О налоговых органах РФ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной налоговой службе.

2. Установить, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

3. Разрешить Федеральной налоговой службе иметь до 8 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 27 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

4. Установить:

предельную численность работников центрального аппарата Федеральной налоговой службы в количестве 1051 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 47 547 тыс.рублей (в расчете на квартал);

предельную численность работников территориальных органов Службы в количестве 166 000 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 3 929 331,2 тыс.рублей (в расчете на квартал).

5. Федеральной налоговой службе оказать работникам, высвобождаемым в связи с преобразованием Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, содействие в трудоустройстве, а при невозможности трудоустройства — предоставить гарантии и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Установить, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федеральной налоговой службы находятся организации, находившиеся в ведении преобразованного Министерства Российской Федераций по налогам и сборам.

7. Согласиться с предложением Министерства финансов Российской Федерации о размещении в установленном порядке центрального аппарата Федеральной налоговой службы в г. Москве, ул. Неглинная, д,23/6, строение 1.

8. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федераций от 27 февраля 1999 г. N 254 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1299);

постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 992 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 254» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 37, ст. 4492);

постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 301 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 15, ст. 1597);

постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 783 «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 43, ст. 4242);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1019 «Вопросы Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 142);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N 81 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 7, ст. 649);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 469 «О дачном строении «Баковка» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2691);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2002 г. N 649 «О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 36, ст. 3486);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. N 729 «О внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 49, ст. 4781).

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Положение о Федеральной налоговой службе

I. Общие положения

1. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

2. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

3. Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы — управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее — налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

II. Полномочия

5. Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет контроль и надзор за:

5.1.1. соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

5.1.2. представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.1.3. выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья;

5.1.4. фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.1.5. осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

5.1.6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

5.1.7. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

5.1.8. проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

5.2. выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:

5.2.1. производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции;

5.2.2. производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;

5.2.3. производство табачных изделий;

5.2.4. учреждение акцизных складов;

5.2.5. осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;

5.2.6. проведение всероссийских лотерей;

5.3. осуществляет:

5.3.1. государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

5.3.2. установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;

5.4. регистрирует в установленном порядке:

5.4.1. договоры коммерческой концессии;

5.4.2. контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.5. ведет в установленном порядке:

5.5.1. учет всех налогоплательщиков;

5.5.2. государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;

5.5.3. сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;

5.5.4. реестр лицензий на производство табачных изделий;

5.5.5. реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений;

5.5.6. Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

5.5.7. реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;

5.5.8. единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;

5.6. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

5.7. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

5.8. принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

5.9. устанавливает (утверждает):

5.9.1. форму налогового уведомления;

5.9.2. форму требования об уплате налога;

5.9.3. форму заявления о постановке на учет в налоговом органе;

5.9.4. форму уведомления о постановке на учет в налоговом органе;

5.9.5. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

5.9.6. форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;

5.9.7. форму и требования к составлению акта налоговой проверки;

5.9.8. форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению;

5.9.9. форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;

5.9.10. форму справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;

5.9.11. форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период;

5.9.12. форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам;

5.9.13. форму представления в налоговый орган органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора;

5.9.14. форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов;

5.9.15. перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира;

5.9.16. форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;

5.9.17. форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

5.9.18. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

5.9.19. форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;

5.9.20. форму заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес;

5.10. разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляет их для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации;

5.11. представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

5.12. рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей;

5.13. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

5.14. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.15. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.16. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.17. обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органов Службы;

5.18. организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.19. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

5.20. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.21. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

5.22. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.6. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.

7. Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной налоговой службы:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру финансов Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Службы;

9.4. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке заместителей руководителей территориальных органов Службы;

9.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной налоговой службе;

9.6. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.8. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Место нахождения Федеральной налоговой службы — г. Москва.

ФНС сможет получить доступ к выпискам по операциям на счетах физлиц только в особом порядке, как и раньше. Однако с 17 марта налоговики смогут запрашивать у банков копии паспортов клиентов и доверенности на распоряжение деньгами

Читать в полной версии

Фото: Никита Попов / РБК

Фото: Никита Попов / РБК

Доступ российских налоговиков к банковской тайне нужен, чтобы предотвратить уход от налогов. Об этом заявили в Федеральной налоговой службе (ФНС), передает ТАСС.

В сообщении пресс-службы ФНС, поступившем в РБК, говорится, что добросовестных налогоплательщиков новый закон не затронет. Он также не предусматривает непосредственного получения доступа к выпискам по операциям на счетах, вкладам физических лиц. Изменения нацелены на повышение эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращение ущерба от тех, кто пытается уклониться от уплаты налогов.

«Режим получения таких сведений останется таким же, как сейчас, — только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России при проведении налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК», — пояснили в ведомстве.

Российские налоговики получат расширенный доступ к банковской тайне с 17 марта. Банки будут обязаны по запросу налоговой предоставлять в течение трех дней копии паспортов клиентов, доверенностей на распоряжение деньгами, договоров на открытие счета и заявлений на его закрытие, карточек с образцами подписей и оттиска печатей. То же касается информации о бенефициарных владельцах или отдельных операциях за конкретный период.

Доступ ФНС к банковской тайне был расширен по предложению правительства. В кабмине считают, что такая мера «будет способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков».

Однако банки не имеют полномочий узнавать основания для налоговой проверки, то есть ограничение на запрос банковских данных о физлицах можно обойти, говорил РБК начальник правового управления Ассоциации банков России Сергей Клименко. «Сейчас, если в банк приходит запрос от налоговой, никто не знает, проводится ли действительно проверка, идет она в отношении конкретного клиента или другого налогоплательщика, с которым он проводил операции, или нет», — отметил он.

Комментируемая статья регламентирует разъяснения Минфина России и финансовых органов субъектов РФ по применению налогового законодательства.

Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Следовательно, письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах даются гражданам и организациям в связи с исполнением ими обязанностей налогоплательщика, плательщика сбора и (или) налогового агента.

Ценность положений статьи 34.2 НК РФ заключается в том, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Кроме того, пунктом 8 статьи 75 НК РФ закреплено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

Учитывая данное обстоятельство, совершение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) налогового правонарушения при выполнении письменных разъяснений Минфина России, данных в пределах его компетенции, освобождает налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от привлечения к налоговой ответственности и начисления пеней.

Статьями 21, 24 НК РФ налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам предоставлено право получать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах от Минфина России.

Согласно письму Минфина России от 22.04.2013 N 03-02-07/1/13890 письменные разъяснения Минфина России даются по существу поставленных заявителями вопросов в связи с исполнением ими обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов с учетом конкретных обстоятельств.

Указанные письменные разъяснения Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер, не направлены неопределенному кругу лиц, не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения заявителями.

Минфин России дает письменные разъяснения по разъяснению законодательства о налогах и сборах налоговым органам, которые направляются ФНС России для доведения до территориальных налоговых органов.

На официальном сайте ФНС России размещаются письма ФНС России, которые согласовываются с Минфином России. В письме ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@ обращено внимание на необходимость неукоснительного применения налоговыми органами писем ФНС России, размещенных в разделе «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» сайта ФНС России.

При защите своих интересов налогоплательщик должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах, а также вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России.

Должностными лицами, уполномоченными подписывать письменные разъяснения Минфина России, являются Министр финансов Российской Федерации и его заместители. Письменные разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики подписываются директором и его заместителями.

Письменные разъяснения Минфина России, в том числе направленные в Федеральную налоговую службу, не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам и налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах (письмо Минфина России от 02.11.2010 N 03-03-06/1/684 «Ответственность за налоговые правонарушения вследствие использования разъяснений Минфина России»).

Отказывая в удовлетворении заявлений о признании недействующими писем Минфина России, ВАС РФ указывал, что оспариваемые письма Минфина России являлись разъяснениями по конкретным делам, не носят нормативный характер, следовательно, не подпадают под признаки подсудности дел ВАС РФ как суда первой инстанции. (Решение ВАС РФ от 17.10.2007 N 8464/07 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим письма Минфина России от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35 «О налоге на имущество организаций»; Определение ВАС РФ от 20.05.2010 N ВАС-7184/10 «О возвращении заявления о признании недействительным ненормативного правового акта»; Определение ВАС РФ от 21.04.2010 N ВАС-5440/10 «О возвращении заявления».)

Следует отметить разъяснения, данные ВАС РФ в Постановлении Пленума от 30.07.2013 N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов».

Согласно данным разъяснениям по правилам главы 23 АПК РФ рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.

ВАС РФ также отметил, что положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.

В связи с этим судам рекомендовано при определении юридической природы оспариваемого акта арбитражным судам надлежит исходить из оценки его содержания.

Изложенное подтверждено Информацией Минфина России «Обзор обобщенной правоприменительной практики за 2013 год о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов)».

В письме Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 «О формировании единой правоприменительной практики» отмечено, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

Как разъяснено в Постановлении КС РФ от 31.03.2015 N 6-П, согласно НК РФ вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах (пункт 3 статьи 31); к числу обязанностей налоговых органов относится информирование налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 32); Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которыми налоговые органы обязаны руководствоваться (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 и пункт 1 статьи 34.2). Как следует из Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 (пункты 1 и 2, подпункты 5.6 и 6.3), помимо информирования налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах Федеральная налоговая служба, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и на которую возложены полномочия по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства, вправе давать налогоплательщикам письменные разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ее деятельности.

Определяя последствия применения налогоплательщиком письменных разъяснений, подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ признает обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, выполнение им разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга; положение данного подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком.

По смыслу приведенных нормативных положений не исключается право Федеральной налоговой службы принимать акты информационно-разъяснительного характера, с тем чтобы обеспечить единообразное применение налогового законодательства налоговыми органами на всей территории Российской Федерации. Такие акты адресованы непосредственно налоговым органам и должностным лицам, применяющим соответствующие законоположения. Обязательность содержащихся в них разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена. Вместе с тем — поскольку в силу принципа ведомственной субординации территориальные налоговые органы обязаны в правоотношениях с налогоплательщиками руководствоваться исходящими от Федеральной налоговой службы разъяснениями норм налогового законодательства — такие акты опосредованно, через правоприменительную деятельность должностных лиц налоговых органов, приобретают, по сути, обязательный характер и для неопределенного круга налогоплательщиков (что подтверждается, в частности, письмом ФНС России от 21.08.2013, которое оспаривалось в Верховном Суде Российской Федерации и в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации).

В письме Минфина России от 24.02.2010 N 03-04-05/10-67 рассмотрен вопрос правового статуса письменных разъяснений Минфина России. Как отметило финансовое ведомство, в связи с тем, что письменные разъяснения Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России), предоставляемые налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательному официальному опубликованию. Размещение письменных разъяснений Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) в различных правовых базах данных и средствах массовой информации не носит статуса обязательного официального опубликования.

Если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) руководствовался письменным разъяснением Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которое было адресовано данному налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) в связи с исполнением им обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), к нему применяются нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате следования налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) указанному письменному разъяснению.

Кроме того, в письме от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 Минфин России обратил внимание, что зачастую позиция Минфина России, выраженная в его разъяснениях по тем или иным вопросам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (включая письма конкретным налогоплательщикам), воспринимается как обязательная к применению всеми субъектами налоговых правоотношений, возникают вопросы о противоречиях, содержащихся в письмах Минфина России, направленных различным налогоплательщикам в разные периоды времени.

В письме от 21.09.2010 N 03-02-08/51 Минфин России отметил, что письменные разъяснения Минфина России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Соответствующие письма Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

В связи с этим, поскольку разъяснения Минфина России не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательной публикации. Минфин России не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса. Письменные разъяснения, подготовленные по обращениям налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), как правило, адресованы конкретным заявителям, поэтому распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи другими налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) может осуществляться лишь под ответственность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента. При этом выполнение налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет за собой применение норм подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) указанных письменных разъяснений.

Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 30.11.2010 N ВАС-4350/10 пришел к противоположному выводу: следование налогоплательщиком разъяснениям, содержащимся в ответах на поступающие в адрес Минфина России запросы налогоплательщиков и опубликованным в различных справочных правовых системах и средствах массовой информации, влечет отсутствие у налогового органа оснований для взыскания штрафа.

Следует отметить, что в целях единообразного применения налоговыми органами законодательства РФ о налогах и сборах ФНС России доводятся налоговым органам письменные разъяснения Минфина России. Налоговые органы руководствуются такими разъяснениями согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ.

С 01.01.2012 действует положение, согласно которому Минфин России наделен полномочием давать налоговым органам разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах.

Необходимо учитывать, что дача письменных разъяснений о порядке исчисления налога относится к компетенции и налоговых, и финансовых органов (в том числе Минфина России).

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 09.08.2006 N Ф04-5008/2006(25216-А75-40) пришел к выводу о том, что противоречивая позиция финансовых и налоговых органов по одному и тому же вопросу свидетельствует о наличии сомнений, противоречивости и неясности актов законодательства о налогах и сборах, что в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ является основанием для их толкования в пользу налогоплательщика.

Как отмечено в письме Минфина России от 28.11.2012 N 03-02-08/102, в Минфине России отсутствует информация, необходимая для разрешения вопросов, возникающих в правоприменительной практике по конкретным хозяйственным ситуациям. Должностные лица Минфина России не имеют доступа к сведениям о налогоплательщике, которые с момента постановки его на учет в налоговых органах составляют налоговую тайну. Минфин России не наделен полномочиями по проверке решений территориальных налоговых органов, принятых в пределах их компетенции, а также по рассмотрению жалоб на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц.

ФНС России и ее территориальные налоговые органы осуществляют функцию по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, проводят информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, разрешают вопросы правоприменительной практики, рассматривают обращения, жалобы указанных лиц или их представителей.

В пунктах 8.13 и 8.14 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452, разграничены вопросы, относящиеся к практике применения законодательства Российской Федерации, и вопросы, находящиеся в ведении федеральных министерств.

Согласно пункту 8.13 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, пункту 5.16 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, обращения по вопросам правоприменительной практики должны рассматриваться не в Минфине России, а в ФНС России.

В письме Минфина России от 17.03.2011 N 03-02-08/28 указано, что публичное информирование налогоплательщиков осуществляется по инициативе налоговых органов. По результатам анализа актуальных и проблемных вопросов налогоплательщиков принимаются решения о подготовке типовых ответов на указанные вопросы и размещении информационных материалов на официальных интернет-сайтах управлений ФНС России, в публикуемых официальных изданиях налоговых органов, средствах массовой информации.

В случае если работники налоговых органов выступают на семинарах, которые проводятся не по инициативе налоговых органов и не организуются ими, лекторы на таких семинарах не представляют налоговые органы, а выступают как независимые эксперты, их разъяснения не являются разъяснениями уполномоченных должностных лиц налоговых органов, данными в пределах их компетенции. Такие разъяснения не относятся к разъяснениям, указанным в пункте 8 статьи 75 и подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ.

Кроме того, в связи с тем что письменные разъяснения Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России), предоставляемые налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательному официальному опубликованию. Размещение письменных разъяснений Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) в различных правовых базах данных и средствах массовой информации не носит статуса обязательного официального опубликования.

Если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) руководствовался письменным разъяснением Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которое было адресовано данному налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) в связи с исполнением им обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), к нему применяются нормы о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате исполнения законодательства с учетом позиции, изложенной в таком разъяснении, и об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате следования налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) указанному письменному разъяснению.

Это указано в письме Минфина России от 24.02.2010 N 03-04-05/10-67.

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц — плательщиков страховых взносов не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений;

16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

17) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.

3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту, плательщику страховых взносов) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент, плательщик страховых взносов) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Комментарий эксперта:
У налоговых органов имеются не только права, которым посвящена ст. 31 НК РФ, но и обязанности, регулируемые ст. 32 НК РФ. Кроме тех, которые имеются постоянно, предусмотрена ещё и возможность наделения налоговиков другими обязанностями в иных нормах НК РФ.

См. все связанные документы >>>

Комментарии к ст. 32 НК РФ

Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ()
Авторы: Ю.М. Лермонтов
Издание: 2016 год

Комментируемая статья посвящена исполнению обязанностей налоговыми органами.

В то время как статья 31 НК РФ посвящена правам налоговых органов, статья 32 НК РФ регламентирует их обязанности. По аналогии с правами в данной статье указаны только основные обязанности налоговых органов, а также предусмотрена возможность наделения налоговых органов иными обязанностями в других нормах НК РФ.

При этом те обязанности, которые не следуют из норм законодательства, у налоговых органов отсутствуют.

Например, НК РФ не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах.

Аналогичная позиция указана в письме ФНС России от 17.10.2012 N АС-4-2/17710.

В НК РФ реализуется подход, согласно которому обязанность налогового органа корреспондирует с правом налогоплательщика.

В частности, налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц и разъяснять порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов).

С указанной обязанностью налоговых органов корреспондируют соответствующие права налогоплательщиков, которые вправе получать письменную информацию от налоговых органов.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 11.08.2011 N 03-02-08/89.

В решении Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2005, 05.05.2005 N А40-37576/03-80-434 суд отклонил довод налогового органа о том, что налоговое законодательство не предусматривает обязанности налоговых органов истребовать необходимую информацию, в том числе недостающие документы, поскольку представление документов является обязанностью налогоплательщика, не освобождает налоговые органы от обязанности осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (статья 32 НК РФ).

В Постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 N А33-15215/2007-03АП-853/2008 и Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 N 08АП-7719/2009 указано, что для реализации права на возврат налога налогоплательщику необходимо подать в налоговый орган письменное заявление. Обязанность налогового органа возвратить сумму налога возникает на основании поданного в установленный срок заявления. Следовательно, если налогоплательщик не подавал заявление, у налогового органа не имелось обязанности по возврату налога.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2010 N А33-3424/2010 суд отклонил довод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для списания задолженности по налоговым платежам. Как отметил суд, не отрицая отсутствие такой возможности у налогового органа, необходимо также учитывать обязанность налогового органа отражать достоверную информацию, отражающую реальное состояние расчетов налогоплательщика по налоговым платежам.

В Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 N А38-3375/2009 суд указал, что для того, чтобы считать, что у налогоплательщика имеется недоимка, налоговому органу необходимо доказать, что к определенному сроку налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил.

В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 N А57-16460/2009 отмечено, что статья 32 НК РФ не устанавливает обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о необходимости перехода с ЕСХН на общий режим налогообложения. Аналогичным образом в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 N А46-23597/2008 разъяснено, что ни глава 26.3 НК РФ, ни региональный закон о едином налоге на вмененный доход не предусматривают обязанность налогового органа по уведомлению налогоплательщика о необходимости применения им ЕНВД.

ФНС России в письме от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 разъяснила, что согласно действующему налоговому законодательству обязательным условием для отправки материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также факт неуплаты налогоплательщиком указанной в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 32 НК РФ основанием для направления налоговыми органами материалов в следственные органы является факт неуплаты в полном объеме налогоплательщиком сумм недоимки, указанной в требовании, то в случае частичной уплаты сумм налогов налоговые органы обязаны направлять материалы в следственные органы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *