ОКОФ сетка волейбольная

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

25.11.2019

Вопрос:

Общество осуществляет строительство горно-металлургического комбината в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Большинство сотрудников Общества работают вахтовым методом. Проживают сотрудники в Административно-гостиничном здании, в котором также находятся офисные помещения и столовая. В здании проведена перепланировка – увеличились площади офисных помещений, комнат для проживания, а также для обеспечения нормальных условий труда и отдыха сотрудников был оборудован тренажерный зал, который оснащен спортивным инвентарем (тренажеры). Также в помещение к тренажерному залу оборудовали душевые кабины, сауну, бильярдный стол. В поселке проживания персонала отсутствует инфраструктура для досуга.

Согласно прямому переходному ключу от ОКОФ ОК 013-94 к ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) для инвентаря спортивного (код 16 3693000 по ОКОФ ОК 013-94) подобран код ОКОФ 220.42.99.12 (Сооружения для занятий спортом и отдыха), амортизационная группа – вторая (имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно).

Вопрос:

1. Можно ли амортизацию здания с учетом тренажерного зала, а также амортизацию оборудования тренажерного зала (тренажеры, душевая с душевыми кабинами, сауна) учесть в расходах в целях налога на прибыль ?

2. Верно ли подобран код ОКОФ 220.42.99.12, с учетом того, что тренажеры и иные спортивные принадлежности не являются сооружениями, и отнесены в группу ОС «Производственный и хозяйственный инвентарь»?.

Ответ:

Возможность признания в налоговой базе по налогу на прибыль расходов на амортизацию помещений и оборудования тренажерного зала является вопросом неоднозначным. По мнению Минфина и налоговых органов, такие расходы не учитываются в целях налогообложения. Однако имеются судебные решения, в которых суд поддерживал налогоплательщика, разрешая учитывать аналогичные расходы. В данном случае Вам необходимо самостоятельно принять решение относительно данного налогового риска, с учетом всех имеющихся у Вас объективных факторов.

Вместо кода ОКОФ 220.42.99.12 для тренажеров и иных спортивных принадлежностей рекомендуется использовать код 330.32.30.14 «Снаряды, инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах».

Обоснование:

В соответствии с нормами трудового законодательства, на работодателя возлагается обязанность финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции, работ, услуг (ст.226 ТК РФ).

Типовой перечень мероприятий, ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 №181н. Согласно п.32 данного перечня, работодатель может осуществлять приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря, а также устройство новых или реконструкцию имеющихся помещений для занятий спортом. В документе указано, что конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

По мнению большинства специалистов, данные расходы могут учитываться в целях налогообложения прибыли как расходы, обусловленные прямыми требованиями трудового законодательства. Тем не менее отметим, что в этом случае все же присутствуют существенные налоговые риски.

Дело в том, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, перечисленных в ст.270 НК РФ. А согласно п.29 ст.270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения расходы на оплату работникам занятий в спортивных секциях, на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников. Как правило, проверяющие отдают приоритет данной норме, рассматривая расходы на физкультурное оздоровление работников, не обусловленные их непосредственными трудовыми обязанностями, как не учитываемые в целях налогообложения прибыли на основании п.29 ст.270 НК РФ. Тот факт, что необходимость осуществления подобных расходов обусловлена требованиями трудового законодательства, по их мнению, не препятствует их исключению из налоговой базы.

Минфин также неоднократно высказывался против учёта подобных расходов в целях налогообложения. Так, в Письме от 11.11.2014 №03-03-06/1/56736 сказано, что по мнению ведомства, расходы на реализацию мероприятий по развитию физической культуры и спорта при исчислении налога на прибыль организаций не учитываются. При этом в письме имелась ссылка на вышеупомянутый п.32 Перечня типовых мероприятий, из чего вытекает, что, по мнению специалистов Минфина, упоминание соответствующих расходов в Типовом перечне мероприятий не гарантирует возможности учесть их в целях налогообложения. А в Письме от 16.12.2016 №03-03-06/1/75464 указано, что мероприятия, связанные с занятиями работников физкультурой и спортом, проводятся вне рабочего времени и не связаны с производственной деятельностью работников организации, поэтому указанные расходы, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников, относятся к расходам, не учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом норме п.29 ст.270 НК РФ отдается приоритет перед пп.7 п.1 ст.264 НК РФ, согласно которой к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Минфин в письме обращает внимание, что подобного рода расходы, учитываемые в целях налогообложения, должны быть непосредственно сопряжены с производственной деятельностью работника организации.

Таким образом, не исключены претензии налоговых органов в отношении обоснованности признания в расходах сумм амортизации по зданию в части, занимаемой тренажёрным залом, и спортивного оборудования. Есть немалая вероятность, что при проверке проверяющие будут опираться на буквальное содержание нормы п.29 ст. 270 НК РФ и исключат данные расходы из налоговой базы.

В то же время судебная практика по данному вопросу в ряде случаев складывается в пользу налогоплательщика.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 13.12.10 № КА-А40/15021-10 рассматривалась возможность учета в целях налогообложении прибыли расходов на содержание и эксплуатацию помещений оздоровительного комплекса (тренажерный зал со спортивным оборудованием, бильярдная с угловым диваном и барной стойкой, комната отдыха, душевые, санузлы, бассейн, парная комната). Налоговые органы настаивали на исключении из налоговой базы данных расходов, ссылаясь на их экономическую необоснованность, на отсутствие в трудовых договорах ссылки на обеспечение со стороны работодателя работника указанными помещениями для использования их в целях отдыха. Также указывалось, что характер производственной деятельности, осуществляемой обществом, не требовал для обеспечения нормальных условий труда работников выделения отдельных помещений для отдыха и, соответственно, несения затрат по содержанию и эксплуатации указанных помещений. Судьи поддержали налогоплательщика, указав, что возможность использования оздоровительного комплекса работниками указана в Правилах внутреннего трудового распорядка, на которые имелась ссылка в трудовых договорах. Также суд указал, что обязанность работодателя обеспечить нормальные условия труда и отдыха для работников не связана с каким-либо особым характером работы или видом деятельности, а законодательство не устанавливает конкретных требований к оборудованию помещений для отдыха, психологической разгрузки и санитарно-бытового обслуживания работников.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 05.09.11 № Ф09-5411/11 суд признал, что расходы в виде амортизации помещения, оборудованному под комнату отдыха и психологической разгрузки, а также по амортизируемому имуществу (спортивный инвентарь, беговые дорожки, бильярдный стол, велотренажер) были учтены налогоплательщиком в целях налогообложения прибыли правомерно.

Таким образом, учет в налоговой базе сумм амортизации по помещениям и оборудованию тренажерного зала, на наш взгляд, правомерен, но сопряжен с высоким риском предъявления претензий налоговыми органами. При этом, с учетом имеющейся арбитражной практики, существует вероятность оспаривания подобных претензий в судебном порядке.

Если Вы примете решение учитывать указанные расходы в целях налогообложения, рекомендуем закрепить в трудовом или коллективном договоре соответствующую обязанность работодателя по обеспечению работникам определенных условий труда и проживания в период вахты. Если у сотрудников есть возможность пользоваться помещением тренажерного зала в течение рабочего, это дня даст возможность рассматривать данные расходы аналогично расходам на содержание комнаты отдыха и психологической разгрузки (подход, который прослеживается в судебных решениях). Тот факт, что в посёлке проживания персонала отсутствует инфраструктура оздоровительного назначения, также может стать для судей дополнительным аргументом в Вашу пользу. Однако, прежде чем брать на себя данные налоговые риски, рекомендуем предварительно оценить затраты финансовых и прочих ресурсов, связанных с возможным судебным разбирательством, и принимать окончательное решение исходя из его целесообразности.

Согласно действующему ОКОФ (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 №2018-ст), код 220.42.99.12 предназначен для отражения по нему сооружений для занятий спортом и отдыха, в т.ч. спортивные площадки для спортивных игр, главным образом на открытом воздухе, объекты для отдыха (площадки для игры в гольф, пляжные сооружения, горные убежища, парковые территории и т.п.)

В пояснениях, приведенных к Таблице 1 документа, указано, что к группировке «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи; местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга. Оборудование, установленное на сооружении, не входит в состав сооружения и классифицируется в соответствующих группировках машин и оборудования.

Как Вы верно отметили, тренажеры и иное спортивное оборудование тренажерного зала для целей классификации ОКОФ не могут рассматриваться как сооружения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.05.2018 №225-ст введено Изменение 5/2018 ОКОФ, которым в ОКОФ включены новые коды, в том числе код 330.32.30.14 «Снаряды, инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах». Данный код относится к группировке ОКОФ «Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты», группа «Прочие машины и оборудование» и на настоящий момент является более подходящим для учета оборудования тренажерного зала.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

Обладая признаками основного средства, указанными в пункте 38 Инструкции № 157н, в пункте 7 федерального стандарта бухгалтерского учета для государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н (далее — СГС «Основные средства»):

  • срок полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено СГС «Основные средства» и Инструкцией № 157н);
  • неоднократное или постоянное использование на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения;
  • объект неоспоримо является основным средством. Для отнесения к амортизационной группе ему требуется подобрать соответствующий код по ОК 013-2014 (СНС 2008).

В рассматриваемой ситуации сооружению присвоили код вида 220.42.99.12 «Сооружения для занятий спортом и отдыха». В этот вид входят категории и подкатегории, которые могут подойти для плоскостного физкультурно-спортивного сооружения:

  • 220.42.99.12.110 «Площадки спортивные для спортивных игр на открытом воздухе»;
  • 220.42.99.12.120 «Объекты и сооружения для отдыха».

Для отнесения к амортизационной группе выбор категории значения не имеет, так как в Постановлении № 1 ко второй амортизационной группе «Инвентарь производственный и хозяйственный» (имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно) отнесен весь вид «Сооружения для занятий спортом и отдыха» с кодом 220.42.99.12.Но это не единственное решение. ОК 013-2014 (СНС 2008) содержит еще один подходящий вид — «Сооружения спортивно-оздоровительные и сооружения прочие, не включенные в другие группировки» с кодом 220.41.20.20.900, который не детализируется на категории. Объект с этим кодом входит в шестую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно.Отметим, что позиции ОКОФ, отражающие комплексы, а не один какой-либо предмет, согласуются с нормами пункта 10 СГС «Основные средства» — объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной, объединяются в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств согласно учетной политике субъекта учета с учетом положений Инструкции № 157н.Так как само название — «открытое плоскостное физкультурно-спортивное сооружение» — указывает на характер объекта, разберемся, что подразумевается под понятием «сооружение».В ОК 013-2014 (СНС 2008) указано, что к группировке «Сооружения» (код 220.00.00.00.000) относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Определение понятия широкое и затрагивает характеристики, присущие не только спортивным площадкам. Вычленим признаки, наиболее соответствующие нашему объекту.Сооружение — результат строительства, представляющий собой плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части. Примерами сооружений могут служить, в том числе, сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга.Сооружения, не относящиеся к обрабатывающим производствам, такие как сооружения спортивных и детских площадок, учитываются как сооружения, включая фундаменты и все оборудование, являющееся их неотъемлемой частью.Отметим, что в ОК 013-2014 (СНС 2008) нет условий отнесения объектов к движимому или недвижимому имуществу.Перечень объектов недвижимого имущества является открытым. Для признания имущества недвижимостью требуются следующие неоспоримые основания:

  • прочная связь с землей (невозможность перемещения без несоразмерного ущерба);
  • государственная регистрация в едином государственном реестре (не путать с паспортизацией и единовременным учетом спортивных сооружений).

Вопрос отнесения имущества к движимому или недвижимому рассматривался, в частности, Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа, который в постановлении от 27 апреля 2006 г. по делу № А26-4169/2005-112 указал, что для признания имущества недвижимым кроме прочего требуется подтверждение, что объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.Конечно, существуют спортивные сооружения, которые являются капитальным строением, возведенным на фундаменте или ином основании, прочно связанным с землей, с подведенными коммуникациями. Но, как правило, открытое плоскостное физкультурно-спортивное сооружение, расположенное на территории образовательного учреждения, представляет собой набор оборудования и инвентаря для занятий спортом, установленный на площадке, оснащенной специальным покрытием как обязательным элементом безо­пасного функционирования, и не подпадает под признаки недвижимости, то есть принимается к учету как движимое имущество.Окончательное решение по отнесению плоскостного физкультурно-спортивного сооружения к движимому или недвижимому имуществу будет принимать комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов, в котором будет осуществляться использование объекта (п. 34 Инструкции № 157н).

Полезная информация

06.03.2019 Бюро Прав

В наше время становится очень актуальным вопрос о том, что относится к недвижимости, что нет, ведь уже на протяжении многих лет идут споры об этом. Это особенно актуально из-за действия статьи 131 Гражданского кодекса РФ, согласно которой право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. У людей возникает закономерный вопрос, нужно ли что-нибудь предпринимать по отношению к их имуществу, необходима ли государственная регистрация объектов, которые у них имеются или получать разрешение на строительство таких объектов?

Вместе с тем, вопрос определения недвижимого имущества и применения к объектам недвижимости соответствующего правового режима остается дискуссионным.

Для начала обратимся к Гражданскому кодексу РФ.

Статьёй 130 Гражданского кодекса РФ регламентировано, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Также в данной статье ГК РФ указано, что к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Вещи же, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, согласно п. 2 указанной нормы, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Поскольку гражданское законодательство не содержит всех отличительных признаков недвижимости, отличающих ее от движимого имущества, то для их определения, помимо законодательства, зачастую следует обращаться к судебной практике.

В данной статье мы хотим обратить внимание на письмо Министерства экономического развития РФ, в частности, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 07.02.2019 г. № 50-700-10-1017/19 «Об отнесении объектов к объектам недвижимого имущества», в котором государственный орган выразил мнение по данному поводу.

Так, с целью выработки единой правоприменительной практики в сфере государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав недвижимости Управление Росреестра по Московской области указало перечни объектов, не относящихся к объектам недвижимого имущества и объектов, которые могут быть отнесены к объектам недвижимого, при наличии судебного акта, из которого прямо следует, что объект является объектом недвижимости или разрешения на строительство (ввод в эксплуатацию) объекта.

Итак, в перечень объектов, не относящихся к объектам недвижимости, согласно вышеуказанному документу, вошли:

  1. Участки недр, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, предприятия как имущественные объекты.
  2. Временные постройки, киоски, навесы.
  3. Объекты, в наименованиях которых присутствуют слова «сборно-разборный»,
  4. Ограждение и забор.
  5. Автомобильная дорога с дорожным покрытием из гравия и щебня.
  6. Пруды, водохранилища.
  7. Краны стационарные (мостовые, портальные, козловые, консольные, краны-штабелеры), подкрановые пути.
  8. Составные части автомобильных дорог (светофорные сигнализации; пешеходные дорожки; автопарковки; остановочные пункты; асфальтовые покрытия; тротуары).
  9. Лестницы.
  10. Башни сотовой связи.
  11. Могилы, могильники для захоронения отходов, мусора, животных, пункты захоронения отходов, скотомогильники.
  12. Беседки.
  13. Плоскостные объекты благоустройства: площади, площадки (в т.ч. смотровые), замощения.
  14. Земляная насыпь.
  15. Объекты благоустройства с многолетними насаждениями: парки, скверы.
  16. Плоскостные объекты спорта: площадки (волейбольные, баскетбольные), футбольные поля, поля для гольфа, хоккейные коробки, катки, теннисные корты.
  17. Картодромы, автодромы.
  18. Аттракционы.
  19. Питомники для служебного собаководства, городок для служебных собак, вольеры для животных.
  20. Мачты (осветительные, радиомачты).
  21. Ёмкости, резервуары (подземные, наземные), баки.
  22. Металлические здания.
  23. Мелиоративные трубчатые сооружения.
  24. Блочный пункт на газопроводе высокого и низкого давления.
  25. Торговый павильон, совмещённый с остановкой общественного транспорта.
  26. Рекламная конструкция.
  27. Остановочно- торговый комплекс.
  28. Мемориальные доски.
  29. Фонтаны.
  30. Силосные ямы, выгребные ямы.
  31. Водозаборные скважины, созданные физическими лицами на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства.
  32. Колодцы, созданные физическими лицами на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства.
  33. Веранды.

В перечень же объектов, которые могут как относиться, так и не относиться к объектам недвижимости вошли:

  1. Автостоянки.
  2. Памятники известным людям, мемориальные композиции (комплексы), являющиеся объектами культурного и исторического наследия.
  3. Памятники выдающимся людям, скульптурные композиции, посвященные историческим событиям, обелиски, не являющиеся объектами культурного и исторического наследия.
  4. Полигоны, омшаники.
  5. Гидрометеорологические объекты, метеорологические станции.
  6. Дамбы.
  7. Подпорные стенки.
  8. Водозаборные скважины, артезианские скважины.
  9. Колодцы.
  10. Золошлакоотвалы, хвостохранилища.
  11. Береговые объекты навигации.
  12. Взлетно-посадочные полосы.
  13. Галереи.
  14. Пожарный пирс.

Таким образом, возможно, Министерство экономического развития РФ в лице Управления Росреестра по Московской области данным письмом в какой-то мере поможет людям всех регионов нашей страны самостоятельно определять характер их объекта.

Специалисты ООО «Юридическое бюро «Прав!» являются экспертами в решении вопросов связанных с недвижимостью, в том числе связанных с государственной регистрацией прав на них. Мы следим за всеми серьезными изменениями в законодательстве, что позволяет нам быстро ориентироваться в решении обширного спектра задач, мы с удовольствием готовы оказать Вам грамотное юридическое консультирование и содействие в решении различных проблем, в том числе и в оформлении и подаче документов в уполномоченные органы.

ОКОФ: код 220.42.99.12

  • ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
  • 200.00.00.00.000 — Здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель
  • 220.00.00.00.000 — Сооружения
  • 220.42.99.12 — Сооружения для занятий спортом и отдыха

220.42.99.12 — Сооружения для занятий спортом и отдыха

Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 220.42.99.12
Наименование: Сооружения для занятий спортом и отдыха
Дочерних элементов: 2
Амортизационных групп: 1
Прямых переходных ключей: 18

Подгруппировки

Группировка 220.42.99.12 в ОКОФ содержит 2 подгруппировки.

  1. 220.42.99.12.110 — Площадки спортивные для спортивных игр на открытом воздухе
  2. 220.42.99.12.120 — Объекты и сооружения для отдыха

Амортизационные группы

В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 220.42.99.12 числится в следующих группах:

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Вторая группа Инвентарь производственный и хозяйственный имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно

Переходные ключи

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

ОКОФ ОК 013-94 ОКОФ ОК 013-2014
Код Наименование Код Наименование
124528311 Бассейн крытый для плавания 220.42.99.12 Сооружения для занятий спортом и отдыха
124528312 Бассейн открытый искусственный
124528341 Велодром
124528351 Велотрек
124528361 Каток с искусственным льдом крытый
124528371 Каток с искусственным льдом открытый
124528378 Комплекс открытых плоскостных спортивных сооружений
124528381 Комплекс физкультурных сооружений
124528391 Поле стрельбы из лука
124528392 Поле футбольное
124528401 Стадион
124528408 Трибуна стадиона
124528411 Трибуна стадиона с подтрибунными помещениями
124528421 Стрельбище для пулевой стрельбы
124528422 Стрельбище для стендовой стрельбы
124528451 Манеж легкоатлетический
124528461 Тир
124528471 Комплекс физкультурно-оздоровительный

Печатать

Детский сад приобрел песочницу, стол, скамейку уличную. Все основные средства — стоимостью более 3 тыс. руб. К какому коду по ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) следует отнести приобретенные основные средства?

8 сентября 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приобретенные детским садом песочницу и уличную скамейку можно отнести к кодам, согласно ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008): 330.32.99.53 «Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей» или 330.28.99.39.190 «Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки». В зависимости от характеристик приобретенного стола ему могут быть определены коды: 330.31.01.1 «Мебель для офисов и предприятий торговли», 330.26.51.32 «Столы, машины чертежные и прочие инструменты для черчения, разметки или математических расчетов», 330.28.49.23.191 «Столы поворотные».

Обоснование вывода:
Имущество относится к основным средствам, если для него одновременно выполняются критерии, перечисленные в п.п. 38, 39, 41 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).
Положениями Инструкции N 157н предусмотрено применение Общероссийского классификатора основных средств для определения аналитического учета основных средств при их постановке на учет (смотрите письмо Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-08/78243).
Напомним, что принятие объектов основных средств к учету и, в частности, определение соответствующего кода ОКОФ находятся в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения (далее — Комиссия) (п. 34 Инструкции N 157н).
Группировку объектов основных средств, принимаемых к бухгалтерскому (бюджетному) учету с 1 января 2017 года, следует осуществлять в соответствии с группировкой, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС)), утвержденным приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст (далее — ОКОФ, Классификатор) (смотрите письмо Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-08/78243).
Объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды. Классификатор разработан на основе гармонизации с Системой национальных счетов (СНС 2008) Организации Объединенных Наций, Европейской комиссии, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка, а также с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и предназначен в том числе для перехода на классификацию основных фондов, принятую в международной практике на основе СНС 2008. Вследствие этого группировка основных средств в Классификаторе, в отличие от прежнего ОКОФ ОК 013-94, не совпадает с группировкой и аналитическими счетами по Инструкции N 157н.
Поиск кода ОКОФ может осуществляться по названию основного средства или по его назначению.
В данном случае контекстный поиск по наименованию объекта, включая словоформы и возможные синонимы, не дает результатов. Следовательно, необходимо осуществить поиск по назначению объекта.
Если найти решение по названию и назначению объекта основного средства не удалось, то можно применить прежний ОКОФ ОК 013-94, произвести поиск по нему, а затем найти код из ОКОФ ОК 013-2014, воспользовавшись переходным ключом между ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458.
Отметим, что в разделе 2 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613 (далее — Методические рекомендации), были даны подробные описания элементов благоустройства территории. В соответствии с положениями Методических рекомендаций детская песочница относилась к игровому оборудованию; уличная скамейка — к парковому оборудованию, но, учитывая ее целевое назначение, эти объекты также могли быть отнесены к игровому оборудованию. Несмотря на то что приведенный выше нормативный документ утратил силу, свою актуальность нормы, в части расшифровки понятий рассматриваемого в вопросе имущества, по нашему мнению, не потеряны и в настоящее время.
В ОКОФ ОК 013-94 элементов «игровое оборудование» и «парковое оборудование» не содержится. Наиболее приемлемыми являются следующие коды: 16 3612254 — «Наборы мебели для детских игровых площадок» и 14 2944173 — «Оборудование для благоустройства населенных пунктов». Оборудование для благоустройства населенных пунктов (код 14 2944173) входит в подкласс 14 2944010 «Машины и оборудование для коммунального хозяйства», поэтому целесообразнее отнести приобретенные детским садом песочницу и скамейку к коду 16 3612254 «Наборы мебели для детских игровых площадок».
Учитывая, что в ОКОФ ОК 013-94 для песочницы и скамейки предусмотрен соответствующий код 16 3612254 «Наборы мебели для детских игровых площадок», для дальнейшей детализации кода по новому ОКОФ в соответствии с прямым переходным ключом коду 16 3612254 может быть сопоставлен один из кодов, а именно: 330.26.51.32 или 330.32.99.53. Вместе с этим песочница и уличная скамейка имеют свое целевое назначение. Так как в новом классификаторе не предусмотрено отдельных кодов поименованного в вопросе имущества детских садов, по нашему мнению, таким объектам может быть определен код 330.28.99.39.190 «Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки». Относительно кодов ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), применимых к приобретенному столу, можно предложить следующие коды:
— 330.31.01.1 «Мебель для офисов и предприятий торговли»;
— 330.26.51.32 «Столы, машины чертежные и прочие инструменты для черчения, разметки или математических расчетов»;
— 330.28.49.23.191 «Столы поворотные».
Однако отметим, что окончательное решение по отнесению объектов основных средств на тот или иной код ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) находится в компетенции профильной комиссии учреждения исходя из конкретных характеристик объектов.
Таким образом, в соответствии с решением профильной комиссии песочнице и скамейке уличной могут быть определены коды, согласно ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008): 330.32.99.53 «Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей» или 330.28.99.39.190 «Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки». В зависимости от характеристик приобретенного стола, данный объект может быть отнесен к кодам: 330.31.01.1 «Мебель для офисов и предприятий торговли», 330.26.51.32 «Столы, машины чертежные и прочие инструменты для черчения, разметки или математических расчетов», 330.28.49.23.191 «Столы поворотные».

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Группировка основных средств (для госсектора).
— Энциклопедия решений. Определение срока полезного использования основного средства (для госсектора).
— Энциклопедия решений. Определяем код ОКОФ. Поиск по названию основного средства (для госсектора).
— Энциклопедия решений. Определяем код ОКОФ. Поиск по назначению основного средства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Качели­-карусели. Каков код ОКОФ?

01.06.2017 Проблема № 6 июнь 2017 Версия для печати

Когда в действие вводятся новые нормы и положения, зачастую возникают различные нестыковки и несоответствия в классификаторах, кодах, шифрах. Не стали исключением и две (старая и новая) редакции Общероссийского классификатора основных фондов. В статье рассмотрим реальную ситуацию, возникшую при попытке подобрать объекту код в соответствии с нормами, вступившими в силу с 1 января 2017 года.

Л. Ю. Симонова, редактор­эксперт журнала «Бюджетный учет»

По роду своей деятельности учреждение устанавливает малые архитектурные формы (МАФ) — оборудование для детских площадок. В них входят детские игровые комплексы, качели, карусели.

Согласно положениям «ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — ОК 013-94), они относились к коду 16 3612254 «Наборы мебели для детских игровых площадок». С 2017 года введен новый классификатор «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов», принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст (далее — ОК 013-2014 (СНС 2008)), в котором к коду 16 3612254 сопоставительного кода нет.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал

Суд отказал ООО в иске о признании права собственности на объекты: спортивную площадку, многофункциональную спортивную площадку, профессиональную площадку для пляжного волейбола и футбола.

Выводы суда: спорные площадки являются капитальными объектами, поскольку имеют строительные конструкции и элементы (монолитные железобетонные основания, либо иные конструкции), неразрывно связанные с землей, следовательно, их перемещение без ущерба их назначению невозможно.

Вместе с тем, спорные объекты представляют собой улучшение земельного участка, на котором они расположены и не являются самостоятельными объектами недвижимого имущества и отдельными объектами гражданского оборота, выполняют обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку, в связи с чем, право собственности в отношении указанных сооружений не подлежит государственной регистрации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2019 г. по делу N А32-42855/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании истца — общества с ограниченной ответственностью «Сочинский оздоровительный комплекс «Спутник» (ИНН 2367001147, ОГРН 1182375006945), ответчика — администрации муниципального образования город Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), третьего лица — Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сочинский оздоровительный комплекс «Спутник» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2019 (судья Ермолова Н.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 (судьи Еремина О.А., Величко М.Г., Новик В.Л.) по делу N А32-42855/2018, установил следующее.

ООО «Сочинский оздоровительный комплекс «Спутник» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования город Сочи (далее — департамент) о признании права собственности на следующие объекты:

— спортивную площадку (литера СП1) общей площадью 789,6 кв. м;

— многофункциональную спортивную площадку (литера СП2) общей площадью 1139 кв. м;

— профессиональную площадку для пляжного волейбола и футбола (литера СП3) общей площадью 1195,1 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Новороссийское шоссе, 17/1.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования города Сочи (далее — администрация) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее — управление).

Определением суда от 28.01.2019 произведена замена ответчика департамента на администрацию.

Решением суда от 05.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.05.2019, в иске отказано.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, суды вышли за пределы своих полномочий, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, суды не учли содержание экспертного заключения от 21.01.2019, из материалов дела следует, что заявитель возвел спорные сооружения на специально отведенном для этих целей земельном участке.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

Общество заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства, которое мотивировано необходимостью собирания дополнительных доказательств и невозможностью явки в судебное заседание представителя общества Афанасьева О.С. ввиду его болезни.

Согласно части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.

В силу части 3 статьи 284 Кодекса неявка в судебное заседание суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).

Следовательно, нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не требуют обязательного присутствия участвующих в деле лиц в суде кассационной инстанции. Общество извещено о времени и месте судебного заседания. Ввиду отсутствия препятствий в рассмотрении кассационной жалобы судебная коллегия отказывает в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует и судами установлено, что 12.07.1960 актом государственной приемной комиссии, утвержденным решением исполнительного комитета Сочинского городского совета депутатов трудящихся от 13.07.1960, принят в эксплуатацию международный молодежный туристический лагерь ЦК ВЛКСМ в г. Сочи на р. Агура, состоящий из 2-х спальных корпусов на 300 коек, клуба-столовой, котельной, склада-гаража, инженерных сооружений и спортивных площадок.

Согласно архивной выписке от 13.09.1995 N 1487, в соответствии с распоряжением Советом министров СССР от 17.01.1958 N 86-41 для строительства международного туристского лагеря в г. Сочи на р. Агура 19.02.1958 выделен земельный участок площадью 6 га в долине р. Агура между автомагистралью и берегом моря.

Позднее в 1958-1965 годах к указанному земельному участку присоединены дополнительные площади, что подтверждается архивными выписками от 20.03.200 N 01-06/134, 01-06/135 и 01-06/140.

На основании постановления Бюро Центрального комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи от 26.12.1990 N 10/31 система Бюро международного молодежного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ преобразована в акционерный концерн, на его базе создано АО «Спутник».

В 1992 году на основании постановления администрации Хостинского района города Сочи от 05.11.1992 N 705 зарегистрирован международный туристический центр «Спутник» в качестве дочернего предприятия АО «Спутник».

Постановлением администрации Хостинского района города Сочи от 15.07.1994 N 1057 МТЦ «Спутник» перерегистрировано в Сочинское дочернее предприятие акционерного общества закрытого типа — «Спутник» — международный туристский центр «Спутник».

На основании постановления администрации Хостинского района города Сочи от 19.05.1996 N 467 дочернее предприятие АОЗТ «Спутник» международного туристского центра «Спутник» реорганизовано путем преобразования в ЗАО «Сочинский туристский центр «Спутник».

ЗАО «Спутник», являющийся собственником имущества АОЗТ международного туристского центра «Спутник» 06.04.1998 передало все активы и пассивы по балансу ЗАО «Сочинский туристский центр «Спутник».

Впоследствии ЗАО «Сочинский туристский центр «Спутник» преобразовано в ЗАО «СОК «Спутник», что подтверждается свидетельством о регистрации от 06.08.2004 23 N 002176050, которое в свою очередь переименовано в АО «СОК «Спутник».

ООО «СОК «Спутник» образовано 02.02.2018 в результате реорганизации АО «СОК «Спутник», что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ.

В 2017 году АО «СОК «Спутник» обратилось в управление с заявлениями о государственном кадастровом учете сооружений: спортивной площадки (литера СП1) общей площадью 789,6 кв. м, многофункциональной спортивной площадки (литера СП2) общей площадью 1139 кв. м, профессиональной площадки для пляжного волейбола и футбола (литер СП3) общей площадью 1195,1 кв. м, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Новороссийское шоссе, 17/1.

Управление 28.11.2017 приостановило осуществление кадастрового учета данных объектов, ссылаясь на то, что представленные для осуществления кадастрового учета документы не соответствуют требованиям пункта 5 части 1 статьи 26, пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в частности:

— отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположены сооружения;

— характерные точки контура сооружений пересекают контур объекта капитального строительства, сооружения с кадастровым номером 23:49:0000000:7286;

— отсутствуют документы, устанавливающие или удостоверяющие право заявителя на сооружения, о кадастровом учете которых представлены заявления.

Сообщениями от 28.02.2018 регистрирующий орган отказал АО «СОК «Спутник» в осуществлении государственного кадастрового учета спорных сооружений.

Полагая, что право собственности на спорные объекты подлежит признанию в судебном порядке, общество обратилось в арбитражный суд с иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суды верно руководствовались следующим.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) признание права является одним из способов защиты права.

В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). При этом лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса).

Из указанной нормы следует, что для приобретения права собственности в силу этого основания необходимо наличие следующих условий: владение должно осуществляться в течение установленного законом времени; владеть имуществом необходимо как своим собственным; владение должно быть добросовестным, открытым и непрерывным.

В соответствии с пунктом 15 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — постановление Пленума N 10/22) при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее.

Давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно, было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.

Давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества.

Давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума N 10/22, возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.

В силу статьи 130 Гражданского кодекса и абзаца 3 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основным критерием отнесения вещи к недвижимости является ее прочная связь с землей, при которой перемещение вещи без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно.

В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса, определяющей основные понятия, используемые в названном Кодексе, объект капитального строительства обозначен как здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Из сопоставления названных норм следует, что понятие капитальности строения, сооружения, относящееся к их техническим признакам, включается в более широкую категорию объектов, прочно связанных с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Именно с этими правовыми категориями закон связывает отнесение объекта к недвижимому имуществу, в связи с чем, в каждом конкретном случае, с учетом совокупности всех обстоятельств суд, рассматривающий спор, должен определить, насколько прочно как физически, так и функционально объект связан с земельным участком, на котором располагается, и будет ли сохранено его предназначение при перемещении.

Как следует из технического паспорта спортивная площадка (литера СП1) площадью 789,6 кв. м состоит из бетонного основания с искусственным покрытием.

Согласно техническому паспорту профессиональная площадка для пляжного волейбола и футбола (литера СП3) площадью 1195,1 кв. м состоит из песчаного покрытия.

Согласно техническому паспорту многофункциональная спортивная площадка (литера СП2) площадью 1139 кв. м состоит из резинового покрытия.

В подтверждение капитальности спорных объектов в материалы дела представлено строительно-техническое заключение от 21.01.2019 ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ».

Согласно заключению эксперта от 21.01.2019 спорные площадки имеют строительные конструкции и элементы (монолитные железобетонные основания, либо иные конструкции), неразрывно связанные с землей, следовательно, их перемещение без ущерба их назначению невозможно.

Оценив представленные доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 Кодекса, суды пришли к верным выводам о том, что спорные объекты представляют собой улучшение земельного участка, на котором они расположены и не являются самостоятельными объектами недвижимого имущества и отдельными объектами гражданского оборота, выполняют обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку, в связи с чем, право собственности в отношении указанных сооружений не подлежит государственной регистрации.

Указанные выводы судов истцом не опровергнуты, надлежащих доказательств обратного в дело не представлено.

Иные доводы кассационной жалобы не принимаются кассационным судом, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и не опровергают выводов судов.

Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.

Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.

Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 по делу N А32-42855/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.В.АВАРЯСКИН

Судьи
Е.В.АРТАМКИНА
И.И.ФЕФЕЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *