Недоимка по налогам

Что такое недоимка по налогам

Если юрлицо или индивидуальный предприниматель пропустит срок уплаты налогов или страховых взносов, нарушив тем самым налоговое законодательство (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), то у него образуется долг перед бюджетом. Это недоимка по налогам (страховым взносам), то есть в данном случае задолженность (п. 2 ст. 11 НК РФ).

О том, за какие нарушения возникает ответственность и каковы ее размеры, читайте в статье «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».

Кроме того, бывают ситуации, когда, проверяя налогоплательщика, инспекторы обнаруживают излишне возмещенную ему сумму налогов из бюджета, например, по НДС. И это недоимка по налогам тоже.

Возместить из бюджета можно следующие налоги:

  • НДС, когда сумма вычетов превысит сумму исчисленного налога, в том числе с учетом сумм налога, подлежащих восстановлению (п. 2 ст. 173 НК РФ);
  • акцизы, когда сумма налоговых вычетов окажется больше суммы акциза, исчисленной по операциям с подакцизными товарами — объектами налогообложения по ст. 182 НК РФ (п. 1 ст. 203 НК РФ).

О незаконном возмещении НДС и последующей ответственности за это читайте в материале «Что такое незаконное возмещение НДС и какая за это ответственность?».

Когда возникает недоимка по налогу

Недоимка по налогу возникает уже на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Если недоимкой признается излишне возмещенная сумма налога, тогда днем ее образования будет являться (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • тот день, когда налогоплательщик фактически получил возмещенную сумму налога из бюджета, в случае перечисления средств из бюджета на расчетный счет;
  • день, когда было вынесено решение о зачете суммы налога, в случае проведения зачета по налогам.

О процедуре возмещения читайте в статье «Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)?».

Что делать, если вы самостоятельно обнаружили недоимку по налогам, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс:

Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Каковы последствия возникновения недоимки

Перечислять налоги нужно всегда вовремя, иначе возможны последствия — это недоимка по налогам, а также начисление пеней.

Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.

Рассчитать пени вам поможет наш калькулятор.

Если налогоплательщик не погасит самостоятельно свою задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке.

В случае невозможности взыскания недоимки по налогам и пеней с налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами

Рассмотрим порядок взыскания с налогоплательщика задолженности перед бюджетом по шагам.

Шаг 1. При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • Если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).
  • Если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 руб. и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 руб. — в течение 1 года со дня выявления недоимки.

Шаг 2. Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нем срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:

  • Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговым органом выносится решение о том, чтобы взыскать задолженность со счетов должника, открытых в банковских и кредитных учреждениях. Отметим, что если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков, то срок вынесения указанного решения налоговым органом продлевается до 6 месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования, направленного ответственному участнику группы (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Порядок взыскания задолженности со счетов налогоплательщика регламентируется ст. 46 НК РФ. Если денежных средств на банковских счетах нет или их недостаточно для погашения задолженности, задолженность помещается в картотеку и будет списываться по мере поступления средств.

О том, с каких счетов налогоплательщика может быть взыскана задолженность по налогам и сборам, читайте в материале «С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?».

Шаг 3. Если взыскать задолженность за счет денежных средств должника не удается, то:

Инспекция не позднее 1 года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности выносит решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом взыскание может быть обращено как на движимое так и на недвижимое имущество. После вынесеня такого решения, ФНС вправе наложить на него арест (ст. 77 НК РФ). Взыскание недоимки, пеней и пр. за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. Исполняют данное решение судебные приставы. Для этого ФНС направляет им постановление о взыскании имиущества. Приставы вправе наложить арест на активы должника, провести их оценку, изъять и/или передать их на хранение и другие меры, предусмотренные законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ. Если в течение 2-х месяцев задолженность погасить не удается, приставы передают изъятое имущество должника специальной организации на реализацию.

Шаг 4. Если вышеперечисленные мероприятия не привели к полному погашению задолженности, приставы выносят постановление о возврате исполнительного документа, а ФНС на основании этого документа принимает решение о банкротстве фирмы или ИП (пп.4.1 п.1 ст. 59 НК РФ).

Подробнее о процедуре взыскания читайте .

Если сумма недоимки превышает 5 млн. руб. или задолженность взыскивается с консолидированной группы налогоплательщиков, то ФНС вправе обратиться в суд:

  • По истечении 2, но не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и пр. налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности. Срок подачи заявления, касающегося взыскания задолженности с участников консолидированной группы налогоплательщиков, продлевается до 6 месяцев после истечения 6-месячного срока бесспорного взыскания задолженности с банковских счетов указанных лиц (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Обратим внимание на то, что если инспекция по уважительным причинам пропустила срок подачи данного заявления, суд может восстановить его (абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).
  • Не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговый орган подает заявление в арбитражный суд с тем, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности в тех случаях, что предусмотрены подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ в указанном случае налоговики имеют право обратиться в суд, только если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки и числится за должником более 3 месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно.

Когда возможно списание недоимки по налогам

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку, несмотря на то что задолженность так и будет числиться за ним. Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Согласно подп. 1–4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной признается задолженность в следующих случаях:

  • при ликвидации компании;
  • при признании банкротом индивидуального предпринимателя;
  • в случае смерти физического лица, если он являлся должником по налогам и сборам;
  • при наличии судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней и пр. с должника;
  • при вынесении судебным приставом постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

О ликвидации ООО, имеющего налоговые долги, читайте в статье «Ликвидация ООО с долгами перед налоговой».

Итоги

Недоимка по налоговым платежам возникает в случае нарушения сроков их оплаты. Признается она с первого дня, наступающего после даты, определенной как крайний день срока платежа. Следствием ее являются пени, начисляемые за каждый день просрочки.

Если налогоплательщик не гасит недоимку и пени добровольно, ИФНС прибегает к процедуре принудительного взыскания. В определенных ситуациях задолженность признают безнадежной.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Т.Иванова, налоговый консультант

КАКОВ ПОРЯДОК ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ?

У ТОО есть право пользования на землю налог оплачивали в срок, земли не использовали, 30 июня 2015 года согласно решения суда земли были изъяты у ТОО. В сентябре 2015 года пришло уведомление об увеличении ставки земельного налога в 10 раз, которое вступило в законную силу 8 мая 2015 года. Теперь налоговая требует дополнительную декларацию и уплату оставшейся суммы налога за 2 квартал ориентировочно сумма 3 500 000 тенге. Руководитель против уплаты говорит банкротить и ничего никому не платить. У ТОО без имущества, учредитель юр.лицо, в штате 1 директор, дебиторки нет, есть только кредиторка. Правомерны ли действия налоговых органов в принудительном взыскании? Грозит ли какая- нибудь ответственность директору либо учредителю?

Положения НК. Способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и меры принудительного взыскания налоговой задолженности предусмотрены главой 85 Налогового кодекса, перечень которых указан ниже.

1) Начисление пени на неуплаченную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним;

2) приостановление расходных операций по банковским счетам (за исключением корреспондентских) налогоплательщика (налогового агента) — юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора — непогашения налоговой задолженности по истечении десяти рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности;

3) приостановлением расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента) — юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора — производится налоговым органом в случае непогашения налоговой задолженности в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности, в счет его налоговой задолженности;

4) ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) — юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката и профессионального медиатора — производится в случае непогашения налоговой задолженности по истечении пятнадцати рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности, а так же в случае обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом), за исключением крупного налогоплательщика, подлежащего мониторингу, уведомления о результатах налоговой проверки и (или) решения вышестоящего налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление. При этом в случае, указанном в настоящем подпункте, ограничение производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней со дня подачи жалобы налогоплательщиком (налоговым агентом) в порядке, установленном главами 93, 94 Кодекса, без направления уведомления о погашении налоговой задолженности.

Способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства не применяются в следующих случаях:

1) признания банкротом со дня вступления в законную силу решения суда о признании налогоплательщика банкротом, за исключением пени, начисление которой не производится со дня вынесения судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве;

2) применения реабилитационной процедуры со дня вступления в законную силу решения суда о применении реабилитационной процедуры, за исключением ограничения в распоряжении имуществом, подлежащим государственной регистрации, и (или) имуществом, сделки по которому подлежат государственной регистрации, которое отменяется со дня вынесения судом определения об утверждении плана реабилитации.

При этом в отношении таких налогоплательщиков по налоговому обязательству, сумма которого не включена в реестр требований кредиторов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве, а также в случае, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве, применяются способы обеспечения исполнения такого обязательства;

3) принудительной ликвидации банков, страховых (перестраховочных) организаций — с даты вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации.

В случае обжалования уведомления о результатах налоговой проверки и (или) решения вышестоящего налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, применение способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, (прим. ограничение в распоряжении имуществом), приостанавливается до вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы.

Меры принудительного взыскания налоговой задолженности предусмотрены статьями 614 — 619 Налогового кодекса и производятся в следующем порядке:

1) за счет денег, находящихся на банковских счетах — в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налоговой задолженности по истечении двадцати рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности налоговый орган взыскивает в принудительном порядке с банковских счетов налогоплательщика (налогового агента), на основании инкассового распоряжения налогового органа за исключением суммы денег, являющихся обеспечением по займам, выданным банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в размере непогашенного основного долга указанного займа;

Положения настоящего пункта не распространяются на банковские счета, по которым в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан о банках и банковской деятельности, страховой деятельности, об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей, о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, о проектном финансировании и секьюритизации, инвестиционных фондах наложение взыскания не допускается.

2) со счетов дебиторов — в случае отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах налогоплательщика (налогового агента), либо отсутствия у него банковских счетов налоговый орган в пределах образовавшейся налоговой задолженности обращает взыскание на деньги на банковских счетах третьих лиц, то есть дебиторов, имеющих задолженность перед налогоплательщиком (налоговым агентом);

Налогоплательщик (налоговый агент) не позднее десяти рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности обязан представить в налоговый орган, направивший уведомление, список дебиторов с указанием сумм дебиторской задолженности и, при наличии, акты сверок взаиморасчетов, составленные совместно с дебиторами и подтверждающие суммы дебиторской задолженности.

При наличии актов сверок взаиморасчетов налоговый орган выставляет на банковские счета дебиторов инкассовые распоряжения о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) по истечении пяти рабочих дней со дня получения дебиторами уведомлений.

На основании представленного списка дебиторов или акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговым органом направляются дебиторам уведомления об обращении взыскания на деньги с их банковских счетов в счет погашения налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) в пределах сумм дебиторской задолженности.

Не позднее двадцати рабочих дней со дня получения уведомления, дебиторы обязаны представить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с налогоплательщиком (налоговым агентом), на дату получения уведомления.

В случае непредставления дебиторами акта сверки взаиморасчетов в срок, указанный в настоящем пункте, налоговым органом проводится налоговая проверка указанных дебиторов. При этом налоговый орган не вправе подтверждать суммы дебиторской

В случае непредставления налогоплательщиками списка дебиторов в течение 10 рабочих дней, а, равно как и непредставления дебиторами акта сверки взаиморасчетов в течение 20 рабочих дней, налоговый орган проводит налоговую проверку указанных дебиторов.

3) за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) — в случаях отсутствия или недостаточности у налогоплательщика (налогового агента), денег на банковских счетах и на банковских счетах его дебиторов либо отсутствия у него и (или) у его дебиторов банковских счетов без его согласия выносит постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика (налогового агента).

Реализация ограниченного в распоряжении имущества осуществляется уполномоченным юридическим лицом;

4) принудительным выпуском объявленных акций налогоплательщика (налогового агента)) — в случае непогашения сумм налоговой задолженности налогоплательщиком (налоговым агентом) — акционерным обществом с участием государства в уставном капитале после принятия всех мер, уполномоченный орган обращается в суд с исковым заявлением о принудительном выпуске объявленных акций в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Сроки исполнения налоговых обязательств по уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет, а также обязательств по уплате пеней, штрафов, для погашения которых по решению суда производится принудительный выпуск объявленных акций, приостанавливаются со дня вступления в силу решения суда о принудительном выпуске объявленных акций и до окончания их размещения.

Меры принудительного взыскания не применяются в следующих случаях:

1) при наличии у налогоплательщика (налогового агента) налоговой задолженности в размере менее 6-кратного МРП, установленного Законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, — со дня образования такой задолженности;

2) возбуждения производства по делу о банкротстве — со дня вынесения судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве;

3) применения реабилитационной процедуры в отношении налогоплательщика — со дня вступления в силу решения суда о применении реабилитационной процедуры;

4) принудительной ликвидации банков, страховых (перестраховочных) организаций — с даты вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации.

В случае непогашения налогоплательщиком (налоговым агентом) суммы налоговой задолженности после принятия всех мер, предусмотренных статьей 614 Кодекса, налоговый орган вправе принять меры по признанию его банкротом согласно законодательным актам Республики Казахстан (ст. 620).

Порядок ликвидации налогоплательщика (налогового агента), признанного банкротом, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве.

Нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года № 1 «О судебной практике применения налогового законодательства» определено следующее:

«В силу подпункта 25) пункта 1 статьи 20 Налогового кодекса в целях выполнения задачи по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет органы налоговой службы обязаны применять способы обеспечения исполнения налогового обязательства и взыскивать налоговую задолженность в принудительном порядке в соответствии с этим Кодексом. Способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и меры принудительного взыскания налоговой задолженности предусмотрены соответственно главами 85 и 86 Налогового кодекса.

В отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом, частным судебным исполнителем, адвокатом, может быть применен только такой способ обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства как начисление пени на неуплаченную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет. Меры принудительного взыскания налоговой задолженности к нему не применяются.

Данное положение действует и в отношении налоговой задолженности физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом, частным судебным исполнителем, адвокатом, образовавшейся в связи с получением им дохода, не связанного с осуществлением указанной деятельности.

Меры принудительного взыскания налоговой задолженности применяются к налогоплательщику — юридическому лицу, структурному подразделению юридического лица, нерезиденту, осуществляющему деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуальному предпринимателю, частному нотариусу, частному судебному исполнителю, адвокату в порядке, установленном пунктом 3 статьи 614 Налогового кодекса. Каждая последующая мера применяется, если в результате применения предыдущей меры налоговая задолженность не была погашена. В этой связи налоговый орган вправе перейти к реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налоговой задолженности за счет денежных средств.

Нормами Налогового кодекса в полной мере обеспечена возможность взыскания налоговой задолженности с указанных выше налогоплательщиков во внесудебном порядке. Поэтому исковые заявления органов налоговой службы о взыскании недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и пени с этих лиц не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства».

Выводы. Таким образом, способы и меры обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и меры принудительного взыскания налоговой задолженности предусмотрены главой 85 и 86 Налогового кодекса. Указанным перечнем не предусмотрено изъятие личного имущества директора или учредителя. Если данное действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, то крайней мерой будет являться признание банкротом такого предприятия.

Недоимка по страховым взносам – это фактически их недоплата в бюджет. Чаще всего ее обнаруживают уже при проверке Пенсионного фонда или ФСС. И тогда компании предстоит пересчитать страховые взносы, заплатить пени и штрафы. Наши эксперты в ходе многих лет практики выделили три основные причины, по которым у компании непреднамеренно возникает недоимка в ПФР и ФСС.

Просрочка платежа

Не позднее 15 числа каждого месяца необходимо перечислять страховые взносы с заработной платы сотрудников за предыдущий месяц. Если этот срок пропустить, будут штрафы и пени. Но не всегда просрочка возникает только потому, что компания пропустила последний день уплаты.

Например, взносы могли не уйти в нужный бюджет из-за ошибки в платежном поручении. Ошибки в номере счета и наименовании банка получателя – самые критичные. Их нельзя исправить и уточнить. Придется заново платить взносы и разбираться с ошибочным перечислением. Еще платеж может «зависнуть» из-за неточного КБК или номера счета Федерального казначейства.

Не исключены и непредвиденные обстоятельства. Например, на стороне интернет-банка неполадки, а отвезти платежку в банк возможности нет. Тем не менее, в фонде такую причину опоздания с уплатой уважительной не посчитают. Поэтому лучше не откладывать платежи по взносам на последний день.

Ошибки бухгалтера

Недоимка в ПФР и ФСС может возникнуть по ошибке бухгалтера. В основном, взносы начисляются на выплаты автоматически в учетной программе. Когда бухгалтер заводит в ней очередной вид выплаты, то в настройках обязательно нужно указать, облагается ли эта сумма НДФЛ и начисляются ли на нее взносы.

Например, материальная помощь в размере не более 4000 руб. в год не облагается ни НДФЛ, ни страховыми взносами. А вот на сумму, которая этот лимит превысит, нужно начислить взносы и удержать с нее НДФЛ.

Однако недостаточно квалифицированные бухгалтеры зачастую пропускают такие моменты. Из-за чего компания месяцами недоплачивает взносы и накапливает недоимку. Хотя при внимательной подготовке отследить недоимку в отчете и ФСС и ПФР можно. Но все опять же зависит, от компетентности бухгалтера, который их составляет.

«Когда «маленькие» ошибки в программе оперативного учета приводят к большим проблемам»

Поддельные больничные листы

Иногда недобросовестные сотрудники притворяются больными, чтобы не выходить на работу. И в подтверждение даже приносят больничный лист. Так они могут взять несколько дополнительных оплачиваемых дней отдыха.

К тому же, получить больничный лист сейчас можно, минуя врача и поликлинику. В интернете масса объявлений, в которых за небольшую сумму предлагают оформить листок нетрудоспособности хоть задним числом. Возможно, на первый взгляд такой больничный ничем не будет отличаться от настоящего. Но проверяющие из фондов точно не пропустят поддельный документ. И, конечно, не возместят по нему пособие.

В итоге, у компании появится недоимка по страховым взносам в ПФР и ФСС. Ведь на больничное пособие взносы начислять не надо. А вот на все другие выплаты в пользу работника – обязательно. В том числе и на ту сумму, которую работник получил в виде больничных.

Если больничный лист вызывает у вас сомнения, проверьте его подлинность следующим образом:

  1. На сайте ФСС в разделе «Работодателям» ежемесячно обновляется перечень похищенных бланков больничных листов (). Проверьте номер сомнительного документа по этому списку.
  2. Позвоните в поликлинику, которая выдала больничный и спросите, выдавали ли они документ под таким номером. Если да, то он должен быть в базе медучережедния. Желательно получить письменное подтверждение врача.
  3. Напишите запрос в ФСС в свободной форме с просьбой установить подлинность больничного листа. В письме укажите реквизиты или приложите копию листка нетрудоспособности.

А еще объясните сотрудникам заранее, что покупка фальшивых больничных – дело уголовно наказуемое. Ответственность предусмотрена по ч. 3 ст. 327 УК — использование заведомо подложного документа. Не говоря уже об увольнении за прогул и взыскании пособия с его заработной платы.

Во сколько обходится недоимка в ПФР и ФСС

Уплата недоимки по страховым взносам — это только пол беды. За каждый день недоплаты придется заплатить пени. Также есть вероятность, что проверяющие наложат штраф.

Предположим, при проверке обнаружилось, что компания не начислила страховые взносы на премии нескольким сотрудникам и тем самым не доплатила 100 000 руб. взносов. А с крайнего срока уплаты прошло уже 3 месяца. Тогда помимо недоимки нужно будет доплатить 22 530 руб.

20 000 руб. штрафа (100 000 руб. х 20%) и 2 530 руб. пени (100 000 руб. х 1/300 х 8,25% х 92 дня).

Если вы сами обнаружили, что занизили базу по взносам, то штрафа можно избежать. Для этого нужно самостоятельно доплатить недоимку, пени и подать уточненные расчеты (РСВ-1 и 4-ФСС).

Компании, которые доверили нам вести учет, не сталкиваются с недоимками по взносам. И даже не беспокоятся о том, что они могут возникнуть.

Если у Вас появились вопросы – будем рады на них ответить!

Связаться с экспертом

На что имеют право налоговики при взыскании недоимки

Начнем с того, что при взыскании недоимки инспекция располагает весьма широкими правами.

  1. Налоговики вправе взыскивать недоимки, возникшие по итогам проведенной налоговой проверки (абз. 1 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).
  2. Недоимка дочерней компании может быть взыскана за счет средств материнской (и наоборот). Более того, налоговики вправе через суд требовать уплаты налогов с аффилированных лиц, например, с собственников, учредителей или акционеров организаций-должников.
  3. Перевод средств на счета других компаний не поможет избежать уплаты недоимки (абз. 4, 5 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Не поможет избежать ответственности и реорганизация.

  4. Если должник перечислит выручку от реализации на счета нескольких фирм или передаст деньги (иное имущество) нескольким компаниям, недоимка будет взыскана со всех компаний пропорционально доле поступившей им выручки, доле переданных денежных средств или стоимости иного имущества (абз. 6 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).
  5. Налоговики взыщут недоимку и в том случае, если дочерняя фирма перечислит выручку от реализации, передаст денежные средства или иное имущество материнской компании (и наоборот) посредством совокупности взаимосвязанных операций, то есть с участием посредников. Даже если участники этих операций не являются основными или зависимыми обществами (абз. 7 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).
  6. Если суд признает организацию каким-либо образом зависимой с должником, указанный порядок взыскания недоимки будет применяться и к ней (абз. 8 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Налоговики вправе взыскать недоимку с учетом перечисленных правил только в пределах поступившей выручки, переданных денежных средств или иного имущества (абз. 9 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Информирование о недоимке

Теперь к поправкам.

Если фирма или предприниматель не выполнили требования об уплате налога, пеней и штрафа в отведенный для этого срок, то взыскать долг перед государством налоговая инспекция может самостоятельно (за счет средств на счетах или другого имущества фирмы).

С 1 апреля 2020 года инспекция может информировать налогоплательщиков о недоимке и задолженности по пеням, штрафам, процентам с помощью СМС-сообщений, электронной почты или иными способами.

Такое информирование возможно при условии:

  • не чаще одного раза в квартал;
  • налогоплательщик (плательщик взносов) дал письменное согласие на такое оповещение.

На что повлияет сумма

В общем случае решение о взыскании с фирмы недоимки налоговики должны принять не позднее двух месяцев после того, как истек срок исполнения требования об уплате налога.

Еще шесть дней дается инспекции, чтобы проинформировать фирму об этом решении.

Если налоговая инспекция пропустит двухмесячный срок, взыскать недоимку она сможет только через арбитражный суд (п. 3 ст. 46 НК РФ). На обращение в суд отведено шесть месяцев.

С 1 апреля 2020 года этот порядок применяется к суммам недоимки, превышающей 3 000 рублей.

Если недоимка по одному требованию меньше 3 000 рублей, то решение о взыскании за счет денежных средств будет приниматься в течение двух месяцев от момента, который наступил раньше:

  • сумма долга по разным требованиям превысила 3 000 рублей;
  • прошло три года с момента самого раннего неисполненного требования.

Кроме того, при недоимке до 3 000 рублей срок, в который инспекция должна направить требование, составляет один год с момента ее выявления. Исключение составляет требование по задолженности, выявленной в ходе проверки.

Оповещение об обеспечительных мерах

Если налоговики опасаются, что фирма попытается ликвидироваться или передать все имущество на баланс подконтрольных фирм, не расплатившись по долгам, они могут арестовать ее имущество. Такое право им дает статья 77 Налогового кодекса.

Так, арест применяют:

  • только для создания условий, при которых фирма сможет исполнить обязанность по уплате налога, пеней, штрафа за счет своего имущества;
  • не ранее принятия налоговой службой решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса;
  • при нехватке или отсутствии денег на счетах фирмы или ее электронных денежных средств;
  • либо при отсутствии информации о счетах фирмы или сведений о реквизитах ее корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денег.

Для ареста имущества инспекция должна получить санкцию прокурора, а при аресте должны присутствовать понятые. Кроме того, обязательно должно быть постановление руководителя ИФНС о наложении ареста на имущество.

По окончании мероприятия инспекторы составляют протокол, в котором перечисляют и описывают все арестованное имущество. Запомните, арестовывается не все имущество, а только достаточное для погашения долга (п. 3 ст. 77 НК РФ).

С 1 апреля 2020 года инспекция будет размещать на своем сайте решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества, и информацию об отмене таких решений.

Сведения будут размещать в течение 3 дней с даты принятия решения об обеспечительных мерах, но не ранее вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как инспекция блокирует счета и переводы электронных денег

Как инспекция снимает блокировку

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Яндекс Дзен!

Подписаться

Недоимка – это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок.

Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

Дата выявления недоимки

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий — по результатам камеральной проверки или выездной проверки.

Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок. Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит:

  • неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет;

  • ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога. Датой возникновения указанной недоимки является:

  • день фактического получения налогоплательщиком денежных средств — в случае возврата налога;

  • день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, — в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей).

При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков — следующий день после ее представления.

Для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Срок взыскания выявленной недоимки

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке.

Для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий, срок для направления требования зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

  • 500 руб. и более — требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;

  • менее указанной суммы — в течение года со дня выявления недоимки.

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, — 8 рабочих дней начиная с даты получения требования. Однако этот срок по усмотрению налогового органа может быть увеличен. При этом максимальный предел не установлен.

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки.

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета — дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

Способы взыскания недоимки

Бесспорное взыскание (взыскание без обращения в суд)

В большинстве случаев недоимку ИФНС взыскивает во внесудебном (бесспорном порядке) с банковских счетов организации или за счет принадлежащего ей имущества.

Для этого ИФНС выставляет организации требование об уплате налога.

Если организация не исполнит требование об уплате налога в срок, то ИФНС в течение двух месяцев со дня его истечения:

  1. вынесет решение о взыскании налога за счет денег на банковских счетах организации (электронных денежных средств). Это решение в течение шести рабочих дней со дня его принятия ИФНС должна вручить представителю организации под расписку, а если это невозможно — направить организации по почте заказным письмом;
  2. направит в банк поручение на списание денег со счета организации и их перечисление в бюджет. Банк спишет деньги со счета организации не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда получил.

Одновременно с принятием решения о взыскании ИФНС может приостановить операции по банковским счетам организации.

Если денег на банковских счетах недостаточно для исполнения решения о взыскании, ИФНС может взыскать налог за счет иного имущества организации, в том числе наличных в кассе.

Для этого в течение одного года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога ИФНС может вынести решение о взыскании налога за счет имущества организации.

На основании такого решения ИФНС направляет судебным приставам постановление о взыскании налога, и они в рамках исполнительного производства начинают заниматься взысканием налога.

В частности, они могут наложить арест на имущество и впоследствии его принудительно изъять и реализовать.

Взыскание в судебном порядке

В суд за взысканием недоимки ИФНС обратится, если пропустит срок для бесспорного взыскания.

Обратиться в суд ИФНС может:

  • если пропущен срок принятия решения о взыскании налога за счет средств на счетах организации в банках — в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога;

  • если пропущен срок на принятие решения о взыскании налога за счет имущества — в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *