НДС импорт

Автоматизируйте товарный учёт в 2 клика!

Просто загрузите товары и остатки в сервис

Попробовать бесплатно

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации нужно платить налог на добавленную стоимость за некоторыми исключениями, которые предусмотрены статьей 150 НК РФ.

Импортеры должны посчитать и перечислить НДС со стоимости ввозимых товаров. Причем делать это должны даже те организации и предприниматели, которые применяют специальные режимы налогообложения или освобождены от уплаты НДС.

Под импортерами понимаются организации и индивидуальные предприниматели, которые ввозят товары на территорию РФ, либо от имени которых декларируются товары, либо другие лица, которые декларируют ввоз товаров (например, перевозчики).

Ставка налога зависит от вида ввозимых товаров и составляет 10% или 18%.

Порядок уплаты и отчетности отличается в зависимости от того, входит ли страна, откуда ввозится товар, в ЕАЭС.

НДС при импорте товаров из стран, входящих в ЕАЭС

Согласно договору о Евразийском экономическом союзе, подписанном в Астане 29 мая 2014 года, налоговой базой будет стоимость ввозимых товаров на дату принятия их на учет или наступления срока платежа по договору лизинга. Если ввозятся подакцизные товары, то к стоимости нужно прибавить сумму акциза.

Налоговую базу умножают на ставку налога и получают НДС к уплате.

Перечислить его нужно в течение 20 дней по истечении месяца ввоза товара. Например, если товар ввезли в августе 2018 года, то перечислить ввозной НДС нужно до 20 сентября 2018 года.

В этот же срок нужно сдать налоговую декларацию по НДС. Для этого используют форму отчета, утвержденную Приказом ФНС России № СА-7-3/765 от 27 сентября 2017г. Декларацию сдают все импортеры, включая тех, кто применяет специальные режимы налогообложения. Вместе с декларацией импортер сдает пакет документов, подтверждающих импорт.

При импорте товаров из стран ЕАЭС не действует требование сдавать декларацию НДС исключительно в электронном виде. Импортеры могут сдать бумажный вариант отчета, за исключением следующих случаев:

  • среднесписочная численность за прошлый год составила больше 100 человек;

  • организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков.

Место перечисления налога и сдачи отчетности – инспекция ФНС по месту учета организации-импортера.
Сэкономьте время и деньги

Бухгалтерское обслуживание в «Моё дело» всего от 1667 рублей в месяц

НДС при импорте товаров из стран, не входящих в ЕАЭС

Согласно статье 160 Налогового Кодекса налоговая база будет складываться из таможенной стоимости приобретённых товаров, таможенной пошлины и акцизов (если они есть).

Получателем налога в этом случае будет не налоговая инспекция, а таможня. НДС уплачивается в составе таможенных платежей.

Декларацию по налогу на добавленную стоимость в этом случае сдают обычную, которую заполняют и при операциях на внутреннем рынке. Сроки те же, что для обычной декларации – до 25 числа по истечении отчетного квартала.

Организации и предприниматели, которые в общем случае не являются плательщиками НДС, при импорте товаров из стран, не входящих в Таможенный союз, декларацию по НДС сдавать не должны. Это, в частности, те организации, которые применяют специальные режимы налогообложения.

Вычет НДС при импорте

Принять к вычету импортный НДС можно при наличии подтверждающих документов и после того, как ввезенные товары будут приняты на учет, а налог уплачен в бюджет. Реквизиты подтверждающих документов должны быть зарегистрированы в книге покупок.

Если импортер применяет специальный режим налогообложения или освобождён от обязанностей налогоплательщика, он уплаченный НДС к вычету принять не может.

Также нельзя принимать к вычету импортный НДС, если ввезенные товары будут использоваться в операциях, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость.

В этих случаях импортный НДС включают в стоимость товаров и услуг.

Не знаете с чего начать автоматизацию товарного и налогового учёта?

Проконсультируйтесь с экспертами

В избранное

Нажмите Ctrl+D чтобы добавить страницу в избранное

1 нравится
Поделиться:

  • ВКонтакте
  • Twitter
  • WhatsApp

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сроки и порядок уплаты НДС устанавливаются таможенным законодательством, но с учетом положений гл. 21 НК РФ (ст. 177 НК РФ). С 1 октября 2009 г. вступили в силу изменения, внесенные в Таможенный кодекс РФ Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ. В п. 1 ст. 329 ТК РФ уточняется, что налог нужно уплатить не позднее даты подачи таможенной декларации, т.е. в соответствии со ст. 129 ТК РФ в течение 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия или с момента завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. Впрочем, так было и ранее, поскольку в прежней редакции п. 1 ст. 329 ТК РФ говорилось, что уплатить налог необходимо не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или с момента завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. Кроме того, теперь в п. 1 ст. 329 ТК РФ для отдельных случаев установлены специальные сроки уплаты таможенных пошлин и налогов. Так, при предварительном декларировании ввозимых товаров (ст. 130 ТК РФ) их нужно уплатить не позднее дня выпуска таких товаров, а при подаче периодической таможенной декларации (ст. 136 ТК РФ) и при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК РФ) — в течение 15 дней с даты предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия или со дня завершения внутреннего таможенного транзита (если товары декларируются не в месте их прибытия). Если до подачи таможенной декларации в нее внесены уточняющие сведения и доплачены суммы таможенных пошлин, налога, то пени на них не начисляются.

Как на расчет влияет страна, из которой осуществляется импорт?

Порядок начисления НДС определяют две группы правил:

  • относящиеся к странам — участницам Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • предназначенные для стран, не входящих в этот союз.

В ЕАЭС помимо России входят еще 4 страны: Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Таможня между ними отсутствует, а взаимодействие в части ввоза товаров (в т. ч. по вопросам обложения НДС) регулирует Договор о ЕАЭС, подписанный 29.05.2014 в Астане.

Импорт в Россию из всех прочих стран происходит через таможню и подчинен порядку, устанавливаемому таможенным законодательством, которое базируется на ТК ЕАЭС и документах, публикуемых Федеральной таможенной службой России. В отношении начисления НДС основным документом здесь служит приказ ГТК РФ от 07.02.2001 № 131.

Существование разных правил предопределяет не только разницу в порядке определения налоговой базы, но и различие в иных аспектах работы с ввозным НДС. Вместе с тем существуют и общие для них принципы. В их числе:

  • обязательность обложения налогом ввозимого товара, если он не относится к числу освобождаемых от этого (п. 1 ст. 71 Договора о ЕАЭС, п. 1 приложения к приказу ГТК РФ № 131);
  • единый базовый список оснований, освобождающих от налогообложения, отсылающий к ст. 150 НК РФ (подп. 1 п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС, п. 13 приложения к приказу ГТК РФ № 131);
  • одинаковые значения применяемых для расчета ставок налога (п. 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС, раздел 3 приложения к приказу ГТК РФ № 131).

Объединяет две группы правил и то обстоятельство, что от их применения не избавляет применение импортером спецрежима или освобождения, предусмотренного ст. 145 НК РФ. То есть лица, признаваемые неплательщиками НДС для целей обложения налогом на территории России, обязаны платить налог, начисляемый при ввозе товара в страну.

Ставки налога и возможность освобождения от его уплаты

Начисление НДС, взимаемого при импорте товаров в Россию, осуществляется по общеустановленным для ее территории ставкам, т. е. 20% или 10% (п. 5 ст. 164 НК РФ). Выбор конкретного значения ставки зависит от вида ввозимого товара (пп. 2, 3 ст. 164 НК РФ).

Освобождаются от налогообложения (ст. 150 НК РФ):

  • товары, ввозимые как безвозмездная помощь России;
  • медицинские, протезно-ортопедические изделия, технические средства, предназначающиеся для реабилитации инвалидов, корригирующие линзы, очки и оправы для таких очков, сырье и комплектующие для изготовления таких товаров (если их аналоги не производятся в России);
  • материалы для приготовления иммунобиологических лекарственных препаратов;
  • культурные ценности, купленные госучреждениями России или полученные ими в дар;
  • книги, иные печатные издания, кинопродукция, ввозимые по некоммерческому обмену;
  • продукция, произведенная на той территории иностранного государства, которой Россия пользуется по условиям международного договора;
  • технологическое оборудование, аналоги которого в России не производятся;
  • природные алмазы, не прошедшие обработку;
  • товары, предназначаемые для использования в иностранных и дипломатических представительствах;
  • валюта (как России, так и зарубежных стран), являющаяся действующим средством платежа, ценные бумаги;
  • продукты морского промысла, добытые и переработанные (если этого требует технология) российской организацией;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • товары (кроме подакцизных), задействованные в международном сотрудничестве в области космоса;
  • незарегистрированные в России лекарственные средства, предназначаемые для конкретных пациентов;
  • материалы, не имеющие аналогов российского производства, которые будут использованы в научно-исследовательских и научно-технических разработках;
  • племенные скот (также его сперма и эмбрионы) и птица (и ее яйца).

При ввозе из страны — участницы ЕАЭС не будет облагаться налогом также давальческое сырье (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС) и товары, закупленные у российского продавца, но доставляемые к покупателю по территории страны ЕАЭС (письмо Минфина России от 26.02.2016 № 03-07-13/1/10895).

Порядок, применяемый в части НДС к товарам, ввозимым из ЕАЭС

Процедуру ввоза из страны — участницы ЕАЭС в отношении НДС характеризует следующее:

  • Необходимость уплаты налога импортером появляется после принятия товара на учет или после наступления установленной договором лизинга (если сделка осуществляется по нему) даты очередного платежа (п. 19 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).
  • Налоговая база будет определена, соответственно, либо на дату взятия товара на учет, либо на дату платежа, отраженную в договоре лизинга.
  • Начисленный налог следует перечислить в налоговый орган и туда же подать посвященную ему отчетность, включающую два дополнительных отчета (заявление о ввозе и декларацию, составленную по особой форме).
  • Начислять налог и отчитываться по нему предстоит помесячно, делая это за те месяцы, в которых имел место импорт.
  • Для подачи отчета и платежей по налогу действует особый срок, приходящийся на 20-е число месяца, идущего вслед за месяцем ввоза (пп. 19, 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Основу налоговой базы составит стоимость товара, отраженная в сопровождающих его документах (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). К ней добавится акциз, если товар подакцизный. Для договора лизинга база будет возникать в размере величины каждого очередного платежа (п. 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Выраженные в инвалюте суммы придется пересчитать в российские рубли, сделав это по курсу на дату (пп. 14, 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС):

  • взятия товара на учет;
  • платежа, отраженную в договоре лизинга, независимо от того, когда и в какой именно сумме в действительности сделан платеж.

Весь процесс расчета применительно к каждой конкретной поставке по конкретному договору отразится в заявлении о ввозе товаров.

Примеры расчета налоговой базы при импорте из ЕАЭС

Пример 1

ООО «Мир» в Россию из Республики Беларусь в августе ввезено 20 офисных столов. Цена каждого из них составляет 3 000 российских рублей. Соответственно, общая стоимость поставки — 60 000 российских рублей. Товар не подакцизный, т. е. акциз участвовать в расчете налоговой базы не будет.

Таким образом, налоговая база по этой поставке будет равна 60 000 рублей. Применяемая к ней ставка налога — 20%. Заплатить в бюджет по окончании августа ООО «Мир» придется 60 000 × 20% = 12 000 рублей.

Пример 2

По договору лизинга ООО «Кварц» в июне из Республики Беларусь получено оборудование технологической линии стоимостью 12 000 000 российских рублей. По условиям договора платежи рассчитаны на 12 месяцев и платятся равными долями. То есть в августе ООО «Кварц» предстоит уплатить белорусскому поставщику 1 000 000 рублей.

Именно эта сумма и станет налоговой базой для начисления ввозного НДС за август. Налог от нее составит: 1 000 000 × 20% = 200 000 рублей.

Правила применения НДС при ввозе из страны, не являющейся участницей ЕАЭС

При ввозе из страны, не входящей в состав ЕАЭС, для НДС оказываются значимыми такие принципы:

  • Без уплаты налога товар, подлежащий обложению им, не будет выпущен с таможни (п. 1 приложения к приказу ГТК РФ № 131).
  • Начисление его суммы происходит одновременно с оформлением грузовой таможенной декларации (ГТД), и именно в этом документе следует искать ее величину (п. 12 приложения к приказу ГТК РФ № 131).
  • Платить налог следует в таможенный орган, причем делать это может и не сам импортер (п. 2 приложения к приказу ГТК РФ № 131).
  • Составления дополнительной отчетности не требуется.

Налоговую базу составят (п. 5 приложения к приказу ГТК РФ № 131):

  • таможенная стоимость товара;
  • таможенная пошлина (если она применяется);
  • акциз (если товар им облагается).

Рассчитывать ее нужно с предварительной разбивкой товаров на группы по наименованию и с выделением среди них облагаемых и не облагаемых акцизами, а также представляющих собой продукты переработки материалов, направлявшихся для этого из России (п. 7 приложения к приказу ГТК РФ № 131).

В каких случаях возможно освобождение от НДС при ввозе товаров из стран, не входящих в ЕАЭС? Ответ на этот вопрос см. в Готовом решении от КонсультантПлюс. А если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, оформите временный демо-доступ. Это бесплатно.

Примеры расчета налоговой базы при импорте из страны, не входящей в ЕАЭС

Пример 1

ООО «Сигнал» ввозит из Вьетнама охлажденную рыбу, не относящуюся к числу деликатесных. Таможенная стоимость партии — 300 000 российских рублей. Товар облагается таможенной пошлиной. Ее величина составляет 60 000 рублей. Подакцизным товар не является.

Налоговая база определится как сумма таможенной стоимости и таможенной пошлины, т. е. будет равна 300 000 + 60 000 = 360 000 рублей.

Ставка налога, применяемая для такого товара, как рыба, равна 10%. Соответственно, причитающийся к уплате налог составит 360 000 × 10% = 36 000 рублей.

Пример 2

ООО «Комфорт» декларирует поступление из Китая трикотажных изделий. В их числе есть предназначенные:

  • для взрослых — их таможенная стоимость равна 400 000 российских рублей, таможенная пошлина по ним 80 000 рублей;
  • для детей — их таможенная стоимость составляет 200 000 российских рублей, таможенная пошлина – 40 000 рублей.

К товарам для взрослых при расчете НДС будет применяться ставка 20%, а трикотаж, предназначенный для детей, облагается по ставке 10%. Соответственно, рассчитать базы нужно раздельно. Итоговая величина налога будет получена суммированием двух его значений, рассчитанных от двух разных баз: (400 000 + 80 000) × 20% + (200 000 + 40 000) × 10% = 120 000 рублей.

Правила принятия ввозного НДС в вычеты

Для включения связанного с импортом НДС в вычеты вне зависимости от того, из какой именно страны осуществлен ввоз, необходимо выполнение следующих условий (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):

  • товар принят к учету (причем это может быть и учет за балансом);
  • предназначается товар для операций, подпадающих под НДС;
  • налог уплачен.

Для импорта из страны, не являющейся участницей ЕАЭС, эти условия выполняются в момент ввоза. Поскольку никаких дополнительных действий от налогоплательщика больше не требуется, в вычеты такой налог попадает в периоде ввоза. Документом, выполняющим для него роль счета-фактуры при внесении данных в книгу покупок, служит грузовая таможенная декларация (ГТД).

При импорте, осуществляемом из страны — участницы ЕАЭС, уплату налога производят в месяце, наступающем после месяца ввоза, что на границе налоговых периодов приведет к перенесению вычета на более поздний из них. Кроме того, к возможности его применения здесь возникают дополнительные требования, связанные с наличием особой обязательной отчетности, сдаваемой в ИФНС (заявление о ввозе и декларация). До ее принятия налоговым органом вычет не считается возможным (письмо Минфина России от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180). В книгу покупок вычет по импорту из страны — участницы ЕАЭС попадет со ссылкой на реквизиты заявления о ввозе.

Проводки, возникающие при учете НДС по импорту

Для НДС по импорту проводки, выполняемые в бухучете, различаться не будут:

  • начисление налога к уплате отобразится как Дт 19 Кт 68;
  • платеж по нему — Дт 68 Кт 51 (для платежей на таможню здесь возможна проводка Дт 68 Кт 76, если НДС в адрес таможенного органа перечисляется авансом);
  • принятие в вычеты — Дт 68 Кт 19.

Однако по датам проведения отличия в операциях, связанных со странами, не входящими в ЕАЭС, и странами — участницами этого союза будут существенными. В первом случае они осуществляются на дату выпуска товара на территорию России, а во втором — в месяце, наступающем за месяцем ввоза при условии принятия в нем налоговым органом отчетности, связанной с импортом из ЕАЭС.

В периоде выполнения всех необходимых условий, связанных с применением вычетов, они отразятся в обычной квартальной НДС-декларации, но использоваться в ней для этого будут разные строки раздела 3: 150 — для налога, уплаченного на таможне, 160 — для налога, уплаченного в налоговый орган.

Итоги

Правила начисления и уплаты НДС, связанного с импортом, зависят от того, из какой страны осуществляется ввоз: являющейся участницей ЕАЭС или нет. Ввоз из страны, входящей в ЕАЭС, упрощен в отношении самой процедуры ввоза (здесь нет таможни), но сопровождается дополнительной отчетностью перед налоговыми органами и более поздним выполнением условий для включения ввозного налога в вычеты. Импорт из страны, не являющейся участницей ЕАЭС, происходит через таможню и требует уплаты налога для выпуска товара в Россию. Базы для начисления налога для входящих и не входящих в состав ЕАЭС стран определяются по-разному. В первом случае ей служит стоимость, отражаемая в товаросопроводительных документах (плюс акциз, если он есть), а во втором — таможенная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину и акциз (если пошлина и акциз должны уплачиваться).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Доначисленный таможней НДС – вычитаемый или невычитаемый расход для предприятия? обратился за разъяснением в Городское налоговое управление г. Ташкента и в Государственный налоговый комитет. И – получил две диаметрально противоположных трактовки одних и тех же норм кодекса. Как такое возможно? Давайте разбираться вместе…

Суть вопроса

При импорте товаров таможенный орган рассчитывает таможенную стоимость товара, как правило, превышающую его стоимость по инвойсу. От этой таможенной стоимости начисляются таможенные платежи: пошлина, НДС и другие.

В учете предприятия–импортера товары учитываются исходя из стоимости поставки. Стоимость реализации товара зависит от конъюнктуры рынка. Т.е. выручка от реализации может быть и ниже таможенной стоимости. В этом случае НДС, полученный от покупателя, будет ниже НДС, уплаченного на таможне.

Возникает положительная разница между суммой НДС, фактически уплаченной в бюджет при импорте товаров, и суммой НДС, исчисленной исходя из примененной сторонами сделки цены реализации этих товаров. Относится ли эта разница на экономически оправданные затраты? Можно ли вычесть ее из совокупного дохода при определении налоговой базы по налогу на прибыль?

1. Позиция ГНК:

В соответствии с ст. 305 HK при определении налоговой базы юрлиц – налоговых резидентов из совокупного дохода вычитаются все расходы, связанные с получением дохода, кроме невычитаемых расходов согласно HK.

В целях исчисления налога на прибыль расходами, связанными с получением дохода, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных — HK, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком как в Узбекистане, так и за его пределами в течение отчетного (налогового) периода.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оцененные в денежной форме.

Экономически оправданными признаются любые затраты, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

  • произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода;
  • необходимы либо служат для сохранения или развития предпринимательской деятельности и связь расходов с такой деятельностью четко обоснована;
  • вытекают из положений законодательства.

Согласно ст. 248 HK при реализации импортированных товаров налоговая база не может быть ниже стоимости, от которой исчислен НДС, фактически уплаченный в бюджет при импорте.

HK определен закрытый перечень расходов, не подлежащих вычету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Исходя из вышеизложенного, возникающая при реализации импортированных товаров положительная разница между суммой НДС, фактически уплаченной в бюджет при импорте товаров, и суммой НДС, исчисленной исходя из примененной сторонами сделки цены реализации этих товаров, относится на затраты, как вытекающие из положений законодательства. Эти затраты признаются экономически оправданными и, соответственно, являясь обоснованными расходами налогоплательщика, подлежат вычету из совокупного дохода при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Вместе с этим следует отметить, что указанный вид расходов отсутствует в перечне невычитаемых расходов, приведенном в HK.

Полный текст ответа – .

2. Позиция ГНУ г. Ташкента:

Согласно , , ст. 248 НК, если иное не предусмотрено данной статьей, налоговая база НДС определяется как стоимость реализуемых товаров (услуг) исходя из примененной сторонами сделки цены (тарифа), определяемой с учетом требований НК, с учетом акцизного налога (для подакцизных товаров, услуг) и без включения в нее налога.

Налоговые органы вправе скорректировать налоговую базу, если цена сделки ниже либо выше рыночной стоимости товаров (услуг). Налогоплательщик вправе оспорить такое решение, доказав, что цена сделки соответствует рыночным ценам и не направлена на уклонение от налогообложения.

При реализации импортированных товаров налоговая база не может быть ниже стоимости, от которой исчислен налог, фактически уплаченный в бюджет при ввозе (импорте) этих товаров.

Согласно ТамК таможенная стоимость ввозимого товара определяется одним из методов определения таможенной стоимости и используется в целях начисления таможенных платежей.

На основании ст. 266 HK, если иное не предусмотрено НК, при определении НДС, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленного в соответствии со НК, путем зачета суммы налога, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически полученным товарам (услугам), при одновременном выполнении следующих условий:

…3) в случае ввоза (импорта) товаров налог уплачен в бюджет.

В соответствии с и ст. 305 HK при определении налоговой базы юрлиц – налоговых резидентов из совокупного дохода вычитаются все расходы, связанные с получением дохода, кроме невычитаемых согласно НК.

Расходы, указанные в – и НК, относятся на вычеты при соблюдении условий, предусмотренных ст. 305 НК.

Согласно НК, если иное не установлено данной статьей, в стоимости приобретенных товаров (услуг) учитываются следующие затраты по налогу на добавленную стоимость:

1) сумма НДС, не подлежащая отнесению в зачет в порядке, предусмотренном НК;

2) сумма НДС, в порядке, предусмотренном ст. 268 НК;

3) сумма корректировки налога согласно НК.

Плательщик НДС вправе отнести на расходы сумму налога, не подлежащую отнесению в зачет, при:

1) применении пропорционального метода в соответствии с ст. 268 НК;

2) корректировке налога в соответствии со и НК, если сумма корректировки не может быть включена в стоимость приобретенных товаров (услуг);

3) корректировке налога в порядке, предусмотренном НК.

Исходя из вышеизложенного:

  • при реализации импортированных товаров налоговая база по НДС не может быть ниже стоимости, от которой исчислен налог, фактически уплаченный в бюджет при импорте. НДС, уплаченный в бюджет при импорте, подлежит зачету при определении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
  • нормой HK (расходы по НДС, относимые к вычитаемым расходам) не предусмотрен НДС, образованный от положительной разницы между стоимостью, определяемой таможенными органами для исчисления и уплаты НДС при импорте товаров, и ценой реализации импортированных товаров. Поэтому такие затраты по НДС являются для предприятия расходами, не подлежащими вычету при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Полный текст ответа – .

Что делать?

Возникает естественный вопрос: что же делать в такой ситуации налогоплательщику? На чье разъяснение ориентироваться?

Специально для ситуацию прокомментировала налоговый консультант Гулнора ЭРГАШЕВА:

– «Полагаю, разъяснение ГНК соответствует принципам Налогового кодекса.

Одновременно нужно отметить, что в ответе ГНУ правильно обращено внимание на то, что, помимо общих принципов отнесения расходов к вычитаемым при расчете налога на прибыль, изложенных в НК, имеется специальная статья НК, в которой перечислены случаи отнесения НДС на вычитаемые расходы: «Расходы по налогу на добавленную стоимость». И в НК не предусмотрен НДС, образованный от положительной разницы между НДС, исчисленным от таможенной стоимости, и НДС от выручки при реализации импортированных товаров.

Считаю, как и указано в ответе ГНК, что расход:

  • произведенный в целях осуществления деятельности;
  • связанный с получением дохода;
  • документально подтвержденный (ГТД, инвойс и т.д.);
  • вытекающий из положений законодательства ;
  • отсутствующий в перечне расходов, не подлежащих вычету при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведенным в HK;
  • но отсутствующий в специальной НК –

должен быть отнесен к вычитаемым расходам, как соответствующий основным принципам распределения расходов».

Рассмотрим эту ситуацию на условном примере.

Пример

Разница между НДС, уплаченным на таможне и выставленным при реализации

В июне 2020 года предприятие – плательщик НДС импортирует товар и реализует его на внутреннем рынке.

Контрактная стоимость товара составила 189 718, 2 тыс. сум. Таможенная стоимость – 230 000 тыс. сум., таможенная пошлина – 11 500 тыс. сум., база для расчета НДС при импорте – 241 500 тыс. сум. (230 000 + 11 500).

НДС, рассчитанный при таможенном оформлении товара, составил 36 225 тыс. сум. (241 500 х 15%). Уплачен полностью.

Товар реализован за 230 000 тыс. сум. с учетом 15% НДС. Покупателю в счете-фактуре выставлен НДС в размере 30 000 тыс. сум. (230 000 : 115 х 15).

Расчет НДС заполняется так:

1) Начисление НДС

  • показатели счета-фактуры вносятся в Реестр счетов-фактур (документов, заменяющих счета-фактуры) по реализованным товарам (работам, услугам) (прил. №5 к Расчету НДС): поставка 200 000 тыс. сум., НДС 30 000 тыс. сум.;
  • автоматически эти суммы отразятся в строке 0102 приложения №1 к Расчету НДС;
  • положительная разница между стоимостью, принятой для исчисления НДС при импорте товара, и ценой его реализации без НДС 41 500 тыс. сум. (241 500 – 200 000) отражается в графе 3 строки 0104 приложения №1 к Расчету НДС. На эту сумму начисляется НДС 6 225 тыс. сум.;

2) Зачет НДС

  • показатели ГТД вносятся в Реестр счетов-фактур (документов, заменяющих счета-фактуры) по приобретенным товарам (работам, услугам) (прил. №4 к Расчету НДС): поставка 241 500 тыс. сум., НДС 36 225 тыс. сум.;
  • автоматически эти суммы отразятся в строке 010 приложения №3 к Расчету НДС.

Разница – 6 225 тыс. сум. (36 225 – 30 000) относится на расходы периода – на бухсчет 9430 «Прочие операционные расходы».

В бюджет по данной операции НДС не уплачивается (36 225 – 36 225 = 0).

При расчете налога на прибыль сумма «доначисленного» НДС – 6 225 тыс. сум. относится к вычитаемым расходам и отражается в строке 0116 приложения №2 к Расчету.

От редакции:

У налоговых органов сложились два противоположных мнения по одному и тому же вопросу. И обе инстанции обосновали это свое мнение, ссылаясь на Налоговый кодекс. По нашему мнению, данная парадоксальная ситуация свидетельствует о необходимости скорректировать нормы НК так, чтобы они не предполагали различных трактовок. Например, возможно, следует внести изменения в НК.

Разъяснения экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений.

Объект обложения и ставка

Операция по ввозу товаров на таможенную территорию Украины является объектом обложения НДС (п.п. «в» п. 185.1 НКУ). Учтите! При уплате «ввозного» НДС привязываться к оприходованию или переходу права собственности на ввозимый товар не нужно.

Налоговые обязательства по НДС при ввозе возникают уже на дату подачи таможенной декларации (ТД) для таможенного оформления (п. 187.8 НКУ). А вот уплатить «импортный» НДС придется еще до дня или в день подачи ТД (п. 206.1 НКУ).

Это правило работает и в случае импорта товара с оформлением временной ТД. Ведь при подаче временной ТД налоги и сборы (обязательные платежи), в том числе и НДС, уплачиваются в общем порядке и в полном объеме (ч. 10 ст. 260 ТКУ). Подробнее об оформлении временной ТД см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 79, с. 7.

Правда, учтите такой важный момент. Если растаможивать ввозимый вами товар будет по договору поручения таможенный брокер, то перечислить таможенному брокеру деньги для уплаты налоговых обязательств по НДС нужно до момента растаможки товара (см. БЗ 101.13). Только в таком случае импортер — собственник (получатель) ввозимого товара, по мнению налоговиков, вправе отнести сумму НДС в налоговый кредит (НК).

Так что помните это и уплатите ввозной НДС (перечислите его брокеру) заблаговременно до начала растаможки. Судя по всему, «компенсацию» брокеру суммы НДС после растаможки налоговики наверняка воспримут в штыки (возможно, потому, что импортер нарушит/не выполнит вовремя уплату НДС — условие для отражения НК (об НК см. далее)).

Как правило, ввоз товара на таможенную территорию Украины облагается НДС по ставке 20 % (п. 206.2 НКУ).

По ставке 7 % облагается только ввоз лекарственных средств и медизделий, при условии, что: (1) лекарства разрешены для производства и применения в Украине; внесены в ГРЛС; (2) медизделия разрешены для представления на рынке и/или ввода в эксплуатацию и применения в Украине; внесены в ГРМТИМН или соответствуют требованиям соответствующих технических регламентов (подтверждается документом о соответствии). Если условия не соблюдаются — облагают их ввоз по ставке 20 % (см. письмо ГФСУ от 05.02.2018 г. № 3375/7/99-99-15-03-02-17).

Важно! Без уплаты НДС ввезти в Украину можно только «льготные» товары (из ст. 197 НКУ, подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Причем льгота из п. 197.1 НКУ действует и на ввоз (п. 197.4 НКУ). Платить НДС при их ввозе не придется. В таком случае в графе 36 ТД указывается код НДС-льготы (см. БЗ 210.01).

База для НДС

Базой налогообложения при ввозе товара будет его договорная (контрактная) стоимость, но не ниже таможенной стоимости, определенной согласно разд. III ТКУ, с учетом пошлины и акцизного налога, которые подлежат уплате и включаются в цену товара (п. 190.1 НКУ).

А чтобы перевести стоимость ввозимого товара в гривни для начисления НДС, нужно использовать курс НБУ, действующий на дату подачи ТД (п. 391.1 НКУ).

«Импортный» НК

Главное условие для «импортного» НК — уплаченный на таможне НДС и оформленная ТД, подтверждающая его уплату (пп. 198.2, 201.12 НКУ).

Причем п. 201.12 НКУ не устанавливает ограничения относительно типа ТД. Так что временная ТД по типу ІМ40ТН (ТК или ТФ), исходя из ее функционального предназначения, вполне подтверждает уплату НДС. А значит, уже в периоде ее оформления плательщик вправе включить сумму «ввозного» НДС в состав НК.

Однако будьте внимательны! И суды (см. постановление ВСУ от 23.06.2015 г. по делу № К/9991/67637/12), и налоговики (см. БЗ 101.13) категоричны: формирование НК по НДС на основании временных ТД не происходит, а осуществляется только на основании оформленной дополнительной ТД.

Включить «импортный» НК нужно в декларацию по НДС за тот период, в котором состоялись уплата НДС и оформление ТД

Показать налоговый кредит следует в строке 11.1 или 11.2 (в зависимости от ставки %) декларации по НДС.

Отложить «на потом» «импортный» НК нельзя — правило «1095 дней» из п. 198.6 НКУ на него не распространяется.

Правда, если вы замешкаетесь и не включите налоговый кредит в декларацию по НДС за период, в котором уплатили «ввозной» НДС и оформили ТД, то «восстановить» его можно путем уточнения — подав к декларации за пропущенный период УР (см. письма ГФСУ от 05.10.2015 г. № 21058/6/99-99-19-03-02-15 и от 28.10.2015 г. № 22718/6/99-99-19-03-02-15, консультацию в БЗ 101.13).

Если уже после таможенного оформления вдруг поменяется таможенная стоимость (в том числе и в результате ошибки, допущенной в ТД/на основании решения суда), то корректировку «импортного» НК можно будет показать (как положительную, так и отрицательную со знаком «-«) в стр. 11.1 на основании листа корректировки к «импортной» ТД. Сделать это нужно в том периоде, в котором оформлен такой лист корректировки (см. письма ГФСУ от 28.12.2015 г. № 27875/6/99-99-19-03-02-15, от 22.12.2015 г. № 27404/6/99-99-19-03-02-15, от 20.10.2017 г. № 2332/6/99-99-12-02-01-15/ІПК, консультацию в БЗ 101.23).

А вот несуммовые ошибки, допущенные в ТД, не будут причиной корректировки НК и отражения его в периоде исправления. По мнению налоговиков, НК в таком случае остается «неприкасаемым». Подробнее см. на с. 43 номера.

Лимит регистрации

При облагаемом НДС ввозе товара сумма налога уплачивается на таможне без использования электронного НДС-счета. Тем не менее, сумма НДС, уплаченная на таможне, увеличит лимит регистрации за счет показателя ΣМитн (п. 2001.3 НКУ). Внимание! Этот показатель формируется в СЭА на основании данных ТД, представленных в контролирующий орган, с учетом листов корректировки (+/-) и дополнительных ТД (+/-), составленных с 01.07.2015 г. (п. 7 Порядка № 569), по факту их составления (см. БЗ 101.17).

Правда, чтобы сумма НДС из ТД поучаствовала в расчете лимита регистрации (попала в строку 4 Витяга), декларант непременно должен в графе «В» ТД верно указать сведения о налоговом номере (код ЕГРПОУ/регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика/регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, который присваивается контролирующими органами) лица, претендующего на налоговый кредит (см. письмо ГФСУ от 15.12.2014 г. № 15182/7/99-99-24-02-02-17, консультацию в БЗ 101.17).

Причем, как поясняли налоговики, графа В должна быть заполнена, в частности, при составлении как временных ТД всех типов (ТН, ТК и ТФ), так и дополнительной ТД.

Однако, учитывая «запрет» на отражение НК по временной ТД, у импортера до оформления дополнительной ТД данные лимита регистрации могут не совпадать с данными декларации по НДС.

Когда компенсируем «импортный» НК

Здесь все зависит от того, в каких операциях вы хотите использовать ввезенные товары. Если ввезенные товары будете использовать в облагаемых операциях — прекрасно, ничего с «импортным» НК делать не придется.

Это касается и ситуации, когда медизделия ввезли до 01.01.2018 г. с начислением НДС по ставке 20 %, а поставлять будете уже с НДС по ставке 7 %. Как поясняют налоговики, корректировать ввозной НДС не нужно (см. письмо ГФСУ от 05.02.2018 г. № 3375/7/99-99-15-03-02-17).

Если ввезенные товары планируете использовать в необлагаемых операциях или вне хозяйственной деятельности, тогда вам придется начислить компенсирующие налоговые обязательства в соответствии с п. 198.5 НКУ, причем по той ставке, исходя из которой был начислен НК. Это же касается и товаров, ввезенных бесплатно (см. письмо ГФСУ от 19.05.2016 г. № 10964/6/99-95-42-01-15, консультацию в БЗ 101.10).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *