Нужен ли ИП путевой лист?

Нужен ли путевой лист: Как сотрудники ГИБДД разводят водителей на деньги

Имеют ли право инспекторы ГИБДД требовать путевой лист?

Недавно к нам в редакцию пришло письмо, в котором его автор рассказал, что его остановили сотрудники Госавтоинспекции и сначала попросили предъявить доверенность на право управления транспортным средством (!), а затем путевой лист. Как вы уже поняли наш герой ехал за рулем корпоративной машины, которая принадлежит юридическому лицу. Так как водитель за рулем корпоративного автомобиля не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров и не перевозил коммерческий груз, то согласно действующему законодательству он имел право передвигаться без путевого листа.

Смотрите также: Новый порядок заполнения путевых листов с 26 февраля 2017 года

То же самое касается доверенности на управление ТС, которая была отменена еще в 2012 году. Но, несмотря на то, что водитель не нарушал закон, он был привлечен к административной ответственности за отсутствие путевого листа. Как вы думаете, законно ли это? Обязан ли в такой ситуации водитель иметь при себе заполненный путевой лист? Давайте разбираться.

Для начала давайте выясним, законно ли инспекторы ДПС требовали от водителя доверенность на право управления автомобилем.

И так, для этого давайте вспомним Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2012 года, который отменил абзац четвертый пункта 2.1.1 ПДД РФ. Напомним, что этот пункт регулируют перечень документов, которые водитель автомобиля обязан возить с собой и предъявлять их сотрудникам полиции при первом требовании.

Так, в частности Постановление Правительства № 1156 от 12.11.2012 года отменило абзац, обязывающий ранее водителей возить с собой документ на право управление транспортным средством в отсутствии собственника. То есть, другими словами Правительство в 2012 году отменило обязанность водителей возить с собой доверенности на право управления ТС. Соответственно, с 2012 года сотрудники полиции не имеют право требовать от водителей предъявить доверенность.

К счастью наш герой, которого остановили сотрудники ГИБДД для проверки документов знал об этом Постановлении и фактически процитировал его слово в слово сотрудникам полиции. В итоге инспекторы ДПС сразу забыли о своей просьбе и неожиданно переключились на путевой лист, потребовав предъявить заполненный документ, указав на то, что автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, а значит, в соответствии с законодательством все водители, управляющие корпоративным транспортом, обязаны возить с собой и предъявлять по первому требованию заполненные путевые листы.

Как вы уже поняли наш герой не имел оформленного путевого листа. В итоге сотрудники Госавтоинспекции, составив протокол об административном правонарушении, выписали штраф в размере пятисот рублей.

К сожалению, наш герой не юрист в области автотранспортных перевозок и в области безопасности дорожного движения. Поэтому он поверил сотрудникам полиции, что каждый водитель корпоративного транспорта обязан иметь при себе заполненный путевой лист. В итоге он, как законопослушный гражданин РФ, заплатил в установленный законом срок выписанный штраф.

Но на самом деле сотрудники ГИБДД выписали штраф не законно, и его можно было легко, оспорив в суде, отменить. Все дело в том, что наш герой, несмотря на управление автомобилем, который принадлежит юридическому лицу, был не обязан возить с собой заполненный путевой лист, поскольку не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров или грузов.

Самое плохое, что это не единичный редкий случай на дороге. К нам поступает множество информации со всей страны, которая говорит о том, что сотрудники ГИБДД во многих регионах также требуют от всех водителей корпоративного транспорта заполненные путевые листы. Также не редко когда у водителей корпоративного автотранспорта требуют и доверенности. Что же получается? Сотрудники полиции, которые призваны охранять закон и следить за его соблюдением сами его нарушают? Надеемся, что это не намеренно и по не знанию. Хотя признаем, что наверняка есть и такие сотрудники, которые таким образом стараются «разводить» не грамотных водителей.

Почему сотрудники ГИБДД не имеют право требовать путевой лист и доверенность?

И так давайте внимательно рассмотрим пункт 2.1.1 Правил дорожного движения:

Согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции (в том числе сотрудникам ДПС ГИБДД РФ) передавать им, для проверки следующие документы:

— водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории

— регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам)

— в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов

— документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»

— страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца (полис ОСАГО)

— в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля

Обратите внимание на выделенный красным текст. Этот пункт указывает на то, что водители обязаны возить с собой путевой лист, только в установленных законом случаях. То есть, путевой лист, если следовать логике закона, водитель должен возить с собой не всегда. Иначе бы в законе не было бы отметки об «установленных случаях».

Также внимательно прочтите пункт ПДД 2.1.1.

Вы видите здесь пункт обязывающий водитель возить с собой и предъявлять полиции по первому требованию доверенность? Естественно этого пункта здесь нет, поскольку в действующих правилах дорожного движения, поскольку это требование закона было отменено Постановлением Правительства РФ еще в 2012 году.

И так, согласно правилам дорожного движения, которые действуют на сегодняшний день, никто не вправе от вас требовать доверенность на право управления автотранспортным средством независимо от того, кто является собственником автомашины.

Помните, что доверенность нужна в том, случае если от имени юридического лица или предпринимателя водитель собирается осуществлять какие-либо юридические действия. Например, забрать автомобиль со штраф стоянки, или проводить регистрационные действия в ГИБДД.

Смотрите также: Новый административный регламент МВД с 1 апреля 2017 года

Также мы знаем, что возить с собой заполненный путевой лист нужно только в установленных законом случаях.

Но в каких же тогда случаях, установленных законом, водители обязаны иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по требованию полиции?

Да, действительно в определенных случаях путевой лист все-таки нужно заполнять и возить с собой, чтобы предъявить его по первому требованию. Например, в случае, когда водитель занимается коммерческой перевозкой груза (ов) или пассажиров.

Для начала давайте выясним, в каких случаях заполняется путевой лист. Этот вопрос регулируется Приказом Министерства транспорта РФ №152 от 18.09.2008 г. года «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», с изменениями на 2017 год.

Так, согласно этому документу, путевой лист заполняется на транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для перевозки грузов, пассажиров или багажа. Вот выдержка из Приказа Минтранса №152:

  • «9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях»

Многие скажут что в этом документе нет ни слова о «коммерческих перевозках» поэтому, судя по всему, путевой лист должен оформляться во всех случаях эксплуатации транспортного средства, которое принадлежит юр.лицу или ИП.

На самом деле это не так. Дело в том, что Приказ Минтранса №152 прямо ссылается на более важный Федеральный закон:

Закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 года

Статья 1. Предмет регулирования

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  1. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
  1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.
  1. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

То есть, как видите Приказ Минтранса №152, ссылаясь на Федеральный закон №259, подразумевает, что путевой лист должен оформляться при коммерческих перевозках грузов и пассажиров. Но в этих документах нет ни слова о том, что у водителя автомобиля, который принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, должен быть на руках заполненный путевой лист при любых видах перевозок. То есть, при отсутствии факта коммерческих перевозок согласно приказу Министерства транспорта, путевой лист не должен заполняться. Например, при поездках для корпоративных нужд компании. Иначе в подобном документе это было бы прописано.

В каких случаях перевозка груза и пассажиров может считаться коммерческой?

Согласно Федеральному закону №259 от 8 ноября 2007 года, коммерческими перевозками считаются услуги по перевозки грузов, багажа и пассажиров.

Также согласно этому же закону разъяснены такие понятия как груз, багаж и пассажир:

Груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке

Багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке

Пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства

Также обратите внимание на статью 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе №259», где разъясняется, что такое перевозчик:

  • «Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз уполномоченному на их получение лицу»

И так, что из этого следует:

Как вы уже поняли в этом нет необходимости, поскольку действующее Российское законодательство четко обозначила тех лиц, которые обязаны во время управления транспортным средством иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по первому требованию сотрудникам полиции.

К сожалению, некоторые сотрудники ГИБДД, по всей видимости, либо не знают об этих не очень легких законодательных нормах (хотя это их прямая обязанность), либо намерено пользуются на дороге юридической неграмотностью водителей, которые трудятся в различных компаниях.

Смотрите также: С 2018 года проводить предрейсовый осмотр водителей будут дистанционно

Тем более что штраф за отсутствие путевого листа составляет всего 500 рублей. Многие водители, даже в душе понимая, что сотрудники ДПС не законно требуют путевой лист, стараются не связываться. Для многих, к сожалению, проще заплатить штраф.

Но это приводит к безнаказанности тех недобросовестных сотрудников ГИБДД, которые незаконно требуют предъявить путевой лист с водителей, которые не занимаются коммерческими перевозками.

Поэтому советуем вам в случае незаконного привлечения к административной ответственности за отсутствие оформленного путевого листа, оспаривать действия сотрудников ГИБДД в суде.

Надеемся, что рано или поздно органы ГИБДД разъяснят всем своим сотрудникам и обяжут их выучить Федеральное законодательство и другие нормативные акты, которые прямо указывают, что оформлять путевой лист нужно, когда осуществляются перевозки за деньги — т.е. коммерческие перевозки автотранспортом.

Идеи бизнеса с нуля

Давайте по прядку.
1. Находим водителей с автомобилями.
2. У водителей узнаем как они работают. Многие из них оформлены как ИП. Многие водители предпочитают работать, оформившись как работник какой-то фирмы. Есть водители, которые ни как не оформлялись и работают как физические лица.
Если Водитель работает как ИП или на фирме. То Вы можете оформлять документы клиентов с ними напрямую. В этом случае водитель будет выплачивать Вам проценты от найденных Вами заказов.
Если водитель работает как физлицо. То Вам желательно оформить ИП или ООО. Оформлять ИП и ООО лучше всего после того как Вы нашли хотя бы один заказ. Чтобы не получилось так, что оформили документы, а заказов нет.
3. Находите заказчика. У заказчика уточните кем он является: физлицом, ИП, ООО. И нужны ли ему документы. Если заказчик ИП или ООО, то в качестве исполнителя желательно предоставить ИП или ООО. Это по документам. Если у Вас или водителя есть ИП или ООО. То оформляете на эти ИП или ООО. Если у водителя нет ИП или ООО и у Вас их нет, то регистрируйте в качестве ИП. Это проще чем ООО. Процесс регистрации занимает 1 неделю. Еще несколько дней требуется на открытие счета в банке.
Если заказчик физлицо или заказчику не нужны бухгалтерские документы и он оплачивает наличными, то Вы можете работать как физлицо. Налоговая о таких операциях не узнает. Их не интересуют денежные потоки до 100 тысяч рублей в месяц. Когда Вы выполните несколько заказов всёже желательно зарегистрироваться в качестве ИП, на случай возможных проверок со стороны налоговой инспекции, чтобы на Вас не накладывали штрафы.
Вот три простых пункта. Более подробно можно обсудить Ваш конкретный случай. Кто заказчик, кто исполнитель. Какие варианта сотрудничества предлагают те и другие. С грузчиками всё абсолютно также как с водителями.

Путевой лист для ИП

Темы: Делопроизводство

Под путевым листом (в том числе для ИП) понимается первичный документ, используемый для учета транспортного средства и расчетов с водителем. На его основе рассчитывают и списывают ГСМ, начисляют зарплату водителю, контролируют использование транспорта. Он нужен и с точки зрения соблюдения правил коммерческих перевозок – инспекторы ГИБДД тщательно проверяют документы перевозчиков.

В каких случаях нужны путевые листы для ИП?

При использовании транспорта в коммерческих целях часто возникает вопрос: нужен ли путевой лист индивидуальному предпринимателю. Да, нужен. Его содержание строго регламентирована Приказом Министерства транспорта РФ № 152 от 18.09.2008 г. Этот норматив закрепил обязанность использования и правила заполнения этого документа. Действовавшие ранее правила касались только организаций. По новым предприниматели также обязаны заполнять путевые листы.

Вышеупомянутый приказ не содержит определенные формы бланков, а лишь констатирует наличие обязательных реквизитов, разъясняет их заполнение.

Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя

При осуществлении грузовых перевозок предприниматель может воспользоваться формой ПГ-1. Она ориентирована на ИП, не использующих труд наемных водителей. Возможна разработка собственного более удобного бланка. Главное условие – наличие утвержденных Приказом Минтранса реквизитов.

В путевке обязательно проставляются штампы о предрейсовом медосмотре и техобслуживании. При транспортировке товара к ней необходима еще и накладная на груз. Составляется она сотрудниками бухгалтерии, диспетчером или самим ИП. Выписанный по всем правилам путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя фиксируется в книге учета и заверяется предпринимателем. Он позволяет обосновать затраты на ГСМ и рассчитать зарплату водителя. В путевке фиксируется не только время в пути, но и период простоя, ДТП, технические остановки.

Работа с заказчиками грузоперевозок фиксируется в разделе, описывающем работу водителя и характер эксплуатации ТС. В нем указывается наименование клиента, точка отправления и окончания пути, характер груза, километраж и длительность поездки. В итоговых графах указывается информация о результатах эксплуатации ТС – общий пробег за смену и суммарное время работы, вес перевезенного груза.

Путевой лист для такси

Пассажирские перевозки требуют строгого соблюдения законодательства. Без заполненного и выданного по всем правилам путевого листа ИП или нанятый им водитель не сможет подтвердить объем осуществленных перевозок. Выписывается он диспетчером перед началом рабочего дня, а заполняется водителем самостоятельно. На его основе сверяется сумма сданной выручки и рассчитывается зарплата. Строго утвержденной формы для таксистов нет. Можно использовать форму 4 от 1997-го года или собственноручно разработанный бланк. Главное условие – соответствие реквизитов приказу Минтранса № 152.

Срок путевки не регламентирован, он определяется самим предпринимателем. Наиболее практично выписывать его на одну смену. Количество поездок от смены к смене может меняться, поэтому пользоваться одним документом в течение нескольких дней, недели или месяца крайне неудобно и для водителя и для бухгалтера ИП. Он выписывается не на автомобиль, а на конкретного водителя. Одну и ту же машину в течение дня могут брать несколько водителей, поэтому учет ведется по каждому сотруднику в отдельности.

При оказании услуг такси ИП обязан вести учет выданных путевых листов и хранить их не менее пяти лет.

Путевой лист автобуса ИП

В отличие от грузовых и легковых автомобилей, используемых в предпринимательской деятельности, для автобусов есть свой бланк. Это форма ПА-1, утвержденная приказом Минтранса № 68 от 30.06.2000г. В 2008-м с выходом приказа № 152 бланк был доработан в соответствии с его требованиями. Путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя составляется исключительно для правильного расчета вознаграждения водителю и контроля со стороны ГИБДД (в нем указывается время отправления в рейс, маршрут, заказчик, показания спидометра). Выписывается он диспетчером, данные в него заносит водитель и передает для учета в бухгалтерию.

Бланк путевого листа для ИП

Строго придерживаться типографских бланков не обязательно. Путевые листы для ИП не действительны без следующих реквизитов.

  • Название – путевой лист – и его регистрационный номер.
  • Дата выдачи и период действия. Ежедневные выдаются в начале каждой рабочей смены. В долгосрочных обязательно указывается период.
  • Полные контактные данные владельца ТС: ФИО, адрес и телефон.
  • Подробная информация о ТС: тип, модель, госномер, данные одометра.
  • Число и время начала/конца смены.
  • ФИО водителя, отметка о прохождении до- и послерейсового врачебного осмотра.

Разделы о работе водителя и результате использования автомобиля заполняются по желанию. В первом отображается количество рейсов за смену, их маршрут, протяженность в км и часах. Во втором подбивается общий итог: километраж, время в пути для подсчета заработной платы. Можно предусмотреть также графы для отображения времени простоя, ДТП и технических остановках в течение смены.

Штраф за отсутствие путевого листа для ИП

На вопрос: нужен ли путевой лист ИП при оказании услуг перевозчика, можно ответить просто – за его отсутствие предусмотрен штраф в размере 500 руб. (ч.2 ст. 12.3. КоАП РФ). Сотрудники ГИБДД могут ссылаться на ст. 12.31.1 КоАП РФ, предусматривающую штрафы в 20 000 и 100 000 руб., но эти нормативы касаются только юридических лиц. ИП таковым не является, поэтому под их действие не попадает. Законом предусмотрена ответственность и за не правильное заполнение. Отсутствие отметки о прохождении медицинского или технического осмотра перед выездом наказывается штрафом от 5 000 до 100 000 руб. (в данном случае ИП приравниваются к юрлицам).

Князева Ирина Олеговна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *