Недостоверные сведения

— Сергей Александрович, как известно, с 2016 г. налоговики могут проверять достоверность сведений, включенных в ЕГРЮЛ, и вносить в госреестр записи о недостоверности по результатам таких проверок. А с 01.09.2017 вступила в силу еще и норма, согласно которой организация может быть исключена из ЕГРЮЛ, если запись о недостоверности содержится в нем более 6 месяцев.

Значит ли это, что компанию могут исключить из реестра, если запись о недостоверности внесена именно после 01.09.2017? Или дата внесения записи не важна?

— Основной смысл нововведений в том, что юрлицо может быть исключено из ЕГРЮЛ, если запись о недостоверности сведений содержится в нем более 6 месяцев. Получается, не важно, когда она появилась в госреестре. Работа по исключению из ЕГРЮЛ юридических лиц с признаками недостоверности началась в марте. И конечно, это может коснуться и тех организаций, запись о недостоверности по которым внесена до 01.09.2017.

С другой стороны, положения Закона от 28.12.2016 № 488-ФЗ, которым введена эта норма, не оговаривают, распространяется ли она на правоотношения, возникшие до 01.09.2017. А в случае, когда иное прямо не предусмотрено принимаемым нормативным документом, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Так что у компании, которая исключена из ЕГРЮЛ из-за записи о недостоверности, внесенной ранее 01.09.2017, теоретически остается шанс оспорить решение регистрирующего органа на этом основании. Будут ли такие прецеденты иметь место, покажет практика.

Напомню, что исключение из ЕГРЮЛ по инициативе регистрирующего органа — это его право, а не обязанность. То есть необязательно, что действия по исключению компании из ЕГРЮЛ налоговики начнут, как только истекли 6 месяцев с момента внесения в госреестр записи о недостоверности.

— Прежде чем внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности, регистрирующий орган должен направить организации уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (уведомление о недостоверности).

Может ли случиться так, что компания не получала уведомление, а запись о недостоверности в госреестр внесена?

— На практике возможно все что угодно, в том числе и такая ситуация. Хотя, конечно, по общему правилу регистрирующий орган должен направить компании, ее директору и участникам уведомление о необходимости в 30-дневный срок внести верные сведения в ЕГРЮЛ. И запись вносится, только если от этих лиц в регистрирующий орган такие данные не поступили либо если представленная информация не подтверждает достоверность ранее внесенных сведений в госреестр.

Кроме того, напомню, что номинальный директор и формальный учредитель могут сами заявить о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, направив в регистрирующий орган заявление по форме № Р34001. Например, заявление может подать бывший руководитель, если компания своевременно не внесла изменения в ЕГРЮЛ при смене руководства. В таком случае запись о недостоверности вносится в госреестр без направления уведомления. И компания может узнать об этом только при самопроверке данных в ЕГРЮЛ.

— Что делать действующей компании, если в ЕГРЮЛ появилась запись о недостоверности?

— Предварительно можно получить в инспекции разъяснения, почему появилась запись о недостоверности. Если претензии регистрирующего органа обоснованны, пусть даже организация не получала уведомление о недостоверности, то нужно представить достоверные сведения. Например, внести в ЕГРЮЛ данные о новом адресе.

Скажем, офис компании находится в большом административном здании, а в ЕГРЮЛ внесен только номер дома. Тогда нужно указать этаж и номер помещения — все как в договоре аренды. То есть компания должна подать заявление по форме Р14001 с указанием фактически того же юридического адреса (который, по мнению заявителя, является достоверным). Если проверка новых сведений подтвердит их достоверность, то запись из ЕГРЮЛ уберут.

Кроме того, если компания не согласна с внесением записи, то может в течение 3 месяцев обжаловать ее в региональное управление ФНС. Или сразу обратиться в суд. Напомню, что обязательное досудебное обжалование предусмотрено только при оспаривании решений об отказе в государственной регистрации.

— А можно ли обжаловать исключение из реестра из-за записи о недостоверности?

— Надо понимать, что наличие признаков недействующего юридического лица и лица, в отношении которого в ЕГРЮЛ имеются недостоверные сведения, — это различные правовые основания для исключения организации из ЕГРЮЛ. То есть в соответствии с законодательством из-за недостоверности сведений из ЕГРЮЛ может быть исключена и организация, не обладающая признаками недействующего юридического лица.

Но полагаю, что для обжалования компания должна привести серьезные аргументы в пользу того, почему сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не удалось сделать достоверными в отведенные сроки и почему запись об исключении должна быть признана недействительной. Только тогда имеет смысл обжаловать решение регистрирующего органа.

Отмечу, что информация о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ из-за недостоверных сведений, как и при исключении юрлица с признаками недействующего, в обязательном порядке публикуется в «Вестнике государственной регистрации». И гораздо лучше принять меры по недопущению исключения на этом этапе путем направления в регистрирующий орган мотивированного заявления в срок не позднее 3 месяцев после публикации.

— Если запись о недостоверности была внесена в ЕГРЮЛ, но потом удалена регистрирующим органом, смогут ли основной участник ООО и директор принимать участие в создании других компаний или руководстве ими?

— Если в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о руководителе или адресе организации, то ее руководитель и учредитель ООО с долей участия не менее 50% в течение 3 лет не могут стать учредителями и руководителями другой компании. Этот срок исчисляется с момента внесения записи о недостоверности в ЕГРЮЛ. Но если компания устранила причины, по которым запись о недостоверности была внесена в госреестр, негативные последствия для этих физлиц не возникнут.

— Будет ли действовать ограничение на учреждение новых юрлиц и руководство ими, если компанию исключили из ЕГРЮЛ из-за записи о недостоверности?

— Да, ограничение будет действовать. Причем, полагаю, точкой отсчета трехлетнего срока действия ограничений по-прежнему будет являться дата внесения записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, поскольку иного порядка здесь не предусмотрено.

— Как узнать, имеются ли у контрагентов недостоверные сведения в ЕГРЮЛ? И как часто нужно проверять эту информацию, чтобы компанию не обвинили в том, что она не проявила должной осмотрительности при выборе контрагента?

— Это можно узнать из выписки из ЕГРЮЛ, которую можно получить на сайте ФНС России www.nalog.ru, в частности через сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Частота проверки, на мой взгляд, должна определяться частотой взаимодействия с контрагентом. То есть целесообразно запрашивать выписку, например, при заключении крупной разовой сделки или периодически в период действия договора поставки.

Отмечу, что с введением в НК РФ ст. 54.1 понятие должной осмотрительности постепенно уходит из правоприменительной практики. Это не значит, что налогоплательщику уже не нужно проявлять осмотрительность при заключении сделок. Но теперь это больше нужно самой организации, чтобы убедиться в надежности контрагента.

Конечно, с точки зрения налогового контроля повышенный риск при заключении сделок с контрагентами, в отношении которых, например, есть данные о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, тоже сохраняется. Хотя такие факты и не могут служить самостоятельным основанием для отказа в принятии налоговых расходов или НДС-вычетов, но они могут быть учтены налоговым органом или судом в совокупности с другими обстоятельствами, свидетельствующими о недобросовестности налогоплательщика.

— В Письме ФНС от 02.09.2016 № ЕД-3-14/4045@ разъяснялось, что информация о недостоверности отражается в выписке из ЕГРЮЛ в показателе «Дополнительные сведения» соответствующего раздела. Но в то время запись о недостоверности можно было увидеть только в бумажной выписке.

Будет ли сейчас видна запись о недостоверности, если выписку запросить через сервисы на сайте ФНС?

— На момент выхода этого Письма изменения в ст. 21.1 Закона о госрегистрации еще не вступили в силу, поэтому официально в выписке отдельной строкой эту запись показать было невозможно.

Сейчас запись о недостоверности будет как в бумажной, так и в электронной выписке. После строки с недостоверной информацией в соответствующем разделе, например в том, где отражаются сведения об адресе места нахождения компании, появится строка «Дополнительные сведения», где в качестве причины внесения записи в ЕГРЮЛ указывается: «Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице)».

В действующем законодательстве РФ прописано, что адрес места нахождения юридического лица — это место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа. Однако в деловом обиходе достаточно часто к «адресу юридического лица» добавляют «юридический» или «фактический». В первом случае подразумевается адрес, указанный в ЕГРЮЛ, во втором — реальное место нахождения руководителя юр. лица.

Отметим, что российские правовые нормы такого разграничения не делают. Так, в соответствии с законом № 129-ФЗ в госреестре указывается адрес реального нахождения юр. лица (буквально: «адрес в пределах места нахождения»). Это значит, что термины «юридический» и «фактический» уравнены, и оба адреса должны совпадать.

Но на практике данное положение закона часто нарушается. Чаще всего игнорируют требование законодательства небольшие компании малого и среднего бизнеса, у которых нет в собственности недвижимости. Арендуя помещения, они постоянно в поиске более выгодных условий. Нашли — переехали, а налоговым органам об этом сообщить забыли.

О том, как налоговые органы проверяют адреса компаний, что грозит бизнесу и его руководителю в случае выявления недостоверного юрадреса — рассказываем в нашем материале.

Почему «юридический адрес» это неправильно

Согласно место нахождения организации — это населенный пункт, где произошла ее регистрация. А место нахождения исполнительного органа этой организации — это уже точный адрес в пределах населенного пункта, где была зарегистрирована фирма.

Такое правило стало действовать в 2015 году, законодатель дал ясно понять: адрес, указанный в ЕГРЮЛ, есть адрес, где всегда можно найти руководителя (представителя) юрлица, связаться с компанией. Руководитель юридического лица, как мы помним, это и есть исполнительный орган организации.

Соответственно, если фактический адрес места нахождения исполнительного органа и указанный в ЕГРЮЛ не совпадают — это нарушение закона.

Кому поручили борьбу с недостоверными адресами

В том же 2015 году в ст. 9 появились пункты о том, что:

  • налоговая инспекция может перепроверять сведения в ЕГРЮЛ, если у нее появились сомнения в их достоверности (к слову, не только подозрение на недействительный юридический адрес);
  • основания и способы проверки налоговые органы определяют самостоятельно.

В 2016 году ФНС утвердила , а в 2017 перешла к активным действиям, основная цель которых — выявление фирм-однодневок.

Как налоговые органы проверяют адреса

Проверка проводится на основании поступившей в налоговый орган информации о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Важно!

Источник информации о недостоверности сведений в реестре может быть любой. Например, собственник помещения, с которым у предпринимателя закончились договорные отношения.

Еще один «доброжелатель» — письмо, которое вернула почта с указанием «адресат выбыл» или «организация отсутствует».

Получив «сигнал», налоговые органы организуют проверку. Она включает в себя:

  • проверку документов и сведений, касающихся юрлица;
  • вызов на беседу и получение объяснений руководителя;
  • выезд на место с целью подтвердить/опровергнуть присутствие исполнительного органа по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

На практике налоговые инспекторы, столкнувшись с ненахождением по «юридическому» адресу директора или другого официального представителя ООО, делают вывод об отсутствии фирмы вообще.

Последствия отсутствия ООО по «юридическому» адресу

Налоговые органы, установившие несовпадение юридического и фактического адреса, делают вывод о недостоверности записи в ЕГРЮЛ и просят предоставить актуальную информацию. Соответствующее письмо направляется юрлицу, собственникам, исполнительному органу ООО. Если в течение 30 дней со дня отправки уведомления ФНС не получит от компании сообщение, что адрес реален и верен, в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверном адресе.

Важно!

Указание в договоре нескольких адресов закон не запрещает. Юридическое лицо в договоре может написать:

  • адрес организации, как идентифицирующее юрлицо
  • адрес склада, базы, магазина, где происходят или будут происходить фактические действия по сделке

Каких-либо последствий за указания нескольких адресов не последует, важно лишь проследить, чтобы контрагент в них не запутался.

Чем грозит недостоверный юридический адрес

Последствия недействительного юридического адреса с точки зрения самого ООО:

  1. Штраф руководителю ООО от 5000 до 10 000 рублей по чч. 3, 4 ст. 14.25 КоАП.
  2. Риск неполучения юридически значимых сообщений:
    • налоговых, которые считаются полученными на шестой день отправки письма;
    • гражданско-правовых, которые считаются полученными, даже если адресат их фактически не получил, по своей вине.
  3. Определенные предпринимательские риски: запись о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ может вызвать недоверие контрагентов фирмы.

Кроме того, налоговый орган может принять решение о ликвидации ООО, если в течение 6 месяцев с момента внесения записи о недостоверности юридический адрес не будет изменен.

Важно!

Согласно ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц, ФНС может исключить организацию из ЕГРЮЛ, если:

  • прошло более 6 месяцев со дня внесения записи о недостоверном адресе;
  • у ООО нет долгов перед бюджетом;
  • от кредиторов и самой организации не поступило возражений;
  • компания не контактирует с банком, не сдает отчетность в налоговую;
  • в отношении фирмы не введена процедура банкротства.

Можно ли сотрудничать с ООО без юридического адреса

Несоответствие адреса юридического лица само по себе для его контрагентов ничем не грозит. Ситуация сложится иначе, если ФНС определит, что это — фирма-однодневка. В этом случае у налогового органа есть полномочия аннулировать декларации по НДС и по налогу на прибыль. Если такое произойдет, контрагенты фирмы-однодневки не смогут заявить о налоговом вычете по НДС. Также им придется либо платить налог, либо добиваться от фиктивного директора, чтобы он разобрался с документами.

Банки будут выявлять схему уклонения от НДС

Что делать, если контрагента признали фирмой-однодневкой

Представьте, компания на УСН с объектом «доходы минус расходы» приобрела товары. Определяя налогооблагаемую базу, она отразила их в затратах. Налоговый орган установил, что поставщик товаров — фирма-однодневка, и потребовал от налогоплательщика убрать из расходов затраты на эти товары.

С одной стороны, добросовестный налогоплательщик не должен страдать от «нечистоплотности» контрагента, но с другой, ФНС накладывает на налогоплательщиков обязанность проявлять должную осмотрительность при выборе партнера. Так, если организация, не убедившись в благонадежности контрагента, заключила с ним сделку, ФНС и суды посчитают возникшие проблемы последствиями неосмотрительности самой организации. К сожалению, это сложившаяся практика.

ФНС не раз публиковала письма о том, что нужно проверять своих партнеров, проявлять разумную осторожность при их выборе (письма от 11.02.2010 № 3-7-07/84; от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005). Добросовестным юридическим лицам придется следовать этим рекомендациям.

Как обезопасить себя от подобных налоговых рисков

Критерии фирмы-однодневки законом не определены, их можно установить из писем ФНС и судебных решений:

  • регистрация по адресу массовой регистрации;
  • нет договора аренды на юридический адрес;
  • учредитель — массовый учредитель;
  • отчетность не предоставляется;
  • имущество отсутствует;
  • движения денежных средств на расчетных счетах нет и т.д.

Некоторые суды допускают такой критерий, как отсутствие ООО по юридическому адресу, но он рассматривается лишь в совокупности с другими признаками фирмы-однодневки, а не сам по себе.

В любом случае перед заключением сделки имеет смысл проверить будущего партнера через все доступные сервисы:

  1. :
    • на массовость адреса;
    • не массовый ли учредитель;
    • не дисквалифицирован ли директор и др.
  2. : не является ли контрагент участником арбитражного процесса.
  3. – не должник ли он.
  4. можно также получить выписку из реестра налогоплательщиков и т.д.

Если у вас произошла смена юридического адреса

Несоответствие адреса юридического лица нужно устранить. Потому что, если ФНС докажет, что фирма относится к числу однодневок, то часть важнейших отчетных документов может быть просто аннулирована. Например, признание налоговиками недействительными деклараций по налогу на прибыль и НДС приведут к штрафным санкциям, пеням и блокировке счета компании.

Наши эксперты знают не только, как заполнить и подать заявление на смену юрадреса, но и как выстроить бухгалтерский и налоговый учет, чтобы не попасть под критерии подозрительной компании. Клиенты компании 1С-WiseAdvice могут быть уверены, что взаимодействие с налоговой не принесет им каких-то проблем.

Заказать услугу

Другие последствия недостоверности

1. Из-за наличия сведений о недостоверности с таким юридическим лицом могут отказаться работать организации, которые добросовестно проверяют своих контрагентов. Запись о недостоверности является черной меткой и сразу переводит компанию в разряд контрагентов с низким уровнем надежности, что ставит под сомнение вычеты и расходы контрагентов. Часто компании узнают о том, что в выписке появилась запись о недостоверности, именно от своих контрагентов.

2. Вполне возможны проблемы с банками. Налоговый орган не имеет права приостанавливать операции по счетам организации на основании появления недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, но никто не может ему запретить сообщить об этом банку. Иногда банк выявляет это самостоятельно благодаря системе внутреннего контроля и процедуре проверки своих клиентов. Учитывая важность для банков информации об идентификационных признаках клиентов и условий договоров банковского счета, определяющих обязанность клиентов в кратчайшие сроки информировать банк об изменении своих реквизитов, в том числе об изменении адреса, директора, участника —своевременное непредставление таких документов можно квалифицировать как существенное нарушение договора банковского счета.

📌 Реклама

Банк, руководствуясь нормами закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», может либо приостановить операции по расчетному счету до приведения сведений в ЕГРЮЛ в порядок, либо вообще расторгнуть договор банковского обслуживания. При этом вероятность открыть счет в другом банке сводится к нулю.

3. Руководители и участники общества, владеющие более 50% доли в уставном капитале, в отношении которого есть отметка о недостоверности сведений, не смогут производить регистрационные действия в отношении других юрлиц (подп. ф п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Как правило, первое, что приходит на ум при появлении недостоверных сведений у компании — это зарегистрировать новое юридическое лицо и работать под новым флагом. И тут нерасторопных участников и директоров поджидает неприятный сюрприз в виде отказа в государственной регистрации.

📌 Реклама

4. С самой организацией, у которой появилась запись о недостоверности данных в ЕГРЮЛ, невозможно произвести какие-либо регистрационные действия. Например, сменить директора, продать долю или увеличить уставный капитал. Регистрирующий орган откажет в регистрации таких изменений, пока вы не приведете в порядок сведения в ЕГРЮЛ.

5. Руководителя юридического лица с недостоверными сведениями в ЕГРЮЛ могут привлечь к административной ответственности по ст. 14.25 КоАП. Штраф составит от 5000 до 10 000 руб., и это самая небольшая потеря из всего, что может произойти. Но за повторное совершение правонарушения наказание более строгое — это может быть дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.

Как появляется запись о недостоверности

Основанием для проведения проверки сведений, включенных в ЕГРЮЛ является получение регистрирующим органом заявления о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Например, директор ООО решил уволиться, написал заявление об увольнении. А участники общества не назначают нового директора и не исключают из ЕГРЮЛ сведения о старом единоличном исполнительном органе. Теперь у уволившегося директора есть механизм, которым он может поторопить участников общества внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ о смене директора. Он имеет право подать в регистрирующий орган заявление по форме № Р34001. Это же может сделать участник, который давным-давно подал заявление о выходе из общества, однако до сих пор числится среди участников общества.

Виталий КолесниковC 1 января 2016 года налоговые органы наделены правом в ряде случаев проверять достоверность сведений, уже содержащихся или подлежащих внесению в ЕГРЮЛ (п. 4.2-4.4 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ). По общему правилу, все данные, которые представляет организация для занесения в реестр, считаются достоверными. Однако в случае возникновения сомнений в их подлинности, в том числе в случае поступления возражений от заинтересованных лиц, регистрирующим органом проводится проверка достоверности этих сведений (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Какие организации могут попасть под подозрение специалистов ФНС России как сообщившие о себе недостоверную информацию и как налоговые органы проверяют представленные при регистрации компаний сведения рассказал порталу ГАРАНТ.РУ начальник Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Виталий Колесников.

Виталий Григорьевич, что на практике чаще всего становится причиной проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ?

В значительном количестве случаев основанием для проведения проверки сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, является наличие у нас информации о недостоверности таких сведений. Так, нередко, в ходе осуществления налогового контроля ФНС России получает информацию об отсутствии организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу или о непричастности руководителя (участника) организации к ее деятельности. Однако нередки случаи, когда в налоговые органы поступают заявления либо возражения заинтересованных лиц. К примеру, участник организации, владеющий значительным количеством голосов, может подать возражения относительно внесения в ЕГРЮЛ изменений о руководителе организации, мотивируя это тем, что он не принимал соответствующего решения.

Отличаются ли основания для проведения проверки сведений, уже содержащихся в ЕГРЮЛ, и сведений, представленных заявителем при регистрации юрлица?

Да, напомню, что все эти основания перечислены в приказе ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@. Так, причиной проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, установлены п. 2 Оснований, условий и способов проведения мероприятий (далее – Основания проверки сведений), а для проверки достоверности сведений, уже включенных в ЕГРЮЛ, – п. 4 этого документа. При этом оснований для проверки сведений при их включении в реестр предусмотрено больше, чем в случае с уже имеющимися данными. К примеру, к ним относятся письменное возражение заинтересованного лица, несоответствие сведений, содержащихся в документах, имеющимся у территориальных органов ФНС России, представление в налоговый орган информации об адресе юрлица, являющийся адресом пяти и более юридических лиц и т. д. Во втором случае сведения подвергнутся проверке при наличии заявления заинтересованного лица об их недостоверности, а также несоответствие этих сведений данным, полученным территориальными органами ФНС России.

Следует также отметить, что проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, при представлении документов в связи с созданием юридического лица (кроме случая создания организации путем реорганизации), осуществляется только посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем (п. 8 Оснований проверки сведений).

Кроме того, указанные проверки отличаются и по срокам их проведения. Проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, проводится в пределах срока, установленного для осуществления соответствующего вида государственной регистрации. В случае если этого срока недостаточно, регистрирующий орган может принять решение о приостановлении государственной регистрации на срок, не превышающий одного месяца. При этом следует учитывать, что решение о приостановлении государственной регистрации не принимается в случае представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации юридического лица при создании (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ, п. 7 Оснований проверки сведений).

В свою очередь, проверка включенных в ЕГРЮЛ сведений длится не более одного месяца после истечения 7 рабочих дней со дня получения заявления о недостоверности информации об юрлице. В случаях, установленных законом, указанный срок может быть увеличен до двух месяцев (п. 9 Оснований проверки сведений).

Однако п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ предусматривает помимо изучения документов также такую форму проверки сведений, как проведение осмотра объектов недвижимости. Что подразумевается под таким осмотром?

Осмотр объекта недвижимости регламентирован п. 14 Оснований проверки сведений. Он проводится территориальным органом ФНС России по месту нахождения объекта, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам мероприятия составляется протокол, в котором отражаются результаты проверки. Протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим проверку, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в протоколе делается отметка.

Следует также учитывать, что при проведении проверки достоверности сведений налоговые инспекторы имеют право получать объяснения любого физического лица, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ (п. 12 Оснований проверки сведений).

Помогают ли такие проверки обнаруживать «фирмы-однодневки», зарегистрированные по адресу массовой регистрации?

Да, проводимая работа по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, позволяет выявлять значительное число юридических лиц, относительно которых в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об адресе.

Какие вы можете привести самые распространенные нарушения, которые выявляются инспекторами при проверке предоставленных сведений?

Чаще всего выявляется недостоверность сведений об адресе юридического лица, что выражается в указании адреса без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Что грозит юрлицам, если вдруг инспекторы выявят нарушения?

Следует учитывать, что если в ходе налоговой проверки будет подтверждена информация о недостоверности сведений, представленных в налоговый орган, то нами принимается решение об отказе в государственной регистрации (п. «р» ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Если же недостоверность сведений установлена в ходе проверки уже включенных в ЕГРЮЛ сведений, в данный реестр в порядке п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ может быть внесена запись о недостоверности таких сведений.

В этом году ФНС России отменены бланки свидетельств о госрегистрации и постановке на учет юрлиц и ИП. С чем были связаны такие нововведения, и что это дало в первую очередь бизнесу?

С 1 января 2017 года выдаваемые налоговыми органами свидетельство о постановке на учет российской организации и физического лица в налоговом органе оформляются без использования типографских бланков. При регистрации юридических лиц, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств теперь вместо свидетельства о госрегистрации выдается лист записи ЕГРЮЛ или лист записи ЕГРИП.

Дело в том, что в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ документы, подтверждающие факт внесения записи в государственный реестр, могут направляться заявителю или нотариусу в форме электронных документов. Таким образом, эти изменения приняты в целях повышения эффективности электронного взаимодействия заинтересованных лиц с налоговыми органами.

Чем отличается лист записи, выданный налоговым органом, от существующих ранее свидетельств?

Лист записи отличается от свидетельства о государственной регистрации по форме и содержанию В листе записи содержатся все сведения, которые были включены в ЕГРЮЛ, тогда как в свидетельстве такие сведения отсутствовали. В то же время следует учитывать, что как ранее выдаваемое свидетельство о государственной регистрации, так и выдаваемый в настоящее время лист записи являются документами, подтверждающими внесение записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), и обладают одинаковой юридической силой.

Какие нововведения планируются в сфере регистрации юрлиц и ИП в ближайшем будущем?

В октября текущего года Госдума приняла поправки к Закону № 129-ФЗ, касающиеся взаимодействия регистрирующего органа с МФЦ1 . Этот законопроект исключит дублирование документов на бумажных носителях при взаимодействии регистрирующего органа с МФЦ. Предполагается, что такой обмен документами будет осуществляться в электронной форме с использованием единой системы межведомственного взаимодействия.

Законопроект также предусматривает, что независимо от способа представления документов в регистрирующий орган – непосредственно (лично либо через представителя), по почте, в электронном виде, через МФЦ либо через нотариуса, регистрирующий орган направляет соответствующий принятому решению документ (документы) в электронном виде по адресу электронной почты юридического лица или ИП (при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП) и адресу электронной почты, указанному в заявлении о государственной регистрации.

То есть, если документы поступили в ФНС России через МФЦ или их направил нотариус, регистрирующий орган направит соответствующий документ не только по адресу электронной почты заявителя, юрлица или ИП, но и в электронном виде в МФЦ либо нотариусу. По запросу заявителя налоговый орган выдаст ему или его представителю документы на бумажном носителе, подтверждающие содержание электронных документов.

Приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@
«Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц»
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2016 N 42195)18. В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных подпунктами «в», «д», «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 указанного Федерального закона, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *