Нарушение бухгалтерского учета

Новые штрафы за «бухгалтерские» нарушения учреждений

Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Для должностных лиц государственных и муниципальных учреждений теперь предусмотрены новые штрафы за нарушения в области бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности. Вместо двух составов правонарушений, на основании которых сейчас наказывают уполномоченных работников учреждений, появится семь. Что важно знать руководителям и главным бухгалтерам об этих видах административной ответственности?

Государственная Дума 16.05.2019 приняла в третьем чтении закон (его проект рассматривался под номером 455237-7), который вносит поправки в КоАП РФ в части ответственности за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности. После того, как закон будет одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ и официально опубликован, поправки вступят в силу (об отсрочке начала их действия в законе не говорится).

Иными словами, уже в ближайшее время в отношении должностных лиц организаций госсектора станет действовать более развитая система штрафов. Сравним прежние и новые нормы.

Кто попадает под штрафы?

Согласно примечанию 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции) ответственность предусмотрена для должностных лиц всех организаций госсектора: государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, а также государственных и муниципальных учреждений.

Как показывает судебная практика, административная ответственность грозит прежде всего главным бухгалтерам (иным работникам, на которых возложена обязанность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности). Причем по ст. 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции) штрафуют бухгалтерских работников казенных учреждений и органов власти (см., например, Постановление Хабаровского краевого суда от 13.11.2018 по делу № 4А-631/2018). А по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) привлекают работников бюджетных и автономных учреждений (см., например, Постановление Пензенского областного суда от 27.04.2018 по делу № 4а-167/2018, в котором назначение штрафа главному бухгалтеру муниципального автономного общеобразовательного учреждения признано правомерным).

Хотя приходится отвечать и руководителям: например, руководителю территориального подразделения госоргана, привлеченному по ст. 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции) (Постановление ВС Республики Алтай от 22.08.2018 по делу № 4а-92/2018), директору муниципального автономного общеобразовательного учреждения, привлеченному по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 21.03.2018 по делу № 4а-207/2018). Правда, во втором случае производство по делу было прекращено. Хотя нарушение заключалось в искажении показателей бухгалтерской отчетности более чем на 10%, учреждение своевременно устранило допущенное искажение.

Отметим, что виновное должностное лицо обычно определяется с учетом двух обстоятельств: в чьи полномочия входит ведение учета, представление отчетности и кто подписал спорный документ.

Что предписывали прежние нормы?

Как видим, до вступления поправок в силу существовало два состава правонарушений, действующих в отношении разных организаций госсектора. Приведем их в таблице.

Параметр для сравнения

Статья 15.11 КоАП РФ

Статья 15.15.6 КоАП РФ

В чем заключается нарушение?

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Непредставление или представление с нарушением сроков бюджетной отчетности.
Формирование и представление сведений, необходимых для планирования и исполнения бюджета, с нарушением.
Представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для планирования и исполнения бюджета

Кто несет ответственность?

В том числе должностные лица бюджетных и автономных учреждений

Должностные лица органов власти и казенных учреждений

Какова административная ответственность?

За совершение проступка впервые – штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб., повторно – штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от года до двух лет

Штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Что предусматривают поправки?

Теперь все нормы, адресованные организациям госсектора, объединены в ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции), а ст. 15.11 КоАП РФ (в новой редакции) распространяется на остальные экономические субъекты. Причем поправки предусматривают ответственность за нарушение требований как к бюджетному (бухгалтерскому) учету, так и к бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В частности, за непредставление отчетности или ее подачу с нарушением установленных сроков грозит штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., а санкции за нарушение требований к учету, повлекшее искажение показателей отчетности, будут дифференцированы в зависимости от степени допущенного искажения. Чтобы установить ту или иную степень, достаточно наличия одного из признаков, приведенных в примечаниях к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции). Перечислим те признаки, которые могут быть обнаружены у автономных учреждений, и соотнесем их с предусмотренными санкциями.

Степень искажения показателей отчетности

Признаки искажения в отчетности

Ответственность за проступок

Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату

Занижение сумм налогов, взносов и сборов

Совершенный впервые

Совершенный повторно

Незначительное

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму до 100 тыс. руб.;
– не более чем на 1% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.

На сумму

до 100 тыс. руб.

Предупреждение или штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Значительное

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.;
– не более чем на 1% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.

Штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Грубое

– более чем на 10%;
– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму свыше 1 млн руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Установлены и дополнительные критерии, на основании которых искажение будет оценено как грубое:

  • включение в отчетность показателей, не подтвержденных регистрами бухгалтерского учета и первичными документами;

  • регистрация в регистрах бухучета мнимого (неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта учета;

  • ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;

  • отсутствие первичных документов, регистров бухучета, отчетности в течение установленных сроков хранения.

В каких случаях можно избежать ответственности?

Вместе с новыми составами правонарушений поправки КоАП РФ предусматривают некоторые послабления. Так, согласно примечаниям 5 и 6 к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции) лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, не станут привлекать к административной ответственности, если искажение отчетности допущено в результате чужих ошибок – из-за несоответствия первичных документов, составленных другими работниками, свершившимся фактам хозяйственной жизни. Другая причина неприменения ответственности – непередача либо несвое­временная передача первичных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета.

Кроме того, должностные лица будут освобождены от штрафов, если своевременно исправят ошибки. Сделать это можно несколькими способами.

Во-первых, надо подать уточненную налоговую декларацию (расчет) и на этом основании перечислить в бюджет сумму налога (сбора, страхового взноса), не уплаченную вследствие нарушения требований к учету, искажения показателей отчетности. При этом должны быть соблюдены условия, предусмотренные ст. 81 НК РФ, в том числе уплачены соответствующие пени.

К сведению: размер штрафа за нарушение требований к учету и отчетности теперь ставится в зависимость от характера и масштаба проступка. Но от штрафа могут освободить, если учреждение исправило допущенные ошибки.

Во-вторых, нужно представить отчетность, содержащую исправленные показатели:

  • до ее принятия финансовым органом, органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • после ее принятия одним из названных выше органов, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в отчетности;

  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проверки, по результатам которой в отчетности не были обнаружены исправленные ошибки.

Кто может назначить штраф?

В то же время контролеров станет больше. По прежним правилам рассматривать дела об административных нарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ и назначать штрафы могли:

  • должностные лица Федерального казначейства (руководитель, его заместители, руководители структурных подразделений, а также руководители территориальных органов);

  • представители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (руководители и их заместители).

Сейчас список должностных лиц расширился. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 23.7 и п. 2 ч. 2 ст. 23.7.1 КоАП РФ (в новой редакции) сюда добавились руководители (заместители руководителей) структурных подразделений территориальных органов Федерального казначейства и соответствующих региональных органов власти. Правда, начальники отделов и их заместители будут вправе рассматривать только проступки, квалифицированные по ч. 1 – 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции). Дела в отношении злостных нарушителей, неоднократно допускающих грубое искажение отчетности (ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ в новой редакции), останутся в компетенции прежнего состава контролеров.

* * *

Прежняя редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ распространялась только на казенные учреждения и органы власти, в то время как новая – еще и на бюджетные, автономные учреждения (раньше нарушение ими требований к бухучету и отчетности квалифицировалось по ст. 15.11 КоАП РФ). А значит, за несоблюдение требований Инструкции № 33н должностные лица АУ будут привлекаться к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, в которой размер штрафа теперь ставится в зависимость от характера и масштаба допущенного проступка.

Но есть и хорошая новость: от штрафа могут освободить. Главное – как можно раньше исправить ошибки в отчетности. Хотя сделать это не поздно и после проверки, в ходе которой контролеры выявили искажения.

В соответствии с действующим законодательством за нарушение правил ведения бухгалтерского учета существует административная и уголовная ответственность должностных лиц. Налоговым кодексом РФ установлена ответственность для организаций за нарушение правил учета доходов и расходов.

Административная ответственность может применяться только за совершение административного правонарушения, предусмотренного законодательством. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности. Ответственность организации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения по ст. 120 НК РФ не освобождает от административной или уголовной ответственности должностное лицо.
Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ), вступивший в действие с 01.07.2002 г., установливает ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности. Ранее административная ответственность должностных лиц организаций была установлена п. 12 ст. 7 Закона «О налоговых органах Российской Федерации», в соответствии с которым, налоговым органам было предоставлено право налагать административные штрафы. Такие штрафы налагаются: 📌 Реклама Отключить

  • на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (не отражении в учете) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
  • на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан, не выполняющих перечисленные в ст. 12 (пункты с 3 по 6) Закона «О налоговых органах Российской Федерации» требования налоговых органов и их должностных лиц. За указанные нарушения должностные лица привлекались к ответственности в виде штрафа от 2 до 5 МРОТ, а за повторное в течение года нарушение — в виде штрафа от 5 до 10 МРОТ.

С 1 юля 2002 г. только грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности составляют состав административно наказуемого деяния, влекущего наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ. При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, а искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
От административной следует отличать уголовную ответственность, которая наступает для должностных лиц в случаях уклонения от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере. При этом уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 5000 минимальных размеров оплаты труда.
До 01.07.2002г. даже незначительное нарушение правил ведения бухгалтерского учета могло повлечь административную ответственности. Об этом свидетельствует практика и статистика работы налоговых органов, когда практически каждая налоговая проверка заканчивалась составлением протокола, а дальнейшее уже зависело от руководителя налогового органа. Автор настоящей публикации, делясь собственным опытом, вспоминает, что, будучи работником юридической службы инспекции ей, не раз приходилось писать докладные записки о необходимости прекращения административного производства ввиду явного несоответствия совершенного правонарушения (весьма незначительные доначисления налогов) тяжести предусмотренного наказания. Существовала негласная установка, поддерживаемая, в том числе работниками прокуратуры, о том, что если обнаруживалось налоговое правонарушение и к ответственности привлекалась организация (независимо от суммы доначисленных налогов), то административная ответственность должностных лиц уже презюмировалась.. Одновременно, следует заметить весьма значительное увеличение размера санкций (более чем в десять раз), что вряд ли представляется оправданным по этим составам правонарушений. Однако здесь прослеживается общая тенденция увеличения административных штрафов.
Актуальным остается вопрос о субъекте ответственности: в каких случаях к ответственности привлекается директор, а в каких главный бухгалтер или иной работник, как разграничить ответственность этих субъектов.
Так, ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» несут руководители организаций.
Пункт 2 ст. 7 данного Закона устанавливает ответственность главного бухгалтера за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. При этом главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций ( п. 4 ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете»).
В соответствии с положениями Закона «О бухгалтерском учете» организации обязаны вести бухгалтерский учет. В качестве объектов бухгалтерского учета выступают имущество организации, обязательства организации и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности организации. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета указанный закон определяет формирование информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователем бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а так же внешним — инвесторам, кредиторам, и другим.

Таким образом, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская отчетность организаций состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета; пояснительной записки; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законодательством подлежит обязательному аудиту.
Как было отмечено выше, в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, а также обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Помимо этого необходимо учитывать, что в ряде случаев к ответственности должны привлекаться не главные бухгалтеры, а иные специально уполномоченные должностные лица предприятия. Так, в соответствии с п. 4 ст. 9 указанного выше Закона своевременное оформление первичных документов, достоверность содержащихся в них данных, а также своевременное и правильное отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете должны обеспечивать лица, составившие и подписавшие эти документы. Списки лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов и которым предоставляется право их подписания, согласовываются с главным бухгалтером.
Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, не входящих в компетенцию главного бухгалтера, последний не может быть привлечен к ответственности.
К главному бухгалтеру не могут быть применены меры административной ответственности в тех случаях, когда в соответствии с действующим законодательством к ответственности должен быть привлечен руководитель предприятия. Но в ряде случаев и бухгалтер, и руководитель предприятия равным образом могут быть привлечены к административной ответственности за одни и те же нарушения.
Другим документом, который может служить определенным ориентиром для разграничения ответственности руководителей и главных бухгалтеров, является Положение о главных бухгалтерах, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 24.01.1980 г. № 59 (пункты 22 и 23 Положения). В частности, исключительно главный бухгалтер в соответствии с указанным Положением несет ответственность за: 📌 Реклама Отключить

  • неправильное ведение бухгалтерского учета, следствием чего явились запущенность в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности; — принятие к исполнению и оформление документов по операциям, которые противоречат установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;
  • несвоевременную и неправильную выверку операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами;
  • составление недостоверной бухгалтерской отчетности по вине бухгалтерии;
  • другие нарушения положений и инструкций по организации бухгалтерского учета.

Главный бухгалтер наравне с руководителем несет ответственность за:

  • нарушение правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;
  • нарушение сроков представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам.

Абзац 1 ст. 313 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного(налогового) периода на основе данных налогового учета. Следовательно, гл. 25 НК РФ вводит в законодательство новое понятие «налоговый учет», которое должно служить основой для исчисления налога на прибыль организации. В подобной ситуации вполне законно встает вопрос о содержании данного понятия и о соотношении «налоговый учет» и «бухгалтерский учет». В настоящее время о соотношении этих понятий ведутся многочисленные дискуссии. Споры сводятся к двум точкам зрения. Одни считают, что налоговый учет-часть бухгалтерского учета, регулируемого нормами гл. 25 НК РФ, что вытекает из анализа положений гл. 25 НК РФ и законодательстве о бухгалтерском учете. Вторые склоняются к тому, что налоговый учет является категорией самостоятельной применительно к бухгалтерскому учету. Следует сказать, что проблема соотношения налогового и бухгалтерского учета осталась нерешенной на законодательном уровне. И какую бы точку зрения мы не выбрали в качестве отправной, совершенно очевидно, что административная ответственность установлена без учета нового понятия — «налоговый учет», и нуждается в дальнейшем осмыслении.
Из процессуальных моментов следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Ответственность, установленная КоАП РФ может быть применена в отношении правонарушений, совершенных после 1.07.2002 г.
С 1.07.2002 г. налоговые органы составляют протоколы об административных правонарушениях, а решают вопрос о привлечении к ответственности судьи.
Лица, уполномоченные налагать взыскание в виде административного штрафа, должны соблюдать требования КоАП РФ о сроках наложения наказания (ст. 4.5 «Давность привлечения к административной ответственности» КоАП РФ) и сроках давности исполнения постановлений о назначении административного наказания (ст.31.9 КоАП РФ).
В соответствии со статей 32.1 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный частью 1 статьи 32.1, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей в организацию, в которой лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы административного штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов.
В случае увольнения физического лица, привлеченного к административной ответственности, либо невозможности взыскания суммы административного штрафа из его заработной платы или из иных доходов администрация организации в трехдневный срок со дня увольнения указанного лица или наступления события, влекущего невозможность взыскания суммы штрафа, возвращает копию постановления о наложении административного штрафа судье вынесшнму постановление, с указанием нового места работы (если оно известно) физического лица, привлеченного к административной ответственности, причины невозможности произвести административное взыскание, а также с отметкой об удержаниях в случае, если такие удержания производились.
В случае, если физическое лицо, подвергнутое административному штрафу, не работает либо взыскание суммы административного штрафа из его заработной платы или из иных доходов невозможно, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах юридического лица, подвергнутого административному штрафу, постановление о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее физическому или юридическому лицу, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Таким образом, исполнение решения прекращается как в случае уплаты штрафа, так и в случае истечения срока исполнительной давности, и если решение не было обращено к исполнению в этот срок, то оно не подлежит исполнению и штраф уплачивать не надо.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов(расходов) и объектов налогообложения. НК РФ впервые установил особые правила ведения учета применительно к потребностям налогообложения. Главой 16 НК РФ определены виды налоговых нарушений и ответственность лиц за их совершение, в том числе за грубое нарушение правил учета «доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения». Так, ст. 120 НК РФ устанавливает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения. Названная статья является единственной статьей главы НК РФ, действие которой распространяется только на организации. Физические лица, вне зависимости от наличия у них статуса предпринимателя, не могут привлекаться к ответственности за изложенные в ней деяния.
В соответствии со ст.120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (См подробнее, например, «Нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения;» Н.Р. Вильчур, «Бухгалтерский учет», № 20, октябрь 2001 г.).
Таким образом, ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета для организаций по ст. 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» для должностных лиц по ст.15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности» имеет различные правовые основания, заключающиеся в содержании противоправных деяний. (См. подробнее: Овчарова Е.В. Налоговые правонарушения по новому Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Юрист, № 9, 2002, стр. 56-59).
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. В указанном пункте речь идет о разграничении ответственности организации и ее должностных лиц, когда ненадлежащие действия этих лиц могут рассматриваться двояко, а именно: как действия собственно должностных лиц и как действия организации в целом. В первом случае такие действия образуют объективную сторону административного правонарушения, субъектом которого является должностное (физическое) лицо, а во втором — налогового правонарушения, субъектом которого является организация. Таким образом, в каждом из указанных случаев имеют место самостоятельные правонарушения, отличающиеся друг от друга отраслевой природой. Субъекты этих правонарушений также различны, что, с одной стороны, исключает конфликт в квалификации этих деяний, а с другой — не позволяет говорить о повторном привлечении того или иного лица к какому-либо виду ответственности (административной или налоговой).

Статья 15.11. КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Его основные задачи определены указанным выше Законом.

Порядок ведения бухгалтерского учета как система внутрихозяйственного финансового контроля в деятельности организации составляет предмет посягательства рассматриваемого правонарушения.

2. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что все проводимые организацией хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Указанная статья Закона содержит требования к оформлению таких документов: они должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. К учету принимаются только те первичные учетные документы, которые составлены по установленной форме.

Оформляемые ими хозяйственные операции, имущество и обязательства отражаются в регистрах бухгалтерского учета и учитываются при составлении бухгалтерской отчетности организации, которая состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, аудиторского заключения (при обязательном аудите), пояснительной записки (ст. 10 и ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

При этом бухгалтерская отчетность за один отчетный период объединяет все указанные документы, входящие в ее состав. Таким образом, установлена однократно исполняемая обязанность по представлению единого пакета документов бухгалтерской отчетности за определенный отчетный период, которую необходимо выполнить в пределах установленного срока. Соответственно, неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязанности должно квалифицироваться как одно нарушение, и штраф должен применяться один раз в отношении всех документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности, а не за каждую непредставленную либо представленную с нарушением установленного срока либо иным ненадлежащим образом представленную форму либо иной документ, которые входят в состав бухгалтерской отчетности.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином России (см. Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Минфина России.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и срока хранения учетных документов составляют объективную сторону данного правонарушения. При этом обязательным дополнительным признаком состава является признание нарушения грубым. В примечании к данной статье законодатель расшифровывает понятие «грубое нарушение» применительно к данной статье: искажение (уменьшение или увеличение) сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; искажение (уменьшение или увеличение) любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%, если даже это искажение не повлияло на размер исчисленных налогов и сборов.

Данный дополнительный признак в соответствии с принципом справедливости назначения наказания исключает возможность назначения административного наказания за любую, даже техническую, ошибку в бухгалтерских проводках.

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть руководитель организации как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности или главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (см. ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете»; п. 5 комментария к ст. 15.6). Организация как юридическое лицо несет ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в случае, если порядок ведения такого учета установлен законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст. 120 НК РФ.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 предусмотрено, что если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной ст. ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со ст. ст. 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.

4. Субъективная сторона состава рассматриваемого правонарушения может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

5. Дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3).

Ответственность за грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета

А. Гусев

Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 5/2016

Комментарий к Федеральному закону от 30.03.2016 № 77-ФЗ.

30.03.2016 Президентом РФ подписан Федеральный закон от 30.03.2016 № 77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 77-ФЗ), ужесточающий ответственность за грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета.

Принятие данного нормативного акта должно способствовать повышению эффективности пресечения грубого нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечение реализации прав граждан, организаций, государства на получение надежной и достоверной информации в сфере экономической деятельности. Изменения вступают в силу 10.04.2016.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое поименованным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица несут ответственность за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, порядка и сроков хранения учетных документов установлена ст. 15.11 КоАП РФ. Совершение этого правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Согласно примечанию 1 к названной статье под грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любой статьи (строки) формы отчетности не менее чем на 10%.

Исходя из примечания 2 к ст. 15.11 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные обозначенной статьей, в следующих случаях:

  • при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании данной декларации (данного расчета) неуплаченных сумм налогов, сборов и соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ;
  • при исправлении ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке. Согласно нормам п. 11 Инструкции № 33н в случае выявления ошибок, допущенных учреждением при составлении отчетности, как самим учреждением, так и учредителем в ходе камеральной проверки представленной бухгалтерской отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению, установленным поименованной инструкцией и правовым актом, утверждающим дополнительные формы, иным органом, осуществляющим финансовый контроль, учреждение по согласованию с учредителем представляет отчетность, содержащую исправления.

Бухгалтерская отчетность, содержащая исправления выявленных ошибок, представляется учредителю (или иным пользователям отчетности) в порядке, предусмотренном п. 5 – 7 Инструкции № 33н, с сопроводительным письмом, содержащим перечень внесенных изменений, а при исправлении ошибок, выявленных учредителем по результатам камеральной проверки отчетности, – с копией уведомления о выявленном несоответствии бухгалтерской отчетности, направленного учредителем по результатам такой проверки.

В случае представления учреждением бухгалтерской отчетности на бумажном носителе отметка учредителя о ее принятии по результатам камеральной проверки бухгалтерской отчетности проставляется в левом верхнем углу титульного листа баланса (ф. 0503730) (разделительного (ликвидационного) баланса государственного (муниципального) учреждения), а также на сопроводительном письме (по квартальной отчетности) с указанием даты принятия, должности и подписи (с расшифровкой) ответственного исполнителя учредителя.

В случае представления учреждением бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи уведомление о принятии отчетности учредителем направляется учреждению в виде электронного документа.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо, совершившее нарушение в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

На основании п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» за ведение бухучета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер учреждения.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета (ч. 8 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете):

  • данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
  • объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

С учетом вышеизложенного могут быть привлечены к административной ответственности, установленной ст. 15.11 КоАП РФ, главные бухгалтеры бюджетных и автономных учреждений.

Согласно внесенным Федеральным законом № 77-ФЗ изменениям грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб. Кроме того, вводится ответственность за совершение повторного правонарушения. В этом случае на должностных лиц будет наложен административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или они могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет. Напомним, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).

Иными словами, значительно увеличится размер штрафов по сравнению с действующими в настоящее время. Одновременно с этим Федеральный закон № 77-ФЗ дополняет состав административного правонарушения действиями, которые запрещены законодательством РФ о бухгалтерском учете:

1) регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

2) ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров;

3) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета. Напомним, что согласно ст. 9 и 10 Закона о бухгалтерском учете не допускается принятие к бухучету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Кроме того, не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухучета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухучета в регистрах. Под мнимым понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (например, неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни). Притворным считается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (скажем, притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухучета резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание. Заметим, что применяемые термины «мнимая сделка» и «притворная сделка» являются общепринятыми и содержатся в ст. 170 ГК РФ. Также не должно допускаться ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета;

4) отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательно) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Напомним, что в силу ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 7 Инструкции № 157н все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным согласно законодательству РФ, правовым актам уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты.

Данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в регистрах бухучета.

Согласно ст. 29 Закона о бухгалтерском учете учреждения, как и другие организации, обязаны обеспечить хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, определяемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухучета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению в течение не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз. Аналогичные требования установлены в п. 14 Инструкции № 157н.

Согласно п. 3 Информации Минфина РФ № ПЗ-13/2015 «О применении установленных Минкультуры России правил комплектования, учета и организации хранения электронных архивных документов в отношении первичных и отчетных документов налогоплательщиков» до утверждения федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего требования к документам и их обороту, для организации хранения таких документов, в том числе первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, составленных в электронном виде и подписанных электронной подписью, применяются Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105 (в части, не противоречащей законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее) (далее – Положение № 105), и Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные Приказом Минкультуры РФ от 31.03.2015 № 526 (далее – Правила № 526).

В силу требований Положения № 105 первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи в архив учреждения должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.

Порядок хранения первичных и выходных документов на машиночитаемых носителях определен в соответствующих нормативных актах, регламентирующих ведение бухгалтерского учета в условиях его механизации (автоматизации). Обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к конкретному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и сопровождаются справкой для архива. Кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка с относящимися к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и переплетены. Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапорты) могут храниться непереплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений. По окончании сроков хранения документы бухгалтерского учета передаются в архив.

Следует отметить, что в ст. 15.11 КоАП РФ сохраняется ответственность:

  • за занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • за искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Кроме того, укажем, что обстоятельства, освобождающие лицо от ответственности, установленные в п. 2 примечания к ст. 15.11 КоАП РФ, остаются неизменными.

Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На основании ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.11, вправе составлять должностные лица налоговых органов, а также должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, инспекторы Счетной палаты РФ и уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ.

В силу ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения нарушения, за исключением случаев, прямо указанных в данной статье. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

С учетом периодичности проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.11 КоАП РФ, Федеральным законом № 77-ФЗ внесены изменения в ст. 4.5 КоАП РФ в части установления срока давности за привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете РФ, равного двум годам со дня совершения административного правонарушения.

Статьей 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ст. 15.11 КоАП РФ, отнесено к компетенции мировых судей. Вместе с тем, если такое административное правонарушение совершено военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассмотрение дела относится к компетенции гарнизонных военных судов. Иными словами, постановление по делу об административном правонарушении за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности должно быть вынесено не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения.

Также обратите внимание на то, что ст. 15.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за искажение бухгалтерской отчетности и не распространятся на должностных лиц казенных учреждений, поскольку последние обязаны представлять не бухгалтерскую, а бюджетную отчетность. Напомним, что под такой отчетностью в соответствии с п. 3 ст. 264.1 БК РФ понимается комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка. Порядок составления и представления бюджетной отчетности определен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н. Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности установлена в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *