Объекты добровольного подтверждения соответствия

Содержание

Если законодательство страны устанавливает требования к какому-либо виду продукции или другим объектам, то также должны существовать процессы, которые должны подтверждать соответствие установленным требованиям. Подтверждение соответствия может относиться к разным объектам: к системе, к органу или организации, к лицу, продукции, процессу, к результату процесса и прочему. Процедуры подтверждения соответствия различных объектов требованиям законов, нормативов и правил также могут быть разными. Так в зависимости от объекта могут применяться следующие методы подтверждения соответствия:

  • инспектирование объектов часто используется для подтверждения соответствия зданий и сооружений, включая технические;
  • аккредитация используется в качестве подтверждения соответствия для испытательных сертификационных лабораторий и органов сертификации вне зависимости от системы сертификации (т.к. данный метод оценки соответствия определен ФЗ № 184 «О техническом регулировании»);
  • сертификация используется для оценки соответствия систем менеджмента в компаниях и организациях. Оценивается соответствие различных организационных систем — безопасности производства, качества выпускаемой готовой продукции, экологического менеджмента и других. В качестве метода оценки соответствия к ним чаще всего применяется добровольная сертификация;
  • сертификация используется в качестве добровольного метода оценки соответствия и к процессам, существующим на предприятиях и в организациях, когда требуется оценка соответствия их существующим отраслевым или общегосударственным стандартам. Процедура оценки соответствия может относиться к любому из процессов, имеющих место быть на предприятии, например, к технологическому процессу выпуска продукции, к подготовительному процессу выпуска товаров, к хранению готовой продукции, к ее реализации и прочим действиям.

Подтверждение соответствия продукции в РФ

Чаще всего использует метод оценки соответствия в форме сертификации, получения специальных разрешительных документов, а также контроль исполнения требований сертификации или другого метода подтверждения соответствия продукции. При этом следует понимать, что контроль является подтверждением соответствия продукции, распределенным во времени. Продукция – весьма обширное понятие и конкретный набор действий, присущий определенному методу оценки соответствия может изменяться в значительной степени в зависимости от самого объекта и иметь широкий диапазон. Продукция может в общем случае быть разделена на такие группы объектов:

  • опасные, ответственные или дорогостоящие объекты (наркотические вещества, космические аппараты, мосты, объекты ядерной и атомной энергетики и прочие);
  • неоднородные объекты (аффинированное золото в слитках, вторичное сырьё, включающее золото);
  • нестабильные во времени объекты (выбросы в атмосферу, сточные и канализационные воды и прочее);
  • однородная продукция (соковая и молочная продукция в термопакетах, удобрения в мешках и прочее).

Подтверждение соответствия продукции в качестве законодательной базы включает ФЗ № 184 «О техническом регулировании». Именно этот закон делит подтверждение соответствия продукции на обязательное и добровольное. В качестве обязанности с позиции технического регулирования любой производитель должен выполнять требования Технического регламента (ТР), который устанавливает общие требования безопасности к конкретным группам товаров. Но в период, когда еще не начали действовать российские ТР, Правительство РФ ввело обязательное подтверждение соответствия продукции для некоторых ее групп, которые включены в перечни товаров Постановления № 982 от 1 декабря 2009 года. Данное Постановление предусматривает две формы подтверждения соответствия продукции: сертификацию и декларирование соответствия требованиям российских стандартов (при отсутствии работающих Технических регламентов). С началом ввода национальных ТР подтверждение соответствия продукции на ее виды, регулируемые регламентом, осуществляются на определение исполнения требований, в них содержащихся. Происходит данная процедура в рамках обязательной государственной системы сертификации ГОСТ Р.

Обязательное подтверждение соответствия продукции

В других системах сертификации РФ производится на основе принятия решений на государственном уровне относительно какой-либо группы продукции или объектов, где она будет устанавливаться и эксплуатироваться. Например, существует перечень изделий, для которых требуется специальное разрешение для их монтажа, установки и эксплуатации, если они будут находиться на опасных, взрывоопасных и аналогичных объектах. В этом случае продукция должна пройти процедуру подтверждения соответствия продукции особым требованиям в специально назначенной структуре, отвечающей за безопасность таких объектов. Обязательность подтверждения соответствия продукции определенной специфики и различных направлений рисков, связанных с безопасностью, привели к тому, что в РФ существует около 20 обязательных систем сертификации продукции. Если рассматриваемые товары включены в обязательный перечень, то на них следует иметь сертификат или декларацию в одной или нескольких системах сертификации, которые и являются документальным подтверждением соответствия обязательных требований российского законодательства.

Добровольное подтверждение соответствия продукции

В значительной степени это влияние современных обстоятельств ведения предпринимательства. А именно, наличие высокой конкуренции на российских рынках продукции. Подтверждение соответствия продукции и наличие добровольного сертификата документально подтверждают безопасность, высокое качество продукции, а часто и ее уникальность на рынке, по сравнению с видами товаров других производителей. Более того, производители уникальной продукции, имеющие обязательный сертификат соответствия или декларацию, полученные в подтверждение исполнения российского закона о техническом регулировании, подвергают свою продукцию также дополнительному добровольному подтверждению соответствия продукции. Объясняется этот факт тем, что обязательное подтверждение соответствия продукции включает в себя исследование характеристик безопасности, которые определены законом касательно данного вида продукции. Поэтому, для документального подтверждения значительных для потребителя качеств товара, производители прибегают к добровольному подтверждению соответствия продукции.

Теги: Сертификат соответствия, сертификация продукции

РАЗРАБОТКА И РЕГИСТРАЦИЯ СИСТЕМ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ (СДС)в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Цели разработки и регистрации системы добровольной сертификацииВ Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии

Систему добровольной сертификации разрабатывают для получения возможности оказывать услуги по подтверждению соответствия (сертификации). Разработанная и зарегистрированная в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Росстандарта система добровольной сертификации позволят оказывать услуги по сертификации продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг и других объектов, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами установлены требования. Подтверждение соответствия проводится в соответствии с правилами, установленными документами системы добровольной сертификации.

Почему для регистрации системы добровольной сертификации необходимо обратиться в Учреждение «Государственный центр испытаний, сертификации и стандартизации» (ГоЦИСС)?

ГоЦИСС не является посредником и взаимодействует непосредственно с Управлением технического регулирования и стандартизации Росстандарта;Работы по регистрации системы добровольной сертификации выполняются по заключённому договору;Более чем 20-ти летний опыт работ позволяющий оказывать услуги профессионально и в кратчайшие сроки;Более 100 разработанных и успешно зарегистрированных в Росстандарте систем добровольной сертификации; Широкая область распространения разрабатываемых систем добровольной сертификации (национальные стандарты, стандарты организаций (СТО), требования систем добровольной сертификации); Соблюдение при регистрации Системы сертификации всех нормативно-правовых требований; Гарантия регистрации разрабатываемых систем добровольной сертификации в Реестре Росстандарта.

Порядок и основные этапы регистрации Системы добровольной сертификации

Определить объекты сертификацииНеобходимо определить нормативные документы, на соответствие которым будет проводиться сертификация
Направить заявку на регистрацию Системы в ГоЦИССФорма заявки на регистрацию Системы добровольной сертификации доступна
Заключить договор на разработку Системы и произвести оплатуДля определения стоимости услуг и подготовки договора на разработку и регистрацию СДС необходимо направить Заявку на info@gociss.ru
Оплатить государственную пошлину за регистрацию СистемыПлата за регистрацию системы добровольной сертификации составляет одну тысячу рублей. Образец платёжного поручения
Получить результат услуги по регистрации Системы добровольной сертификацииРезультат услуги:

письмо Росстандарта о регистрации СДС; оригиналы документов СДС с отметкой Росстандарта о их регистрации. Внесение сведений о зарегистрированной СДС в Реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Росстандарта

Сроки и стоимость регистрации системы добровольной сертификации

Стандартные сроки регистрации Системы добровольной сертификации составляют от 5 до 10 рабочих дней в зависимости от сложности разрабатываемой Системы.Стоимость регистрации Системы добровольной сертификации от 30 тысяч рублей. Для определения стоимости разработки Вашей системы необходимо заполнить Форму заявки и направить её по адресу info@gociss.ru. Стоимость регистрации зависит от сложности разрабатываемой Системы — области распространения (объектов сертификации) и желаемых сроков оказания услуги

Результаты регистрации системы добровольной сертификации

получение от Росстандарта письма о регистрации Системы с присвоением регистрационного номера внесение сведений о Системе в Единый реестр систем добровольной сертификации; получение оригиналов документов Системы с отметкой Росстандарта (правила системы добровольной сертификации

Дополнительная информация

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Добровольная сертификация осуществляется в рамках системы добровольной сертификации.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294, Росстандарт осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации.

Разработка и регистрация систем добровольной сертификации достаточно сложный процесс, который лучше доверить профессионалам. На сегодняшний день в России зарегистрировано более тысячи систем добровольной сертификации, среди самых популярных систем:

система добровольной сертификации ГОСТ Р;система добровольной сертификации регистр систем менеджмента;система добровольной сертификации регистр проверенных организаций РПО;система добровольной сертификация услуг;регистр государственного центра испытаний, сертификации и стандартизациисистема добровольной сертификации военный регистр и др.

Оформить заявку

Консультация

Звонок

Формой подтверждения соответствия в общем случае называется порядок подтверждения соответствия. Термины «подтверждение соответствия» и «сертификация» идентичны. Поэтому формы подтверждения соответствия – формы сертификации. Подтверждение соответствия может осуществляться в отношении разных нормативных документов, например, государственных или международных стандартов, правил, технических условий, договоров, технических регламентов и других нормативов. Подтвердить соответствие можно только требованиям определенной нормативной документации.

ФЗ № 184 «О техническом регулировании» уточняет, что формы подтверждения соответствия, сформулированные в данном законодательном документе, являются именно документальным удостоверением соответствия и относятся к подтверждению исполнения требований Технических регламентов, условий договоров и положений стандартов.

На основе ФЗ форма подтверждения соответствия может быть обязательной или добровольной.

При этом ФЗ № 184 в качестве обязательной формы подтверждения соответствия называет две формы: декларирование соответствия и обязательную сертификацию.

Таким образом, на основе ФЗ № 184 предусмотрено три формы подтверждения соответствия:

  • обязательная сертификация;
  • декларирование соответствия (обязательное);
  • добровольная сертификация.

Соответственно, закон предусматривает три документальных формы подтверждения соответствия:

  • обязательный сертификат соответствия;
  • декларация соответствия (обязательная);
  • добровольный сертификат соответствия.

Созданы две формы подтверждения соответствия (сертификация и декларирование) были в Европейском союзе. Здесь существует подход, основанный на определении степени потенциальной опасности товара. В соответствии с этим используется соответствующая форма сертификации: для наиболее опасных групп товаров следует обязательная оценка соответствия в аккредитованных сертификационных органах; для менее опасной продукции может применяться декларирование производителем (представителем производителя) или продавцом безопасности продукции.

Разница в этих двух формах состоит в степени ответственности заявителей и органов сертификации. При сертификации продукции документ соответствия оформляет и отвечает за него сертификационный орган, в другом случае заявитель сам принимает декларацию о соответствии на основании испытаний продукции, орган сертификации лишь регистрирует документ, ответственность за сведения, представленные в декларации, ложатся на декларанта.

В отличие от российского законодательства декларирование в Европе – это добровольная форма подтверждения соответствия. Там не существует установленного документа и твердого порядка регистрации их. В качестве декларации может выступать паспорт изделия, например.

В России законодательно установлена необходимость введения декларирования в качестве основной формы оценки соответствия, вместо обязательной сертификации. На это направляет Указ Президента РФ № 797 от 15 мая2008 г, который определяет, что для осуществления в России предпринимательской деятельности, необходимы неотложные меры по ликвидации административных ограничений.

Другие федеральные законы и сертификация

ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввел две формы оценки соответствия продукции, которые явились аналогом обязательной сертификации и просуществовали в РФ длительное время (до 1 июля2010 г., когда вступило в действие законодательство Таможенного Союза — ТС). Это документы: Свидетельство о государственной регистрации РФ и Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ). Они по сути являлись формами оценки соответствия, но не были указаны в ФЗ № 184, как формы подтверждения соответствия.

Решение Комиссии ТС (КТС) № 299 от 28.05.2010 г. ввело в действие две новых формы оценки соответствия, назвав их добровольными: Экспертное заключение Роспотребнадзора (которое заменило Свидетельство о государственной регистрации РФ и СЭЗ) и Свидетельство государственной регистрации ТС. Хотя их называют добровольными формами оценки соответствия, но эти документы должны быть представлены при возникновении ситуации на границе, которая требует санитарного надзора за перемещаемым грузом (без них груз не будет допущен в РФ ), а также при первом выходе на рынок России продукции, которая указана в Перечне товаров, утвержденных решением КТС № 299.

Хотя ФЗ № 184, определяет, что обязательные формы подтверждения соответствия могут применяться лишь относительно установления исполнения обязательных требований Технических регламентов, а обязательная сертификация устанавливается лишь ФЗ № 184. Но до настоящего времени в РФ существуют обязательные формы оценки соответствия в других (кроме системы сертификации ГОСТ Р) обязательных системах оценки соответствия, которых в РФ – 16.

Они были созданы в соответствии с ФЗ № 5151-1 от 10 июня1993 г. «О сертификации продукции и услуг» и действуют по правилам ими установленным. Каждая обязательная система содержит свой перечень продукции, которая требует обязательного подтверждения соответствия.

Система пожарной сертификации МЧС была приведена в соответствие с ФЗ № 184 путем принятия Технического регламента «О пожарных требованиях» (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.), который вступил в силу с 1 мая 2009 года.

Обязательная сертификация, как форма оценки соответствия

Обязательная сертификация относится к одной из форм обеспечения государственного контроля безопасности продукции. В ходе процедуры сертификации выдается документ — сертификат соответствия. Иначе обязательную сертификацию определяют как «сертификацию в законодательно регулируемой сфере».

В соответствии с ФЗ № 184 такая форма подтверждения соответствия, как обязательная сертификация относится лишь в исполнению обязательных требований Технических регламентов.

Порядок подтверждения соответствия, кроме формы документа, включает и схемы сертификации или декларирования, от которых существенным образом зависит процедура подтверждения соответствия и тот набор обязательных документов, которые следует представить заявителю.

Но на переходный период, до вступления в действие ТР, установление обязательности подтверждения соответствия и утверждение Перечней такой продукции (корректировок к ним) поручено Правительству РФ (на основе ФЗ «О защите прав потребителей»).

Т.е. в этом случае ФЗ «О защите прав потребителей» вводит форму подтверждения соответствия, а также обязательные требования. В соответствии с данным законом обязательная сертификация, как форма подтверждения соответствия, должна применяться для удостоверения безопасности продукции для здоровья и жизни потребителей, предотвращения вреда имуществу потребителя и окружающей среде. В соответствии с ФЗ «Об энергосбережении» обязательной сертификации по характеристикам энергоэффективности подлежит продукция, потребляющая энергию.

Декларирование в России, как обязательная форма оценка соответствия

Декларирование также является формой подтверждения соответствия требованиям Технических регламентов. Исключение – переходный период. В это время форма оценки соответствия с оформлением декларации производится на основе той же законодательной базы, что и обязательная сертификация.

Сертификат соответствия и декларация о соответствии с точки зрения ФЗ № 184 имеют одинаковую юридическую силу. Но в соответствии с реформой технического регулирования в РФ, которая направлена, в том числе, на гармонизацию с международными требованиями и формами подтверждения соответствия, обязательная сертификация будет заменяться (и уже заменяется) декларированием продукции или оформлением добровольных форм оценки соответствия.

Принято считать, что по завершении реформы только около 10 % продукции, обращаемой на российском рынке, будет подлежать обязательной сертификации, а около 60 % потребует декларирования (обязательного, пока данное требование сформулировано российским законодательством). А оставшиеся 30 % продукции не потребуют обязательных форм подтверждения соответствия.

Добровольная сертификация, как форма оценки соответствия

Добровольная сертификация производится по инициативе заявителя на основе договорных отношений между органом по сертификации и заявителем. Данная форма подтверждения соответствия может происходить для определения соответствия стандартам организаций (включая, технические условия), национальным и международным стандартам, условиям договора, требованиям систем добровольной сертификации.

Объектами добровольной сертификации могут быть все объекты оценки соответствия, указанные в ФЗ № 184:

  • процессы (технологические, производственные, реализации, хранения, транспортировки, утилизации и прочие);
  • продукция;
  • работы и услуги;
  • системы менеджмента предприятий и организаций;
  • персонал и другие.

Подтверждением прохождения процедуры добровольной сертификации является присвоение объекту знака соответствия. Он аналогичен знаку соответствия обязательной системы сертификации, но вокруг графического знака, как правило, присутствует надпись «добровольная сертификация».

Каждая добровольная система сертификации, кроме определения объектов оценки соответствия, порядка (т.е. формы подтверждения соответствия ), требований к объектам, может утверждать знак маркировки продукции.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯЗАКОН

О сертификации продукции и услуг *

(с изменениями на 10 января 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 июля 2003 года на основании
Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации N 1, 01.01.96);

Федеральным законом от 2 марта 1998 года N 30-ФЗ (Российская газета, N 43, 05.03.98);

Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ (Российская газета, N 150, 07.08.98);

Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002);

Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ (Российская газета, N 5, 15.01.2003).

____________________________________________________________________
В документе также учтено:
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2001 года N 15-П.
____________________________________________________________________

________________

* В тексте Закона слова «Госстандарт России» в соответствующих падежах заменены словами «специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации» в соответствующих падежах, слова «государственные органы управления Российской Федерации» и «государственные органы управления» в соответствующих падежах и числе заменены словами «федеральные органы исполнительной власти» в соответствующих падежах и числе — Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ, введенный в действие с 7 августа 1998 года.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Раздел 1ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие сертификации

Сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (часть в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Сертификация осуществляется в целях:

создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); *1.2.3)

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о сертификации

Отношения в области сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора. *3.1)

Статья 4. Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации

(название статьи в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года
Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации в соответствии с настоящим Законом (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию): *4.1)

формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них; *4.2)

проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации; *4.3)

опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации.

Статья 5. Система сертификации

1. Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.

2. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации России порядке. *5.2)

Статья 6. Сертификат и знак соответствия

1. Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности (абзац дополнительно включен с 10 января 1996 года Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ). *6.1)

Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной противопожарной службой федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации (абзац дополнительно включен с 10 января 1996 года Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

2. Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации России. *6.2.2)

3. Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации России. *6.3)

Раздел IIОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

Статья 7. Обязательная сертификация

1. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. *7.1)

При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ).

2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти.

3. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации России либо другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.

4. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации. *7.4.2)

Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом. *7.4.3)

(Пункт дополнительно включен с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ)

Пункт 4 предыдущей редакции с 7 августа 1998 года считается пунктом 5 настоящей редакции — Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ.

5. Реклама продукции, подлежащей обязательной сертификации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе (пункт в редакции, введенной в действие с 5 марта 1998 года Федеральным законом от 2 марта 1998 года N 30-ФЗ, — см. предыдущую редакцию). *7.5)

Статья 8. Участники обязательной сертификации

Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации России, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.

Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке (часть в редакции, введенной в действие с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ, — см. предыдущую редакцию). *8.2)

Статья 9. Правомочия федеральных органов исполнительной власти

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации России и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:

создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);

определяют центральные органы систем сертификации;

аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

устанавливают правила аккредитации (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

рассматривают апелляции по вопросам сертификации;

абзац исключен с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

Статья 10. Обязанности центрального органа системы сертификации

Центральный орган системы сертификации:

организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;

рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

Статья 11. Обязанности органа по сертификации

Орган по сертификации:

проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации (абзац дополнительно включен с 7 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ);

Продукция

Услуги

Системыуправления

Персонал

Системыкачества

Производственно-техническогоназначения

Материальные

Помодели

ИСО14001

Вобласти неразрушающего контроля

Помоделям

ИСО9000

Социально-бытовогоназначения

Нематериальные

Сертификации

идр.

Обязательнаясертификацияявляется формой государственногоконтроляза безопасностью продукции.

Основнойцелью обязательной сертификации являетсязащита прав потребителей от приобретения(использования) товаров, работ, услуг,которые опасны для их жизни, здоровья,имущества, а также для окружающей среды.

Переченьтоваров (услуг), в отношении которыхзаконодательными актами предусмотренаих обязательная сертификация, утверждаетсяПравительством РФ, (Слайд).На основании перечня ФАТРиМ РФразрабатывает и вводит в действие»Номенклатуру продукции и услуг (работ),подлежащих обязательной сертификации»,табл. 6.3.

Таблица6.3

Объекты обязательной сертификации

Продукция

Услуги

Товарымашиностроительного комплекса

Бытовые

Товарыэлектротехнической промышленности

Связи

Товарысельскохозяйственного производства

Торговли

Пищеваяпродукция

Пассажирскоготранспорта

Товарылегкой промышленности

Общественногопитания

Медицинскаятехника

Туристские

Товарысырьевых отраслей и деревообработки

Средстваиндивидуальной защиты органов дыхания

Тара

Изделияпиротехники

Ветеринарныебиологические препараты

Приобязательной сертификации действиесертификата и знака соответствияраспространяется на всей территорииРФ. Организация работ по сертификациивозлагается на специальный органисполнительной власти в областисертификации – ФАТРиМ РФ. В отдельныхслучаях, предусмотренных законодательнымиактами, может возлагаться на федеральныеорганы исполнительной власти.

Наиболеепредставительной системой обязательнойсертификации является Система обязательнойсертификации ГОСТ Р, руководство которойосуществляет Ростехрегулирование РФ.В рамках этой системы действуют системысертификации однородной продукции иуслуг.

Подтверждениесоответствия продукции, подлежащейобязательной сертификации, проводитьсяпосредством принятия производителем(продавцом, исполнителем) декларациио соответствии.

7.7. Функции непосредственных участников процесса сертификации

Кнепосредственным участникам процессаобязательной и добровольной сертификацииотносятся заявители (первая сторона) иисполнители (третья сторона)сертификации.Приобретатели(вторая сторона) являются потребителямипродукции (услуг), прямого участия впроцессе сертификации не принимают, апоэтому условно могут быть отнесены карбитрам результатов подтверждениясоответствия.

Кзаявителямна проведение сертификации относятсяизготовители продукции, продавцы иисполнители услуг. Они подают заявку ворган по сертификации на проведениесертификации, финансируют проведениеработ и несут ответственность заподдержание продукции в рамках требованийтехнических регламентов. Особое местосреди заявителей занимают продавцы,они как получатели продукции представляютсобой приобретателей, а при реализациитовара покупателю являются заявителями.

Праваи обязанности заявителя установленыфедеральным законом «О техническомрегулировании», а ответственностьсоответствующими законами РоссийскойФедерации «см. приложения». Заявительимеет следующие права:

выбиратьформу и схему подтверждения соответствия,которые предусмотрены для определенныхвидов продукциисоответствующим техническим регламентом;

обращатьсядля осуществления обязательнойсертификации в любой органпосертификации,область аккредитации которогораспространяется на продукцию, подлежащуюсертификации;

обращатьсяв орган по аккредитации с жалобами нанеправомерные действия органов посертификации и аккредитованныхиспытательных лабораторий (центров).

Косновным обязанностям заявителяотносятся:

обеспечиватьсоответствие продукции требованиямтехнических регламентов;

выпускатьв обращение продукцию, подлежащуюобязательному подтверждению соответствия,только после осуществления такогоподтверждения соответствия;

указыватьв сопроводительной техническойдокументации и при маркировке продукциисведения о сертификатесоответствияили декларации о соответствии;

предъявлятьв органы государственного контроля(надзора) за соблюдением требованийтехнических регламентов, а такжезаинтересованным лицам документы,свидетельствующие о подтверждениисоответствия продукции требованиямтехнических регламентов (декларацию осоответствии, сертификат соответствияили их копии);

приостанавливатьили прекращать реализацию продукции,если срок действия сертификатасоответствия или декларации о соответствииистек либо действие сертификатасоответствия или декларации о соответствииприостановлено либо прекращено;

извещатьорган по сертификации об изменениях,вносимых в техническую документациюили технологические процессы производствасертифицированной продукции;

приостанавливатьпроизводство продукции, которая прошлаподтверждениесоответствияи не соответствует требованиям техническихрегламентов, на основании решенийорганов государственного контроля(надзора) за соблюдением требованийтехнических регламентов.

Непосредственнымиисполнителями процедурысертификации являются органы посертификации, испытательные лаборатории(центры) и эксперты.

Органпо сертификациивыполняет главную функцию в процессесертификации продукции (услуг). В немрассматривается заявка, принимаетсярешение на проведение сертификации,выдаются сертификаты и лицензии наприменение знака соответствия. Крометого, орган по сертификации:

привлекаетна договорной основе для проведенияисследований (испытаний) и измеренийаккредитованные испытательные лаборатории(центры);

осуществляетконтроль за объектами сертификации,если такой контроль предусмотренсоответствующей схемой обязательнойсертификации и договором;

ведетреестр выданных им сертификатовсоответствия;

информируетсоответствующие органы государственногоконтроля(надзора) за соблюдением требованийтехнических регламентов о продукции,поступившей на сертификацию, но непрошедшей ее;

приостанавливаетили прекращает действие выданного имсертификата соответствия;

обеспечиваетпредоставление заявителям информациио порядке проведения обязательнойсертификации;

устанавливаетстоимость работ по сертификации наоснове утвержденной ПравительствомРоссийской Федерации методики.

Аккредитованныеиспытательные лаборатории (центры)проводят исследования (испытания) иизмерения продукции в пределах своейобласти аккредитациина условиях договоров с органами посертификации. Они обязаны обеспечитьдостоверность результатов исследований(испытаний) и измерений.

Особенностьработы аккредитованных испытательныхлабораторий (центров) заключается вотсутствии сведений о заявителе.Результатыисследований (испытаний) и измеренийоформляются соответствующими протоколами,на основании которых орган по сертификациипринимает решение о выдаче или об отказев выдаче сертификата соответствия.

Экспертпо сертификацииявляется важным участником процедурысертификации.Требования к экспертам по сертификацииизложены в ГОСТ Р 51000.

Экспертомможет быть специалист,имеющийквалификацию для проведения одного илинескольких видов работ в областисертификации и получивший в Регистреперсонала Системы сертификации ГОСТ Рсертификат на право проведения работ.От его знаний, опыта, компетентности,добросовестности зависит обоснованностьпринятия решения о выдаче сертификатасоответствия. Чтобы осуществить проверкуи оценку продукции (услуги), экспертдолжен получить официальное назначениедля проведения конкретного вида работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *