Негосударственное образовательное учреждение

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

А. Калденбергер,

магистр учета и аудита, профессиональный бухгалтер РК, CAP, DipIFR

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В ЧАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Бухгалтерский учет

Нормативно-правовое регулирование

Учетная политика

Производственный учет (учет затрат на оказание образовательных услуг)

Распределение накладных расходов

Бухгалтерский учет затрат на оказание образовательных услуг

Финансовый учет

Налогообложение (КПН)

Налогообложение (НДС)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Бухгалтерский учет

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Нормативно-правовое регулирование

В целях ведения бухгалтерского учета хозяйствующим субъектам, в том числе частным образовательным учреждениям следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами и другими документами, перечень которых приведен ниже:

— Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

— Приказ Министра финансов РК от 31 января 2013 года № 50 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности» (НСФО);

— Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);

— Международные стандарты финансовой отчетности для предприятий малого и среднего бизнеса (МСФО для МСБ);

— Правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные приказом Министра РК от 31 марта 2015 года № 241;

— Приказ Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов;

— Приказ Министра финансов РК от 23 мая 2007 года № 185 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета»;

— Приказ Министра финансов РК от 28 июня 2017 года № 404 «Об утверждении перечня и форм годовой финансовой отчетности для публикации организациями публичного интереса (кроме финансовых организаций)» и т.д.

Статьей 2 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» определено:

— субъекты малого предпринимательства осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом (НСФО) или международными стандартами (МСФО) или международным стандартом для малого и среднего бизнеса (МСФО для МСБ), по своему выбору;

— субъекты среднего предпринимательства составляют финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса (МСФО для МСБ) или международными стандартами (МСФО), по своему выбору;

— субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами (МСФО).

Понятие различных категорий субъектов предпринимательства (малого, среднего, крупного) установлено статьей 24 Предпринимательского кодекса РК.

Понятие организаций публичного интереса дано в пункте 7 статьи 1 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

Вывод. Таким образом, частные образовательные учреждения осуществляют ведение учета и составление финансовой отчетности в соответствии с НСФО, МСФО или МСФО для МСБ. Стандарт (- ы) определяются в зависимости от того, к какой категории субъекта предпринимательства относится частное образовательное учреждение: малому, среднему или крупному.

Д.В. Куницын — начальник отдела информационно-аналитической работы Межрегиональной инспекции МНС России по Сибирскому федеральному округу
Н.Г. Иванова — заместитель начальника отдела информационно-аналитической работы Межрегиональной инспекции МНС России по Сибирскому федеральному округу

Версия для печати (формат .doc, 99 Kb) —

Повышенный спрос на получение образовательных услуг, в том числе второго образования и другой профессии, повышение квалификации – естественное следствие сложившейся ситуации, когда предложение на рынке труда превышает спрос, а одним из основных требований при приеме на работу является наличие соответствующего профессионального образования.

Содержание образования как один из факторов экономического и социального прогресса общества должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Кроме того, оно должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Организационные основы государственной политики Российской Федерации в области образования формулируются в Федеральной программе развития образования, утверждаемой федеральным законом.

Правовая база образовательной деятельности и системы образования включает значительное количество законодательных и нормативно-правовых актов – это, в частности, Конституция Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации от 01.07.92 г. № 3266-1 «Об образовании». Во исполнение данного Закона принято несколько десятков постановлений Правительства РФ, приказов соответствующих федеральных министерств и ведомств. Кроме того, субъекты Федерации вправе принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие соответствующим федеральным законам.

Задачами законодательства РФ в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан России на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральных органы государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Система образования в Российской Федерации состоит из:

1) преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

2) сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

3) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Виды образования соответствуют общеобразовательным программам, которые определяют содержание образования конкретного уровня и направленности.

В Российской Федерации реализуются общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме – в образовательном учреждении; кроме того – в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с законодательством образовательный процесс, то есть реализацию образовательных программ и (или) содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, осуществляют образовательные учреждения.

Образовательные учреждения являются юридическими лицами. Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение – это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично.

Отметим, что учреждение – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления, которое включает права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 08.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»).

В зависимости от категории учредителя (учредителей) образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Кроме этого негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций: Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ от 12.01.96 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», другими федеральными законами об отдельных формах и видах некоммерческих организаций.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории России – независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Деятельность негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной Законом «Об образовании», регулируется законодательством Российской Федерации.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Федерации, на основании заключения экспертной комиссии.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ), в том числе право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, а также право на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно ст. 39 Закона РФ «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.

Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности.

Образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

Средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

В соответствии со ст. 40 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

В целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации. Характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяются законодательством Российской Федерации.

Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования.

Следует отметить, что по договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.

В соответствии с нормами законодательства образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство и т.д.). Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. Данная деятельность не относится к предпринимательской.

Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

В соответствии со ст. 47 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность.

К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

– реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

– торговля покупными товарами, оборудованием;

– оказание посреднических услуг;

– долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

– приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

– ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.

Кроме этого в своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации о предпринимательской деятельности.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ С УЧЕТОМ СЛОЖИВШЕЙСЯ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

На основании ст. 4 Закона РФ от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» некоммерческие организации, в том числе образовательные, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) бухгалтерская отчетность должна представляться в налоговые органы по месту учета в сроки, установленные законодательством. Согласно ст. 15 Закона РФ «О бухгалтерском учете» некоммерческие организации (за исключением бюджетных) обязаны представлять квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные сроки.

Состав бухгалтерской отчетности, которую должны представлять некоммерческие образовательные организации, указан в п. 4 Приказа Минфина России от 13.01.00 г. № 4Н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В соответствии со ст. 23 НК РФ налоговые декларации представляются налогоплательщиками, в том числе некоммерческими образовательными учреждениями и организациями, при наличии объекта налогообложения, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Сроки представления налоговых деклараций по каждому конкретному налогу установлены налоговым законодательством.

Кроме того, по отношению к физическим лицам некоммерческие образовательные учреждения и организации выступают налоговыми агентами. Поэтому на основании нормы п. 2 ст. 230 НК РФ они обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц соответствующего налогового периода и суммах начисленного и удержанного в этом налоговом периоде налога на доходы физических лиц.

Налогообложение образовательных учреждений имеет свои особенности в связи с тем, что такие учреждения являются некоммерческими и, кроме этого, образовательными, для которых в Законе РФ «Об образовании» дополнительно установлены некоторые нормы.

Как уже говорилось, государственные и негосударственные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги. Налогообложение доходов от оказания таких платных образовательных услуг часто становится причиной многочисленных споров налогоплательщиков с налоговыми органами.

В частности, вопросы возникают при применении Закона РФ «Об образовании» в части признания деятельности образовательных учреждений непредпринимательской и при предоставлении образовательным учреждениям льгот по налогам.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 45, 46 Закона РФ «Об образовании» деятельность по оказанию платных образовательных услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями не является предпринимательской, так как в государственных и муниципальных образовательных учреждениях доход от такой деятельности реинвестируется в данные образовательные учреждения, у некоммерческих – при условии, что доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Кроме основной образовательной деятельности вышеназванные учреждения могут реализовывать и сдавать в аренду основные фонды и имущество, осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием, оказывать посреднические услуги, принимать долевое участие в деятельности других учреждений, приобретать акции, облигации, ценные бумаги, проводить иные внереализационные операции.

Как отмечалось выше, согласно п. 3 ст. 47 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренной уставом этого образовательного учреждения производимой продукции (работ и услуг) относится к предпринимательской лишь в той части, в какой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.

Таким образом, основным признаком непредпринимательской деятельности образовательного учреждения является реинвестирование полученного дохода в образовательный процесс.

В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

Согласно п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам и сборам Налоговым кодексом не предусмотрено, а предусмотрено Законом РФ «Об образовании», не относящимся к налоговому законодательству.

Вместе с тем, из арбитражной практики рассмотрения споров о применении налоговых льгот, а также положений п. 15 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.01 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса» следует, что нормы о налоговых льготах применяются независимо от того, в каком законодательном акте они содержатся – в связанном или не связанном с вопросами налогообложения.

Поэтому до введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса РФ образовательные учреждения имеют освобождение от уплаты всех видов налогов в части осуществляемой непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Так, до 1 января 2002 г. образовательные учреждения имели льготу по налогу на прибыль, до 1 января 2003 г. – льготу по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Однако данная норма не применяется к налогам, введенным частью второй Налогового кодекса РФ.

Рассмотрим некоторые особенности налогообложения образовательных учреждений.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

С 1 января 2002 г. вступила в силу глава 25 Налогового кодекса РФ, в которой предусмотрены существенные изменения в порядке расчета налога на прибыль организаций. Необходимо отметить, что с принятием соответствующей главы Налогового кодекса утрачивает силу Закон РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», за исключением отдельных положений, касающихся применения налоговых льгот.

Новый законодательный акт внес серьезные изменения в порядок расчета налога на прибыль некоммерческих организаций, в том числе образовательных учреждений.

Согласно ст. 251 НК РФ средства целевого финансирования и целевые поступления являются доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ приведен закрытый перечень средств целевого финансирования. В частности, к ним относится имущество в виде:

– средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетных учреждений;

– полученных грантов;

– инвестиций;

– средств, полученных из определенных российских фондов.

Налоговым кодексом также введено понятие целевых поступлений. Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ ими являются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Главой 25 НК РФ оговорены также условия, при несоблюдении одного из которых средства целевого финансирования или целевые поступления могут стать объектом налогообложения.

Во-первых, организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования, целевых поступлений и доходов и расходов от иной деятельности. В случае отсутствия такого учета указанные средства подлежат налогообложению с даты их получения.

Во-вторых, средства целевого финансирования и целевые поступления должны расходоваться строго по целевому назначению. В противном случае такие средства и поступления, за исключением бюджетных средств, подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент фактического использования их не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ, подп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

Для образовательных учреждений и некоммерческих образовательных организаций существуют особенности при учете амортизации основных средств.

Так, в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете независимо от того, за счет какого источника и для ведения какой деятельности приобретаются основные средства некоммерческих организаций, начисление амортизации по основным средствам некоммерческих организаций не производится. Однако поскольку основные средства все равно изнашиваются, этот факт отражается начислением в конце года износа на забалансовом счете по установленным нормам амортизационных отчислений.

В целях налогообложения в соответствии со ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:

– имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;

– имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;

– имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования.

Особенности ведения налогового учета бюджетными организациями изложены в ст. 321.1 НК РФ.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.91 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» этим налогом не облагается имущество бюджетных образовательных учреждений. Поэтому, сдавая свое имущество в аренду, данные организации сохраняют за собой право на указанную льготу.

Иначе обстоят дела с некоммерческими образовательными организациями, не являющимися бюджетными. Пунктом «г» ст. 4 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» предусмотрена льгота по имуществу, которое используется исключительно на нужды образования. Как только образовательная организация (не бюджетная) сдает свое имущество в аренду, она сразу теряет льготу по данному имуществу, поскольку сданное в аренду имущество не используется в целях образования. В таком случае для применения льготы некоммерческое образовательное учреждение обязано вести раздельный учет имущества, используемого для образовательных нужд и сдаваемого в аренду.

Как уже упоминалось ранее, объекты основных средств некоммерческих организаций не подлежат амортизации. Однако суммы начисляемого износа участвуют в расчете налоговой базы по налогу на имущество предприятий.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от НДС услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Льгота предоставляется по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии.

Таким образом, необходимым условием для предоставления льготы является наличие у образовательного учреждения лицензии, а для организаций, осуществляющих кроме образовательной другую деятельность, обязательно также ведение раздельного учета облагаемых и освобождаемых от НДС операций.

При оказании услуг некоммерческими образовательными организациями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального, муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами и балансодержателями – некоммерческими образовательными организациями без участия органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления, уплату налога в бюджет осуществляют данные некоммерческие образовательные организации вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор указанную арендую плату – на счет балансодержателя имущества (некоммерческой образовательной организации), в бюджет или на счет, специально открытый для этого балансодержателя в органах казначейства.

При оказании услуг некоммерческими образовательными организациями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального, муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами, балансодержателями – некоммерческими образовательными организациями и органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления, применяется порядок уплаты налога в бюджет, указанный в п. 3 ст. 161 главы 21 НК РФ, то есть налог исчисляет, удерживает и уплачивает налоговый агент – арендатор государственного и муниципального имущества.

Отметим также, что в главе 21 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп.4 п. 2 ст. 149 НК РФ).

При этом под освобождаемыми от налога услугами по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях следует понимать услуги по проведению занятий образовательными, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.

В случае проведения занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях образовательными учреждениями, организациями, имеющими образовательные подразделения, осуществляющие профессиональную подготовку, и общественными организациями освобождение от налога для таких организаций предоставляется при наличии лицензии, полученной на основании Закона РФ «Об образовании».

Кроме того, согласно подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается от обложения НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.

Действующее законодательство по налогу на добавленную стоимость не только предусматривает обложение в льготном порядке тех операций, которые непосредственно связаны с образовательным процессом, но также способствует и льготному налогообложению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых образовательными учреждениями.

Так, согласно подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от НДС операций по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Осуществление образовательного процесса без современной учебно-методической литературы невозможно. В целях стимулирования издательской деятельности законодательство по НДС также предусматривает определенные послабления. Так, согласно пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ предусмотрено применение пониженной 10 % ставки НДС в отношении операций по реализации периодических печатных изданий (за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера) а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера).

Введение 10 % ставки НДС взамен ранее действовавшего режима освобождения от налогообложения, на наш взгляд, должно способствовать не ухудшению, а улучшению финансового состояния образовательных организаций, осуществляющих издательскую деятельность, поскольку становится возможным получить налоговые вычеты, а также возмещение налога в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает исчисленную сумму налога по облагаемым операциям.

Действующее законодательство создает благоприятные условия и для благотворительной деятельности. Так, согласно подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, не признается реализацией товаров (работ, услуг). В связи с этим передача имущества некоммерческим образовательным организациям на безвозмездной основе для нужд основной уставной деятельности не признается реализацией товаров и, соответственно, объектом обложения НДС у передающей стороны.

Однако в случае, если некоммерческая образовательная организация, например, безвозмездно передает печатную продукцию коммерческим организациям, то у нее возникает объект налогообложения по НДС.

Объект налогообложения по НДС возникает и при строительстве объектов основных средств хозяйственным способом (подп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В случае приобретения некоммерческой организацией имущества (в том числе основных средств) за счет целевых средств уплаченные поставщикам суммы НДС согласно п. 2 ст. 170 НК РФ учитываются в стоимости этого имущества. В дальнейшем, при реализации основных средств, приобретенных за счет целевых средств и оприходованных по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база согласно п. 3 ст. 154 НК РФ определяется как разница между ценой реализации (с учетом НДС и без учета налога с продаж) и остаточной стоимостью реализуемого имущества.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Как показывают статистические данные, основная доля налогов, исчисляемых и уплачиваемых в настоящее время образовательными организациями, приходится на единый социальный налог и налог на доходы физических лиц.

Однако и здесь законодатели предусмотрели целый ряд положений, снижающих налоговую нагрузку на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также способствующих привлечению средств в эту сферу деятельности.

Так, согласно п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых им на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд – в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 217 НК РФ доход, облагаемый налогом на доходы физических лиц, подлежит уменьшению на социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, – в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25 тыс. руб., а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях – в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 тыс. руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

Данный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Кроме того, действующим законодательством некоторые выплаты, производимые образовательными учреждениями физическим лицам, освобождаются от налогообложения.

Так, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями; стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами; стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости (п. 11 ст. 217 НК РФ).

При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 204 Трудового кодекса РФ стипендией признается выплата ученику – работнику организации на период ученичества, размер которой определяется ученическим договором, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Также согласно п. 21 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц (освобождаются от налогообложения) суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям.

Дальнейшее совершенствование системы налогообложения образовательных учреждений, на наш взгляд, может осуществляться только в рамках общего процесса реформирования всей системы налогообложения. Установление каких-либо новых льгот – «индивидуальных», либо предназначенных только для образовательных организаций – не представляется целесообразным.

Общее же направление реформирования системы налогообложения в Российской Федерации должно предусматривать построение стабильной и справедливой системы. При этом в среднесрочной перспективе главными направлениями налоговой реформы должны стать следующие:

– снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда (снижение размеров единого социального налога);

– упрощение процедуры исчисления основных налогов (НДС, налог на прибыль, ЕСН);

– уточнение положений налогового законодательства;

– усиление информационно-разъяснительной работы налоговых органов по применению норм и положений налогового законодательства;

– улучшение процедуры взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, в том числе внедрение методов электронного документооборота и т.д.

Возможности трудоустройства для данных специалистов весьма обширны: они могут вести трудовую деятельность в качестве бухгалтера, бухгалтера-кассира, специалиста планово-экономического отдела, специалиста контрольно-ревизионного отдела, главного бухгалтера, финансового директора.

Навыки аналитической обработки учетной и отчетной информации с целью принятия управленческих решений и получения оценки эффективности отдельных видов деятельности предприятия дают возможность выпускнику по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» сделать карьеру финансового аналитика или финансового менеджера.

Интересным и перспективным направлением деятельности для выпускника по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» является работа аудитора (контроль, анализ финансовой деятельности предприятия, оценка достоверности отчетности, законности совершаемых операций, рекомендации по предупреждению просчетов и ошибок в финансовой деятельности, участие в рассмотрении исков о неплатежеспособности предприятий и организаций). Различают внешнего аудитора (клиентом является проверяемая организация, которая платит за его строго оговоренные услуги) и внутреннего аудитора (служащий компании, функции которого нередко выходят за рамки финансовой проверки, а содержат участие в решении вопросов управления и экономической политики компании). Внутренние аудиторы востребованы в крупных компаниях, корпорациях и холдингах, фирмах с развитой сетью филиалов.

Профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» предусматривает изучение следующих дисциплин:

  • Теория бухгалтерского учета
  • Налоги и налогообложение
  • Бухгалтерский финансовый учет
  • Бухгалтерский управленческий учет
  • Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету
  • Бухгалтерские информационные системы
  • Бухгалтерская (финансовая) отчетность
  • Антикризисное управление
  • Аудит
  • Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

В последнее десятилетие негосударственные образовательные учреждения заняли собственную нишу на образовательной ниве. Зачастую уровень подготовки их выпускников не уступает государственным учебным учреждениям с вековой историей. И это не странно. Деятельность негосударственных учебных учреждений регламентирована теми же нормативными предписаниями, что и деятельность государственных. Пройдя аттестационную процедуру они обретают право выдавать выпускникам документы о полученном образовании государственного образца, а пройдя аккредитацию – получать финансирование от государства и муниципалитетов на общих основаниях.

Негосударственное образовательное учреждение (НОУ): общая характеристика

Частный детский сад

Частный детский сад

Определение НОУ отечественное законодательство не содержит. В правоприменительной практике под НОУ обычно подразумевают созданную частными лицами, коммерческими или некоммерческими структурами организацию, предоставляющую услуги в сфере образования и/или воспитания детей. НОУ учреждаются в организационно-правовых формах, оговоренных ГК РФ. Их деятельность регламентирована преимущественно 237-ФЗ «Об образовании в РФ» и во многом – профильными подзаконными актами.

Руководство НОУ может осуществлять сам учредитель, либо сформированный им попечительский совет. Схема управления НОУ и полномочия попечительского совета определяются собственником (он вправе делегировать эту функцию попечительскому совету), согласовываются с педагогическим коллективом и фиксируются в учредительной документации.

В советский период образование было бесплатным. В связи с рыночными преобразованиями законодатель легализовал возможность взыскивать с учащихся плату за предоставляемые им образовательные услуги. Это и стало предпосылкой создания НОУ. Платным, среди прочего, может быть обучение в пределах гособразовательных программ. При этом НОУ не признаются коммерческими структурами, их деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Законодательство РФ об образовании распространяется на все профильные учреждения независимо от права собственности, организационно-правовой формы и подчиненности. Негосударственные ВУЗы и другие образовательные учреждения руководствуются одними и теми же нормативными предписаниями, что и государственные.

Содержание и трактование категории НОУ

Легального определения понятия «НОУ» законодатель не дал. Несмотря на широту использования в правоприменительной практике, его содержание не совсем понятно. Разберем термин по словам.

Законодательное объяснение НОУ

Законодательное объяснение НОУ

  1. «Негосударственное». Ст.22 237-ФЗ делит образовательные организации по форме собственности на государственные, муниципальные и частные. В России местным общинам гарантируется самостоятельность, а муниципалитеты исключены из системы органов госвласти. Строго говоря, логический объем понятия НОУ таков, что оно включает все негосударственные (частные и муниципальные) организации. Но в быту термин «негосударственный» синонимичен понятию «частный». Правовой статус муниципальных образовательных организаций имеет больше схожего со статусом аналогичных государственных структур, нежели частных.
  2. «Образовательное». Образование – ключевая сфера демократизации российского общества. Законодательство об образовательной деятельности поддерживает баланс между интересами частных лиц и социума. Оно обращено непосредственно к индивиду, устанавливает его право на образование и гарантии его осуществления. Согласно Национальной доктрине образования в РФ существующая система призвана среди прочего обеспечить: вариативность учебных программ; обеспечение необходимой степени индивидуализации образования; многообразие типов образовательных учреждений.
  3. «Учреждение». Понятие и особенности учреждений как организационной формы отображены в ч.2 §7 гл.4 ГК РФ.

Логический объем понятия «НОУ» зависит от контекста.

Когда рассматриваемую категорию понимают расширено, к НОУ зачастую причисляют: муниципальные образовательные учреждения; организации, для которых образовательная деятельность является неосновной; юридические лица, не являющиеся учреждениями по организационной форме.

НОУ: особенности организационно-правовой формы

Кто выступает учредителем

Кто выступает учредителем

Учреждением в ст.123.21 ГК РФ законодатель признает унитарную некоммерческую структуру, созданную для реализации социокультурных, управленческих и иных некоммерческих функций. Отдельных пояснений требует термин слово «унитарную».

Унитарность заключается в отсутствии правоотношений членства. Учредители унитарных организаций не становятся участниками НОУ (ст.65.1 ГК). Соответственно, они лишены возможности напрямую управлять деятельностью созданного ими юридического лица и формировать органы его управления. В НОУ эти полномочия исполняет публично действующий коллегиальный орган – попечительский совет.

Учредитель НОУ признается единственным собственником его имущества. Само же НОУ владеет закрепленными за ним активами на праве оперативного управления.

Соучредительство при создании НОУ недопустимо.

На НОУ распространяется действие ст.123.23 ГК РФ о частных учреждениях. Последние могут финансироваться собственниками их имущества полностью или частично. Они отвечают по обязательствам переданным им в управление имуществом. Субсидиарную ответственность в размере недостающих для покрытия кредиторской задолженности сумм несет собственник.

Учреждение – не единственная организационно-правовая форма, в которой может существовать юридическое лицо, предоставляющее образовательные услуги в частном порядке. Исходя из содержания 237-ФЗ создание такой организации возможно в любой форме, установленной ГК РФ для некоммерческих структур.

Итак, предпочтительной и наиболее распространенной организационно-правовой формой существования НОУ является учреждение, особое значение в управлении которым имеет публично действующий попечительский совет.

Виды НОУ

В контексте 237-ФЗ выделяют три самостоятельных понятия:

  1. Частная школа

    Частная школа

    Организация, предоставляющая образовательные услуги на постоянной основе, реализующая хотя бы одну образовательную программу и, как вариант, обеспечивающую содержание учеников/воспитанников.

  2. Образовательная организация – действующая на основании лицензии некоммерческая структура, для которой предоставление образовательных услуг – ключевой вид уставной деятельности.
  3. Осуществляющая обучение организация, для которой образовательная деятельность является дополнительной.

Ранее нормативно была определена следующая типология образовательных организаций:

  • дошкольные
  • общеобразовательные (от начального до полного общего образования)
  • начального, среднего, высшего, последипломного профобразования
  • дополнительного образования для совершеннолетних
    корректирующие (для учеников с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии)
  • для фактических и социальных сирот
  • дополнительного образования для несовершеннолетних

237-ФЗ в текущей редакции не разделяет НОУ или образовательные организации на конкретные виды. Между тем, 237-ФЗ содержит ссылку на необходимость указания организационно-правовой формы и типа образовательной организации непосредственно в ее наименовании. Выделяют следующие виды НОУ:

  • дошкольные (детсад, ясли)
  • общеобразовательные (школа, интернат, гимназия)
  • профессиональная (техникум, лицей)
  • высшего образования (институт, академия)
  • дополнительного образования (дворец детского творчества, школ искусств)
  • организация дополнительного профобразования (институт повышения квалификации)

В зависимости от сферы деятельности, особенностей целевой аудитории и образовательной программы НОУ могут быть разных типов.

Устав НОУ

Деятельность государственных образовательных учреждений императивно регламентирована типовыми положениями и разработанными на их основании уставами. Примеры:

  • типовое положение об образовательном учреждении допобразования детей, утв. Приказом Минобрнауки России №504 от 26.06.95
  • типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профобразования специалистов

Названные и другие типовые положения для НОУ исполняют роль примерных. Обеспечиваемое ими правовая регламентация является диспозитивной. Этому законодательному положению корреспондируют положения п.5 ст.12 237-ФЗ: если иное не оговорено законом, Устав НОУ разрабатываются и утверждаются НОУ на свое усмотрение.

Устав НОУ состоит из следующих разделов:

Законодательная база

Законодательная база

  1. «Общие положения» – раздел отображает перечень реализуемых видов образовательной деятельности, суть и направление образовательных программ, содержание оказываемых дополнительных услуг, задачи НОУ.
  2. «Организация деятельности НОУ» содержит описание порядка и условий создания, реорганизации и ликвидации учреждения. Раздел может содержать ссылку на возможность создания филиалов и вступления НОУ в ассоциации и союзы. Здесь также отображен режим работы НОУ.
  3. «Участники образовательного процесса». Раздел содержит описание прав и обязательств администрации, педагогов, учащихся, а также ссылку на способы участия в учебном процессе родителей (актуально в отношении детей).
  4. «Управление НОУ» отображает порядок принятия устава, перечень и процедуру формирования руководящих органов НОУ, их полномочия.
  5. «Имущество, финансовое обеспечение деятельности НОУ» содержит ссылку на вещное право, на котором организации передается имущество, возможные источники получения средств и способы распоряжения ими.

Сведения, обязательные к отображению в Уставе НОУ

  • наименование
  • тип и статус (школа, ВУЗ)
  • организационная форма
  • форма собственности
  • сведения об учредителях
  • особенности образовательного процесса, а именно:
  1. основания и процедура набора учащихся
  2. продолжительность обучения
  3. режим проведения занятий
  4. описание системы оценивания знаний и умений учеников
  5. наличие дополнительных курсов, порядок их проведения
  • порядок управления НОУ:
  1. система органов управления и компетенция каждого из них
  2. правомочности учредителя
  3. способ организации деятельности и принятия решений (актуально, прежде всего, для коллегиальных органов)
  4. требования к преподавательскому составу и условиям приема преподавателей на работу
  5. условия труда
  6. порядок его оплаты
  7. процедура внесения изменений в устав
  • права и обязательства участников образовательного процесса

Госрегистрация НОУ

Будучи юридическим лицом, НОУ подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ, постановке на учет в ФНС, пенсионном и других фондах. Для госрегисрации НОУ необходимы следующие документы:

Программы обучения

Программы обучения

  • программы обучения
  • подтверждение местонахождения (например, свидетельство о праве собственности на учредителя + гарантийное письмо, договор аренды)
  • документы будущего руководителя (паспорт и справка об ИНН)
  • документы учредителя
  • учредители – физлица с российским гражданством
  • копии паспортов
  • справка о присвоении ИНН

Пакет документов, касающийся учредителей, зависит от их статуса.

Граждане РФ подают:

  • копию паспорта
  • справку о присвоении ИНН

Физлица иностранцы подают:

  • подтверждающий личность документ (например, загранпаспорт иноземного государства) с нотариально заверенным переводом
  • подтверждение права ПМЖ в РФ
  • справка о присвоении ИНН (если иностранец получал такой код в РФ)

Российские организации подают:

  • свидетельство о госрегистрации либо о внесении сведений в ЕГРЮЛ (выбор документа в зависимости от даты госрегистарции компании)
  • Устав
  • учредительный договор
  • свидетельство о постановке на налоговый учет
  • доверенность на представителя юрлица

Иностранные юридические лица подают:

  • Устав
  • выписку из реестра юрлиц своей страны
  • справку ФНС о присвоении налогового номера в РФ
  • справку из банковского учреждения о наличии расчетного счета
  • доверенность на представителя, уполномоченного провести регистрационные действия

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

Аккредитация

Аккредитация

Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. Лицензия обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.

В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.

НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть процедуры сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.

Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:

  • самообследование
  • внешняя аттестационная экспертиза
  • вынесение комиссионного решения

Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.

Позитивный результат общественной экспертизы повышает престижность ВУЗа, однако правового значения не имеет. Аттестация и аккредитация влекут разные последствия, однако принципы и механизмы из проведения схожи.

Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на договорной основе. НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *