НДС по отгрузке

Вход для клиентов

С января 2019 года начнут действовать многочисленные изменения налогового законодательства, и наиболее значимое из них – увеличение базовой ставки НДС. Нужно быть предельно внимательным: большая часть договоров заключалась в предыдущие периоды, по каким‑то из них получена предоплата, а услуги будут оказаны в текущем году исходя (уже) из повышенной ставки НДС. Правильно ли вы (исполнитель) подготовились к переходному периоду? Что может ожидать вас в другой роли (в качестве покупателя товаров, работ, услуг)?

О какой бы отрасли ни шла речь, понятно, что со сложными ситуациями в ближайшее время столкнутся все. Но часть вопросов уже поспешили разъяснить компетентные органы. Обобщим и заострим внимание плательщиков НДС на таких вопросах и мы.

Отгрузка-2018 – оплата-2019.

При отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее, избегая повторов, будем использовать понятие «продукт») независимо от поступления платы за них счета-фактуры выставляются покупателям с указанием налоговой ставки, действующей на дату отгрузки. Это означает, что по отгрузке до 01.01.2019, подлежащей обложению НДС по базовой налоговой ставке, НДС исчисляется по ставке, действующей до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 303‑ФЗ, – 18 %, независимо от момента поступления оплаты отгрузки (см., например, Письмо Минфина РФ от 29.10.2018 № 03‑07‑05/77563). При получении платы за отгруженный до 01.01.2019 продукт перерасчет налога в 2019 году не производится.

О договорах, переходящих на 2019 год.

Вопросы могут возникнуть в обратной ситуации: когда отгрузка по ранее (до 01.01.2019) заключенным договорам длительного характера, предусматривающим в том числе перечисление авансовых платежей, производится в 2019 году.

Своего рода инструкцию о действиях налогоплательщиков в переходный период подготовило главное налоговое ведомство страны в Письме от 23.10.2018 № CД-4-3/20667@. Из письма следует, что вне зависимости от того, будут ли внесены коррективы в условия таких договоров, отгрузка по ним в 2019 году должна сопровождаться начислением НДС по ставке 20 %. Следовательно, внесение изменений в договор в части размера ставки НДС не требуется.

Минфин также выпустил ряд писем на эту тему (от 27.11.2018 № 03‑07‑11/85574, от 16.10.2018 № 03‑07‑14/74188,
от 06.08.2018 № 03‑07‑05/55290). В Письме от 10.09.2018 № 03‑07‑11/64576, например, специалисты ведомства высказались в отношении договоров аренды: при исчислении НДС со стоимости арендной платы ставка НДС определяется исходя из периода, в котором оказывались услуги. Так, при оформлении «первички» и выставлении счетов-фактур на суммы арендной платы за декабрь 2018 года используется ставка 18 %, за январь 2019 года – ставка 20 %. Дата заключения договора не имеет значения.

Аванс получен в 2018 году: уточняем расчеты.

При получении аванса в счет будущей отгрузки исполнитель (продавец) – плательщик НДС обязан исчислить «авансовый» НДС (абз. 2 п. 1 ст. 154, пп. 2 п. 1 ст. 167, п. 8 ст. 171 НК РФ). С поступивших до 01.01.2019 средств (даже если в договоре будет указано, что продукт облагается по ставке 20 %) налог рассчитывается по ставке 18/118. Соответствующие данные заносятся продавцом в книгу продаж (п. 3 и 17 Правил ведения книги продаж). «Авансовый» НДС предъявляется покупателю (абз. 2 п. 1, п. 3 ст. 168, п. 5.1, 6 ст. 169 НК РФ), и тот (будучи плательщиком данного налога при соблюдении всех необходимых условий) вправе воспользоваться вычетом НДС (п. 12 ст. 171 НК РФ).

В момент отгрузки в 2019 году продавец вновь исчислит НДС (п. 3 ст. 164, п. 14 ст. 167 НК РФ), но уже по повышенной ставке – 20 %. При этом «авансовый» НДС он вправе заявить к вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ, п. 22 Правил ведения книги покупок). Покупатель, в свою очередь, учтет в составе вычетов «входной» НДС по новой ставке и восстановит «авансовый» НДС по действующей в 2018 году ставке НДС (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Таким образом, повышение ставки ведет к доплате налога. Но за чей счет?

В Письме № CД-4-3/20667@ ФНС рассмотрела ситуацию, когда дополнительная нагрузка ложится на плечи покупателя. Порядок исчисления НДС продавцом при этом поставлен в зависимость от того, когда будут получены средства: в 2018 году (включительно до 31.12.2018) или после 01.01.2019.

В первом случае (перечисления-2018) такую сумму можно представить как новый (так сказать, вдогонку) аванс, доплату стоимости продукта в счет будущей поставки в 2019 году.

По сути, продавец вправе сопроводить данную операцию «авансовым» счетом-фактурой. Но ФНС подчеркивает: в подобных случаях выставляют корректировочный счет-фактуру (КСФ) с отражением разницы из‑за увеличения стоимости продукта.

Ниже представлен фрагмент КСФ к счету-фактуре на сумму аванса (условно) 118 руб., в том числе НДС – 18 руб. Стоимость продукта (из‑за роста ставки НДС) увеличена на 2 руб., что зафиксировано в дополнительном соглашении к договору.

Показатели в связи с изменением стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога – всего, руб.

В том числе сумма акциза, руб.

Налоговая ставка

Сумма налога, руб.

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом – всего, руб.

А (до изменения)

Без акциза

Б (после изменения)

Без акциза

18,3

В (увеличение)

0,3

Всего увеличение

0,3

Обратите внимание:

Прописать согласие сторон по данному вопросу – важный момент. Дело в том, что доплата, перечисленная до 01.01.2019 (даты вступления в силу Федерального закона № 303‑ФЗ), может быть расценена как неосновательное обогащение. Этот вывод следует из Определения ВС РФ от 23.06.2015 по делу № 305‑ЭС14-8805, А40-2065/2014: сумма НДС, уплаченная покупателем услуг сверх установленного НК РФ размера, является исполнением, которое произведено при отсутствии к тому законных оснований, и подлежит возврату этому лицу. Именно поэтому (во избежание спорных ситуаций) сторонам договора рекомендовано согласовать и подписать (любой!) документ об увеличении аванса на 2 % НДС. Если до перечисления средств в 2018 году подписать соглашение с контрагентом об увеличении суммы аванса не получается, с платежом лучше подождать до 2019 года.

Доплата (по договоренности) может быть включена в аванс сразу (иными словами, вместо предусмотренных изначально 118 руб. покупатель с учетом ставки НДС 20 % заплатит, например, в декабре 2018 года 120 руб.). В этом случае КСФ составлять не нужно. При получении средств продавец исчислит «авансовый» НДС в сумме 18,3 руб. (120 руб. х 18/118), отразит данные в декларации по НДС по результатам IV квартала 2018 года, а при отгрузке продукта в 2019 году со всей суммы предоплаты примет НДС к вычету. «Отгрузочный» НДС, понятно, исчисляется по ставке 20 %.

Во втором случае (перечисления с 01.01.2019) налоговую разницу в 2 % авансом не посчитают, поэтому и исчислять НДС по расчетной ставке продавцу не надо.

Если покупатель – плательщик НДС, при получении доплаты налога продавцу следует выставить КСФ на разницу между суммой налога по счету-фактуре, составленному ранее с применением налоговой ставки в размере 18/118, и суммой, рассчитанной с учетом размера доплаты налога.

Показатели в связи с изменением стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога – всего, руб.

В том числе сумма акциза, руб.

Налоговая ставка

Сумма налога, руб.

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом – всего, руб.

А (до изменения)

Без акциза

Б (после изменения)

Без акциза

В (увеличение)

Всего увеличение

Если покупатель – неплательщик НДС или освобожденный от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, счет-фактуру ему (по письменному согласию сторон) можно не составлять (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Тогда продавец регистрирует в книге продаж:

  • «первичку», подтверждающую совершение фактов хозяйственной жизни;
  • иные документы (например, бухгалтерскую справку-расчет), содержащие суммарные данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала).

В отношении регистрации данных по доплате налога с 01.01.2019 неплательщиком НДС или «освобожденцем» ФНС уточнила: в этом случае продавец отражает в книге продаж сумму доплаты налога на основании отдельного корректировочного документа, содержащего сводные данные обо всех случаях доплат налога, полученных продавцом от указанных лиц в течение календарного месяца (квартала), независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

Если покупатель на доплату не согласен.

Конечно, продавцу выгоднее, чтобы возникшая разница была погашена за счет покупателя. Но не факт, что тот даст согласие на доплату. Если договором изначально предусматривалась цена, включающая в том числе НДС, имеет право на жизнь такая позиция: стороны оговорили уже конечную цену, а сколько в ней налога – дело продавца. Особенно если покупатель – спецрежимник (лицо, не имеющее право на вычет НДС): для него данная доплата – это просто увеличение цены. Да и плательщик НДС, располагающий правом на вычет, может выразить свое нежелание доплачивать налог, ведь у него увеличится размер извлекаемых из оборота средств (продавцу надо платить больше «живыми» деньгами уже сейчас, а к вычету поставить эту сумму можно только по итогам квартала).

В таком случае возможен следующий вариант изменения условий сделки: отгрузка покупателю будет на столько, на сколько хватит суммы предоплаты за вычетом налога по ставке 20 %. Или исходя из этой же суммы рассчитают, на сколько надо уменьшить стоимость продукта, чтобы сохранить его количество в поставке и не доплачивать за него.

Например, 100 %-й аванс в сумме (условно) 118 руб. (НДС, соответственно, 18 руб.) перечислен в декабре 2018 года. Отгрузка производится в 2019 году. Доплачивать налог покупатель отказался, в связи с чем стороны подписали дополнительное соглашение к договору и поменяли количество отгрузки: ее хватает на сумму 98,33 руб. (118 руб. — 118 руб. x 20/120).

На дату отгрузки продавец выставил «отгрузочный» счет-фактуру с меньшим количеством продукта, цена которого без НДС – 98,33 руб. НДС по ставке 20 % составит 19,67 руб. (98,33 руб. x 20 %). Выручка продавца – 98,33 руб. Налог перечисляется в бюджет фактически за счет средств покупателя.

Если разницу налога уплатит продавец.

В Письме ФНС РФ № CД-4-3/20667@ о правилах расчета налога в переходный период рассмотрены ситуации, когда НДС доплачивает покупатель. Между тем разницу может уплатить и сам продавец. Но уменьшить на нее налогооблагаемую прибыль не получится.

Минфин, ссылаясь на п. 19 ст. 270 НК РФ, высказался на этот счет в Письме от 31.10.2018 № 03‑07‑11/78170: если налогоплательщиком сумма НДС, которая должна быть предъявлена покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплачивается за счет собственных средств, то такая сумма НДС в целях налогообложения прибыли не учитывается.

Впрочем, можно поступить и так. Продавец (при несогласии покупателя поменять условия сделки и отказе доплатить НДС в размере 2 %) перечислит недостающую часть за свой счет, а в учете отразит дебиторскую задолженность. Списать ее во внереализационные расходы можно после того, как истечет срок исковой давности (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ). Данный момент зависит от условий договора либо соглашений с покупателем. Например, если выставить контрагенту требование о возврате долга и срок для его исполнения, три года нужно будет отсчитать со дня, когда пройдет срок для оплаты (п. 2 ст. 200 ГК РФ). (Кстати, для покупателя списание долга отражается во внереализационных доходах – п. 18 ч. 2 ст. 250 НК РФ.)

Списать «дебиторку», возникшую в связи с продажей товара, не погашенную в срок и не обеспеченную залогом, можно и при со-
здании в налоговом учете резерва по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ), как только она будет признана безнадежной (абз. 2 п. 5 ст. 266).

Ситуации бывают разные.

В Письме № СД-4-3/20667@ ФНС разъяснила и другие ситуации, связанные с исчислением НДС в переходный период. Пробежимся по ним.

Стоимость отгруженного до 01.01.2019 продукта изменена с 01.01.2019. В этом случае применяется налоговая ставка, действовавшая на дату отгрузки (передачи), в связи с чем в графе 7 КСФ (на основании п. 3 ст. 168 НК РФ составляется не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в п. 10 ст. 172 НК РФ) отражается та же налоговая ставка, что
и в графе 7 счета-фактуры, к которому составлен КСФ (см. также Письмо Минфина РФ от 22.10.2018 № 03‑07‑09/75650).

Исправлен счет-фактура в отношении продукта, отгруженного до 01.01.2019. Согласно п. 7 Правил заполнения счета-фактуры исправления в счета-фактуры вносит продавец путем составления новых экземпляров счетов-фактур в соответствии с данным документом. В новом экземпляре не допускается изменение показателей (номера и даты), отраженных в строке 1 прежнего счета-фактуры, и заполняется строка 1а, где указываются порядковый номер исправления и дата исправления.

В связи с этим в случае внесения исправлений в счет-фактуру, выставленный при отгрузке до 01.01.2019, в графе 7 исправленного счета-фактуры отражается налоговая ставка, действовавшая на дату отгрузки товаров и отраженная в графе 7 счета-фактуры, выставленного при их отгрузке.

После 01.01.2019 произведен возврат некачественного товара, отгруженного до 01.01.2019. В период перехода на повышенную ставку ФНС разрешила по возвратам товара в 2019 году выставлять КСФ, что обеспечит применение той же ставки НДС, по которой этот товар отгружался в 2018 году. Причем оформлять КСФ продавцу рекомендовано по любым случаям, будь то возврат товара, принятого либо не принятого на учет, возвращает ли его покупатель-«традиционщик» или спецрежимник.

Кстати, один экземпляр КСФ продавец передает покупателю – плательщику НДС для восстановления им принятого к вычету налога. Если покупатель не является налогоплательщиком либо освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, то при возврате им с 01.01.2019 товаров, отгруженных (переданных) ему до 01.01.2019, в книге покупок продавец регистрирует корректировочный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по операциям возврата, совершенным в течение календарного месяца (квартала), независимо от показаний ККТ.

Покупатель (если принял к вычету предъявленные ему суммы НДС), в свою очередь, восстанавливает налог на основании КСФ, полученного от продавца, независимо от периода отгрузки товаров, то есть до 01.01.2019 или с указанной даты.

Исчисление НДС производится налоговыми агентами. Некоторые из них применяют ставку НДС в переходный период так же, как и плательщики НДС. К этим налоговым агентам относятся:

  • организации (ИП), покупающие металлолом и сырые шкуры животных у НДС-плательщиков (п. 8 ст. 161 НК РФ);
  • организации (ИП), участвующие в расчетах на основе договора поручения, комиссии или агентского договора, при реализации в России товаров иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете в Российской Федерации (п. 5 ст. 161);
  • российские перевозчики на железнодорожном транспорте, которые с 01.10.2018 оказывают услуги по предоставлению подвижных составов и контейнеров по договору поручения, комиссии или агентскому договору (п. 5.1 ст. 161);
  • организации (ИП), реализующие конфискованное имущество, бесхозяйные ценности и прочее имущество, упомянутое в п. 4 ст. 161.

Другая группа налоговых агентов исчисляет НДС в переходный период по‑особому:

  • организации (ИП), приобретающие у иностранного продавца, не состоящего на учете в российских налоговых органах, товары, работы или услуги, местом реализации которых признается территория РФ (пп. 4 п. 1 ст. 148, п. 1, 2 ст. 161 НК РФ);
  • арендаторы и покупатели государственного, муниципального имущества или имущества субъектов РФ, указанные в п. 3 ст. 161 НК РФ.

Эти лица определяют базу по НДС на более раннюю из двух дат – дату оплаты отгрузки либо дату перечисления аванса.

ФНС подчеркнула: в случае, когда аванс был уплачен до 31.12.2018 включительно, а продукт отгружен уже в 2019 году, «авансовый» НДС нужно исчислить по ставке 18/118. В дальнейшем налог не пересчитывается (п. 2.1 Письма № СД-4-3/20667@).

В обратной ситуации (продукт отгружен в 2018 году, а оплачен в 2019 году) также разрешается использовать ставку 18/118, причем несмотря на то, что дата определения налоговой базы приходится на 2019 год. Объясняется это тем, что ставка 20 % по правилам, установленным Федеральным законом № 303‑ФЗ, применяется в отношении продукта, отгруженного начиная с 01.01.2019.

«Налог на Google» в переходный период. Высказалась ФНС и в отношении исчисления в переходный период так называемого налога на Google (п. 2.2 письма). В двух словах: если плата за услуги в электронной форме получена в 2019 году, иностранная организация (напомним, с 01.01.2019 она сама уплачивает НДС в бюд-
жет – п. 3 ст. 174.2 НК РФ) исчислит НДС с применением расчетной ставки:

  • 15,25 % – когда услуги оказаны до 31.12.2018 включительно;
  • 16,67 % – когда услуги оказаны начиная с 01.01.2019.

Если иностранная организация получила в 2018 году или ранее аванс в счет услуг, которые будут оказаны в 2019 году, исчислять НДС она не должна, поскольку на дату перечисления аванса покупатель (организация или ИП), являясь налоговым агентом, сам исчислил НДС (п. 9 ст. 174.2 НК РФ).

Работа по госконтрактам.

Обратились официальные органы и к теме исчисления НДС в случае, если работа производится по государственным контрактам. Здесь встал такой вопрос: можно ли увеличить цену контрактов и договоров, заключенных по федеральным законам от 05.04.2013 № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ из‑за повышения ставки НДС?

В абсолютном большинстве случаев увеличить цену контрактов не удастся, и вот почему. Возможность внесения изменений в контракты, в том числе при изменении ставки НДС, предусмотрена п. 2 – 4 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44‑ФЗ. Существенные условия контракта могут быть изменены, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, определенный Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186 (см. таблицу ниже), и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Цена контракта

Срок исполнения контракта

Цель контракта

Кто принимает решение об изменении цены

10 млрд руб.

Не менее чем три года

Обеспечение федеральных нужд

Правительство РФ

1 млрд руб.

Обеспечение нужд субъекта РФ

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

500 млн руб.

Не менее чем один год

Обеспечение муниципальных нужд

Местная администрация

В иных (не указанных в таблице) случаях увеличение цены контракта невозможно.

Подтверждает сказанное и Минфин (см. Письмо от 20.08.2018 № 24‑03‑07/58933).

Более того, этот же подход отражен в Информационном письме Минфина РФ от 28.08.2018 № 24‑03‑07/61247, которое ФНС направила нижестоящим налоговым органам (для сведения и использования в работе) Информационным письмом от 12.09.2018 № АС-4-5/17724.

К сведению:

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, определяется и обосновывается заказчиком. Заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные НК РФ. Риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика, подрядчика, исполнителя, которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

А вот по Федеральному закону № 223‑ФЗ ситуация иная, поскольку этот нормативный акт не содержит ограничений на изменение цены договора.

Сказанное подтверждается Информационным письмом от 29.11.2018 № 24‑01‑07/86352: по мнению Минфина, по соглашению сторон договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 223‑ФЗ, его цена может быть изменена в связи с повышением процентной ставки НДС, в случае если такое изменение не противоречит положениям соответствующего договора и положению о закупке.

Напомним: об этом и других изменениях, внесенных в НК РФ федеральными законами от 03.08.2018 № 303‑ФЗ и № 302‑ФЗ, было рассказано в статье «НДС-изменения: держим руку на пульсе», № 5, 2018.

Приложение 5 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Приложение 4 к Постановлению Правительства РФ № 1137.

Дословно: при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ.

Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ № 1137.

Дополнительно рекомендуем ознакомиться со статьей Д. М. Корсакова «При оплате рекламы на Facebook компаниям больше не придется платить НДС», № 6, 2018.

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение, №1, 2019 год

С 01.01.2019 ставка НДС увеличится до 20 %. Какие нюансы следует учесть при переходе с 18 % на 20 %, сообщается в письме ФНС № СД-4-3/20667@ от 23.10.2018, которое согласовано с Минфином.

С 18 % на 20 %

Налоговая ставка по НДС в размере 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

При этом исключений по договорам, заключенным в этом году и имеющим длящийся характер с переходом на 2019 и последующие годы, не предусмотрено.

Следовательно, в отношении отгрузок начиная с 1 января 2019 года, применяется ставка НДС в 20 %, независимо от даты и условий заключения договоров. При этом продавец дополнительно к цене отгружаемых начиная с 01.01.2019 товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю сумму налога, исчисленную по ставке 20 %. 📌 Реклама Отключить

В этой связи внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется. Вместе с тем, стороны договора вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав в связи с изменением налоговой ставки по НДС.

Также необходимо учитывать, что изменение налоговой ставки не изменяет для налогоплательщика порядок и момент определения налоговой базы по НДС.

Аванс получен в 2018, а отгрузка — в 2019

При получении до 01.01.2019 предоплаты в счет предстоящих поставок с 01.01.2019 исчисление НДС с аванса производится по ставке 18/118 %.

При отгрузке с 01.01.2019 вышеуказанных товаров (работ, услуг) в счет поступившей ранее предоплаты, налогообложение НДС производится по ставке 20 %.

Вычеты сумм НДС, исчисленных по налоговой ставке в размере 18/118 % с предоплаты, полученной до 01.01.2019, производятся продавцом в 2019 году с даты отгрузки в размере налога, ранее исчисленного по налоговой ставке 18/118 %.

📌 Реклама Отключить

При этом суммы налога, принятые к вычету покупателем при перечислении аванса продавцу до 01.01.2019, подлежат восстановлению покупателем в размере налога, исчисленного исходя из ставки 18/118 %.

В случае, если до даты отгрузки покупатель дополнительно доплатит продавцу сумму НДС в размере 2-х процентных пунктов в связи с изменением ставки НДС, то ФНС России рекомендует руководствоваться следующим:

В случае, если доплата налога в размере 2-х процентных пунктов осуществляется покупателем с 01.01.2019, то такую доплату не следует рассматривать в качестве дополнительной оплаты стоимости, с которой необходимо исчислять НДС по ставке 20/120, а следует рассматривать в качестве доплаты суммы налога. В этой связи, продавцу при получении доплаты налога следует выставить корректировочный счет-фактуру на разницу между показателем суммы налога по счету-фактуре, составленному ранее с применением налоговой ставки в размере 18/118 процента, и показателем суммы налога, рассчитанной с учетом размера доплаты налога (пример 1).

📌 Реклама Отключить В случае, если доплата НДС в размере 2-х процентных пунктов осуществляется с 01.01.2019 лицами, не являющимися плательщиками НДС, которым счета-фактуры не выставляются, то отражение в книге продаж сумм доплаты налога осуществляется на основании отдельного корректировочного документа, содержащего суммарные (сводные) данные о всех случаях доплат налога, полученных продавцом от указанных лиц в течение календарного месяца (квартала) независимо от показаний ККТ.

В случае, если доплата налога в размере 2-х процентных пунктов осуществляется покупателем до 31.12.2018 включительно, то в связи с отсутствием оснований в 2018 году рассматривать указанную доплату в качестве доплаты суммы НДС в размере 2-х процентных пунктов (поскольку действующая ставка НДС в 2018 году — 18 %), такую доплату следует рассматривать в качестве дополнительной оплаты стоимости, с которой необходимо исчислять НДС по ставке 18/118. В этой связи, продавцу при получении доплаты налога возможно выставить корректировочный счет-фактуру на разницу между показателями счета-фактуры, составленного при получении предоплаты по ставки 18/118 %, и показателями после изменения стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав с применением налоговой ставки в размере 18/118 % (пример 2).

📌 Реклама Отключить

Таким образом, в указанных случаях, если продавцом получена доплата НДС в размере 2-х процентных пунктов, и, соответственно, выставлены корректировочные счета-фактуры, то при отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав начиная с 01.01.2019 исчисление НДС производится по ставке 20 %, а сумма НДС, исчисленная на основании вышеуказанных корректировочных счетов-фактур, подлежит вычету с даты отгрузки указанных товаров (работ, услуг).

Налогоплательщик вправе также составить единый корректировочный счет-фактуру к двум и более счетам-фактурам, составленным этим налогоплательщиком ранее.

Разница между суммами налога, указанная в корректировочных счетах-фактурах, отражается по строке 070 в графе 5 налоговой декларации по НДС и подлежит учету при расчете общей суммы налога, исчисленной по итогам налогового периода. При этом по строке 070 в графе 3 налоговой декларации по НДС указывается цифра «0».

📌 Реклама Отключить

В случае, если до 01.01.2019 налогоплательщиком получена предоплата с учетом налога по ставке 20 %, то исчисление НДС с предоплаты производится по ставке в размере 18/118 %. В этом случае корректировочные счета-фактуры не составляются. При отгрузке указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав начиная с 01.01.2019, исчисление НДС производится по ставке 20 %.

В 2019 меняется стоимость товаров, отгруженных ранее

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), в том числе в случае изменения цены или уточнения количества, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру.

В том случае, если товары (работы, услуги) отгружены до 01.01.2019, то при изменении их стоимости в сторону увеличения или уменьшения с 01.01.2019, применяется налоговая ставка, действовавшая на дату отгрузки (передачи), в связи с чем в графе 7 корректировочного счета-фактуры указывается та налоговая ставка по НДС, которая была указана в графе 7 счета-фактуры, к которому составлен корректировочный счет-фактура.

📌 Реклама Отключить

Исправление счета-фактуры по отгрузкам до 2019

Исправления в счета-фактуры вносятся продавцом путем составления новых экземпляров счетов-фактур.

В новом экземпляре счета-фактуры не допускается изменение показателей (номера и даты), указанных в строке 1 счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений, и заполняется строка 1а, где указывается порядковый номер исправления и дата исправления.

В связи с этим в случае внесения исправлений в счет-фактуру, выставленный при отгрузке товаров (работ, услуг) до 01.01.2019, в графе 7 исправленного счета-фактуры указывается ставка, действовавшая на дату отгрузки указанных товаров (работ, услуг) и отраженная в графе 7 счета-фактуры, выставленного при отгрузке.

Возврат товаров в 2019. Учет у продавца

В соответствии с пунктом 5 статьи 171 НК вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. 📌 Реклама Отключить

Согласно пункту 4 статьи 172 НК вычет НДС производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров, но не позднее 1 года с момента возврата или отказа.

На основании положений пункта 13 статьи 171 и пункта 10 статьи 172 НК при изменении стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения количества отгруженных товаров, основанием для принятия к вычету НДС у продавца является выставленный продавцом корректировочный счет-фактура.

В связи с изложенным, при возврате с 01.01.2019 всей партии (либо части) товаров, как принятых, так и не принятых на учет покупателями рекомендуется продавцу выставлять корректировочные счета-фактуры на стоимость товаров, возвращенных покупателем, независимо от периода отгрузки товаров, то есть до 01.01.2019 или с указанной даты.

📌 Реклама Отключить

При этом, если в графе 7 счета-фактуры, к которому составлен корректировочный счет-фактура, указана налоговая ставка 18 %, то в графе 7 корректировочного счета-фактуры также указывается налоговая ставка 18 %.

При возврате с 01.01.2019 товаров, оплаченных лицами, не являющимися плательщиками НДС, которым счета-фактуры не выставляются, и отгруженных указанным лицам до 01.01.2019, в книге покупок регистрируется корректировочный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по операциям возврата, совершенным в течение календарного месяца (квартала), независимо от показаний ККТ.

Возврат товаров в 2019. Учет у покупателя

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 170 НК суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены или уменьшения количества отгруженных товаров (работ, услуг). 📌 Реклама Отключить

Учитывая изложенное, в случае, если покупатель принял к вычету предъявленные ему суммы налога по принятым им на учет товарам, то восстановление сумм НДС производится им на основании корректировочного счета-фактуры, полученного от продавца, независимо от периода отгрузки товаров, то есть до 01.01.2019 или с указанной даты.

Налоговые агенты при покупках у инофирм

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 161 НК при реализации налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория РФ, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС, который исчисляется и уплачивается в бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица. 📌 Реклама Отключить

Уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Таким образом, исчисление суммы налога налоговым агентом, указанным в пункте 2 статьи 161 НК, производится при оплате товаров (работ, услуг), т.е. либо в момент перечисления предоплаты, либо в момент оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг).

При отгрузке товаров (работ, услуг) в счет оплаты, ранее перечисленной налоговым агентом, момент определения налоговой базы у такого налогового агента не возникает.

Учитывая изложенное, если оплата в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), отгружаемых с 01.01.2019, перечислена иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах, до 01.01.2019, то исчисление НДС налоговым агентом производится на дату перечисления указанной оплаты с применением налоговой ставки 18/118 %. При отгрузке указанных товаров (работ, услуг) в счет перечисленной ранее оплаты исчисление НДС налоговым агентом не производится.

📌 Реклама Отключить

Если оплата за товары (работы, услуги), отгруженные до 01.01.2019, производится налоговым агентом с 01.01.2019, то учитывая, что налоговая ставка по НДС в размере 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных начиная с 1 января 2019 года, исчисление НДС производится налоговым агентом с применением налоговой ставки 18/118 %.

Аналогичный порядок исчисления НДС производится налоговым агентом, указанным в пункте 3 статьи 161 НК.

Электронные услуги инофирм

Согласно пункту 3 статьи 174.2 НК иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 данной статьи, местом реализации которых признается территория РФ, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена на налогового агента, то есть иностранную организацию-посредника, осуществляющую предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями. Вышеуказанная норма вступает в силу с 1 января 2019 года. 📌 Реклама Отключить

Таким образом, при оказании начиная с 1 января 2019 года иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК, местом реализации которых признается территория РФ, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию, независимо от того, кто является покупателем этих услуг, физическое или юридическое лицо.

В соответствии с пунктом 2 статьи 174.2 НК при оказании иностранными организациями ряда услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг.

📌 Реклама Отключить

На основании пункта 5 статьи 174.2 НК сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК, и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67 % процентная доля налоговой базы.

Учитывая изложенное, в случае, если при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за эти услуги поступила начиная с 01.01.2019, то налогообложение таких услуг производится иностранными организациями с учетом следующих особенностей:

  • если услуги в электронной форме оказаны до 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 15,25 %.
  • если услуги в электронной форме оказаны начиная с 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 16,67 %.

В случае, если оплата получена иностранными организациями до 01.01.2019 в счет оказания услуг в электронной форме начиная с указанной даты, исчисление НДС иностранными организациями не производится. В этом случае обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагаются на покупателя — организацию (ИП), являющуюся налоговым агентом.

НДС: что изменилось в законодательстве и отчетности в 2018 году?

ООО «Корн-Аудит»

НДС является косвенным налогом и косвенно влияет на цены товаров, работ и услуг. В 2018 году дискуссия о повышении налога привела к увеличению ставки НДС, а следовательно, цены на бензин, продукты, коммунальные услуги увеличатся. Существует и ряд других поправок, которые очень важны в 2018 году.

Повышение НДС

Напомним, что в настоящее время ставки НДС установлены в ст. 164 НК РФ:

  • 0% — льготная ставка для экспортеров, а также при оказании услуг по международной перевозке (п. 1 ст. 164 НК РФ).

  • 10% — льготная ставка для определенных медицинских и продовольственных товаров, печатных изданий и товаров для детей (п. 2 ст. 164 НК РФ).

  • 18% — основная ставка, действует в отношении всех операций, не подпадающих под льготы.

С 2019 года общая ставка увеличится до 20%.

Какие последствия будут связаны с повышением НДС?

Во-вторых, увеличится уровень инфляции, напомним, что в настоящее время, по оценкам Центробанка, составляет 4%. Но сегодня Центробанк достаточно аккуратно относится к оценкам конкретных показателей, говоря о том, что показатель инфляции временно превысит показатели 2018 года. к концу 2018 г. приближения инфляции к уровню 4% под действием ряда факторов устойчивого и неустойчивого (разового) характера. К первым относится некоторое повышение относительно прошлого года темпов роста наиболее устойчивых компонент индекса потребительских цен, слабо подверженных действию временных факторов. Ко вторым можно отнести нормализацию динамики цен на продовольствие (переход от дефляции к умеренной инфляции), влияние на цены ослабления рубля и опережающее повышение цен некоторыми производителями в преддверии увеличения базовой ставки НДС до 20%», — заключает ЦБ.

В целом, поправка является негативной поскольку компаниям, которые работают с НДС придется продумывать варианты снижения налогообложения, например, путем перехода на специальные налоговые режимы. Для физических лиц поправка связана с повышением цен, поскольку конечная нагрузка ложится на конечного потребителя.

Появление новых налоговых агентов по НДС

В 2018 году введен новый эксперимент в отношении налоговых агентов по НДС.

можно отметить обложение НДС реализации вторичного алюминия, лома, отходов цветных и черных металлов, сырых шкур животных. При этом покупатели обязаны сами перечислять в бюджет НДС (изм. ст. 161 НК РФ). Покупатели этих товаров должны исчислять налог расчетным методом и уплачивать его в бюджет (вне зависимости от того, являются они или нет плательщиками НДС), а также необходимо подать электронную декларацию в ИФНС по ТКС (не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом).

Выдержка из закона: «Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет НДС вне зависимости от того, являются ли они сами налогоплательщиками НДС или нет» (подп. «б» п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Т.е. ИП и юр. лица, применяющие спецрежимы не освобождаются от обязанностей налогового агента.

Продавцы же теперь должны проставлять в договоре и первичном учетном документе запись: «Без налога (НДС)» (пп. 6 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Продавцу придется исчислить НДС, если:

НДС исчисляется на день отгрузки или на день оплаты (в зависимости от того, какая из этих дат будет раньше).

При этом НДС, исчисленный при перечислении предоплаты налоговый агент вправе принять к вычету на дату отгрузки лома (п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ).

На вычет исчисленного НДС имеет право налоговый агент, если ему пришлось вернуть лом продавцу или продавец вернул ему предоплату при расторжении или изменении условий договора (п.5 ст.171 НК РФ).

Среди положительных аспектов, которые связаны с данной поправкой можно отметить более жесткое регулирование рынка металлолома. Так, государство будет отслеживать металлотрейдеров, которые уходят от НДС и допускают разрывы в уплате.

Но среди негативных последствий можно отметить увеличение «серого» рынка торговли металлами, а также попытки переквалификации договора металлотрейдерами, например, реализация может заменяться экспедиционным сопровождением или перевозкой. Еще один вариант «серой» оптимизации связан с переносом места реализации в другую юрисдикцию с целью минимизации налогов.

Определенные проблемы могут возникать у налоговых агентов, которые применяют упрощенную систему налогообложения. На вычет исчисленного НДС имеет право налоговый агент, если ему пришлось вернуть лом продавцу или продавец вернул ему предоплату при расторжении или изменении условий договора (п.5 ст.171 НК РФ). Если организация или ИП применяет УСН с объектом «доходы-расходы», суммы оплаченного НДС по приобретенному лому такой покупатель может учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ). Но если стоимость приобретенного лома не учитывается в целях налогообложения, то и в сумму НДС, исчисленную налоговым агентом-неплательщиком НДС в расходах учесть нельзя.

Вычеты по бюджетным субсидиям

Сумма налога, учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение самих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию). При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций. При невыполнении данного требования НДС в расходах учитывать нельзя. То же правило применимо при строительстве зданий на бюджетные деньги и бюджетные инвестиции.

Ранее полученный вычет, если товар или услуга приобретается налогоплательщиком, а потом он получает субсидию, необходимо восстановить при получении денежных средств (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Такая поправка касается прежде всего ФГУПов и бюджетных организаций.

НДС в отношении покупателей услуг в электронной форме

В 2019 году вносятся поправки в законодательство в отношении электронной торговли. С 1 января 2019 года вносятся изменения в ст. 174.2 НК РФ. Так, иностранный поставщик должен зарегистрироваться в налоговых органах.

Налоговыми агентами при оказании электронных услуг с 1 января 2019 года признаются посредники, осуществляющие деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги (а при участии в расчетах нескольких посредников налоговым агентом признается посредник, осуществляющий расчеты непосредственно с покупателем независимо от наличия у него договора с иностранной организацией, оказывающей такие услуги):

  • иностранные организации (абзац второй п. 3 ст. 174.2 НК РФ);

  • российские организации и ИП либо обособленные подразделения иностранных компаний, расположенные на территории РФ, состоящие на учете в налоговых органах (п. 10 ст. 174.2 НК РФ, письмо Минфина России от 28.08.2017 N 03-07-08/54927).

И тут можно отметить достаточно неоднозначную трактовку Налогового кодекса, поскольку для покупателя постановка на учет продавца может вызвать определенные сложности, ведь заставить субъекта электронной торговли зарегистрироваться в РФ фактически невозможно.

С одной стороны, конечно, покупатель не виноват в том, что продавец не выполнил свои обязанности. Каких-либо прямых оснований для привлечения российской организации-покупателя к ответственности за непостановку иностранного поставщика услуг на налоговый учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ и (или) за неуплату НДС при оказании услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, в НК РФ не установлено.

Но с другой стороны, существуют риски признания налоговой выгоды необоснованной на основании статьи 54.1 НК РФ. Следовательно, налоговый орган может доначислить НДС и налог на прибыль.

Таксфри в России

Другим нововведением является система «tax free» (вступила в силу с 1 января 2018 года). Данная система предполагает, что сумма уплаченного НДС будет возвращаться иностранным гражданам (кроме ЕАЭС) при вывозе товаров за границу, которые были приобретены в розницу в РФ. Для того чтобы получить компенсацию налога необходимо иметь чек на сумму не менее десяти тысяч рублей с учетом НДС.

В Налоговый кодекс в главу 21 добавлена ст. 169.1 – «Компенсация суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС. Порядок и условия осуществления такой компенсации”. Правила ст. 169.1 НК РФ действуют с 1 января 2018 г.

По новым правилам иностранцы смогут возвращать 18%-ый НДС, уплаченный ими при покупке товаров в России – при условии, если сумма покупки в течение одного дня составила не менее 10 000 рублей (включая НДС).

Товары, на которые невозможно будет вернуть НДС это подакцизные товары (ст. 181 НК РФ) такие как:

  1. Спиртосодержащая продукция

  2. Парфюмерно-косметическая продукция;

  3. Табачные изделия;

  4. Легковые автомобили;

  5. Мотоциклы мощностью более 150 л. с.;

  6. Моторные масла;

  7. Автомобильное топливо;

  8. Некоторые виды лекарств и другие.

Право на возмещение НДС не распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на физических лиц – граждан иностранных государств.

В настоящее время в Евразийский экономический союз входят 5 стран:

  1. Армения;

  2. Белоруссия;

  3. Казахстан;

  4. Киргизия;

  5. Россия.

Из этого следует, что, например, граждане Белоруссии вернуть НДС не смогут. А резиденты не перечисленных выше государств смогут вернуть НДС, например, граждане Украины и Грузии.

Но кроме определения права покупателя на возмещение НДС из бюджета, важно, что не все продавцы предоставляют право для использования льготы.

Не все компании смогут вернуть НДС, под льготный НДС по ставке 0% подпадут только те продавцы, которые официально считаются “организациями розничной торговли» и включены в соответствующий перечень Минпромторга (п.5 ст. 169.1 НК РФ).

При этом магазины включаются в данный перечень не произвольно, а в соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 12 февраля 2018 г. № 416 “Об утверждении порядка рассмотрения заявления о включении организации розничной торговли в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом пункта 5 статьи 169.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка исключения организации розничной торговли из указанного перечня и формы заявления о включении в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом пункта 5 статьи 169.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”.

То есть магазин должен подать заявление о включении в перечень, еще одним дополнительным документом является справка налогового органа, подтверждающую отсутствие на первое число месяца подачи заявления неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Это значит, что налог могут вернуть:

  1. Непосредственно организации розничной торговли (их обособленные подразделения);

  2. Операторы Tax Free, действующие в рамках заключенных с продавцами-организациями розничной торговли соглашений.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2018 №105 установлен перечень адресов, по которым должны располагаться организации розничной торговли, претендующие на участие в системе компенсации налога на добавленную стоимость. Этот перечень будет в дальнейшем расширяться.

26 марта 2018 года Минпромторг России начал прием заявок от магазинов на участие в системе Tax Free.

Кроме таких торговых организаций, как ЦУМ, ГУМ, Детский мир, там будут присутствовать и менее крупные магазины, удовлетворяющие всем критериям отбора. Ожидается, что в перечень таких магазинов войдут крупные сети.

Таблица

Адрес мест расположения участников системы taxfree

Что касается требованиям к продавцам, то они в обязательном порядке должны являться плательщиками НДС и работать не менее двух лет.

Компенсировать НДС иностранцам могут следующие организации:

  1. Непосредственно организации розничной торговли, включенные в перечень Минпромторга.

  2. Посреднические организации, с которыми розничные продавцы могут заключить соглашение.

В целом, подобная поправка носит положительный характер.

Изменения в экспортных операциях

Достаточно неоднозначной является поправка, связанная с отказом от льгот. Дело в том, что льготы часто приходится доказывать налогоплательщикам в судебном порядке.

Например, в Определении Верховного Суда РФ от 07.07.2016 N 305-КГ16-8476 по делу N А40-50569/2015 судом был сделан вывод о том, что заявителем не был представлен полный пакет документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки ноль процентов в отношении реализованного на экспорт товара.

С 1 января 2018 года разрешено отказываться от ставки 0% НДС (срок не менее года) при экспорте товаров (ст. 164 НК РФ). Для этого необходимо написать специальное заявление в ИФНС.

Возможность этого отказа объясняется тем, что к вычету по экспортным операциям предъявлялись счета-фактуры со ставками 18%, но получить вычет по таким счетам-фактурам было нельзя (в силу ст. 164 НК РФ должна была применяться нулевая ставка).

Устанавливается ставка 0% для вывоза товаров в процедуре реэкспорта (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для этого необходимо предоставить в ИФНС внешнеторговый контракт, таможенную декларацию, транспортные и товаросопроводительные документы (ФЗ от 27.11.2017 № 350-ФЗ).

Также произошло упрощение подтверждения ставки 0% по зарубежным посылкам (ФЗ от 27.11.2017 № 350-ФЗ). Необходимо отметить, что ранее не существовало точного перечня подтверждающих документов, использовался список для обычного экспорта.

Изменилось «правило 5%» — к вычету принимается весь входной НДС по расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и не облагаемым НДС операциям (общехозяйственные расходы). Теперь (п. 4 ст. 170 НК РФ) можно принимать «входной» НДС к вычету в полном объеме, но при этом нельзя вести раздельный учет, а также теперь это не работает, когда товар используется только в необлагаемых НДС операциях (ФЗ от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

В целом, должно произойти упрощение декларирования продукции за счет применения электронных документов, предоставления контракта только один раз, а также электронного обмена документами между ведомствами.

Однако отказ от нулевой ставки НДС может быть неоднозначным, поскольку фактически является завуалированным экспериментом по отказу налоговых льгот при экспорте. Таким образом ведомство хочет выявить, сколько конкретно налогоплательщиков готово отказаться от налоговых льгот, а также подсчитать реальную выгоду от их отмены.

В заключение необходимо отметить, что многие поправки носят, в целом, негативный характер. Среди положительных изменений, направленных на изменение регулирования НДС, можно назвать только регулирование таксфри, которое принято практически во всех странах мира.

Новое в учете НДС, предъявленного арендатору

Рассматриваем вопросы* учета арендатором НДС по договорам операционной аренды, формирования записей в бухгалтерском учете и отражения в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2.

*Подробнее см. в статьях «Операционная аренда у арендодателя: первое применение СГС «Аренда»», «Отражение арендодателем расчетов по операционной аренде», «Расчеты по операционной аренде у арендодателя в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8″ ред. 2» , а также в рубрике «Решения для бюджетной сферы».

Учет НДС в связи с применением Стандарта «Аренда»

С 01.01.2018 подлежит применению Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н. Стандарт внес существенные изменения в порядок учета аренды как арендодателем, так и арендатором. Соответствующие поправки внесены в инструкции по учету приказами Минфина России от 31.03.2018:

  • № 64н — изменения в Приложения № 1 и № 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н;
  • № 65н — изменения в Приложения к приказу Минфина России от 06.12.2010 № 162н;
  • № 66н — изменения в Приложения к приказу Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
  • № 67н — изменения в Приложения к приказу Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

В приказах Минфина России от 31.03.2018 № 65н, № 66н, № 67н нет корреспонденций по отражению в учете входящего НДС по договорам операционной аренды арендатором согласно положениям Стандарта «Аренда». Бухгалтерские записи по отражению в учете НДС, предъявленного арендатору по приобретенным услугам при операционной аренде имущества, не приведены и в Методических указаниях по применению Стандарта «Аренда», доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464.

По этой причине в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 реализована схема бухгалтерских записей с минимальными отличиями от того порядка учета, который применялся до вступления в силу Стандарта «Аренда».

Порядок отражения арендатором операционной аренды в бухгалтерском учете, если арендатор и арендодатель являются плательщиками НДС, рассмотрим на следующем примере.

Пример

Имущество поступило в аренду на 12 месяцев, арендные платежи составляют 118 000 руб. в месяц (100 000 руб. — стоимость без учета налога и 18 000 руб. — НДС по ставке 18 %). За весь срок пользования арендатор должен уплатить 1 416 000 руб. с учетом НДС.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ.

На сумму арендной платы арендодатель обязан выставить арендатору счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). НДС с арендной платы принимается к вычету на последнее число каждого месяца аренды на основании счета-фактуры арендодателя (п. 1 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 05.06.2018 № 03-07-09/38397).

До вступления в силу Стандарта «Аренда» арендатор по мере предъявления счетов-фактур арендодателем (ежемесячно или с другой периодичностью, закрепленной в договоре аренды) отражал в бухгалтерском учете следующие записи:

Дебет 2 109 ХХ 224 Кредит 2 302 24 730
— отнесена на расходы сумма арендной платы без НДС в размере 100 000 руб. (п. 128 Инструкции № 174н).

Дебет 2 210 12 560 Кредит 2 302 24 730
— выделен НДС по ставке 18 % от суммы арендной платы, «предъявленный учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам, выполненным работам, оказанным услугам» в размере 18 000 руб. (п. 112 Инструкции № 174н).

С вступлением в силу Стандарта «Аренда» вся сумма арендных платежей, включая НДС, за весь срок пользования имуществом отражается по дебету счета 111 40 «Права пользования нефинансовыми активами» и кредиту счета 302 24 «Расчеты по арендной плате за пользование имуществом» (302 29 «Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами») при первоначальном признании объекта учета операционной аренды — права пользования активом (п. 20 Стандарта «Аренда», п. 67.3 Инструкции № 174н). Затем ежемесячно осуществляется начисление амортизации права пользования (признание текущих расходов в сумме начисленной амортизации) в сумме арендных платежей, причитающихся к уплате (п. 21 Стандарта «Аренда», п. 26 Инструкции № 174н).

В момент принятия к учету права пользования имуществом и кредиторской задолженности арендатора в сумме договора аренды некорректно принимать к вычету НДС со стоимости договора аренды, поскольку услуги аренды еще не оказаны, НДС не предъявлен арендодателем. Поэтому согласно части III.1 и пункту 2 части III.2 Методических указаний по применению Стандарта «Аренда» на счете 111 40 право пользования активом отражается с учетом НДС.

Согласно пункту 21 Стандарта «Аренда» начисление амортизации — признание текущих расходов в сумме начисленной амортизации, — осуществляется ежемесячно в сумме арендных платежей, причитающихся к уплате.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 начисление амортизации на права пользования активами отражается регламентным документом Начисление амортизации прав пользования ОС, НПА:

  • БГУ 1 — пункт Расчеты — Аренда главного меню программы;
  • БГУ 2 — раздел ОС, НМА, НПА — Права пользования; раздел Услуги, работы, производство — Долгосрочные договоры, аренда (см. рис. 1).

Рис. 1

Документ Начисление амортизации прав пользования ОС, НПА проводится последним днем месяца и отражает отнесение на расходы фактически потребленных услуг аренды.

Признание оказания услуги в расходах, отражение НДС, исчисленного от суммы ежемесячного арендного платежа, отражается при проведении документа следующими записями:

Дебет 2 109 ХХ 224 Кредит 2 104 40 450
— отнесена на расходы сумма амортизации права пользования (сумма месячной арендной платы) без НДС в размере 100 000 руб. (п. 128 Инструкции № 174н).

Дебет 2 210 12 560 Кредит 2 104 40 450
— выделен НДС по ставке 18 % от суммы ежемесячного платежа — сумма налога, предъявленная учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам, выполненным работам, оказанным услугам, не включаемая в стоимость таких нефинансовых активов, в размере 18 000 руб. (п. 112 Инструкции № 174н).

Таким образом, при отражении бухгалтерских записей в учете изменяется только кредитовая сторона — вместо начисления кредиторской задолженности по кредиту счета 302 20 начисляется амортизация права пользования по кредиту счета 104 40. То есть на расходы, как прежде, относится сумма арендной платы без НДС. По нашему мнению, это наиболее правильный и простой вариант ведения учета НДС по приобретенным услугам при операционной аренде имущества в условиях отсутствия методических указаний Минфина России по данному вопросу.

Обратите внимание, что бухгалтерская запись по выделению НДС от суммы ежемесячного платежа по договору аренды формируется, только если в строке документа Начисление амортизации прав пользования ОС, НПА установлен флаг Принять к вычету.

Полная схема бухгалтерских записей по отражению арендатором операционной аренды в бухгалтерском учете, если арендатор и арендодатель являются плательщиками НДС, приведена в таблице.

Реализация товаров по разным ставкам НДС на примере организации торговли

В организации розничной торговли

Предположим, что розничная торговая организация, которая осуществляет продажу продовольственных товаров, одновременно с этим в торговом зале осуществляет реализацию хлебобулочных изделий, то есть товаров, облагаемых по ставке НДС 10%, и реализацию кондитерских изделий, которые попадают под действие ставки НДС 18%.

Как в данном случае следует определять налогооблагаемую базу по НДС? Налоговое законодательство в этом случае требует обязательного ведения раздельного учета, в противном случае организации придется заплатить НДС со всего налогооблагаемого оборота по максимальной ставке.

Если организация осуществляет реализацию товаров с разными ставками налога, то на основании статьи 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Следовательно, для того, чтобы правильно исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, необходимо определить налогооблагаемую базу по ставке 10% и налогооблагаемую базу по ставке 18%.

Пример 1.

Торговое предприятие ООО «С» осуществляет розничную продажу продовольственных товаров с разными ставками НДС. За ноябрь выручка от реализации товаров населению за наличный расчет составила 1 580 000 рублей. В том числе:

— облагаемых НДС по ставке 10% – на сумму 580 000 рублей;

— облагаемых НДС по ставке 18% — на сумму 1 000 000 рублей.

В ООО «С» ведется раздельный учет реализации товаров. Рассчитаем сумму НДС, которую необходимо начислить с товарооборота.

Цена товара в рознице складывается из цены товара, которую заплатили поставщику + величина торговой наценки + НДС с продажной стоимости товара.

Торговая наценка представляет собой сумму расходов на продажу, плановую прибыль от торговых операций, НДС с продажной стоимости товара.

Сумма НДС по ставке 18% составит 152 542 рубля (1 000 000 рублей / 118% х 18%).

Сумма НДС по ставке 10% составит 52 727 рублей (580 000 рублей / 110% х 10%).

Общая сумма начисленного НДС составит 250 269 рублей (152 542 + 52 727).

Рассмотрим, в какую ситуацию попадет организация при отсутствии раздельного учета по НДС при реализации товаров.

Сумма НДС по ставке 18% составит 241 017 рублей (1 580 000 рублей / 118% х 18%).

Окончание примера.

Из приведенного примера следует, что отсутствие раздельного учета в организации негативно сказывается на ее прибыли.

Каким именно образом следует организовать ведение раздельного учета в организации розничной торговли, не предусматривает ни один документ. То есть, какой-то универсальной методики на сегодняшний день нет. Следовательно, в целях исчисления НДС при реализации товаров по разным ставкам, налогоплательщикам следует самостоятельно разработать порядок ведения раздельного учета. Можно организовать раздельный учет на основании первичных документов, подтверждающих реализацию, чеков контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) с разбивкой по секциям, например, секция 1 – НДС 10%, секция 2 – НДС 18%. Методы организации такого учета в обязательном порядке должны быть отражены в учетной политике организации.

Более подробно с вопросами, касающимися осуществления розничной торговли, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR — ИНТЕРКОМ — АУДИТ» «Торговая деятельность».

В организации оптовой торговли

Налоговое законодательство по НДС (статья 164 НК РФ) предусматривает несколько ставок налога для торговых операций, а именно 0%,10%,18%.

Нулевая ставка налога используется при экспортных операциях, причем налогоплательщик, осуществляющий реализацию товаров в таможенном режиме экспорта, имеет определенную льготу: при использовании 0% ставки он имеет право на вычет «входного» НДС. Порядок возмещения «входного» налога определен статьей 165 НК РФ. Порядок учета НДС при осуществлении экспортных операций мы рассмотрим более подробно в разделе 2.4. нашей книги.

Перечень товаров, при реализации которых используется ставка 10% достаточно большой, он установлен пунктом 2 статьи 164 НК РФ. Обратите внимание, данный перечень закрытый и расширению не подлежит.

Во всех остальных случаях реализация товаров производится по ставке 18%.

Осуществляя операции, признаваемые объектом налогообложения, торговая организация начисляет сумму налога, подлежащую уплате, а затем определяет окончательную сумму налога, которую следует уплатить в бюджет.

При расчете окончательной суммы налога, из суммы начисленного налога вычитаются суммы НДС, уплаченного поставщикам, в соответствии с требованиями статьи 171 НК РФ.

Для отражения операций по НДС Планом счетов бухгалтерского учета предназначено два счета — счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС».

Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» предназначен для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах НДС по приобретенным ценностям, а также работам, услугам.

Все суммы так называемого «входного» налога предварительно учитываются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». То есть по дебету счета 19 указываются суммы НДС, отраженные в документах, полученных от поставщиков, в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета, списывают с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».

Если в расчетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) сумма налога не выделена отдельной строкой, то исчисление его самостоятельно расчетным путем не производится.

Сумма налога, начисленная налогоплательщиком по объектам налогообложения, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС» в корреспонденции со счетами реализации, как правило, это счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», а в случае получения оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «НДС с предоплаты». Здесь следует обратить внимание на следующее. Начисление НДС с суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров можно отражать в учете двумя способами:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Предварительная оплата» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС» или

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС».

Организация может использовать любой из приведенных выше способов отражения НДС по суммам предварительной оплаты. При этом выбранный метод желательно указать в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

После определения дебетового и кредитового оборотов по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС» определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.

Бухгалтеру торговой организации следует обратить внимание на статью 149 НК РФ, в которой перечислены операции, освобождаемые от налогообложения.

Обратите внимание!

Если организация торговли осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и освобождаемые от него, то она в обязательном порядке должна вести раздельный учет таких операций (пункт 4 статьи 149 НК РФ).

Кроме того, необходимость раздельного учета в организациях оптовой торговли возникает и в связи с тем, что налоговое законодательство предусматривает различные ставки налога при реализации товаров. И хотя перечень товаров, которые облагаются налогом по ставке 10% достаточно обширный, все-таки основная ставка НДС – 18%, и нередко оптовые организации торговли осуществляют реализацию товаров с разными ставками налога. Несмотря на то, что сам НК РФ не обязывает налогоплательщика вести раздельный учет при реализации товаров по разным ставкам (в отличие от одновременного осуществления налогооблагаемых и освобожденных от налогообложения операций), делать это необходимо, так как в противном случае налог будет исчисляться по максимальной ставке со всего объема реализации.

Ведение же раздельного учета в разрезе применяемых ставок позволит определить налоговую базу отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам (пункт 1 статьи 153 НК РФ), а затем воспользоваться правилами пункта 1 статьи 166 НК РФ:

«Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 — 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз».

Нужно отметить, что оптовые торговые организации не испытывают особых сложностей для организации раздельного учета, в отличие от розничных организаций торговли. При осуществлении оптовых продаж продавец-налогоплательщик НДС на каждую операцию по реализации товара выписывает покупателю счет-фактуру, в котором по каждому виду товаров указывается применяемая ставка налога и сумма налога, исчисленная по этой ставке.

Обязанность налогоплательщика по выписке счетов-фактур предусмотрена главой 21 «Налог на добавленную стоимость», а именно статьей 169 НК РФ.

Напоминаем! Согласно статье 168 НК РФ:

· Счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товара.

· В расчетных документах и в счетах-фактурах сумма налога выделяется отдельной строкой.

Если торговая организация реализует товары, реализация которых освобождена от налогообложения, то в этом случае выписывается счет-фактура без выделения соответствующей суммы налога, при этом на счете-фактуре делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Выставленный счет-фактура, в соответствии с требованием пункта 3 статьи 169 НК РФ, регистрируется в книге продаж, форма которой предусматривает раздельный учет товаров в разрезе используемых ставок налога и продаж, освобожденных от налога. По окончании каждого налогового периода налогоплательщик использует итоговые показания граф книги продаж при заполнении налоговой декларации. Таким образом, налогоплательщику не требуется специального выделения в учете реализации товаров, осуществляемых по разным ставкам.

В связи с тем, что в книгу продаж, наряду с операциями по реализации товаров, заносятся и суммы налога, начисленные по другим основаниям, например, суммы предварительной оплаты или иные платежи, связанные с расчетами за товары, то организация торговли перед заполнением налоговой декларации, видимо, должна составить специальную бухгалтерскую справку, где из общей суммы НДС, начисленного к уплате, следует выделить суммы налога, относящиеся к разным видам доходов.

Более подробно с вопросами, касающимися осуществления оптовой торговли, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR — ИНТЕРКОМ — АУДИТ» «Торговая деятельность».

Варианты ведения раздельного учета НДС

Согласно пункту 6 статьи 168 НК РФ при реализации товаров населению в розницу сумма данного налога входит в цену этих товаров. Следовательно, нельзя сразу определить, глядя на ценник товара, какой НДС (18% или 10%) там заложен.

В оптовой торговле на основании счета-фактуры можно сразу сказать, по какой ставке НДС облагается товар. В рознице по каждой операции счет-фактура не выписывается, тем более что в книгу продаж в розничной торговле вносятся показания ККТ, и если продавец выпишет такой счет-фактуру, то по правилам он должен его также зафиксировать в книге продаж. Налицо двойное налогообложение, одна и та же покупка дважды попадет под налогообложение.

Мы уже неоднократно отмечали, что глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ требует ведение обязательного раздельного учета в случаях, когда налогоплательщик осуществляет налогооблагаемые операции и операции, не подлежащие (освобожденные от налогообложения). Это требование предусмотрено пунктом 4 статьи 149 НК РФ. И если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

При реализации товаров по различным ставкам такое требование законодательством не предусмотрено. Идеальным вариантом ведения раздельного учета в организациях розничной торговли может стать применение ККТ, обрабатывающей информацию о продаваемых товарах по специальным штрих — кодам, наносимым на товар, находящийся в продаже. Информация считывается с продаваемого товара и обрабатывается специальной программой, в результате чего организация имеет информацию по проданным товарам с разбивкой по различным ставкам НДС. Но ККТ такого класса стоит дорого, программное обеспечение тоже дорогостоящее, и не все торговые организации могут их приобрести.

Наиболее распространенным на сегодняшний день остается проведение инвентаризации по товарам. При этом в инвентаризационных ведомостях должна содержаться дополнительно информация об остатках товаров и ставках налога.

Это очень трудоемкий способ, применять его фактически могут только организации торговли, имеющие небольшой товарооборот. Инвентаризация должна проводиться не реже одного раза в налоговый период по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем. Данные инвентаризации должны содержать всю необходимую информацию для определения налогооблагаемой базы и суммы налогов.

Обратите внимание: в этом случае данные о продажах товаров, реализованных за отчетный период, будут известны только в конце налогового периода, и соответственно внести записи в книгу продаж можно только в конце налогового периода. Чтобы подстраховать себя, нужно отразить данный порядок заполнения книги продаж в учетной политике организации.

Учет при закупе сельхозпродукции

Книга покупок предназначена для определения суммы «входного» НДС, который организация имеет право принять к вычету.

В соответствии с пунктом 11 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, утвержденных Постановлением №914, в книге покупок не регистрируются счета — фактуры, полученные:

— при безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), включая основные средства и нематериальные активы;

— участником биржи (брокером) при осуществлении операций купли-продажи иностранной валюты, ценных бумаг;

— комиссионером (агентом) от комитента (принципала) по переданным для реализации товарам либо от продавца товаров, выписанные на имя комиссионера (агента).

Все остальные полученные счета–фактуры должны быть отражены в данном регистре.

Налоговой базой по НДС при реализации тех товаров, которые попадают в организации торговли «стандартным способом» — от поставщиков, занимающихся оптовыми поставками и являющихся плательщиками данного налога, является цена реализации данных товаров.

Многие торговые организации реализуют продукцию, которую закупают у населения (например, мясо, мед, орехи и так далее). В этом случае, при реализации таких товаров налоговая база по НДС будет определяться несколько иначе. Пунктом 4 статьи 154 НК РФ определено, что при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

Обратите внимание!

Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2001 года №383 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)».

Следовательно, если реализуемая торговой организацией продукция попадает в данный перечень, то налоговая база по НДС будет определяться как разница между ценой реализации и ценой приобретения.

Пример 2.

Торговое предприятие ООО «С» осуществляет продажу в розницу картофеля, закупленного у физических лиц.

При покупке картофеля в бухгалтерском учете сделаны следующие записи:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *