Некорректное поведение

«Ноль за поведение» – первый игровой фильм документалиста Жана Виго, задавший своеобразную планку для фильмов о детях в западном кино. К нему уходят корни «Общества мёртвых поэтов», современных «Хористов», даже дебюта Франсуа Трюффо «Четыреста ударов», хоть Трюффо и был одним из тех, кто протестовал против поэтического реализма – с его отвлечёнными мечтаниями и беззастенчивой романтикой. В эстетическом плане праздник жизни, карнавальное восприятие мира, если пользоваться термином литературоведа Михаила Бахтина, унаследовали Федерико Феллини и Эмир Кустурица, не раз признававшиеся в любви к искусству Виго.

Фильм повествует о молодом воспитателе Юбере, который приехал в частную школу для мальчиков. Царящие в школе строгие порядки не нравятся не только новым ученикам, но и Юберу, чьи методы воспитания отличаются от здешних. Он видит в шалостях детей энергию жизни и старается не лишать их детства. Постепенно учащиеся, подбиваемые четырьмя новыми ребятами, восстают против ханжеских порядков во имя свободы – для себя и других.

Для современного зрителя мир Виго, конечно, будет подобен волшебному фонарю, найденному на пыльном чердаке. В то же время чёрно-белое кино в гораздо меньшей степени подвержено старению, а потому романтически настроенные натуры непременно оценят усилия выдающегося мастера по превращению окружающей действительности в сказку, мечту.

Ноль за поведение – это двойка, если переводить на нашу систему оценок. Для воспитанников частной школы это означает, что их не отпустят домой на выходные. Но дети есть дети, оттого им необходимо иногда пошалить, а любовь к порядку воспринимается как посягательство на их свободу. Молодой воспитатель Юбер – единственный, кто их понимает, оттого и любим ими, так как его принимают за своего. Он может играть с детьми в мяч, даже подражать образу Маленького бродяги и не видеть большой крамолы в том, что дети познают мир посредством игры.

В связи с этим можно вспомнить концепцию человека играющего Йохана Хёйзинга, где знаменитый культуролог размышляет о соотношении культуры и игры. Игра, по его мнению, древнее культуры, и, более того, самой культуре присущ игровой элемент. И взрослые играют, только не так открыто, как дети. Выдуманные правила колледжа – такая же игра, условия которой поневоле должны принимать те, кто поступает туда учиться. Педагоги во главе с директором-карликом (его образ явно отсылает к сказке Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер») строго блюдут следование воспитанников всем правилам их заведения. Вот только они не учли, что истинная игра предполагает свободу, а правила должны приниматься всеми участниками игры добровольно. Дети, сами того не ведая, поднимают восстание именно ради того, чтобы сохранить свою личность. Ведь все люди непохожи и не стоит всех поголовно превращать в роботов.

К «Нолю за поведение» восходят так или иначе многие фильмы, где авторы поднимали тему бунта героев против системы. Один из наиболее ярких примеров – трагикомедия Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки». Но Виго, признавая право за детьми на отстаивание своей точки зрения, видит в этом всё-таки детскую шалость, к которой не могут снисходительно относиться лишь серьёзные взрослые. Воспитатели, кроме Юбера, боятся директора, а он держит в страхе весь колледж. Но его наполеоновское эго комически сочетается с маленьким ростом. Он больше похож на серьёзного ребёнка с окладистой бородой, так что кажется, что цель директора превратить и всех воспитанников в копии себя. При желании, конечно, можно воспринять «Ноль за поведение» и в качестве эсхатологической притчи о бунте людей против основ мироздания, как, например, в «Репетиции оркестра» Федерико Феллини.

Но Виго всё-таки не философ, а, прежде всего, поэт. Он сочувствует устремлениям учащихся, в то же время вполне стоически воспринимая вечную дилемму отцов и детей. Не нужно навязывать нравственность, а необходимо правильно подводить к ней. Усвоенная палочной дисциплиной мораль шаткая и вполне замещается пламенной доктриной. Не зря люди прошлого говорили, что революция вышла из семинарий. Вот и Луис Бунюэль, к примеру, современник Виго по французскому кинопроцессу, учился в иезуитском колледже, и такое схоластическое учение сделало его неисправимым атеистом и провокатором, а его «Золотой век», снятый чуть раньше, шокировал благонравную общественность настолько, что был запрещён на 50 лет. Впрочем, и игровой дебют Виго столкнулся с цензурой.

Жан Виго показывает мир глазами детей, а потому неизбежно где-то выходит за рамки тогдашней строгой морали. Кому-то наверняка был неприятен бунт против общества, пусть и сглаженный мягким юмором и лирической тональностью. Кинематограф Жана Виго на самом-то деле просто опережал своё время, и великий романтик так и не увидел ни рождённого им поэтического реализма, ни того огромного влияния, которое оказали его скромные фильмы на мировое кино.

В отличие от авангарда Бунюэля, как бы специально усложняющего доступ зрителя к пониманию образов, кино Виго вполне простое по своей сути. Жизнь есть мечта, грёза, сновидение. Постановщик умиляется светлым устремлениям героев и не желает впускать суровую предвоенную действительность в мир простых человеческих чувств. Для него эскапизм – это метод, а преображение действительности в некий романтически идеальный мир не потворство массовому зрителю, а защита от ненастья жизни. Пусть герои мечтают и шалят – в этом ведь нет ничего плохого. Ведь и жизнь – это игра со смертью, где на кону всегда чья-то душа. И не вина Виго, что против его мироощущения, безусловно, по-своему необходимого в послевоенные годы, позднее подняли бунт с пиратским флагом, по типу расшалившихся детей Виго, такая же четвёрка не желающих снимать как все режиссёров. А Ги Дебор и вовсе заявил, что жизнь намного интереснее всякого кино.

«Закрепляется норма по снижению нормативной учебной нагрузки с 18 на 16 часов для организаций среднего образования с 1 сентября 2021 года, нарушение педагогами норм педагогической этики приравнивается к дисциплинарным проступкам, влекущим дисциплинарную ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом, а не административным, как было ранее», — рассказал о поправках, внесенных депутатами мажилисмен Абдиманап Бектурганов.

Также парламентарии ввели норму, предусматривающую вознаграждение педагогу в размере трех должностных окладов, если он подготовил победителя, призера международных олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований. Кроме того, устанавливается единовременная выплата в размере 1000 МРП педагогу, награжденному почетным званием «Заслуженный учитель Казахстана», за степень магистра устанавливает дополнительная выплата в размере 10 МРП, причем ее могут получить также педагоги государственных организаций образования в области физкультуры и спорта и военных учебных заведений. Проектом закона устанавливается гарантия для педагогов, работающих в сельской местности, на предоставление им в приоритетном порядке земельных участков под ИЖС. Депутаты уточнили права педагога на уважительное отношение к профессии и надлежащее поведение со стороны обучающихся воспитанников и их родителей или законных представителей.

Вместе с тем исключен институт подтверждения соответствия и присвоения квалификации педагогов, впервые приступивших к профдеятельности, «в связи с недостаточной проработкой механизмов его реализации».

«Исключаются меры, имеющие взаимоисключающие или дублирующие положения. Например, установление запрета на привлечение учителя к несвойственным функциям. В то же время обязывающие их содействовать социальному, культурному и экономическому развитию общества», — пояснил Бектурганов.

Более подробно о нормах нового законопроекта Vласть писала ранее:

Законопроект, повышающий статус педагога, в первом чтении одобрил мажилис

Что такое должностная инструкция

Должностная инструкция (далее также — ДИ) представляет собой внутренний документ юрлица, который имеет организационный и распорядительный характер и призван конкретизировать трудовую функцию работников.

Обратите внимание! Несмотря на то что законодательство не требует в обязательном порядке оформлять ДИ, работодатели не ограничиваются указанием трудовой функции в соглашении с работниками и по возможности изготавливают ДИ, чтобы максимально упорядочить отношения с сотрудниками в части выполняемых ими видов работ, замещаемой должности (профессии).

Роструд в разъяснениях подчеркивает важность этого документа для трудовых правоотношений, очерчивает предмет ДИ и дает рекомендации по ее оформлению.

В частности, подчеркивается, что порядок оформления таких инструкций в НПА четко не определен, поэтому это внутренний вопрос юрлица. Кроме того, ДИ можно подготовить в виде отдельного документа или оформить как приложение к трудовому соглашению (письмо Роструда 31.10.2007 № 4412-6).

Предметом ДИ является трудовая функция, что и определяет набор ее условий:

  • указание на трудовую функцию лица;
  • права и обязанности работника;
  • границы его ответственности;
  • требования к квалификации, необходимой для выполнения работы.

Образец оформления ДИ можно найти в статье Должностная инструкция главного бухгалтера ООО (образец).

Нарушение должностной инструкции как дисциплинарный проступок

Как уже было отмечено, в ДИ описывается функционал работника, перечисляются его трудовые обязанности.

В свою очередь, неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей при наличии вины работника является дисциплинарным проступком и предусматривает возможность применения к нему дисциплинарных взысканий. К мерам дисциплинарной ответственности по общему правилу относятся:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по определенным основаниям.

Помимо общих взысканий, существуют некоторые специальные их виды, предусмотренные в федеральных законах, уставах и положениях о дисциплинарной ответственности для отдельных категорий работающих граждан (ст. 192 ТК РФ).

В качестве примера приведем положения ст. 50 закона «О службе в органах внутренних дел…» от 30.11.2011 № 342-ФЗ. Для сотрудников органов внутренних дел предусмотрены дополнительные взыскания в виде:

  • строгого выговора;
  • предупреждения о неполном служебном соответствии;
  • перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел.

Так, к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии был привлечен сотрудник уголовно-исполнительной системы за несоблюдение пункта ДИ о регулярных обходах на режимном объекте (решение Фрунзенского райсуда г. Иваново от 02.02.2016 по делу № 2-108/2016).

Вывод! Итак, нарушение должностной инструкции ответственность влечет по ТК РФ, т. е. дисциплинарную, самым строгим взысканием в рамках которой является увольнение.

Ответственность за несоблюдение должностной инструкции в виде увольнения по соответствующим статьям ТК РФ

ТК РФ перечисляет случаи несоблюдения требований, прописанных в ДИ, которые повлекут взыскание в виде увольнения (ст. 192).

При этом разделяются случаи неисполнения обязанностей по работе, случаи нарушения таких обязанностей, а также некоторые специальные основания прекращения трудового соглашения.

К основаниям увольнения как вида взыскания относят следующие нормы из ч. 1 ст. 81 ТК РФ:

  • неисполнение трудовых обязанностей (функционала) неоднократно, без уважительных причин и при наличии взыскания по ТК РФ (п. 5);
  • грубое нарушение функционала, совершенное единожды сотрудником (п. 6)
  • грубое нарушение функционала, совершенное единожды руководителем (замом) юрлица или обособленного подразделения (ОП) (п. 10);
  • необоснованное решение руководителя юрлица или ОП, его зама и главбуха, приведшее к ущербу для юрлица (п. 9);
  • вызывающие недоверие у работодателя действия сотрудника, который обслуживает материальные ценности (п. 7);
  • сокрытие определенного перечня сведений или действия, способствующие конфликту интересов, если это привело к утрате доверия к сотруднику со стороны администрации (п. 7.1);
  • несовместимый с работой аморальный поступок сотрудника, имеющего обязанности по воспитанию (п. 8).

А также нормы иных статей ТК РФ:

  • грубое нарушение педработником устава образовательной организации второй раз за год (ст. 336);
  • дисквалификация спортсмена на полгода и более, а также несоблюдение им антидопинговых норм (ст. 348.11).

Прекращение трудовых отношений из-за неисполнения трудовых обязанностей

Подробнее рассмотрим такой случай несоблюдения ДИ, как неисполнение функционала работником, повлекшее прекращение трудовых отношений по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Неисполнением трудовых обязанностей по смыслу этой нормы следует считать не только неисполнение, но и исполнение их ненадлежащим образом, как то: несоблюдение законодательства, трудового соглашения и самой должностной инструкции (п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2):

  • отсутствие на работе;
  • отказ от выполнения работы;
  • отказ от обязательного медосвидетельствования и спецобучения.

Важно! При этом, как и в случаях с другими видами взысканий по ТК РФ, обязательно наличие вины гражданина. Так, при рассмотрении дела суд сделал вывод, что нарушение сроков заключения муниципальных контрактов руководителем казенного учреждения само по себе не свидетельствует о вине гражданина и, соответственно, не влечет расторжение ТД (апелляционное определение суда ХМАО от 04.10.2016 по делу № 33-7596/2016).

Наличие вины предполагает также и то, что сотрудник был заранее под подпись ознакомлен с ДИ, если она была изготовлена как отдельный документ, или то, что достигнуто письменное соглашение между сторонами ТД по пунктам ДИ, изменениям в нее, если ДИ оформлена как приложение к ТД или допсоглашение к нему.

О других случаях прекращения ТД можно узнать из статьи «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя».

Иные виды ответственности за несоблюдение должностной инструкции

Выполнение работниками своих трудовых обязанностей может быть непосредственно связано с общественными отношениями, находящимися под защитой уголовного и административного законодательства.

Обратите внимание! В случаях, когда нарушения должностной инструкции приводят к посягательству на вышеуказанные объекты правовой охраны, виновное лицо привлекается к уголовной или административной ответственности.

В качестве примера можно привести следующие составы правонарушений:

  • ст. 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны»;
  • ст.160 УК РФ «Присвоение или растрата»;
  • ст. 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации»;
  • ст. 7.17 КоАП РФ «Уничтожение или повреждение чужого имущества»;
  • ст. 8.16 КоАП РФ «Невыполнение правил ведения судовых документов» и т. д.

Кроме того, если несоблюдение работником ДИ привело к причинению прямого действительного ущерба организации, виновное лицо обязано возместить такой ущерб в рамках материальной ответственности по ТК РФ (гл. 39).

Работник нарушил должностную инструкцию — что делать

Поскольку, как рассказали выше, нарушение должностной инструкции — это дисципиланрное нарушение, то работодатель вправе привлечь работника к ответственности. Можно объявить выговор или, если тяжесть проступка это позволяет, согласно ТК РФ — уволить работника.

Для применения взыскания, необходимо правильно все оформить:

  • подтвердить факт нарушения инструкции (объяснительные от работника, его непосредственного руководителя, должностного лица, зафиксировавшего правонарушение, записи камер наблюдения), составить на основании пдобранных материалов акт о нарушении должностной инструкции;
  • если работник не пишет объяснительные и отказывает подписать акт о нарушении, составьте с участием других работников акты об отказе объяснений и об отказе от подписи;
  • подготовьте приказ о дисциплинарном взыскании (приказ подписывает руководитель организации, а работник знакомится с приказом под роспись, отказ от подписи оформялется аналогично — актом с подписями других работников).

***

Итак, в статье были рассмотрены основные аспекты ответственности за несоблюдение должностной инструкции сотрудниками организаций. Такая инструкция является важным внутренним документом юрлица, который очерчивает и детализирует функционал работника в конкретной профессии (должности), определяет круг его трудовых обязанностей. Нарушение работником ДИ, точнее предусмотренных в ней обязанностей, является дисциплинарным проступком, за который предусмотрены различные виды взысканий, вплоть до прекращения трудовых отношений. Кроме того, следует помнить об иных видах ответственности за несоблюдение ДИ: материальной, административной, уголовной.

Воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности
Поведение людей в обществе регламентируется определенными правилами. Подчинение членов общества установленному порядку называется дисциплиной.
Школьная дисциплина отражает отношения между людьми данного общества. Школьная дисциплина в условиях нашего общества не является чем-то обособленным от складывающихся в обществе отношений. Основные черты социалистической дисциплины: нравственный и политический характер, сознательность — определяют направление, содержание и методику воспитательной работы школы. С учетом этих черт учитель стремится не к выработке простого послушания, а к развитию активности и самостоятельности учащихся. Он добивается также, чтобы дисциплинированность учащихся была составной частью их характера, а не просто чисто внешней привычкой к соблюдению некоторых правил.
Школа стремится к тому, чтобы учащиеся глубоко осознали суть дисциплинарных требований советского общества, и поэтому ведет систематическую работу по разъяснению сущности дисциплины.
Для ориентировки в воспитательной работе учителю полезно не только знать особенности школьной дисциплины, но и иметь определенное представление о том, какого человека в нашем обществе мы можем назвать в полном смысле слова дисциплинированным. Такое представление было сформулировано А. С. Макаренко. Он писал, что в советском обществе дисциплинированным человеком называют такого, который всегда сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества.
Жизнь оказалась самым строгим и беспристрастным судьей в оценке результатов советской системы воспитания. Советские люди, оказавшись лицом к лицу с огромной, хорошо подготовленной и вооруженной фашистской армией в годы Великой Отечественной войны, показали высокую дисциплинированность и организованность. Они в самых, казалось бы, невероятных условиях (в глубоком тылу противника, в мрачных
гитлеровских концентрационных лагерях) умели выбирать правильную линию поведения, наиболее полезную для общества.
Дисциплинированность является сложной чертой личности. Процесс ее формирования является комплексным, он требует длительной работы, воли и настойчивости со стороны воспитателей, определенных усилий со стороны воспитанников. В детском возрасте дисциплинированность может иметь разные уровни в своем становлении: от временного проявления до устойчивого качества личности. Школьник может проявлять дисциплинированность под влиянием временных мотивов: интереса к деятельности, авторитета взрослого, боязни наказания. В данном и аналогичных случаях ребенок проявляет дисциплинированность до тех пор, пока действует тот или иной мотив. Устойчивое дисциплинированное поведение регулируется действием воли. Сильное влияние на формирование дисциплинированности как устойчивой черты личности оказывают такие волевые черты, как настойчивость, инициатива и самостоятельность, сдержанность, организованность. Наоборот, леность, лживость, нерешительность и неуверенность как показатели слабого волевого развития препятствуют формированию дисциплинированности. Советская педагогика рассматривает воспитание дисциплинированности и волевое развитие в качестве единого процесса становления дисциплинированного человека.
ОСНОВЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Перед началом своей самостоятельной работы молодой учитель испытывает немало волнений. Больше всего его беспокоит, сможет ли он добиться хорошей дисциплины учащихся, так необходимой для успешного обучения. Эти тревоги и волнения не напрасны, так как в период педагогической практики в училище учащиеся проводят свои пробные уроки, как правило, в присутствии учителя и руководителей практики.
Как же добиться того, чтобы с первых шагов обучения в классе была необходимая дисциплина?
В процессе длительной повседневном работы с детьми каждый учитель вырабатывает и постепенно совершенствуст свою систему воспитания
сознательной дисциплины. Но при всем своеобразии система воспитания дисциплины основывается на некоторых общих положениях, вытекающих из сущности социалистической дисциплины. Эти основы должны быть хорошо усвоены и осмыслены начинающим учителем, прежде чем он войдет в класс на свой первый самостоятельный урок.
Прежде всего необходимо понять, что советская педагогика рассматривает дисциплину как результат всей воспитательном работы школы, а не только каких-то специально дисциплинарных мер.
«Советский дисциплинированный гражданин может быть воспитан только всей суммой правильных влияний, среди которых самое видное место должны занимать: широкое политическое воспитание, общее образование, книга, газета, труд, общественная работа и даже такие как будто второстепенные вещи, как игра, развлечение, отдых. Только в совместном действии всех этих влияний может быть проведено правильное воспитание, и только в результате его может получиться настоящий дисциплинированный гражданин социалистического общества».
Учитель сможет добиться успеха в воспитании сознательной дисциплины у учащихся, если он до деталей продумает всю организацию жизни детей, свое собственное поведение, свои взаимоотношения с учащимися.
Новый, советский человек воспитывается в борьбе за интересы общества. Поэтому все воспитание, в том числе и воспитание дисциплинированности, должно осуществляться в ходе активной и разносторонней деятельности коллектива, в борьбе за реализацию его целей.
Дисциплинированные, активные, высокосознательные люди могут быть воспитаны в тех школах, где коллектив детей напряженно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места расхлябанности и недисциплинированности. В таких школах сами учащиеся и прежде всего их актив влияют на отдельных недисциплинированных детей, так как недисциплинированность нарушает принятый ритм жизни коллектива. Каждый ученик это хорошо понимает и подчиняется требованиям коллектива.
Педагогические коллективы таких школ стремятся превратить каждый класс в ячейку общешкольного коллектива, используя шефство старших над младшими, совместное выполнение учебных и трудовых дел, совместный отдых, подготовку к праздникам, занятия спортом.
Учителю важно также понять свою роль и уровень собственной активности в воспитании сознательной дисциплины.
Необходимо иметь в виду, что если система работы учителя рассчитана на активность педагога и слепое послушание детей, то с помощью такой системы сознательной дисциплины воспитать нельзя. Являясь проводником дисциплины среди учащихся, педагог стремится развить активность коллектива и опирается на коллектив во всей работе по воспитанию дисциплины. В работе по воспитанию сознательной дисциплины учителю важно видеть и учитывать результаты своего труда. Он может сделать это, если будет знать показатели дисциплины в коллективе учащихся. Такими показателями педагогика считает: наличие верных представлений и понятий у детей в необходимости дисциплины, выполнение школьниками требований дисциплины, развитие самоконтроля за поведением, активная борьба с факсами недисциплинированного поведения.
Воспитание сознательной дисциплины в деятельности. Важнейшее значение в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной деятельности учащихся. Учебная работа на уроке протекает в значительной степени как работа коллективная, поэтому именно на уроке могут быть воспитаны сознательность, организованность и дисциплинированность.
Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие школьников во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, секций, ученик берет на себя определенные обязательства, приучается планировать свое время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений. Привычка к саморегулированию, приобретенная в ходе занятий любимым делом, может оказать благотворное влияние на всю личность школьника. Важное место в воспитании дисциплинированности занимает общественно полезный труд учащихся. Трудовая деятельность имеет общую для всех
детей цель, требует слаженности, точного выполнения своих обязанностей каждым, высокой организованности. Эти черты трудовой деятельности сближают ее с учебной, и таким образом, качества, формируемые в учебной и трудовой деятельности, взаимодополняют друг друга, углубляются, совершенствуются. В советской школе с успехом используется система привлечения коллектива к организации дисциплины. Одной из форм такого привлечения является организация дежурства детей в классе и школе. Опыт А. С. Макаренко, а также практика работы лучших школ показали, что дежурство окажет большое влияние на учащихся, если дежурные будут выступать как уполномоченные коллектива, ответственные за выполнение единых требований в школе, если они будут наделены необходимыми правами, а также в том случае, если им будет предоставлена известная самостоятельность при выполнении их обязанностей.
Трудовая, общественно полезная деятельность имеет большое значение не только в формировании навыков и привычек, но и благородных мотивов, которые побуждают школьника нести себя в соответствии с требованиями дисциплины. Воспитательное значение режима. Разносторонняя деятельность детей должна быть определенным образом организована. Большое значение в организации жизни и деятельности принадлежит режиму. Режим — важный метод формирования многих нравственных качеств. Особенно велико его значение в воспитании сознательной дисциплины у школьников. Многие педагоги прошлого указывали на огромное воспитательное значение режима.
Длительное, постоянно повторяющееся воздействие на организм определенных раздражителей создает в коре больших полушарий головного мозга устойчивую систему условнорефлекторных связей, названную И. П. Павловым динамическим стереотипом. Для формирования такой системы устойчивых связей и необходимо систематическое упражнение человека в выполнении тех или иных действий. Такую возможность дает режим. В педагогическом понимании режим включает в себя систему гигиенических требований, а также систему дисциплинарных и моральных требований, которые устанавливаются в зависимости от цели воспитательной работы. Привычка вовремя вставать, вовремя ложиться спать, в определенное время выполнять домашние задания — все это важные привычки, которые являются основой дисциплины. Но задача состоит в том, чтобы выработать
целую систему привычек, например правильного поведения на уроке, в свободное время, в общественных местах и т. д. Для этого необходимо соблюдать в школе единые педагогические требования.
Особенно велико значение точного режима в воспитании младших школьников. Они принимают требования режима без особых рассуждений и проявляют стремление к неуклонному их выполнению. При условии тщательного совместного контроля со стороны учителя и родителей режим может прочно утвердиться в жизни ребенка и стать важным средством воспитания дисциплинированности.
Роль требования и разъяснения в воспитании дисциплины. Стоит внимательнее присмотреться к работе учителя на уроке, на внеклассном занятии, в повседневном общении с детьми, и мы заметим, какое большое значение в воспитании занимает педагогическое требование. В первые годы жизни ребенка оно направляет его разностороннюю деятельность, а с началом систематического обучения роль разнообразных требований еще больше возрастает. Без систематических, строго продуманных требований педагога нельзя себе представить организацию учебной, трудовой и общественно полезной деятельности детей.
Особенно велика роль требований в начальном периоде работы с детским коллективом. Большинство требований педагога в этот период направлено на формирование дисциплинированного поведения. От их четкости и последовательности педагога в первые дни работы с классом во многом зависит все последующее поведение учащихся. Учитель в дальнейшей работе с классом подкрепляет или лишь частично видоизменяет поведение учащихся. Требования не могут произвольно устанавливаться педагогом. Они должны быть едиными, и каждый учитель руководствуется ими в работе с классом. Характер требований согласуется с Правилами для учащихся. Требования определяют начала дисциплины школьного коллектива и отдельных учащихся. Опыт показывает, что при условии целеустремленности и согласованности в работе педагогический коллектив может добиться уже в течение первой четверти соблюдения учащимися единых требований. Но эта работа проводится в определенной системе. В слабо организованном коллективе лучше вводить требования постепенно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *