Нормы естественной убыли

Содержание

Определяем вид недостачи

Все недостачи ТМЦ на предприятии можно разделить на недостачи в рамках норм естественной убыли (НЕУ) и недостачи сверх НЕУ.

Естественная убыль ТМЦ — это уменьшение их количества (массы) вследствие естественного изменения биологических или физико-химических свойств при сохранении качественных характеристик

Так, естественным можно считать уменьшение массы ТМЦ из-за испарения влаги, выветривания, распыла, крошения, утечки, разлива при перекачке и продаже жидких товаров, расхода веществ на дыхание (например, круп и муки). То есть естественная убыль обусловлена объективными причинами. Правда, эти причины объективны лишь до тех пор, пока обусловленные ими потери вписываются в предельные размеры — НЕУ. Все, что за этими пределами, — это уже сверхнормативные недостачи.

Ну а потери, которые возникли вследствие порчи ТМЦ, их хищения, несоблюдения правил транспортировки, хранения, реализации и т. п., объективными вообще не назовешь. Поэтому такие недостачи считают сверхнормативными независимо от их размера.

Действующие НЕУ

Сейчас предприятия в своей работе могут использовать довольно обширный перечень нормативно-правовых актов о НЕУ.

И это несмотря на то, что большинство из них были разработаны еще в 80-х годах. Согласно постановлению Верховной Рады Украины от 12.09.91 г. № 1545-XII они действуют и сегодня. Правда, в прошлом году ряд норм был отменен (подробный перечень отмененных НЕУ см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 25, с. 33). Перечень действующих НЕУ приведем в табл. 1.

Таблица 1. Перечень действующих НЕУ

Реквизиты документа

Вид товара

Продовольственные товары

Приказ Минторга СССР от 26.03.80 г. № 75

Продовольственные товары в торговле

Приказ Минторга СССР от 29.12.84 г. № 339

Приказ Минторга СССР от 02.04.87 г. № 88

Приказ Минторга СССР от 16.01.91 г. № 1

Приказ Минторга СССР от 30.12.88 г. № 217

Жидкие пищевые продукты при продаже через автоматы, изотермические емкости и другое оборудование

Приказ Минрыбхоза СССР от 30.07.90 г. № 322

Мороженая неглазированная рыба при хранении на береговых производственных холодильниках и судах

Постановление Госснаба СССР от 23.08.85 г. № 93

Рыба соленая бестузлучная, холодного копчения, вяленая и балычные изделия при перевозках железнодорожным транспортом

Постановление Госснаба СССР от 01.04.76 г. № 36

Жиры рыб и морских млекопитающих при транспортировке по железной дороге

Приказ Госкомитета Украины по государственному материальному резерву от 07.04.08 г. № 119

Мясо и мясопродукты при охлаждении, заморозке, хранении и перевозке

Приказ Минторга СССР от 18.08.88 г. № 150

Приказ Минторга СССР от 27.12.83 г. № 309

Приказ Минторга СССР от 31.03.89 г. № 37

Колбасы, продукты из свинины, копчености при подготовке к продаже

Приказ Минторга СССР от 14.12.89 г. № 122

Приказ Госспецмонополии от 11.07.86 г. № 102

Спирт этиловый при хранении, перемещении, транспортировке железнодорожным, водным и автомобильным транспортом

Приказ Госспецмонополии от 31.03.2000 г. № 31

Спиртосодержащее сырье и полуфабрикаты при транспортировке, хранении и производстве безалкогольной продукции

Приказ Госспецмонополии от 31.03.2000 г. № 30

Спирт этиловый и готовая продукция в ликероводочном производстве

Постановление Госснаба СССР от 07.04.89 г. № 24

Спиртованные соки и морсы при железнодорожных перевозках в дубовых бочках

Приказ Минторга СССР от 27.02.79 г. № 59

Свежие лимоны при хранении и продаже

Приказ Минторга СССР от 24.09.80 г. № 252

Свежие грейпфруты при хранении и продаже

Постановление Госснаба СССР от 02.06.86 г. № 63

Зерно, зерносмеси, семечки, хлебопродукция, отруби, макуха, комбикорм при перевозке автотранспортом

Постановление Госснаба СССР от 25.03.86 г. № 39

Семечки, мука, крупа при перевозке ж/д транспортом

Постановление Госснаба СССР от 22.01.87 г. № 6

Отдельные виды грузов при перевозках по морским путям сообщения

Приказ Минторга СССР от 23.03.84 г. № 75

Товары в магазинах самообслуживания

Непродовольственные товары

Постановление Госснаба СССР от 07.08.87 г. № 107

Бензин при перевозке морскими судами наливом

Приказ Минторга СССР от 27.12.85 г. № 307

Елочные стеклянные украшения

Приказ Минторга СССР от 29.12.89 г. № 136

Парфюмерно-косметические товары

Приказ Минторга СССР от 04.01.88 г. № 2

Фарфоро-фаянсовые майоликовые и гончарные товары, посуда стеклянная, колбы для термосов

Приказ Минторга СССР от 21.12.90 г. № 114

Спортовары, автомотозапчасти и приспособления

Приказ Минторга СССР от 27.11.91 г. № 94

Изделия из пластмасс

Приказ Минторга СССР от 24.09.91 г. № 68 (далее — Нормы № 68)

Бытовая химия в мелкой расфасовке

Приказ Минторга СССР от 02.12.88 г. № 196

Электроустановочные изделия, электроарматурное и ламповое стекло, электролампы

Постановление Госснаба СССР от 08.06.87 г. № 78

Стройматериалы при транспортировке автотранспортом, хранении и реализации

Приказ Минторга СССР от 27.11.91 г. № 95

Постановление Госснаба СССР от 15.06.84 г. № 72

Постановление Госснаба СССР от 20.09.88 г. № 76

Вторичное сырье при хранении

Постановление Госснаба СССР от 19.10.89 г. № 64

Продукция производственно-технического назначения при перевозках разными видами транспорта

Постановление Госснаба СССР от 27.04.89 г. № 31

Постановление Госснаба СССР от 27.04.89 г. № 32

Постановление Госснаба СССР от 20.03.89 г. № 15

Минеральные удобрения при транспортировке авто- и ж/д транспортом

Минпромстрой СССР от 21.10.82 г.

Стекло и стеклянные изделия при их перевозке по железной дороге и водным транспортом или в смешанных перевозках

Постановления Госснаба СССР от 29.03.89 г. № 21

Антрациты, каменный и бурый уголь всех марок

Приказ Минторга СССР от 23.03.84 г. № 75

Товары в магазинах самообслуживания

Учтите: по мнению налоговиков, установить НЕУ самостоятельно предприятие не имеет права (см. письмо ГФСУ от 29.03.2018 г. № 1286/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Хотя, на наш взгляд, если нормативно утвержденные НЕУ отсутствуют, то предприятие может утвердить их внутренним распорядительным документом (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 45, с. 13).

Как применять нормы?

Здесь главное — запомнить три правила:

1. НЕУ применяют только после того, как установлен факт недостачи ТМЦ. Списывать естественную убыль по утвержденным нормам до установления факта недостачи нельзя.

2. Если сумма выявленной недостачи меньше НЕУ, то списывают только сумму фактической недостачи. Основанием для этого служит расчет, составленный бухгалтерией при участии материально ответственного лица и утвержденный руководителем предприятия.

3. Если на определенный вид ТМЦ нет утвержденных НЕУ, убыль ценностей рассматривается как недостача сверх норм.

Учет нормативных и сверхнормативных недостач

Согласно п. 2.2 Методрекомендаций № 2 недостачи и потери ТМЦ в пределах норм естественной убыли, выявленные при их оприходовании или произошедшие при транспортировке, включаются в первоначальную стоимость приобретенных ТМЦ. Списание недостачи в пределах норм естественной убыли производится по тем же ценам, по которым ТМЦ приходуются (приложение 11 к приказу № 88).

То есть

ТМЦ приходуют на баланс по дебету счетов 20, 22, 25, 28 в фактически полученном количестве, но с учетом нормативных потерь

В результате применения такого порядка отражения нормативных недостач фактически полученное количество товаров приходуется по несколько завышенной цене.

Потери в рамках норм естественной убыли, которые происходят при производстве включают в производственную себестоимость (Дт 23, 91). А нормативную недостачу, возникшую при хранении, относят на расходы (Дт 947).

Сумму сверхнормативной недостачи отражают по Дт 374 (если в недостаче виновен поставщик/перевозчик) или относят на расходы (Дт 947 — если недостача возникла по вине покупателя).

Подробнее о бухгалтерском учете нормативных и сверхнормативных недостач см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 45, с. 13.

Налоговые последствия «сверхнормативности»

Налог на прибыль. Недостачи в пределах НЕУ в налоговоприбыльном учете отражают точно так же, как и в бухгалтерском. Никаких разниц тут не возникает.

Да и сверхнормативные недостачи к возникновению разниц, чаще всего, не приведут.

Осуществлять корректировки финрезультата придется лишь в том случае, если задолженность по претензии на сумму сверхнормативной недостачи будет признана безнадежной

Проводят их согласно пп. 139.2.1, 139.2.2 НКУ.

НДС. А вот для целей НДС-обложения нормативный статус недостачи имеет решающее значение.

Так, если недостача вписывается в НЕУ, предприятие имеет право отразить ее сумму в составе налогового кредита (НК). И никаких доначислений при этом производить не должно. Правда, налоговики считают, что не начислять НДС в таком случае можно только при условии, что сумма такой недостачи включена в стоимость готовой продукции, подлежащей обложению НДС (БЗ 101.04) (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 47, с. 10).

Если же недостача — сверхнормативная, а НК на недостающую сумму был отражен, предприятию придется начислить компенсирующие НО согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ исходя из стоимости приобретения недостающих ТМЦ. Хотя и с этим налоговики не совсем согласны. Они предлагают начислять компенсирующие НО только при условии, что лицо, виновное в сверхнормативной недостаче, не установлено. Если же такое лицо есть, то НДС, по мнению фискалов, следует начислять на сумму полученного возмещения, расценивая его как компенсацию стоимости недостающих ТМЦ (см. БЗ 101.15). То есть, они считают, что основанием для начисления НДС-обязательств в данном случае, является «общепоставочный» п. 188.1 НКУ (ср. 025069200).

Приведем примеры применения НЕУ.

Пример 1. Магазин получил с оптовой базы в упаковке производителя автотранспортом товары бытовой химии в пластиковой потребительской таре на сумму 240 тыс. грн. (в том числе НДС — 40 тыс. грн.). При приемке товара магазином выявлен бой на сумму 600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.). Установлено, что в сверхнормативных потерях виновен продавец, который допоставил товар согласно выставленной претензии.

1) Рассчитываем сумму боя в пределах НЕУ.

НЕУ при получении товаров бытовой химии в пластмассовой таре со складов оптовых баз в упаковке производителя автотранспортом составляет 0,2 % (п. 2.4 Норм № 68): 240 тыс. грн. х 0,2 % = 480 грн.

2) Рассчитываем сверхнормативные потери (на эту сумму выставляем претензию продавцу).

Сверхнормативные потери: 600 грн. — 480 грн. = = 120 грн. (в т. ч. НДС — 20 грн.).

Таблица 2. Учет недостач ТМЦ, выявленных при оприходовании

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

Перечислена предоплата за товар

644/НДС

Получена зарегистрированная НН и отражена в составе НК

641/НДС

Оприходован товар

644/НДС

Отражена задолженность по претензии

Оприходован допоставленный товар

644/НДС

Подробнее об учете недостач, выявленных при оприходовании, см. на с. 34.

Пример 2. В ходе инвентаризации на складе предприятия выявлена недостача ТМЦ на сумму 500 грн. (в том числе недостача в пределах НЕУ — 200 грн., сверхнормативная недостача — 300 грн.).

Таблица 3. Учет недостач ТМЦ, выявленных при инвентаризации

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

До момента установления виновного лица

Списана первоначальная стоимость недостающих запасов

20, 22, 28

500,00

Начислены НО на сумму сверхнормативной недостачи (300 грн. х 20 %)

947 (949)

60,00

641/НДС

60,00

Отражена сумма сверхнормативной недостачи с учетом суммы НДС на забалансовом счете (300 грн. + 60 грн.)

360,00

Виновное лицо установлено

Отражена задолженность виновного лица по возмещению сверхнормативной недостачи

360,00

Списана сумма недостачи с забалансового счета

360,00

Сумма возмещения от виновного лица получена в кассу предприятия

360,00

выводы

  • Недостача может быть в рамках норм естественной убыли или сверхнормативной.
  • Налоговики считают, что утвердить нормы естественной убыли самостоятельно предприятие не имеет права.
  • Для целей НДС-обложения нормативный статус недостачи имеет решающее значение. Если недостача сверхнормативная, придется начислить компенсирующие НО согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ.
Валерий Ткачев
Валерий Ткачев
27 ноября 2017, 09:00
11920

Валерий Ткачев

Валерий Ткачев, заместитель директора по логистике компании «ТД» Дельта Вилмар»
Источник фото: ПроАгро

В продолжение темы потерь зерна при транспортировке автомобильным и ж/д транспортом…

Как известно, при транспортировке зерновых грузов автомобильным или железнодорожным транспортом компании-грузовладельцы постоянно сталкиваются с потерями зерна. Это неизбежное явление, т.к. при перемещении зерна любым видом транспорта имеет место его просыпание в процессе транспортировки и выгрузки. В самом зерне происходят биологические процессы (дыхание, дозревание и т.д.), которые влияют в конечном итоге на количество и качество транспортируемой продукции. Если к этому добавить умышленное искажения персоналом количества и качества зерна при его отгрузке или приемке на элеваторах и терминалах, учесть воровство зерна в пути, то картина будет полная.

Читать по теме: Красть вагонами: как исчезает зерно на железной дороге

Потерь зерна при транспортировке не избежать, но жизненно необходимо их каким-то образом минимизировать. А самое главное — нужно разобраться: кому выгодны эти потери?

Виды потерь зерна при транспортировке

Потери зерна при транспортировке можно условно разделить на две группы:

  1. по количеству (недостача веса);
  2. по качеству (расхождение в качественных показателях зерна).

В свою очередь, потери зерна при транспортировке как по количеству, так и по качеству делятся на нормативные (допускаемые) и сверхнормативные.

Читать по теме:

  • Как минимизировать потери зерна при транспортировке автомобильным и ж/д транспортом. Законодательный аспект
  • Пути минимизации потерь зерна при транспортировке. Часть 2. Практические советы

В предыдущих материалах я подробно описал причины сверхнормативных потерь зерна при транспортировке; подобрал нормативную базу, которая регламентирует данные потери и, самое главное, дал практические советы по их минимизации.

В этой статье я хочу сместить акцент обсуждения и поговорить о нормативных потерях зерна при транспортировке. Это потери, наличие которых допускает и регламентирует законодательство Украины. Для начала необходимо ответить на несколько важных вопросов.

Во-первых, кто ответственен за нормативные потери зерна при транспортировке? На кого ложатся нормативные потери зерна при транспортировке в конечном счете?

Во-вторых, действительно ли эти нормативные потери зерна ничтожно малы и не влияют на зерновой бизнес, или они в своем денежном эквиваленте почти сравнялись с маржинальностью самого бизнеса.

В-третьих, кто заинтересован в существовании нормативных потерь зерна при транспортировке? Кто получает от этого материальную выгоду?

В-четвертых, что нам с этими нормативными потерями делать?

Теперь об этом по порядку.

  1. При обнаружении нормативных потерь (расхождений) по количеству или качеству перевезенного зерна автомобильным или ж/д транспортом груз считается доставленным без потерь. Соответственно, никто не несет материальной ответственности за нормативные потери зерна в процессе транспортировки (ни перевозчик, ни грузоотправитель) и они в полном объеме ложатся на плечи владельца зерна.

Если копнуть глубже, станет понятно, что владелец зерна (зернотрейдер, экспортер, внутренний переработчик) закладывает эти нормативные потери в закупочную стоимость зерна (наряду с другими логистическими затратами). Поэтому, чем выше нормативные потери, тем меньше готов зернотрейдер заплатить сельхозпроизводителю. Таким образом, за нормативные потери при транспортировке в конечном счете расплачивается сельхозпроизводитель, т.к. он получает меньшую цену за свое выращенное зерно. Поэтому нормативы потерь зерна при транспортировке необходимо пересмотреть и уменьшить в разумных пределах.

  1. Какова же величина нормативных (допускаемых) потерь зерна при транспортировке для различных видов транспорт?

Обратимся к законодательству. Согласно «Правилам перевозки грузов железнодорожным транспортом» (раздел 8. Правила выдачи грузов. Ст. 27), норма недостачи составляет 0,5% от массы груза.

Что касается автотранспорта, то согласно «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине» (Приказ Минтранса Украины №363 от 14.10.1998 г.), норма недостачи груза составляет около 0,17-0,19% от массы нетто.

Раздел 13. Правила сдачи грузов. Ст. 13.5.

«При определении количества груза при помощи взвешивания, Перевозчик не несет материальную ответственность в случае расхождения между массой груза, указанной в ТТН и фактической массой груза, если разница масс не превышает:

а) «нормы естественной (природной) убыли груза при транспортировке» — 0,07% от массы груза согласно Постановлению ГОССНАБА СССР № 63 от 02.06.1986 г. «Об утверждении норм естественной убыли отдельных видов грузов при перевозках автомобильным транспортом».

б) «технической нормой точности весов…» — 20-80 кг на одной автомашине, в зависимости от типа автомобильных весов.

Нажмите для увеличения

Давайте на примере подсолнечника рассмотрим величину допускаемых потерь при транспортировке в денежном выражении (подсолнечник — одна из самых дорогих масличных культур):

  • норма недостачи груза по количеству для ж/д транспорта — 0,5% от веса нетто;
  • норма недостачи груза по количеству для автотранспорта — 0,17% от веса груза;
  • допускаемые расхождения при определении качества подсолнечника — +/-1,5% от массы подсолнечника включают в себя:

+/-0,5% — допускаемая погрешность при определении влажности подсолнечника;

+/-1% — допускаемая погрешность при определении сорной примеси в подсолнечнике с сорной примесью 3,1-4%.

Таким образом, только нормативные потери подсолнечника при транспортировке могут составить:

  • для ж/д транспорта — 2,0% от массы груза;
  • для автотранспорта — 1,67% от массы груза.

В денежном выражении при стоимости подсолнечника 11 000 грн/т потери только в пределах допускаемых норм потерь для железнодорожного транспорта составляют 220 грн на 1 тонне, что сопоставимо с общей доходностью переработки подсолнечника в Украине.

Нормативные потери подсолнечника при транспортировке автомобильным транспортом составят 187 грн/т.

Как мы видим, нормативные (допускаемые) потери подсолнечника при транспортировке — это колоссальный ущерб для владельцев подсолнечника и в конечном итоге — для сельхозпроизводителей, занимающихся выращиванием этой культуры.

Кому выгодно?

Откуда же фактически берутся нормативные потери зерна при транспортировке? Кто в этом заинтересован.

По моему личному убеждению, нормативные потери (расхождения) по качеству зерна — это в большей степени последствия умышленных действий персонала лабораторий как элеватора-грузоотправителя, так и сотрудников лабораторий элеваторов, терминалов-грузополучателей. Сотрудники лабораторий умышленно фальсифицируют качественные показатели в пределах допускаемой погрешности.

  • При отгрузке зерна с элеватора сотрудники лаборатории занижают фактические показатели влажности и сорной примеси в рамках допускаемой погрешности. Таким образом, грузовладельцу вместо зерна отгружают воду и сор.
  • При приемке зерна на терминале или элеваторе сотрудники лабораторий, наоборот, завышают показатели влажности и сорной примеси, тем самым квалифицируют часть поступившего зерна как воду и сор. При этом обе лаборатории следят за тем, чтобы не выйти за рамки допускаемой погрешности. Ведь в противном случае они вынуждены будут провести комиссионное определение качества.

Таким нехитрым способом на элеваторах и терминалах создается излишек в размере 1-2% от годового оборота зерна. Это огромные деньги, которые зерновые склады получают от манипуляции с качественными показателями зерна.

Что может свидетельствовать об умышленном характере искажения качественных показателей зерна недобросовестными элеваторами?

Например, наличие постоянного «минусового отклонения» в качественных показателях зерна. Ведь при объективном определении качества зерна погрешность должна колебаться, то в «отрицательном», то в «положительном» диапазоне (в ГОСТах и ДСТУ погрешность определения качества так и обозначается +/- 0,5%). Если мы систематически видим только «минусовое» отклонение в пределах допуска, это явный признак, что кто-то умышленно корректирует качественные показатели зерна в пределах допустимых значений.

Хотя вместе с тем действительно существуют объективные причины расхождений при определении качественных показателей зерна лабораториями грузоотправителя и грузополучателя в пределах допуска. Основными причинами реальных расхождений при определении качества зерна в лаборатории грузополучателя и грузоотправителя в пределах допуска являются:

а) различные способы отбора проб (например, в пункте отгрузки отбор проб зерна производится ручным щупом, а в месте приемки — пневматическим пробоотборником);

б) самосортирование зерна в процессе транспортировки (легкие примеси поднимаются в зерновой насыпи, а тяжелые опускаются на дно кузова, что приводит к неравномерному качеству зерна в кузове авто или ж/д вагона);

в) некоторые различия в технологии определения сорной примеси (например, на одном элеваторе определение сора производится путем просеивания зерна через сита вручную, а на другом — просеивание производится на механическом рассеве, что может привести к незначительному расхождению качественных показателей).

Какова текущая ситуация с нормативными потерями зерна при транспортировке зерновых грузов с линейных элеваторов ?

В последнее время такой способ зарабатывания денег зерновыми складами используется повсеместно. Исключением являются некоторые предприятия с иностранным менеджментом или крупные транснациональные компании, которые ведут цивилизованную рыночную деятельность. Для них такой способ зарабатывания денег является неприемлемым.

Основная же масса зерновых складов продолжает активно использовать эти лазейки погрешностей и допускаемых отклонений, чтобы создавать излишки зерна на своих предприятиях. Ранее, когда сотрудники Хлебной инспекции (ГХИ) или ее преемницы СХ инспекции (ГИСХ ) систематически производили инспектирование партий зерна на предприятии и утверждали Акт зачистки, данных манипуляций с качеством зерна было значительно меньше.

Кроме того, инспекторы ГХИ выступали в качестве арбитров при расхождении в качестве между элеваторами. Но постепенно в связи с повальной коррупцией в данных государственных структурах они были реорганизованы, и в данный момент не выполняют эти функции на зерновом рынке. Взамен мы пока ничего нового не получили. В общем, это достаточно сложный вопрос для зернового рынка. С одной стороны, необходима либерализация рынка, то есть уменьшение роли государства в рыночных отношениях; с другой — нужен эффективный контроль за действиями операторов рынка со стороны государства по некоторым вопросам (в том числе, необходим и независимый арбитр по вопросу качества зерна).

Как добросовестные компании добиваются от сотрудников своих лабораторий объективной оценки зерна?

Если на то есть воля топ-менеджмента предприятия, это достигается следующим образом.

  1. Необходимо разделить процессы отбора проб зерна из транспортного средства и само проведение лабораторных исследований между персоналом. Производить данные операции следует в отдельных помещениях, чтобы исключить контакт персонала.
  2. Нужно производить лабораторные исследования обезличенных проб зерна (очень важно, чтобы лаборанты не знали, кто поставщик зерна, какие качественные показатели указаны в сопроводительном документе о качестве зерна и т.д.).
  3. Лаборанты обязаны добросовестно выполнить лабораторные исследования согласно методикам, указанным в соответствующем ГОСТе или ДСТУ.

Как уменьшить нормативные потери зерна при транспортировке?

Для начала я бы предложил пересмотреть норму недостачи груза при перевозке зерна железной дорогой. Действующая норма недостачи для ж/д транспорта (0,5% от массы нетто груза), значительно завышена и требует уменьшения до 0,13-0,16%.

Для сравнения: во времена СССР действовала норма недостачи для транспортировки зерна ж/д транспортом в размере 0,13-0,16% от массы нетто груза, в том числе:

  • норма точности взвешивания зерновых грузов — 0,1% от массы нетто (ГОСТ 11913-66 «Зерновые культуры. Нормы точности взвешивания» — не действует в данный период);
  • естественная убыль зерна при транспортировке ж/д транспортом:

при перевозке в вагонах-зерновозах на расстояние:

  • до 1000 км — 0,03% от массы груза;
  • от 1000 км до 2000 км — 0,04% от массы груза;
  • свыше 2000 км — 0,06% от массы груза (согласно Постановлению Госснаба СССР №152 от 18.12.1987 г. — не действует в данный момент).

Относительно нормативных потерь зерна при транспортировке по качеству (а это львиная доля нормативных потерь), моя позиция следующая: пока существует двойное трактование участниками зернового рынка ГОСТов и ДСТУ по определению качества зерна, эту проблему мы никогда не решим. Действительно, в ГОСТах и ДСТУ по определению конкретного качественного показателя зерна (влажности или сорной примеси и т.п.) существуют допускаемые расхождения (погрешности) между контрольным и первоначальным результатом. Но при этом там четко указано, что, если расхождение между контрольным и первоначальным определением качества зерна не превышает допустимые величины, в таком случае окончательным необходимо считать первоначальный результат.

То есть если при приемке зерна на терминале вы обнаружили расхождения по качеству зерна в пределах допускаемой погрешности, вы обязаны подтвердить качество отправителя (в этом случае владелец зерна не понесет никаких потерь по качеству). Если же расхождения превышают допускаемую погрешность, то необходимо производить комиссионное определение качества, результат которого будет окончательным для всех сторон (в этом случае владелец зерна также не понесет потерь по качеству). Если грузоотправитель систематически отправляет зерно с «минусовым» отклонением по качеству в пределах нормы, необходимо предусмотреть меры воздействия на недобросовестный зерновой склад.

На практике сегодня мы видим, что и элеватор-грузоотправитель, и получатели зерна (терминалы, МЭЗы и т.п.) являются обособленными юридическими лицами со своими сертифицированными лабораториями. Свои лабораторные показатели качества они считают единственно верными. В этой ситуации страдает собственник, который реально теряет зерно в пределах этих допусков (от 1% до 2% массы).

Как изменить эту ситуацию? Как отучить сотрудников лабораторий зерновых складов работать с «запасом» по качеству?

Давайте вместе обсуждать и искать способы воздействия на недобросовестные зерновые склады, пересматривать существующую нормативную базу. Только решив эти проблемы, мы придем к цивилизованному зерновому рынку в Украине.

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Украины на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, скачивайте приложение в AppStore, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу .

Что такое естественная убыль и как рассчитывается показатель – интересует бухгалтеров как производственных предприятий, так и торговых. Разберемся, что означает это понятие; какие формулы применяются при расчетах; и в каком порядке естественная убыль отражается в бухгалтерском и налоговом учете организации.

Что означает термин «естественная убыль»

Точное определение дано в Приказе Минэкономразвития РФ № 95 от 31.03.03 г. Здесь сказано, что естественная убыль товаров – это такие потери массы ТМЦ, которые обусловлены изменениями физико-химических и/или биологических свойств продукции. При этом качество ценностей сохраняется на должном уровне согласно законодательным требованиям. Распространенным примером ЕУ является усушка, утруска, разлив, раскрошка сырья. Не относится к естественной убыли бой продукции, порча, брак, недостачи, то есть различные технологические и аварийные издержки.

Норма естественной убыли определяется так:

  • В процессе хранения ТМЦ – за общий период хранения изделий посредством сравнения начальной массы с конечной.
  • В процессе транспортировки ТМЦ – за период доставки изделий с помощью сравнения отправленной массы и принятой получателем (данные указывают в сопроводительной документации на груз).

Не признаются естественной убылью:

  • Потери ТМЦ от брака.
  • Технологические потери.
  • Потери продукции в ходе хранения и/или их транспортировки, обусловленные нарушениями стандартов и условий хранения, доставки, повреждениями в таре, правил эксплуатации и др.
  • Аварийные потери.
  • Потери вследствие проведенного ремонта.

Виды естественной убыли:

  1. Усушка – испарение влаги из продукции без герметичной тары. Наиболее распространенный вид ЕУ, характерен для продуктовых товаров.
  2. Утруска или распыл – этот вид потерь бывает у сыпучих мелкозернистых товаров во время хранения, доставки, фасовки и продажи.
  3. Розлив – количественные потери массы образуются при продаже, перекачке жидкой продукции.
  4. Бой – ЕУ нормируется только для изделий в стеклянной таре, а также для зеркал и различных посудных товаров.
  5. Утечка – потери массы возникают при протекании тары. Еще одна разновидность этой ЕУ – впитывание жидкой продукции в упаковку.
  6. Раскрошка – такая ЕУ образуется при резке (разрубке) продукции. Остатки, пущенные в дальнейшую обработку, исключаются.
  7. Расфасовка – потери массы возникают еще на предпродажном этапе в процессе фасовки изделий.

Как рассчитать естественную убыль

Чтобы списание естественной убыли было выполнено правильно, необходимо первоначально узнать показатели нормирования. Такие нормы устанавливаются по годовым периодам – для осенне-зимнего (с 01.10 по 31.03) и весенне-летнего (с 01.04 по 30.09); по типам оборудования для доставки и хранения; по видам товаров. Обычно пересмотр показателей производится 1 раз в 5 лет.

Контрольным органом за разработку норм назначается соответствующее отраслевой сфере ведомство (Постановление Правительства № 814 от 12.11.02 г.). К примеру, для лекарств – это Минздрав. Естественная убыль нефтепродуктов рассчитывается по нормам, утвержденным Госснабом (Постановление № 40 от 26.03.86 г.), а естественная убыль зерна при хранении – по нормам, принятым Минсельхозом РФ (Приказ № 3 от 14.01.09 г.). Как сделать расчет естественной убыли?

Формула расчета естественной убыли

Величину ЕУ определяют в следующем порядке – формула естественной убыли:

  • Убыль = Т х Н / 100, где:
    • Т – учетное значение стоимости или массы номенклатурного товара,
    • Н – норма ЕУ для данного вида товара.

Учет естественной убыли

Порядок списания естественной убыли подразумевает отражение операций на рабочих счетах предприятия. В бухгалтерском учете данные формируются по результатам инвентаризации на сч. 94:

  • Д 94 К 41 (43, 10) – выявлена недостача продукции.
  • Д 44 (25, 20) К 94 – произведено списание в пределах норм по ЕУ.
  • Д 91.2 К 94 – на расходы списаны затраты сверх НЕУ.

В налоговом учете подобные расходы причисляют к материальным (подп. 2 п. 7 стат. 254 НК). При этом такие затраты считаются обоснованными, если отнесены на издержки по прибыли в пределах, утвержденных законодательными документами норм.

Что такое норма естественной убыли

Естественная убыль ТМЦ — это безвозвратное уменьшение массы товара или количества запаса, которое произошло в результате естественного изменения биологических или физико-химических свойств товаров. При этом сохраняется качество ТМЦ в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами.

В свою очередь, норма естественной убыли – это допустимая величина безвозвратных потерь.

Нормы естественной убыли

Естественная убыль бывает как при хранении ТМЦ, так и при их транспортировке.

При хранении норма естественной убыли рассчитывается путем сопоставления массы товара по окончании хранения с массой товара, которая была фактически принята на хранение.

Норма естественной убыли при хранении может зависеть:

  • от срока хранения;
  • периода года (осенне-зимний, весенне-летний);
  • типа и вместимости оборудования для хранения (резервуар, цистерна, бункер, емкость, бочка);
  • способа хранения (на открытой площадке, на закрытом складе);
  • климатической зоны (по климатическим зонам территория распределяется непосредственно в документе, которым утверждены нормы естественной убыли).

При транспортировке норма естественной убыли определяется путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем.

Нормы естественной убыли утверждаются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. № 814. Согласно этому документу, эти нормы утверждают федеральные органы исполнительной власти по соответствующим отраслям.

Пример. Как рассчитать норму естественной убыли

Нормы естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания утверждены приказом Минпромторга от 1 марта 2013 года № 252.

Норма естественной убыли колбасы салями при хранении за 30 суток составляет 0,19%. Норма естественной убыли за 45 суток – 0,25%.

Предположим, товар хранился 35 суток.

Средняя норма убыли за последующие пять суток составит

(0,25 – 0,19)  5 дн. : 15 дн. = 0,02.

Всего за 35 суток норма естественной убыли составит

0,19 + 0,02 = 0,21.

Списывать в расходы потери по нормам убыли, которые рассчитаны самой организацией, не разрешается. Об этом предупредил Минфин в письме от 8 октября 2020 г. № 03-03-06/1/88000.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Кто разрабатывает нормы естественной убыли

Если нормы естественной убыли не утверждены

Сверхнормативные потери и потери по продукции, в отношении которой нормы естественной убыли не утверждены, составляют убытки, приравниваемые к внереализационным расходам в виде (п. 2 ст. 265 НК РФ):

  • недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли – в случае отсутствия виновных лиц;
  • убытков от хищений – в случае, если виновники не установлены (факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти).

Для списания таких убытков во внереализационные расходы нужно отсутствие виновных лиц. Этот факт должен быть документально подтвержден при обращении в суд по факту выявленной недостачи.

Что не относится к естественной убыли

К естественной убыли не относятся потери товарно-материальных ценностей:

  • технологические;
  • от брака;
  • при хранении и транспортировке, связанные с нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием технологического оборудования;
  • при ремонте или профилактике применяемого для хранения и транспортировки технологического оборудования, при внутрискладских операциях;
  • аварийные потери.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Недостача в результате хищения

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Подключить бератор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *