Несвоевременный ответ

Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?

Налоговая запросила документы: можно ли проигнорировать запрос

Какая за это бывает ответственность

Так какая же статья при встречке — 126 или 129.1?

Итоги

Налоговая запросила документы: можно ли проигнорировать запрос

Те, кому периодически приходится отвечать на требования налоговиков о представлении документов о своем контрагенте, знают, насколько объемную информацию они порой запрашивают и как непросто в чрезвычайно сжатые сроки, ограниченные 5 днями, выполнить указания.

ВАЖНО! Если вы получили требование о предоставлении документов по встречке в период с 01 марта по 31 мая 2020 года, срок их представления продлен на 20 рабочих дней (письмо Минфина России от 15.04.2020 № 03-02-08/29938).

В связи с нерабочими днями, объявленными президентом из-за расространения коронавирусой инфекции, налоговики приостановили все налоговые проверки. Эксперты КонсультантПлюс подготовили Готовое решение с разъяснениями о том, какие проверки приостановлены и когда они будут возобновлены. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Однако как бы объемен ни был запрос, игнорировать требования инспекторов нельзя. За неисполнение данной обязанности провинившемуся, как указывается в требованиях, грозит ответственность в виде штрафа. По какой статье и за что можно оштрафовать нерадивого налогоплательщика при встречных проверках? Вопросы очень непростые. Давайте разбираться.

Какая за это бывает ответственность

НК РФ содержит следующие основания, по которым можно оштрафовать лицо, не ответившее (или ответившее не должным образом) на требование о представлении документов:

  • Ст. 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».
  • Ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».

Ответственность по п. 1 ст. 126 применима, если нарушение не относится к предусмотренным в НК РФ:

  • ст. 119 (ненаправление в ФНС налоговой декларации);
  • ст. 129.4 (незаконное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление недостоверных сведений о них);
  • ст. 129.6 (непредставление сведений об участии в иностранных организациях);
  • п. 1.1 ст. 126 (непредставление отчетности контролируемой иностранной компании);
  • п. 1.2 ст. 126 (неподача ежеквартального расчета по НДФЛ).

Ненаправление в ФНС в установленный законом срок документации и (или) иных предусмотренных законом данных по п. 1 ст. 126 НК РФ наказывается штрафом в размере 200 руб. за каждый непереданный документ.

По п. 2 ст. 126 НК РФ лицо, отказавшееся направить инспекторам необходимые документы о налогоплательщике или каким-либо другим образом уклоняющееся от этой обязанности (или же направившее бумаги с заведомо неверными данными), будет оштрафовано на 10 000 (фирмы, ИП) или на 1 000 руб. (физлица, кроме ИП). При этом нарушение не должно соответствовать ст. 126.1 (представление документов с недостоверными сведениями) и 135.1 НК РФ (ненаправление банком справок по счетам).

Ст. 129.1 НК РФ также содержит 4 пункта:

  • Пп. 1 и 2 касаются незаконного несообщения (а также сообщения позже установленного срока) провинившимся лицом предусмотренных законом данных, что наказывается наложением штрафа в размере 5 000 руб. (если нарушение единичное) или 20 000 руб. (если нарушение повторяется в течение календарного года). При этом нарушения не должны подпадать под ст. 126 НК РФ.
  • П. 2.1 относится к иностранным организациям, имеющим недвижимое имущество на территории РФ и обязанным сообщать в ИФНС данные о своих участниках.
  • П. 3 предусматривает ответственность для физлиц, не сообщивших налоговому органу данные об имеющихся у них объектах налогообложения (недвижимости и транспорте) при неполучении уведомления об уплате налога.

Таким образом, применимых статей две, причем их формулировки некоторым образом похожи, а вот ответственность по ним совершенно разная.

Какие обстоятельства считаются смягчающими штраф за непредставление документов по встречке зазъяснил С. В. Разгулин, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Так какая же статья при встречке — 126 или 129.1?

Проведем небольшой эксперимент. Представим, что вам поступило требование о представлении документации по контрагенту, у которого проходит выездная проверка.

О том, какие бумаги могут быть запрошены в рамках «встречек», читайте в статье «У контрагента налоговики могут запросить любые документы».

Всего было запрошено 500 документов — 250 счетов-фактур и накладные к ним. Вы направили их инспекторам не вовремя. На какую сумму вас оштрафуют? На 5000, 10 000, а может, и на все 100 000 руб.?

Согласитесь, есть над чем подумать. Ведь разница в размерах колоссальная. Причем последняя сумма (штраф 100 000 руб. и даже больше) совершенно реальна: как мы смогли удостовериться, 100 000 руб. — это всего лишь 500 «опоздавших» документов по 200 руб. А если документы проверяют в рамках выездной проверки за несколько лет, большое количество запрашиваемых бумаг — обычная практика. Так что давайте разбираться.

Согласно п. 4 ст. 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки» проверяемое лицо, отказавшееся направить в ФНС запрашиваемую документацию в ходе налоговой ревизии или направившее ее налоговикам позже установленного НК РФ срока, считается нарушителем, которому придется отвечать по ст. 126 НК РФ.

Если же мы обратимся к п. 6 ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках», то увидим следующую формулировку: отказ лица от направления в ФНС истребуемых в ходе налоговой ревизии бумаг или направление их с нарушением сроков квалифицируется в качестве нарушения, влекущего наложение санкций по ст. 126 НК РФ. Незаконное несообщение (или сообщение с нарушением срока) требуемой информации также считается нарушением, отвечать за которое придется по ст. 129.1 НК РФ.

Анализируя формулировки данных статей, можно сделать однозначный вывод, что истребование документации в рамках ст. 93 НК РФ относится только к случаям, когда ее запрашивают у налогоплательщика, которого непосредственно проверяют. Формулировка же ст. 93.1 НК РФ указывает на ситуации, когда бумаги запрашивают не у проверяемого лица, а у того, кто имеет какую-либо информацию о проверяемом или конкретной сделке. А это как раз и есть встречные проверки.

Отсюда следует, что за непредставленную для встречки информацию штрафуют по ст. 129.1 НК РФ на сумму от 5000 до 20 000 руб., а за документы — по ст. 126 НК РФ, но вот по какому пункту? Читаем статью и становится понятно, что ответственность при «встречках» может наступить только по п. 2 (это 10 000 руб. штрафа), но никак не по п. 1, поскольку именно в п. 2 этой статьи говорится о запросах данных о плательщике. Что касается п. 1 ст. 126 НК РФ, он применим в том случае, если документы запрашивались непосредственно у самого проверяемого лица. Так что штрафа, рассчитанного исходя из 200 руб. за документ, при «встречках», конечно же, быть не может.

О мнении главного налогового ведомства смотрите в нашем материале «ФНС рассказала, как штрафуют за непредставление документов по «встречкам»».

О том, как проводятся «встречки», читайте в статье «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Итоги

Если налогоплательщик по каким-либо причинам вовремя не исполнил (или не смог исполнить) требование о представлении документов в рамках «встречки», ему не следует спешить с уплатой предъявленного в этой связи штрафа. Нужно внимательно изучить сложившуюся ситуацию и постараться правильно ее квалифицировать. Возможно, размер штрафа удастся уменьшить в разы.

Также лучше не забывать следующее: если запрос налоговиков очень объемен и подготовить документы для встречной налоговой проверки в отведенные законом 5 дней нереально, всегда есть возможность письменно попросить инспекторов увеличить срок сдачи документации (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Однако нужно помнить, что продление срока — это право налоговиков, но не обязанность.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ответственность за непредставление документов по требованию

В Налоговом кодексе есть два основания, по которым можно оштрафовать фирму, не ответившую на требование ИФНС о представлении документов:

  1. Статья 126 НК РФ «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».
  2. Статья 129.1 НК РФ «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».

Как проходит встречная проверка

Читать далее…

За что накажут по статье 126 НК РФ

За непредставление по запросу инспекции документов фирму накажут по пункту 1 статьи 126 НК РФ — 200 рублей за каждый непереданный документ.

А вот за отказ представить по запросу инспекции документы по контрагенту ей грозит более солидный штраф – 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ). Такое же наказание предусмотрено и за несвоевременное представление, уклонение от представления или представление документов с недостоверными сведениями. Физлицо (не ИП) оштрафуют на меньшую сумму — 1000 рублей.

За что накажут по статье 129.1 НК РФ

За неправомерное несообщение информации о контрагенте с организации взыщут штраф по статье 129.1 НК РФ в размере 5000 рублей. При повторном нарушении в течение календарного года штраф возрастет в разы и составит 20 000 рублей.

Получается, что статей за игнорирование требований налоговиков две, причем их формулировки некоторым образом похожи, а вот ответственность по ним совершенно разная. Как говорится, «найди десять отличий». Что ж, давайте искать.

По какой статье оштрафуют при встречной проверке?

Допустим, вам поступило требование о представлении документов по вашему контрагенту, у которого проходит выездная проверка.

У вас запросили 500 документов за несколько лет. Вы направили их в ИФНС с опозданием. На какую сумму вас оштрафуют? На 5000, 10 000, или 100 000 рублей?

Как видим, разница в размерах штрафов огромная. Причем штраф в размере 100 000 рублей совершенно реален — это всего лишь 500 опоздавших документов по 200 рублей за каждый. Снова обратимся к Налоговому кодексу.

Если проверяемая фирма отказалась направить в инспекцию запрашиваемые документы в ходе налоговой проверки или направила их с опозданием, ей придется отвечать по статье 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Если же фирма не сообщила или сообщила с опозданием затребованную информацию о проверяемом лице или конкретной сделке, последует наказание по статье 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). А это как раз и есть встречные проверки.

Налоговики проводят встречную проверку у вас

Читать далее…

Вывод очевиден: за непредставленную для встречной проверки информацию оштрафуют по статье 129.1 НК РФ – от 5000 до 20 000 рублей. А вот за непредставленные документы — по пункту 2 статьи 126 НК РФ — это 10 000 рублей штрафа.

Что касается пункта 1 статьи 126 НК РФ, то его применяют в том случае, если документы запрашивались непосредственно у самого проверяемого лица. Поэтому штрафа, рассчитанного исходя из 200 рублей за документ, при «встречках» быть не может.

Налоговики проводят встречную проверку у вашего партнера

Читать далее…

Как продлить срок сдачи документов

Если вы не можете представить нужные бумаги в срок, попросите налоговиков дать вам больше времени. Тем более, что это не запрещено законодательством.

Пункт 5 статьи 93.1 Налогового кодекса позволяет ходатайствовать перед инспекцией о продлении срока подачи запрашиваемых документов. Разумеется, если у вас есть уважительные причины для этого. Это могут быть болезнь, командировка и даже отпуск главного бухгалтера.

И еще один совет. Если вы все-таки опоздали с подачей документов, не спешите с уплатой предъявленного вам штрафа. Лучше внимательно изучите сложившуюся ситуацию и постарайтесь правильно ее квалифицировать. Возможно, размер штрафа удастся уменьшить в несколько раз.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Налоговая ответственность по итогам проверки

Какие документы могут проверить налоговики

Нарушение порядка представления документов по требованию

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Все, что необходимо бухгалтеру для ведения бухучета. Найдется все.

Подключить бератор

Несвоевременный ответ на требование налогового органа

Цитата (rushospt):Добрый день!
Несвоевременно ответили на сообщение с требованием предоставления пояснений по НДС за 1 квартал 2015 года (так называемое «автотребование»), так как в нарушение п. 5.1 ст 23 НК не получили его вовремя по ТКС. (ООО)
Сумма налога не была занижена, неверно проставили коды операций в книге покупок.
По какой статье налоговый орган будет трактовать данное нарушение? п. 1 ст. 126 Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, так как данные ошибки выявлены во время камеральной проверки, которая является мероприятием налогового контроля или по п. 1 ст. 129.1 Неправомерное несообщение сведений налоговому органу? Суммы штрафа соответственно 200 р и 5 000 р.
Заранее спасибо. Здравствуйте. Формально ответственности за непредставление (несвоевременное представление) письменных пояснений Налоговый кодекс РФ не предусматривает (ст. 88 НК РФ).
Но налоговики, как правило руководствуются здесь 126 статьей. Поскольку слово сведения здесь упоминается. И все же сумма штрафа исчисляется в количестве непредставленных документов. А в запросе требуют сведения. Тогда как считать сумму штрафа ?
Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 настоящего Кодекса, а также пунктом 1.1 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
1.1. Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100000 рублей.
2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.
А вот применение статьи 129 НК здесь на мой взгляд вообще не правомерно. Вот комментарии к статье:
Комментарий к статье 129.1 Налогового кодекса РФ
Статья 129.1 устанавливает ответственность за несообщение сведений в налоговую инспекцию.
Пункт 1 содержит ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса РФ, и влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
При этом обязанность представления сведений должна быть закреплена в налоговом кодексе РФ, за выявленное нарушение не должна быть предусмотрена ответственность статьей 126 Налогового кодекса РФ.
Так, согласно статье 93.1 Налогового кодекса налоговые органы вправе истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках.
В соответствии с пунктом 3 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации) (пункт 4 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ).
Как указано в пунктах 5 и 6 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Налогового кодекса РФ (пункт 6 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ).
Следует иметь в виду, что истребованные инспекцией документы должны относиться к деятельности проверяемого налогоплательщика. Если, к примеру, запрошенные сведения будут относиться только к деятельности клиента банка-контрагента, то решение налогового органа о привлечении банка к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса РФ будет признано недействительным (см. постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2011 г. № 5355/11).
Объектом характеризуемого налогового правонарушения служат отношения, возникающие в сфере тех или иных форм налогового контроля.
Непосредственный объект – установленный порядок (а также сроки) сообщения в налоговые органы информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций. Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно затрудняет не только осуществление этих функций, но и учет объектов налогообложения, контроль над доходами физических лиц. Оно создает благоприятные условия и для других налоговых правонарушений, а иногда и налоговых преступлений.
Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный допускает неправомерное (т.е. грубое) нарушение норм Налогового кодекса РФ:
а) несообщение налоговому органу сведений.
При этом следует учесть, что:
случаи сообщения неполных сведений (т.е. частичного неисполнения упомянутой обязанности) объективной стороной статьи 129.1 Налогового кодекса РФ не охватываются;
к сведениям, упомянутым в комментируемой статье статьи 129.1 Налогового кодекса РФ, относятся, в частности, данные о регистрации, ликвидации, реорганизации юридического лица;
регистрации индивидуального предпринимателя и о том, что индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность;
выдаче (аннулировании) лицензий;
регистрации граждан по месту жительства;
регистрации фактов рождения или смерти граждан;
регистрации объектов недвижимости, транспортных средств, об их владельцах; сделках, подлежащих нотариальному удостоверению;
другие сведения, прямо предусмотренные в тех или иных нормах Кодекса;
б) несвоевременное представление в налоговый орган упомянутых выше сведений.
При этом следует учесть, что сроки представления тех или иных сведений должны быть прямо установлены в нормах Налогового кодекса РФ.
Примерами могут служить:
десятидневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган об открытии (закрытии) банковского счета;
трехдневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган о принятии решения о реорганизации;
пятидневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган об установлении опеки, попечительства и т.д.
Применяя нормы комментируемой статьи, следует учитывать, что:
а) объективная сторона предусмотренного в ней деяния налицо, если отсутствуют признаки налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 126 Налогового кодекса РФ;
б) в качестве квалифицирующего (т.е. отягчающего вину ответственность виновного) обстоятельства пункт 2 комментируемой статьи устанавливает повторность деяния.
В данном случае имеется в виду период с 1 января по 31 декабря года, когда было совершено первое налоговое правонарушение, а не двенадцать календарных месяцев с момента его совершения.
Субъектом анализируемого налогового правонарушения могут быть как организации, так и физические лица.
Привлечение организации к ответственности по статье 129.1 не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции, при наличии соответствующих оснований, от уголовной, административной либо иной установленной законом ответственности.
Пункт 2 предусматривает ответственность за те же деяния, но совершенные повторно в течение календарного года, и влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.
Размер штрафа может быть уменьшен или увеличен по правилам статьи 112 Налогового кодекса РФ и пунктам 3, 4 статьи 114 Налогового кодекса РФ.
Пункт 2.1 комментируемой статьи устанавливает ответственность для иностранных организаций.
Они обязаны сообщать в налоговую инспекцию по местонахождению недвижимости сведения об участниках этой организации. Если иностранная организация не выполнит такую обязанность, то ей придется заплатить штраф в размере 100 процентов от суммы налога на имущество с недвижимости.
При этом налоговые инспекторы рассчитают штраф пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены. А если долю определить невозможно, то пропорционально количеству участников.
Книга Комментарии к НК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *