в России инвестиционные доходы в виде дивидендов, то ставка налога вырастет до 15%.

Удержать ее должен ответственный финансовый орган компании, выплачивающей доход.

Спецрежимы для иностранных компаний

Перечень специальных режимов, содержащийся в НК РФ, не так уж велик, но охватывает довольно широкий пласт всех субъектов предпринимательства. Сфера их применения простирается от сельского хозяйства до разработки месторождений:

  1. ЕСХН – упрощенный сельхозналог – для производителей продукции и тех, кто ее выращивает).
  2. – «упрощенка» – обложение налогом валовых доходов или по принципу «доходы минус расходы».
  3. – «вмененка» – уплата налога на заранее определенный размер дохода, без учета фактических показателей.
  4. – уплата фиксированного платежа для определенного вида деятельности.
  5. Обложение по соглашениям о разделе продукции (система для инвесторов, вложивших средства в разработку недр России).

Из всех перечисленных видов обложения иностранная компания может применить лишь последний. А вот участие в капитале российских обществ–резидентов РФ не предполагает ограничений для применения спецрежимов. В этой особенности налогообложения предприятия с учредителем-иностранным юридическим лицом состоит дополнительная привлекательность для инвестирования в отечественный бизнес.

«Упрощенка» для иностранной компании

В отношении использования упрощенной системы для налогообложения доходов зарубежных компаний (резидентов или нерезидентов) Налоговый кодекс РФ неумолим. В статье 346 приведен исчерпывающий список тех, кто не может рассчитывать на переход к УСН. Среди прочих там есть и иностранные компании.

Однако в приведенном перечне ничего не сказано о запрете применения УСН для ООО с иностранным учредителем. Соответственно, даже если общество учреждено по законам РФ исключительно гражданами или юрлицами из другого государства, такое предприятие все равно может работать на «упрощенке».

Особые экономические зоны: нюансы уплаты налогов

В попытке подтянуть в экономическом развитии определенные местности или стремлении развивать отдельные отрасли правительство РФ разработало систему особых экономических зон (ОЭЗ). Отличительной особенностью ведения бизнеса на этих территориях считается прежде всего сниженная ставка налога на прибыль. В некоторых случаях она опускается до 12,5%.

Есть несколько направлений деятельности, облагаемых по льготным ставкам:

  • промышленно-производственные;
  • технико-внедренческие;
  • туристско-рекреационные;
  • портовые.

Для резидентов ОЭЗ предусмотрены ряд налоговых льгот. Кроме снижения ставки налога на прибыль, уменьшается величина страховых взносов, а земельный, транспортный и налог на имущество вообще обнуляются.

Правда, стоит отметить, что единого подхода в плане налогообложения ко всем ОЭЗ нет даже внутри одного направления. Все послабления уточняются в заключенных между инвестором и муниципалитетом соглашениях.

Закрытые административно-территориальные образования: особенности налогообложения

Под этим длинным и сложным названием понимаются военные городки со сверхсекретным режимом работы, на территории которых расположены оборонные предприятия, объекты по переработке радиоактивных материалов и прочие военные объекты. Само толкование понятия ЗАТО исключает возможность работы на этих территориях иностранных компаний, за исключением структур союзнических государств по узкоспециальным межправительственным соглашениям.

Еще несколько лет назад закон позволял органам самоуправления предоставлять местным субъектам коммерческой деятельности налоговые льготы, однако на данный момент эта норма упразднена. В спецзаконе о ЗАТО осталась лишь статья о материальной поддержке граждан, проживающих на их территории.

Обложение доходов при работе по договорам концессии

В последние годы весьма распространенными стали не простые поставки товаров и услуг в нашу страну, а покупка права на использование торговых марок, коммерческого опыта и ноу-хау. Все это передается на оговоренный срок по соглашению о концессии. Чаще всего приобретателем становится отечественная компания – налоговый резидент РФ. Понятно, что такой субъект предпринимательской деятельности может выбрать любую подходящую систему налогообложения, разрешенную НК РФ.Расчет налогов

Что же до выплаты вознаграждения по договору коммерческой концессии, выплачиваемой иностранному партнеру, то здесь придется выступить его агентом и перечислить за него налог на прибыль. Причем сделать это нужно даже, если само российское предприятие использует спецрежим налогообложения, а от налога на прибыль вовсе освобождено.

Специальные нормы налогообложения при работе по договорам о разделе продукции

Богатства недр России настолько обширны, что для их разведки и добычи целесообразно привлекать, в том числе, иностранных инвесторов. В этом случае между государством Россия и зарубежной компанией заключается соглашение о разделе продукции.

Выбор партнера происходит на условиях аукциона. Если соответствующий всем его условиям партнер найден, то его деятельность может облагаться по спецрежиму налогообложения.

Под этим понимается не только освобождение от уплаты региональных налогов и сборов, а также имущественного налога. Основные налоги (на прибыль, НДС, транспортный и прочие) инвестор будет вынужден начислить и заплатить. Особенность режима состоит в том, что уплаченные суммы налогов будут возмещены инвестору впоследствии.

Налоговые льготы по НК РФ и международным соглашениям

Сложная система льгот в налоговой и правовой сферах в России направлена прежде всего на реализацию и поддержку приоритетных инвестиционных проектов или критического импорта. Для зарубежных партнеров большая часть из них становится доступной, если иностранное предприятие получит статус налогового резидента.

Иностранные предприятия со льготным налогообложением в РФ и за рубежом работают в большинстве своем на основании международных договоренностей. По ним преференции могут устанавливаться как на взаимной основе, так и в одностороннем порядке.

Перечень льгот и порядок их реализации касается только той деятельности, которая описана в международном договоре. Для объективного применения этих норм компания обязана вести отдельный учет всех операций, касающихся приоритетного направления, и сделок по своей обычной деятельности.

Услуги от иностранной компании: не забыть уплатить налоги

Отсутствие у заграничного поставщика постоянного представительства в РФ не ограничивает его в возможности предоставлять свои услуги налоговым резидентам нашей страны. Получатель же должен помнить, что, покупая иностранную услугу на таможенной территории России, он автоматически приобретает обязанность уплатить за иностранца все предусмотренные налоги и сборы: налог на прибыль или НДФЛ, а также НДС.

Закон позволяет сделать это на правах агента, то есть удержать сумму налогов из положенной поставщику оплаты.

Чтобы по причине несогласия партнера или по незнанию не оказаться в юридически и финансово затруднительном положении, рекомендуем внимательно ознакомиться с информацией про .

Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь коммерческие организации в любых организационно-правовых формах.
Предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объём эквивалентный не мение чем 20 ООО долларов США и которые в качестве основной цели деятельности преследуют извлечение прибыли (дохода), называются коммерческим организациями с иностранными инвестициями. Такие предприятия могут создаваться в форме хозяйственных обществ или частных иностранных унитарных предприятий.
Все коммерческие организации с иностранными инвестициями подразделяются на коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.
Коммерческой совместной организацией является предприятие, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь.
Коммерческой иностранной организацией является предприятие, в уставном фонде которго иностранные инвестиции составляют 100 %.
Деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территорий Республики Беларусь регламентируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.
В соответствии с данным кодексом иностранным инвесторам предоставляется ряд гарантий. В частности, гарантии на перевод за границу причитающейся иностранному инвестору прибыли, благоприятный правовой режим инвестиционной деятельности и т.д.
Основными принципами создания коммерческих совместных организаций являются:
• объединение капитала, принадлежащего лицам или предприятиям различных государств;
• совместное управление предприятием посредством разделения управленческих функций между партнёрами;
• совместное несение рисков;
• совместное участие в прибылях.
Имущество предприятия, произведённая продукция и прибыль являются общей собственностью партнёров и распределяются между ними в соответствии с их вкладами в уставной фонд.
Коммерческие совместные организации действуют как на принципах коммерческого расчёта, так и учитывают в своей деятельности другие принципы, обусловленные совместным предпринимательством. Это принципы взаимовыгодности и сбалансированности интересов, валютной самоокупаемости.
Создание совместных предприятий на территории Республики Беларусь напралено на привлечение в национальную экономику современных технологий и оборудования, повышение конкурентноспособности продукции и развитие экспортного потенциала страны.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана путём её учреждения, или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (акций) в другом предприятии, или приобретения предприятия как имуществекнного комплекса в целом или его части.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *