Норма списания шин по пробегу

Содержание

Срок эксплуатации шин и как его продлить

21.10.2019

(Голосов: 2, 5)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какие факторы оказывают влияние на срок эксплуатации шин
  • Каков срок эксплуатации летней и зимней резины
  • Как продлить срок эксплуатации шин

Автомобильная покрышка производится из плотной резины, чтобы выдерживать прямой контакт с асфальтом или другим дорожным покрытием. Шина монтируется на несущий обод диска и в процессе езды подвергается серьезным нагрузкам: частично гасит колебания во время движения и компенсирует изъяны при неидеальной траектории колес. В статье мы расскажем о том, как определяется срок эксплуатации шин, от чего зависит этот показатель, какие параметры на него влияют.

Что влияет на срок эксплуатации автомобильных шин

Срок эксплуатации автомобильных шин

Период эксплуатации шин напрямую зависит от состояния резины. Об основных причинах износа покрышек расскажем далее:

1. Грузоподъемность автомобиля: индекс допустимой нагрузки шин указывает на то, какой максимальный вес машины вместе с грузом могут выдержать покрышки. Нормы пробега в зависимости от значений данного показателя существенно различаются:

  • Срок эксплуатации легковых шин на машинах грузоподъемностью до 2 т – по достижении пробега в 45 тыс. км.
  • Грузовые автомобили грузоподъемностью более 2, но менее 4 т, максимальный пробег шин – 60 тыс. км.
  • Срок эксплуатации грузовых шин на машинах с грузоподъемностью более 4 т – по достижении пробега в 65–70 тыс. км.

2. Влияние размера. Проблема низкопрофильной резины в том, что при езде, например, по камням покрышка начинает «стучать» о диск. Из-за этого уменьшается срок службы этих шин. Другие сложности возникают с широкой резиной: трение о дорожное покрытие у таких покрышек увеличивается на поворотах, особенно это заметно в зимнее время.

3. Привычная манера езды. При частых быстрых разгонах и резких торможениях износ резины сильнее.

4. Качество покрытия дорог, которые используются для ежедневных поездок.

5. Расстояние. Важен не только километраж, но и то, как часто совершаются поездки.

6. Качество резины. Сделанные в Китае покрышки, по опыту, служат меньше, чем оригинальные изделия известных производителей. По статистике, шины китайского производства служат пару сезонов, а средний период эксплуатации брендовой резины – 7 лет. При выборе новых покрышек важно обращать внимание на фирму-производителя, чтобы не купить дешевую подделку, похожую на брендовую резину.

7. Различные повреждения поверхности. Это могут быть деформации от удара, порезы, механические повреждения после резкого торможения, ДТП и т. д.

В следующих разделах мы подробнее остановимся на том, что же может сделать автомобилист, когда обнаруживает износ резины на своем авто.

Срок эксплуатации шин по ГОСТу

Срок эксплуатации шин по ГОСТу

В законодательстве зафиксирован ряд основных требований к автомобильным шинам:

  • ГОСТ 4754-97 «Шины пневматические для легковых машин, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия». В этом документе содержится классификация и перечень маркировок с расшифровками. Здесь же устанавливается нормативный срок эксплуатации шин – 5 лет с момента производства.
  • ГОСТ 5513-97 «Покрышки пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия».
  • ГОСТ 52900-2007 «Шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним. Технические условия».

Хоть в законе и указан точный период эксплуатации шин, но менять покрышки сразу по истечении этого срока необязательно. Многие водители продолжают ездить на резине, находящейся в эксплуатации дольше 5 лет. Такие б/у покрышки также можно увидеть в продаже.

Известные мировые производители автомобильных покрышек обычно дают гарантию на изделия под своим брендом от 6 до 10 лет. Таким образом, при определении срока эксплуатации на первый план выходят следующие критерии: сохранение свойств резины и соответствие требованиям безопасности.

Каков срок эксплуатации зимних и летних шин

Вплоть до 2000 г. максимальный срок эксплуатации шин составлял 10 лет. По окончании этого времени покрышки считались непригодными для дальнейшего использования. Сегодня эксперты предпочитают измерять срок эксплуатации резины по пройденному километражу. Допустимая граница – 45 тыс. км. Аккуратная манера вождения и своевременная смена сезонных комплектов позволяют продлить время службы резины.

Узнать точный срок эксплуатации изделий заранее невозможно. Это зависит от многих факторов, таких как средняя скорость движения, стиль вождения, климатические условия. Все эти параметры индивидуальны для каждого автомобиля. Чтобы как можно раньше выявить признаки износа, рекомендуется регулярно проводить визуальный осмотр. По истечении 5 лет службы покрышкам необходима ежегодная диагностика. Чем более длительное время изделие находится в эксплуатации, тем выше шанс появления дефектов и повреждений.

1. Летние шины. Летние шины

Срок эксплуатации резины автомобиля измеряют временем использования или километражем пробега. Определить, когда нужно менять покрышку, можно по глубине рисунка протектора. Минимально допустимое значение для летней резины – 1,6 мм. Внутри протектора размещены перемычки именно такой высоты. Когда резина истирается так, что рисунок сравнивается с этими отметками, покрышку следует заменить. В среднем глубина протектора шины для теплого сезона – 8 мм.

Рекомендуем

«Бьет колесо при повороте: самые вероятные причины»

Для изготовления летней резины используются более прочные материалы, благодаря чему срок их эксплуатации дольше: до 10 лет службы при условии езды по качественным дорогам. Сильное влияние на износ покрышек оказывает манера вождения. Резкие торможения вызывают неравномерное истирание и повреждения протектора.

2. Зимние шины. Зимние шины

Срок эксплуатации зимней резины, измеряемый по пробегу, имеет достаточно широкие границы. Если ездить только по снегу, то покрышки выдержат более 100 тыс. км. В случае, когда движение осуществляется еще и по асфальту, и в добавок при плюсовых температурах, то износ резины наступает уже после 20–30 тыс. км.

Срок службы зимних покрышек во многом зависит от страны производства:

  • «шиповки» и «липучки» отечественного производства – 20–30 тыс. км;
  • европейские марки – 50–60 тыс. км.

Средняя глубина протектора зимней шины – 12–15 мм. Рекомендуется производить замену резины при истирании рисунка до 4 мм по высоте.

Обычный период службы зимних покрышек – 7 лет, однако на практике это всего 4 года в условиях российских зим.

Напрямую влияют на срок эксплуатации зимней резины следующие факторы:

  • дата изготовления;
  • метод хранения на складе – чтобы избежать образования микротрещин на резине, важно соблюдать правила хранения;
  • срок службы зимней резины сильно зависит от внутреннего давления: чрезмерно накачанные шины быстрее приходят в негодность;
  • средняя скорость автомобиля: чем она выше, тем скорее сотрется протектор;
  • большое значение имеет перегрузка багажника: этот фактор может на 20–30 % сократить срок эксплуатации резины;
  • повышенная температура дорожного покрытия: зимнюю резину важно менять вовремя;
  • параметры развал-схождения и уровень балансировки.

Максимальный срок эксплуатации зимней резины – 7 лет. Шипованные варианты важно правильно хранить, чтобы характеристики изделия остались на должном уровне в течение всего этого периода.

Как понять, что срок эксплуатации шин подходит к концу

Срок эксплуатации шин подходит к концу

При проведении диагностики колес учитывают не только степень износа, но и ряд других характеристик. Чтобы определить, сколько еще прослужат покрышки, нужно проверить следующие параметры:

  • Если глубина протектора сравнялась с перемычкой в углублениях рисунка, то это означает необходимость немедленной замены шин. Степень истирания резины можно установить на глаз или при помощи специальных инструментов. На протекторе есть ряд цифр разной глубины, по которым легко определить масштаб износа. Также можно использовать линейку с глубиномером. Минимальное значение для летней резины – 1,6 мм, зимней – 4 мм. Если этот показатель меньше, то срок эксплуатации покрышки подошел к концу. При неравномерном износе замеры производят на наиболее стертых участках. Случается, что износ сосредоточен на одной из кромок протектора. Такое происходит при неправильном угле схода-развала.
  • О старении резины можно догадаться по наличию маленьких трещин на боках шин. Глубокие же порезы означают необходимость срочной замены.
  • Немедленная смена шин показана при появлении на боках покрышек так называемых «грыж». Это вздутия, которые образуются из-за разрыва нитей корда. Иногда «грыжи» появляются и на внутренней стороне колеса, так что осмотр следует проводить тщательно.
  • Недостаточное давление приводит к износу покрышек по внешней стороне больше, чем по центру. Обратная же ситуация указывает на избыточное давление.
«Зимняя резина для кроссовера: шипы против липучек»

Если вы заметили дефекты при осмотре, следует сразу же провести замену резины, а не пытаться восстановить шины собственноручно и растянуть за счет этого срок эксплуатации.

Как продлить срок эксплуатации шин автомобиля

Как продлить срок эксплуатации шин автомобиля

Период эксплуатации шин на конкретной машине зависит от многих факторов. Продлить его позволит соблюдение некоторых правил:

  1. На регулярной основе (раз в 2-3 недели) проверяйте давление в шинах, даже если нет явных признаков утечки воздуха. Делается это, чтобы избежать неравномерного износа покрышек из-за разницы внутреннего давления. Срок эксплуатации резины сокращается на 10–15 %, если уменьшить давление внутри шины всего на 10 %. В обратной ситуации, при повышенном давлении, износ тоже увеличивается, но в два раза меньше, чем в предыдущем примере.
  2. Обычно колеса на передней оси изнашиваются сильнее. Чтобы покрышки стирались более равномерно, меняйте пары на осях раз в 10–15 тыс. км или при сезонном посещении шиномонтажа. Важно понимать, что, несмотря на разделение рисунков протектора на направленные и ненаправленные, после смены покрышек на осях, колеса следует перебортировать. Это делается, чтобы не изменилось направление вращения колес.
  3. Важно следить за правильной установкой покрышек на колесных дисках. Информация о корректном расположении есть на боковой части шины. Все качественные характеристики резины значительно снижаются при неправильной установке на диск, причем происходит это при любом стиле вождения.
  4. Новые шипованные покрышки после установки рекомендуется обкатывать. Это означает, что первые 500 км пробега лучше придерживаться крайне аккуратного стиля вождения: без резких разгонов, поворотов и торможений. Благодаря таким действиям шины обретут равномерную посадку и прослужат дольше.
  5. Важно ставить покрышки одного производителя и с одинаковым рисунком.
  6. Снятые комплекты следует хранить в соответствии с правилами, установленными фирмой-изготовителем.
  7. Регулярное мытье шин специальными средствами увеличивает срок их эксплуатации. Также важно тщательно смывать состав после использования.
  8. Для сохранения внешних данных покрышек не пренебрегайте уходом с помощью кондиционера, кондиционера-очистителя и восстановителя цвета для резины.
  9. Старайтесь не притираться к бордюрам или дорожным выступам. Так вы не заденете тонкую боковую часть шины.
  10. При длительных переездах в целях экономии топлива рекомендуется повысить давление внутри шин. Эта мера позволит снизить степень нагрева резины.
  11. Придерживайтесь аккуратного стиля вождения.
  12. Помните, что при 20%-ном перегрузе машины, срок эксплуатации покрышек сокращается на 30 %.
  13. Избегайте наездов на препятствия – так вы обезопасите покрышки от переломов кордового слоя, скрывающегося под протектором.
  14. Ежегодно проводите диагностику углов расстановки на колесах. Проверять данный параметр следует и после ремонта рулевого управления, замены шарниров. Поскольку сильные удары во время езды также способствуют деформации деталей ходовой части, то и после таких происшествий проводят подобную диагностику.
  15. Регулярно делайте балансировку колес (каждые 10–15 тыс. км). Проводить эту операцию следует и после каждой манипуляции, связанной с их демонтажем.

Эксперты рекомендуют регулярно проверять степень накачки и износа шин, оценивать их внешнее состояние. Такие меры позволяют как можно раньше обнаружить возможную неисправность или дефект. Своевременный и качественный уход за покрышками – залог их долгой службы и безопасности движения.

Что думают о сроке эксплуатации шин легкового автомобиля пользователи форумов

Срок эксплуатации шин легкового автомобиля

  1. Лучше не использовать 10-летние б/у шины.

    – Срок эксплуатации шин равен тому времени, на протяжении которого резина сохраняет свои первоначальные, указанные производителем, качества. В зависимости от фирмы-изготовителя и типа покрышек этот срок составляет от 2 до 7 лет. Но в реальности слишком много факторов оказывают влияние на износ, чтобы с точностью определить период их оптимального качества.

    Кроме того, важно учитывать, что даже образцовые условия хранения не делают шины бесконечно новыми. Срок годности покрышек для автомобиля без эксплуатации – не более 7 лет. Уже доказано, что на более старых покрышках гораздо выше шанс попасть в аварию. Так что про 10-летние б/у шины вообще говорить не приходится – лучше их не брать.

    «Почему стирается резина, и как продлить срок службы покрышек»
  2. Стоит ли менять зимнюю резину после трех сезонов?

    – Конечно, любой товар имеет свой срок годности… Но, по-моему, современные покрышки, сделанные под более суровые условия, чем наша зима, могут выдержать больше трех лет. Если резина без следов износа и явных повреждений на ней нет, то 5 лет она должна прослужить. В СССР шины машин с баз НЗ вообще меняли только раз в 12 лет. Причем авто стояли на улице и летом, и зимой, бывало, что и на спущенных полностью покрышках. Так эту же резину потом на народные нужны передавали…

  3. Шиномонтажников слать лесом.

    – Машина эта у меня с осени 2010 года, до этого была в эксплуатации 6 лет (2004 года выпуска). Шины произведены в том же году: зимняя – Nokian и летняя – Kumho. Покрышки эти стоят с первого дня эксплуатации, состояние у них отличное: предыдущие хозяева очень мало и аккуратно использовали авто.

    Сам я езжу не очень много, но зачастую километраж получается приличный. В пункте шиномонтажа резину проверили и сказали, что состояние у нее очень хорошее. Но из-за того, что срок эксплуатации уже больше 6 лет, ее нужно менять.

    В этой ситуации шиномонтажников можно и лесом слать, потому как порезов, дефектов и других неприятностей на покрышках нет, рисунок протектора не стерт, бугорков посередине не видно (глубина полностью соответствует нормам). При таком состоянии резина вполне пригодна для езды.

О нормах пробега шин для списания в России

Автомобильная резина имеет свойство изнашиваться. Разные типы модели шин от многих производителей имеют отличные друг от друга показатели износоустойчивости. Здесь будут рассмотрены нормы эксплуатации автомобильных шин в РФ для их списания.

Норма пробега шины для списания в России

В РФ официальные нормы пробега автошин установлены Министерством транспорта. Они рассчитываются на основании среднестатистических пробегов автошин, уже снятых с эксплуатации. Нормы списания автошин Минтранс России установил официально, и они являются законным подтверждением и причиной для принятия бухгалтерией акта о списании покрышек.

Стертые шины

Данные нормы эксплуатационного пробега шин приняты для каждого размера, модели шины и модификации авто. Они строго соответствуют условиям работы конкретного вида транспорта.

Для автошин, используемых на прицепах и полуприцепах, данные нормы должны рассчитываться как для тягачей.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) рассчитывается по формуле Hi = H x K1 x K2, где:

  • H — среднестатистический пробег шины, тыс. км;
  • K1 — является поправочным коэффициентом, учитывающим категорию условий по эксплуатации транспортного средства;
  • K2 — является поправочным коэффициентом, учитывающим условия работы транспортного средства.

Обратите внимание! Нужно учитывать, что норма пробега автошины не должна быть менее 25 % от ее среднестатистического пробега.

Оценка срока использования автомобильной резины — верить ли производителю

В большинстве случаев производитель, указывая срок использования авторезины в сезонах или километрах пробега, предоставляет гарантию на данные контрольные цифры. В таких случаях эта информация о сроке является с большей долей вероятности достоверной, так как при преждевременном износе резины производитель обязуется предоставить новый комплект или вернуть деньги. Действует данное правило только в случае с оригинальными автопокрышками. Во-первых, производитель не несет никакой ответственности, если шины были куплены не у официального дилера, а, во-вторых, реплики отличаются повышенным износом. Их показатели износоустойчивости к показателям оригинальных моделей не имеют никакого отношения.

Износ авторезины до меток

Эксплуатационные нормы износа колес

Такие нормы используются для официального списания в государственных и коммерческих организациях. В таких случаях составляется акт, и бухгалтерия официально проводит списание. Также данные нормы могут использовать имеющие в собственности автомобили частные лица для примерного понимания сроков износа покрышек на их машинах.

Обратите внимание! Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств от 04.04.2002 четко обозначен пробег в тысячах километров для каждого конкретно авто.

Таблица

В таблице ниже перечислены нормы пробега автошин для различных моделей легковых машин.

Марки зарубежных авто

Среднестатистический пробег шин легковых автомобилей

Среднестатистический срок жизни автошин — около 5-10 лет в зависимости от сезона их использования.

В России из-за посредственного состояния автодорог данный показатель на практике значительно ниже. Рекомендуется менять авторезину каждые 3-4 года эксплуатации.

Износ авторезины до цифр

Износ автошин возможно вычислить:

  • По индикаторам на протекторе — при истирании протектора до этого уровня шины требуют срочной замены.
  • На поверхности покрышек могут быть нанесены цифры, определяющие уровень износа. В зависимости от цифры можно определить, требуется ли замена.
  • При помощи замера протектора глубиномером.

Обратите внимание! Также на средний пробег покрышек могут влиять погодные и дорожные факторы.

Пробег шины до списания согласно технических регламентов Минтранса

Место поражения на боковине шины

Согласно нормам Минтранса России, запрещается эксплуатация ТС при наличии тех видов технических неисправностей, которые создают угрозу безопасности на дорогах. Среди таковых имеются неисправности, относящиеся непосредственно к автопокрышкам:

  • величина остаточной высоты рисунка протектора автошин легковых машин меньше 1,6 мм, а у грузовых машин — 1 мм, автошин на автобусах — 2 мм, шин на мотоциклах и мопедах — 0,8 мм;
  • внешние повреждения автошин — такие как пробои или разрывы, повреждения, которые обнажают корд, вызывают расслоение каркаса или отслоение протектора шины и ее боковины.

Эти повреждения являются полным основанием для процесса выведения из эксплуатации автошин и установки взамен новых автопокрышек.

Как видно, нормы пробега автошин для списания четко регламентированы и ими можно руководствоваться при расчете срока пользования шинами на собственном авто и при обслуживании автопарка организации. Благодаря нормам износа автомобильных шин можно прогнозировать износ и покупку автопокрышек по времени.

«РД 3112199-1085-02. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств»(утв. Минтрансом РФ 04.04.2002)(вместе с «Классификацией автотранспортных средств»)(с изм. от 07.12.2006)

Утверждаю

Первый заместитель

Министра транспорта РФ

А.П.НАСОНОВ

4 апреля 2002 года

Срок действия

до 1 января 2004 года

ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ

ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПРОБЕГА ШИН АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

РД 3112199-1085-02

В настоящем Руководящем документе приведены нормативно-технические материалы, устанавливающие нормы эксплуатационного пробега шин, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах, прицепах и полуприцепах (категорий M1, M2, M3, N1, N2, N3, O1, O2 и O3).

Документ предназначен для работников автотранспортных предприятий и других организаций, эксплуатирующих автотранспортные средства на территории Российской Федерации в целях планирования потребности в шинах, проведения финансовых расчетов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.

«Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств» разработаны в Научном центре «Технический уровень и безопасность транспортных средств» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта».

Срок действия до 01.01.2004.

1. Введение

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств предназначены для планирования потребности транспортных предприятий в шинах, осуществления режима экономии и рационального использования материальных ресурсов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.

Нормы эксплуатационного пробега шин разработаны с учетом статистического анализа фактических данных о средних пробегах и основных причинах выхода из строя около 420 тыс. шин, снятых с эксплуатации на автотранспортных предприятиях Российской Федерации.

2. Область применения

Настоящие нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств установлены для шин, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах, прицепах и полуприцепах (категорий M1, M2, M3, N1, N2, N3, O1, O2, O3 и O4) (Приложение 1), которые не подвергались восстановительному ремонту и были сняты с эксплуатации по следующим причинам:

— износ рисунка протектора (при условии пригодности шины к восстановительному ремонту);

— разрушения производственного или эксплуатационного характера, исключающие возможность проведения восстановительного ремонта.

Нормы обязательны для использования организациями и индивидуальными предпринимателями независимо от организационно-правовой формы.

3. Расчет норм эксплуатационного пробега шин

автотранспортных средств

3.1. Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.

3.2. Среднестатистические пробеги шин легковых автомобилей (категории M1), грузовых автомобилей (категорий N1, N2 и N3), а также автобусов и троллейбусов (категорий M2, M3) представлены в табл. 1 — 3.

Нормы эксплуатационного пробега шин устанавливаются для каждого типоразмера и модели шины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.

Для автомобильных шин, эксплуатирующихся на прицепах и полуприцепах, нормы эксплуатационного пробега устанавливаются как для автомобилей-тягачей.

3.3. Учет дорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов к величине среднестатистического пробега шин.

Поправочные коэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работы автотранспортных средств представлены в табл. 4 и 5.

Категория условий эксплуатации автотранспортных средств представлена в табл. 6.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) получается умножением среднестатистического пробега шины на поправочные коэффициенты:

Hi = H x K1 x K2,

где:

H — среднестатистический пробег шины, тыс. км;

K1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства (см. табл. 4);

K2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства (см. табл. 5).

При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.

3.4. Для новых моделей шин и новых марок автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму на основании средних пробегов списанных шин, согласованную с ФГУП НИИАТ. При этом срок действия временных норм не должен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства и уточнение значения нормы.

Апробация временных норм эксплуатационного пробега шин выполняется ФГУП НИИАТ с привлечением автотранспортных предприятий. После уточнения временных норм эксплуатационного пробега шин они утверждаются в Министерстве транспорта Российской Федерации и приобретают статус постоянно действующих норм.

Таблица 1

СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ ШИН ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

(КАТЕГОРИЯ M1)

Таблица 2

СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ ШИН ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

(КАТЕГОРИИ N1, N2, N3)

Таблица 3

СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ ШИН АВТОБУСОВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ

(КАТЕГОРИИ M2 И M3)

Таблица 4

ПОПРАВОЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ (K1) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КАТЕГОРИИ

УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

N п/п

Категория условий эксплуатации

1,0

1,0

0,95

0,90

0,90

Таблица 5

ПОПРАВОЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ (K2) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ

РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

N п/п

Условия работы автотранспортных средств

Постоянная работа в каменных карьерах

0,85

Постоянная работа на разработках угля и руды при добыче открытым способом, а также вывозе металлолома и стеклобоя

0,85

Постоянная работа на загрузке из бункеров или экскаватором, а также на лесоразработках, на стройках, на строительстве и ремонте дорог

0,85

Работа на вывозке нефтепродуктов и химикатов в условиях, разрушающих автомобильные шины

0,85

Постоянная работа с прицепами, полуприцепами

0,90

Постоянная работа автобусов в условиях международных и междугородних перевозок

0,90

Работа скорой и неотложной медицинской помощи

0,90

Работа в условиях частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров

0,95

Почасовая работа при обслуживании предприятий

1,10

<*> Для других условий работы автотранспортных средств K2 = 1.

Таблица 6

КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Дорожные покрытия:

Д1 — цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2 — битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);

Д3 — щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;

Д4 — булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;

Д5 — грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;

Д6 — естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):

Р1 — равнинный (до 200 м);

Р2 — слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);

Р3 — холмистый (свыше 300 до 1000 м);

Р4 — гористый (свыше 1000 м до 2000 м);

Р5 — горный (свыше 2000 м).

Приложение 1

(справочное)

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Автотранспортные средства (АТС) разделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирским автотранспортным средствам относятся легковые автомобили и автобусы, к грузовым — грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в т.ч. специализированные; к специальным относятся автотранспортные средства, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ. Автотранспортные средства подразделяются на категории, приведенные в таблице.

Категория АТС

Разрешенная максимальная масса, т

Характеристика АТС

Не регламентируется

Предназначены для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя (легковые автомобили)

M2 M3

До 5,0

Свыше 5,0

Те же, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя (автобусы, для M2, в т.ч. сочлененные)

N1, N2, N3

До 3,5

Свыше 3,5 до 12,0

Свыше 12,0

Предназначены для перевозки грузов (грузовые автомобили)

До 0,75

Прицепы

Свыше 0,75 до 3,5

Прицепы и полуприцепы

O3 O4

От 3,5 до 10

Свыше 10,0

Прицепы и полуприцепы

Судебная практика и законодательство — «РД 3112199-1085-02. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств» (утв. Минтрансом РФ 04.04.2002) (вместе с «Классификацией автотранспортных средств») (с изм. от 07.12.2006)

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 30.06.2008 N 104 (ред. от 14.02.2011) «Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта» (вместе с «Инструкцией о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта в судах общей юрисдикции, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации»)

— нормами эксплуатационного ресурса автомобильных шин в соответствии с руководящим документом Минтранса России «Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств» (РД 3112199-1085-02);

— нормами сроков службы стартерных аккумуляторных батарей автотранспортных средств в соответствии с руководящим документом Минтранса России «Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков» (РД-3112199-1089-02) в части, касающейся эксплуатации, списание аккумуляторных батарей производить по фактическому состоянию на основании заключения комиссии.

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 04.12.2014 N 272 «Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта» (вместе с «Инструкцией о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации»)

нормами эксплуатационного ресурса автомобильных шин в соответствии с руководящим документом Минтранса России «Временные нормы эксплуатационного пробега шин автомобильных средств» (РД 3112199-1085-02) и информационным письмом Минтранса России от 7 декабря 2006 г. N 0132-05/394;

Нормы пробега автомобильных шин от Министерства Транспорта в 2019

Нормы пробега автомобильных шин расчитаны установлены Минтрансом. Документ был утвержден 04.04.2002г., действует и сегодня, в 2018 и 2019 гг. Нормы пробега шин автотранспортных средств рассчитываются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.

В таблице представлена эксплуатационная норма пробега шин легковых автомобилей:

Норма эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств

Говоря о нормах пробега автомобильных шин, нельзя не сказать о способах их утилизации в глобальном масштабе. На сегодняшний день существует две технологии переработки автомобильных шин. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств окончились, и шины требуется утилизировать без причинения время окружающей среде. Таким образом необходимо утилизировать все шины, прошедшие нормы пробега шины для списания.

Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств

Срок службы резины легкового автомобиля

Механическое измельчение шины

При окончании срока службы шин легковушек, необходимо их правильно утилизировать, есть несколько качественных способов. При измельчении шины получается резиновая крошка, которая используется в строительстве и промышленности. Ее добавляют при изготовлении различных покрытий, для изготовления технических изделий из резины, добавляют в кровлю, используют для изготовления железнодорожных шпал и прокладок. Измельчение шин также бывает нескольких видов:

  • Бародеструкция – измельчение покрышек на крупные части и продавливание резины прессом для отделения металлокорда. Крошка получается диаметром 0,8мм.
  • Обработка озоном – изношенные шины в специальной камере шины обрабатывают озоном, получается крошка диаметром 0,1 – 0,2мм.
  • Криогенный метод – куски шин с высоким пробегом охлаждают и истирают в крошку.
  • Измельчение взрывом.

Механическое измельчение резиновых шин считается экологическим способом переработки, но для него нужно достаточно дорогое оборудование. На сгеодняшний день способом механического воздействия на шины с высоким пробегом распространяется именно этот способ.

Химическая переработка и изменение химической структуры шины

Среди химических методов переработки шин с высоким пробегом распространены такие виды, как:

  • Пиролиз – шины термически разлагаются в специальном оборудовании для получения тепловой энергии, которая применяется в металлургической промышленности.
  • Сжигание или термодеструкция — в цементных печах резиновые шины заменяют топливо.
  • Растворение – изношенную резину растворяют и получают сырье для химической промышленности.

Нормы пробега автомобильных шин Минтранс 2019

Эта технология переработки шин считается эффективной, но минус в токсичных выбросах. На производстве необходимо ставить очистительные установки, которые являются недешевыми приобретениями.

Конечно, в таком трудоемком деле, как переработка изношенных шин у данных технологий есть свои плюсы и минусы, но главное преимущество в том, что можно помочь решить экологическую проблему больших городов.

Порядок учета норм списания и срока службы автомобильных шин

Статья опубликована в журнале «Все для бухгалтера» № 3 август 2014 г.

В.Г. Молчанов,эксперт
Правовой консалтинг ГАРАНТ

В коммерческих организациях числятся на балансе транспортные средства – грузовые и легковые автомобили. В период эксплуатации данные транспортные средства подвергаются амортизации, естественным образом изнашиваются детали автомобилей, шины и покрышки. В статье рассмотрен порядок учета норм списания и срок службы автомобильных шин.

Ключевые слова: нормы списания запасных частей и расходных материалов, учет, запасные части, расходные материалы, коммерческие организации

Нормы эксплуатационного пробега. В настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают каких-либо норм списания запасных частей и расходных материалов (в том числе шин), используемых при эксплуатации автотранспортных средств коммерческих организаций.

В соответствии с письмом Минтранса России от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин определяются заводом-изготовителем автомобильных шин.

Таким образом, руководитель организации вправе установить своим приказом нормы пробега автомобильных шин, основываясь на информации заводов-изготовителей. Если таковая отсутствует, то может быть использован опыт эксплуатации транспортных средств в организации, а также доступная информация заводов-изготовителей об аналогичных автомобильных шинах.

В любом случае при разработке и утверждении норм эксплуатационного пробега следует учитывать, что они должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (НК РФ), т.е. быть обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными.

Кроме того, в соответствии с подп. 5.1 п. 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», эксплуатация транспортных средств запрещается при наличии у легковых автомобилей шин с остаточной высотой рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм.

Очевидно, что высота протектора зависит не только от пробега шин, но и от условий эксплуатации. То есть автомобильные шины могут быть сняты с эксплуатации также в случае недопустимости их дальнейшего использования по причине их повреждений.

По мнению автора, в любом случае автомобильные шины оцениваются экспертной комиссией на основании акта на списание. Данный акт будет являться основанием для снятия шин с эксплуатации и установки вместо них новых.

Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете автомобильные шины, приобретенные отдельно от автомобиля, отражаются на сч. 10 «Материалы» в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее – План счетов).

В соответствии с п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее – Методические указания), при передаче в эксплуатацию материалы списываются на счета учета затрат.

При этом стоимость автомобильных шин списывается со сч. 10 «Материалы», субсчет 10.5 «Запасные части», в дебет счета учета затрат, например сч. 20 «Основное производство» (пп. 93 и 95 Методических указаний, пп. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н ПБУ 10/99).

Для осуществления контроля за движением автомобильных шин может быть организован их учет на забалансовом счете: Д-т сч. 012.

При выбытии шин из эксплуатации на основании акта на списание они подлежат оприходованию на склад по стоимости отходов. Наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитывается на сч. 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» как утильсырье.

Пунктом 111 Методических указаний установлено, что отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи).

Утилизация шин, не пригодных к восстановлению, может производиться путем заключения договора со специализированной организацией, занимающейся утилизацией шин.

Согласно п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующие суммы зачисляются на финансовые результаты у коммерческой организации, т.е. в бухгалтерском учете отходы, остающиеся от списания материальных ценностей (утильсырье), относятся в кредит сч. 91: Д-т сч. 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» – изношенные шины приняты к учету как утильсырье.

Сдача изношенных шин специализированной организации оформляется в бухгалтерском учете как обычная реализация материалов. Доход от продажи материально-производственных запасов учитывается в составе прочих доходов (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н): Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» – признан доход от продажи шин специализированной организации.

При этом утилизируемые шины списываются со сч. 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» и отражаются как прочие расходы организации в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» – списана стоимость реализованных шин;

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начислен налог на добавленную стоимость (НДС).

В то же время, по мнению автора, шины, которые подлежат списанию с последующим выбытием, могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета. Их стоимость была включена в себестоимость работ, услуг при отпуске в эксплуатацию, а учет в целях контроля был организован на забалансовом счете.

Тогда, в случае продажи шин, в бухгалтерском учете выбытие отразится следующими записями:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начислен НДС;

К-т сч. 012 – списаны с забалансового счета выбывшие шины.

К сведению. Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) определяет, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», покрышки отработанные относятся к 4-му классу опасности.

Шины, подлежащие утилизации в качестве опасных отходов, могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета по рыночным ценам, их выбытие (передача для утилизации) отражается списанием по кредиту забалансового счета.

Передача таких отходов в переработку находит отражение и в журнале учета образования и движения отходов, и в разд. 4 «Размещение отходов производства и потребления» приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Данные журнала учета образования и движения отходов удостоверяются договорами с профильными фирмами и актами выполненных работ. Фактический объем отходов подтверждается справкой специализированной организации.

Аналогичная ситуация возникает и в тех случаях, когда изношенные в процессе эксплуатации камеры и покрышки с текстильным и металлическим кордом, не подлежащие восстановлению и сдаются организации-переработчику для утилизации за плату. Фактический объем утиля, переданного в переработку специализированной организации, указывается в актах выполненных работ.

Налоговый учет. Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Приобретенные автомобильные шины организация может учесть в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (НК РФ), либо в составе материальных расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ. При этом вопрос о признания поврежденных шин возвратными отходами для целей налогообложения является неоднозначным.

В соответствии с п. 6 ст. 254 НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

При этом важным фактором в данном случае является то, что остатки могут быть признаны возвратными отходами в целях налогообложения прибыли, если они частично утратили свои потребительские качества и не используются по назначению.

Из буквального прочтения нормы п. 6 ст. 254 НК РФ шины, подлежащие утилизации, не пригодные к дальнейшему использованию, не признаются возвратными отходами. Однако, по мнению автора, при выбытии шин ранее срока их нормативного использования возможно использовать данную норму и уменьшить сумму материальных расходов на стоимость возвратных отходов, определенную одним из методов, закрепленных в подп. 2 п. 6 ст. 254 НК РФ.

Список литературы

  • Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  • Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  • О правилах дорожного движения: постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
  • Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
  • Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
  • Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
  • Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
  • Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
  • Об утверждении федерального классификационного каталога отходов: приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 786.
  • Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду: приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204.
  • Письмо Минтранса России от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш.

федеральноегосударственное унитарное предприятие
научно-исследовательский институт
автомобильного транспорта
(нииат )

ВРЕМЕННЫЕНОРМЫ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПРОБЕГА шин
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

РД 3112199-1085-02

Москва 2003г.

В настоящемруководящем документе приведены нормативно-технические материалы,устанавливающие нормы эксплуатационного пробега шин, предназначенных дляиспользования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах,прицепах и полуприцепах (категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1, О2 и О3).

Документ предназначендля работников автотранспортных предприятий и других организаций,эксплуатирующих автотранспортные средства на территории Российской Федерации вцелях планирования потребности в шинах, проведения финансовых расчетов,определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложениюпредприятий.

«Временные нормыэксплуатационного пробега шин автотранспортных средств» разработаны в Научномцентре «Технический уровень и безопасность транспортных средств» Федеральногогосударственного унитарного предприятия «Государственныйнаучно-исследовательский институт автомобильного транспорта», утверждены04.04.2002 г. Первым заместителем министра транспорта РФ Насоновым А.П.

Срок действия с01.01.2004 г. до 01.01.2007 г.

(Измененная редакция. Изм.№ 1)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

3. РАСЧЕТ НОРМ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПРОБЕГА ШИН АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Таблица 1

4. Среднестатистический пробег шин легковых автомобилей (категория М1)

Таблица 2

5. Среднестатистический пробег шин грузовых автомобилей (категории N1, N2 ,N3)

Таблица 3

6. Среднестатистический пробег шин автобусов и троллейбусов (категории М2 и М3)

Таблица 4

7. Поправочные коэффициенты (К1) в зависимости от категории условий эксплуатации автотранспортных средств

Таблица 5

8. Поправочные коэффициенты (К2) в зависимости от условий работы автотранспортных средств

Таблица 6

9. Классификация условий эксплуатации

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 справочное

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1.ВВЕДЕНИЕ

Нормыэксплуатационного пробега шин автотранспортных средств предназначены дляпланирования потребности транспортных предприятий в шинах, осуществления режимаэкономии и рационального использования материальных ресурсов, определенияуровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.

Нормыэксплуатационного пробега шин разработаны с учетом статистического анализафактических данных о средних пробегах и основных причинах выхода из строя около420 тыс. шин, снятых с эксплуатации на автотранспортных предприятиях РоссийскойФедерации.

2.ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормыэксплуатационного пробега шин автотранспортных средств установлены для шин,предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусахи троллейбусах , прицепах и полуприцепах (категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, О1,О2, О3 и О4) ( Приложение 1),которые не подвергались восстановительному ремонту и были сняты с эксплуатациипо следующим причинам:

— износ рисункапротектора (при условии пригодности шины к восстановительному ремонту);

— разрушенияпроизводственного или эксплуатационного характера, исключающие возможностьпроведения восстановительного ремонта.

Нормы обязательны дляиспользования организациями и индивидуальными предпринимателями, независимо оторганизационно-правовой формы.

3.РАСЧЕТ НОРМ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПРОБЕГА ШИН АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

3.1 Нормыэксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются наоснове среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.

3.2Среднестатистические пробеги шин легковых автомобилей (категории М1), грузовыхавтомобилей (категорий N1, N2 и N3), а также автобусов и троллейбусов(категорий М2, М3) представлены в табл.1- 3 .

Нормыэксплуатационного пробега шин устанавливаются для каждого типоразмера и моделишины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуютопределенным условиям работы автомобильного транспорта.

Для автомобильных шин,эксплуатирующихся на прицепах и полуприцепах, нормы эксплуатационного пробегаустанавливаются как для автомобилей-тягачей.

3.3. Учетдорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов производится с помощьюряда поправочных коэффициентов к величине среднестатистического пробега шин.

Поправочныекоэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работыавтотранспортных средств представлены в табл.4 и 5.

Категория условийэксплуатации автотранспортных средств представлена в табл. 6.

Норма эксплуатационногопробега шины (Hi) получается умножением среднестатистического пробега шины напоправочные коэффициенты:

Hi = Н · К1 · К2,

где Н -среднестатистический пробег шины, тыс. км;

К1 — поправочныйкоэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортногосредства (см. табл. 4);

К2 — поправочныйкоэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства (см. табл. 5).

При этом норма эксплуатационногопробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.

3.4. Для новыхмоделей шин и новых марок автомобилей, для которых не установлены нормыэксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе ввести в действиеприказом по предприятию временную норму на основании средних пробегов списанныхшин, согласованную с ФГУП НИИАТ. При этом срок действия временных норм недолжен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверкасоответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шиныданного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства иуточнение значения нормы.

Апробация временныхнорм эксплуатационного пробега шин выполняется ФГУП НИИАТ с привлечениемавтотранспортных предприятий. После уточнения временных норм эксплуатационногопробега шин, они утверждаются в Министерстве транспорта Российской Федерации иприобретают статус постоянно действующих норм.

Среднестатистическийпробег шин легковых автомобилей (категория М1)

№ п/п

Базовая модель автомобиля

Обозначение (типоразмер) шины

Модель шины

Среднестатистический пробег шины, тыс. км

Автомобили отечественного производства и стран членов СНГ

ВАЗ-1111 «Ока» и модификации

БИ-308

ВАЗ-2101, -2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107, -2108, -2109 и модификации

155-13/ 6,15-13

И-151

165-13/ 6,45-13

АИ-168У, М-145, С-110, Вл-20, VS-2

Бл-85, ВС-11, ВС-2, Бц-19, Я-508, КАМА-205, КАМА-503, МР-8

МИ-16-1, МИ-16, Я-370, Я-515

Бл-85, ВС-4, ВС-11, ВС-20, 10В, VS-12, М-202, М-204, Я-380, Я-458, Я-545, Я-552, И-391, БИ-391, ВлИ-391

М-232, О-78, Я-400, 15В, SPT-4

БЦ-13, БЦ-16, К-161, К-177

ВАЗ-2121 «Нива» и модификации

175-16/6,95-16

Вл-21, ВлИ-5

Я-457

ВЛИ-10

К-156

VS-17, Вл-53

ГАЗ-24 и модификации

7,35-14

ИД-195, АИД-23, ВЛ-14, ВЛ-20

ГАЗ-3102, -31013, -31029, — 3105, 33029, -24 и модификации

ИД-220, ОИ-297, ИЛ-259, VS-1, KAMA-ART, KC-2, БЦИД-220, БЦ-1, И-371, И-503, НР-60, ЛМ-2, Бел-59, Я-426, Я-440, Я-436

М-227, М-217

ГАЗ-3110 и модификации

Л -8, KAMA Nicola, KAMA Grant, Я -437, Я -456, И -501

ГАЗ-14 «Чайка»

9,35-15

ИЛ-126, ИЛ 37

ЗАЗ-968, -1102 и модификации

Бц-11, БЛ-85, БЛ-85-1

6,15-13

И-151

ИЖ-2125, -2126, -2715, Москвич-408, -412, -423, -424, -427, -2136, -2140 и модификации

6,45-13

М-145, Вл-20, БЦС-1, С-110

Я-370

МИ-16, М-190, Я-370

Вл-14, АИ-168У

ИН-251, 10В, ВлИ-391, И-391, БИ-391, Я-402

Я-400, С-129, SPT-4

Москвич-2141 и модификации

МИ -180

БЦ-5, И-394, БИ-394, М-239, 268; К-187, Я-438, Я-460, Я-523, Я-540, VS-18

Автомобили зарубежного производства

BMW различных модификаций

185/65R15, 195/65R15, 205/60R14

шины зарубежного производства

Chevrolet различных модификаций

195/70R14, 185/70R14, 235/55R15

шины зарубежного производства

Daewoo различных модификаций

175/70R13, 185/65R14

шины зарубежного производства

Ford различных модификаций

175/70R13, 185/65R13, 185/65R14, 185/70R14, 185/75R14, 195/70R14

шины зарубежного производства

Hyundai различных модификаций

195/70R14, 195/75R14, 205/60R15

шины зарубежного производства

Honda различных модификаций

185/70R14, 205/65R14, 185/65R15, 195/60R15, 185/65R15, 205/65R15

шины зарубежного производства

Kia различных модификаций

165/70R13, 175/70R13, 195/75R14

шины зарубежного производства

Mercedes Benz различных модификаций

185/70R14, 195/65R14, 195/75R14, 195/65R15, 205/60R15, 205/65R15

шины зарубежного производства

Opel различных модификаций

185/70R14, 195/70R14, 225/70R15, 225/75R16, 235/75R16

шины зарубежного производства

SAAB различных модификаций

185/65R15, 195/60R15, 205/65R15

шины зарубежного производства

Renault различных модификаций

175/70R13, 195/65R14

шины зарубежного производства

Toyota различных модификаций

165/70R13, 175/70R13, 195/70R14, 185/80R14

шины зарубежного производства

Volkswagen различных модификаций

165/70R13, 175/70R13, 185/65R14, 185/70R14, 205/70R14

шины зарубежного производства

Volvo различных модификаций

185/60R15, 185/65R15, 185/70R15, 195/70R15, 205/65R15

шины зарубежного производства

Среднестатистическийпробег шин грузовых автомобилей (категории N1, N2 ,N3)

№ п/п

Базовая модель автомобиля

Обозначение (типоразмер) шины

Модель шины

Среднестатистический пробег шины, тыс. км

Грузовые автомобили отечественного производства и стран членов СНГ

Грузовые автомобили полной массой до 3,5 т включительно (категория N1)

Автомобили семейства ГАЗ-3302 «Газель», а т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации

К-135, Я-462, И-512, ВЛИ-10М, Бр-102, ВИ-14

Я-447, ДП-10

Автомобили семейства ГАЗ-2217 «Соболь» и модификации

К-156, К-170, К-182, М-219

К-181

М-250, К-174

ИЖ-2715-01, -27151-01, -27156-01, Москвич-2335, -233522 и модификации

Я-379

Псковавтс-2214, -2931 «Фермер»

8,40-15

Я-245, Я-192

Псковавто-2943 «Фермер»

К-135, Я-462, И-512, ВЛИ-10М, БР-102, ВИ-14

РАФ-33111, -3311 и модификации

Я-288

М-243

УАЗ-3741, -37419, -3962, -39629, -3909, -39099, -2206, -22069, -3303, -33039, -2746, -33036, -39094, -39095, -3153, -31539, -3159

К-151

Я-245-1, ЯИ-357А

К-153, Я-435А

8,40-15

Я-245, Я-192

Грузовые автомобили полной массой свыше 3,5 т до 12,0 т включительно (категории N2)

ГАЗ-52, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации

7,50R20

В-196, ИЯ-196

7,50-20

ИЯ-112А

МИ-173, МИ-173-1

Я-151

ГАЗ-53А, ГАЗ-3307, -3309, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации

8,25-20

ИК-6АМ, ИК-6АМ-1, ИК-6АМО

8,25R20

К-55А, КИ-55А

КИ-63

К-84

У-2

ГАЗ-66, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации

12,00R18

К-70

12,00-18

КИ-115

ЗИЛ-130, -431410, -433100, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации

9,00-20

ВИ-244, ВИ-244-1

И-252Б

9,00R20

ИН-142БМ, ИН-142Б-1

О-40-БМ-1

М-184

БЦИ-342

БИ-366

ЗИЛ-5301 «Бычок», в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации

М -253

12,00R20

Я-439, ДП-20, Я-462

ЗИЛ-131, -4334, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации

12,00-20

КИ-113

М-93

Грузовые автомобили полной массой свыше 12 т (категория N3)

ЗИЛ-133, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации

9,00R20

О-40БМ-1

И-Н142Б, И-Н142Б-1

О-43

9,00-20

ВИ-244, ВИ-244-1

КамАЗ-5320, -53212-5, -54112, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации

9,00R20

ИН-142БМ, ИН-142Б-1

О-40-БМ-1

М-184

БЦИ-342

БИ-366

КамАЗ-5315 и модификации

11,00R20

И-111А

КамАЗ-55102, -5511 и модификации (самосвалы)

9,00R20

ИН-142БМ, ИН-142Б-1

О-40-БМ-1

БЦИ-342

КамАЗ-55111, -55118 (самосвалы)

10,00R20

И-281

КамАЗ-5410, -54112 (седельные тягачи)

9,00R20

И-Н142Б, И-Н142Б-1

О-40БМ-1

М-184

БЦИ-342

О-43

КамАЗ-43101, -43105, -43106, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации

1220 × 400-533

И-П184

КрАЗ-250 (автомобильные шасси для установки специальных надстроек, оборудования и кузовов)

11,00R20

И-68А

12,00R20

ИД-304

КрАЗ-6444, -258Б1, -5444 (седельные тягачи)

11,00R00

И-68А

12,00R20

И-109Б

ИД-304

12,00-20

ВИ-243

КрАЗ-65032, -6510, -2 ?6Б-1 (самосвалы)

12,00R20

И-109Б

ИД-304

12,00-20

ВИ-243, ВИ-243-1

КрАЗ-643701 (лесовоз)

12,00-20

ВИ-243

КрАЗ-260, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации

1300 × 530-533

ВИ-3, ВИД-201

МАЗ-5337, -53373 (автомобильные шасси для комплектации легализированных кузовов и установок), МA3-53371, -53368, -53363, -53366,-53362, -6303, -63035, -63038, -63035-100, -63171, -509A, -5434, -64255, -6303-26

11,00R20

И-111АМ

И-68А

12,00R20

И-109Б

БЦИ-150А

ИД-304

И-332

БИ-368

12,00-20

ИЯВ-12Б

ВИ-243-1, ВИ-243 А, Б, М

МАЗ-5433, -54331, -54323, -54328, -54329, -54326, -54327, -543268-020, -64221, -642299, -64224 (седельные тягачи)

11,00R20

И-111АМ

И-68А

12,00R20

И-109Б

БЦИ-150А

ИД-304

И-332

БИ-368

МАЗ-5549, -5551, -55516,-55513, -55514, -5552, -5516, 551603-023, -55165 (самосвалы)

12,00-20

ИЯВ-12Б

ВИ-243

12,00R20

И-109Б

ИД-304

11,00R20

И-68А

Урал-4320, -4320-10, 4320-0611, -5323-20, в т.ч. специальные и специализированные на базе их шасси и модификации

14,00-20

ОИ-25

Урал-4320-0911, -43206, -6361-01

1200 × 500-508

ИД-П284

Урал-4420-01, -44202-10, -63614-01 (седельные тягачи)

1100 × 400-533

О-47А

1200 × 500-508

ИД-П284

Урал-5960-10, -5960-10-04, -5960-10-02, -6902-10 (лесовозы)

1200 × 500-508

ИД-П284

Урал-5557-10/31, -55571-30, -63615-01 (самосвалы)

1200 × 500-508

ИД-П284

Урал- IV ЕСО-63291, -632920 (седельные тягачи)

12,00R20

О-75

Грузовые автомобили зарубежного производства

Грузовые автомобили полной массой до 3,5 т включительно (категорий)

Mercedes-Benz 208 D » Спринтер «

шины зарубежного производства

6 0

Mercedes-Benz 308 D » Спринтер «

шины зарубежного производства

6 0

Ford Tranzit

шины зарубежного производства

Я-538

Грузовые автомобили полной массой свыше 12 т (категория N3)

Автомобили Tatra, LIAZ, Magirus

12,00-20

ВИ-243

11,00R20

И-111А, М

12,00R20

фирмы «Matador»

11,00R20

«Barum»

«Taurus»

«Bridgstone»

«Pirelli»

«Firestone»

«Semperit»

«Hankook»

«Continental»

«Mishelin»

Седельные тягачи Volvo, LIAZ, Mercedes-Benz, Iveco, Scania, Tatra, Renault и полуприцепы

11,00R20, 12,00R20, 295/

80R22,5, 315/

80R22.5, 365/

80R22,5 385/

65R22,5

фирмы «Matador»

«Barum»

«Taurus»

«Bridgstone»

«Pirelli»

«Firestone»

«Semperit»

«Hankook»

«Continental»

«Mishelin»

11,00-20

И -111 А , М

И-303

Среднестатистическийпробег шин автобусов и троллейбусов (категории М2 и М3)

№ п/п

Базовая модель автомобиля

Обозначение (типоразмер) шины

Модель шины

Среднестатистический пробег шины, тыс. км

Автобусы и троллейбусы производства России и стран членов СНГ

АКА 5225 Россиянин», АКА 6226 Россиянин»

275/70R22,5

КАМА-2001

«Волжанин» 5256 «Волжанин» 5270

11/70R22,5

И-305 И-334

295/80R22,5

Я-454

Автобусы семейства ГАЗ-221400, -3302, -3221, -2705, -3232 «Газель» и модификации

К-135, Я-462, И-512, ВЛИ-10М, Бр-102, ВИ-14

Я-447, ДП-10

Автобусы семейства ГАЗ-2217 «Соболь» и модификации

М-250, К-174

К-181

К-156, К-170, К-182, М-219

ЗИЛ-3250, -3251 «Бычок» и модификации

М-253, Я-462, ДП-20, БЦ-26, И-359

КАвЗ-3976, -39765, -3276, -3275 и модификации

8,25R20

К-55А, КИ-55А

Вл-25,И397

КИ-63

К-84, КИ-111

У-2

8,25-20

ИК-6АМ, ИК-6АМ-1, ИК-6АМО

КАвЗ-3244

М-253, Я-439

ЛАЗ-695, -699 и модификации

10,00-20

ИВЛ-1А, ИВЛ-1АБ

10,00R20

ОИ-73А, Б

И-А185, И-А185М, БЦИ-185

Бел-25

ЛАЗ-4202

10,00R20

ОИ-73А, Б

И-А185, И-А185М, БЦИ-185

Бел-25

ЛАЗ-52523

10,00R20

ОИ-73А,Б

И-185, И-А185М, БЦИ-185

Бел-25

ЛиАЗ-677 и модификации

10,00R20

ОИ-73А, Б

И-309

ИА-265-1

ИА-268

Бел-25

И-185А, И-А185М. БЦИ-185

ЛиАЗ-5256 и модификации

11/70R22,5

И-305

И-334

МАЗ-101, -103, -104

11/70R22,5

И-305, И-334

11R22,5

Я-467, VS-9

МАРЗ-52661, -42191, -4219

11/70R22,5

И-305, И-334

ПАЗ-3205, -3206 и модификации

7,50-20

ИЯ-112А

8,25-20

ИК-6АМ, ИК-6АМ-1, ИК6АМО

8,25R20

К-55А, КИ-55А

КИ-63

К-84

Вл-25, И-397

КИ-111

У-2

ПАЗ-42231, -52691

295/80R22,5

Я-454

Псковавто-22.14

К-135, Я-462, И-512, ВЛИ-10М, Бр-102, ВИ-14

Псковавто АПВУ

8,40-15

Бел-11

РАФ-2203-01 и модификации, РАФ-22038-02

И-243, О-95

Я-288

САРЗ-3280, СЕМАР-3235

8,25R20

К-55ЯА, КИ-55А

КИ-63

К-84

Вл-25, И-397

КИ-111

У-2

УАЗ-452

8,40-15С

Я-245

215/90-15С

Я-245-1

УАЗ-2206, -22069

8,40-15С

Я-245, Я-192

ЯАЗ-5267

11/70R22,5

И-305

И-334

Троллейбусы

12,00-20

ВИ-243М, ВИ-243А.Б

K-129, M-28

ИЯ-241

12,00R20

ИД-109Б, О-75

И-332, И-368, БИ-368

ИД-304

И-150А, БЦИ-150А

Автобусы зарубежного производства

Volvo-B 10 МА «Safle»

Volvo-B 12

Carrus star 602

295/80-22,5

шины зарубежного производства

Volvo-B7RF Avtomontaza

12R22,5

шины зарубежного производства

I karus-260, -280 и модификации

11,00-20

В-195

фирма «Taurus»

фирма «Barum»

11,00R20

И-111А,М

И-68А, М-206

И-303

В-212

фирма «Barum»

фирма «Taunjs»

фирма «Matador»

10,00R20

И-185А, И-А185М, БЦИ-185

I karus-350.00, -365.10

10,00R20

И-185А, И-А185М, БЦИ-185

I karus-415.08

10,00R20

И-185А, И-А185М, БЦИ-185

12R22,5

фирма «Matador»

фирма «Taurus»

10,00R20

И-185А, И-А185М, БЦИ-185

фирма «Matador»

фирма «Taurus»

I karus-250, -256 и модификации

11,00R20

И-303

И-111А,М

фирма «Matador»

10,00R20

B-185A, И-А185М, БЦИ-185

И-321

ИА-265-1

фирма «Barum»

фирма «Taurus»

Ford Transit

шины зарубежного производства

шины зарубежного производства

шины зарубежного производства

шины зарубежного производства

Hyundai H 100

шины зарубежного производства

Karosa C834, C835, B831, B832

10,00R20

фирма «Barum»

Karosa В 931Е

10,00R20

фирма «Barum»

275/70R22,5

фирма «Barum»

11R22,5

И-336, И-346

MAN SL 232/222

11,00R20

шины зарубежного производства

Mercedes Benz О 325, О 345, О 345 G

11R22,5

шины зарубежного производства

Mersedes Benz О 330

12 R 22,5

шины зарубежного производства

Mersedes Benz О 303 » Витязь «, » Стайер «

295/80R22,5

шины зарубежного производства

Mitsubishi L-30

6 б 00-14C

шины зарубежного производства

шины зарубежного производства

Nissan Urvan

6,00-14C

шины зарубежного производства

Scania city bus

11,00R20

шины зарубежного производства

TAM 260 A 119T

10,00 R 20

шины зарубежного производства

ТАМ 161 A85T

8,25RR20

шины зарубежного производства

Volkkswagen Caravella

шины зарубежного производства

шины зарубежного производства

шины зарубежного производства

Поправочныекоэффициенты (К1) в зависимости от категории условий эксплуатацииавтотранспортных средств

№ п/п

Категория условий эксплуатации

К1

1,0

1,0

0,95

0,90

0,90

Классификацияусловий эксплуатации

Категория условий эксплуатации

За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города)

В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне

В больших юродах (более 100 тыс. жителей)

Народнохозяйственное и административное значение автомобильной дороги

Д 1 -P1, P2, P3

I a — магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения, в том числе для международного сообщения

I б — автомобильные дороги общегосударственного (не отнесенные к категории I a), республиканского, областного (краевого) значения

Д1-Р4;

Д 2 -P1, P2, P3, P4

Д3-Р1, Р2, Р3

Д 1 -P1, P2, P3, P4

Д2-P1

Автомобильные дороги общегосударственного (не отнесенные к категории I a, Iб), республиканского, областного (краевого) значения

Д1-P5

Д2-Р5

Д3-Р4, Р5

Д4-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5

Д 1 -P5

Д 2 -P2, P3, P4, P5

Д 3 — Р 1 , Р 2 , Р 3 , P4, P5

Д4-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5

Д1-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5

Д 2 — Р 1 , P2, P3, P4

Д3-Р1, Р2, Р3

Д4-Р1

Автомобильные дороги общегосударственного, республиканского (краевого) (не отнесенные к категории I a и II), дороги местного значения

Д5-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5

Д5-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5

Д2-Р5

Д3-Р4, Р5

Д 4 -P1, P2, P3, P4, P5

Д 5 -P1, P2, P3, P4, P5

Автомобильные дороги республиканского областного (краевого) и местного значения (не отнесенные к категориям I б, II, III)

Д6 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5

Автомобильные дороги местного значения (кроме отнесенных к категориям III, IV)

Дорожныепокрытия:

Д1 -цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2 -битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);

Д3 -щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;

Д4 — булыжник,колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами,зимники;

Д5 -грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатоепокрытия;

Д6 — естественныефунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути,не имеющие твердого покрытия.

Тип рельефаместности (определяется высотой над уровнем моря):

Р1 -равнинный (до 200 м);

Р2 -слабохолмистый (свыше 200 до 300м);

Р3 -холмистый (свыше 300 до 1000 м);

Р4 -гористый (свыше 1000 мдо 2000 м);

Р5 -горный (свыше 2000 м).

КЛАССИФИКАЦИЯАВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Автотранспортныесредства (АТС) разделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирским автотранспортным средствам относятся легковые автомобилии автобусы, к грузовым — грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в т.ч.специализированные, к специальным относятся автотранспортные средства,предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ.Автотранспортные средства подразделяются на категории, приведенные в таблице.

Категория АТС

Разрешенная максимальная масса, т

Характеристика АТС

М1

Не регламентируется

Предназначены для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя (легковые автомобили)

М2 М3

До 5,0 Свыше 5,0

Те же, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя (автобусы, для М2, в т.ч сочлененные)

N1, N2, N3

До 3,5 Свыше 3,5 до 12,0 Свыше 12,0

Предназначены для перевозки грузов (грузовые автомобили)

О1

До 0,75

Прицепы

О2

Свыше 0,75 до 3,5

Прицепы и полуприцепы

О3, О4

От 3,5 до 10 Свыше 10,0

Прицепы и полуприцепы

При выборе шин автолюбители уделяют много внимания не только их характеристикам, но и ресурсу в целом. С характеристиками все более-менее понятно: обычных и сравнительных тестов в сети достаточно. Но как быть с определением ресурса?

С этим частенько возникают проблемы: отзывы одних пользователей могут гласить о ресурсе порядка 40 тыс. км, в то время как другие сообщают о возможности эксплуатации и до 80 тыс. км. «Правильный» ответ будет где-то посередине, поскольку на ресурс прямым образом влияют множество факторов вроде условий эксплуатации, модели автомобиля и просто стиля вождения.

Тем не менее, нормы эксплуатационного пробега шины в белорусском законодательстве все же оговорены в ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания».

Устами ТКП

Согласно тексту документа эксплуатационной нормой пробега шин в РБ следует считать пробег шин аналогичной конструкции и соответствующей модели. Под аналогичностью конструкции стоит понимать обозначение шины. Говоря простым языком, за норму необходимо считать уже имеющийся опыт.

Если его нет, законодательство предлагает воспользоваться временными нормами, которые уже посчитаны.

временные норм пробега шин фото

Впрочем, сколько бы таблиц составлено не было, считать их абсолютным ориентиром будет неправильно. В ТКП допускается возможность уменьшения или увеличения нормы эксплуатационного пробега по приказу руководителя организации.

К примеру, снижение нормы пробега рекомендовано для машин такси, скорой помощи, «маршруток», учебных автомобилей, а также для еще нескольких видов машин со специфическими условиями эксплуатации. Снижать норму пробега на 10% рекомендуется также для зимних шин с ошиповкой или без нее. Еще один интересный пункт – страна производства: для шин из РБ и стран СНГ также допустимо снижение нормы. Однако вне зависимости от количества всех факторов, снижение не должно превышать 30%.

Как быть обычным автолюбителям?

Как видно из ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», в вопросе ресурса шин законодательство оговаривает лишь те моменты, которые в основном важны для ведения учета организацией. В обычной жизни на нормы эксплуатационного пробега можно обращать внимание лишь в качестве ориентира, а при выборе шин лучше ориентироваться как раз на отзывы.

Гарантийный срок службы шин составляет 5 лет с даты изготовления. К гарантийным случаям принято относить экземпляры с явным производственным браком. Ускоренный, относительно ожиданий, износ к этим случаям не относится, а потому причинами его проявления следует искать либо в особенностях модели как таковой, либо в особенностях эксплуатации, характерных для отдельно взятого случая.

Дмитрий ДударенкоДмитрий Дударенко21.08.2020 | 2661 0Добавлено в Последние новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *