Налоговый вычет на студента

Стандартные вычеты по НДФЛ на детей в 2020 году и сравнение с 2019 годом

В этой статье расскажем о вычетах по НДФЛ на содержание детей в 2020 году. Чиновники не стали вносить изменения в порядок предоставления вычетов 2019 года, но задумались о повышении их суммы.

Расчет НДФЛ онлайн в Контур.Бухгалтерии в несколько кликов
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Кто получает вычеты на детей

На детские вычеты по НДФЛ имеют право работники, которые являются родителями и их супругами, приемными родителями и их супругами, опекунами или попечителями детей. Вычеты предоставляют на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и на каждого учащегося очной формы обучения (аспиранта, ординатора, студента, интерна, курсанта) в возрасте до 24 лет.

В случае со студентами вычеты предоставляются только в период обучения детей (в срок обучения засчитывается и академический отпуск, оформленный в установленном порядке). Если ребенок закончил учебу до достижения 24 лет, то с месяца, следующего за месяцем окончания учебы, вычет уже не предоставляется (письмо Минфина России от 07.11.2012 № 03-04-05/8-1252, от 12.10.2010 № 03-04-05/7-617).

Право на «детский» вычет имеет каждый родитель (в том числе приемный). По договоренности родителей вычет в двойном размере может предоставляться одному из них. В такой ситуации один из родителей должен отказаться от вычета (этот факт нужно подтвердить заявлением).

Расчет НДФЛ онлайн в Контур.Бухгалтерии в несколько кликов
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Спорные ситуации возникают при разводе:

  • безусловное право на вычет имеет родитель, с которым остался ребенок;
  • другой родитель имеет право на вычет, только если платит алименты;
  • если родитель, с которым остался ребенок, вновь вступает в брак, его новый супруг тоже имеет право на вычет;
  • дети, рожденные в семьях новых супругов, прибавляются к детям, которые были до брака. Т.е. при наличии двух детей и появлении еще одного малыша в новой семье, вычет на него предоставится как на третьего ребенка.

Размеры вычетов на детей в 2020 году

В 2020 году чиновники предлагали увеличить сумму вычетов на детей. Если бы законопроект приняли, то родители бы получили существенную прибавку к зарплате.

Вычет на первого и второго ребенка планировали увеличить до 2500 рублей, на третьего и последующих — до 4500 рублей. На детей инвалидов для опекунов, попечителей и приемных родителей — до 8000 рублей, а для родных родителей и усыновителей — до 12 500 рублей.

К сожалению, проект так и не был принят, поэтому на первого и второго ребенка по-прежнему положены вычеты в размере 1400 руб. На третьего и каждого последующего ребенка — 3000 рублей. На ребенка-инвалида — 12 000 рублей родителям, усыновителям и их супругам и 6 000 рублей опекунам и попечителям. Также на ребенка-инвалида I или II группы, который учится на очной форме в ВУЗе или ССУЗе, аспирантуре, ординатуре, интернатуре, до 24 лет предоставляется вычет в размере 6 000 рублей.

Одинокие родители (усыновители, опекуны, попечители) имеют право на удвоенную сумму «детских» вычетов. Если этот родитель вступит в брак, вычеты снова будут предоставляться в одинарном размере с месяца, следующего за месяцем вступления в брак.

В 2020 году вычеты на детей предоставляют лишь до тех пор, пока доход сотрудника с начала года не превысит 350 000 рублей. От чиновников поступало предложение увеличить лимит до 400 000 рублей, но пока его отклонили. Начиная с месяца, когда его доход превысит указанную величину, предоставление данных вычетов прекращается. Выплаты, не облагаемые НДФЛ, в качестве доходов при предоставлении стандартных вычетов не учитывают.

Пример расчета вычета на ребенка

Работник организации Иван Петров — родитель несовершеннолетнего ребенка. Ему предоставляется стандартный вычет в размере 1400 руб. Петров устроился на работу в организацию в апреле. Его доход по предыдущему месту работы с января по март составил 75 000 руб.

Петрову установлен оклад в размере 40 000 руб. в месяц, значит в данном случае его доход превысит 350 000 рублей в октябре (с учетом доходов на предыдущем месте работы). С апреля по сентябрь ему предоставляется вычет в размере 1400 руб., но с октября этот вычет не предоставляется.

Особые правила действуют для внешних совместителей. Такие сотрудники могут сами выбрать, в каком месте работы получать вычет. Для этого они должны подать работодателю письменное заявление и документы, которые подтверждают его право на вычет. Учитывать доходы, которые сотрудник получает в другом месте работы, не нужно. Вы просто рассчитываете НДФЛ с его зарплаты в вашей компании и уменьшаете его на сумму вычета, передав ее работнику.

Как размер вычета зависит от количества детей

При определении размера вычета учитывается общее количество детей. То есть первый ребенок — это наиболее старший по возрасту вне зависимости от того, предоставляется на него вычет или нет. Очередность детей определяется в хронологическом порядке по дате рождения (письма Минфина России от 08.11.2012 № 03-04-05/8-1257, от 03.04.2012 № 03-04-06/8-96). Суммы вычетов для детей-инвалидов суммируются с обычными вычетами в зависимости от очередности ребенка (п. 14 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 октября 2015 г., письмо Минфина России от 20 марта 2017 г. № 03-04-06/15803).

Пример расчета вычета на детей

Сотрудница организации Мария Сидорова является родителем трех детей в возрасте 25, 15 и 10 лет. Вычеты будут предоставляться ей следующим образом:

  • на первого ребенка в возрасте 25 лет — вычет не предоставляется;
  • на второго ребенка в возрасте 15 лет — вычет в размере 1400 рублей;
  • на третьего ребенка-инвалида в возрасте 12 лет — вычет в размере 3000 + 12 000 рублей.

За какой период предоставлять вычет

Вычет на ребенка предоставляется с того месяца, как малыш был рожден, усыновлени или принят под опеку или попечительство. Этот месяц указан в свидетельстве о рождении или другом подтверждающем документе.

Вычет прекращает предоставляться при выполнении одного из условий:

1. Доход сотрудника превысил 350 000 рублей — с месяца, в котором превышен лимит;

2. Ребенку исполнилось 18 лет — с января следующего года;

3. Учащемуся на очной форме обучения исполнилось 24 года, но ребенок продолжал обучение в течение этого года — с января следующего года;

4. Учащемуся на очной форме обучения исполнилось 24 года, но ребенок прекратил обучение до конца года — с месяца, следующего за окончанием обучения.

Пребывание студента в академическом отпуске не лишает родителя права на получение вычета. Главное, чтобы была справка из учебного учреждения и копия приказа о предоставлении отпуска

Рассчитывайте НДФЛ автоматически в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. Здесь вы можете вести учет, начислять зарплату и отправлять отчетность.

Попробовать бесплатно

НДФЛ-вычет на студента: а сдал ли он сессию?

Актуально на: 21 июня 2018 г.

Каждый работающий родитель, у которого есть доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13%, имеет право на детский налоговый вычет, если (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ):

  • ребенку еще нет 18 лет;
  • ребенку от 18 до 24 лет, и при этом он является учащимся по очной форме обучения (школьником, студентом, курсантом, интерном, аспирантом, ординатором). Для целей вычета не имеет значения, учится ребенок в России или за рубежом, а также платно или за счет бюджетных средств.

Чтобы получить вычет, работник должен предоставить в бухгалтерию своего работодателя (п. 3 ст. 218 НК РФ):

  • заявление на вычет;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справку из учебного заведения, подтверждающую, что ребенок действительно является учащимся по очной форме.

Справка. Кроме родителей вычет вправе получить супруг (супруга) родителя, усыновитель, опекун, попечитель, приемный родитель, а также супруг (супруга) приемного родителя. Размер вычета зависит от того, на какого ребенка по счету предоставляется вычет (первого, второго, третьего и т.д.), является ли ребенок инвалидом и является ли родитель единственным для ребенка (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Период предоставления вычета

Стандартный вычет на ребенка предоставляется ежемесячно до того месяца, в котором доход работника превысит 350 тыс. руб. нарастающим итогом с начала календарного года. Начиная с месяца, в котором указанный предел был превышен, вычет не предоставляется.

Вместе с тем, вычет на несовершеннолетнего ребенка родитель вправе получать до конца того года, в котором ему исполнилось 18 лет. А вот на ребенка старше 18 лет, учащегося по очной форме, вычет предоставляется до конца месяца, в котором его обучение было прекращено (Письмо Минфина от 06.11.2012 N 03-04-05/8-1251). Если, к примеру, в июне 2018 года ребенок получит диплом об окончании образовательной организации, то уже с июля вычет на него не положен.

Понятно, что прекратить обучение ребенок может по разным причинам. Одно дело – успешное окончание учебы, другое – отчисление в связи с несдачей зачетов или экзаменов. Последнее может произойти со студентом как в зимнюю, так и в летнюю сессию. Поэтому имеет смысл требовать у работников – родителей учащихся справки о том, что их дети продолжают свое обучение по очной форме, дважды в год. К примеру, в январе и в июле.

Если же ребенку исполнилось 24 года, но при этом он продолжает учиться по очной форме, то со следующего месяца вычет его родителю также предоставляться не должен (Письма Минфина от 28.02.2017 N 03-04-05/11163, от 22.10.2014 N 03-04-05/53291).

Предоставление налогового вычета на детей-студентов

Налоговые вычеты предоставляются в отношении доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%. Об этот говорится в п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ.

Предоставление стандартных налоговых вычетов регулируется ст. 218 НК РФ.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется, в частности, на родителя, на обеспечении которого находится ребенок, в следующих размерах:

— 1400 руб. — на первого ребенка;

— 1400 руб. — на второго ребенка;

— 3000 руб. — на третьего и каждого последующего ребенка.

Указанный налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

При этом единственному родителю налоговый вычет выплачивается в двойном размере (в случае вступления родителя в брак налоговый вычет не будет применяться с месяца, следующего за месяцем вступления в брак).

Вычет предоставляется до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 350 тыс. руб.

В письмах Минфина России от 30.06.2014 № 03-04-05/31345, МНС России от 30.01.2004 N ЧД-6-27/100@ разъясняется, что наличие у ребенка самостоятельных источников дохода не препятствует предоставлению родителям стандартного налогового вычета.

Вы также можете прочитать подробную статью опытного юриста, где подробно рассказывается обо всех нюансах стандартного налогового вычета на детей.

Стандарный вычет по НДФЛ, если ребенок — учащийся вечерней формы обучения

Доброго дня! Вот авторитетное мнение Конституционного суда
«ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ БЕЛЬТЮКОВОЙ МАРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ ПОДПУНКТА 2 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 219 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. N 1071-О-О
Гражданка М.А. Бельтюкова в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность положения подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 данной статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.
Как следует из представленных материалов, решением Ленинградского районного суда города Калининграда от 8 апреля 2008 года М.А. Бельтюковой было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по городу Калининграду, выразившегося в непредоставлении социального налогового вычета в размере уплаченного налога на доходы физических лиц за 2006 год (10 500 руб.), и об обязании налогового органа предоставить ей указанный налоговый вычет. Суд исходил из того, что социальный налоговый вычет в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации не предоставляется при оплате обучения детей в образовательных учреждениях по заочной форме, а потому у М.А. Бельтюковой, оплатившей заочное обучение дочери 1988 года рождения в ФГОУ ВПО «Российский государственный университет им. Иммануила Канта», право на получение указанного социального налогового вычета не возникло.
По мнению заявительницы, оспариваемое положение подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17, 19 и 43, поскольку ставит предоставление социального налогового вычета в зависимость от формы обучения — очной, очно-заочной (вечерней) или заочной, чем нарушает принципы всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Законодатель, осуществляя нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов, вправе, как следует из статей 71 (пункты «ж», «з»), 72 (пункт «и» части 1) и 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 114 (пункт «б» части 1), проводить налоговую политику, ориентированную на определенные цели, включая создание условий для реализации права на образование (статья 43 Конституции Российской Федерации), с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов правового и социального государства (статья 1, часть 1; статья 7), а также принципов равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1) и пропорциональности (статья 55), которыми ограничиваются пределы его усмотрения в данной сфере.
Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливая федеральный налог на доходы физических лиц, предусматривает, что объектом налогообложения являются доходы, полученные налогоплательщиком, и указывает основные их виды (статьи 208 и 209). При этом, по смыслу его статей 208 — 210, налогообложению подлежат все доходы, получаемые физическим лицом в течение налогового периода, независимо от формы — денежной, натуральной или в виде материальной выгоды.
Вместе с тем Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет и ряд льгот по данному налогу, а также право на получение налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных, профессиональных) при определении налоговой базы (статьи 218 — 221). Так, согласно подпункту 2 пункта 1 его статьи 219 налогоплательщики, обучавшиеся в налоговом периоде на платной основе в образовательном учреждении, имеют право на применение налогового вычета в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 данной статьи. Налогоплательщик имеет право применить социальный вычет и в отношении понесенных им расходов, связанных с обучением его детей. При этом, как и в отношении налогового вычета в связи с собственным обучением, действуют определенные ограничения: так, к вычету принимаются фактически произведенные налогоплательщиком расходы, но не более 50 000 руб., а право на налоговые вычеты, связанные с обучением ребенка, сохраняется за налогоплательщиком-родителем до достижения ребенком 24-летнего возраста в случае, если ребенок обучается в образовательном учреждении по очной (дневной) форме обучения.
Возможность получать образование в различных формах является важной гарантией конституционного права каждого на образование (статья 43, части 1 и 5, Конституции Российской Федерации).
Многообразие форм получения образования позволяет осваивать образовательные программы с учетом потребностей и возможностей личности. Законодатель, как следует из статьи 10 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» и статьи 6 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», допускает возможность получения образования, в частности высшего, в различных формах в зависимости от вида, уровня и способа организации образовательного процесса — очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме семейного образования, самообразования и экстерната, а также в смешанных формах.
Основным критерием разграничения очной (дневной), очно-заочной (вечерней) и заочной форм получения высшего образования в образовательном учреждении является установленное соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося, которое обусловливает различия не только в объемах аудиторной нагрузки и самостоятельной работы, но и в организации методического обеспечения образовательного процесса, количестве планируемых консультаций, проведении производственных и иных практик, предусмотренных учебным планом, и т.д. Так, при очной форме получения образования на аудиторную работу должно приходиться, как правило, не менее 50 процентов общего объема часов, предусмотренных для освоения образовательной программы, при очно-заочной (вечерней) форме — не менее 20 процентов, а при заочной — не менее 10 процентов. Соответственно, освоение программ в очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения — в связи с меньшим объемом аудиторной учебной нагрузки и направленностью на самостоятельное освоение образовательной программы — не препятствует полноценной трудовой деятельности лица и, как результат, получению самостоятельного заработка и возможности самостоятельной полной или частичной оплаты своего обучения, в то время как при освоении образовательной программы высшего образования в очной форме устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение лица в качестве основного вида его деятельности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения; это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование; налогоплательщики, особенно если это плательщики налога на доходы физических лиц, при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения (Постановление от 13 марта 2008 года N 5-П).
Осуществляя правовое регулирование в области налогообложения, в том числе при установлении социальных налоговых вычетов, уменьшающих налоговое бремя, в частности, закрепляя право на получение налогоплательщиком социального налогового вычета в сумме, самостоятельно уплаченной за свое обучение в образовательных учреждениях, законодатель с учетом того, что квалифицирующим признаком социального налогового вычета выступает целевое расходование налогоплательщиком — физическим лицом части собственных доходов, в данном случае на оплату образовательных услуг, расширил сферу действия указанного вычета и в отношении расходов налогоплательщика на образование детей до 24 лет, обучающихся по очной форме (подпункт 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации), что, исходя из конструкции и предназначения данного налогового вычета, свидетельствует о том, что эта мера направлена на обеспечение доступности образовательных услуг, в частности платных, для детей налогоплательщика, в том числе совершеннолетних, за счет доходов их родителей.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционному принципу равенства противоречат такие устанавливаемые законом различия в правах и свободах, которые в сходных обстоятельствах ставят одну категорию лиц в менее благоприятные (или, наоборот, более благоприятные) условия по сравнению с другими категориями (определения от 7 июня 2001 года N 141-О, от 10 апреля 2002 года N 72-О и от 24 апреля 2002 года N 99-О). Между тем граждане, оплачивающие услуги по получению образования, предоставляемые их детям в различных формах, находятся в различных обстоятельствах, а потому установление для них на основании объективных критериев дифференцированных условий в части возможности исключения определенных сумм из налогооблагаемого дохода само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Доводы М.А. Бельтюковой о нарушении подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации ее конституционного права на образование носят произвольный характер, поскольку его содержание не только не препятствует реализации указанного права, но, напротив, призвано способствовать максимально широкому доступу граждан к высшему образованию с учетом способностей каждого, повышению доступности соответствующих платных образовательных услуг, в том числе предоставляемых в рамках как государственной и муниципальной, так и частной систем образования, с учетом степени их необходимости и востребованности в сложившихся социально-экономических условиях. При этом оспариваемое нормативное положение не препятствует предоставлению указанного социального налогового вычета самим гражданам-налогоплательщикам, оплачивающим свое обучение, без ограничений по возрасту и форме обучения.
Изменение же действующего правового механизма компенсации гражданам затрат, связанных с расходами на высшее образование их детей, в том числе совершеннолетних, учитывающего как финансовые возможности государства, так и иные факторы, к чему фактически сводится требование заявительницы, настаивающей на компенсации налогоплательщику-родителю затрат, связанных с расходами на образование их детей до достижения ими 24-летнего возраста, обучающихся в образовательных учреждениях не только по очной, но и по заочной форме обучения, — прерогатива законодателя. Разрешение данного вопроса не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Конституционный Суд Российской Федерации определил:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бельтюковой Марины Анатольевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *