Обязанности налогоплательщика

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления):

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств (драгоценных металлов) со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

15) восстанавливать в случае, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса, суммы недоимки, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию.

16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.

2.1. Права, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов.

3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

4. Формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

В случае направления документа налоговым органом через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг датой его получения считается день, следующий за днем получения указанного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

5. В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:

налогоплательщику — российской организации (ее филиалу, представительству) — по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;

налогоплательщику — иностранной организации — по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику — иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, — по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику — иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и имеющей на территории Российской Федерации объект недвижимого имущества на праве собственности, — по адресу места нахождения указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу;

налогоплательщику — индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, — по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. При отсутствии у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления этому лицу документов, указанных в настоящем пункте, такие документы направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка).

Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются налоговым органом иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

До предоставления иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, доступа к личному кабинету налогоплательщика в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются по любому известному налоговому органу адресу электронной почты такой иностранной организации. В этом случае датой получения иностранной организацией соответствующего документа считается день, следующий за днем его передачи по адресу электронной почты.

7. Налоговые органы вправе информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации, не чаще одного раза в квартал при условии получения их согласия на такое информирование в письменной форме.

8. Взаимодействие налоговых органов с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг может осуществляться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Документы (сведения), представляемые в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, не позднее дня, следующего за днем их приема, направляются многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в налоговый орган в форме электронных документов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Порядок взаимодействия налоговых органов с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме и требования к формированию электронных документов, используемых при таком взаимодействии, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок передачи документов (сведений), принятых многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, в налоговые органы на бумажном носителе, порядок передачи по результатам рассмотрения указанных документов (сведений) налоговыми органами документов на бумажном носителе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг определяются соглашением взаимодействующих сторон.

В случае представления физическим лицом в налоговый орган документов (сведений), за исключением налоговых деклараций, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по просьбе этого физического лица, выраженной в письменной форме, о получении по результатам рассмотрения указанных документов (сведений) от налогового органа документа через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг налоговый орган обязан в срок, не превышающий двух дней после подготовки соответствующего документа, передать такой документ в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для его получения физическим лицом на бумажном носителе.

Передача налоговым органом физическому лицу документов, содержащих сведения о нем, составляющие налоговую тайну, на бумажном носителе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется при наличии письменного согласия на это указанного физического лица, которое может быть выражено им в документе (сведениях), представляемых в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

16. Налогоплательщики – физические лица: понятие, признаки.
В статье 11 Налогового кодекса дано определение понятия «физические лица» для целей налогообложения: под физическими лицами следует понимать граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства. При этом несовершеннолетние дети также являются плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ), однако от их имени в налоговых правоотношениях могут выступать их законные представители, в частности, родители (см., например, Письмо Минфина России от 10.07.2008 № 03-04-05-01/230).
Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты налога. Для НДФЛ объектом налогообложения признается доход, который получен физическим лицом (абз. 1 ст. 209 НК РФ). По общему правилу доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (ст. 41 НК РФ). Но не всякая экономическая выгода будет признана доходом физического лица, а только та, которую можно оценить и определить по правилам гл. 23 НК РФ (ст. 41 НК РФ).
Итак, экономическая выгода признается доходом физического лица, если одновременно соблюдаются три условия:
1) она подлежит получению деньгами или иным имуществом;
2) её размер можно оценить;
3) она может быть определена по правилам гл. 23 НК РФ.
Доходы физических лиц, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%, можно уменьшить (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ). Уменьшение производится на так называемые вычеты. НК РФ предусмотрел четыре группы таких вычетов:
1) стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ);
2) социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ);
3) имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ);
4) профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ).
Обратите внимание! Вычеты уменьшают только те доходы, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13% (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ).
Вычеты нельзя применить к доходам физического лица, которые облагаются НДФЛ по ставкам 9, 15, 30, 35% (п. 4 ст. 210, п. п. 2–5 ст. 224 НК РФ). К таким доходам, в частности, относятся доходы нерезидентов (как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и граждан РФ), дивиденды, материальная выгода, доходы от продажи имущества и др. (см., например, Письма Минфина России от 24.10.2008 № 03-04-05-01/400, от 10.04.2008 № 03-04-05-01/104).
Например, гражданин Иванов с 2006 г. является участником ООО «Фирма» и ежеквартально получает дивиденды, выплачиваемые обществом. Иных источников дохода у Иванова нет. В 2007 г. Иванов купил квартиру, однако воспользоваться имущественным налоговым вычетом по расходам на покупку он не вправе. Связано это с тем, что Иванов не имеет доходов, облагаемых по ставке НДФЛ 13%, а доходы в виде дивидендов, облагаемые по ставке НДФЛ 9%, не могут быть уменьшены на сумму вычетов (п. 4 ст. 210, ст. 220, п. 4 ст. 224 НК РФ, Письмо Минфина России от 30.11.06 № 03-05-01-05/268).
Вычеты не могут применить физические лица, которые освобождены от уплаты НДФЛ. Ведь у них в принципе отсутствует облагаемый доход. А значит, уменьшать на сумму вычетов просто нечего. К таким физическим лицам, в частности, относятся пенсионеры и безработные, не имеющие иных источников дохода, кроме государственных пенсий и пособий по безработице.
Имущественные налоговые вычеты
Имущественные налоговые вычеты предоставляются в тех случаях, когда налогоплательщик осуществляет определенные операции с имуществом. К таким операциям относятся (п. 1 ст. 220 НК РФ):
1) продажа имущества;
2) приобретение (либо новое строительство) жилья.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 5 октября 2020 г.

Сегодня об обязанности каждого платить налоги рассказывают уже в школе. Так, в одном из заданий по обществознанию учащихся просят назвать три обязанности налогоплательщика и проиллюстрировать их примерами. На самом деле обязанностей у налогоплательщика заметно больше. Но и права, конечно, тоже есть.

По понятным причинам все права и обязанности налогоплательщиков перечислены в НК РФ.

Обязанности налогоплательщика

Все налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и, если такая обязанность установлена налоговым законодательством, должны (п. 1 ст. 23 НК РФ):

  • вставать на учет в налоговых органах;
  • вести учет доходов, расходов, объектов налогообложения;
  • представлять в ИФНС по месту учета налоговые декларации, расчеты и др.

Безусловно, это не все обязанности налогоплательщиков. Кроме перечисленного, они должны представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, сообщать о создании обособленных подразделений на территории РФ, хранить документы бухгалтерского и налогового учета в течение 4 лет (пп. 6,8 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) и т.д.

Пожалуй, главная обязанность – это все же уплата налога. При этом обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с того момента, когда лицо передало поручение банку перечислить нужную сумму в бюджетную систему и обеспечило достаточное количество денег на счете либо внесло их наличными. Последнее характерно для уплаты налога физическими лицами (п. 3 ст. 45 НК РФ). Иными словами, налогоплательщик не должен отвечать за технические сбои и недостатки в системе расчетов, поскольку он со своей стороны сделал все возможное для уплаты налога.

Если же налог должен уплатить налоговый агент, то налоговая обязанность считается исполненной налогоплательщиком с момента удержания у него суммы налога (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ). А при зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в счет уплаты налога обязанность признается исполненной с даты, когда соответствующее решение о зачете было принято налоговым органом (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Права налогоплательщика

Налогоплательщики имеют право (п. 1 ст. 21 НК РФ):

  • получать бесплатную информацию в части действующих налогов и сборов от ИФНС по месту учета;
  • получать письменные разъяснения по вопросам, касающимся применения налогового законодательства, от Минфина РФ и налоговых органов;
  • применять налоговые льготы при наличии на то оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит;
  • представлять налоговикам пояснения, имеющие отношение к исчислению и уплате налогов;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • обжаловать акты налоговых органов и действия / бездействие их должностных лиц;
  • на своевременный зачет / возврат сумм излишне уплаченных / взысканных налогов, пени, штрафов;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны и т.д.

Отметим, что права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов во многом «зеркальны» по отношению друг к другу: то, что вправе требовать налоговики, должны исполнять плательщики налогов, и наоборот.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс .

Бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГОПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедрасоциальных наук, педагогики и права

Выполнил: Проверил:

______________________ ______________________

______________________

(Ф.И.О., номеручебной группы студента) (Ф.И.О., должностьпреподавателя)

«____»___________200__г. «___»_____________200__г.

Контрольнаяработа Контрольная работа

кзащите (допущена, не допущена) защищена ______________

(с оценкой,дата защиты)

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА

подисциплине «Финансовое право»

натему: » Права и обязанности налогоплательщиков»

2009

Введение…………………………………………………………………………………………..3

  1. Налогоплательщики и признаки определяющиеих…………………………………….…4

  2. Права и обязанности налогоплательщиков……………………………………………..…6

    1. Права налогоплательщиков (плательщиковсборов)……………………………..…..6

    2. Обязанности налогоплательщиков(плательщиков сборов) …………………………7

    3. Налоговые агенты, их права и обязанности…………………………………………..8

  3. Представители налогоплательщиков, ихполномочия, права и обязанности ………….10

Заключение ……………………………………………………………………………………..12

Список использованнойлитературы…………………………………………………………..13

Введение

Налоги играют важнейшуюроль среди государственных доходов.Помимо финансовой роли, налоги имеютбольшое социальное значение. Посредствомналогов государство воздействует наопределенные общественные процессы,выполняет контрольные функции, выступаетгарантом конституционного права.

С юридической точкизрения, налог — установленная закономформа отчуждения собственности физическихи юридических лиц в пользу субъектовпубличной власти. При этом налог являетсяиндивидуально безвозмездным, взыскиваетсяна условиях безвозвратности методамигосударственного принуждения и не носитхарактер наказания или контрибуции.Налоги устанавливаются законодательнойвластью в одностороннем порядке.

Права налогоплательщиков(плательщиков сборов) определены статьей21 первой части Налогового Кодекса РФ,а обязанности – статьей 23 первой частиНалогового Кодекса РФ.

  1. Налогоплательщики и признакиих определяющие

Налогоплательщикамипризнаются организации и физическиелица, на которых в соответствии сНалоговым кодексом РФ возложенаобязанность уплачивать соответственноналоги и (или) сборы. Филиалы и иныеобособленные подразделения российскихорганизаций исполняют обязанности этихорганизаций по уплате налогов и сборовпо месту нахождения этих филиалов ииных обособленных подразделений.Обязанность по уплате налога или сборавозникает, изменяется и прекращаетсяпри наличии оснований, установленныхНалоговым кодексом или иным актомзаконодательства о налогах и сборах,т.е. при наличии объекта налогообложения.В соответствии со ст.38 Налогового кодексаобъектами налогообложения могут являтьсяоперации по реализации товаров (работ,услуг), имущество, прибыль, доход,стоимость реализованных товаров(выполненных работ, оказанных услуг)либо иной объект, имеющий стоимостную,количественную или физическуюхарактеристики.

В соответствии с Гражданским кодексомРФ юридическим лицом признаетсяорганизация, которая имеет в собственности,хозяйственном ведении или оперативномуправлении обособленное имущество иотвечает по своим обязательствам этимимуществом, может от своего имениприобретать и осуществлять имущественныеи личные неимущественные права, нестиобязанности, быть истцом и ответчикомв суде. Юридические лица должны иметьсамостоятельный баланс или смету. К нимотносятся организации независимо отформ собственности и ведомственнойпринадлежности это государственные имуниципальные предприятия, хозяйственныетоварищества и общества, учреждения идругие виды организаций, осуществляющиепроизводственную и иную коммерческуюдеятельность.

Плательщиками налогов и сборов являютсятакже созданные на территории РФпредприятия с иностранными инвестициями,международные объединения и организации,осуществляющие предпринимательскуюдеятельность. Кроме того, плательщикаминалогов и сборов являются компании,фирмы, любые другие организации,образованные в соответствии сзаконодательством иностранных государств,которые осуществляют предпринимательскуюдеятельность в Российской Федерациичерез постоянные представительстваэто иностранные юридические лица (ИЮЛ).

Под постоянным представительством ИЮЛдля целей налогообложения понимаютсяфилиалы, бюро, контора, агентство, любоедругое место осуществления деятельности,связанное с разведкой или разработкойприродных ресурсов, проведениемпредусмотренных контрактами работ построительству, установке, монтажу,сборке, наладке, обслуживанию оборудования,оказанием услуг, проведением другихработ, а также организации и граждане,уполномоченные ИЮЛ осуществлятьпредставительские функции в РоссийскойФедерации. Таким образом, к признакам,которые лежат в основе определенияотнесения организаций и физических лицк категории налогоплательщиков, следуетотнести:

-наличие объекта налогообложения;

-наличие статуса юридического лица позаконодательству РФ;

-наличие статуса представительстваиностранного юридического лица;

-наличие статуса международногообъединения и (или) организации,осуществляющих предпринимательскуюдеятельность на территории РФ;

-занятие предпринимательской деятельностибез образования юридического лица.

По каждому налогу и сбору определяютсяконкретные их плательщики и объектыналогообложения в соответствии сдействующим Налоговым кодексом РоссийскойФедерации.

  1. Права и обязанностиналогоплательщиков

    1. Права налогоплательщиков (плательщиковсборов)

Налогоплательщики имеют право:

  • получать от налоговых органов по местуучета бесплатную информацию о действующихналогах и сборах, законодательстве оналогах и сборах и об иных актах,содержащих нормы законодательства оналогах и сборах, а также о правах иобязанностях налогоплательщиков,полномочиях налоговых органов и ихдолжностных лиц;

  • получать от налоговых органов письменныеразъяснения по вопросам применениязаконодательства о налогах и сборах;

  • использовать налоговые льготы приналичии оснований и в порядке,установленном законодательством оналогах и сборах;

  • получать отсрочку, рассрочку, налоговыйкредит и инвестиционный налоговыйкредит в порядке и на условиях,установленных Налоговым кодексом РФ;

  • представлять свои интересы в налоговыхправоотношениях лично либо через своегопредставителя;

  • представлять налоговым органам и ихдолжностным лицам пояснения по исчислениюи уплате налогов, а также по актампроведенных налоговых проверок;

  • присутствовать при проведении выезднойналоговой проверки;

  • получать копии акта налоговой проверкии решений налоговых органов, а такженалоговые уведомления и требования обуплате налогов;

  • требовать от должностных лиц налоговыхорганов соблюдения законодательствао налогах и сборах при совершении имидействий в отношении налогоплательщиков;

  • не выполнять неправомерные акты итребования налоговых органов и ихдолжностных лиц, не соответствующиеНалоговому кодексу РФ или иным федеральнымзаконам;

  • обжаловать в установленном порядкеакты налоговых органов и действия(бездействие) их должностных лиц;

  • требовать соблюдения налоговой тайны;

  • требовать в установленном порядкевозмещения в полном объеме убытков,причиненных незаконными решенияминалоговых органов или незаконнымидействиями (бездействием) их должностныхлиц.

Налогоплательщики имеют также иныеправа, установленные Налоговым кодексомРФ и другими законодательными актамио налогах и сборах. Плательщики сборовимеют те же права, что и налогоплательщики.Налогоплательщикам (плательщикамсборов) гарантируется административнаяи судебная защита их прав и законныхинтересов, порядок защиты которыхопределяется Налоговым кодексом РФ идругими федеральными законами.

    1. Обязанности налогоплательщиков(плательщиков сборов)

Налогоплательщики (плательщики сборов)как субъекты налоговых правоотношенийимеют не только права, но на них возложеныопределенные обязанности.

Налогоплательщики обязаны:

  • уплачивать законно установленныеналоги;

  • встать на учет в налоговых органах,если такая обязанность предусмотренаНалоговым кодексом РФ;

  • вести в установленном порядке учетсвоих доходов (расходов) и объектовналогообложения, если такая обязанностьпредусмотрена законодательством оналогах и сборах;

  • представлять в налоговый орган по местуучета в установленном порядке налоговыедекларации по тем налогам, которые ониобязаны уплачивать, если такая обязанностьпредусмотрена законодательством оналогах и сборах, а также бухгалтерскуюотчетность в соответствии с Федеральнымзаконом «О бухгалтерском учете»;

  • представлять налоговым органам и ихдолжностным лицам в случаях, предусмотренныхНалоговым кодексом РФ, документы,необходимые для исчисления и уплатыналогов;

  • выполнять законные требования налоговогооргана об устранении выявленныхнарушений законодательства о налогахи сборах, а также не препятствоватьзаконной деятельности должностных лицналоговых органов при исполнении имисвоих служебных обязанностей;

  • предоставлять налоговому органунеобходимую информацию и документы вслучаях и порядке, предусмотренномНалоговым кодексом РФ;

  • обеспечивать в течение четырех летсохранность данных бухгалтерскогоучета и других документов, необходимыхдля исчисления и уплаты налогов, а такжедокументов, подтверждающих полученныедоходы (для организаций также ипроизведенные расходы) и уплаченные(удержанные) налоги.

Налогоплательщики организации ииндивидуальные предприниматели, кромевышеназванных обязанностей, обязанысообщать в налоговый орган по местуучета:

  • об открытии или закрытии счетов вдесятидневный срок;

  • обо всех случаях участия в российскихи иностранных организациях в срок непозднее одного месяца со дня началатакого участия;

  • обо всех обособленных подразделениях,созданных на территории РФ, в срок непозднее одного месяца со дня их создания,реорганизации или ликвидации;

  • об объявлении несостоятельности(банкротстве), о ликвидации илиреорганизации в срок не позднее трехдней со дня принятия такого решения;

  • об изменении своего места нахожденияв срок не позднее десяти дней со дняпринятия такого решения.

Плательщики сборов обязаны уплачиватьзаконно установленные сборы, а такженести иные обязанности, установленныезаконодательством о налогах и сборах.За невыполнение или ненадлежащеевыполнение возложенных на негообязанностей налогоплательщик (плательщиксборов) несет ответственность всоответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

    1. Налоговые агенты, их права и обязанности

Налоговый кодекс предусматривает вкачестве субъекта налогового правоотношенияналогового агента. Налоговыми агентамипризнаются лица, на которых в соответствиис Налоговым кодексом РФ возложеныобязанности по исчислению, удержаниюу налогоплательщика и перечислению всоответствующий бюджет (внебюджетныефонды) налогов. Налоговыми агентами,например, являются работодатели приисчислении, удержании и перечислениив соответствующий бюджет (внебюджетныефонды) налогов, взимаемых с заработнойплаты и иных доходов своих работников.Налоговые агенты имеют те же права, чтои налогоплательщики, если иное непредусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Налоговые агенты обязаны:

  • правильно и своевременно исчислять,удерживать из средств, выплачиваемыхналогоплательщикам, и перечислять вбюджеты (внебюджетные фонды) соответствующиеналоги;

  • в течение одного месяца письменносообщать в налоговый орган по местусвоего учета о невозможности удержатьналог у налогоплательщика и о суммезадолженности налогоплательщика;

  • вести учет выплаченных налогоплательщикамдоходов, удержанных и перечисленных вбюджеты (внебюджетные фонды) налогов,в том числе персонально по каждомуналогоплательщику;

  • представлять в налоговый орган поместу своего учета документы, необходимыедля осуществления контроля заправильностью исчисления, удержанияи перечисления налогов и сборов.

За неисполнение или ненадлежащееисполнение возложенных на налоговогоагента обязанностей он несет ответственностьв соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

  1. Представители налогоплательщиков,их полномочия, права и обязанности

Налоговый кодекс РФ с учетом нормГражданского кодекса РФ предусматриваетвозможность использования институтапредставительства в налоговыхправоотношениях. В соответствии со ст.26 Налогового кодекса РФ налогоплательщикможет участвовать в отношениях,регулируемых законодательством оналогах и сборах через законного илиуполномоченного представителя, еслииное не предусмотрено Налоговым кодексомРФ.

Личное участие налогоплательщика вотношениях, регулируемых законодательствомо налогах и сборах, не лишает его праваиметь представителя, равно как участиепредставителя не лишает налогоплательщикаправа на личное участие в указанныхправоотношениях. Полномочия представителядолжны быть документально подтвержденыв соответствии с Налоговым кодексом РФи другими федеральными законами.

Данные положения распространяются наплательщиков сборов и на налоговыхагентов.

Законный представитель налогоплательщика.В ст. 27 Налогового кодекса установлено,что законными представителяминалогоплательщика ­ организациипризнаются лица, уполномоченныепредставлять указанную организацию наосновании закона или ее учредительныхдокументов; законными представителяминалогоплательщика — физического лицапризнаются лица, выступающие в качествеего представителей в соответствии сгражданским законодательством РоссийскойФедерации.

Налоговым кодексом закрепляетсяположение гражданского законодательстваРФ о том, что действия (бездействие)законных представителей организации,совершенные в связи с участием этойорганизации в отношениях, регулируемыхзаконодательством о налогах и сборах,признаются действиями (бездействием)этой организации.

Уполномоченным представителемналогоплательщика признается физическоеили юридическое лицо, уполномоченноеналогоплательщиком представлять егоинтересы в отношениях с налоговымиорганами (таможенными органами, органамигосударственных внебюджетных фондов),иными участниками отношений, регулируемыхзаконодательством о налогах и сборах.Не могут быть уполномоченнымипредставителями налогоплательщикадолжностные лица налоговых и таможенныхорганов, органов государственныхвнебюджетных фондов и налоговой полиции,судьи, следователи и прокуроры.Уполномоченный представительналогоплательщика-организацииосуществляет свои полномочия на основаниидоверенности, выдаваемой в порядке,установленном гражданским законодательствомРоссийской Федерации. Уполномоченныйпредставитель налогоплательщикафизического лица осуществляет своиполномочия на основании нотариальноудостоверенной доверенности илидоверенности, приравненной к нотариальноудостоверенной в соответствии сгражданским законодательством РоссийскойФедерации.

Заключение

Налогообложение — однаиз наиболее важных сфер в жизнигосударства. От регламентации прав иобязанностей субъектов налоговогообязательства, зависит не толькодостижение публичных целей — своевременноеи полное получение денежных средств всчет уплаты налогов, но и защитаимущественных прав налогоплательщиков.Налоговое обязательство в большейстепени, чем иные публичные правоотношениясодержит в себе противоречие, выраженноев столкновении публичных и частныхинтересов. Потому основной задачей настадии установления и введения налогов,законодательной регламентации содержанияналоговых обязательственных правоотношенийявляется найти оптимальный баланс междучастными и публичными интересами,установить соответствующий механизмреализации прав и обязанностей субъектовналогового обязательства. Именно с этойцелью вводятся основные начала взаконодательство о налогах и сборах,тщательно регламентируется взаконодательстве процедура реализацииправ и обязанностей субъектовналогообложения. Жесткая связь прав иобязанностей в налоговом обязательстве,подробная регламентация реализацииданных прав и обязанностей способствовалипоявление в налоговом обязательствебольшого количества процедурных норми, соответственно, появлению правоотношенийпроцедурного характера в рамкахналогового обязательства. Кроме того,жесткая регламентация содержанияналогового обязательства позволяетисключить злоупотребления со сторонысубъектов налогового обязательства идает возможность осуществления контроляза соблюдением законодательства оналогах и сборах, за полнотой исвоевременностью внесения налогов вбюджет.

Список использованной литературы

  1. Игнатьева С.В. Финансовое право: Учебноепособие в схемах. — СПб.: ГУАП, 2006.

  2. Карасева М. В. Финансовое правоотношение.М» 2001.

  3. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Финансовое право:Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.:Изд-во Эксмо, 2006.

  4. Финансовое право в вопросах и ответах:учебное пособие. /отв. Ред. Е.Ю. Грачева.– 2-е издание, переработанное идополненное. – М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2006.

  5. Налоговый кодекс РФ ч.1 ст.21,23 (от 31 июля1998 года)

Права и обязанности налогоплательщика в РФ. Учитель истории и обществознания Михнева Н.В. МОУ «Гимназия 1» г. Новоалександровска Ставропольского края

«Налог это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами». «Налог это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами». Бу Свенссон

План. Понятие налогов и сборов. Обязанности налогоплательщика. Права налогоплательщика.

Нало́г обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Налоговая система Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему.

Виды налогов 1. Прямые и косвенные: Прямые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства( личный подоходный налог, налог на прибыль); Косвенные состоящие в самой цене на предметы потребления налог с продаж, налог на добавленную стоимость) Косвенные состоящие в самой цене на предметы потребления налог с продаж, налог на добавленную стоимость)

Виды налогов 2. Аккордные и подоходные: Аккордные устанавливаются вне зависимости от уровня дохода экономического агента; Подоходные налоги — какой-то определенный процент от дохода (13%) и

Виды налогов Подоходные налоги сами делятся на три типа: Прогрессивные налоги налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает. Регрессивные налоги налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается. Пропорциональные налоги налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Виды налогов Федеральные налоги и сборы (устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации): налог на добавленную стоимость налог на добавленную стоимость акцизы акцизы налог на доходы физических лиц налог на доходы физических лиц единый социальный налог единый социальный налог налог на прибыль организаций налог на прибыль организаций налог на добычу полезных ископаемых налог на добычу полезных ископаемых налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения водный налог водный налог сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов государственная пошлина государственная пошлина

Виды налогов Региональные налоги (устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации): налог на имущество организаций налог на имущество организаций налог на игорный бизнес налог на игорный бизнес транспортный налог транспортный налог

Виды налогов Местные налоги (устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований): земельный налог земельный налог налог на имущество физических лиц налог на имущество физических лиц

Налогоплательщики субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств. субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств. физические лица: -Гражданин -Гражданин — предприниматель юридические лица: -обычные организации -малые предприятия -коммерческие -некоммерческие организации

Обязанности налогоплательщиков Своевременная и полная уплата налога. Обязанность вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая ил сохранность не менее пяти лет. Обязанность вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая ил сохранность не менее пяти лет. Обязанность представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения Обязанность представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения

Обязанности налогоплательщиков Обязанность вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов. Обязанность в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта. Обязанность в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта. Обязанность сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица Обязанность сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица

Права налогоплательщиков Право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами. Право представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам является производным от первого.

Права налогоплательщиков Право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, является гарантией права на защиту. Право представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок. Право в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц.

Ответственность за нарушение налогового законодательства За налоговые преступления предусмотрены наказания в виде штрафа, лишения свободы, лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.

Д/З Ст , записи Подобрать материал из СМИ, глобальной сети, содержащий пример налогообложения граждан, предприятий, организаций (указать полное название источника, дату опубликования) Эссе на тему эпиграфа урока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *