Налоговая Белгород

Отсекающие критерии

В зависимости от характера НН/РК и показателей деятельности плательщика НДС, блокировки можно вообще избежать. Как вы уже догадались, речь идет о п. 3 Порядка № 1165. В нем предусмотрено 4 признака, при соблюдении которых НН/РК вообще не проходят мониторинг, а значит, и не блокируются. Речь о:

— невыдаваемых НН и НН на освобожденные операции;

— критерии «500 тыс. грн»;

— критерии «налоговой нагрузки»;

— учтенной Таблице данных.

Подробно эти признаки мы рассматривали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2020, № 17, с. 5.

Конструкция этой нормы не простая, возможно, из-за этого кто-то неправильно поймет исключение в первом абзаце этого пункта. Так, в нем указано, что НН/РК проверяются на соответствие этим 4 признакам (за исключением РК на уменьшение суммы компенсации и РК на неплательщика) и если НН/РК соответствует им, то регистрация не останавливается. Так вот, исключение, сделанное специально для этих РК, говорит о том, что они как раз наоборот — будут мониториться в любом случае, невзирая на соответствие указанным 4 признакам. То есть даже если у вас достаточная налоговая нагрузка или вы соответствуете признаку «500 тыс. грн», регистрация уменьшающего РК или РК, составленного на неплательщика, все равно может быть приостановлена.

Это четко следует из Критериев рисковости операции, в п. 5 и п. 6 которых прямо сказано о том, в каких случаях будет приостанавливаться регистрация уменьшающего РК и РК, составленного на неплательщика.

Иными словами, уменьшающий РК и РК, составленный на неплательщика, всегда находятся в группе риска

Но это еще не вся специфика. Давайте заглянем в первый признак. Не может приостанавливаться регистрация:

1. НН, которая не подлежит выдаче получателю (покупателю).

2. НН, которая составлена на операцию, освобожденную от налогообложения.

Как видим, речь идет только об НН. Но согласитесь, блокировать РК (равно как и НН), которые никому не дают НК, глупо, ведь система СМКОР была задумана для того, чтоб упредить передачу липового НДС другому плательщику. А здесь никакого НК нет. Возможно, здесь просто забыли упомянуть РК. Но факт остается фактом: РК не указаны. Но здесь немаловажен другой фактор — возможности системы (не исключено, что ПО налоговиков на такие РК просто не настроено).

Рисковые операции

В рисковых операциях есть целый ряд критериев, характерных именно для РК. Это критерии пп. 4, 5, 6. Напомним: по этим критериям НН/РК блокируются, если они не попадают в отсекающие критерии, а плательщик не является рисковым и/или у него нет позитивной истории. Именно после прохождения всех этих мониторинговых жерновов НН/РК будет фильтроваться на предмет рисковости операции.

Смена номенклатуры. Это п. 4 Критериев рисковости операций. Он предполагает блокировку РК, который составлен на плательщика и изменяет номенклатуру поставки (для УКТВЭД — на уровне первых четырех цифр, для услуг — первых двух). Вполне логичное основание именно для РК. Ведь кто-то может сперва составить НН на «правильную» номенклатуру, она пройдет регистрацию, а потом заменить номенклатуру на «неправильную», тем самым обойдя СМКОР. Благодаря этому критерию такой маневр не пройдет. Кстати, упоминание в этом критерии об отсутствии этих кодов в учтенной Таблице сейчас выглядит архаизмом, ведь теперь Таблица вообще избавляет от мониторинга любые НН/РК (с учетом особенностей отсекающих критериев, о которых говорили выше). Главное, чтобы налоговики ее учли, а вот это уже не так просто.

Расхождение покупки и продажи. Это п. 5 Критериев рисковости операций. Его уже окрестили «хитом сезона», поскольку налоговики используют его очень активно. Он срабатывает, если сумма компенсации стоимости товара/услуги в уменьшающем РК превышает разницу между приобретениями и продажами.

Для чего он задуман? Скажем, у плательщика нет достаточного остатка на виртуальном складе, чтобы зарегистрировать НН (он сразу попадает под рисковость операции из п. 1 Критериев рисковости операций). Он просит дружественного плательщика зарегистрировать на него НН на этот товар, после этого виртуальные остатки увеличиваются. Дальше он без проблем регистрирует нужную НН на реального покупателя. Ну а затем возвращает липовое приобретение дружественному «поставщику» через выписку им РК, который зарегистрирует наш «покупатель». Схема нехитрая, именно такой РК и ловит этот критерий.

Теоретически здорово, но на практике возникает два вопроса.

Во-первых, техническая сторона: как мы выяснили, несоответствие покупки и продажи определяется по показателям деятельности покупателя. А подавать пояснения и копии документов на разблокировку уменьшающего РК должен поставщик. И какие документы он может подать? У него нет первички покупателя!

Похоже, этот ребус надо решать поставщику и покупателю вместе

Во-вторых, под этот критерий может попасть вполне законная сделка, которую мы уже описывали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2020, № 17, с. 14. Напомним: объемы покупок и продаж считаются в абсолютных цифрах. И если покупатель, купивший товар на сумму 100 тыс. грн, продал 80 % этого товара за 110 тыс. грн, а оставшиеся 20 % решил вернуть поставщику, то он попадет под этот критерий, РК будет заблокирован (разница между приобретением (100 тыс. грн) и продажей (110 тыс. грн) дает отрицательное значение, которое, разумеется, меньше возвращаемых 20 тыс. грн).

РК на возврат. Это п. 6 Критериев рисковости операций. Вообще, это очень странный критерий. Суть его в следующем: если уменьшающий РК на неплательщика регистрируется после истечения 14 дней с момента составления НН, которая зарегистрирована без нарушения предельных срока, то такой РК попадает в рисковые.

Скорее всего, 14 дней взяты из законодательства о защите прав потребителей, учитывая возможность возврата товара в течение этого срока конечными потребителями. Здесь есть целый ряд «но».

Во-первых, неплательщики — это не только физлица — конечные потребители, использующие свои покупки для личных, некоммерческих целей.

Во-вторых, при определенных обстоятельствах потребитель имеет право требовать пересмотреть цену или расторгнуть договор в течение всего гарантийного срока (например, в случае обнаружения существенного недостатка), что явно больше 14 дней.

В-третьих, непонятно почему акцент сделан на регистрации НН без нарушения срока, ведь это и так очевидные вещи — предельный срок регистрации НН всегда превышает 14 дней, а если НН не зарегистрирована, то этот РК к ней вообще не зарегистрируют (даже без учета всех блокировочных премудростей). И в этом заключается следующая особенность, о которой скажем ниже.

РК к заблокированной НН

Давайте взглянем на специфику РК с другой стороны — со стороны заблокированной НН. То и дело читатели обращаются к нам с вопросом:

можно ли зарегистрировать РК, если НН заблокирована?

Ответ прост: налоговики не зарегистрируют этот РК, пока не будет разблокирована НН. Более того, если этот РК будет зарегистрирован несвоевременно (или вообще не зарегистрирован), то они применят штраф согласно пп. 1201.1 или 1201.2 НКУ. По увеличивающему (и уменьшающему, составленному не на плательщика) — в общие сроки, а по уменьшающему, составленному на плательщика, — в течение 15 календарных дней с момента его получения покупателем. Об этих ситуациях мы предупреждали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 48, с. 31. С тех пор в этом отношении особых сдвигов не произошло. Напомним: тогда мы советовали бороться со штрафом либо из-за отсутствия вины (это логично, по крайней мере, в случае с уменьшающим РК), либо путем сдвигания срока возврата или другого события, повлекшего составление РК. Иными словами, если есть возможность оформить возвратное событие после разблокировки НН, то это был бы оптимальный вариант. А вот затягивать с отправкой уменьшающего РК получателю мы бы не советовали, ведь у поставщика будет искажен регистрационный лимит (в периоде выписки РК может выскочить показатель ΣПеревищ, впрочем, он выскочит и в том случае, если РК будет зарегистрирован с опозданием).

Другое дело, что в период с 1 марта по 31 мая 2020 г. можно уповать на мораторий на применение штрафов за несвоевременную регистрацию НН/РК, установленный Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 533 (ср. 025069200).

Напомним: налоговики разъяснили, что штрафная амнистия применяется к штрафам за несвоевременную регистрацию НН/РК. Однако, чтобы попасть под нее, НН/РК, по разъяснениям налоговиков, должны быть датированы периодом с 16.02.2020 г. по 15.05.2020 г. (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2020, № 29, с. 5). Впрочем, как применить эту амнистию к уменьшающим РК, не совсем понятно (отталкиваться, видимо, нужно от срока получения этого РК, но здесь нужно ждать разъяснений налоговиков, не исключено, что они будут привязываться к дате выписки, аргументируя тем, что им не известна дата получения РК покупателем).

РК к заблокированной ошибочной НН

Ну и последняя информация — РК к заблокированной ошибочной НН. Строго говоря, тут РК вообще составлять не нужно. Само собой, эта НН в декларации не отражается. Однако иногда суды требуют, чтобы плательщик предоставил доказательства того, что он принимал меры по «отзыву» этой ошибочной НН. Один из вариантов, на который иногда идут плательщики, — составление уменьшающего РК. Разумеется, его никто не зарегистрирует. И, конечно, в декларации он тоже не отражается. Однако по этому пути лучше не идти (мало ли на какие фокусы способна система).

Сами же налоговики говорят о другом варианте решить эту проблему — подать просто письменные пояснения об ошибочном характере НН, да и то как право, а не обязанность.

выводы

  • Расчет корректировки в отличие от налоговой накладной имеет свою специфику в плане применения отсекающих критериев блокировки.
  • Уменьшающий РК и РК, составленный на неплательщика, могут быть заблокированы.
  • Критерии рисковости операции имеют целых три пункта, относящиеся именно к блокировке РК.
  • Пока не будет разблокирована НН, РК к ней не зарегистрируют. А это может повлечь применение штрафа.

Информация об отделе налоговой:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Белгороду

Начальник отдела: Воронин Сергей Петрович

бесплатный номер: 8-800-222-2222

Код ИФНС — 3123

ИНН — 3123021768

КПП — 312301001

Почтовый индекс — 308007

Режим работы:

  • Пн. — Чт. 9.00-18:00
  • Пт. 9.00-16:45

Личный кабинет налогоплательщика

Всю информацию можно получить только в вашем личном кабинете. Именно там можно узнать налоговую задолженность, узнать свой ИНН, запросить выписку из ЕГРЮЛ, получить выписку ЕГРИП, узнать налог. Данные услуги предоставляются бесплатно и вам достаточно иметь при себе паспорт. Услуги оказываются как юридическим, так и физическим лицам. Просто перейдите по ссылке ниже:

Работа

В настоящее время, открытых вакансий в налоговой службе города Белгород нет, но вы можете позвонить нам и оставить ваше резюме.

Список отделов:

Юридический отдел

Телефон: +7 (4722) 20-65-08

Кабинет: 710

Отдел работы с налогоплательщиками

Телефон: +7 (4722) 20-66-02

Кабинет: 410

Отдел обработки данных

Телефон: +7 (4722) 20-66-34

Кабинет: 335

Аналитический отдел

Телефон: +7 (4722) 20-65-60

Кабинет: 307

Отдел урегулирования задолженности

Телефон: +7 (4722) 20-65-58

Кабинет: 402

Отдел информационных технологий

Телефон: +7 (4722) 20-65-15

Кабинет: 706

Отдел выездных проверок №1

Телефон: +7 (4722) 20-65-28

Кабинет: 502

Отдел выездных проверок №2

Телефон: +7 (4722) 20-65-07

Кабинет: 504

Отдел выездных проверок №3

Телефон: +7 (4722) 20-65-55

Кабинет: 703

Отдел камеральных проверок №1

Телефон: +7 (4722) 20-66-58

Кабинет: 208

Отдел камеральных проверок №2

Телефон: +7 (4722) 20-66-15

Кабинет: 405

Отдел камеральных проверок №3

Телефон: +7 (4722) 20-66-13

Кабинет: 501

Отдел камеральных проверок №4

Телефон: +7 (4722) 20-66-75

Кабинет: 324

Отдел камеральных проверок №5

Телефон: +7 (4722) 20-66-29, 20-66-48, 20-66-07

Кабинет: 427, 428, 429

Отдел оперативного контроля

Телефон: +7 (4722) 20-65-50

Кабинет: 517

Отдел кадров и безопасности

Телефон: +7 (4722) 20-65-30

Кабинет: 608

Отдел хозяйственного обеспечения

Телефон: +7 (4722) 20-65-22

Кабинет: 218

Финансового обеспечения

Телефон: +7 (4722) 20-65-05

Кабинет: 604

Отдел учета налогоплательщиков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *