Налоговое планирование

ленные привлечением финансовых ресурсов с помощью облигационного займа (А 4) и банковского кредита (А 5):

А4 = 5(1+гр г+кЦ- (1+аут»; А5 =£к ■ г (1+Гр Г+к ■ (1+й)-Тк.

t=lЦр1=1

Достаточно распространенным на рынке заимствований с помощью ценных бумаг является вариант с использованием векселей. Он в отличие от облигационного займа не содержит процентных платежей в течение всего периода заимствования. Как правило, затраты на размещение векселей несущественны по сравнению с облигационным займом. Но при условии размещения векселей с дисконтом, сумма, выплачиваемая в момент их погашения, превышает сумму средств, привлеченных в момент заимствования финансовых средств. Оценить издержки привлечения финансовых ресурсов с использованием векселей ( А6) можно по К

формуле: А6 =—(1 + ё) к , где: q — дисконт, с которым размещается вексель.

1 — q

Выводы

Из вышеизложенного следует, что обоснованный выбор варианта заимствования финансовых ресурсов можно сделать лишь на основе значений ЧДД.

Литература

1.Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. М., Дело, 2006.

2.Богатин Ю.И. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М., Дело, 2008.

3.Богатин Ю.В. Инвестиционный анализ. М., Инфра-М, 2005.

4.Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. М., Дело, 2004.

5.Брейли Р. Принципы корпоративных финансов, М, Олимп-Бизнес, 2007.

Концептуальные основы налогового планирования в организации

д.э.н. Мандрощенко О.В., к.э.н. Удачина Е.Б.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы

Аннотация. В статье рассматриваются сущность и значение налогового планирования, его связь с финансовым планированием, проблемы и необходимость планирования налоговых платежей организациями, обоснована зависимость процесса налогового планирования от постановки бухгалтерского и налогового учета.

Ключевые слова: налоговое планирование, оптимизация, бухгалтерский учет, налоговый учет, финансовая отчетность

Успешная деятельность предприятия невозможна без эффективного управления финансовыми ресурсами. В его рамках решаются вопросы общей величины и оптимального состава активов организации, источников финансирования, организации текущего и перспективного управления финансовой деятельностью, для того чтобы обеспечить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятию.

Управление финансовыми ресурсами, их оптимизация осуществляются на основе финансового планирования, составной частью которого является налоговое планирование. Налоговые платежи являются частью финансовых потоков предприятия, составляя их весомую долю. В то же время финансовые потоки являются объектом финансового менеджмента, что характеризует налоговое планирование как инструмент финансового менеджмента предприятия.

В экономической литературе широко представлены определения налогового планиро-

вания, которые сводятся к оптимизации и минимизации налогообложения. Однако эти понятия неравнозначны. Оптимизация налоговых платежей предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а минимизация налоговых платежей-уменьшение налоговых обязательств, которое часто подразумевает использование сомнительных схем в налогообложении. Предприятие интересует не величина уплачиваемых налогов, а эффективность финансово-хозяйственной деятельности и роль налоговых обязательств в достижении поставленной стратегической цели. Следовательно, налоговое планирование связано с оптимизацией налогообложения.

Процесс планирования в целом представляет собой многоуровневую и многофункциональную процедуру, т.к. проводится всесторонний анализ производственно — экономических факторов, разрабатываются альтернативы плановых решений, делается прогноз, даются экономические оценки и.т.д.

Планирование налоговых платежей является серьезной проблемой в силу разных причин, однако основная трудность организации процесса планирования связана с привлечением дополнительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В настоящее время организация финансовой работы предприятий не отвечает современным требованиям экономики. В практике большинства предприятий отсутствует управленческий учет, что не позволяет в процессе планирования использовать показатель маржинальной прибыли, оценивать эффект операционного рычага, проводить анализ безубыточности и рассчитывать запас финансовой прочности. Кроме того, процесс планирования начинается с формирования производственных затрат, поэтому при планировании объема продаж преобладает пассивное ценообразование. Цена формируется исходя из себестоимости и норматива рентабельности, не учитывая рыночные цены, что приводит к созданию неконкурентоспособной продукции. В отличие от пассивного, активное ценообразование, присущее рыночной экономике, предполагает установление цен, способствующих достижению определенного уровня рентабельности, с одной стороны. С другой стороны, активное ценообразование учитывает баланс интересов налогоплательщиков и государства.

Современная система управления финансами требует согласованности принимаемых решений путем разработки системы бюджетов предприятий, которая позволяет установить текущий контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для разработки эффективной финансовой стратегии. Поэтому в процессе финансового планирования деятельности предприятия налоги целесообразно выделять отдельным блоком в качестве налогового бюджета.

Для того чтобы налоговое планирование было качественным и комплексным, следует руководствоваться в работе принципами финансового планирования:

•непрерывностью планирования;

•научностью;

•нацеленностью планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия;

•взаимной увязкой и координацией.

Налоговое планирование, осуществляемое на данных принципах, обеспечивает взаимосвязь с финансовым планированием, что способствует реализации налоговой политики и финансовой стратегии предприятия.

Налоговое планирование, являясь частью финансового планирования, должно основываться на анализе показателей. Следовательно, повышается значимость налогового учета, поскольку он обладает высокой информационной способностью. Отсюда возникает проблема организации налогового учета, для того чтобы обеспечить возможность непрерывного отражения в хронологической последовательности хозяйственных операций, систематизации их в формировании показателей налоговой декларации.

Согласно ст. 313 НК РФ, налогоплательщикам предоставляется право самостоятельно организовывать систему налогового учета. При этом учетная политика для целей налогооб-

Серия 5. Социально-экономические науки. ложения формируется исходя из требований НК РФ, в соответствии с которыми данные налогового учета должны отражать:

•порядок формирования суммы доходов и расходов для налогообложения;

•порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде;

•сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

•сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль организаций.

Установленные НК РФ положения организации налогового учета не позволяют рассчитать реальный финансовый результат деятельности предприятия, которым могут распоряжаться собственники. Поэтому величина такой прибыли формируется только в бухгалтерском учете, а в налоговом учете прибыль — это величина, которая служит базой для расчета налога на прибыль организаций. В этой связи в налоговом учете отражаются только те расходы, которые учитываются для целей налогообложения прибыли, причем некоторые из них — в пределах установленных норм.

Учитывая особенности ведения налогового учета, актуальной является проблема его организации. Как известно, все способы организации налогового учета, сложившиеся в российской экономике, можно разделить на две группы:

1)ведение налогового учета параллельно бухгалтерскому учету;

2)формирование налоговой базы самостоятельно .

Анализируя практику ведения налогового учета, следует согласиться с мнением, что наиболее оправданным является некий альтернативный вариант организации налогового учета — частично интегрированная система учета, в основе которой представлены данные регистров бухгалтерского учета. Данный способ учета способствует формированию качественной налоговой отчетности путем высокого уровня контроля за ее формированием с минимальными трудозатратами, что особенно важно в условиях ограниченных финансовых и кадровых ресурсов.

Таким образом, применяя частично интегрированную систему учета, предприятия стараются совместить бухгалтерский и налоговый учет. Однако это совмещение возможно только в случае, если учетная политика для целей налогообложения и финансовых целей совпадают.

Различия же в методах учета тех или иных хозяйственных операций приводят в некотором смысле к двойственному пониманию отчетности и, соответственно, неоднозначной оценке финансовой деятельности организации. Например, от того, какой будет применяться метод оценки запасов, способ начисления амортизации, механизм списания условно — постоянных расходов, зависит то, как будет выглядеть предприятие с финансовой стороны: прибыльным или убыточным, платежеспособным или неспособным своевременно погасить свои обязательства, финансово устойчивым или чрезмерно зависящим от привлеченных источников финансирования.

При составлении отчетности любое предприятие, которое является плательщиком налогов и зависит от привлекаемых инвестиций, как правило, преследует две цели: уплатить как можно меньше налогов в бюджет и привлечь инвестора в свою хозяйственную деятельность.

В том случае если способы формирования финансовой и налоговой отчетности основаны на единой учетной политике, то цели начинают противоречить друг другу.

Действительно, если цель организации — привлечь инвестиции в свою деятельность, то необходимо показать через финансовую отчетность, насколько привлекательно финансовое положение предприятия и как эффективно вкладывать деньги в его развитие. При этом предприятие будет стараться увеличить прибыль, чтобы добиться высоких показателей рентабельности, показать в отчетности высокую цену активов. Вместе с тем достижение этой цели

приведет к обратной ситуации в области налогообложения, например, завысив свою прибыль, предприятию необходимо будет уплатить больше налога на прибыль, а показав высокую стоимость основных средств — больше налога на имущество.

Таким образом, в случае совпадения способов отражения хозяйственных операций в налоговом и бухгалтерском учете возникает конфликт интересов. Отсюда наиболее приемлемым выходом из создавшейся ситуации является формирование и утверждение двух совершенно самостоятельных приказов об учетной политике: приказа об учетной политике для целей бухгалтерского учета и приказа об учетной политике для целей налогообложения. Приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета разрабатывается в соответствии с ПБУ 1/08 » Учетная политика организации» — в целях формирования в финансовой отчетности показателей, оценивающих финансовое положение предприятия . Приказ об учетной политике для целей налогообложения разрабатывается на основании гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» — в целях оптимизации налогообложения прибыли. В этой связи разработка учетной политики по двум направлениям позволяет одновременно и параллельно друг другу как привлечь инвестиции, так и оптимизировать налог на прибыль.

Так, например, в соответствии с пп. 16-22 ПБУ 5/01 «Учет материально — производственных запасов» предприятие в приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета может выбрать метод оценки запасов ФИФО. Как известно, в условиях роста цен использование данного метода для целей налогообложения является необоснованным, поскольку приводит к высоким показателям рентабельности, что способствует увеличению налога на прибыль организаций. Поэтому одновременно в приказе об учетной политике для целей налогообложения предприятие может выбрать метод оценки запасов ЛИФО, что позволит в налоговом учете получить минимальное значение прибыли, снизив объем перечисляемого в бюджет налога.

Определенный интерес представляет исследование вопросов организации налогового учета при применении упрощенной системы налогообложения (УСН), которую в основном используют предприятия малого бизнеса. Глава 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» устанавливает лишь общие положения по ведению налогового учета. Отсутствие методики налогового учета порождает сложные ситуации, которые подтверждает арбитражная практика.

В условиях освобождения предприятий от обязанности ведения бухгалтерского учета осуществление налогового контроля существенно усложняется, увеличивается трудоемкость налоговых проверок, возрастает вероятность нарушений налогоплательщиками налогового законодательства, снижается качество управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Кроме того, отсутствие обязанности ведения бухгалтерского учета предоставляет недобросовестным налогоплательщикам реальную возможность сокрытия от налогообложения части своих доходов, полученных, например, не в денежной форме, что не позволяет налоговым органам установить правильность формирования налоговой базы при применении УСН. Все это свидетельствует об объективной необходимости разработки единых стандартов налогового учета, на которых должны базироваться регистры налогового учета.

Выводы

На основании вышеизложенного можно отметить, что в предпринимательской деятельности особую значимость имеет налоговое планирование, которое существенным образом оказывает влияние на финансовые показатели деятельности организации. Стремление предприятия обеспечить конкурентоспособность своих товаров (работ, услуг) обусловливает необходимость поиска сбалансированного уровня платежей, при котором соблюдаются как интересы самих предприятий, так и интересы государства. Баланс интересов обеспечивает налоговое планирование на уровне субъектов хозяйственных отношений. Осуществление налогового планирования возможно на основе анализа показателей, которые должны достоверно оценивать финансовое положение предприятия на основе бухгалтерского и налогового

Серия 5. Социально-экономические науки. учета. Однако различные цели двух видов учета создают препятствия по их сближению, что является актуальной проблемой в современной экономике.

Литература

1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2

2.Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 года № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/2001″.

3.Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2008 года № 106н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008″.

4.Мандрощенко О.В. Основные направления оптимизации налогообложения инвестиционной деятельности малых предприятий. Монография. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

5.Мандрощенко О.В. Влияние налоговой политики на эффективность инвестиционной деятельности малых предприятий. Монография.- М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010.

6.Филина Ф.Н. Обработка учетной информации. // Российский бухгалтер. 2009. № 8.

Анализ взаимосвязей образовательных учреждений и предприятий

Тумин Ю.А., д.э.н., проф. Секерин В.Д., д.т.н. проф. Юркевич Е.В.

Университет Машиностроения yuriyt90@ya.ru,

Аннотация. Современный этап развития экономики характеризуется высоким уровнем интеллектуализации труда, что приводит к значительному росту потребностей в интеллектуальных ресурсах при производстве материальных и духовных благ. Поэтому потребность в образовательных услугах больше, чем в материальных благах. Образование рассматривается как самостоятельная ценность, как капитал, способный приносить доход не только его владельцу, но и обществу в целом. При этом на качество образования напрямую влияет степень взаимодействия образовательных учреждений и предприятий, а также то, в какой мере получаемые специалистами знания, умения, навыки приближены к требованиям действительности и насколько они будут востребованы работодателями

Ключевые слова: образовательный процесс, интеллектуализация труда, взаимодействие предприятий и образовательных учреждений, степень интеграции сотрудничества.

Существовавшая ранее при командно-административной системе управления страной практика распределения окончивших вузы молодых специалистов по местам работы обеспечивала их трудоустройство на начальном этапе трудовой деятельности. При всех трудностях (бытовых, психологических и др.) этого периода трудовой деятельности подобная практика давала ощущение общественной востребованности специалиста, перспективности и создавала условия на карьерный рост.

Срок обязательной работы по месту распределения составлял 3 года, при этом принимающее молодого специалиста предприятие должно было обеспечить его жильем, что вынуждало проводить дополнительное обучение для адаптации к трудовой деятельности на конкретном производстве. Таким образом решалось несколько задач: во-первых, государство направляло рабочую силу в нужные для страны отрасли и регионы, во-вторых, комплектовало специалистами «непопулярные» рабочие места (сельских врачей, учителей и т.п.), в-третьих, частично компенсировало государственные расходы на обучение в условиях бесплатного образования.

Эффективность подобной системы зависела от многих факторов. Так, часть специали-

Налоговые платежи составляют значительную долю финансовых потоков хозяйствующих субъектов. Поэтому управление налогообложением как вид деятельности на предприятии входит в практику хозяйственной жизни. Среди способов управления налогообложением важное место занимает налоговое планирование.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в т.ч. и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Таким образом, налоговое планирование — это законный способ уменьшения сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

Налоговое планирование подразделяется на 2 вида: корпоративное и личное. Корпоративное налоговое планирование предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации с учетом величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль, а потому основной задачей налогового планирования является выбор такой системы уплаты налогов, которая позволяет их оптимизировать. Это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но и оптимальное распределение налоговых платежей по времени.

Цели налогового планирования:

❏ соблюдение налогового законодательства;

❏ сведение до минимума излишних налоговых выплат;

❏ максимальное увеличение прибыли;

❏ разработка структуры взаимовыгодных сделок;

❏ управление потоками денежных средств;

❏ эффективное сотрудничество с участниками налогового планирования;

❏ влияние на законодательные органы власти, налоговые и финансовые органы, суды.

Поскольку возможны различные модели поведения налогоплательщика, то следует разграничивать понятия «налоговое планирование» и «уклонение от уплаты налога», «обход налогов».

Уклонение от уплаты налогов — это несвоевременная уплата налогов, непредоставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.д.

Обход налогов — это ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин.

Налоговая оптимизация — это достижение экономического эффекта в виде уменьшения налоговых платежей путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, которая исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов. Действия по легальному уменьшению налоговых платежей иначе называют налоговым планированием, однако понятие налоговой оптимизации намного шире.

Налоговая оптимизация — это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Существуют два вида налоговой оптимизации:

1.Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности.

2.Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае.

Таким образом, налоговое планирование — это комплексное и целенаправленное применение налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации.

Налоговое планирование может использовать юридические пробелы в законодательстве, а также толкования норм налогового права в пользу налогоплательщика. Но данный метод носит нерегулярный и рискованный характер, поскольку прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно.

Принципы налогового планирования:

1. Налоговое планирование не должно нарушать закон.

2. Принцип разумности уплаты налогов. Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов, т.е. полностью использовать всю совокупность налоговых льгот, причем платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

3. Налоги нельзя просто механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:

❏ сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других;

❏ простое сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;

❏ механическая минимизация налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспоримости налоговыми органами.

4. Планировать налоги следует в общем контексте планирования бизнеса. Необходимо применять принцип комплексного расчета экономии и потерь, т.е. учитывать многофакторность налоговой минимизации, видеть последствия таких действий, взвешивая эффективность действий по минимизации налогового бремени.

5. Кредо налогового планирования — ориентация на логику, а не на временные пробелы в законодательстве.

6. Сокращать налоги нужно не путем ухода от них, а точным и скрупулезным планированием, расчетами и оптимизацией деятельности всего предприятия.

7. Принцип конфиденциальности.

8. Необходимо уделять внимание документальному оформлению.

Элементы налогового планирования:

❏ стратегия оптимального управления предприятием и план ее реализации. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решений, при которой оптимальной является вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу;

❏ учетная политика, т.е. выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухучета и обработки данных;

❏ должное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать информацию и для налоговых целей. Для того чтобы предприятию было выгодно сделать информацию бухгалтерского учета прозрачной, т.е. понятной как в отношении принятия инвестиционных решений, так и при расчете налогов, необходимо создать соответствующие условия;

❏ схемы налогового планирования, которые логично и естественно вписываются в бизнес клиента и служат обоснованием законного снижения налогов. Если схема будет выглядеть неубедительно, контролирующие всегда найдут доводы, чтобы оспорить всю схему либо доставить неприятности постоянными проверками;

❏ налоговый календарь, необходимый для контроля за правильностью исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности;

❏ четкое исчисление обязательств (налоговых и прочих), недопущение дебиторской задолженности по договорам за отгруженную продукцию на срок свыше 3-х месяцев.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств.

Налоговое планирование

Налоговое планирование, или как планировать налоги

При действующем сегодня налоговом законодательстве и слишком высоком налоговом давлении налоговое планирование становится крайне необходимым для юридических и физических лиц. Не зная отдельных налоговых законов и всего нескольких подзаконных актов, можно осуществить ряд вроде бы прибыльных, на первый взгляд, операций. Однако после вычета всех налогов и платежей, которые следует уплатить в бюджеты различных уровней, такие хозяйственные операции могут оказаться в лучшем случае не совсем прибыльными, а в худшем — вообще убыточными. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, советуем оптимально использовать в своей деятельности налоговое планирование.

  • Уровни налогового планирования:
    • «Умение правильно уплачивать налоги»
    • «Уплачивать оптимально»
    • «Уплачивать минимально»
  • Пути сокращения налоговых платежей:
    • Уклонение от уплаты налогов
    • Избежание налогов
    • Налоговое планирование
  • Внешнее и внутреннее налоговое планирование.
    • Методы внешнего планирования
    • Методы внутреннего планирования
  • Специальные методы налоговой оптимизации

Как использовать налоговое планирование? Приведем пример. Прежде, чем приступить к осуществлению той или иной хозяйственной операции, рекомендуем Вам предварительно произвести расчет налогов, сборов и других платежей, которые будут подлежать уплате после или во время осуществления тех или иных операций. Это позволит Вам оценить влияние налоговых платежей на уменьшение прибыли или выяснить, получите ли Вы прибыль после уплаты всех налогов. Иными словами, следует определить, целесообразно ли вообще проводить ту или иную операцию, если уплаченные налоги не покроются полученными от нее прибылями.

Выше нами приведен пример примитивного начального уровня налогового планирования. Он не дает значительного эффекта для уменьшения налогового давления, а только позволяет предусмотреть при определенных условиях возможный результат.

Существуют несколько уровней налогового планирования:

«Умение правильно уплачивать налоги».

Чтобы использовать планирование этого уровня, налогоплательщику нужно изучить налоговые законы и научиться своевременно и правильно уплачивать налоговые платежи. Что он должен знать, чтобы правильно начислить тот или иной налог? Систему и объект налогообложения. Ставку налога. Источник и сроки уплаты. Вопрос соблюдения сроков уплаты налогов (сборов) и предоставления отчетности решается просто: повесьте над столом налоговый календарь, и Вы будете помнить сроки предоставления платежных документов в банковское учреждение и налоговую отчетность.

Принимая решение об осуществлении любой финансовой операции, внимательно изучите законодательное поле и никогда не руководствуйтесь слухами или посторонними советами — для Вас должны быть значимы только действующие нормативные документы.

«Уплачивать оптимально»

Чтобы использовать планирование на данном уровне, нужно научиться оптимально уплачивать налоговые и неналоговые платежи (планировать соотношение доходов и расходов в одном налоговом периоде, избегать дебиторской задолженности, т.е. не уплачивать лишнего), анализировать финансовое состояние фирмы.

«Уплачивать минимально».

Налогоплательщику – нужно научиться уплачивать налоги и платежи минимально, используя законные методы уменьшения налогового давления.

Обратите внимание, независимо от того, что существуют несколько уровней налогового планирования, субъекты предпринимательской деятельности все планирование в большинстве случаев сводят к минимизации платежей. Причиной тому служит ряд факторов: низкий уровень налоговой культуры налогоплательщиков; высокий уровень налогового давления по сравнению с другими странами изменчивость и сложность и нестабильность налогового законодательства, постоянное его изменение, отсутствие налогового кодекса и ряд других причин.

Выделяют три пути сокращения налоговых платежей:

Уклонение от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов (tax evasion) — нелегальный путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом действии согласно Криминальному Кодексу Украины. Оно базируется на использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Легальной возможности «уклониться от налогов» не существует. Любые целенаправленные действия субъекта, нарушающие законодательство, в результате которых бюджет так или иначе недополучает причитающиеся ему по закону суммы налогов, — ущербны и нелегальны, и ведут к наступлению налоговой либо уголовной ответственности.

Существует несколько распространенных способов уклонения от налогов, которые по своей природе нелегальны. Самым распространенным является способ неоприходования выручки и товарно-материальных ценностей, например продажа за наличные неучтенного товара. Еще один способ — деятельность фирмы без регистрации.

Ключевая особенность схем ухода от налогов, основанных на неучтенном наличном обороте, заключается в систематическом использовании фиктивных операций:

  1. «Обналичивание» или обмен официально заработанных безналичных денег, находящихся на расчетном счете в банке, на неучтенные наличные. Речь идет о заключении фиктивного договора на выполнение работ или оказание услуг. Таким образом, предприятие уходит от налогов с зарплаты и распределения прибыли и получает неучтенные наличные, которые обычно используются для выплат «черной» зарплаты работникам, для формирования личных доходов менеджеров и собственников соответствующих предприятий налогоплательщиков, а также на «откаты» представителям крупных клиентов за выгодные заказы и т. д.
  2. «Обезналичивание», или обмен неофициально заработанных наличных денег на безналичные деньги, легально зачисляемые на счет соответствующей фирмы. Это идентично понятию «отмывание денег». При этом заключается два контракта — один на приобретение специальной фирмой товара у оптовика, другой на поставку этого же товара розничному торговцу. Оба контракта являются фиктивными, так как товар на самом деле передается оптовиком непосредственно розничному торговцу.

Избежание налогов

Избежание налогов (tax avoidance) — минимизация обязательств законным использованием коллизий и недоработок нормативных законодательных актов; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам. Этот метод позволяет в дальнейшем довольно успешно оспаривать в суде претензии налоговых органов к выбранной налоговой политике, основываясь на принципе «что не запрещено законом, то разрешено». Этот способ, с юридической точки зрения, не предполагает нарушения законных интересов бюджета. Правда, избежание налогов несет в себе дополнительные риски, связанные с огромными сложностями на пути судебных тяжб с налоговыми органами.

Известно, что в Украине применительно к налогоплательщику действует «принцип презумпции правоты». Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах толкуются в пользу налогоплательщика. Хотя избежание налогов и представляется столь заманчивым, хотя и существует принцип презумпции правоты, но на практике налогоплательщик должен налаживать «доступные, родственные» отношения с налоговой инспекцией. В противном случае доказательство своей правоты может обернуться слишком дорого.

Налоговое планирование

Налоговое планирование (tax planning) — легальный путь уменьшения налоговых обязательств. Он основан на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей деятельности и методов ведения учета. Под ним подразумевается целенаправленная деятельность налогоплательщика, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования. Происходит предварительный расчет возможных альтернатив относительно сумм налогов и обязательных платежей по результатам общей деятельности или по отношению к конкретной сделке (проекту). Расчет осуществляют в зависимости от различных правовых форм реализации. Налоговое планирование доступно любому, но осуществлять его следует на стадии планирования отдельно взятой хозяйственной операции, а не после ее завершения.

Различают внешнее и внутреннее налоговое планирование.

Методы внешнего планирования

Внешнее планирование может проводиться несколькими методами:

  • замены налогового субъекта
  • замены вида деятельности
  • замены налоговой юрисдикции.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «неприбыльных» компаний — имеющих льготы в налогообложении — позволяет экономить на налогах.

Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление новых видов деятельности, более приемлемых с точки зрения налогообложения. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение. Или использование договора товарного кредита — из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах сминимальным налоговым бременем (офшор).

Методы внутреннего планирования

Выбор учетной политики юридическогои физического лица, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, — важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.

Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и/или переоценки основных средств.

Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки.

Оптимизация

Оптимизация достигается путем:

  • использования налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, размытых положений договора;
  • использования нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку.

Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.

Льготы — одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Специальные методы налоговой оптимизации

Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако так же могут применяться на предприятиях и у частных предпринимателей. Поскольку специальные методы налоговой оптимизации, детально с примерами освещены на другой странице нашего сайта, Вы можете с ними подробно ознакомиться в разделе оптимизация для юридических лиц

Таким образом, налоговое планирование основывается не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами. Кстати, на практике эта простая истина чаще всего оказывается важнее, чем многие законодательные акты государства.

Налогоплательщик осуществляя налоговое планирование, резко, снижая налоговую нагрузку (даже вполне легальным путем) должен быть готов к особому вниманию налоговых органов. Это как минимум может грозить внимательным исследованием деятельности и отчетности, в поисках источников для штрафных санкций, а также возможными налоговыми проверками. Зачастую предприятия, имеющие небольшую налоговую нагрузку, попадают в списки «минимизаторов». Налогоплательщику следует заранее обосновать результаты налогового планирования, в том числе и снижение уровня налоговой нагрузки. Своевременно обращайтесь к специалистам за консультациями, дабы быть уверенными в обоснованности принятых решений, эффективности внедряемых оптмизационных схем. Встречаются случаи, когда хорошо спланированная оптимизационная схема из-за одной недоработки превращается в убыточную операцию.


Если у Вас возникли вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам. С нашей новой услугой — online консультаций, мы можем ответить на все Ваши вопросы по skype.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *