Очередность списания

Содержание

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Комментарий к Ст. 855 ГК РФ

1. Очередность платежей — определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. Комментируемая статья устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентам, так и кредитным организациям.

Первое правило относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа — при акцептной форме расчетов или в случае, если срок платежа определен самим расчетным документом). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

Такое же правило (календарная очередность платежей) установлена для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. абз. 7 п. 2 комментируемой статьи).

2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 комментируемой статьи устанавливает шесть групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство.

Первая и вторая очереди платежей определяются абз. 2 и 3 п. 2 комментируемой статьи.

Абзац 4 (третья очередность платежей) признан не соответствующим Конституции РФ (ч. 1 ст. 19) Постановлением КС РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» . В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Следует помнить, что Конституционный Суд исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5930.

Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК РФ изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, отсутствие третьей очереди ежегодно восполняется в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2010 — 2012 гг. такая норма установлена ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее — Закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ). При недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь.

Из указанной нормы следует, что налоговые и неналоговые платежи в бюджет, а также перечисления на заработную плату относятся к одной очереди и должны перечисляться в порядке календарной очередности поступления соответствующих документов. Платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования также следует считать платежами в бюджет согласно ст. ст. 10 и 144 БК РФ, а также указанию о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденному Приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. N 150н.

Следовательно, налоговые и неналоговые платежи в бюджет, платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также перечисления на заработную плату должны списываться со счета клиента банка в порядке календарной очередности поступления соответствующих документов после платежей, отнесенных комментируемой статьей к платежам первой и второй очереди.

Вопрос о наличии или отсутствии четвертой очереди является спорным. Практикующие юристы нередко дают на него противоречивые ответы. Такое положение, в свою очередь, является основной причиной отсутствия единообразной позиции по другому вопросу — об общем количестве групп очередности платежей: в одном случае их получается пять, в другом — шесть.

Представляется, что четвертая очередь, безусловно, сохраняется, хотя в несколько «усеченном» виде. Учитывая редакцию ст. 5 Закона от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ, необходимо сделать вывод, что платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды «переведены» в третью очередь. Однако редакция абз. 5 п. 2 комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что в результате указанного выше «вычитания» из четвертой очереди в виде ее остатка выявляется группа платежей, которые не попадают в третью очередь — платежи в негосударственные внебюджетные фонды. Таким образом, указанные платежи составляют теперь четвертую очередь.

Пятая и шестая очереди определяются п. 2 комментируемой статьи без изменений.

Дальнейший комментарий будет излагаться с учетом приведенной выше уточненной порядковой нумерации групп очередности платежей.

3. Смысловое содержание термина «оплата труда» для целей выявления перечня платежей, которые надлежит совершать во вторую очередь, следует определять следующим образом. Для этого необходимо использовать различные источники права, главным образом трудового или налогового, а также судебные акты. Однако указанные акты, во-первых, содержат разные перечни таких выплат; во-вторых, как правило, имеют узкоприкладной характер и предназначены для решения конкретных проблем (расчет среднего заработка, исчисление единого социального налога и т.п.); в-третьих, содержат открытый перечень платежей. Кроме того, перечни выплат, которые включаются в систему оплаты труда, различаются у каждого работодателя (см., например, подп. «о» п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922).

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что для целей толкования абз. 3 п. 2 комментируемой статьи необоснованно использование актов трудового или налогового права, посвященных конкретным проблемам правового регулирования. Используя термин «оплата труда» в абз. 3 п. 2 комментируемой статьи, законодатель имел в виду создание льготной очереди для всех выплат, производимых работодателем в пользу работника за работу по трудовому договору, в том числе по контракту. Представляется, что слова «по трудовому договору, в том числе по контракту» являются важными для толкования нормы абз. 3 п. 2 комментируемой статьи. Во-первых, указанные слова позволяют исключить иные выплаты, производимые юридическим лицом не в связи с трудовыми отношениями; во-вторых, они имеют консолидирующее значение, т.е. указывают на все выплаты, которые могут быть произведены по трудовому договору, включая компенсацию за неиспользуемый отпуск как в связи с увольнением, так и без увольнения работника. Таким образом, термин «оплата труда» употреблен в абз. 3 п. 2 комментируемой статьи в широком значении.

4. Понятие платежей в бюджетную систему РФ, подлежащих перечислению в третью очередь, не исчерпывается указанными выше налоговыми и неналоговыми платежами, а также платежами в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Под платежами в бюджетную систему следует понимать любые платежи на счет получателя средств, являющийся бюджетным счетом. В связи с этим платеж, направленный в бюджетную систему РФ, определяется по реквизиту расчетного документа «Счет получателя» или по аналогичной информации, содержащейся в документе (например, в постановлении судебного пристава-исполнителя), представленном в банк. Если в этих документах указан соответствующий бюджетный счет, то платеж должен списываться со счета плательщика в третью очередь. В связи с этим в состав платежей в бюджетную систему может попасть, например, сумма арендной платы, подлежащая зачислению на счет получателя средств федерального бюджета, открытый в учетном регистре Федерального казначейства. В этом примере последним банковским счетом, на который необходимо зачислить переводимую сумму, будет счет федерального бюджета. Данное обстоятельство позволяет списать эту сумму со счета плательщика в третью очередь.

На практике возникло несколько частных проблем при выяснении состава группы платежей в бюджетную систему РФ.

Во-первых, на практике существует проблема определения очередности списания со счета плательщика суммы исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя. Она связана со следующими обстоятельствами. В Законе об исполнительном производстве отсутствует подробно урегулированный механизм взыскания и перечисления исполнительского сбора. Известно, что исполнительский сбор подлежит зачислению в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве). Однако вначале он должен быть перечислен на депозитный счет службы судебных приставов вместе с иными платежами в погашение суммы долга. Вся поступившая сумма подлежит распределению в порядке, установленном ч. 3 ст. 110 Закона об исполнительном производстве. Причем с депозитного счета службы судебных приставов исполнительский сбор перечисляется в федеральный бюджет только в третью очередь. Соответственно, допустима ситуация, когда средства, списанные со счета должника как исполнительский сбор, фактически будут использованы на удовлетворение требований взыскателя. Отсюда следует, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, скорее всего, будет предписывать банку перечислить сумму исполнительского сбора, списанного со счета должника, не в бюджет, а на счет службы судебных приставов, открытый в обычной кредитной организации.

На основании изложенного представляется, что такой платеж должен быть совершен в пятую очередь. При этом банк не должен вносить каких-либо исправлений в документы, представленные судебным приставом-исполнителем. Достаточно исполнить платеж в установленной законом очередности.

Во-вторых, на практике были выявлены различия в определении очередности списания со счета налогоплательщика сумм по требованиям налоговой инспекции в зависимости от избранного ею порядка исполнения такого решения. В тех случаях, когда решение налогового органа исполняется путем направления в банк соответствующего поручения налогового органа (п. 4 ст. 46 НК), суммы, списанные со счета налогоплательщика, перечисляются непосредственно в бюджетную систему РФ и списываются со счета налогоплательщика в третью очередь.

В случае, когда это же решение налогового органа исполняется через судебного пристава-исполнителя, списываемая сумма вначале перечисляется на счет службы судебных приставов, а затем на счет бюджета соответствующего уровня. Проблема определения очередности списания средств со счета налогоплательщика в данном случае является спорной и решается на практике по-разному.

Согласно неформальному подходу необходимо принять во внимание, что списанная на основании постановления судебного пристава-исполнителя сумма в конечном счете подлежит перечислению в бюджетную систему РФ. Поэтому можно сделать вывод о том, что взыскиваемые платежи являются платежами в бюджетную систему РФ, несмотря на то, что их перечисление осуществляется не напрямую в бюджет, а через подразделение службы судебных приставов. Если согласиться с этой точкой зрения, то необходимо последовательно применять аналогичный подход и в других сходных случаях взыскания платежей в бюджетную систему РФ через службу судебных приставов. Например, в рассмотренной выше ситуации взыскание арендной платы в пользу взыскателя-организации, финансируемой из бюджета соответствующего уровня, также фактически осуществляется в бюджетную систему РФ, если счет взыскателя открыт в Федеральном казначействе. В этом случае сумма арендной платы должна быть зачислена на счет федерального бюджета. Однако при взыскании указанных сумм арендной платы через судебного пристава-исполнителя данное обстоятельство трудно установить.

Представляется, что для корректного применения закона следует использовать формальный критерий — вид счета, на который подлежат зачислению взыскиваемые суммы. Если в расчетном или исполнительном документе в качестве счета получателя платежа указан счет бюджета соответствующего уровня, следует применять законодательство о взыскании платежей в бюджетную систему РФ. Счет службы судебных приставов не относится к категории счетов, на которых учитываются средства бюджетной системы РФ. Поэтому при взыскании недоимки и сумм штрафных санкций через службу судебных приставов представляется, что платежи должны быть списаны со счета должника в пятую очередь.

5. Предложенный формальный подход позволит решить следующую проблему, возникшую на практике. Судебный пристав-исполнитель включил в свое постановление не только сумму недоимки в бюджет по решению налогового органа, но также и налоговые штрафы, и исполнительский сбор. Таким образом, в одном и том же исполнительном документе содержатся два платежа, относимые к разным группам очередности платежей. Кроме того, по условиям рассматриваемого примера к счету должника по решению налогового органа в соответствии со ст. 76 НК РФ применена мера по приостановлению операций по счету. Как следует из п. 1 ст. 76 НК РФ, эта мера не препятствует перечислению платежей в бюджетную систему РФ. Поэтому любые инкассовые поручения налоговых органов или платежные поручения самого владельца счета о перечислении налогов и иных платежей в бюджет должны исполняться без учета меры по приостановлению операций. Эти же платежи, но взыскиваемые по постановлению судебного пристава-исполнителя первоначально подлежат зачислению не в бюджет, а на счет службы судебных приставов, поэтому такой платеж нельзя квалифицировать как платеж в бюджетную систему РФ.

Если руководствоваться формальным подходом, то оба указанных платежа следует отнести к пятой группе очередности платежей, и, соответственно, мера по приостановлению операций «заблокирует» оба рассматриваемых платежа. Если же придерживаться неформального подхода, то недоимку и штрафы следует списать со счета, невзирая на приостановление операций (п. 1 ст. 76 НК), а исполнительский сбор задержать. В этом случае речь может идти о частичном исполнении исполнительного документа. Однако право банка на частичное исполнение исполнительного документа в данном случае законодательством не предусмотрено с учетом того, что рассматриваемый случай не прописан в п. 8 ст. 70 Закона об исполнительном производстве.

Анализ рассмотренных выше ситуаций показывает, что формальный подход удобнее для правоприменительной практики, так как проблема частичного неисполнения исполнительного документа здесь вообще не возникает. Кроме того, он гораздо более обоснован. Если он не устраивает налоговые органы, они имеют право произвести исполнение самостоятельно через банк должника, в этом случае все взыскиваемые ими суммы будут квалифицированы как платежи в бюджетную систему РФ.

6. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Аналогичные требования, основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.

7. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банками в картотеки к внебалансовым счетам N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», N 90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации», N 90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитных организаций» (Положение ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. N 302-П). По традиции их называют «картотеки N 2″, хотя такого термина в законодательстве уже не содержится. В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться (письмо ЦБ РФ от 31 июля 1996 г. N 011-31-5318-96).

Картотека N 2 представляет собой технический прием, позволяющий банку соблюдать установленную законодательством очередность платежей к счету клиента при недостаточности средств на счете (п. 2 комментируемой статьи).

К сожалению, картотека N 2 ведется не к любому банковскому счету клиента. Например, в соответствии с п. 1.1.3 Положения ЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. N 222-П картотека неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица не ведется. В случае отсутствия денежных средств на текущем счете физического лица на момент списания средств, а также права на получение кредита, включая овердрафт, предусмотренного договором между банком и физическим лицом, расчетные документы исполнению не подлежат и возвращаются плательщикам или взыскателям. Таким образом, п. 2 комментируемой статьи фактически не применяется к текущим счетам физических лиц, что необоснованно, учитывая, что комментируемая статья не содержит подобных исключений.

8. На практике нередко возникает вопрос: какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы? В письме от 19 ноября 1996 г. N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

9. В соответствующей графе расчетного документа его составитель обязан указать номер очередности платежей, определенный в соответствии с законодательством. Учитывая, что в формуляре расчетного документа имеется только одна такая графа, в одном расчетном документе не могут быть объединены платежи, отнесенные законодательством к разным группам.

10. Порядок возврата расчетных документов из картотеки N 2 в случае закрытия счета клиента определяется в п. 2.20 ч. I Положения ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П.

11. Очередность платежей, установленная комментируемой статьей, представляет собой общий порядок исполнения банком договора банковского счета. Поэтому норма комментируемой статьи адресована непосредственно банку.

Помимо нормы комментируемой статьи в законодательстве имеются другие правила об очередности распределения имущества. Однако эти правила адресованы не банку, а иным лицам. Например, в случае признания юридического лица банкротом его имущество распределяется в очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ, ст. ст. 134, 138, 211 Закона о банкротстве. Эти правила адресованы конкурсному управляющему. При обращении взыскания на имущество должника через судебного пристава-исполнителя применяется очередность, установленная гл. 14 Закона об исполнительном производстве. В указанной очередности имущество должника распределяется судебным приставом-исполнителем. В соответствии с ч. 4 ст. 111 Закона об исполнительном производстве в случае исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, банком или иной кредитной организацией очередность списания денежных средств со счетов должника определяется комментируемой статьей.

Следовательно, очередность, установленная иными актами для соответствующих специальных случаев, не должна применяться для списания средств с банковского счета.

12. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная комментируемой статьей, применяется по каждому счету в отдельности.

13. Арест средств ответчика, налагаемый по требованию кредитора как мера по обеспечению иска, нередко лишает других кредиторов владельца счета возможности получать платежи с арестованного счета. В соответствии со ст. 27 Закона о банках при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно при получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест. Таким образом, арест как мера по ограничению распоряжения счетом означает прекращение всех расходных операций независимо от очередности исполнения платежных документов, находящихся в картотеке N 2, и очередности платежей, в обеспечение исполнения которых был применен арест средств на счете.

Поэтому банк не должен совершать платежи, отнесенные законодательством к первой, второй, третьей очереди, даже, если имеется постановление судебного пристава-исполнителя об аресте средств на счете для исполнения платежа, отнесенного законодательством к шестой очереди.

В тех случаях, когда требования третьих лиц отнесены комментируемой статьей к более льготной очереди, чем требования, обеспечиваемые арестом, возникает вопрос: насколько обоснованно препятствовать исполнению тех расчетных документов, которые по закону должны исполняться ранее обеспечиваемого требования?

В п. II информационного письма ВАС РФ от 25 июля 1996 г. N 6 «О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики» (далее — информационное письмо ВАС РФ N 6) указан следующий механизм решения поставленной проблемы. При наличии у ответчика кредиторов, которым в соответствии с законом предоставлено право на получение денежных средств со счета ответчика до взыскания задолженности в пользу истца, и отсутствии на соответствующем счете ответчика иных средств, кроме арестованных сумм, такие кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о разрешении списать определенные суммы в установленной законом очередности. Арбитражный суд рассматривает указанные ходатайства и при подтверждении изложенных в них фактов удовлетворяет их.

———————————
Вестник ВАС РФ. 1996. N 10.

К сожалению, описанный в вышеназванном информационном письме механизм списания с арестованного счета платежей привилегированным кредиторам оказался нежизнеспособным. Фактов, когда практика пользовалась этим механизмом, немного, одновременно выявлены некоторые проблемы его применения. Например, в рассматриваемом информационном письме не указано, какой суд должен вынести определение, разрешающее списание средств с арестованного счета. На практике были случаи, когда арест применялся одним арбитражным судом, а определение, разрешающее списание средств привилегированным кредиторам, выносилось другим арбитражным судом, у которого не было достаточных сведений. Это обусловлено тем, что обмен информацией между судами не обеспечен.

14. В п. II информационного письма ВАС РФ N 6 содержится вывод о том, что арест средств на счете не может нарушать очередности списания денежных средств со счета, установленной комментируемой статьей. Это означает, что применение режима ареста к счету ответчика должно приводить к прекращению всех расходных операций.

Данный вывод является обоснованным, поскольку направлен против обхода правила об очередности платежей. Когда арест будет в установленном порядке снят, расходные операции должны быть возобновлены в соответствии с очередностью, установленной комментируемой статьей. Это означает, что арест средств на счете не дает практически никаких преимуществ лицу, по инициативе которого он применен, и по своей сути не может в полной мере служить мерой по обеспечению иска. Допустим, что необходимо обеспечить иск на 100 тыс. рублей. Указанная сумма была арестована на счете, т.е. судом был применен арест как мера по обеспечению иска. Предположим, что суд вынес решение о взыскании со счета ответчика 100 тыс. рублей и отменил арест как меру по обеспечению иска, учитывая, что он уже удовлетворен. Соответствующий исполнительный лист поступил в банк должника. Допустим, что банк должен исполнить решение суда в пятую очередь и к счету представлены иные привилегированные требования на сумму, превышающую 100 тыс. рублей. К этому же счету имеется картотека N 2, включающая расчетные документы, которые отнесены п. 2 комментируемой статьи к первым четырем очередям. В указанной ситуации банк должен списать со счета все первоочередные платежи, а затем — в пятую очередь — исполнить решение суда. Очевидно, что арестованная ранее сумма будет израсходована на первоочередные платежи. Ее не хватит для исполнения решения суда, и, следовательно, она никак не может обеспечивать этот иск.

Указанная ситуация является не вполне нормальной, но она точно вытекает из действующего законодательства об очередности платежей. Такой же подход необходимо использовать при применении меры по приостановлению операций по счету во всех случаях, кроме случая, предусмотренного нормой п. 1 ст. 76 НК РФ. Ею установлено, что приостановление операций по счету является особым способом обеспечения исполнения решения о взыскании налога и сбора и оно не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ. Отсюда следует, что приостановление операций по счету, примененное налоговыми органами, не должно препятствовать списанию со счета налогоплательщика платежей, отнесенных п. 2 комментируемой статьи к первой и второй очереди, а также всех платежей, направляемых в бюджетную систему РФ (далее — налоги и иные платежи в бюджет).

Редакция процитированной ст. 76 НК РФ действует с 1 января 2007 г. В прежней редакции эта же статья не содержала указаний на возможность списания со счета, к которому применена мера по приостановлению операций, налогов и иных платежей в бюджет. Исходя из точного смысла первоначальной редакции рассматриваемой статьи списание средств со счета, по которому приостановлены операции, было возможно только в отношении платежей, отнесенных п. 2 комментируемой статьи к первой и второй очереди. Между тем судебная практика того периода признавала возможным списывать со счета налогоплательщика суммы налогов, не считаясь с приостановлением операций по счету. Суды обосновывали такой вывод особой обеспечительной ролью рассматриваемой меры (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 23 октября 2002 г. N ФОЗ-А73/02-2/2191; ФАС Уральского округа от 23 июня 2003 г. N Ф09-1745/03-АК, от 3 марта 2003 г. N Ф09-501/03-АК).

Представляется, что указанный подход судебной практики и законодателя, изменившего редакцию ст. 76 НК РФ и разрешившего тем самым списывать со счета налогоплательщика с приостановленными операциями налоги и иные платежи в бюджет, нельзя признать обоснованным. Он нарушает очередность платежей, установленную законодательством, т.е. направлен на обход закона. При анализе указанной ситуации следует учесть, что налоги и иные платежи в бюджет должны уплачиваться в третью очередь одновременно с выплатой заработной платы и иными приравненными к ней платежами. Это правило установлено во исполнение Постановления КС РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П. Именно в данном Постановлении КС РФ впервые было установлено, что исполнение конституционной обязанности по уплате налогов должно осуществляться одновременно с выплатой заработной платы; иной подход противоречит Конституции РФ. Новая редакция ст. 76 НК РФ фактически позволила уплачивать налоги и иные платежи в бюджет ранее заработной платы, учитывая, что мера по приостановлению операций по счету не распространяется на налоги, но приостанавливает выплату заработной платы. Таким образом, новая редакция ст. 76 НК РФ не отвечает требованиям Постановления КС РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П.

В этой связи вывод информационного письма ВАС РФ N 6 о том, что арест средств на счете не должен нарушать очередности списания денежных средств со счета, установленной законодательством, представляется более обоснованным. Он не нарушает вывода Конституционного Суда РФ о необходимости выплачивать налоги и заработную плату одновременно, так как не нарушает установленную законодательством очередность платежей.

15. В случае совершения банком операций, нарушающих очередность исполнения расчетных документов, предъявленных к счету, возможен вывод о ненадлежащем исполнении банком своих обязательств по договору банковского счета. Учитывая, что указанное нарушение отсутствует в диспозиции ст. 856 ГК РФ, представляется, что клиент может предъявить к банку требование только о возмещении убытков.

Документ : Об очередности платежей со счетов предприятий

Об очередности платежей со счетов предприятий

Общие принципы организации безналичных расчетов, их формы, стандарты документов и документооборота, которых введены в хозяйственный оборот Украины и очередность платежей определяются Инструкцией о безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины и письмом Национального банка Украины «Об очередности платежей», а также изменениями и дополнениями к ним.

Инструкция о безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины (далее по тексту — Инструкция), утвержденная постановлением Правления Национального банка Украины от 2 августа 1996 года, разработана согласно Закону Украины «О банках и банковской деятельности», других законодательным актам Украины и нормативным актам Национального банка Украины.

Очередность платежей регулируется письмом Национального банка Украины от 24.06.96 г. N 12-214/608-3454 «Об очередности платежей».

Национальным банком Украины установлено выполнение учреждениями банков поручений (распоряжений) предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности (далее — предприятий) в следующем порядке:

— платежи на нужды предприятия:

а) по угледобывающим, горнорудным предприятиям в размере 25 процентов от поступлений на расчетный счет предприятия за предыдущий месяц, включая выплаты с заработной платы и приравненных к ней платежей;

б) всем другим предприятиям в размере 15 процентов от поступлений на расчетный счет предприятия за предыдущий месяц, включая выплаты с заработной платы и приравненных к ней платежей.

Платежи на нужды предприятия выполняются по распоряжению руководителя предприятия;

— платежи в бюджет сумм налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в государственные целевые фонды, а также распоряжения государственных налоговых инспекций о бесспорном списании не внесенных в срок платежей и сумм начисленных финансовых санкций;

— платежи по бесспорным списаниям и безакцептным списаниям средств. Безакцептному списанию подлежит сумма кредиторской задолженности за энергоносители и погашение кредитов. полученных на их оплату. Право безакцептного списания такой суммы распространяется на имеющиеся у предприятия текущие и срочные депозиты в валюте Украины и иностранной валюте. При этом оплата задолженности в иностранной валюте проводится по официальному курсу украинской гривни к иностранным валютам на момент уплаты;

— другие платежи в порядке календарной очередности поступления расчетных документов.

Ниже приводится в сжатом виде механизм применения порядка очередности платежей.

1. Банки в первоочередном порядке:

1.1. Списывают суммы финансовых санкций со счетов ответственных хранителей в Государственный бюджет Украины на основании* предоставленных Госкомрезервом Украины выдержек из приказов и инкассовых поручений (распоряжений) в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины «О механизме применения меры ответственности юридических лиц, на сбережении которых находятся материальные ресурсы государственного резерва, за самовольное их отчуждение (использование, реализацию)» от 20 февраля 1996 года N 57/96-ВР.

1.2. Списывают по платежным поручениям предприятий ошибочно зачисленные им средства.

Возврат ошибочно зачисленных средств плательщику или по назначению должен быть выполнен как предприятием, на счет которого зачислены такие средства, так и банком в течение пяти дней со дня их зачисления.

Если ошибочно зачисленные средства в выше указанный срок не будут возвращены по вине банка или предприятия, с руководителя и главного бухгалтера учреждения или организации налоговой администрацией взимается в Государственный бюджет Украины штраф в размере двух необлагаемых минимумов заработной платы.

1.3. Выполняют платежные поручения предприятий оптовой и розничной торговли (независимо от форм собственности) на перечисление товаропроизводителям выручки, полученной от реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, приобретенных у товаропроизводителей агропромышленного комплекса Украины.

Платежные поручения представляются предприятиями оптовой и розничной торговли не позднее дня, следующего за днем зачисления выручки от реализации продукции (продовольствия).

После этого все другие платежи этих предприятий осуществляются на общих основаниях.

1.4. Списывают средства с расчетных счетов предприятий до полного погашения кредитов, которые были выданы согласно постановлениям Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 01.06.95 г. N 380, от 30.06.95 г. N 478, от 30.06.95 г. N 479, от 09.08.95 г. N 620, от 15.11.95 г. N 912, от 16.12.95 г. N 1006 и от 29.12.95 г. N 1070, и процентов за пользование этими кредитами.

Платежи, указанные в пункте 1, проводятся учреждениями банков в порядке календарной очередности поступления расчетных документов при условии приоритета возврата ошибочно зачисленных средств.

2. Банки выполняют поручения предприятий, организаций и учреждений (далее — предприятий) всех форм собственности, в том числе бюджетных организаций, в следуюшей последовательности:

2.1. Платежи на нужды предприятия угледобывающим, горнорудным и горно-химическим предприятиям — 15 процентов от поступлений на расчетный счет за предыдущий месяц, включая суммы дотаций по урегулированию цен:

2.1.1. Использование средств на нужды предприятия на бюджетные организации (кроме тех, которые имеют поступления от хозяйственной деятельности) и банки не распространяется.

2.1.2. Объем бартерных операций предприятия при расчете средств на нужды предприятия не включается.

2.1.3. Для предприятий с сезонным характером производства и реализации продукции и предприятий с продолжительностью производственного цикла более шести месяцев сумма средств на нужды предприятия определяется исходя из 1/12 годового объема реализации продукции на текущий год.

2.1.4. Для определения суммы средств на нужды предприятия в течение пяти рабочих дней текущего месяца предприятие предоставляет банку, который его обслуживает, расчет, за данные которого несет ответственность руководитель предприятия.

До утверждения расчета на текущий месяц использование средств на нужды предприятия в течение этого срока проводятся по расчету за предыдущий месяц.

Расчет проверяется банком и утверждается его руководителем или уполномоченным им лицом.

В случае несвоевременного предоставления предприятием банку этого расчета на текущий месяц использование средств на нужды предприятия проводится с даты его поступления в банк, то есть только за дни, которые остались до конца месяца.

2.1.5. Средства на нужды предприятия могут использоваться как частями в течение текущего месяца, так и разово путем их бронирования на определенный период времени, но не позже последнего дня текущего месяца.

2.1.6. Использование средств на нужды предприятия осуществляется по распоряжению его руководителя на любые цели, включая заработную плату, приравненные к ней платежи, а также перечисление сумм, удержанных с заработной платы, и начисленных страховых взносов по установленным тарифам в Пенсионный фонд Украины.

2.1.7. В случае отсутствия средств на нужды, указанные в предыдущем пункте, все эти платежи выплачиваются пропорционально удельному весу каждого элемента.

2.1.8. В случае наличия просроченной более 15 дней задолженности по заработной плате 50 процентов от текущих поступлений на расчетный счет предприятия направляется на выплату этой заработной платы, приравненных к ней платежей и удержаний из нее (подоходного налога с граждан, обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Украины с работающих граждан в размере одного процента от оплаты труда, профсоюзных взносов и т.д.).

За счет оставшихся 50 процентов прежде всего уплачиваются взносы в Пенсионный фонд Украины пропорционально сумме полученных средств на выплату заработной платы.

2.1.9. Платежные поручения на перечисление сумм, которые удерживаются из заработной платы, и начисленных страховых взносов по установленным тарифам в Пенсионный фонд Украины представляются предприятием в учреждение банка одновременно с получением средств для выплаты заработной платы пропорционально сумме этих средств.

2.1.10. При отсутствии просроченной задолженности по заработной плате и в случае выплаты ее дважды в месяц, при каждом получении средств на выплату заработной платы, в том числе и за первую половину месяца, проплачиваются начисленные страховые взносы по установленным тарифам в Пенсионный фонд Украины.

Платежные поручения на перечисление в бюджет сумм подоходного налога с граждан и профсоюзных взносов, которые удерживаются из заработной платы, исполняются учреждениями банков одновременно с получением предприятием средств для выплаты заработной платы за вторую половину месяца.

2.1.11. Если предприятием выплачивается заработная плата из выручки от реализации продукции (выполненных работ, предоставленных услуг) или в натуральной форме, такие предприятия должны не позднее следующего дня после такой выплаты представить в банк расчетные документы на перечисление сумм, удержанных из заработной платы, а также начисленных страховых взносов по установленным тарифам в Пенсионный фонд Украины.

2.1.12. Во исполнение Указа Президента Украины от «О неотложных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат» от 12 мая 1996 года N 333/96 в случае выделения бюджетных средств для выплаты заработной платы предприятие одновременно с ее получением перечисляет суммы, которые удерживаются из заработной платы, и начисленные страховые взносы по установленным тарифам в Пенсионный фонд Украины.

2.2. Платежи в бюджет сумм налогов, сборов, других обязательных платежей в государственные целевые фонды согласно пункту 1 статьи 14 Закона Украины «О системе налогообложения», а также распоряжениям органов, которые имеют право на бесспорное списание не внесенных в срок платежей и сумм начисленных финансовых санкций согласно Декрету Кабинета Министров Украины «О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей» от 21 января 1993 года N 8-93.

2.3. Платежи по бесспорным взысканиям и безакцептным списаниям средств, кроме случаев, указанных в пунктах 1 и 2.2.

2.3.1. Бесспорное взыскание и безакцептное списание средств с расчетного счета предприятия осуществляется в случаях, предусмотренных действующим законодательством Украины, а именно:

— по решениям судов и арбитражных судов;

— в соответствии со статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Украины и Постановлением Верховной Рады Украины «О списании в бесспорном порядке признанной должником суммы претензии» от 6 ноября 1991 года N 1798-XII;

-в соответствии со статьей 48 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» в отношении бесспорного списания штрафа в размере неправомерно полученного дохода и изъятия из оборота фиктивных денег;

-в соответствии со статьей 7 Закона Украины «О транспорте» в отношении безакцептного списания средств с потребителей транспортных услуг;

-в соответствии со статьей 25 Закона Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» в отношении взыскания штрафа за нарушение антимонопольного законодательства;

-в соответствии со статьей 25 Закона Украины «О Едином таможенном тарифе» в отношении таможенных платежей, не уплаченных в сроки, на которые была предоставлена отсрочка и рассрочка оплаты;

-в соответствии со статьей 3 Закона Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» в отношении штрафа, не уплаченного в 15-дневный срок со дня его наложения;

-в соответствии со статьей 7 Закона Украины «Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия» в отношении непогашенных сумм акцизного сбора;

— в соответствии с Указом Президента Украины «О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий» от 25 июня 1993 года N 235;

-в соответствии с Указом Президента Украины «О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины» от 16 марта 1995 года N 227 в отношении кредиторской задолженности за энергоносители и нецелевого использования выручки от реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

-в соответствии с Указом Президента Украины «О мерах по улучшению расчетов за услуги, которые предоставляются Государственной службой охраны при Министерстве внутренних дел Украины» от 17 марта 1995 года N 237 в отношении стоимости услуг охраны по договорам (соглашениям);

-в соответствии сУказом Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию наличного обращения» от 12 июня 1995 года N 436;

-в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины «О нормативе обращения платежных документов в Украине» от 25 июня 1993 года N 3324-XII и пунктом 5 Постановления Верховной Рады Украины «О мерах по стабилизации социально-экономического положения в Украине» от 22 декабря 1993 года N 3739-X11;

— в других случаях, предусмотренных законодательством Украины.

2.3.2. Ответственность за достоверность данных расчетного документа на бесспорное списание денежных средств возлагается на взыскателя, который оформил этот документ и предоставил его банку, который его обслуживает.

В случае, если в расчетном документе не сделана ссылка на акт действующего законодательства, которым предусмотрено право бесспорного списания средств, банк обязан вернуть его без исполнения. 2.3.3. Согласно Указу Президента Украины от 16.03.95 г. N 227 безакцептному списанию подлежит сумма кредиторской задолженности за энергоносители.

Энергоносителями, по методологии Европейской экономической комиссии ООН и согласно принятым в международной практике стандартам, считаются: каменный и бурый уголь, торф, другие виды первичного твердого топлива, каменноугольные брикеты, кокс, другие виды вторичного твердого топлива, буроугольные и торфяные брикеты, сырая нефть, газ от нефтепереработки, нефтепродукты, природный газ, природные энергетические ресурсы (ядерная, гидравлическая и геотермальная энергия, другие природные энергоресурсы), электроэнергия, теплоэнергия (пар и горячая вода).

2.3.4. В случае отсутствия средств на расчетном счете предприятия банк принимает расчетные документы на оплату платежей, указанных в пункте 2.3, и учитывает их на внебалансовом счете N 9929. Оплата этих платежей выполняется при поступлении средств на счет предприятия согласно календарной очередности поступления расчетных документов, а в пределах одного календарного дня — пропорционально их удельному весу.

2.4. Другие платежи согласно действующему законодательству.

3. Согласно Указу Президента Украины от 16.03.95 г. N 227 товаропроизводитель сельскохозяйственной продукции и продовольствия имеет право на взыскание в его пользу в претензионно-исковом порядке пени в размере 1,5 процента от суммы, которая не перечислена ему в установленные сроки, за каждый банковский день просроченного платежа, если больший размер пени не обусловлен соглашением сторон.

4. Согласно Указу Президента Украины от 05.04.96 г. N 243 «О мерах по стабилизации финансового состояния предприятий»:

предприятия всех форм собственности освобождены от уплаты пени, которая начислена в соответствии со статьей 2 Указа Президента Украины «О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины» от 16.03.95 г. N 227 по состоянию на 1 апреля 1996 года с суммы просроченной задолженности в пользу кредиторов и не уплачена в установленном порядке на день вступления в силу этого Указа, кроме предприятий-должников, которые в договорах с кредиторами предусмотрели взимание пени и ее размер.

5. Банки все денежные поступления предприятия в национальной валюте Украины зачисляют только на его единый расчетный (текущий) счет, за исключением расчетов, которые осуществляются по специальным режимам согласно решениям Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины.

В случае выполнения банками расчетных операций с нарушениями очередности в доход Государственного бюджета Украины по распоряжению налоговой администрации на основании акта проверки взыскиваются за счет прибыли банка, остающейся после уплаты налогов, средства в размере сумм, перечисленных с нарушениями.

5.1.Положение пункта 5 Указа Президента Украины от 16.03.95 г. N 227 не распространяется на правоотношения. которые возникают из уступки требования, перевода долга и зачисления встречного требования.

Уступка требования кредитором другому лицу (статьи 197 — 200 Гражданского кодекса Украины) предусматривает возникновение обязательств между новым кредитором и должником.

Такие же обязательства возникают в случае перевода предприятием своего долга на другое лицо (статья 201 Гражданского кодекса Украины).

В случае зачисления встречного однородного требования платежи не осуществляются вообще.

6. Расчеты между резидентами и нерезидентами по экспортно-импортным операциям, осуществляемым через «ЛОРО» счета нерезидентов в украинских банках, регулируются отдельными нормативными документами Национального банка Украины.

Емельянова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В Письме Минфина РФ от 09.06.2017 № 03-02-08/36213 изложено отношение чиновников к пересмотру очередности списания денежных средств с расчетного счета при их недостаточности для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету. Речь идет об инициативе установить приоритет требований по перечислению (выдаче) денежных средств для расчетов по оплате труда с работниками перед требованиями по перечислению задолженности по налогам, сборам и страховым взносам в бюджетную систему РФ.

Позиция финансистов неизменна: они высказываются против (см. ранее выпущенное Письмо от 08.11.2016 № 03-02-07/1/65227). Авторы письма напомнили историю вопроса.

Очередность списания денежных средств со счета при их недостаточности установлена п. 2 ст. 855 ГК РФ. Начиная с 15.08.1996 действовала редакция нормы, предусматривающая шесть очередей:

  • исполнительные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

  • исполнительные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

  • платежные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС и Государственный фонд занятости населения РФ;

  • платежные документы, предусматривающие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

  • исполнительные документы, предусматривающие удовлетворение других денежных требований;

  • другие платежные документы в порядке календарной очередности.

Постановлением КС РФ от 23.12.1997 № 21-П было признано не соответствующим Конституции РФ положение, относящее выплаты по трудовым договорам к третьей очереди, исходя из того, что платежами, отнесенными к четвертой очереди, являются только взыскиваемые суммы задолженности на основании поручений налоговых органов, носящих бесспорный характер. Конституционный суд указал, что установленная очередность могла приводить к нарушению конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и формировала правовые условия для легального отказа от ее выполнения. Конституционные обязанности выплачивать вознаграждения за труд и платить законно установленные налоги и сборы не должны противопоставляться друг другу, так как установление жесткого приоритета для одной из них означает невозможность реализации, а следовательно, умаление равно защищаемых прав и законных интересов тех или других групп граждан.

В связи с этим федеральными законами о федеральных бюджетах с 1998 по 2013 годы было установлено, что при недостаточности средств списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производились в порядке календарной очередности поступления документов после перечисления платежей, отнесенных к первой и второй очереди.

Впоследствии (с 14.12.2013) ст. 855 ГК РФ была изменена, и теперь очередность установлена следующим образом:

  • исполнительные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

  • исполнительные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

  • платежные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручения налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ, а также поручения органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  • исполнительные документы, предусматривающие удовлетворение других денежных требований;

  • другие платежные документы в порядке календарной очередности.

Минфин подчеркнул, что считает достаточно защищенными требования трудящихся, поскольку:

  • в рамках процедуры банкротства требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в другой очередности (требования по оплате труда, выплате выходных пособий отнесены ко второй очереди);

  • в общем случае (п. 2 ст. 855 ГК РФ) также во вторую очередь удовлетворяются требования по перечислению или выдаче заработной платы, выходных пособий работникам на основании исполнительных документов.

Получается, фактически с 1998 года заработная плата и взыскиваемая налоговиками задолженность отнесены к одной очереди списания. Поэтому если поручение налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджетную систему поступило в банк раньше, чем распоряжение о перечисление заработной платы, то первым будет исполнено поручение налоговиков. Значит, выплата оплаты труда может быть задержана.

Если «конкурирующие» документы поступили в банк в один день

В силу п. 2 ст. 855 ГК РФ списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. Организации интересуются: каким образом должны быть исполнены требования по перечислению заработной платы и списанию налоговой недоимки, если соответствующие платежные документы поступили в банк в один день? Согласно Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П, банк обязан фиксировать дату поступления распоряжения о переводе, но не его время. Тем не менее представляется, что банк не вправе произвольно определять очередность исполнения распоряжений, поступивших в один день. Порядок действий в данной ситуации должен быть прописан во внутренней документации банка. К примеру, логично предположить, что банк, фиксирующий время поступления распоряжения, соблюдает очередность по времени в течение дня.

Как «приблизить» очередь списания?

Своевременная выплата зарплаты обусловливает бесперебойность производственного процесса, поэтому зачастую именно она является для руководства и собственников компании приоритетной задачей. В связи с этим у организаций возникает потребность приблизить очередь исполнения требований о расчетах по заработной плате по сравнению с инкассовыми поручениями. Традиционно эксперты рекомендуют присмотреться ко второй очереди, а именно к требованиям по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору.

Виды исполнительных документов перечислены в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Среди них наряду с исполнительными листами, судебными приказами, постановлениями судебного пристава-исполнителя и др. названы удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам (далее – КТС). Именно на них многие эксперты и советуют обратить внимание в рассматриваемой ситуации.

Например, данным вариантом воспользовалась компания, а банк, исполнивший удостоверения КТС при наличии в картотеке инкассовых поручений налогового органа, в трех инстанциях доказывал свою правоту, ведь налоговики попытаются привлечь банк к ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 135 НК РФ (см. Постановление АС ЗСО от 14.04.2016 по делу № А67-4026/2015).

Вполне очевидно, что все формальности, связанные с работой КТС и оформлением удостоверения, будут изучены с особой тщательностью. Например, в приведенном выше случае интересы работников представляла первичная профсоюзная организация: ее председатель обращался в КТС с заявлениями о взыскании заработной платы, на профсоюзную организацию было выписано удостоверение КТС (в приложении к нему указаны все взыскатели), денежные средства с расчетного счета работодателя были перечислены на ее расчетный счет. Суды проверили полномочия представителя и установили, что стороны не оспаривали факт наличия задолженности по заработной плате, а также погашение ее путем исполнения банком удостоверений КТС. Другими словами, банк был незаконно привлечен к налоговой ответственности. К слову, читателям могут быть интересны подробности дела: 25.11.2011 к расчетному счету работодателя были предъявлены инкассовые поручения ИФНС на сумму более 16 млн руб. (помещены в картотеку), а в период с 25.11.2011 по 24.06.2013 с данного расчетного счета были списаны денежные средства в сумме более 65 млн руб. на выплату задолженности по заработной плате на основании удостоверений, выданных КТС.

Итак, зарплата и недоимка имеют одну и ту же очередь списания, что в полной мере соответствует Конституции РФ. Однако, как мы видим, у организаций существует возможность вполне легально выплачивать долги перед работниками прежде погашения задолженности перед бюджетом.

Очередность списания средств с арестованного счета

Обязан ли банк продолжать исполнять постановление о наложении ареста на денежные средства клиента, если на счете денежные средства сначала отсутствуют или их недостаточно, а затем денежные средства начинают накапливаться и в это же время в банк поступают или уже имеются расчетные документы, подлежащие исполнению в первую, вторую и (или) третью очередь? Откладывается ли исполнение расчетных документов, относящихся к первой, второй и (или) третьей очереди, до того момента, когда на счете в полном объеме будет сумма денежных средств, на которую наложен арест в соответствии с указанным постановлением? Вопрос:
Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» была дополнена ч. 6, согласно которой, в случае если денежные средства на счетах должника отсутствуют либо их недостаточно, банк или иная кредитная организация приостанавливает операции с имеющимися денежными средствами на счетах должника и (или) продолжает дальнейшее исполнение постановления о наложении ареста по мере поступления денежных средств на счета должника до исполнения в полном объеме указанного постановления или до снятия ареста судебным приставом-исполнителем. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2012 г.
Согласно ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, при этом приостановление по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.
Обязан ли банк продолжать исполнять постановление о наложении ареста на денежные средства клиента, если на счете денежные средства сначала отсутствуют или их недостаточно, а затем денежные средства начинают накапливаться и в это же время в банк поступают или уже имеются расчетные документы, подлежащие исполнению в первую, вторую и (или) третью очередь?
Откладывается ли исполнение расчетных документов, относящихся к первой, второй и (или) третьей очереди, до того момента, когда на счете в полном объеме будет сумма денежных средств, на которую наложен арест в соответствии с указанным постановлением?
Если да, то получается, что при наложении ареста исполнительные документы, предусматривающие удовлетворение денежных требований, подлежащие исполнению в пятую очередь, имеют приоритет перед исполнительными документами, предусматривающими перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, выплаты выходных пособий, зарплаты и вознаграждений по авторскому договору, а также для уплаты налоговых платежей.
Ответ:
Очередность списания денежных средств со счета при их недостаточности установлена п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, а впредь до внесения изменений в п. 2 указанной статьи — ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».
Арест денежных средств должника не может нарушить очередности списания денежных средств со счета, установленного законодательством Российской Федерации.
В случае наложения судебным приставом-исполнителем ареста в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» на денежные средства в целях обращения взыскания на них в рамках исполнительного производства по взысканию платежей, списание которых в соответствии с п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации производится в пятую очередь, расчетные документы по перечислению платежей, относящихся к первой, второй, третьей и четвертой очереди, исполняются в первоочередном порядке по мере поступления денежных средств на счет клиента банка.
Основание: Письмо Минфина РФ от 11 мая 2012 г. N 03-02-07/1-118
Подборка по материалам информационного банка «Финансист» системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Очередность удовлетворения требований в исполнительном производстве

В процессе исполнительного производства кредиторы часто сталкиваются с невозможностью взыскания с должника всего долга. Однако недостаточный объем денежных средств или имущества на счетах ответчика не означает освобождение от удовлетворения требований контрагентов.

Возмещение задолженностей происходит в соответствии со ст. 111 ФЗ «Об исполнительном производстве», которая регламентирует очередность удовлетворения требований взыскателей.

Очередность взыскания зависит от видов задолженностей. К первой очереди причисляют:

  • выплаты по алиментам;
  • компенсации за причинение морального вреда или вреда, причиненного здоровью;
  • возмещение ущерба, причиненного преступлением;
  • компенсацию ущерба ввиду действий, повлекших за собой потерю кормильца.

Участниками второй очереди становятся:

  • работники, заключившие с должником трудовой договор;
  • авторы работ, потребовавшие вознаграждения за результаты интеллектуальной деятельности;
  • работники, не получившие своевременные выплаты по выходному пособию.

Участникам третий очереди удержаний удовлетворяются требования по обязательным платежам. Это взносы в государственный бюджет, а также внебюджетные фонды.

К четвертой очереди относятся прочие задолженности, среди которых:

  • штрафы;
  • мелкие банковские займы;
  • судебные издержки.

Как только бухгалтер получает исполнительный лист, он обязан предупредить сотрудника, и лишь затем производить удержания.

Работник может сообщить о согласии на более крупные суммы удержаний. В этом случае бухгалтеру потребуется провести расчеты, с целью выявления суммы остатка. Если после всех удержаний работник получит заработную плату уровнем менее допустимого (менее 30%), объем платежей подлежит дополнительному обсуждению.

Какая очередность платежей по исполнительному листу судебных приставов?

Очередность и порядок платежей регламентируется статьей 138 Трудового кодекса РФ, а также статьей 111 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно нормативным актам очередность зависит и от вида платежей – добровольные или принудительные.

Статья 111 ФЗ об исполнительном производстве

Федеральный закон № 229-ФЗ содержит подробное разъяснение формирования очередности взысканий средств со счетов должника в целях удовлетворения требований кредиторов.

В случае невозможности возмещения всех задолженностей в полном объеме, имеющаяся сумма распределяется между кредиторами в определенном процентном соотношении, а также в соответствии законодательной очередностью.

Кроме того, в статье указано неизменное условие перехода очереди получения выплаты от одного кредитора к другому. Так, требования каждой следующей очереди подлежат удовлетворению только после абсолютного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Узнать у специалиста

Порядок списания денежных средств по исполнительному листу

Очередность списания денежных средств со счета определена ст. 855 Гражданского кодекса РФ. Так, если на счете клиента достаточно средств, списания проходят по соответствующим документам в порядке календарной очередности.

Недостаточная сумма средств на счете означает их списание в порядке установленной законом очередности:

  • выплаты по алиментам, возмещение ущерба здоровью;
  • расчет по трудовым договорам, вознаграждение за результаты интеллектуальной деятельности;
  • оплата труда, налоговые выплаты, сборы в бюджет РФ;
  • выплаты по прочим исполнительным листам;
  • остальные платежные документы обрабатываются в порядке календарной очередности.

Оспаривание очередности погашения процентов в исполнительном производстве

В ст. 319 ГК РФ говорится о порядке распределения суммы произведенного платежа в тех случаях, когда его недостаточно для полного исполнения денежного обязательства:

  • издержки кредиторов;
  • проценты;
  • основная сумма долга.

Платежное поручение при оплате по исполнительному листу

Стандартизированной формы нет, поэтому все платежи по исполнительному листу оформляются по типовой форме. При заполнении платежного поручения необходимо различать налоговую и не налоговую задолженность, а оформление платежа в этом случае будет также различаться. Следует внимательно отнестись к внесению реквизитов организации, поскольку от этого будет зависеть, пройдет ли платеж по назначению.

Назначение платежа по исполнительному листу

В данном поле указывается вся важная для идентификации платежа информация:

  • вид удержания;
  • реквизиты исполнительного листа;
  • реквизиты дела;
  • информация о получателе.

Получить подробную консультацию по заполнению данной графы можно у приставов.

Образец заполнения платежки по исполнительному листу

Статья № 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» с комментариями

Взыскание, применяемое к должнику, не может быть обращено на определенные виды доходов согласно действующему законодательству РФ. Так, такими денежными суммами являются:

  • средства, выплачиваются в качестве возмещения вреда, причиненного здоровью;
  • деньги, выплачиваемые в возмещение вреда по причине смерти кормильца;
  • средства, которые выплачиваются лицам, получившим увечья при исполнении служебных обязанностей;
  • компенсационные выплаты;
  • целый ряд иных выплат, которые предусмотрены этой статьей.

Взаимозачет встречных требований в исполнительном производстве

Зачет встречных требований во время исполнительного производства согласно действующему законодательству РФ может производиться судебным приставом, который является лицом, принимающее соответствующее процессуальное решение.

Так, для взаимозачета встречных требований нужно, чтобы были доказательства их бесспорности. На стадии исполнительного производства доказательной базой служат исполнительные листы, которые выдают суды общей юрисдикции, а также арбитражные суды.

Как оплатить исполнительное производство?

Оплатить имеющеюся задолженность можно:

  • посредством передачи средств непосредственно в руки сотрудникам ФССП (обязательно при этом нужно получить квитанцию об уплате);
  • с помощью терминалов самообслуживания;
  • через официальный сайт ФССП;
  • посредством мобильного приложения ФССП.

Как оплатить исполнительное производство через сбербанк онлайн?

Если должник является владельцем банковской карты Сбербанка, то это можно сделать на сайте банка в разделе «Платежи и Переводы».

У вас есть вопросы? Напишите нам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *