Налоговое представительство

Содержание

Налогоплательщик вправе участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через представителя. Личное участие в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Общее количество представителей у одного налогоплательщика законом не ограничивается. Представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика – представляемого лица (Постановление КС РФ 2004 г.).

Налоговый кодекс выделяет два вида налоговых представителей – законные и уполномоченные.

Законные представители – представители, уполномоченные представлять налогоплательщика на основании закона или учредительных документов организации. Законными представителями налогоплательщика-организации являются его органы – единоличные (директор, его заместители и др.) и коллегиальные (правление, совет директоров и др.). Действия или бездействие законных представителей организации, совершенные в связи с ее участием в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) самой организации. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством: родители, усыновители, опекуны и попечители. Законное представительство в сфере налогообложения физических лиц необходимо в связи с отсутствием у некоторых категорий налогоплательщиков (несовершеннолетние, недееспособные) налоговой дееспособности.

Уполномоченные представители – представители, уполномоченные представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками налоговых правоотношений. При этом не могут быть уполномоченными представителями должностные лица государственных и муниципальных органов. В настоящее время многие адвокаты, налоговые консультанты, аудиторы и их объединения специализируются на представительстве интересов налогоплательщиков.

В комментируемой статье речь идет о лицах, на которых возложена обязанность представлять интересы другого лица только в силу закона. Для того, чтобы действия подобных лиц считались действиями самого налогоплательщика, наличие доверенности не требуется.

Например, опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (статьи 31 — 40 ГК РФ). На это указано в письме Минфина России от 01.08.2012 N 03-02-08/71.

В письме от 15.01.2013 N 03-05-06-01/05 Минфин России обращает внимание, что несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (пункты 1 и 2 статьи 26 ГК РФ).

Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов.

Как указано в письме Минфина России от 16.02.2011 N 03-02-07/1-49, единоличный исполнительный орган управляющего вправе подписывать налоговые декларации (расчеты) управляемых обществ без доверенности.

В Определении ВАС РФ от 01.07.2010 N ВАС-8498/10 суд, указывая на правомерность удовлетворения требований организации о признании незаконным бездействия налогового органа, отметил, что в силу части 1 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, а лицо, подписавшее декларацию, являлось единственным учредителем общества.

При этом относительно налогоплательщиков — юридических лиц следует учитывать подпункт «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В связи с этим иное лицо, в том числе на основании приказа законного представителя юридического лица, не вправе действовать от имени организации без доверенности.

Налоговые органы обязаны руководствоваться сведениями о юридическом лице, имеющимися в Едином государственном реестре юридических лиц. Система электронной обработки предназначена для внутреннего использования налогового органа и не заменяет Единый государственный реестр юридических лиц.

Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 25.09.2012 N 03-02-07/1-227 и Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 25.02.2009 N А32-5698/2007-12/150-07-12/387.

Например, учредитель (участник) организации не является ее законным представителем.

Как разъяснил Минфин России в письме от 27.10.2014 N 03-02-08/54326, учредитель общества, не являясь его законным представителем, может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (в том числе участвовать в рассмотрении материалов выездной налоговой проверки), в качестве уполномоченного представителя при наличии доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГОГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ(ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. НАБЕРЕЖНЫЕЧЕЛНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРАЭКОНОМИКИ

Специальность:080507. 65 «Менеджмент организации»

РЕФЕРАТ

поналогообложению:

«Представительствов налоговых правоотношениях»

Выполнил:

Научныйруководитель:

НабережныеЧелны

2010

Введение

Взиманиеналогов – древнейшая функция и одно изосновных условий существованиягосударства, развития общества на путик экономическому и социальномупроцветанию. Как известно, налогипоявились с разделением общества наклассы и возникновением государственности,как взносы граждан, необходимые длясодержания публичной власти. В историиразвития общества еще ни одно государствоне смогло обойтись без налогов, посколькудля выполнения своих функций поудовлетворению коллективных потребностейему требуется определенная суммаденежных средств, которые могут бытьсобраны только посредством налогов.Исходя из этого минимальный размерналогового бремени определяется, суммойрасходов государства на исполнениеминимума его функций: управление,оборона, суд, охрана порядка, — чем большефункций возложено на государство, тембольше оно должно собирать налогов.

Вусловиях рыночных отношений и особеннов переходный к рынку период налоговаясистема является одним из важнейшихэкономических регуляторов, основойфинансово-кредитного механизмагосударственного регулированияэкономики. От того, насколько правильнопостроена система налогообложения,зависит эффективное функционированиевсего народного хозяйства. Именноналоговая система на сегодняшний деньоказалась, пожалуй, главным предметомдискуссий о путях и методах реформирования,равно как и острой критики.

Цельданной работы – проанализироватьтеоретические основы налоговогообложения и пронаблюдать их практическуюреализацию в налоговой системе России.

Представительствов налоговых правоотношениях

До НК представительство вообщене предусматривалось и отсутствие этогоинститута порождало массу проблем. Вчастности, когда, например, у юридическоголица (у физических лиц тоже были этипроблемы, связанные с несовершеннолетнимидетьми, с недееспособными гражданамии т.д.), есть недвижимость на территориидругого субъекта Федерации, но по этойнедвижимости никакой вид деятельностине ведется, то для того, чтобы уплатитьналог за такое имущество, а налог наимущество все равно возникает, тонеобходимо было в этом субъекте Федерацииуплачивать налог лично, тогда как насамом деле можно было воспользоватьсягражданско-правовым договором и датьпоручение уплатить этот налог. До кодексатакие ситуации были невозможны. Теперьспециальная глава 4 НК закладываетнесколько норм, которые регулируютпредставительство. И первое самое важноеправило о том, что представительствовозможно. При этом если налогоплательщикиспользует представителя, то это нелишает его самого права на личное участиев налоговых отношениях, что тоже важно.

Представительствораспадается на два вида: законное иуполномоченное. Законными представителямифизических лиц являются (в НК идет прямаяотсылка к гражданскому законодательству,никаких иных лиц кроме тех, которыепредусмотрены по ГК, нет) родители,усыновители или опекуны. Законнымипредставителями налогоплательщика-организациивыступают лица, уполномоченныепредставлять эту организацию на основаниизакона или ее учредительных документов.То есть, другими словами, кто можетпредставлять юридическое лицо наосновании закона или учредительныхдокументов? Органы юридического лица.Таким образом, органы юридическоголица, в том числе должностные лица -генеральный директор или исполнительныйдиректор — это и есть законные представителиорганизации.

Проблема, которая здесь возникаетв законных представителях и которая напрактике проявляется, состоит в том,что эти отношения между законнымпредставителем и организацией — это негражданско-правовые отношения, потомучто орган юридического лица не являетсясубъектом права. Субъектом права являетсясама организация. Поэтому эти отношениявнутри самой организации. Поэтомураспространение на них норм гражданскогоправа в данной ситуации невозможно. Тоесть это нормы, которые предусмотреныв учредительных документах и никакихиных вариантов нет. Но в отношении этойкатегории законных представителейдействует очень жесткое требование НК:действия законных представителейорганизации признаются действиямисамой организации. Это означаетвозможность применения вины к организации,то есть вина организации таким образомв налоговой ответственности, посколькуэти действия признаются действиямисамой организации, таким образом винаорганизации — это вина тех конкретныхруководителей или должностных лиц этойорганизации, которые принималисоответствующее решение.

Что касается уполномоченногопредставителя, то здесь уже в полноймере действует ГК и, соответственно,уполномоченное представительстворегулируется гражданско-правовымдоговором. НК только устанавливаетнекоторые ограничения на лиц, которыене могут быть уполномоченнымипредставителями, то есть договор, скоторыми о представительстве интересовневозможен, будет ничтожен с самогоначала. К таковым ограничениям, к таковымлицам, которые не могут быть уполномоченнымипредставителями, относятся должностныелица налоговых органов, таможенныхорганов, органов государственныхвнебюджетных фондов, органов налоговойполиции, судьи, следователи и прокуроры.

И еще один момент, которыйрегулирует НК, касаемый уполномоченногопредставителя, — он действует на основаниидоверенности. Так вот, в отношенииналогоплательщика – физлица, у которогоесть такой уполномоченный представитель,требуется нотариально завереннаядоверенность, тогда как если речь идетоб уполномоченном от организации, тодействует доверенность, котораязаполняется в установленном порядке.

Понятие налоговогопредставительства

Налогоплательщик может участвоватьв налоговых отношениях как лично, таки через своего законного или уполномоченногопредставителя.

Личное участие налогоплательщикав отношениях, регулируемым законодательствомо налогах и сборах, не лишает его праваиметь представителя, равно как участиепредставителя не лишает налогоплательщикаправа участие в указанных правоотношениях.

Представительство вотношениях, предусмотренномзаконодательством о налогах и сборах,- новшество в налоговом законодательстве,хотя и до принятия общей части Налоговогокодекса Российской Федерацииналогоплательщик так или иначе выступалв налоговых правоотношениях не толькосамостоятельно, но и через своихпредставителей1.

В соответствии с налоговымзаконодательством главной обязанностьюналогоплательщика является своевременнаяуплата налогов. Как правило, налогоплательщиксам стремится исполнить все необходимыедействия для уплаты налогов, — самостоятельно исчислить налог, представить необходимуюдокументацию в налоговый орган и.т.д.Но иногда в силу объективных причинопределённые действия выполнить невозможно или очень затруднительно,например, в случае отдалённостиналогоплательщика от налогового органаи.т.д., и в этом случае плательщик налоговможет прибегнуть к помощи третьих лицпутём использования института налоговогопредставительства.

Вместе с тем Налоговый кодекс,установив право налогоплательщикаучаствовать в отношениях, регулируемымзаконодательством о налогах и сборах,через представителей, не раскрываетпонятие налогового представительства,поэтому в данной ситуации можновоспользоваться принципом аналогииправа и обраться к гражданскомузаконодательству, в котором институтпредставительства разработан довольнодетально.

В соответствии со статьёй182 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации, определяющий понятиепредставительства в гражданском праве,сделка, совершённая одним лицом отимени другого лица в силу полномочия,основанного на доверенности, указаниизакона либо акте уполномоченного натого государственного орган или органместного самоуправления, непосредственносоздаёт, изменяет и прекращает гражданскиеправа и обязанности представляемого.Исходя из этого, можно определить понятие налогового представительства, а именно:действия совершённые одним лицом отимени другого лица в силу полномочий,основанных на доверенности, указаниизакона либо акте компетентногогосударственного органа или органаместного самоуправления, непосредственносоздают, изменяют и прекращают налоговыеправа и обязанности налогоплательщика2.

Порядок оформления статусаналогового представителя регламентированст. 27 и пункт 5 ст. 29 НК РоссийскойФедерации.

Как указывалось выше,кроме налогоплательщиков, Кодексвыделяет ещё и других участниковналоговых правоотношений, в частностиплательщиков сборов под которымипонимается организации и физическиелица, обязанные в соответствии сзаконодательством уплачивать сборы;и налоговых агентов, исчисляющих,удерживающих у плательщика налоги иперечисляющих их в соответствующийбюджет.

Законный представительналогоплательщика.

Законными представителяминалогоплательщиков – организацийявляется лица, уполномоченные представлятьорганизацию на основании закона или еёучредительных документов.

Законным представителяминалогоплательщиков – физических лицсогласно пункт 2 статьи 27 НК РоссийскойФедерации признаются лица, выступающиев качестве его представителей всоответствии с гражданским законодательствомРоссийской Федерации.

Таким образом, статья27 НК Российской Федерации предусматриваетдве формы законного налоговогопредставительства для организаций –налогоплательщиков – представительствав силу закрепления статуса представителяв учредительных документов организациии представительства на основаниизакона3.

В соответствии со статьи 52 ГКРоссийской Федерации учредительнымидокументами юридического лица являютсяего устав и (или) учредительный договор.Учредительный договор юридическоголица заключается, а устав утверждаетсяего учредителями (участниками); вучредительных документах юридическоголица должны определяться наименованиеюридического лица, место его нахождения,порядок управления деятельностьююридического лица.

Вместе с тем, в силу диспозитивностигражданского права в учредительныедокументы можно включить и другиесведения, в частности определить в нихналогового представителя, который будетпредставлять и защищать интересы,организации – налогоплательщика вналоговых органах. При указании налоговогопредставителя в учредительных документахюридического лица последней будетосуществлять законное налоговоепредставительство данной организации.

Законное налоговое представительствона основании закона возможно нагосударственных и муниципальныхпредприятиях, в государственныхучреждениях, то есть на предприятиях,собственником которых являетсягосударство. Для осуществления такогопредставительства необходимо, чтобыналоговый представительорганизации-налогоплательщика былуказан в качестве такового в актесоответствующего высшего представительногооргана государства или органа местногосамоуправления.

В соответствии с гражданскимзаконодательством законным представителемфизического лица может являться:

  • опекун физического лица;

  • усыновительнесовершеннолетнего ребёнка;

  • родительнесовершеннолетнего ребёнка.

При законном налоговомпредставительстве необходимо учитывать,что законные налоговые представителифизических лиц действуют без особыхполномочий, т.е. для осуществления иминалогового представительства имнеобходимо иметь только документы,подтверждающие их статус законногопредставителя. Таковыми являются:

  • дляродителей — паспорт с отметкой о рожденииребёнка (детей);

  • дляусыновителей – решение суда или органазаписи актов гражданского состояния об усыновлении (удочерении);

  • дляопекунов – решение суда об установленииопеки.

Согласно статьи 28 НК РоссийскойФедерации любые действия (бездействия)законныхпредставителей организации-налогоплательщикапризнаются действиями (бездействиями)представляемой организации, т.е.как вслучае, если бы данная организация самалично осуществляла данные действия(бездействия).

Так, требование об уплате налогаи сбора может быть вручено под распискуналоговым органом не только руководителюорганизации, но и законному илиуполномоченному представителю. В случае,когда указанные лица уклоняются отполучения требования, должностнымилицами налогового органа составляетсясоответствующий акт, дата составлениякоторого признаётся датой направлениятребования.

При аресте налогоплательщиканалоговый орган не вправе отказать егозаконному и (или) уполномоченномупредставителю присутствовать при этом.Аналогичные права имеет налоговыйпредставитель и при проведении осмотра,при подготовке объяснении и возраженийна акт проверки, а так же при получениикопии решения налогового органа оприменении налоговых санкций.

Необходимо так же учитывать, чтов соответствии со статьёй 106 НК РоссийскойФедерации при определении налоговогоправонарушения установлено, что таковымпризнаётся виновно совершённоепротивоправное деяние не тольконалогоплательщика, но и его представителей.

Так, в частности, согласно статьи119 НК Российской Федерации при нарушениисрока представлении налоговой декларацииили иных документов налогоплательщикнесёт ответственность даже в том случае,когда такое нарушение допущено егопредставителем.

Уполномоченныепредставители

Уполномоченнымпредставителем признаётсяфизическое или юридическое лицо,уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношенияс налоговыми органами, иными участникаминалоговых отношений (ст. 29 НК РоссийскойФедерации). Указанную норму следуетприменять с поправкой на упомянутыеположения Налогового Кодекса о законномпредставительстве. Лицо, упомянутоеучредительными документами, в соответствиис НК Российской Федерации признаётсяне уполномоченным, а законным представителеморганизации. Данный вопрос имеетпринципиальное значение, так как по ст.28 НК Российской Федерации действия(бездействия) законных представителейорганизации, совершённые в связи сучастием этой организации в налоговыхотношениях, признаются действиями(бездействиями) самой организации4.Уполномоченное налоговое представительствоможет быть как возмездным, так ибезвозмездным в зависимости от того, ккакому соглашению придут стороны –налогоплательщик и его представитель.

Для осуществления налоговогопредставительства физическими лицаминеобходимо, чтобы они к моменту налоговогопредставительства были полностьюдееспособными, т.е. достигли установленномзаконом возраста. Уполномоченнымипредставителями плательщиков налоговмогут быть граждане Российской Федерации,иностранные граждане и лица безгражданства. Кроме того, уполномоченнымипредставителями налогоплательщикамогут быть как индивидуальныепредприниматели, осуществляющие своюдеятельность без образования юридическоголица, так и физические лица, не обладающихправовым статусом.

Уполномоченным представителемналогоплательщика могут быть и юридическиелица, коммерческие (например, ЗАО, ОАО,ООО, и.т.д.) и не коммерческие организации(например, ассоциации, союзы, фондыи.т.д.). Коммерческие организацииосуществляют свою предпринимательскуюдеятельность с целью извлечения прибыли,поэтому налоговое представительствобудет носить преимущественно возмездныйхарактер. Основание возмездногоналогового представительства можетслужить, например, договор на оказаниевозмездных юридических услуг, договорна оказание консультационных услуги.т.д.

Некоммерческие организациимогут осуществлять уполномоченноеналоговое представительство как заопределённое вознаграждение, так и набезвозмездной основе. Однако в первомслучае необходимо помнить, чтонекоммерческие организации могутосуществлять коммерческую деятельностьлишь постольку это служит достижениюцелей, ради которых они созданы, исоответствует этим целям (пункт 3 статьи50 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации).

Необходимо обратить вниманиена то, что уполномоченные представителиналогоплательщика могут представлятьинтересы последнего в отношениях нетолько с налоговыми органами, но и инымиучастниками отношений, регулируемыхзаконодательством о налогах и сборах,например налоговыми агентами, сборщикаминалогов и.т.д.

Представление интересовналогоплательщика в арбитражном суде и суде общей юрисдикции Налоговымкодексом не регулируется, и право насудебное представительство нераспространяется. В данном случае надо руководствоваться гл. 5 Арбитражногопроцессуального кодекса РоссийскойФедерации и гл.5 ГПК Российской Федерации.

Перечисленные в пункте 2 статьи29 НК Российской Федерации лица являютсяпредставителями власти и служащимиправоохранительных или контролирующихорганов, поэтому должны представлятьв налоговых правоотношениях исключительноинтересы государства. Чтобы исключитьличную (материальную) зависимость,данные субъекты выведены из круга лиц,имеющих право осуществлять уполномоченноепредставительство налогоплательщиков.

Кроме того, в вышеуказанномпункте лица, в силу ограниченийзаконодательства, регулирующихдеятельность данных должностных лиц,не вправе заниматься иной деятельностью,кроме профессиональной, за исключениемпреподавательской, научной, литературнойи иной творческой деятельностью.

Отношения уполномоченногопредставительства налогоплательщика-организацииоформляются доверенностью, выдаваемойпоследним своему представителю поправилам, предусмотренным гражданскимзаконодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 185 ГКРоссийской Федерации доверенностьюпризнаётся письменное уполномочие,выдаваемое одним лицом другому лицудля представительства перед третьимилицами, иначе говоря, доверенность –это письменный документ, который выдаётсяналогоплательщиком и в котором закрепленыполномочия представителя на совершениеопределённых действий от именипредставляемого.

Доверенность может быть выданакак гражданину, так и физическому лицу.В последнем случае юридическое лицодействует через свои органы управления.Доверенность может быть выдана одномуили нескольким лицам. В случае выдачидоверенности нескольким лицам, то онивсе поимённо должны быть перечисленыв доверенности.

В зависимости от содержанияполномочий, указанных в доверенности,можно различать специальные, генеральныеи разовые доверенности. Специальнаядоверенность выдаётся для совершенияоднородных действий лицом которому онавыдана. Генеральная доверенностьвыдаётся для совершения представителемсамых разнообразных действий от именипредставляемого. По содержанию генеральнаядоверенность шире остальных. Разоваядоверенность, выдаётся представляемымпредставителю для совершения строгоодного действия.

Согласно ГК Российской Федерациидоверенность от имени юридическоголица выдаётся за подписью его руководителяили иного лица, уполномоченного на этоучредительными документами, с приложениемпечати этой организации (пункт 5 статьи185 ГК Российской Федерации).

Срок действия доверенностиуказывается непосредственно в выдаваемойдоверенности, однако с тем условием,что данный срок не должен превышатьтрёх лет. В случае если в доверенностисрок действия не указан, она сохраняетсилу в течении одного года с момента еёвыдачи (ст.186 ГК Российской Федерации).При выдачи доверенности необходимообратить внимание на то, чтобы в нейбыла указана дата выдачи.

Уполномоченный представительналогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основаниинотариально удостоверенной доверенности.

В соответствии со ст. 185 ГКРоссийской Федерации нотариальноудостоверенным доверенностям приравниваютдоверенности:

  • военнослужащихи других лиц, находящихся на излечениив госпиталях, санаториях и другихвоенно-лечебных учреждениях, удостоверенныеначальником такого учреждения, егозаместителем по медицинской части,старшим или дежурным врачом;

  • военнослужащих, членов семейвоеннослужащих, а в пунктах дислокациивоинских частей, соединений учрежденийи военно-учебных заведений, где нетнотариальных контор и других органов,совершающих нотариальные действия,удостоверенные командиром этих частей,соединений, учреждений или заведений;

  • лиц,находящихся в местах лишения свободы,удостоверенные начальником соответствующегоместа лишения свободы;

  • совершеннолетнихдееспособных граждан, находившихся вучреждениях социальной защиты населения,удостоверенные администрацией этогоучреждения или руководителемсоответствующего органа социальнойзащиты населения.

В статье 188 ГК Российской Федерациидан исчерпывающий перечень основанияо прекращении действия доверенности,а именно:

  1. поистечению срока доверенности;

  2. вслучае отмены доверенности лицом,выдавшим её, обязано известить оботмене лицо, которому доверенностьвыдана, а так же известных ему третьихлиц, для представительства передкоторыми и дана эта доверенность;

  3. вслучае отказа лица, которому выданадоверенность;

  4. вслучае прекращения юридического лица,от имени которого выдана доверенность;

  5. вслучае прекращения юридического лица,которому выдана доверенность;

  6. вслучае смерти гражданина, выдавшегодоверенность признания его недееспособным,ограничено дееспособным или безвестноотсутствующим;

  7. вслучае смерти гражданина, которомувыдана доверенность, признания егонедееспособным, ограничено дееспособнымили безвестно отсутствующим.

С прекращение доверенноститеряет силу передоверие.

Созданная целостная системаналогообложения четко и недвусмысленноустанавливает перечень налогов, которыемогут применяться на территории РФ,права и обязанности налогоплательщикови налоговых органов, разграниченыполномочия органов государственнойвласти различного уровня по введениюналогов на соответствующей территории,установлению ставок налогов и льгот поним.

Налоговая система в нашей странесоздается практически заново. Поэтомув ходе реализации налоговых законоввозникает множество острейших проблем,касающихся взаимоотношенийналогоплательщиков и государства,ответственности юридических и физическихлиц за выполнение налоговогозаконодательства, прав и обязанностейналоговых органов.

Вносимыев курс экономической реформы уточненияи дополнения неизбежно отражаются нанеобходимости корректировки отдельныхэлементов системы налогообложения.Этого требуют и продолжающиеся вэкономике страны процессы инфляции,роста бюджетного дефицита и эмиссииденег. Меняются ставки налогов, объектыналогообложения, отменяются одни льготыи вводятся новые, уточняются источникиуплаты налогов. Многочисленные измененияи дополнения вносятся в инструктивныйи методический материал по налогам. Всеэто резко увеличивает поток информациипо налогообложению, за которым сложноуследить, но необходимо своевременнополучить. Незнание законов не освобождаетот ответственности за их невыполнение.

Налогоплательщикдолжен знать и меры предусмотреннойзаконом ответственности за нарушениеналогового законодательства. В связис недостаточно четкой трактовкойотдельных законодательных и инструктивныхактов возрастает потребность вкомпетентном комментировании сложныхпроблем налогообложения.

В целом последние решения поналогообложению не дают оснований дляоптимистических ожиданий. Нестабильностьналоговой политики, как и политикиэкономической, предопределяется сегодняобщей политической нестабильностью.Налоги как очень мощное орудие могутсыграть свою роль в стабилизацииэкономики и финансов только в случаецеленаправленного и дозированногоиспользования.

Списокиспользованной литературы

  1. ЧерникаД.Ж. Налоги: Учебное пособие./Под редакциейД.Ж.Черника. М., 2003. – 210 с.

  2. ХимчеваН. И. Налоговое право./Под редакциейН.И. Химчевой. М., 2004. – 284 с.

  3. СтаровероваО.В Налоговое право: Учебное пособиедля вузов/под редакцией профессораМ.М.Рассолова, профессора Н.М Коршунова.– М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2001. –413 с.

  4. УкраинскийР.В. «налоговый кодекс РФ об участникахналоговых правоотношений».»Законодательство», 2003, №2 — 261 с.

Нормативныедокументы

  1. КонституцияРоссийской федерации

  2. Налоговыйкодекс Российской Федерации

  3. Гражданскогокодекса Российской Федерации

1Химчева Н. И. Налоговое право./Подредакцией Н.И. Химчевой. М., 2004. – 284 с.

2Гражданский кодекс Российской Федерации

3Налоговой кодекс Российской Федерации

4Украинский Р.В.»налоговый кодекс РФ об участникахналоговых правоотношений».»Законодательство», 2003, №2 — 261 с.

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Налоговое право » Налогоплательщики » Уполномоченный представитель налогоплательщика

Уполномоченный представитель физических лиц действует только на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Понятие уполномоченного представителя налогоплательщика

Процедура уплаты налогов является достаточно длительной и состоит из нескольких этапов. Прежде всего, необходимо собрать отчетность, заполнить декларацию и посетить налоговую.

Не всегда руководители крупных компаний могут позволить себе тратить время на посещение налоговых органов. Сегодня оплатить сборы за любое юридическое лицо может уполномоченный представитель налогоплательщика.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается такое лицо (физическое или юридическое), которое может представлять интересы плательщика налогов в сделках с налоговыми органами, а также с другими участниками отношений по налогам и сборам.

Уполномоченный осуществляет свои действия на основании доверенности, которая выдается в соответствии с порядком, установленным Гражданским кодексом РФ.

Кто не может быть уполномоченным представителем налогоплательщика

Законодательство запрещает быть уполномоченными представителями следующим категориям:

  • работникам налоговых и таможенных органов;
  • специалистам органов внутренних дел правопорядка;
  • судьям следователям и прокурорам;
  • специалистам государственных внебюджетных фондов.

Данное правило закреплено в статье 29 Налогового кодекса РФ. Эта норма законодательства установлена по той причине, что указанные лица представляют интересы государства и не могут одновременно быть представителями налогоплательщика и стороны, осуществляющей контроль за уплатой налогов и сборов.

Ответственность уполномоченного представителя налогоплательщика

Уполномоченные представители налогоплательщика несут ответственность перед участниками налоговых правоотношений. Они ответственны за представление интересов в следующих случаях:

  • связанных с регистрацией компании в налоговых органах;
  • связанных с подачей декларации;
  • связанных с взысканием налогоплательщиков недоимки по налогам;
  • связанных с привлечением компании к ответственности за нарушения в области уплаты налогов и сборов, а также в других случаях если действие или бездействие налоговых органов затрагивает права организации.

Уполномоченное лицо несет ответственность за соблюдение сроков, подачу налоговой отчётности, правильность заполнения декларации по налогам, а также за правильность исчисления конечных сумм.

По этой причине уполномоченный налогоплательщика должен очень хорошо разбираться в современном налоговом законодательстве.

Доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика

Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свою деятельность на основании доверенности. Доверенность — это письменный договор между налогоплательщиком и третьим лицом о передаче и разделении прав. Согласно статье 185.1 ГК РФ срок действия доверенности составляет не более 3 лет.

Если договор не содержит сведений о сроках, то считается, что доверенность действует ровно год. При этом, если не указана дата открытия доверенности, то она считается недействительной.

Все действия, которые указаны в доверенности, уполномоченный представитель вправе совершать лично.

Он может передать свои полномочия третьим лицам, но только если это действительно необходимо.

При этом уполномоченный обязан уведомить своего доверителя и выдать доверенность третьему лицу. Такая доверенность должна быть обязательно нотариально заверенной.

Порядок выдачи доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика

Доверенность имеет определенный порядок выдачи, который установлен статьей 185.1 ГК РФ. При этом, на основании данного документа уполномоченный в праве совершать все юридические действия в том же объеме, что и доверитель.

По законодательству договор должен иметь унифицированную форму. Полномочия доверенного нотариально подтверждаются.

Доверенность обязательно выдается с подписью руководителя или лица, его заменяющего. Печать организации не обязательна. Данное правило закреплено пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ. Также, если уполномоченный сдает налоговые декларации, то он может предоставить письменное нотариальное заверение.

Основания прекращения действия доверенности

Статья 187 ГК РФ содержит основания для прекращения действия доверенности:

  • если кончился срок доверенности;
  • если доверенность отменена доверителем;
  • если доверенный сам отказался от полномочий;
  • если юридическое лицо прекратило свою деятельность в результате ликвидации или реорганизации;
  • если доверитель и доверенный признаны недееспособными или безвестно отсутствующими;
  • при смерти доверителя или доверенного;
  • если произведено введение в отношении организации процедуры банкротство, при которой доверитель теряет право выписывать доверенности.

Сроки отказа от доверенности не установлены ни для доверителя, ни для уполномоченного. Если доверитель изменяет или отменяет доверенность, он обязан оповестить об этом уполномоченного и налоговые органы.

Правопреемники налогоплательщика сохраняют свои права и обязанности, которые возникли в результате их действий после того, как стало известно о прекращении срока доверенности. Однако, правило не имеет силы, если налоговые органы были в курсе прекращения действия документа.

После того, как доверенность потеряла силу, уполномоченный либо правопреемник обязан вернуть документ налогоплательщику немедленно.

Данная обязанность носит двухсторонний характер.

Если этого не произошло, и организация не в силах вернуть бланк документа, то она должна в установленные сроки подать объявление о том, что доверенность считается недействительной. Это необходимо для предотвращения мошеннических действий, а именно для того, чтобы доверенностью компании больше никто не мог воспользоваться.

После публикации объявления, все действия по доверенности, произведенные в сроки, следующие за публикацией, считаются недействительными.

Доверенности, приравниваемые к нотариально удостоверенным

Доверенность для уполномоченного должна быть заверена, но существуют определенные обстоятельства, когда нотариальное заверение невозможно. Статья 185.1 ГК РФ устанавливает список доверенностей, которые приравниваются к нотариально заверенным:

  • документы, выдаваемые военнослужащим, которые проходят лечение в госпиталях. Должны быть удостоверены начальником медицинского учреждения или старшим врачом;
  • документы, выдаваемые военнослужащим, которые расположены в местах дислокации воинских штабов, где нет нотариальных контор;
  • доверенности осужденных, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены руководством исправительного учреждения;
  • доверенности совершеннолетних, находящихся в организациях социальной защиты, удостоверенные руководством таких организаций.

Правоотношения, в которых уполномоченный представитель консолидированной группы налогоплательщик представляет интересы других участников

Уполномоченный представитель консолидированной группы налогоплательщиков может представлять ее интересы в следующих правоотношениях:

  • связанных с регистрацией в налоговых органах документов о создании консолидированной группы, а также с внесением изменений в договор между участниками;
  • связанных с взысканием с консолидированной группы задолженности по налогу на прибыль;
  • связанных с ответом организации по налоговым нарушениям налогового законодательства;
  • в иных случаях, когда действия налоговых органов организации оказывают влияние на участников созданной группы.

Если договор между участниками консолидированной группы прекращается досрочно, то лицо, которое является ответственным участником, сохраняет свои полномочия.

Уполномоченный вправе передать свои обязательства третьим лицам, но только на основании доверенности по требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченный налогоплательщика значительно упрощает для организации процедуру уплаты налогов. При оформлении доверенности необходимо опираться на действующие нормы законодательства и следить за сроками выданных лицензий.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *