Образец аудиторского заключения 2018

Переход на международные стандарты внешнего и внутреннего аудита в России в 2018 – 2019 году

В декабре 2014 года была изменена ч. 1 ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — закон № 307-ФЗ), посвященная стандартам аудиторской деятельности. Согласно действующей редакции ст. 7 закона № 307-ФЗ аудиторская деятельность ведется только в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), которые признаны в России (порядок признания вводится Правительством РФ).

МСА обязательны для всех:

  • аудиторов;
  • аудиторских организаций;
  • СРО аудиторов и работников таких СРО.

Однако на момент внесения указанных изменений в законодательство признанных в России МСА еще не было, не был утвержден и порядок их признания.

В 2015 году была продолжена работа по переходу от отечественных стандартов к МСА: постановлением Правительства от 11.06.2015 № 576 было утверждено положение о признании МСА подлежащим применению на территории РФ.

В 2016 году Минфином РФ были изданы:

  • приказ от 09.11.2016 № 207н;
  • приказ от 24.10.2016 № 192н.

В 2017 году произошел завершающий этап перехода на МСА: постановлением Правительства РФ от 23.10.2017 № 1289 с 2018 года отменено действие отечественных правил — ФПСАД (были введены постановлением Правительства от 23.06.2002 № 696).

Важно! В 2019 Приказы Минфина № 207н и № 192н были отменены и заменены приказом от 09.01.2019 № 2н, которым введены в действие на территории РФ все МСА (опубликованы на официальном сайте ведомства).

Классификация международных стандартов, их содержание

Аудит бывает разных видов, кроме того, аудиторы оказывают сопутствующие аудиту услуги. Перечень последних утвержден приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н.

Свод международных стандартов аудиторской деятельности и сопутствующих услуг состоит:

  • из 1 стандарта МСКК (Международного стандарта контроля качества);
  • 37 стандартов МСА (Международных стандартов аудита);
  • 2 стандартов МСОП (Международных стандартов обзорных проверок);
  • 5 стандартов МСЗОУ (Международных стандартов заданий, обеспечивающих уверенность);
  • 2 стандартов МССУ (Международных стандартов сопутствующих услуг);
  • 1 стандарта МОПА (Международного отчета о практике аудита).

МСКК посвящен внутреннему контролю качества в организациях, оказывающих аудиторские услуги. В нем описываются элементы системы контроля качества, оценивание работ, устранение недостатков и т. д.

МСА можно сгруппировать по содержанию:

  1. Раскрытие терминов, цель аудита, обязанности аудитора (МСА 200, 220 и др.).
  2. Работа аудитора: согласование условий выполняемых заданий, планирование, выборка и т. д. (МСА 210, 300, 530…).
  3. Риски аудитора, работа с ними (МСА 240, 315, 330, 450).
  4. Аудиторские доказательства, правила работы с информацией, полученной от других аудиторов или сторонней организации (МСА 500, 501, 505, 610).
  5. Регулирование отдельных моментов, например порядка взаимодействия с управленцами предприятия (МСА 260) и т. п.

Кроме перечисленного, существуют разработанные международными организациями стандарты внутреннего аудита. Ими может пользоваться компетентное подразделение организации в своей работе.

Соответствие ФПСАД и МСА

Ранее в области аудита действовали:

  • Федеральные правила и стандарты аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ (34 правила).
  • Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утв. Минфином России (9 правил).
  • Правила-стандарты аудиторской деятельности, утв. комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Часть из отечественных стандартов была полностью тождественна международным правилам. Например, ФПСАД 29 разработан на основе МСА 610.

Другая часть стандартов имела отличия.

С введением МСА произошла замена всех ФПСАД (см. таблицу 1), и в каждой урегулированной области произошли некоторые коррективы.

Таблица 1

Какими МСА были заменены ФПСАД

Российские стандарты

Международные стандарты

ФПСАД 1

МСА 200

ФПСАД 2

МСА 230

ФПСАД 3

МСА 300

ФПСАД 4

МСА 320

ФСАД 7/2011

МСА 500

ФСАД 1/2010

МСА 700

ФПСАД 7

МСА 220

ФПСАД 8

МСА 315

ФПСАД 9

МСА 550

ФПСАД 10

МСА 560

ФПСАД 11

МСА 570

ФПСАД 12

МСА 210

ФПСАД 5/2010

МСА 240

ФПСАД 6/2010

МСА 250

ФПСАД 16

МСА 530

ФПСАД 17

МСА 501

ФПСАД 18

МСА 505

ФПСАД 19

МСА 510

ФПСАД 20

МСА 520

ФПСАД 21

МСА 540

ФПСАД 22

МСА 260

ФПСАД 23

МСА 580

ФПСАД 25

МСА 402

ФПСАД 26

МСА 710

ФПСАД 27

МСА 720

ФПСАД 28

МСА 600

ФПСАД 29

МСА 610

ФПСАД 30

МССУ 4400

ФПСАД 31

МССУ 4410

ФПСАД 32

МСА 620

ФПСАД 33

МСОП 2400

ФПСАД 34

МСКК 1

Кроме того, появились МСА, не имеющие аналогов в отечественной практике (МСА 265, 330, 450 и т. д.).

Вывод! Таким образом, нормативное регулирование аудиторской деятельности стало полным и современным.

Далее расскажем подробнее о каждом из видов стандартов.

Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)

Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.

В чем суть МСЗОУ 3000:

  1. Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
  2. Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
  3. Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
  4. В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.

МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).

МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.

Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.

И наконец, МСЗОУ 3420 применяются специалистом при проведении проверки по компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита

Итак, в России международные стандарты аудита являются обязательными, единственными к применению в 2018 – 2019. Рассмотрим, как это относится к так называемым внутренним аудиторам.

Внутренние аудиторы — это собственные проверяющие организации. Их деятельность к деятельности аудиторов в понимании закона № 307-ФЗ не относится. Об этом прямо говорится в ч. 2 ст. 1 закона № 307-ФЗ.

Выше уже упоминались международные профессиональные стандарты внутреннего аудита. Вкратце осветим их содержание:

  1. Цели, полномочия и ответственность внутренних аудиторов определяются локальным актом предприятия.
  2. К внутренним аудиторам устанавливаются те же требования, что и к аудиторам по закону № 307-ФЗ: независимость, объективность, профессионализм, осмотрительность, непрерывность деятельности.
  3. Отдельная глава посвящена руководству и управлению отделом внутренних аудиторов.
  4. Дается краткая инструкция к деятельности: составление плана задания, его цели, объем, содержание и т. д.
  5. Составляется итоговое заключение, обозначаются риски.

В отечественном законодательстве имеется профстандарт «Внутренний аудитор», утв. приказом Минтруда РФ от 24.06.2015 № 398н, согласно которому внутренний аудитор занимается контролем системы управления рисками, корпоративного управления, следит за сохранностью активов организации и достоверностью информации, поступающей руководству, соблюдением законодательства.

Вывод! Таким образом, говорить о том, что внутренние аудиторы должны строго следовать правилам МСА, было бы некорректно. Внутренний аудит выполняет более широкие контрольные функции в отношении своей организации, проверяя не только финотчетность, но и другие области.

Аудит по международным стандартам финансовой отчетности

В завершение хотелось бы немного рассказать об аудите на соответствие международным стандартам финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это стандарты, определяющие правила составления финотчетности. Часть из них становятся обязательными к применению с 01.01.2018 (например, МСФО (IFRS) 2).

Цель аудита МСФО — формирование мнения об отчетности. Порядок его проведения установлен МСА 700. Рассмотрим его:

  1. Аудитор должен сформировать свое мнение о финотчетности предприятия исходя из полученных аудиторских доказательств и четко выразить его в форме письменного заключения.
  2. Своим мнением аудитор подтверждает, что финотчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
  3. Чтобы выразить вышеуказанное мнение, аудитор должен предварительно убедиться в отсутствии в представленной информации искажений или ошибок. Такие выводы делаются в соответствии с МСА 450.
  4. Аудиторское заключение о соответствии отчетности требованиям МСФО составляется письменно. В МСА 700 приводятся 4 примера составления такого заключения.

Такой порядок, в общем-то, был и раньше, но некоторые моменты введены и уточнены новыми актами.

***

В 2018 — 2019 году деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудиторской деятельности, которыми:

  • вводятся профессиональные термины, даются им определения;
  • перечисляются обязанности аудиторов;
  • регламентируется их деятельность, указывается четкая цель и задачи;
  • приводятся примеры составления аудиторского заключения и т. д.

Кроме непосредственно аудиторской деятельности, отдельными международными актами регулируются сопутствующие аудиту услуги (обзорные проверки и т. д.).

На внутренних аудиторов правило об обязательном применении МСА не распространяется, поскольку их деятельность осуществляется в соответствии с локальным актом организации.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Сравнение международных стандартов аудита и федеральных стандартов аудиторской деятельности (Герасимова А.Р.)

Изложены наблюдения и выводы, сделанные по итогам сравнительного анализа норм международных стандартов аудита и федеральных стандартов аудиторской деятельности, определены их основные сходства и существенные различия.
Введение
В настоящее время вопрос перехода российских аудиторов на международные стандарты аудита уже не стоит, теперь это только дело времени. Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ внесены соответствующие изменения в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данные изменения вступили в силу с 2 декабря 2014 г.
Согласно этим изменениям «аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Пояснения по порядку принятия международных стандартов аудита содержатся в дополнениях, внесенных в ст. 23 Закона N 307-ФЗ. Так, ч. 13 ст. 23 предусмотрено, что порядок признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации не позднее 1 октября 2015 г. Затем в соответствии с ч. 14 ст. 23 Закона N 307-ФЗ международные стандарты аудита подлежат признанию для применения на территории Российской Федерации не позднее двух лет со дня вступления в силу порядка признания международных стандартов аудита. В ч. 15 ст. 23 установлен также порядок принятия федеральных стандартов аудиторской деятельности до признания международных стандартов аудита.
В данной статье будут изложены некоторые наблюдения и выводы, сделанные нами в ходе проведенного сравнительного анализа МСА и ФСАД.
Приведенные в настоящей статье названия и фрагменты отдельных международных стандартов являются одной из версий перевода. Несмотря на то что в ходе осуществления официально признаваемого на территории Российской Федерации перевода МСА некоторые термины и определения, возможно, будут отличаться, по нашему мнению, их суть останется неизменной.
Деятельность Международной федерации бухгалтеров
Международные стандарты аудита разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) — The International Federation of Accountants (IFAC) — всемирной организацией, объединяющей профессиональных бухгалтеров, и, как заявлено в них, предназначены для использования по всему миру. Решение о применении МСА принимается на уровне национального законодательства.
Свою деятельность Международная федерация бухгалтеров осуществляет через свои комитеты. В области регулирования аудиторской деятельности это:
— Комитет по Международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации — The International Auditing and Assurance Standards Board (IAASB);
— Комитет по международным стандартам этики для бухгалтеров — The International Ethics Standards Board for Accountants (IESBA).
В рамках деятельности второго из указанных комитетов, в частности, разработан Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (Code of Ethics for Professional Accountants), который нельзя не упомянуть, поскольку он является одним из основополагающих документов для аудита и является прототипом российского Кодекса профессиональной этики аудиторов, одобренного Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г., протокол N 4.
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров состоит из трех частей.
Часть A устанавливает фундаментальные принципы профессиональной этики и описывает концептуальную основу, необходимую для обнаружения угроз соблюдению фундаментальных принципов, оценки значимости обнаруженных угроз и принятия мер предосторожности для их устранения или снижения до приемлемого уровня.
Части B и C рассматривают применение концептуальной основы в определенных ситуациях, содержат примеры мер предосторожности, которые могут быть приняты для устранения угроз, рассматривают ситуации, в которых не существует определенных мер предосторожности для той или иной угрозы. При этом часть B применяется для публично практикующих профессиональных бухгалтеров, а часть C предназначена для профессиональных бухгалтеров в организациях.
Российский Кодекс профессиональной этики аудиторов практически один в один копирует положения частей A и B, при этом термин «публично практикующий профессиональный бухгалтер» заменяется термином «аудитор».
Особо выделен в части B разд. 290 «Принцип независимости при аудиторских заданиях и обзорных проверках», который послужил основой российских Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренных Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г., протокол N 6.
Разработкой непосредственно стандартов аудита занимается Комитет по Международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.
Многие из международных стандартов уже в некоторой степени знакомы российским аудиторам. Например, МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности» является аналогом российского ФПСАД N 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту». Данный Стандарт определяет обязанности аудитора в отношении процедур контроля качества в ходе аудита финансовой отчетности, а также обязанности лица, осуществляющего обзорную проверку качества выполнения задания.
Общие обязанности фирмы, связанные с системой контроля качества при выполнении аудита и обзорных проверок финансовой отчетности, других заданий по подтверждению достоверности информации и оказанию сопутствующих услуг, регулируются МСКК 1 «Контроль качества в фирмах, осуществляющих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, выполняющих другие задания по подтверждению достоверности информации и оказывающих сопутствующие услуги», который является прототипом российского ФПСАД N 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях». Поскольку действие данного Стандарта распространяется на всю систему контроля качества в фирме, а не только при выполнении аудита, он выделен обособленно от стандартов аудита и называется «Международный стандарт контроля качества».
В международной практике также отдельно представлены стандарты, посвященные непосредственно выполнению других заданий по подтверждению достоверности информации, обзорных проверок финансовой отчетности и оказанию сопутствующих услуг, например существуют Международные стандарты обзорных проверок 2400 «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности» и 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации».
Основные сходства МСА и ФСАД
Не секрет, что российские федеральные стандарты аудиторской деятельности никогда не писались с нуля, они всегда создавались на основе международных аналогов. Такой подход, безусловно, оправдан, поскольку международные стандарты аудита базируются на глубоких фундаментальных знаниях и многолетнем опыте. Однако данная практика имеет и свои минусы, в частности, обусловленные тем, что многие определения и устойчивые словосочетания, давно использующиеся в деловом обороте международной аудиторской практики, в России не всегда широко применяются, а буквальный перевод неоднозначно трактуется относительно отечественной финансовой терминологии. Кроме того, международные стандарты периодически обновляются, дорабатываются, а российские стандарты не всегда поспевают за этим процессом.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности вводились и изменялись довольно непоследовательно, с различными интерпретациями одних и тех же определений и терминов, поэтому иногда бывает сложно понять смысл некоторых норм и правильно применить их на практике.
На сегодняшний день сложилась такая ситуация, когда одна часть федеральных стандартов аудиторской деятельности практически полностью копирует нормы международных стандартов, а другая устарела и не соответствует международным аналогам.
Принятые последними федеральные стандарты аудиторской деятельности практически полностью копируют нормы аналогичных актуальных на сегодня международных стандартов аудита, например:
— ФСАД 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» (аналог МСА 240 «Обязанности аудитора в случае выявления недобросовестных действий в ходе аудита финансовой отчетности»);
— ФСАД 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита» (аналог МСА 250 «Учет законодательных и нормативных актов при аудите финансовой отчетности»);
— ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства» (аналог МСА 500 «Аудиторские доказательства»);
— ФСАД 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам» (аналог МСА 800 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с принципами специального назначения»);
— ФСАД 9/2011 «Особенности аудита отдельной части отчетности» (аналог МСА 805 «Особые аспекты: аудит отдельных финансовых отчетов, конкретных элементов, счетов и статей финансового отчета»).
Отдельно следует отметить МСА 600 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов подразделений)», который был реализован в виде Рекомендаций по проведению аудита консолидированной финансовой отчетности, одобренных Советом по аудиторской деятельности 26 марта 2013 г., протокол N 8. При этом, несмотря на то что документ введен в виде Рекомендаций и изменена структура документа, его содержание существенно не отличается от международного стандарта.
На сегодняшний день международным стандартам аудита пока соответствуют федеральные стандарты, посвященные аудиторскому заключению: ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (аналог МСА 700 «Формирование мнения и заключение по финансовой отчетности»), ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» (аналог МСА 705 «Модифицированное мнение в заключении независимого аудитора»), ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении» (аналог МСА 706 «Параграф о важных обстоятельствах и о прочих сведениях в заключении независимого аудитора»). Однако уже в январе 2015 г. Международная федерация бухгалтеров приняла обновленные редакции аналогичных международных стандартов, а также внесла изменения в другие связанные с ними стандарты. Изменения вводятся в действие с 15 декабря 2016 г.
Существенные различия МСА и ФСАД
Среди федеральных стандартов аудиторской деятельности, положения которых существенно расходятся с аналогичными действующими сегодня международными стандартами аудита, можно привести такие стандарты, как:
— ФПСАД N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» (аналог МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение проверки в соответствии с международными стандартами аудита»);
— ФПСАД N 2 «Документирование аудита» (аналог МСА 230 «Документирование аудита»);
— ФПСАД N 3 «Планирование аудита» (аналог МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»);
— ФПСАД N 4 «Существенность в аудите» (аналог МСА 320 «Существенность в планировании и выполнении аудита»).
МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» является одним из основополагающих стандартов, на который ссылаются все другие международные стандарты аудита с указанием того, что их следует рассматривать только в совокупности с ним. К сожалению, данный стандарт, определяющий основные обязанности аудитора, общие цели аудита и раскрывающий многие ключевые определения аудита, не реализован в его актуальном виде в российских федеральных стандартах.
Это, в свою очередь, значительно затрудняет понимание федеральных стандартов аудиторской деятельности, принятых позднее. Например, при введении новой редакции ФПСАД N 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (аналог МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации») исчезло нормативное определение аудиторского риска, а также его составляющих: риска необнаружения, неотъемлемого риска и риска средств контроля. Вместо этого появилось понятие риска существенного искажения. У многих данный Стандарт вызвал больше вопросов, чем понимание того, как должен осуществляться процесс оценки рисков в ходе проведения аудита. Напротив, МСА 200 содержит все указанные определения, в том числе риска существенного искажения, который, в свою очередь, состоит из двух элементов: неотъемлемого риска и риска системы контроля. Трудности в понимании положений ФПСАД N 8 обусловлены также тем, что в России до сих пор не был принят стандарт, определяющий порядок действий аудитора, выполняемых в ответ на выявленные риски, и устанавливающий взаимосвязь дальнейших аудиторских процедур с выявленными рисками. В международной практике такой стандарт есть — это МСА 330 «Аудиторские мероприятия по противодействию выявленным рискам».
Среди важных положений МСА 230 «Документирование аудита», отсутствующих в российском аналоге, стоит отметить, например, определение широко применяющегося в мировой практике «меморандума о завершении», указание случаев возможного отступления от требований МСА, а также рекомендуемого периода создания окончательной версии аудиторского файла не позднее 60 дней после даты аудиторского заключения. Особый интерес представляет собой Приложение к МСА 230, в котором приведен перечень МСА, содержащих специальные требования к документированию аудита.
Отдельно стоит выделить МСА 260 «Информационное взаимодействие с представителями собственника», точного аналога которому нет в российских стандартах, но отдельные положения которого можно частично встретить в ФПСАД N 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника». Однако сфера регулирования МСА 260 намного шире, чем ФПСАД N 22, и охватывает весь процесс информационного взаимодействия с представителями собственника во время выполнения задания, включая не только сообщение значимой информации, полученной по результатам аудита, но и, например, предоставление в начале выполнения задания информации по запланированному объему и срокам аудита. В Приложении 1 к МСА 260 приведен также перечень стандартов, содержащих особые требования, относящиеся к информационному взаимодействию с представителями собственника.
Среди других международных стандартов аудита, которые не нашли своего отражения в нормах федеральных стандартов, можно назвать:
— МСА 265 «Доведение информации о недостатках в системе внутреннего контроля до представителей собственника и руководства организации»;
— МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»;
— МСА 810 «Задания по составлению заключения по обобщенной финансовой отчетности».
Следует отметить, что существует российский Стандарт, не имеющий международного аналога, — ФСАД 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля».
Заключение
Отличительными чертами международных стандартов аудита являются их логичная систематизация, более понятная структура изложения, чем в федеральных стандартах аудиторской деятельности.
Кодификация международных стандартов отражает их назначение и вопросы регулирования; так, номер стандарта указывает на его принадлежность к определенной группе:
— МСА 200 — 299 — стандарты, определяющие общие принципы и обязанности аудитора;
— МСА 300 — 499 — стандарты, регулирующие вопросы оценки рисков и ответных действий на выявленные риски;
— МСА 500 — 599 — стандарты, посвященные аудиторским доказательствам;
— МСА 600 — 699 — стандарты по использованию услуг других лиц;
— МСА 700 — 799 — стандарты, посвященные аудиторским выводам и заключению;
— МСА 800 — 899 — стандарты, регламентирующие особые аспекты аудита.
Такая группировка, а также многочисленные взаимные ссылки стандартов друг на друга, раскрывающие их тесную взаимосвязь между собой, позволяют лучше понять и правильно соотнести «общие» и «специальные» нормы аудиторских стандартов. Например, МСА 240 «Обязанности аудитора в случае выявления недобросовестных действий в ходе аудита финансовой отчетности» входит в группу стандартов, определяющих общие принципы и обязанности аудитора, и содержит большое количество ссылок на другие стандарты с нормами, в которых раскрывается его практическое применение, в частности при оценке рисков и выполнении ответных действий на выявленные риски, в ходе информационного взаимодействия с представителями собственника, а также при формировании аудиторской документации.
Структура каждого международного стандарта состоит из разделов с заголовками «Введение», «Цель», «Определения», «Требования» и «Практическое применение и прочие пояснительные материалы». Такое изложение, в частности, очень удобно тем, что раздел «Определения» раскрывает применяемые в стандарте термины, основные тезисы довольно емко изложены в разделе «Требования», а пояснения по практическому соблюдению данных требований уже более подробно описаны в разделе «Практическое применение и прочие пояснительные материалы».
При этом разделы «Требования» и «Практическое применение и прочие пояснительные материалы» состоят из подразделов с идентичными названиями и содержат взаимные ссылки между требованиями и пояснениями к ним.
В российских федеральных стандартах такого разделения нет. В результате, поскольку нормы перемешаны, зачастую нелегко выделить суть основных требований стандартов и определить положения, призванные дать пояснения и раскрывающие их содержание более подробно. Довольно сложно также изучать, понимать и применять действующие сегодня стандарты, опираясь только на буквальное толкование норм без учета их тесной взаимосвязи и практически в отсутствие нормативного толкования применяемой терминологии, подобного принятому Международной федерацией бухгалтеров глоссарию терминов.
Можно с уверенностью сказать, что изучение МСА оказывает огромную помощь в понимании ФСАД. Не нашедшие отражения в российских стандартах нормы международных стандартов аудита позволяют понять логику и взаимосвязь многих положений.
Литература
1. Handbook of International Quality Control, Auditing, Review, Other Assurance, and Related Services Pronouncements. URL: http://www.ifac.org.
2. Handbook of the Code of Ethics for Professional Accountants. URL: http://www.ifac.org.
3. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» // URL: www.consultant.ru (дата обращения: 29.12.2014).
4. Приказ Минфина России от 16.08.2011 N 99н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности и внесении изменения в федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 августа 2010 г. N 90н» // URL: www.consultant.ru (дата обращения: 29.12.2014).
5. Приказ Минфина России от 17.08.2010 N 90н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» // URL: www.consultant.ru (дата обращения: 29.12.2014).
6. Приказ Минфина России от 20.05.2010 N 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» // URL: www.consultant.ru (дата обращения: 29.12.2014).
7. Приказ Минфина России от 24.02.2010 N 16н «Об утверждении федерального стандарта аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля. ФСАД 4/2010» // URL: www.consultant.ru (дата обращения: 29.12.2014).
8. Международные стандарты аудита и контроля качества: Сборник. В 3 т. International Federation of Accountants, 2012. 1616 с.
9. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Новосибирск: САФБД, 2011. 232 с.

Международные и российские стандарты аудиторской деятельности

Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

— аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;

— аудитор должен быть независим от клиента;

— аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;

— аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из пяти взаимосвязанных последовательных частей:

1. Основные постулаты — это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие собой общую основу стандартов аудиторской деятельности.

2. Общие стандарты — это определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи.

3. Рабочие стандарты — правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений и соответствующие изучения и оценка системы внутреннего контроля).

4. Стандарты отчетности и аудиторского заключения. В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.

5. Специфические стандарты (аудит международных коммерческих банков; особенности аудита малых предприятий; аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций; учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности.

Международные стандарты не превалируют над национальными стандартами. В разных странах по-разному применяют международные стандарты. Это связано с тем, что стандарты по возможности их практического применения делятся на несколько групп:

— первая группа стандартов — это такие, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью;

— вторая группа — это стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями;

— к третьей группе относятся стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их ведения;

— четвертая группа стандартов — это стандарты, использование которых в данной стране ограничено историческими тенденциями развития и национальной психологией.

Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуются две принципиально различные группы регулирующих документов:

— первая группа — законодательные акты государства;

— вторая группа — аудиторские стандарты и другие регуляторы, т.е. основополагающие принципы и приемы, а также этические нормы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.

В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА).

Закон ПСАД — это качественно разные группы нормативных документов. Создание и унификация отечественных ПСАД велись на основе международных аудиторских стандартов. Они были вызваны насущной необходимостью дополнить существующие в стране нормы важными аспектами, уже известными из мировой теории аудита.

При разработке организации и регламента работы Совета в Положении о нем, утвержденном Комиссией, наряду с другими секциями, была предусмотрена и постоянно действующая секция стандартизации аудиторской деятельности.

Мировая практика показала, что контроль, осуществляемый профессиональными аудиторскими объединениями за качеством аудиторских услуг, оказываемых их членами, достаточно эффективен.

В таком случае одни профессионалы оценивают работу других профессионалов (в западном аудите это называется «проверка равным»).

Согласно ст. 9 ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандарты аудиторской деятельности – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:

— федеральные стандарты аудиторской деятельности;

— внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

— внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ.

Стандарты аудиторской деятельности — это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Таким образом, стандарты — это определенные требования к самому аудиту, процессу аудита и аудиторскому заключению. В таблице 1.6 приведено соответствие МСА и российских стандартов аудита.

Таблице 1.6 Соответствие МСА и российских стандартов аудита

Международные стандарты аудиторской деятельности (ISAs) Российские нормативные акты по аудиту
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Кодексы этики отдельных профессиональных объединений бухгалтеров и/или аудиторов
Глоссарий терминов Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности
Нет аналогов (МСА (ISA) 120 Международные основные принципы заданий, обеспечивающих уверенность — отменен) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ
Стандарты аудита
МСА (ISA) 200 Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными Стандартами Аудита ФПСАД 1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСА (ISA) 210 Согласование условий соглашений по аудиту ФПСАД 12 Согласование условий проведения аудита
Продолжение таблицы 1.6
Международные стандарты аудиторской деятельности (ISAs) Российские нормативные акты по аудиту
МСА (ISA) 220 Контроль качества аудита финансовой отчетности ФПСАД 7 Контроль качества выполнения заданий по аудиту
МСА (ISA) 230 Аудиторская документация ФПСАД 2 Документирование аудита
МСА (ISA) 240 Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности ФПСАД 5/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита
МСА (ISA) 250 Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности ФПСАД 6/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита
МСА (ISA) 260 Обмен информацией с лицами, наделенными руководящими полномочиями ФПСАД 22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
МСА (ISA) 265 Информирование о недостатках в системе внутреннего контроля лиц, наделенными руководящими полномочиями Нет аналогов
МСА (ISA) 300 Планирование аудита финансовой отчетности ФПСАД 3 Планирование аудита
МСА (ISA) 315 Определение и оценка рисков существенных искажений на основе знания субъекта и его среды ФПСАД 8 Понимание деятельности аудируемого лица, среда, в которой она осуществляется и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСА (ISA) 320 Существенность в планировании и проведении аудита ФПСАД 4 Существенность в аудите
МСА (ISA) 330 Действия аудитора в отношении оцененных рисков Нет аналогов
МСА (ISA) 402 Аспекты аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций ФПСАД 25 Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация
МСА (ISA) 450 Оценка искажений, выявленных в ходе аудита Нет аналогов
МСА (ISA) 500 Аудиторские доказательства ФПСАД 5 Аудиторские доказательства
МСА (ISA) 501 Аудиторские доказательства – особое рассмотрение отдельных статей ФПСАД 17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
МСА (ISA) 505 Внешние подтверждения ФПСАД 18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
МСА (ISA) 510 Первичные соглашения по аудиту – начальные сальдо ФПСАД 19 Особенности первой проверки аудируемого лица
МСА (ISA) 520 Аналитические процедуры ФПСАД 20 Аналитические процедуры
МСА (ISA) 530 Аудиторская выборка ФПСАД 16 Аудиторская выборка
МСА (ISA) 540 Аудит расчетных оценок, включая расчетные оценки справедливой стоимости, и соответствующих раскрытий ФПСАД 21 Особенности аудита оценочных значений
МСА (ISA) 550 Связанные стороны ФПСАД 9 Связанные стороны
МСА (ISA) 560 Последующие события ФПСАД 10 События после отчетной даты
МСА (ISA) 570 Непрерывность деятельности ФПСАД 11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
МСА (ISA) 580 Письменные представления ФПСАД 23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
МСА (ISA) 600 Особые аспекты – аудит финансовой отчетности группы (включая ФПСАД 28 Использование результатов работы другого аудитора
Продолжение таблицы 1.6
Международные стандарты аудиторской деятельности (ISAs) Российские нормативные акты по аудиту
работу других аудиторов)
МСА (ISA) 610 Использование работы службы внутреннего аудита ФПСАД 29 Рассмотрение работы внутреннего аудита
МСА (ISA) 620 Использование работы эксперта ФПСАД 32 Использование аудитором результатов работы эксперта
МСА (ISA) 700 Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности ФПСАД 1/2010 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности и формирование мнения о ее достоверности
МСА (ISA) 705 Модификация заключения в отчете независимого аудитора ФПСАД 2/2010 Модифицированное мнение в аудиторском заключении
МСА (ISA) 706 Пояснительные параграфы и другие вопросы в отчете независимого аудитора ФПСАД 3/2010 Дополнительная информация в аудиторском заключении
МСА (ISA) 710 Сравнительная информация – сравнительные данные и сравнительная финансовая отчетность ФПСАД 26 Сопоставление данных в финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСА (ISA) 720 Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность ФПСАД 27 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность
МСА (ISA) 800 Особые аспекты – аудит финансовой отчетности специального назначения ФПСАД 8/2011 Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам
МСА (ISA) 805 Особые аспекты – аудит отдельной финансовой отчетности и определенных элементов, счетов или статей финансового отчета ФПСАД 9/2011 Особенности аудита отдельной части отчетности
МСА (ISA) 810 Соглашения по предоставлению отчета по обобщенной финансовой отчетности Нет аналогов
Нет аналогов ФПСАД 24 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами
МССУ (ISRS) 4400 (бывший МСА 920) ФПСАД 30 Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
МССУ (ISRS) 4410 (бывший МСА 930) ФПСАД 31 Компиляция финансовой информации
Нет аналогов (бывший МСА 910) ФПСАД 33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСКК (ISQC) 1 Контроль качества в фирмах, которые выполняют аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения о выражении уверенности и сопутствующих услугах ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Нет аналогов ФПСАД 4/2010 Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой отчетности аудируемых организаций, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности финансовой отчетности аудируемой организации.

Порядок составления и содержание аудиторского заключения регламентируются федеральным законом N 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года.

Аудиторское заключение должно содержать в себе следующие разделы:

  1. Наименование «Аудиторское заключение»;
  2. Указание адресата, это могут быть: акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица;
  3. Сведения об аудируемом лице (организации): наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
  4. Сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
  5. Перечень финансовой (бухгалтерской) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной финансовой (бухгалтерской) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
  6. Сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, объем проведенного аудита;
  7. Мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
  8. Указание даты заключения.

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

Заведомо ложное аудиторское заключение — аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.

Цели получения аудиторского заключения:

  • Получение официального заключения, когда организация подпадает под условия проведения обязательного аудита;
  • Предоставление документа партнерам, инвесторам, либо в банк для подтверждения своей деловой репутации, и кредитоспособности;
  • Аудиторское заключение на конкретный объект сделок, оценка рисков и т.д.;
  • Получение представления о соответствии документов и процедур в организации нормативным требованиям.

Встречаются так же и иные цели получения аудиторского заключения, но это скорее частные случаи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *