Нарушения кассовой дисциплины

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины

Наиболее распространенными нарушениями, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются:

– отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;

– выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов;

– несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;

– арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета;

– неполное оприходование денежной выручки, выразившееся в том, что кассиры оставляют в кассах организации небольшой размер денежных средств на «размен».

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины регулируется КОАП РФ. В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в расчетах наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.

Таким образом, организация, нарушившая установленный лимит расчетов наличными денежными средствами, может быть оштрафована до 50 000 руб. За это же нарушение на руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 4000 до 5000 руб.

Ранее ответственность за вышеуказанные составы правонарушений была предусмотрена также ст. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей». Однако с 25 июля 2003 г. этот Указ утратил силу.

Контролируют соблюдение кассовых операций банки и налоговые инспекции. Кто же из них вправе прийти с проверкой, а кто – оштрафовать? Законодательство в урегулировании этого вопроса неоднозначно.

Некоторые судьи считают, что оштрафовать за нарушение кассовых операций налоговики могут только на основании сведений, полученных от банков. Другие судьи считают, что Закон № 54-ФЗ разрешает налоговикам контролировать полноту учета выручки, а значит, за неоприходование денег в кассу инспекторы вправе оштрафовать фирму по итогам выездной налоговой проверки или проверки ККТ.

Остальные кассовыми нарушениями выявляются банками. Причем не реже одного раза в два года. Так сказано в п. 2.14 Положения Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П. Если же налоговики обнаружат эти нарушения самостоятельно, они должны сначала проинформировать об этом банк. Банк проведет проверку, отразит нарушения в справке и направит ее в налоговую инспекцию. И только тогда инспекция может оштрафовать организацию.

На практике налоговики часто нарушают эту процедуру и штрафуют по материалам своих проверок.

Если организация не заплатила (или не полностью заплатила) налог из-за того, что не оприходовала выручку в кассу, налоговики могут оштрафовать ее только по одной из двух возможных статей: по ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога) или по ст. 15.1 КоАП РФ (неоприходование денег в кассу). Судьи считают, что предпочтение нужно отдавать ст. 122 НК РФ (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2001 г. № А56-17507/01). Согласно п. 1 ст. 50 Конституции РФ нельзя за одно и то же нарушение привлекать одновременно и к налоговой, и к административной ответственности.

Однако есть ситуации, когда налоговые инспекторы могут применить статьи из двух кодексов одновременно: если привлекут к ответственности разных нарушителей. Например, организацию – по ст. 122 НК РФ, а ее руководителя или главного бухгалтера – по ст. 15.1 КоАП РФ.

Обратите внимание: оштрафовать кассира инспекторы не могут, потому что он не является должностным лицом фирмы.

Получив от банка справку о выявленных нарушениях, налоговики должны составить протокол. Без этого документа оштрафовать фирму они не вправе (ст. 28.2 КоАП РФ). Это подтверждает и судебная практика.

Право налоговых органов контролировать лимит кассы не закреплено ни в одном из нормативных актов, поэтому они не могут проводить такие проверки. Это подтверждает письмо УМНС по г. Москве от 18 декабря 2003 г. № 11—24/69763.

К административной ответственности за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ, фирму могут привлечь только сотрудники милиции (ст. 23.3 КоАП РФ) и налоговой инспекции (ст. 23.5 КоАП РФ), т. е. проверять лимит остатка кассы могут сотрудники банков, и если они найдут нарушения, то обязаны отразить их в справке и направить ее в налоговую инспекцию. И только после этого инспекция может оштрафовать фирму на 40—50 тыс. руб., а руководителя, главбуха и кассира – на 4—5 тыс. руб.

Возникает вопрос: как взыскивается штраф при нарушении лимита – за каждое его превышение или единожды? Ответ будет зависеть от того, кто именно и когда обнаружит эти нарушения. Дело в том, что согласно ст. 4.4 КоАП наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При этом если дела о нескольких допущенных нарушениях рассматриваются одним и тем же органом, то наказание назначается в пределах только одной санкции, а если разными органами (или в разное время) – штраф будет взыскиваться за каждое нарушение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

Кассовая дисциплина компании — это особый порядок действий и свод процедур по получению и выдаче денежных средств, а также по ведению отчетности и соблюдению лимитов всех приходно-расходных операций. Вопрос дисциплины очень важен, так как при несоблюдении правил в 2019 году можно получить штраф в размере 50 000 рублей. Чтобы не попасть в число нарушителей, организация обязана отслеживать предельную сумму расчетов наличными, знать, для каких операций действует лимит и когда его нельзя превышать.

Обычно в организации ответственным за кассовую дисциплину и ведение соответствующей отчетности назначается кассир. Однако за соблюдение дисциплины может отвечать и другой человек — например, бухгалтер с функциями кассира. Если вы только собираетесь открыть бизнес или не в курсе последних нововведений кассовой дисциплины 2019 года, то мы настоятельно рекомендуем обратиться за консультацией к специалисту, чтобы избежать возможных штрафных санкций.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!
По этой услуге подключено 39 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Порядок ведения кассовых операций в 2019 году

Компании могут работать как с наличными, так и с безналичными расчетами. Везде есть свои особенности, однако наличность нуждается в более тщательном контроле со стороны организации. Так, основополагающим правилом кассовой дисциплины является то, что деньги должны храниться в отдельном помещении в сейфе за безопасными металлическими дверями. Доступ к этому помещению, как правило, имеют только директор компании, главный бухгалтер, а также ответственный за кассу человек.

Все операции, связанные с наличностью, необходимо отражать в бухгалтерском учете, а также вести необходимую документацию. Так, при поступлении денег в кассу их нужно оприходовать. Для этого создается такой документ, как приходный кассовый ордер. При расходовании денежных средств создается расходный кассовый ордер. Также необходимо вести кассовую книгу. Это журнал, в котором отражены все приходы и расходы наличных денежных средств. Кассовую книгу можно вести в письменном виде, а можно в электронном.

Юридические лица обязаны вести данную отчетность, а вот индивидуальные предприниматели освобождены от этой обязанности, согласно Указанию ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У. Однако, если штат фирмы и объемы наличности довольно большие, то этими формальными правилами пренебрегать крайне не рекомендуется. Важным моментом, который касается кассовой дисциплины индивидуальных предпринимателей, является то, что они обязаны использовать онлайн кассы или контрольно-кассовые машины. Если наличные от покупателей принимаются без этой техники, то и чеки вряд ли исправно выдаются.

Главные правила кассовой дисциплины

Опытный специалист наверняка профессионально владеет всей информацией по поводу кассы, отраженной в законодательстве. Мы собрали все важные моменты и систематизировали главные правила кассовой дисциплины.

  1. Соблюдение условий хранения наличности. Наличные денежные средства должны быть хорошо защищены, а поэтому для хранения необходимо отдельное помещение с металлической дверью и сейф.
  2. Ведение необходимой отчетности. Всем организациям следует вести необходимую отчетность: приходный кассовый ордер по форме КО-1, расходный кассовый ордер по форме КО-2, а также книгу учета наличных денежных средств или, другими словами, кассовую книгу. Все документы оформляет кассир, но подписывает их и несет ответственность главбух.
  3. Инвентаризация и ревизия кассы. Необходимо проводить кассовую ревизию. Существуют плановые и внеплановые проверки кассы. Обязательно проводить инвентаризацию кассы нужно в случаях смены ответственного лица, выявления фактов хищения, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, а также в случае форс-мажоров. Инвентаризация кассы — это способ своевременного выявления ошибок отчетности, недостач и излишков наличности.
  4. Своевременная инкассация. Это положение кассовой дисциплины касается соблюдения лимитов наличных денег в кассе. Если организация по итогам операционного дня имеет в кассе наличность сверх согласованного с банком лимита, то ее в обязательном порядке необходимо инкассировать. Накапливать сверхлимитные денежные средства разрешается только в день выдачи заработной платы работникам, а также в праздничные и выходные дни.
  5. Соблюдение лимитов выдачи и хранения наличных денежных средств. Законом предполагается, что хранить денежные средства и выдавать наличность из кассы возможно только в рамках определенных кассовых лимитов. За расчеты наличностью установлен лимит в 100 тысяч рублей в рамках действия по одному договору. Помимо лимита расчетов, также существует лимит хранения. За нарушение этого правила можно получить штраф для юридического лица в размере от 40 до 50 тысяч рублей, а для ИП и должностных лиц фирмы — от 4 до 5 тысяч рублей.
  6. Правильная приемка и выдача денежных средств. Важно учитывать, что документация должна быть оформлена в классике жанра: кассовые документы должны быть подписаны главным бухгалтером или руководителем фирмы, кассиром, иметь печать организации и штамп. При приеме денег и создании приходного ордера кассир обязательно должен обращать на это внимание. Приходные и расходные кассовые ордеры необходимо хранить в течение 5 лет.

Мы перечислили основные правила кассовой дисциплины. Но что же касается нововведений 2019 года? Во-первых, теперь Центробанком разрешено оформлять приходные и расходные кассовые ордеры в электронном виде при наличии электронной подписи документов главбухом и кассиром. Во-вторых, при наличии приказа директора или ИП можно выдавать деньги работнику, который не сдал документы по предыдущему авансу.

В большинстве случаев за кассу отвечает кассир под контролем главного бухгалтера. Но компания может назначить ответственным другого сотрудника. Например, обязанности кассира может исполнять главбух или даже директор, если численность организации не слишком большая и нет штатного кассира. Однако такой порядок ведения кассовых операций должен быть отражен в соответствующих положениях и учетной политике организации.

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины

За соблюдением кассовой дисциплины тщательно следит налоговая инспекция. Если в ходе проверки будут выявлены нарушения, то организацию могут оштрафовать на сумму от 40 до 50 тысяч рублей, а ИП или подотчетное лицо фирмы — на сумму от 4 до 5 тысяч рублей. Все нарушения дисциплины и ответственность можно свести в один список:

  1. Расчеты свыше лимита по одному договору.
  2. Хранение в кассе сверхлимитной выручки.
  3. Нецелевое расходование наличности.
  4. Неоприходование наличности или несвоевременность создания кассовых ордеров.
  5. Неправильная организация хранения наличности.

Если чек контрольно-кассовой машины не был выдан покупателю, то штраф составит 10 тысяч рублей для юридических лиц и 2 тысячи для должностных лиц. Если не используется в работе онлайн-касса или контрольно-кассовая машина, то штраф составит от 75 до 100% полученной суммы, но не менее 30 000 руб. — для организаций; от 25 до 50% полученной суммы, но не менее 10 000 руб. — для должностных лиц.

Компания сама принимает решение по сохранности наличных денег в кассе, по хранению наличности, а также по внутренним проверкам. В целом, порядок дисциплины устанавливается Центробанком РФ. На текущий момент он отражен в Указании Банка России от 11.03.2014 № 3210-У. Главным контролирующим органом кассовой дисциплины внутри фирмы признается главный бухгалтер.

Бухгалтерия – одно из ключевых звеньев в работе любого предприятия. Грамотное, чистое, высококвалифицированное бухгалтерское сопровождение гарантирует бесперебойную работу компании, тогда как непрофессиональный бухгалтер может поставить под удар всю организацию. Именно поэтому работе бухгалтерии на любом предприятии нужно уделять особое внимание. И отдельно руководству предприятия стоит держать под контролем соблюдение кассовой дисциплины. Именно о кассовой дисциплине пойдет речь в данном материале.

Что такое кассовая дисциплина и почему важно ее соблюдать

Если говорить простым и понятным языком, то под кассовой дисциплиной принято понимать ряд правил, норм, и ограничений по приему, выдаче, хранению наличных денежных средств на предприятии, а также, в случае безналичных расчетов – их учет в рамках проведения кассовых операций. Все операции, в которых присутствует наличка, в том числе выдача зарплаты и отпускных, прием оплаты за товары и услуги, а также их своевременное документальное оформление, на языке бухгалтеров называются кассовыми.

Как правило, кассой занимается либо кассир, либо штатный бухгалтер, либо же, в более редких случаях, сам директор и учредитель организации.

Любое предприятие, будь то ИП или ООО, при проведении каких-либо операций, связанных с оборотом наличных финансов, обязано вести кассу и соблюдать кассовую дисциплину.

Важно! Свод правил, по которым принято вести кассу, определяется не внутренними частными постановлениями организации, а устанавливается на уровне российского законодательства.

Кто проверяет кассовую дисциплину и что грозит нарушителям

Уже из одного того факта, что кассовая дисциплина регламентируется Законом РФ, понятно, что она подконтрольна государственным органам. За безупречным соблюдением кассовой дисциплины следит налоговая инспекция и иногда банк, в котором открыты расчетные счета организации.

  • проверка кассовой дисциплины представителями налоговой инспекции. В каждом территориальном отделении Федеральной налоговой службы есть специальный Отдел оперативного контроля. Его служащие и выезжают на проверки предприятий и организаций по части бухгалтерского учета и соблюдения кассовой дисциплины.

    Малейшие изъяны и недочеты при ведении кассы, неизменно ведут к административным санкциям.

    Наиболее распространенными среди подобных нарушений являются пренебрежение к наличию и ведению кассовой книги, превышение лимита расчетов, связанных с наличными средствами, а также неправильный расчет кассовых остатков.

  • проверка кассовой дисциплины представителями обслуживающего банка. Каждые два года работники обслуживающего банка по закону обязаны проверять кассовый учет на предприятии. Обычно за период проверки берется один квартал. Банковские специалисты, как правило, проверяют организацию на предмет лимита денежных средств в кассе, а также на правильность и полноту ведения кассовой книги. После проведения контроля специалист банка пишет справку, которую впоследствии необходимо будет предъявить налоговому инспектору уже при налоговой проверке, если таковая последует.

    При отсутствии устранения нарушений выявленных представителем банка, налоговик может наложить денежный штраф.

Основные правила кассовой дисциплины: коротко

Для того, чтобы избежать административного наказания в виде наложения материальной ответственности и штрафов, достаточно того, чтобы ведение кассы соответствовало хотя бы некоторым критериям.

  • первое, что требуется сделать – завести кассовую книгу. В ней в обязательном порядке должны отражаться все денежные операции;
  • руководству предприятия для выполнения кассовых операций необходимо приобрести контрольно-кассовую машину. Впрочем, в некоторых случаях ее можно заменить выдачей товарных чеков и бланков строгой отчетности;
  • бухгалтеру или кассиру предприятия необходимо строго следить за тем, чтобы максимально разрешенный лимит денежной наличности ни при каких обстоятельствах не был превышен.

Именно эти три параметра неизменно должны соблюдаться на предприятии, во избежание наказания со стороны контролирующих структур.

Такие документы как расходно-кассовые ордера и приходно-кассовые ордера, журналы и справки кассира-операциониста не являются строго обязательными, а, значит, как правило, не подвергаются тщательному изучению со стороны налоговиков и не являются основанием для применения административных санкций.

Ошибки и неточности при ведении кассы

Ни один начальник не застрахован от небрежной или некачественной работы бухгалтерии. Но иногда в нарушениях кассового порядка бывает повинно само руководство предприятия. Практика показывает, что существует несколько наиболее часто встречаемых нарушений по части кассовой дисциплины:

  • отсутствие на предприятии контрольно-кассовой техники или работа с ней в обход установленного законом порядка, а также отсутствие товарных чеков или бланков строгой отчетности тогда, когда использование контрольно-кассовой машины не обязательно и может ими заменяться. Пренебрежение к соответствующему требованию закона довольно часто бывает спровоцировано руководством компании;
  • полное либо частичное отсутствие в кассовой книге записей о проведении операций и оприходовании наличных средств. Данное нарушение обычно допускают лица, непосредственно занимающиеся ведением кассы и кассовой книги;
  • превышение остатка наличных средств в кассе. Количество денежной налички в кассе регламентировано, и если оно больше максимально возможной суммы, то это также считается нарушением закона. Излишек наличных средств по концу рабочего дня должен сдаваться в банк для внесения на расчетный счет предприятия.

Ответственность при выявлении нарушений кассовой дисциплины

Вне зависимости от того, по чьему недосмотру и упущению возникли проблемы с кассовой дисциплиной, при обнаружении нарушений налоговые специалисты могут либо на первый раз вынести предупреждение, либо сразу наложить штраф. Степень меры административного и финансового воздействия зависит от того, насколько велика ошибка.

  • Предупреждение может быть вынесено исключительно за отсутствие или неправильное использование контрольно-кассовой техники, и только при условии, что в течение проверяемого периода, не было выявлено других серьезных нарушений.

    Также отделаться предупреждением может организация, руководство которой вовремя направило в налоговую службу ходатайство с просьбой о вынесении предупреждения и обязательства устранить найденные нарушения.

  • Штраф накладывается при нарушении таких норм ведения кассы, как неправильное оприходование выручки и превышение максимально возможного лимита наличных средств. Размеры штрафов зависят от организационно-правовой формы предприятия. Если это индивидуальный предприниматель, то, как физическое лицо, выполняющее определенные должностные функции, он будет подвержен штрафу от 4 до 5 тыс. рублей.

    Если нарушения выявлены в ходе выездной проверки юридического лица, то есть предприятия или организации в статусе, например, ООО, то штраф будет в десять раз выше: от 40 до 50 тыс. рублей.

    В последнем случае, должностное лицо, допустившее ошибку, к примеру, главный бухгалтер, старший кассир или даже директор предприятия, также может понести финансовую ответственность за неправомерность своих действий – штраф для него составит сумму от 4 до 5 тыс. рублей.

Как свидетельствует практика работы организаций и предприятий различных сфер деятельности, гораздо выгоднее сразу наладить правильное профессиональное ведение бухгалтерии. В противных случаях, выявление нарушений и ответственность при проверках неизбежна. При этом следует помнить о том, что выездные налоговые проверки проводятся, как правильно в самые неподходящие моменты.

Нерадивых представителей бизнеса, особенно тех, кто не в первый раз попался на пренебрежении к закону, налоговики «берут на карандаш» и проверяют чаще, чем законопослушных предпринимателей.

1 Указ Президента Украины «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Украины» от 20.06.2019 г. № 418/2019.

2 Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.

Проверке кассовой дисциплины фискалы традиционно уделяют пристальное внимание. При этом фактически ни одна «наличная» проверка (по статистике налоговиков по итогам 2018 года было проведено 16,9 тыс. таковых) не обходилась без обнаружения нарушений и применения штрафных санкций. А Единый госреестр судебных решений просто пестрит делами, в которых плательщики судились с фискалами по поводу обоснованности применения штрафов по Указу № 436. А значит, отмена этого Указа является событием «вселенского» масштаба. Но, как всегда, есть нюансы.

Что отменили?

Отменили Указ № 436, в котором «сидели» 4 «живых» (представлявших реальную угрозу) и 2 «мертвых» штрафа. А штрафа за что? За нарушение порядка осуществления кассовых операций в нацвалюте, который на сегодняшний день урегулирован Положением № 1483.

3 Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

За превышение предельных сумм расчетов наличными ответственность предусмотрена не Указом № 436, а ст. 16315 КоАП. Соответствующий админштраф живее всех живых (о чем будет сказано позже).

Так вот, до недавнего времени 4 «живых» штрафа — это штрафы:

1) за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличности — в пятикратном размере неоприходованной суммы;

2) за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах — в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день;

3) за превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также за выдачу наличных средств под отчет без полного отчета за ранее выданные средства — в размере 25 % выданных подотчетных сумм;

4) за проведение наличных расчетов без предоставления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), подтверждающего уплату покупателем наличных средств, — в размере уплаченных средств.

2 «мертвых» штрафа — это штрафы:

1) за расходование наличных из выручки на выплаты, связанные с оплатой труда, при наличии налоговой задолженности. В п.п. 6 п. 58 Положения № 148 сказано, что такие выплаты наличными должны осуществляться с учетом требований НКУ. В то же время НКУ никаких ограничений в части выплаты заработной платы из выручки при наличии налогового долга не содержит;

2) за нецелевое использование наличных средств, полученных в банке. Факт такой, что Положение № 148 никаких требований к целевому использованию наличных средств, полученных из банка, не предъявляет.

Получается, что с момента вступления в силу Указа № 418/2019 (с 23.06.2019 г.) перечисленные выше штрафы прекращают свое действие. Фискалы их применять не могут.

Согласно Указу № 418/2019 он вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования. Опубликован Указ в газете «Урядовий кур’єр» от 22.06.2019 г. № 116. Соответственно, вступил в силу он с 23.06.2019 г.

Иначе говоря, если, к примеру, подотчетное лицо не вернуло вовремя неиспользованный остаток денежных средств, то штраф к предприятию фискалы уже применить не смогут. Будет только «ответственность» (в виде включения этой суммы в налогооблагаемый доход) для работника по НКУ (п.п. 164.2.11 НКУ). Или, например, в приходном кассовом ордере (ПКО) стоит подпись главбуха, когда по табелю рабочего времени его не было на работе. И в этом случае фискалы уже не смогут приписать 5-кратный штраф за это нарушение.

По большому счету даже если не выписали ПКО на полученную наличность и не сделали запись в кассовой книге, как ни странно, говорить о «былой» ответственности, предусмотренной Указом № 436 за это, оснований сейчас тоже нет.

Но при этом стоит помнить: Положение № 148 никто не отменял. Оно по-прежнему остается в силе (как и продолжают действовать нормы НКУ и Положения № 148, касающиеся проверки кассовой дисциплины фискалами). И невыполнение его норм по-прежнему будет считаться нарушением. Только вот ответственность за нарушение норм Положения № 148 осталась лишь административная, и то применяется она за отдельные виды нарушений.

Что осталось?

Административная ответственность. Применяется она за следующие нарушения:

1) «нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличными» (ч. 1 ст. 16315 КоАП). Традиционно этот штраф ожидает тех, кто нарушает предельные суммы расчетов наличными. Опять же, по-хорошему, только в том случае, если «запредельный» расчет был за товары (услуги)4.

4 См., в частности, статью «Выплата дивидендов наличными: как не нарушить ограничения?» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 6).

Напомним: для расчетов субъектов хозяйствования между собой предел составляет 10000 грн. включительно; с физлицами — 50000 грн.

Величина штрафа — от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.). Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение, — штраф в размере от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.).

Налагает админштраф орган ГФСУ (ст. 2342 КоАП) на виновных в таких нарушениях должностных лиц предприятий, а также на физлиц-предпринимателей (на обычных физлиц не налагает).

Причем формально грозит он как плательщикам, так и получателям «запредельных» наличных сумм.

На что хотим обратить внимание? На нечеткий состав правонарушения. Не начнут ли фискалы «за отсутствием» рычагов влияния раздавать этот админштраф «направо и налево» (читай — за любые «кассовые» нарушения)?

Считаем, что так быть не должно. Действительно, фраза «нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги)» достаточно расплывчатая. Но конкретные частные случаи этого нарушения, прописанные в той же ч. 1 ст. 16315 КоАП, говорят о том, что этот штраф нацелен конкретно на нарушения, совершаемые на этапе приема/передачи наличных при проведении расчетов за товары (услуги).

Максимум, что сюда еще можно при большом желании «затолкнуть» (и то под вопросом), это, например, невыдачу плательщику наличности квитанции к приходному кассовому ордеру;

Срок давности для наложения данного штрафа — 2 месяца со дня совершения правонарушения (поскольку нарушение не длящееся).

2) «сдача выручки торговыми предприятиями всех форм собственности, которые осуществляют реализацию товаров за наличные, с нарушением сроков, установленных правилами расчетов и ведения кассовых операций» (ч. 1 ст. 1644 КоАП).

Поскольку и протоколировать данное административное правонарушение, и рассматривать соответствующие дела уполномочены органы Национальной полиции (ст. 222, ч. 1 ст. 255 КоАП), считаем, этот штраф угрозы для субъектов хозяйствования не представляет.

Ну и, конечно же, никто не отменяет штрафные санкции за нарушение Закона об РРО5.

5 Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

«Ложка дегтя…»

Новость об отмене Указа № 436, конечно, не может не радовать, и в нее даже верится с трудом. Но! Расслабляться не стоит. Добавим «ложку дегтя» в радостную новость.

Скорее всего, отмена Указа № 436 имеет чисто «технический» характер, а не намерение освободить субъектов хозяйствования от ответственности за нарушения порядка осуществления кассовых операций.

Так, считаем, необходимость отмены Указа № 436 назрела уже давно из-за его несоответствия действующему законодательству. Ведь согласно п. 22 ст. 92 Конституции исключительно законами Украины могут определяться основы гражданско-правовой ответственности; деяния, которые являются преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них. Кроме того, и п. 111.2 НКУ установлено, что финансовая ответственность за нарушение норм законов по вопросам налогообложения или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, устанавливается и применяется согласно этому Кодексу и другим законам.

Иначе говоря, штрафные санкции должны устанавливаться исключительно законами Украины.

Опять же уже подобрался к первому чтению законопроект № 94516, которым устанавливаются штрафы за нарушение кассовой дисциплины (и которым, кстати, планировалось отменить действие Указа № 436). В частности, этот законопроект предусматривает все те же штрафы, только в других размерах:

6 Проект Закона Украины «О некоторых вопросах применения финансовых санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 27.12.2018 г. № 9451.

— за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличности — в двукратном размере неоприходованной (не в полном объеме и/или несвоевременно оприходованной) суммы;

— за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах — в размере 100 % от выявленной сверхлимитной суммы;

Указ № 436 предусматривал штраф в двукратном размере.

— за превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также за выдачу наличных средств под отчет без полного отчета за ранее выданные средства — в размере 25 % выданных подотчетных сумм;

— за проведение наличных расчетов (кроме расчетов, проведенных с применением РРО) без выдачи получателем наличных средств документа установленной формы и содержания (квитанции к ПКО, расчетной квитанции, другого предусмотренного законодательством документа), который подтверждает уплату лицом наличных средств, — в размере уплаченных средств.

Сейчас, конечно, сложно давать прогнозы, какова будет судьба этого законопроекта, но стоит быть начеку. Скорее всего, если и не этот законопроект, то какой-то другой рано или поздно все равно будет принят .

Так что повод для радости есть. Но все это временно.

Действие Указа № 436 во времени

Отмена Указа № 436 сразу вызывает вопросы в отношении того, а вправе ли фискалы будут применить штрафы за кассовые нарушения, совершенные до отмены Указа № 436 (вступления в силу Указа № 418/2019)?

Тут стоит вспомнить норму п. 11 подразд. 10 разд. XX НКУ о том, что штрафные (финансовые) санкции (штрафы) по результатам проверок, которые осуществляются контролирующими органами, применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений по применению таких штрафных (финансовых) санкций.

Несмотря на то, что эта норма установлена НКУ, в ней идет речь о штрафных санкциях по результатам проверок, которые осуществляются контролирующими органами.

А поскольку проверка кассовой дисциплины как раз относится к таким проверкам, то норма касается и финансовых санкций за нарушения кассовой дисциплины (п.п. 14.1.265, п.п. 191.1.4, п.п. 20.1.10 НКУ).

При этом в свое время и фискалы (ОНК № 5927), и ВАСУ (информационное письмо от 24.11.2011 г. № 2198/11/13-11) разъясняли правила применения этой нормы.

7 Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам применения штрафных санкций за нарушение норм НКУ, утвержденная приказом ГФС Украины от 06.07.2012 г. № 592.

Так, оценка правомерности поведения плательщика осуществляется на основании норм законодательства, действовавшего на момент совершения соответствующих действий.

В то же время меры ответственности, надлежащие к применению за совершенные нарушения, должны определяться согласно нормативно-правовым актам, действующим на время применения ответственности, в частности вынесения соответствующих налоговых уведомлений-решений.

Для применения санкций к плательщику важно, чтобы одновременно соблюдались все вышеназванные условия:

(1) совершенное деяние (бездействие) плательщика считалось нарушением как на момент его совершения, так и на момент его выявления (дату принятия НУР фискалами);

(2) за совершенное нарушение должна быть предусмотрена ответственность как на момент его совершения, так и на момент его выявления (дату принятия НУР).

При этом штраф применяется в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений относительно применения таких штрафных (финансовых) санкций.

Теперь посмотрим на конкретном примере, как действуют эти нормы. Например, плательщик несвоевременно оприходовал наличность.

Ситуация 1. Нарушение осуществлено 25.06.2019 г., т. е. после отмены Указа № 436 .

В этом случае санкций нет. Причем даже если будет принят новый Закон, устанавливающий санкции за подобные нарушения, то штрафов за период с 23.06.2019 г. по дату вступления в силу нового Закона не будет. Ведь на момент совершения правонарушения за него не предусмотрена ответственность.

Ситуация 2. Нарушение осуществлено 12.04.2019 г. (до отмены Указа № 436), но выявлено фискалами (НУР датировано) 24.06.2019 г. (т. е. после отмены Указа).

И на 12.04.2019 г., и на 24.06.2019 г. факт нарушения есть. Но поскольку на момент его выявления (24.06.2019 г.) законодательством не предусмотрены санкции (Указ № 436 уже не действует), то штрафных санкций нет.

Но будьте внимательны: если в будущем вступит в силу Закон, который устанавливает штрафные санкции за подобное нарушение, и фискалы выявят нарушение после вступления в силу Закона, то, учитывая, что:

(1) факт нарушения был и на момент совершения, и на момент выявления;

(2) и за нарушение была предусмотрена ответственность и на момент его совершения, и на момент выявления,

фискалы будут вправе применить за это нарушение санкции в размерах, предусмотренных новым Законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *