Обеспечение требований охраны труда

Обязанности работодателя в области охраны труда — это объемный перечень мероприятий, направленных на исполнение требований трудового законодательства. Они заключаются в обеспечении безопасности труда для всех работников предприятия.

Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда

Охрана труда (ОТ) направлена на сохранение жизни и здоровья наемных работников. На предприятии обязанности по обеспечению безопасности труда полностью лежат на работодателе.

В соответствии с ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, оборудования, инструментов, сырья и материалов;
  • создание и работу системы управления ОТ;
  • применение средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами и т. д.

В случае невыполнения обязанностей по обеспечению безопасных условий для работы своих подчиненных руководитель может быть привлечен к юридической ответственности. Например, работодатель должен нести материальную ответственность при причинении вреда жизни и здоровью работников в результате несчастного случая на производстве.

В обязанности работодателя также входит обеспечение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессональных заболеваний. Обязательное страхование сотрудников является составной частью государственной системы страхования.

При приеме на работу претендента работодатель обязан ознакомить его с требованиями охраны труда. Также нужно быть внимательным при составлении трудового договора: он должен предусматривать необходимые положения, касающиеся требований законодательства в сфере труда.

На предприятии должны быть составлены нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. Как правило, это:

  • межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
  • строительные и санитарные нормы и правила;
  • правила и инструкции по безопасности;
  • правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования;
  • правила по проектированию и строительству;
  • гигенические нормативы;
  • государственные стандарты безопасности деятельности;
  • правила расследования несчастных случаев на производстве.

Обязанности работодателя по охране труда, связанные с обучением

Согласно нормам ст. 225 ТК РФ, на предприятии должно проводиться обучение работников правилам безопасного ведения работ. Обучение также должен осуществлять руководитель или уполномоченное лицо. Работодатель обязан обеспечить:

  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой омощи пострадавшим на производстве;
  • проведение вводного инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и периодические проверки знания требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований ОТ.

Инструктаж должны пройти все сотрудники предприятия; лица, оформляющиеся на работу или меняющие род деятельности внутри производства, проходят предварительный инструктаж.

Помимо обучения безопасному ведению работ сотрудники должны овладеть способами оказания первой помощи при возникновении несчастных случаев.

Но существуют должности, которые могут быть освобождены от первичного инструктажа. Как правило, это работники, чьи обязанности не связаны с оборудованием, инструментом, хранением и использованием сырья и материалов. Их перечень составляет руководитель предприятия.

Спецоценка условий труда

Для организации контроля за правильностью применения средств индивидуальной защиты и соблюдением правил безопасности труда работодателем проводится специальная оценка условий труда (СОУТ), после чего выдается заключение о соответствии или несоответствии условий нормативным требованиям.

Целью ее проведения является выявление факторов, представляющих опасности или вред, способных оказывать негативное воздействие на сотрудников или процесс работы. Этой процедуре должны быть подвергнуты все рабочие места на предприятии. Но при этом она не касается лиц, работающих удаленно.

Для того чтобы спецоценка и анализ проводились в строгом соответствии с законом, выпущен приказ Минтруда от 24.01.2014 N 33н, в котором прописан строгий регламент мероприятия. Мероприятия по оценке имеют право проводить только профессиональные специализированные компании, действующие на основании контракта с работодателем (ч. 1 ст. 8 ФЗ № 426).

Впервые спецоценка условий труда должна проводиться не позднее 6 месяцев с момента создания нового рабочего места.

Проведение спецоценки регламентировано 426-ФЗ, и проводится она не реже одного раза в 5 лет при отсутствии несчастных случаев на производстве. Этот срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении спецоценки условий труда.

При возникновении обстоятельств (несчастный случай, возникновение профзаболеваний, появление новых средств индивидуальной и коллективной защиты и др.) проводится внеплановая спецоценка. Ее сроки составляют 6 и 12 месяцев, в зависимости от причин.

Проведение медосмотров

Плановые медосмотры, проведение которых в отношении сотрудников, работающих на предприятии, закреплено в статьях 212 и 213 ТК РФ, — еще одна прямая обязанность руководителя. Он должен организовывать их проведение за счет предприятия. Таким образом, за счет нанимателя оплачиваются медосмотры при поступлении на работу.

Также медицинский осмотр за счет работодателя должны проходить:

  • несовершеннолетние работники;
  • лица, занятые на работах с вредными и опасными условиями;
  • работники пищевой промышленности, общественного питания и торговли, лечебно-профилактических и детских учреждений, водопроводных сооружений;
  • работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, связанные с источником повышенной опасности;
  • работники, чья деятельность связана с движением транспортных средств.

Сотрудники, не прошедшие обязательный медосмотр или обязательное психиатрическое освидетельствование, к работе не допускаются.

Обязанности работодателя по обеспечению средствами защиты

Средствами индивидуальной и коллективной защиты сотрудников также должен обеспечивать руководитель предприятия. Помимо этого, наниматель должен контролировать качество и состояние средств защиты, а также вести учет их выдачи.

К СИЗ относятся специальная одежда (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, перчатки и т. д.), специальная обувь (сапоги, диэлектрические галоши и др.), очки, шлемы, противогазы, респираторы, обезвреживающие средства. СИЗ, выдаваемые сотрудникам, должны соответствовать полу, росту и размерам.

Существуют СИЗ общего пользования. Они выдаются для определенных работ. Это, например, сигнальный жилет, щитки, защитные очки.

Все средства защиты, используемые на предприятии, должны пройти обязательную сертификацию.

В отличие от индивидуальных средств, которые выдаются каждому сотруднику, коллективные средства защиты хранятся в цеху или на производстве и выдаются только на время специализированных работ.

Финансирование мероприятий по охране труда

Согласно ст. 226 ТК РФ, работодатели обязаны гарантировать финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции. Но это не относится к государственным унитарным предприятиям и федеральным учреждениям.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда на производстве.

Тема охраны труда и безопасности на предприятиях является весьма актуальной для российского бизнеса. Производственный травматизм, согласно статистике, находится на достаточно высоком уровне, и это не считая сокрытых несчастных случаев. С другой стороны, соблюдение требований охраны труда — обязанность не только руководства компании, но и самих работников на местах — в соответствии с инструкциями по охране труда. Сознательное отношение к безопасности рабочих процессов позволит предотвратить множество случаев травматизма. В свою очередь, халатный работодатель, не выполняющий требования по безопасности, может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. Рассмотрим современные нормативные требования и мероприятия по охране труда и меры ответственности за нарушение законодательства.

Государственные нормативные требования в сфере охраны труда: по букве закона

Понятие охраны труда приведено в Трудовом кодексе РФ, однако данная сфера регулируется не только этим документом, но и многими другими законодательными актами и нормативами. Согласно законодательству, в каждой компании должен быть ответственный сотрудник, занимающийся вопросами безопасности труда. Требования охраны труда устанавливаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Управление данной сферой на федеральном уровне осуществляется как минимум десятью министерствами, федеральными службами и прочими органами, основными из которых являются Министерство труда и социальной защиты и Федеральная служба по труду и занятости. Федеральная инспекция труда, в свою очередь, осуществляет контроль над исполнением требований охраны труда.

Ключевые положения и требования охраны труда прописаны в Трудовом кодексе РФ (Раздел X. Охрана труда). Согласно ТК РФ, работодатель обязан обеспечить:

  • Безопасность работников предприятия при эксплуатации зданий, оборудования, инструментов и так далее, применяемых в производстве.
  • Функционирование системы управления охраной труда.
  • Применение средств защиты, прошедших сертификацию и декларирование (их покупка и выдача осуществляется за счет работодателя).
  • Условия труда на рабочих местах, режим труда и отдыха, соответствующие законодательным требованиям трудового права.
  • Проведение обучения, инструктажа и проверки знаний охраны труда.
  • Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ).
  • Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Обязательное социальное страхование работников, проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований.

Полный список требований охраны труда по отношению к работодателям можно найти в статье 212 ТК РФ.

В связи с тем, что перечень законодательных актов в данной сфере велик, приведем лишь некоторые федеральные законы и законодательные акты, относящиеся к охране труда:

  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ).
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
  • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
  • Приказ Минтруда России от 12 августа 2014 года № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».
  • Письмо Минтруда России от 13 сентября 2013 года № 15-3-2597 «О Методических рекомендациях по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации».

Обязанности работников

Работник несет определенные обязательства по соблюдению требований охраны труда. Например, сотрудники должны правильно применять средства индивидуальной защиты, проходить обязательные медицинские осмотры и другие необходимые мероприятия в соответствии с законодательными требованиями. Кроме того, работники должны немедленно сообщать руководству компании о несчастных случаях и других опасных ситуациях на производстве, которые могут нанести вред здоровью людей.

Мероприятия по соблюдению мер охраны труда: от права на обучение до проведения специальной оценки условий труда

Согласно статье 212 ТК РФ, каждая компания обязана проводить инструктаж и проверку знаний работников по охране труда, а также обучать безопасным методам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Зачастую для выполнения данной функции работодатель привлекает специализированные учебно-сертификационные центры, проводящие обучение и инструктажи по безопасности на производстве. Услуги таких центров широко востребованы и включают в себя не только обучение, но также аудит, помощь в оформлении материалов расследования несчастных случаев и прохождении плановых проверок со стороны контролирующих органов. Наконец, обучающие центры подготавливают и внедряют в организации соответствующую документацию по охране труда и полученные результаты СОУТ.

Проведение СОУТ является обязательным требованием для всех работодателей и регулируется Законом № 426-ФЗ. В процессе СОУТ оценивается степень воздействия вредных веществ и опасных факторов, влияющих на здоровье и безопасность работника в процессе трудовой деятельности. СОУТ проводится не реже чем один раз в пять лет и представляет собой единый комплекс мероприятий, во время которых производится идентификация вредных или опасных производственных факторов и оценка уровня их воздействия на работников. Каждый такой фактор оценивается с точки зрения отклонения от установленных законом норм. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы условий труда на рабочих местах.

Компании, осуществляющие СОУТ, должны соответствовать требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ и входить в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (реестр можно найти на официальном сайте Минтруда). В штате организации должно быть минимум пять специалистов, имеющих сертификат эксперта на право проведения СОУТ, при этом один из них с высшим образованием в области общей гигиены, гигиены труда или санитарно-гигиенических лабораторных исследований. Для получения сертификата эксперта необходимо иметь высшее образование, трехлетний опыт работы в области аттестации рабочих мест, а также дополнительное профобразование — с изучением вопросов оценки условий труда в объеме не менее 72 часов. Организация, проводящая СОУТ, обязана располагать собственной испытательной лабораторией, имеющей соответствующую аккредитацию в области проведения исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Согласно ТК РФ, работодатель обязан проводить расследование и вести учет всех несчастных случаев, произошедших во время исполнения работником своих трудовых функций. Данная обязанность закреплена в статье 212 ТК РФ. Расследованию подлежат события, в результате которых были получены любые телесные повреждения, включая тепловой удар, ожог, обморожение, поражение током и так далее. Повреждение может быть нанесено другим лицом, животными или насекомыми либо получено в результате любых чрезвычайных обстоятельств. Все случаи, приведшие к временной или стойкой утрате работоспособности или к смерти, расследуются специально сформированной комиссией в составе не менее трех человек. При получении тяжелых повреждений и при несчастных случаях со смертельным исходом в комиссию должен быть включен государственный инспектор труда, представитель территориального объединения организаций профсоюзов, представитель органа местного самоуправления или исполнительной власти субъекта РФ, представители исполнительного органа страховщика. Если работник был направлен другим работодателем, то в комиссию также включается представитель направляющей стороны. Если несчастный случай произошел в результате аварии или иного повреждения транспортного средства, расследование проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Если были получены легкие повреждения, то расследование длится до трех дней, в случае смерти и тяжелых повреждений — до 15 дней. При этом комиссия опрашивает очевидцев происшествия и работников, ответственных за организацию охраны труда на предприятии. По итогам расследования произошедшее событие квалифицируется как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. При выявлении сокрытого несчастного случая и поступлении жалобы расследование проводит государственный инспектор труда, который может быть привлечен также при несогласии пострадавшего или его родственников с результатами расследования комиссии.

Согласно статье 228.1 ТК РФ, работодатель обязан в течение суток известить о произошедшем несчастном случае в прокуратуру, Федеральную инспекцию труда, в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов, в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Извещение осуществляется в форме, установленной в постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 года № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». Данные требования касаются тяжелых несчастных случаев, случаев со смертельным исходом и групповых случаев. Особенности проведения расследования также прописаны в постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 года № 73.

Виды и меры ответственности за нарушение требований охраны труда

К ответственности за нарушение требований охраны труда могут привлекаться как работники, так и работодатель. Что касается ответственности юридических лиц за нарушение требований охраны труда, то она предусмотрена статьей 5.27.1 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований охраны труда влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 50 000 до 80 000 рублей — для юрлиц, и от 2000 до 5000 рублей — для должностных лиц. Если компания или физлицо занимаются предпринимательством без регистрации юрлица, то размер штрафа может составить от 2000 до 5000 рублей.

Нарушение порядка проведения СОУТ также карается штрафами в размере от 60 000 до 80 000 рублей — для юрлиц, и от 15 000 до 25 000 рублей — для должностных лиц. Кроме того, предусмотрены штрафы за допуск работника к трудовым обязанностям без прохождения обучения по безопасности: от 110 000 до 130 000 рублей — для юрлиц, и от 15 000 до 25 000 рублей — для должностных лиц.

Допуск к трудовым обязанностям новых работников без прохождения обучения по охране труда, обязательного медосмотра или психиатрического освидетельствования карается штрафом от 15 000 до 25 000 рублей (для должностных лиц). Если работник не обеспечен средствами индивидуальной защиты, это может привести к штрафу от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей, а для юридических лиц — к штрафу от 130 000 до 150 000 рублей. В целом любое нарушение охраны труда, для которого не установлена специальная ответственность, карается штрафом от 2000 до 5000 рублей как для предпринимателей, так и для должностных лиц, а для юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей. Повторные нарушения повышают суммы штрафов: для предпринимателей и должностных лиц они будут составлять уже от 30 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей. Также в случае повторных нарушений возможно приостановление деятельности предпринимателя или юрлица на срок до 90 суток.

Требования охраны труда обязательны для исполнения как юридическими, так и физическими лицами и являются особенно важными для опасных производств, на которых повышен риск получения травм. Для некоторых видов предприятий законом установлены особые правила и нормативы по безопасности. Кроме того, не стоит забывать о регулярном проведении СОУТ. Помните, что внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение шести месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Согласно постановлению Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится самой организацией или учебными центрами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности в области охраны труда. Однако самостоятельное обучение компания может проводить только при наличии комиссии по проверке знаний требований охраны труда, члены которой прошли соответствующие обучение.

Куда может обратиться компания с целью подготовки специалистов в сфере охраны труда?

Рекомендации по этому вопросу дает Борис Анатольевич Гуреев — директор группы компаний «Профи»:

«Для проведения инструктажа и повышения знаний работников в сфере охраны труда и пожарной безопасности, а также для обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве можно обратиться в один из лицензированных учебных центров.

В компании «Профи» подобный центр работает с февраля 2019 года, и за это время мы постоянно расширяем перечень предлагаемых услуг и специальностей. Непосредственно в сфере охраны труда мы выполняем обучение лиц следующих категорий: руководителей и специалистов соответствующих служб, членов комитетов и комиссий по охране труда, а также рабочих всех профессий.

Дополнительно мы проводим обучение по пожарной и экологической безопасности, профессиональную переподготовку ответственных лиц на право работы с отходами I–IV классов опасности, предаттестационную подготовку электротехнического персонала II–V группы, профессиональную переподготовку специалистов в сфере охраны труда и так далее.

Программы обучения составляются с учетом отраслевой специфики и регулярно обновляются в соответствии с требованиями действующего законодательства. Предусмотрен очный формат обучения и заочный (дистанционный) — как возможность получения знаний удаленно. Учебный корпус нашего центра расположен в городе Туле, при необходимости мы можем организовать обучение на объекте заказчика.

Помимо этого, группа компаний «Профи» оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ), оценки профессиональных рисков, производственному контролю, ведению охраны труда на предприятии численностью сотрудников до пятидесяти человек (аутсорсинг). Все исследования выполняются в аккредитованной лаборатории, которая работает на базе отделения НПО «Материалы-К». Отличное техническое оснащение и штат экспертов позволяют нам оперативно справляться с любыми объемами заказов вне зависимости от уровня сложности.

По итогу проделанной работы составляется отчетная документация, отвечающая современным стандартам и нормативным актам действующего российского законодательства».

P. S. Ознакомиться с полной информацией об услугах группы компаний «Профи» можно на официальном сайте. Список направлений для обучения регулярно обновляется.

* ООО «Центр Охраны Труда Профи» имеет аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21AE04 от 30 сентября 2014 года.

** Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр» осуществляет деятельность на основании лицензии 0133/03405, выданной Министерством образования Тульской области 28 февраля 2019 года.

В соответствии с 212 ТК РФ к обязанностям работодателя относятся следующие обязанности:

— обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов (абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— обеспечение создания и функционирования системы управления охраной труда (абз. 3 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Указанные средства должны пройти обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ порядке (абз. 4 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Указанная обязанность работодателя конкретизируется в ч. 1 ст. 221 ТК РФ;

— обеспечение соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте (абз. 5 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). Требования охраны труда — это государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (ч. 10 ст. 209 ТК РФ);

— соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абз. 6 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи (абз. 16 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в установленном порядке (абз. 17 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— обеспечение разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— обеспечение наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности (абз. 24 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда (абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (абз. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— ознакомление работников с требованиями охраны труда (абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

— организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты (абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (абз. 14 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— предоставление информации и документов, необходимых для выполнения соответствующих полномочий, федеральным органам исполнительной власти; органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда; органам профсоюзного контроля (абз. 15 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— беспрепятственный допуск должностных лиц перечисленных органов исполнительной власти, а также органов Фонда социального страхования РФ и представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 19 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— обеспечение выполнения предписаний должностных лиц Роструда, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрения представлений органов общественного контроля в сроки, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Это следует из абз. 20 ч. 2 ст. 212 ТК РФ;

— приобретение за счет собственных средств специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ порядке (абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— выдача средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств согласно принятым нормам работникам, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— организация проведения за счет собственных средств в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами, обязательных предварительных, периодических, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований. Это следует из абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ;

— санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников согласно требованиям охраны труда, а также доставка работников в медицинскую организацию для оказания им неотложной медицинской помощи (абз. 18 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— расследованием и учетом несчастных случаев и профессиональных заболеваний (абз. 17 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— обеспечением выполнения предписаний должностных лиц Роструда, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрения представлений органов общественного контроля в сроки, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Это следует из абз. 20 ч. 2 ст. 212 ТК РФ;

— обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

— ознакомлением с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем.

Другие обязанности по обеспечению безопасности и охраны труда в отношении дистанционных работников работодатель соблюдать не обязан, если только иное не предусмотрено договором о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.3 ТК РФ).

Работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (абз. 6 ч. 2 ст. 21 ТК РФ). Обязанности работника в области охраны труда установлены в ст. 214 ТК РФ и конкретизированы в других нормах Трудового кодекса РФ.

Работодатель в силу ст. 22 ТК РФ имеет право требовать от работника исполнения следующих обязанностей:

— соблюдения требований охраны труда. В пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусмотрена возможность расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя в случае, если работник нарушил требования охраны труда. Это возможно, если такое нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления этих последствий. Данное нарушение должно быть установлено комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда.

— правильного применения средств индивидуальной и коллективной защиты;

— прохождения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте, проверки знаний требований охраны труда;

— немедленного извещения непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

— прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) и других обязательных медицинских осмотров по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Права и обязанности работодателя в сфере охраны (безопасности и гигиены) труда (Петров А.Я.)

В соответствии с Конвенцией МОТ N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среды» (1983 г.) предприниматели должны обеспечивать, насколько это обоснованно и практически осуществимо, чтобы находящиеся под их контролем:

— рабочие места, механизмы, оборудование и процессы были безопасными и не угрожали здоровью;

— химические, биологические и физические вещества и агенты были безопасными для здоровья, когда принимаются соответствующие защитные меры.

Предприниматели должны в случае необходимости:

— предоставлять соответствующие защитные одежду и средства, чтобы предотвратить, насколько это обоснованно и практически осуществимо, возникновение несчастных случаев или вредных последствий для здоровья;

— принимать меры при возникновении аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи.

На уровне предприятия принимаются меры, в соответствии с которыми:

a) трудящиеся в ходе выполнения работы сотрудничают с предпринимателем в деле выполнения последним возложенных на него обязательств;

b) представители трудящихся на предприятии сотрудничают с предпринимателем в области безопасности и гигиены труда;

c) представители трудящихся на предприятии получают надлежащую информацию о мерах по обеспечению их безопасности и охраны здоровья, принятых предпринимателем, и могут консультироваться со своими представительными организациями по такой информации при условии неразглашения коммерческой тайны;

d) трудящиеся и их представители на предприятии получают надлежащую подготовку в области безопасности и гигиены труда.

Предприниматель не может требовать, чтобы трудящиеся возобновили работу, где по-прежнему сохраняется непосредственная и серьезная опасность для жизни или здоровья. Особо следует подчеркнуть, что сотрудничество предпринимателей и трудящихся или их представителей на предприятии является основным элементом организационных и других мер, принимаемых во исполнение указанных положений (ст. ст. 16 — 19 Конвенции МОТ N 155).

В соответствии с Рекомендацией МОТ N 164 (1981 г.) о безопасности и гигиене труда обязанности, возлагаемые на работодателя, могут (с учетом разнообразия отраслей экономической деятельности и различных видов работы) включать следующие:

a) предоставлять рабочие места, механизмы и оборудование и обеспечивать уход за ними, а также применять методы труда, настолько безопасные и не представляющие угрозы для здоровья, насколько это обоснованно и практически осуществимо;

b) обеспечивать необходимый инструктаж и подготовку, учитывая функции и свойства различных категорий работников;

c) обеспечивать соответствующий надзор за работой, применяемыми методами работы и осуществлением мер в области безопасности и гигиены труда;

d) принимать в зависимости от размера предприятия и характера его деятельности организационные меры по безопасности и гигиене труда и производственной среде;

e) бесплатно предоставлять работникам соответствующие защитную одежду и средства индивидуальной защиты, в которых может возникнуть разумная необходимость, когда отсутствует возможность каким-либо иным способом предотвратить или контролировать опасности;

f) обеспечивать, чтобы организация труда, особенно в отношении продолжительности рабочего времени и периодов отдыха, не сказывалась отрицательно на безопасности и гигиене труда;

g) принимать все обоснованные и практически осуществимые меры для снятия чрезмерной физической и психической усталости.

В случаях, когда два или более предприятия осуществляют одновременно деятельность на одном месте работы, они должны сотрудничать в деле применения положений по безопасности и гигиене труда и производственной среде без ущерба для ответственности каждого из них за здоровье и безопасность их работников.

Работодатели должны регулярно проверять применение соответствующих норм безопасности и гигиены труда, а также регистрировать такие данные, которые, по мнению компетентного органа или органов, являются необходимыми и которые могли бы содержать информацию обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве и повреждениях здоровья в ходе работы или в связи с ней, сведения о разрешениях и исключениях из законодательства или правил в этой области и возможные условия, от которых эти разрешения и исключения могут зависеть; удостоверения о наблюдении за здоровьем работников на предприятии; сведения о контакте с определенными веществами и агентами.

Аналогичные положения закреплены в Конвенции МОТ N 148 «О защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, защитными приспособлениями» (1977 г.). Названная Конвенция предусматривает, в частности, что работодатели должны, если характер деятельности их предприятий позволяет сделать это, письменно излагать политику и мероприятия в области безопасности и гигиены труда, указывать различные обязанности, выполняемые в соответствии с этими мероприятиями, и доводить эту информацию до сведения каждого работника.

Работодатели обязаны:

— регулярно проверять применение соответствующих норм безопасности и гигиены труда, осуществляя, например, контроль за производственной средой;

— регистрировать такие данные по безопасности и гигиене труда и производственной среде, которые, по мнению компетентного органа или органов, являются необходимыми и которые могли бы содержать информацию обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве и повреждениях здоровья в ходе работы или в связи с ней.

Согласно Рекомендации МОТ N 156 о защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах (1977 г.), работодатель должен предварительно информировать представителей работников предприятия и консультироваться с ними относительно проектов, мер и решений, которые могут иметь вредные последствия для здоровья работников в связи с загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах.

Прежде чем направлять работников на выполнение работы, которая может подвергнуть их воздействию загрязнения воздуха, шума и вибрации, работодатель должен информировать работников о рисках, мерах безопасности и охране здоровья, а также о возможностях обращения к медицинским службам. Организации работодателей и работников должны принимать конкретные меры для осуществления программ информации и подготовки в области профилактики и ограничения существующих и потенциальных профессиональных рисков, вызываемых загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, а также в области защиты против таких рисков.

В Рекомендации МОТ N 120 1964 г. о гигиене в торговле и учреждениях предусмотрено, что при превышении нормативных уровней работодатель разрабатывает комплекс мер по оздоровлению условий труда, включающий организационно-технические меры для устранения опасного фактора, а при невозможности устранения — снижение его уровня до безопасных пределов. Если в результате внедрения мер риск нарушения здоровья сохраняется, должны использоваться меры по уменьшению времени его воздействия (защита временем). Использование средств индивидуальной защиты в числе приоритетов мер по улучшению условий труда занимает последнее место.

В соответствии с положениями п. 5 Сеульской декларации по безопасности и гигиене труда от 29 июня 2008 г. работодателям следует обеспечить такие условия, чтобы:

— профилактика стала неотъемлемой частью их деятельности, поскольку высокий уровень норм в области безопасности и гигиены труда на производстве сопровождается высокими показателями в области деловой активности;

— эффективным образом были учреждены системы управления вопросами безопасности и гигиены труда в целях повышения уровня безопасности и гигиены труда на производстве;

— проводились консультации с работниками и их представителями, чтобы они проходили подготовку, получали информацию и привлекались к участию во всех мерах, связанных с обеспечением их безопасности и гигиены труда на производстве.

Рекомендация МОТ N 118 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963 г.) предусматривает, что предприниматель должен создать и поддерживать такие окружающие условия, чтобы трудящиеся, имеющие дело с машинами, предусмотренными в Рекомендации, не подвергались никакой опасности.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ к основному праву работодателя отнесена реализация прав, предоставленных ему законодательством о специальной оценке условий труда.

Представляется, что федеральный законодатель чрезвычайно сузил права работодателей в сфере безопасности труда. Для сравнения акцентируем внимание на ст. 18 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (с изменениями и дополнениями от 12 июля 2013 г. N 61-З).

Так, наниматель (работодатель) имеет право:

— требовать от работающих соблюдения законодательства об охране труда;

— проводить освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Освидетельствование работающих проводится в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

— обращаться в соответствии с законодательными актами в организации здравоохранения, иные организации, осуществляющие в порядке, установленном законодательством, медицинскую деятельность, за сведениями о тяжести полученных работающими производственных травм, наличии у работающего заболевания, которое могло привести к получению травмы, а также о его нахождении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Помимо прав, указанных в ч. 1 статьи 18 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», наниматель имеет право:

— применять меры поощрения и материального стимулирования работников за соблюдение требований по охране труда;

— осуществлять разработку и пересмотр государственных нормативных требований охраны труда на основе комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний, изучения передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий охраны труда, анализа результатов сертификации работ по охране труда;

— анализа типичных, наиболее вероятных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— определения наиболее безопасных методов и приемов выполнения работ.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ к основным обязанностям работодателя отнесены следующие:

— обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

— исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Следовательно, приоритетная обязанность работодателя — обеспечивать безопасность и условия охраны труда. Конкретные обязанности работодателя по обеспечению безопасности условий и охраны труда предусмотрены в ст. 212 ТК РФ.

Работодатель обязан обеспечить:

— безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

— создание и функционирование системы управления охраной труда;

— применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

— режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

— приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

— недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

— организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

— проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В пункте 5 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.

Необходимо отметить, что статьи 69 и 213 ТК РФ не предусматривает норму о медицинском освидетельствовании. Представляется целесообразным устранить этот пробел и одновременно коллизию в правовом регулировании.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ) предусматривает целый комплекс обязанностей работодателей. Так, согласно ст. 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

— выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

— разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

— обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

— осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг;

— проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

— осуществлять гигиеническое обучение работников.

Кроме того, граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение работ.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В соответствии со ст. 25 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В тех случаях, когда работодатель по обоснованным технологическим и иным причинам не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, он должен (в соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ) обеспечить безопасность для здоровья человека. Это может быть достигнуто посредством выполнения комплекса защитных мероприятий (организационных, санитарно-гигиенических, ограничения по времени воздействия фактора на работника — рациональные режимы труда и отдыха, средства индивидуальной защиты и др.).

Из судебной практики.

1. Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ООО «Арчединская промышленная группа» было признано виновным по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа. Решением судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 24 декабря 2015 г. указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися по делу актами, представитель ООО «Арчединская промышленная группа» подал в Волгоградский областной суд жалобу, в которой просил изменить постановление в части наказания, заменив штраф предупреждением.

Областным судом установлено, что в ходе проверки, проведенной в ООО «Арчединская промышленная группа», выявлены нарушения норм трудового законодательства, которые могут привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников и возникновению материального ущерба. Были обнаружены и зафиксированы следующие нарушения:

— медицинские аптечки в производственных помещениях не доукомплектованы покрывалом спасательным изотермическим для оказания первой помощи пострадавшим, что является нарушением Приказа Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 года N 169н, ст. 223 ТК РФ;

— в трудовых договорах оператора котельной, аппаратчика не указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника; не обеспечен надлежащий учет и контроль за выдачей смывающих (или) обезжиривающих средств; не ведутся личные карточки учета выдачи смывающих (или) обезвреживающих средств, что является нарушением п. п. 9, 25 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н, ст. ст. 57, 212, 221 ТК РФ;

— не обеспечена своевременная и в полном объеме выдача за счет средств предприятия спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты, прошедших в обязательном порядке сертификацию и декларирование в соответствии с характером и условиями работы, обеспечивающих безопасность труда для работников рабочих профессий ботинок, куртки на утепленной прокладке, фартука х/б, перчаток с полимерным покрытием, что является нарушением п. п. 4, 24 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н, ст. ст. 212, 221 ТК РФ;

— не обеспечены стирка, сушка и ремонт спецодежды и других средств индивидуальной защиты, чем нарушена ст. 221 ТК РФ;

— не разработаны программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте по всем профессиям (слесаря-ремонтника, уборщика, кладовщика, кладовщика, слесаря, грузчика, лаборанта, старшего аппаратчика, аппаратчика, аппаратчика розлива, аппаратчика крупяного производства, электрогазосварщика, водителя, оператора котельной, электромонтера, тракториста и др.), что является нарушением п. 7.2.2 ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда», ст. 212 ТК РФ.

Фактические обстоятельства дела проверены, подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд не нашел оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.

2. Постановлением Государственной инспекции труда в Пермском крае от 13 декабря 2013 г. ООО «Полюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа.

Решением судьи Пермского краевого суда от 17 апреля 2014 г. решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 27 февраля 2014 г. оставлено без изменения, жалоба ООО «Полюс» — без удовлетворения.

В жалобе заявитель выражал несогласие с вынесенными по делу постановлением должностного лица, судебными решениями, в качестве доводов ссылаясь на процессуальные нарушения КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

На основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Пермском крае (по охране труда) от 2 декабря 2013 г. в отношении ООО «Полюс» в период с 4 декабря 2013 г. по 6 декабря 2013 г. государственным инспектором труда О. проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения норм трудового законодательства.

1. Работодатель не прошел очередное обучение и проверку знаний по охране труда в нарушение положений ст. 225 ТК РФ, п. п. 2.3.1, 1.5 Постановления Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работником организаций».

2. Отсутствует комиссия по проверке знаний по охране труда, чем допущено нарушение ст. 225 ТК РФ, п. п. 1.7, 3.4 Порядка обучения.

3. Специалисты организации не прошли специальное обучение по охране труда, чем допущено нарушение ст. 225 ТК РФ, п. 2.3.2 Порядка обучения.

4. Специалисты организации не прошли проверку знаний требований охраны труда в учреждении, чем допущено нарушение ст. 225 ТК РФ, п. п. 3.5 — 3.9 Порядка обучения.

5. Не разработаны и не утверждены руководителем перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда, занятые на которых подлежат прохождению обучения и проверке знаний по охране труда, не определены порядок и периодичность их обучения и проверки знаний по охране труда, тем самым допущено нарушение ст. 212 ТК РФ, п. п. 4.2, 4.5 ГОСТ 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

6. Не разработаны и не утверждены программы обучения по охране труда работников, занятых на выполнении работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, чем допущено нарушение ст. 225 ТК РФ, п. п. 3.5 — 4.3 ГОСТ 12.0.004-90.

7. Не организовано обучение безопасным методам и приемам выполнения работ поступающих на работу лиц в течение месяца после приема на работу, чем допущено нарушение ст. 225 ТК РФ, п. 2.2.1 Порядка обучения.

8. Не организовано проведение обучения не реже одного раза в год по оказанию первой помощи пострадавшим, чем нарушены требования п. 2.2.4 Порядка обучения.

9. Графы и колонки в журналах по проведению вводного инструктажа по охране труда и повторных инструктажей на рабочем месте по охране труда не соответствуют ГОСТ 12.0.004-90, повторные инструктажи (1 раз в квартал) проводит М., который не прошел очередное обучение и проверку знаний по охране труда, тем самым допущено нарушение ст. ст. 212, 225 ТК РФ, приложений N 4, 6 ГОСТ 12.0.004-90.

10. Отсутствует список лиц и должностей с вредными условиями труда, разработанный на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

11. Не произведен расчет выдачи спецодежды работникам учреждения по нормативам. Работникам не приобретена сертифицированная спецодежда и спецобувь согласно нормативам, чем допущено нарушение ст. 221 ТК РФ, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».

12. На работников учреждения не заведены личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты установленного образца, чем нарушены ст. 221 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н.

13. Не определен перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и обезвреживающих средств, чем нарушены ст. 221 ТК РФ, п. 13 Приказа Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств» и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающимися и (или) обезвреживающими средствами».

14. Не произведен расчет выдачи работникам по нормативам смывающих и обезвреживающих средств, чем нарушены ст. 221 ТК РФ, п. 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н. Не заведены личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, чем допущено нарушение ст. 221 ТК РФ, п. 24 Приказа Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н.

15. Инструкции по охране труда разработаны, но срок их действия истек 5 января 2010 г., чем нарушены ст. 212 ТК РФ, ГОСТ 12.0.004-90, Постановление Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. N 80 «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда». Не заведен журнал выдачи инструкций, чем допущено нарушение ст. 212 ТК РФ, ГОСТ 12.0.004-90, Постановления Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. N 80.

16. Работники не проинформированы о полагающихся им средствах индивидуальной защиты, чем нарушены положения ст. 212 ТК РФ.

17. Не разработаны обязанности работодателя по охране труда, чем нарушены положения ст. 212 ТК РФ.

18. Не назначена приказом комиссия по охране труда, чем нарушена ст. 218 ТК РФ.

18. Отсутствует комплект нормативно-правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, тем самым нарушены положения ст. 212 ТК РФ.

19. Не проводятся периодические технические осмотры зданий и сооружений, чем нарушены требования п. 2.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений», утв. Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279. Отсутствует акт технического обследования зданий и сооружений, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, п. 2.13 Положения.

В помещении гаража выход из осмотровой канавы не огражден металлическими перилами высотой не менее 1.1 м, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, п. 3.2.22 Постановления Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте».

20. Не назначено лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию котлов и котельного оборудования, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, п. 8.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации водогрейных котлов. В котельной отсутствует производственная инструкция для персонала котельной, разработанная на основании Правил технической эксплуатации отопительных котельных и инструкции завода-изготовителя, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, п. 8.10 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара 0,07 МПа (0,7 кгс/кв. см), водогрейных котлов и водонагревателей с температурой нагрева воды не выше 388 K (115 град. C), утвержденных Приказом Минстроя РФ от 28 августа 1992 г. N 205.

Работники котельной не прошли очередное ежегодное обучение и проверку знаний операторов котельной, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, п. 8.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара 0,07 МПа (0,7 кгс/кв. см), водогрейных котлов и водонагревателей с температурой нагрева воды не выше 388 K (115 град. C), утвержденных Приказом Минстроя РФ от 28 августа 1992 г. N 205.

21. Водители автотранспорта не проходят ежегодное 20-часовое обучение «Технический минимум водителя», чем нарушена ст. 212 ТК РФ. С водителями легкового автотранспорта не проводят предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

22. Отсутствуют обозначения напряжения на эл. щитах и эл. розетках, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, введенные в действие с 1 июля 2001 г. (ПОТ РМ-016-2001) с изменениями и дополнениями от 1 июля 2003 г., утвержденными Минтрудом РФ и Министерством энергетики РФ.

23. Отсутствуют акты измерения сопротивления электроцепи и заземляющих устройств на все электрооборудование, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 6 декабря 2013 г.; актом проверки от 6 декабря 2013 г.; распоряжением Государственной инспекции труда в Пермском крае о проведении внеплановой выездной проверки от 2 декабря 2013 г.; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 16 февраля 2014 г.; копией устава ООО «Полюс» (л. д. 63 — 67).

Судья Пермского краевого суда, отказывая в удовлетворении жалобы заявителя на решение судьи городского суда, правильно исходил из того, что факты нарушения ООО «Полюс» законодательства о труде и охране труда в судебном заседании установлены, что является основанием для его привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Таким образом, вина ООО «Полюс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, подтверждена совокупностью исследованных судами доказательств, всем им дана надлежащая правовая оценка.

Библиография

Михайлов А.В. Правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. 25 с.
Неверова А.С. Понятие и структура института охраны труда // Вестник Львовского государственного университета. 2013. N 58.
Пашин Н.П. Охрана труда, здоровья и окружающей среды в российском законодательстве и конвенциях МОТ: терминологический словарь-справочник. М., 2009. 250 с.
Петров А.Я. Охрана труда: о новой концепции института трудового права России // Право: журнал Высшей школы экономики. 2016. N 1.
Петров А.Я. Охрана (безопасность и гигиена) труда: актуальные вопросы трудового права. М.: Проспект, 2016. 431 с.
Петров А.Я. Пути реформирования законодательства об охране труда // Охрана труда и социальное страхование. 2015. N 11.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *