Налоги при покупке автомобиля юридическим лицом

Содержание

Можно ли уменьшить УСН при покупке авто

Покупку машины можно списать в расходы, если ООО применяет упрощенную систему налогообложения. Это делается так — делите стоимость авто на 4 квартала и списываете в расходы последним числом каждого квартала. Если машину купили в середине года или в конце, делить нужно на число оставшихся до конца года кварталов.

Пример. Директор ООО «Чили» купил машину со счета ООО в сентябре 2018 года. Машина стоит 1000 000 рублей. Бухгалтер списал в расходы эту сумму двумя частями — 30 сентября 500 тысяч рублей и 31 декабря 500 тысяч рублей.

Можно ли использовать авто в личных целях

Чтобы директор мог пользоваться автомобилем компании, достаточно выписать на него доверенность. По этой доверенности директор может пользоваться машиной в любое время. Но только для целей деятельности компании. Или можно передать автомобиль директору в аренду, но в этом случае придется заплатить НДФЛ — либо с суммы арендной платы, либо с суммы материальной выгоды директора (при безвозмездной аренде).

📌 Реклама

Расходы на бензин, ТО, мойку, ремонт

Для включения в расходы стоимости бензина, ремонта, мойки и других затрат на машину нужно оформлять правильно эти затраты. Для этого составляйте путевые листы, по которым будете учитывать поездки и рассчитывать количество ГСМ. Все расходы на машину должны быть подтверждены чеками, актами, накладными.

Купить машину на ООО в лизинг

Купить машину через ООО в лизинг — это значит заключить договор с лизингодателем. По этому договору лизингодатель покупает авто для ООО и передает ему в пользование. ООО в свою очередь оплачивает лизинговые взносы каждый месяц и имеет право выкупить машину по истечению определенного срока. Стоимость автомобиля будет уменьшена на суммы лизинговых платежей.

Важно! Лизинговые взносы включены в перечень расходов для исчисления налога на прибыль. НДС с лизинговых платежей также можно принимать к вычету.

А вот если применяете УСН, то включить в расходы можно такие платежи только в случае, если они не являются авансовыми.

📌 Реклама

Минусы покупки авто на ООО

Из минусов покупки авто на ООО — машина будет в собственности компании, а не директора. Это значит, что при ее продаже все деньги поступят в кассу организации или на ее расчетный счет. Если бизнес не пойдет, то переоформить авто на директора будет затруднительно. При закрытии ООО и распределении имущества (в том числе при передаче автомобиля учредителю) нужно будет уплатить НДФЛ с его стоимости.

Важно! Если ООО на общей системе налогообложения решит продать машину, нужно будет уплатить НДС даже в том случае, если автомобиль будет продан физическому лицу (например, учредителю).

К тому же, при убыточности компании и долгах перед поставщиками, а также при банкротстве всю собственность компании придется продать или отдать в счет погашения долгов.

Автотранспортное предприятие может располагать значительным количеством автотранспорта, как основного, так и вспомогательного. Автотранспортные средства (автобусы, автомобили легковые и грузовые) относятся к основным средствам, и их бухгалтерский учёт должен вестись в соответствии со следующими документами:

  • Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (ред. от 24.03.2000);
  • Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н (ред. от 18.05.02).

Учёт расходов автотранспортного предприятия, связанных с перевозкой пассажиров, — затраты на горюче-смазочные материалы, на техническое обслуживание и ремонт, на восстановление шин и др. — осуществляется в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н (ред. от 30.03.01). Данные затраты относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Учёт горюче-смазочных материалов

Бухгалтерский учёт горюче-смазочных материалов (бензина, дизельного топлива, керосина, масел различных марок и др.) ведется на основании требований Положения по бухгалтерскому учёту ‘Учёт материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденyого приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н. В соответствии с инструкцией к действующему Плану счетов учёт горюче-смазочных материалов, а также талонов на нефтепродукты осуществляется

на счете 10 «Материалы», субсчет «Топливо». К указанному субсчету могут быть открыты субсчета второго порядка:

  1. «Топливо на складе»;
  2. «Топливо в баках автотранспорта»;
  3. «Топливо по талонам»;
  4. «Газовое топливо».

Предприятие может вести учёт ГСМ с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». По дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражается покупная стоимость, а по кредиту — учётная стоимость нефтепродуктов. Аналитический учёт следует вести по наименованиям ГСМ, партиям и местам их хранения.

Разница между учётной и фактической ценами списывается со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в дебет или в кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». В конце отчётного периода разницы, накопленные на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», списываются на счета учёта затрат. Способ учёта ГСМ предприятие должно отразить в своей учётной политике для целей бухгалтерского учёта.

В настоящее время существует несколько вариантов снабжения транспортных организаций топливом:

1) выдача денежных средств под отчёт материально-ответственному лицу с последующим приобретением бензина на автозаправочных станциях и составлением авансового отчёта;

2) приобретение талонов (смарт-карт) на нефтепродукты и выдача их под отчёт работникам предприятия;

3) снабжение со складов горюче-смазочных материалов;

4) заправка транспортных средств топливом на собственной автозаправочной станции.

При использовании первого варианта водителю выдаются под отчёт денежные средства на покупку горюче-смазочных материалов в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденным решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.93 № 40.

Лица, получившие наличные денежные средства под отчёт, обязаны не позднее трех рабочих дней после дня, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию предприятия отчёт об израсходованных суммах (авансовый отчёт) и произвести окончательный расчёт по ним по форме № АО-1 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 01.08.01 № 55). Отчёт составляется подотчётным лицом в одном экземпляре и передается после его утверждения руководителем в бухгалтерию. На оборотной стороне формы подотчётное лицо приводит перечень документов, подтверждающих произведенные расходы и суммы затрат по ним.

Документом, подтверждающим приобретение горюче-смазочных материалов, является кассовый чек автозаправочной станции. Кассовый чек должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование организации-продавца (АЗС);
  • ИНН организации-продавца;
  • номер кассового аппарата;
  • номер и дата выдачи чека;
  • стоимость ГСМ с учётом НДС и налога с продаж.

Как правило, в кассовых чеках указывается еще и марка ГСМ, оплаченное количество и стоимость литра. В случае отсутствия такой информации водитель должен вместе с кассовым чеком получить на АЗС документ, подтверждающий количество оплаченного топлива и цену единицы (литра).

В бухгалтерии проверяются целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, правильность их оформления и подсчета сумм, а также суммы расходов, принятые к учёту и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчётным лицом в кассу предприятия по приходному кассовому ордеру, перерасход — выдается подотчётному лицу по расходному кассовому ордеру. При этом составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 71 «Расчёты с подотчётными лицами», К-т сч. 50 «Касса»

отражается сумма выданных под отчёт денежных средств;

Д-т сч. 10 «Материалы», субсч. ‘Топливо», К-т сч. 71 «Расчёты с подотчётными лицами»

отражается стоимость горюче-смазочных материалов в соответствии с чеком;

Д-т сч. 50 «Касса»,

К-т сч. 71 «Расчёты с подотчётными лицами»

отражается сумма остатка неиспользованного аванса, возвращенная в кассу предприятия;

Д-т сч. 71 «Расчёты с подотчётными лицами», К-т сч. 50 «Касса»

сумма перерасхода выдается подотчётному лицу.

Сумма НДС, оплаченная при приобретении ГСМ, может приниматься к вычету только при наличии счета-фактуры (п. 1 ст. 169, п. 2 ст. 171 НК РФ). Поскольку водитель, отчитываясь по суммам, выданным под отчёт, предъявляет только кассовые чеки, сумма налога, включенного в стоимость топлива, к вычету не предъявляется.

Для целей налогообложения прибыли расходы на бензин можно классифицировать как материальные расходы, связанные с реализацией услуг (подл. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). Такие расходы уменьшают налогооблагаемую базу налога на прибыль при их экономической оправданности и надлежащей документальной подтвержденное™.

Второй вариант организации снабжения автотранспортного предприятия горюче-смазочными материалами — приобретение специальных талонов на нефтепродукты, которые затем выдаются под отчёт водителям. Стоимость таких талонов отражается на счете 10 «Материалы», субсчет «Топливо». Учёт талонов может вестись на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчётности».

Учёт движения талонов ведется в книге движения талонов. В книге регистрируется поступление талонов и их выдача водителям. Талоны должны храниться вместе с денежными документами в сейфе предприятия.

Суммы НДС, предъявленные организацией-продавцом и уплаченные ей при приобретении ГСМ, подлежат вычету на основании ст. 171, 172 НК РФ при наличии счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую оплату и принятие к учёту приобретенных горюче-смазочных материалов.

При снабжении горюче-смазочными материалами через склад предприятия или собственную АЗС могут возникнуть сложности по оприходованию ГСМ, связанные с разными единицами измерения и выдачи материально-ответственным лицам.

Нередко в поступивших от поставщиков первичных документах стоимость ГСМ указывается за тонну, а при выдаче через АЗС или со склада стоимость нефтепродуктов отражается в литрах. Пересчет из одних единиц в другие производится делением массы ГСМ на их плотность. Сведения о плотности нефтепродуктов указываются в товаросопроводительных документах, спецификациях на нефтепродукты, предоставляемых производителем (продавцом) в соответствии с установленными ГОСТами или техническими условиями. При плотности, например, нефтепродукта 0,826 г/см3 в 1 т, данного продукта содержится 1211 л.

Контроль расходования топлива ведется по путевым листам. Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту работы строительных машин и механизмов, работ на автомобильном транспорте» установлены формы путевых листов:

путевой лист легкового автомобиля (ф. № 3);

путевой лист грузового автомобиля (ф. № 4с — сдельная, 4п — повременная);

путевой лист автобуса (ф. № 6). Путевой лист является основным первичным документом работы автотранспортного средства и начисления заработной платы водителя предприятия.

Для контроля за движением путевых листов, выданных водителям, и сдачей обработанных путевых листов в бухгалтерию применяется журнал учёта путевых листов (ф. № 8).

Выдача бензина водителям отражается в ежедневной раздаточной ведомости по видам топлива в разрезе каждого раздатчика (по машинам), которая является основанием для составления ведомости расхода топлива по каждому автобусу за отчётный период. Ведомость расхода топлива по транспортному средству может быть самостоятельно разработана автотранспортным предприятием. Данный документ должен содержать следующие показатели: дату; табельный номер; маршрут; показания спидометра (на начало и конец смены); пробег (по норме и фактический); получено бензина; залив в бак; расход бензина (по норме, фактически, отклонения); график; время; номер путевого листа.

На основании первичных документов, подтверждающих пробег автотранспортных средств, стоимость израсходованных горюче-смазочных материалов списывается на расходы предприятия.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает ограничений по суммам, которые предприятие может затратить на горюче-смазочные материалы. Однако в ст. 252 НК РФ содержится указание на то, что расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, должны быть экономически оправданными. Нормы списания горюче-смазочных материалов утверждает руководитель предприятия (отдельно для каждой марки и модификации автомобилей).

Списание ГСМ в производство может производиться также на основании данных о фактически выработанном топливе. При использовании этого метода остатки топлива в баках автотранспортных средств необходимо ежемесячно инвентаризировать и подтверждать актом. Данный метод неудобен для применения на крупных автопредприятиях, обладающих большим количеством автомобилей.

При определении размера материальных расходов при списании горюче-смазочных материалов в соответствии с принятой учётной политикой может применяться один из следующих методов оценки:

  1. по себестоимости единицы запасов;
  2. по средней себестоимости;
  3. по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  4. по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО) — не рекомендуется.

Пример. Автобусный парк ежегодно производит расчёт маршрутных норм расхода автомобильного топлива для линейных автобусов на летний и зимний периоды. Расчёт ведется в разрезе номеров маршрутов, конкретных автобусов, исходя из суточного пробега автобусов на маршруте, длины маршрута, количества остановок. В дальнейшем эти данные позволяют утвердить среднюю дифференцированную норму топлива (отдельно по городу, по пригороду и в целом по предприятию).

. Производятся бухгалтерские записи:

Д-т сч. 10 «Материалы», субсч. ‘Топливо», К-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

на сумму принятых к учёту материальных ценностей;

Д-т сч. 20 «Основное производство», К-т сч. 10 «Материалы», субсч. ‘Топливо»

отражается стоимость топлива, израсходованного линейным транспортом;

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы», К-т сч. 10 «Материалы», субсч. ‘Топливо»

отражено списание стоимости топлива, израсходованного легковым транспортом;

Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы», К-т сч. 10 «Материалы», субсч. ‘Топливо»

отражено списание стоимости топлива, израсходованного грузовым транспортом (специальным транспортом).

Учёт автомобильных шин

Автошины, поступающие вместе с новым автомобилем, (на колесах автомобиля и один запасной комплект) включаются в его первоначальную стоимость.

Учёт новых шин, поступающих от поставщиков, а также шин, снятых со списанного автотранспорта, но пригодных к дальнейшей эксплуатации без ремонта, ведется на счете 10 «Материалы», на отдельном субсчете.

Запасные части к автотранспорту учитывают по группам и маркам машин, для которых они предназначены. В местах хранения ведут их количественный учёт по наименованиям и номенклатурным номерам (с указанием цены приобретения). Срок эксплуатации автошин устанавливает руководитель организации.

Новые и бывшие в употреблении автомобильные шины учитывают раздельно в следующей оценке:

новые — по фактической стоимости (по фактическим затратам на приобретение) в соответствии с п. 6 ПБУ 5/01;

бывшие в употреблении и подлежащие ремонту — по цене возможного использования;

бывшие в употреблении и не подлежащие ремонту — по текущей рыночной стоимости;

отремонтированные — по стоимости, установленной для шин, бывших в употреблении, увеличенной на сумму затрат на восстановление.

Сумму НДС, уплаченную поставщикам автомобильных шин, организация имеет право принять к вычету на основании ст. 171, 172 НК РФ при наличии счета-фактуры и документов, подтверждающих фактическую уплату суммы налога поставщику. Автомобильные шины, переданные со склада в службу технической эксплуатации, отражаются на отдельном субсчете «Автомобильная резина в обороте», открываемом к счету 10 «Материалы».

Замена изношенных шин является заменой изношенных частей объекта основных средств и относится к текущему ремонту. Стоимость шин, установленных на колеса транспортных средств, отражается по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 10 «Материалы».

Автомобильные шины, снятые с транспортных средств в связи с непригодностью, но подлежащие восстановлению, отражаются в учёте обособленно. Затраты, понесенные предприятием при ремонте и восстановлении шин, отражаются на счете 23 «Вспомогательные производства».

Старые шины, не пригодные к восстановлению, принимаются к учёту как утильсырье. Производится запись:

Д-т сч. 10 «Материалы», субсч. «Прочие материалы», К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Прочие доходы»

отражена стоимость утильсырья, принятого к учёту.

Если старые автошины, не подлежащие восстановлению, передаются предприятиям вторичной переработки, в учёте отражается их реализация по договорной стоимости.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА АВТОМОБИЛЯ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

В настоящее время подавляющее большинство фирм и компаний используют в своей деятельности автотранспортные средства, которые арендуются у других фирм или физических лиц, а также приобретаются в собственность. При этом из ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) следует, что автотранспортные средства являются объектами гражданских прав и, если они не изъяты из оборота или не ограничены в нем, то в соответствии со ст. 129 ГК РФ могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом.

Автотранспортные средства относятся к движимым вещам, что следует из ст. 130 ГК РФ. Регистрации прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Однако для автотранспортных средств — требуется.

Правительство Российской Федерации приняло постановление от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», а приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Автомобили, если они не предназначены для перепродажи, и в бухгалтерском, и в налоговом учете регистрируются в качестве объектов основных средств, поскольку удовлетворяют всем условиям, которые должны выполняться для принятия активов в состав основных средств. В целях организации бухгалтерского учета автомобилей следует руководствоваться, в частности:

• Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н;

•Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания);

•нормами Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Согласно п. 5 ПБУ 6/01 транспортные средства относятся к основным средствам, в составе которых учитываются также капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.

Автомобили, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату другой организации во временное владение, пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности.

Все без исключения хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, что установлено ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ).

Организации самостоятельно разрабатывают внутренние положения, инструкции и иные организационно-распорядительные документы, необходимые для организации учета автомобилей и контроля за их использованием (п. 5 Методических указаний). В качестве первичных учетных документов могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» (п. 7 Методических указаний). Названным постановлением утверждены следующие формы по учету основных средств, которые следует применять для учета автомобилей:

•№ ОС-1 — акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);

•№ ОС-1б — акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений);

•№ ОС-2 — накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств;

•№ ОС-3 — акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств;

•№ ОС-4а — акт о списании автотранспортных средств;

•№ ОС-6 — инвентарная карточка учета объекта основных средств;

•№ ОС-6б — инвентарная книга учета объектов основных средств.

Первичные учетные документы должны быть надлежащим образом оформлены с заполнением всех необходимых реквизитов и иметь соответствующие подписи. Они могут составляться как на бумажных, так и на машинных носителях информации.

Обращаем внимание на то, что Закон № 129-ФЗ, п. 2 которого установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утрачивает силу с 31.12.2012.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), который не содержит условия об обязательном применении унифицированных форм первичных учетных документов, вступит в силу с 01.01.2013. Статьей 9 Закона № 402-ФЗ установлено, что формы первичных учетных документов должен утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а также определен перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать такой первичный документ.

Иными словами, организация может разработать свои собственные документы, которые будут отражать операции по движению основных средств в организации, и эти документы могут не совпадать с формами, которые используются сейчас.

Между тем запрета на применение привычных всем унифицированных форм законодательство не содержит, поэтому во избежание трудоемкой работы по разработке собственных первичных документов, организации и иные субъекты хозяйственной деятельности, которые с 01.01.2013 обязаны вести бухгалтерский учет, могут применять имеющиеся унифицированные формы, закрепив их использование в приказе по учетной политике.

Унифицированные формы. Автомобиль может быть приобретен организацией как у другой организации, использовавшей этот автомобиль ранее, так и в торговой сети. В этой связи несколько слов следует сказать о заполнении формы № ОС-1. В письме Федеральной службы государственной статистики от 31.03.2005 № 01-02-09/205 «О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации № ОС-1 и ОС-4а, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7», даны следующие разъяснения. В унифицированной форме первичной учетной документации № ОС-1 реквизит с грифом «Утверждаю» заполняется обеими организациями (получателем и сдатчиком) при передаче объекта основных средств с баланса на баланс в целях включения объектов в состав основных средств или их выбытия из состава основных средств (операция приема-передачи объектов). В случае приобретения объекта у организации-продавца через сеть оптовой или розничной торговли для использования его покупателем в качестве основного средства форму № ОС-1 заполняет только организация-получатель (покупатель). При этом реквизиты организации-сдатчика (продавца), т. е. левый блок с грифом «Утверждаю» (в том числе «Подпись руководителя», «М. П. » и «Дата»), не заполняются, поскольку продаваемый объект не числится у продавца в составе основных средств, а является товаром (здесь нет бухгалтерской операции приема-передачи, есть только договор купли-продажи).

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный объект, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы (п. 6 ПБУ 6/01). Например, подвижной состав автомобильного транспорта (автомобили всех марок и типов, автомобили-тягачи, трейлеры, прицепы, полуприцепы всех видов и назначений, мотоциклы и мотороллеры), при этом в инвентарный объект по указанной группе включаются все относящиеся к нему приспособления и принадлежности. В стоимость автомобиля включается стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также стоимость комплекта инструментов (п. 10 Методических указаний).

Каждому автомобилю при принятии его к бухгалтерскому учету должен быть присвоен соответствующий инвентарный номер, сохраняемый за объектом на весь период его нахождения в данной организации (п. 11 Методических указаний).

Учет автомобилей по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств (форма № ОС-6), причем карточка открывается на каждый инвентарный объект. Организация, имеющая небольшое количество основных средств, может осуществлять их учет в инвентарной книге (форма № ОС-6б) с указанием необходимых сведений об объектах по их видам и местам нахождения (п. 12 Методических указаний).

Автомобили учитываются в качестве объектов основных средств, поскольку удовлетворяют всем необходимым условиям. Всего таких условий четыре и перечень их включен в п. 4 ПБУ 6/01:

•использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

•использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;

•организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта;

•объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Стоимостного критерия отнесения объекта к основным средствам не установлено, однако п. 5 ПБУ 6/01 определено, что активы, в отношении которых выполняются все четыре условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01, со стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Но, как показывает практика, стоимость автомобиля, даже бывшего в эксплуатации, в большинстве случаев превышает установленный предел.

Принимая автомобиль к учету, следует определить срок его полезного использования, т. е. период времени, в течение которого имущество способно приносить экономические выгоды (доход).

Определение срока полезного использования на основании п. 20 ПБУ 6/01 производится исходя:

•из ожидаемого срока использования автомобиля в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

•из ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

•из нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например срок аренды).

Чаще всего при установлении срока полезного использования автомобилей в целях бухгалтерского учета используют нормы, содержащиеся в постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее — постановление № 1). Несмотря на то, что этот документ предназначен для налогового учета, п. 1 определено, что он может применяться в целях бухгалтерского учета.

Для правильной классификации объектов основных средств помимо постановления № 1 можно применять Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.

Под основными средствами в целях налогообложения понимается часть имущества первоначальной стоимостью более 40 000 руб., используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признается, в частности, имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используемое им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 мес. и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Таким образом, автотранспортные средства, удовлетворяющие перечисленным условиям, в целях налогообложения прибыли будут являться основными средствами, подлежащими амортизации.

Демонстрационные автомобили, используемые по программе «тест-драйв» и «подменный авто», относятся к амортизируемому имуществу в соот-

ветствии с положениями ст. 258 НК РФ. Об этом сказано в письме Минфина России от 24.04.2007 № 07-05-06/105.

Правила оценки основных средств установлены разд. 2 ПБУ 6/01, согласно п. 7 которого автомобили принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. В случае приобретения автомобиля за плату его первоначальная стоимость определяется как сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость (НДС) и иных возмещаемых налогов (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактические затраты на приобретение автомобиля за плату определяются в соответствии с п. 8 ПБУ 6/01.

Стоимость автомобиля, принятая к бухгалтерскому учету, изменению не подлежит, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01, а также иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, что следует из п. 14 ПБУ 6/01.

В целях исчисления налога на прибыль организаций первоначальная стоимость автомобиля в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором он пригоден для использования. В первоначальную стоимость не включаются суммы НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ. Указанный порядок формирования первоначальной стоимости распространяется как на новые основные средства, так и на бывшие в употреблении, на что указано в письме Минфина России от 18.03.2011 № 03-03-06-1/44.

Первоначальной стоимостью основных средств, являющихся предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на их приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования. Исключение составляют суммы налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

Как отмечено в письме Минфина России от 22.04.2008 № 03-03-06/1/286, таможенные пошлины, уплачиваемые при ввозе на территорию Российской Федерации предмета лизинга, являются расходами, непосредственно связанными с приобретением лизингодателем указанного имущества. Таким образом, расходы лизингодателя по уплате таможенных пошлин при ввозе предмета лизинга

на территорию Российской Федерации для целей налогообложения прибыли подлежат включению в первоначальную стоимость предмета лизинга.

Если по условиям договора лизинга транспортное средство, приобретенное в лизинг, учитывается на балансе лизингополучателя и последний несет расходы на доставку транспортного средства, то такие расходы в первоначальную стоимость предмета лизинга не включаются, о чем сказано в письме Минфина России от 03.02.2012 № 03-03-06/1/64. Указанные расходы включаются лизингополучателем в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии соблюдения критериев, установленных ст. 252 НК РФ.

Будет ли изменяться первоначальная стоимость предмета лизинга, если сумма лизинговых платежей в течение действия договора лизинга будет пересмотрена лизингодателем в сторону увеличения, при условии, что предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя? Ответ на этот вопрос дан в письме Минфина России от 04.02.2011 № 03-03-06/1/62. Специалисты Минфина России напомнили о том, что п. 2 ст. 257 НК РФ установлено, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. Таким образом, увеличение размера лизинговых платежей по договору лизинга не увеличивает первоначальной стоимости имущества, являющегося предметом лизинга.

Начисление амортизации. Стоимость автомобилей согласно п. 17 ПБУ 6/01 погашается посредством начисления амортизации.

Начисление амортизации по автомобилям, сданным в аренду, производится арендодателем. Если автомобиль входит в состав имущественного комплекса, переданного в аренду по договору аренды предприятия, амортизация по ним начисляется как по иным объектам, находящимся у организации на праве собственности.

Если автомобиль является предметом договора финансовой аренды (лизинга), то амортизация по нему начисляется либо лизингодателем, либо лизингополучателем в зависимости от условий договора (п. 50 Методических указаний).

Начинать начисление амортизации в соответствии с п. 21 ПБУ 6/01 следует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия автомобиля к бухгалтерскому учету и производить до полного

погашения его стоимости либо списания его с бухгалтерского учета. Например, если автомобиль принят к учету в феврале, то начисление амортизации по нему следует начинать в марте.

Прекращать начисление амортизации следует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости автомобиля либо его списания с бухгалтерского учета (п. 22 ПБУ 6/01), т. е., если стоимость автомобиля погашена в феврале, с 1 марта амортизация по нему уже не начисляется.

Начисление амортизации в течение срока полезного использования автомобиля не приостанавливается, за исключением случаев, когда автомобиль по решению руководителя организации переведен на консервацию на срок более 3 мес., а также на период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 мес. (п. 23 ПБУ 6/01).

Начисление амортизации производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому оно относится (п. 24 ПБУ 6/01)

Амортизация начисляется одним из способов, предусмотренных п. 18 ПБУ 6/01, п. 53 Методических указаний:

•линейным способом;

•способом уменьшаемого остатка;

•способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

•способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Выбранный способ начисления амортизации

по группе однородных объектов основных средств должен применяться в течение всего срока использования объектов, входящих в эту группу. Независимо от выбранного способа ежемесячно начисляется амортизация в размере 1/12 годовой суммы.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено два метода начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества: линейный и нелинейный. Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно и применяется ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения.

С начала очередного налогового периода допускается изменение выбранного метода начисления амортизации. При этом с нелинейного метода на линейный можно перейти не чаще одного раза в 5 лет, что установлено п. 1 ст. 259 НК РФ.

Начисление амортизации в соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ начинается с 1-го числа месяца, сле-

дующего за месяцем, в котором основное средство было введено в эксплуатацию.

При линейном методе сумма амортизации определяется ежемесячно отдельно по каждому объекту основных средств, что определено п. 2 ст. 259 НК РФ. Порядок расчета сумм амортизации при линейном методе установлен ст. 259.1 НК РФ. Порядок расчета сумм амортизации при применении нелинейного метода начисления амортизации установлен ст. 259.2 НК РФ.

Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 (п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Этот коэффициент применяется в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности только при начислении амортизации в отношении указанных объектов.

В отношении собственных амортизируемых основных средств вправе применять специальный коэффициент не выше 2 следующие налогоплательщики:

•сельскохозяйственные организации промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты);

•организации, имеющие статус резидента про-мышленно-производственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны. Специальный коэффициент, но не выше трех,

налогоплательщики согласно подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ вправе применять в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (лизинга). Причем этот коэффициент применяется теми налогоплательщиками, у которых основные средства учитываются в соответствии с условиями договора лизинга только в отношении основных средств, относящихся к четвертой — десятой амортизационным группам, т. е. в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 5 лет. Специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой — третьей амортизационным группам.

В письме Минфина России от 19.01.2009 №№ 0303-06/1/19 уточнено, что коэффициент ускоренной амортизации в отношении основных средств, являющихся предметом договора лизинга, применяется при любом способе начисления амортизации.

Норма амортизации по лизинговому имуществу включает в себя основную норму амортизации, а

также специальный коэффициент, установленный налогоплательщиком в учетной политике на основании подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ.

Согласно абз. 2 п. 13 ст. 258 НК РФ применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов.

Поскольку ст. 258 НК РФ не установлено иное, п. 13 ст. 258 НК РФ распространяется на порядок определения срока полезного использования при применении как линейного, так и нелинейного метода начисления амортизации, за исключением положений, которыми предусмотрены особенности налогообложения при применении нелинейного метода амортизации. В связи с этим на основании п. 13 ст. 258 НК РФ применение к нормам амортизации повышающих (понижающих) коэффициентов при линейном методе начисления амортизации влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. Указанное изменение срока полезного использования осуществляется в налоговом учете налогоплательщика при наличии обстоятельств, установленных ст. 259.3 НК РФ, о чем сказано в письме Минфина России от 06.04.2012 № 03-03-06/1/189.

Как сказано в письме Минфина России от 11.02.2011 года № 03-03-06/1/93, если налогоплательщик решает использовать право, предоставленное ему подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ, и применять при амортизации предмета лизинга специальный коэффициент не более 3, указанный коэффициент должен быть установлен на дату ввода предмета лизинга в эксплуатацию. При этом возможности изменения размера данного коэффициента в течение срока амортизации лизингового имущества НК РФ не предусмотрено.

Специальный коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации налогоплательщики вправе применять в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, что установлено подп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» под научно-технической деятельностью понимается деятельность, направленная по получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных

проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

В целях налогообложения прибыли ст. 262 НК РФ определяется понятие научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских разработок, под которыми понимаются разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг).

По мнению Минфина России, содержащемуся в письме от 28.08.2009 № 03-03-06/1/554, научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские разработки, указанные в ст. 262 НК РФ, являются научно-технической деятельностью. Таким образом, специальный коэффициент не более 3 может применяться к амортизируемым основным средствам, которые используются только для осуществления научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских разработок, понятие которых дано в ст. 262 НК РФ.

Для применения коэффициента налогоплательщики должны обеспечить раздельный учет сумм начисленной амортизации путем налогового учета амортизации либо пообъектно, либо по отдельным подгруппам.

Пункт 4 ст. 259.3 НК РФ допускает начисление амортизации по нормам, ниже установленных гл. 25 НК РФ по решению руководителя организации-налогоплательщика, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения в порядке, установленном для выбора применяемого метода начисления амортизации.

Затраты на ремонт основных средств в соответствии с п. 27 ПБУ 6/01 отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.

Согласно п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, расходы на приобретение запчастей, комплектующих, расходы на содержание и эксплуатацию автомобилей, поддержание их в исправном состоянии относятся к расходам по обычным видам деятельности.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете организации независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода, и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (пп. 17—18 ПБУ 10/99).

В целях налогообложения прибыли расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии согласно подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией, которые, в свою очередь, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

Согласно п. 1 ст. 260 НК РФ, расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются в целях налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. В отличие от бухгалтерского учета в налоговом учете налогоплательщики могут создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств, руководствуясь п. 3 ст. 260 НК РФ. Порядок создания резерва под предстоящие ремонты основных средств определен ст. 324 НК РФ.

Выбытие автомобилей согласно п. 29 ПБУ 6/01 и п. 76 Методических указаний, в частности, имеет место в случаях:

•продажи:

•прекращения использования вследствие морального или физического износа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;

•передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал (фонд) другой организации, паевой фонд;

•передачи по договору мены, дарения;

•внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности;

•выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации;

•в иных случаях.

Во всех перечисленных случаях выбывающий объект основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета организации.

Если автомобиль списывается с бухгалтерского учета в результате продажи, выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре купли-продажи (п. 30 ПБУ 6/01).

Доходы и расходы от списания автомобиля с бухгалтерского учета отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве

прочих доходов и расходов, что определено п. 31 ПБУ 6/01, п. 86 Методических указаний.

При продаже автомобиля на сумму реализации необходимо начислить НДС, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС.

Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом установлены ст. 323 НК РФ, согласно которой налогоплательщик определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту.

Если выручка от реализации превышает остаточную стоимость имущества и расходы по реализации, то полученная прибыль включается в состав налоговой базы в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества.

Если же остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превысит выручку от реализации, разница между этими величинами будет убытком налогоплательщика, который в соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ учитывается в целях налогообложения прибыли в особом порядке. Убыток от реализации амортизируемого имущества включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, который определяется как разница между сроком полезного использования имущества и сроком его фактической эксплуатации до момента реализации.

В отношении автомобиля при начислении амортизации мог применяться понижающий коэффициент. Пунктом 13 ст. 258 НК РФ установлено, что применение к нормам амортизации повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. В письме Минфина России от 23.11.2011 № 03-03-06/1/180 сказано, что убыток, полученный в связи с тем, что остаточная стоимость реализуемого имущества превышает доход от его реализации, включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества, рассчитанного с учетом коэффициента, и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Хотим обратить внимание читателей на то, что в соответствии с п. 5.1 ст. 154 НК РФ при реализации автомобилей, приобретенных ранее у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для

ВСЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

перепродажи, налоговая база по НДС определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения автомобиля.

Эта особенность будет касаться в основном автосалонов, которые приобретают подержанные автомобили у физических лиц с целью из дальнейшей продажи. Но определять налоговую базу по НДС таким образом сможет и фирма, приобретшая у физического лица, не являющегося налогоплательщиком НДС, автомобиль с целью его использования в своей деятельности, но по каким-то причинам не начавшая его эксплуатировать, а решившая этот автомобиль продать.

Для расчета НДС применяется расчетная ставка 18/118, что установлено п. 4 ст. 164 НК РФ.

Говоря о приобретении автомобиля у физического лица, нельзя не рассмотреть вопроса о том, является ли в данном случае организация, выплачивающая доход физическому лицу, налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц?

Пунктом 2 ст. 226 НК РФ определено, что исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 214.3—214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ при получении физическими лицами доходов от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, исчисление и уплату налога указанные лица производят самостоятельно, исходя из сумм полученных доходов.

Между тем п. 17.1 ст. 217 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика 3 года

и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика 3 года и более. Освобождаются от налогообложения доходы, полученные физическими лицами от реализации легковых автомобилей, при условии, что до снятия с регистрационного учета легковые автомобили были в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы на указанных физических лиц в течение 3 лет и более.

При этом представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговые органы не требуется, что подтверждает и письмо УФНС России по г. Москве от 13.07.2010 № 2014/4/073794, в котором сказано, что доход, полученный физическим лицом от продажи автомобиля, находившегося в собственности более 3 лет, декларированию не подлежит.

Список литературы

1.Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2011).

2.Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств: приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н (в ред. от 27.11.2006).

3.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 29.06.2012).

4.О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 28.11.2011).

5.О государственной регистрации автомото-транспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 (в ред. от 20.08.2009).

6.Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н (в ред. от 24.12.2010) .

7.Правила регистрации автомототранспорт-ных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 24.11.2008 № 1001 (в ред. 20.01.2011) .

Налог на прибыль при продаже автомобиля юридическим лицом

Организация купила автомобиль какие налоги платить?

  • Вы купили автомобиль в 2019 г. за 700 тыс. руб.
  • Вы продали автомобиль в 2019 г. за 800 тыс.
  • Предпродажная подготовка обошлась вам в 100 тыс. руб. или более (о чем у вас есть квитанции от СТО, которые прилагаются к декларации).
  • В результате расходы равны сумме продажи и выгода (объективная прибыль) у вас опять отсутствует, поэтому налог уплачивать не требуется – нужно лишь подать налоговый отчет в виде декларации и прилагаемых документов.

Также не облагается налогом факт дарения автомобиля между родственниками. В том случае, если даритель – юридическое лицо, то договор дарения (даже безвозмездный и безвозвратный) облагается налогом. Ставка составляет 13% и плательщиком в этом случае является получатель автомобиля ( то есть лицо, которому подарили автомобиль).

Продажа автомобиля юридическим лицом по низкой цене

Но тогда возникает вопрос: зачем невзаимозависимым лицам продавать ценные активы по низким ценам? Ведь на то и нужна «взаимозависимость», чтобы договариваться о более выгодных условиях сделок между «своими да нашими».

Каков же итог? Доначисление налогов зависит от того, смогут ли налоговики доказать взаимозависимость участников сделки и использование ими не рыночных цен. Если нет, то доходы (прибыль), получаемые лицами, зависимость которых не доказана, признаются рыночными.

Об этом, кстати, говорят и сами чиновники.

Налог при продаже автомобиля: советы юриста

Но можно пойти также по иному способу снижения налоговой ставки. 220 статья НК предусматривает замену получения вычетов на имущество на уменьшение общей суммы налогов со всех облагаемых доходов. Таким образом, налог с продажи вы будете оплачивать намного меньший по сравнению с первым вариантом, но имущественных вычетов не получите.

Какие налоги платит юрлицо при продаже автомобиля

Еще один нюанс, характеризующий общую систему налогообложения: с полученной выручки фирма на ОСН должна уплачивать НДС (в общем случае его ставка составляет 18%).

Данный налог можно включить в стоимость автомобиля (что может оказаться непривлекательным для его покупателя) или же принять к вычету как «исходящий» НДС (при условии, что у предприятия есть не принятые к вычету суммы «входящего» НДС по каким-либо покупкам в соответствующем отчетном периоде).

Налог с продажи автомобиля: порядок расчета и уплаты

Продажа автомобиля, не исключение. Факт реализации рассматривается как получение дохода, и соответственно облагается подоходным налогом.

Размер налоговой ставки может варьироваться в зависимости от дохода и способа его получения.

Базовая ставка налога на сдачу в аренду или продажу личного автомобиля составляет 13% от вырученной суммы.

Особенности транспортного налога при продаже автомобиля

Кроме того, с 2019 года одним из критериев, учитываемых при расчете налога на транспорт, стала его средняя стоимость. Если автомобиль оценивается более чем в 3 000 000 руб.

, придется применять повышающий коэффициент при расчете, поскольку машина начинает считаться предметом роскоши.

В этом случае алгоритм расчета претерпит некоторые изменения и примет следующий вид:

Продажа транспортного средства организацией

Действующее законодательство предусматривает возможность реализации автомобиля без участия владельцев бизнеса или администрации предприятий. Нотариального заверения доверенности не требуется, главное это соблюсти минимальные требования к оформлению.

В документе должны быть четко прописаны реквизиты доверителя и исполнителя, а также перечень действий, которые может выполнять представитель организации. Списку полномочий следует уделить особое внимание во избежание недоразумений или наступления неблагоприятных событий.

Практика оформления доверенностей на продажу транспортных средств юридическим лицом обычно подразумевает ограничение срока действия (обычно на период сопровождения сделки и проведения регистрационных действий).

Доверенность в обязательном порядке заверяется руководителем организации, ее выдавшей, печатью.

Рекомендуем прочесть: Госпошлина смена водительских прав

В организации (общая система налогообложения) автомобиль был учтен в составе основных средств и продан физическому лицу за наличный расчет

При применении метода начисления для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товара, определяемая в соответствии с п. 1 ст.

39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в его оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Следовательно, доход от реализации должен быть признан в налоговом учете организации-продавца на дату перехода права собственности на автомобиль к физическому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Налог с продажи автомобиля в 2019-2019 году: как и сколько платить

Не так страшен Налоговый Кодекс, как его малюют. Просто немногие участники сделок купли-продажи знают о своих правах, положенных им по закону, а налоговики не торопятся им подсказать, как сэкономить на выплатах своих «кровных» при продаже собственного автомобиля.

Покупка машины и налоговая отчётность: что должен государству покупатель

Организация купила автомобиль какие налоги платить?

Многие перед совершением крупной сделки по приобретению автомобиля задаются вопросом: какие налоги при покупке машины придётся платить, когда и в каком виде нужно будет отчитываться перед государством? Вопрос серьёзный, так как и продавца, и покупателя касается налоговое законодательство, и о новых обязанностях лучше узнать заранее. Какой налог на покупку машины существует, и кто должен расплачиваться перед государством за совершённую сделку?

Что должен государству покупатель?

Формально налог при покупке машины в нашей стране отсутствует, поэтому новый владелец никак не расплачивается за своё приобретение. Однако с момента перехода автомобиля в собственность, покупатель обязан выплачивать транспортный налог. Этот вид сборов зависит от мощности автомобиля и региона, в котором машина зарегистрирована.

Хотя налог за покупку машины сам по себе не существует, до ноября следующего за покупкой года новому владельцу необходимо уплатить транспортный налог. Извещение о размерах налога физические лица и предприниматели получают по почте раз в год. Организации выплачивают транспортный налог поквартально.

Данный сбор направляется в местные бюджеты, и полученные средства должны идти на ремонт дорог, нанесение разметки, установку светофоров и дорожных знаков и т. д.

То есть водители оплачивают собственные удобства, хотя качество выполнения этих работ может быть разным.

В некоторых регионах от уплаты налога освобождены владельцы авто, мощность двигателя которых не превышает 100 л. с.

Важно учесть, что транспортные налоги при покупке машины новый хозяин авто платит только за срок реального владения имуществом.

К примеру, если сделка была совершена в июне, то за первые месяцы года налог будет выплачивать продавец.

Покупка машины налоги уплачивать требует только в следующем году, к этому времени новый владелец сможет узнать все свои новые права и обязанности.

Что должен платить продавец?

Налог на покупку машины не взимается, а вот продавца требования государства могут коснуться. Размер такого налога составляет 13% от стоимости сделки, поэтому при продаже дорогих автомобилей получается довольно крупная сумма. Однако в России транспортный налог выплачивается далеко не во всех случаях. Когда этого делать не нужно?

  • Если автомобиль был куплен более трёх лет назад. Налог на продажу автомобилей в большей степени ориентирован на тех, кто зарабатывает на жизнь такими сделками, то есть на перекупщиков, а не на рядовых водителей. Сохраните все документы о покупке, и впоследствии вы сможете освободиться от дополнительного налогового бремени.
  • Если стоимость авто составила менее 250 000 рублей. Россия – социальное государство, поэтому граждане имеют право на налоговый вычет.

Так называют уменьшение налогооблагаемой суммы, в этом случае она и будет равна 250 000 рублей. Раз сделка меньше этой суммы, то после вычета облагать налогом будет нечего. Это большой плюс для тех, кто продаёт и без того недорогой автомобиль.

  • Если машина продаётся дешевле, чем она была куплена. Эта часть закона также ориентирована на перекупщиков, то есть на тех, кто покупает дёшево, а продаёт дорого. Обычные граждане чаще всего поступают наоборот, и если они могут подтвердить стоимость покупки и размер дохода от продажи, то государству выплачивать ничего не придётся.

На каждый транспорт налоги начисляются отдельно, причём налоговым вычетом можно воспользоваться только раз в году. Его можно разделить на 2 автомобиля, но итоговая сумма вычета всё равно не должна превышать 250 000 р. Кроме того, продавец имеет право вычесть из суммы, полученной за автомобиль расходы, ушедшие на его покупку.

Для одного автомобиля используется или вычет, или расходы. Если вы продаёте два авто или больше, можно использовать и то, и другое.

Примеры расчёта налогов с продажи автомобиля

Покупка машины и налоговая отчётность не связаны, так как в этом случае у покупателя нет доходов, и налог не на что начислять. А вот продавцу придётся использовать все возможности, чтобы максимально снизить налоги.

Рассмотрим пример:

У гражданина Иванова было три автомобиля – старый ВАЗ 2106, 2-летняя «Лада Гранта» и почти новый «Фольксваген Тигуан». Все три авто он продал за один год. Какие налоги ему придётся заплатить?

  • В первом случае продавец владеет машиной более трёх лет, поэтому такая сделка вообще не облагается налогом. Декларацию при этом подавать не надо, налоговые органы данная продажа интересовать не будет. Размер налога – 0 рублей.
  • Вторая продажа подлежит налогообложению, однако в договоре продавец указал, что стоимость авто – 249 000 рублей. В этом случае подаётся декларация и запрос на получение налогового вычета, равного 250 000 р.

249 000 – 250 000 = -1000 рублей. Получилась отрицательная сумма, то есть платить налог нет необходимости. Размер налога — 0 рублей.

  • За третью, самую дорогую, машину пришлось бы заплатить максимальную сумму налога. Однако, в договоре продавец указал стоимость транспорта в 600 000 рублей, а при заполнении налоговой декларации подтвердил чеком из салона, что расходы на его покупку составили 900 000 р. Расходы превышают прибыль от продаж, значит, дохода нет и ничего платить не надо. Размер налога — 0 рублей.

Получается, что владелец продал три автомобиля и в итоге остался не должен государству ни копейки, так как смог подтвердить наличие законных оснований для невыплаты налога. Важно при любых сделках длительное время сохранять все документы.

Если ни один из трёх вариантов использовать нельзя, и сделка будет облагаться налогом, он рассчитывается по формуле: Налог = (прибыль – 250 000 р.) * 13%. К примеру, если машина была продана за 600 000 рублей, то налогом облагается сумма в 350 000, и в итоге придётся заплатить 45 500 рублей.

Таким образом, налог с покупки машины платить не нужно совсем, но и при продаже автомобиля во многих случаях можно либо вовсе не платить, либо существенно уменьшить. Налоговая политика России остаётся достаточно либеральной, и данные виды сборов не являются особенно обременительными для автовладельцев.

Публикации по темам: как выгодно взять автокредит, какой автомобиль выбрать в кредит — новый или подержанный, условия автокредитования в банках, как досрочно погасить целевой кредит на машину, страхование КАСКО и ОСАГО для кредитного авто.

Редакция сайта «АвтоКредитЭксперт» помогает разобраться в нюансах получения и обслуживания кредита на покупку автомобиля

Общий бал: 10Проало: 1

Налогообложение при покупке автоКакой действует налог при продаже авто?

Налог на новый автомобиль – виды сборов

Организация купила автомобиль какие налоги платить?

Владение собственным автомобилем – это не только свобода передвижения, но и определенная ответственность.

Например, в соответствии с НК РФ, все автовладельцы обязаны уплачивать транспортный налог на новый автомобиль, однако есть и другие виды сборов, о которых важно знать каждому:

  • транспортный налог: уплачивается ежегодно вне зависимости от срока владения транспортным средством;
  • утилизационный сбор: уплачивается разово первым владельцем при приобретении техники в счет обеспечения экологической безопасности;
  • налог на ввоз: актуален, когда машина ввозится с территории другой страны и не имеет российского государственного регистрационного знака;
  • подоходный налог: перечисляется при продаже автомобиля, если срок владения им составляет менее 3 лет;
  • НДС: выплачивается при реализации подержанных автомобилей, приобретенных организациями у физических лиц, а также при продаже новой техники;
  • Госпошлина: оплачивается при приобретении нового автомобиля перед регистрацией в ГИБДД.

Стоит отметить, что при покупке новой или б/у машины налоги и сборы предусмотрены только в исключительных случаях. Многие считают, что, если автомобиль приобретается в салоне – значит, никаких налогов платить не надо.

Теоретически это так, но на практике некоторые дилеры включают НДС в стоимость транспортного средства, в противном случае им приходится платить его из собственного бюджета.

Налог при покупке нового автомобиля

Приобретая новый или б/у автомобиль, придется оплатить госпошлину перед регистрацией в ГИБДД, в противном случае сотрудники будут вынуждены отказать в операции.

Подоходный налог в данном случае не уплачивается, т.к. собственник с покупки транспортного средства не получает никакой выгоды, поэтому его выплачивает только бывший владелец.

Некоторые считают, что при покупке автомобиля можно вернуть 13% НДФЛ, как и в случае с приобретением квартиры, но на самом деле это не так. Законодательно установлен перечень случаев, при которых возврат НДФЛ возможен:

  • строительство жилья;
  • благотворительность;
  • получение образования;
  • лечение.

Отсутствие возможности возврата 13% за автомобиль объясняется тем, что транспорт не является средством первой необходимости.

Все автомобили при продаже на вторичном рынке существенно теряют в цене. Чтобы немного сэкономить, можно воспользоваться налоговым вычетом: благодаря нему удастся вернуть до 250 000 руб., но эта сумма зависит от стоимости транспорта.

Сборы, включаемые в стоимость авто дилерами

Несмотря на то, что все налоги и сборы в данном случае должны оплачивать автодилеры, т.к. именно они получают выгоду от реализации товара, фактически такие платежи обычно включаются в стоимость автомобилей:

  • налог на ввоз транспорта в страну;
  • утилизационный сбор;
  • НДС.

Как правило, переплата в виде налогов для покупателя достигает огромных сумм, исчисляемых из общей стоимости техники. Для примера рассмотрим расчет по такой формуле:

Стартовая цена автомобиля в салоне – НДС 18% – цена таможенного сбора – утилизационный сбор.

Например, автомобиль «Сеат» в базовой комплектации стоит 750 000 руб. Чтобы узнать его стоимость с вычетом всех налогов, нужно сделать следующее:

750 000 – 135 000 (НДС) – 44200 (утилизационный сбор) – 345928 (таможенный сбор) = 224872 руб.

Таким образом, фактическая стоимость транспортных средств может быть в разы ниже, если вычесть из цен все сборы, однако автосалонам это делать невыгодно, т.к. они в данном случае будут терять прибыль.

Налог на ввоз автомобилей в страну

Каждый из видов налогов, включаемых в стоимость новых автомобилей, стоит рассмотреть отдельно, т.к. некоторые из них должны выплачивать не только юридические, но и физические лица.

Например, сборы при ввозе транспорта на территорию РФ, которые складываются из следующих показателей:

  • тип двигателя: за дизельный придется заплатить больше, чем за бензиновый;
  • оценка стоимости техники в соответствии с экспертным заключением (может проводиться в отдельных случаях);
  • утилизационный сбор для экологического контроля, при этом выдается сертификат соответствия;
  • пошлина за таможенное оформление.

Первую часть платежей составляет именно таможенное оформление, а вторую – налоги и сборы. Размер пошлины зависит от цены транспортного средства, и это можно увидеть ниже в таблице:

Стоимость автомобиля (таможенная) Величина пошлины
До 325 000 руб. 54%, но не менее 2,5 Евро за 1 см3
От 350 000 до 650 000 руб. 45%, но минимум 3,5 Евро на 1 см3
От 650 000 до 1625 000 руб. Аналогичный процент, но не менее 5,5 Евро на 1 см3
От 1625 000 до 3250 000 руб. Ставка составляет минимум 7,5 Евро на 1 см3 или 48%
От 3250 000 до 6500 000 руб. 15 Евро на 1 см3 или 48% от таможенной стоимости
Более 6500 000 руб. 48% или 20 Евро на 1 см3

Расчет стоимости таможенных пошлин меняется для автомобилей в «возрасте» от 3 до 5 лет или более 5 лет вне зависимости от страны-производителя.

Существует несколько способов растаможки автомобилей, которые позволяют сэкономить деньги, но являются не совсем законными, а за некоторые из них предусмотрено административное или даже уголовное наказание:

  1. Поагрегатный ввоз: подготавливается СТС и госномера якобы «разбитого» транспорта, но вместо него из-за границы ввозится техника аналогичной марки.
  2. Наследование: автомобиль оформляется на человека в преклонном возрасте, который впоследствии включает данное имущество в завещание. Когда гражданин умирает, транспорт переходит во владение фактического собственника, наследуемое имущество освобождается от пошлин.
  3. Снижение показателей объема двигателя и повышение года выпуска. Для этого в иностранном государстве фабрикуются документы с неверными данными.
  4. Временный ввоз иностранным представительством. Этот вариант подходит только для нерезидентов РФ.
  5. Ввоз автомобиля целевого назначения для граждан с физическими дефектами органами соцопеки. Как правило, такая техника документально оформляется как благотворительная помощь конкретному лицу от иностранного гражданина, при этом получатель обычно стоит на учете в соцопеке.

Налог на добавленную стоимость

НДС – это еще один вид налога, который может быть включен в кассовый чек при покупке машины в автосалоне.

Как правило, в документе он выводится отдельной строкой.

Покупатели не обязаны его уплачивать, а также от него могут быть освобождены некоторые организации:

  • компании, которые в виду своей деятельности и так уплачивают НДС;
  • нерезиденты РФ;
  • органы исполнительной власти и иные государственные или муниципальные организации.

Все предприятия, относящиеся к вышеуказанному кругу, могут вернуть НДС при продаже техники, т.к. их денежные средства и так были ранее потрачены на такие цели. Для возврата денег необходимо обратиться в территориальное отделение УФНС с соответствующим заявлением, ведь в автоматическом порядке вернуть оплаченные сборы в России невозможно.

Рассмотрим на примере:

ООО «Люкс» приобрела автомобиль в марте 2010 года по цене 150 000 руб., также был оплачен НДС в размере 22 000 руб. и впоследствии возвращен из бюджета. Через месяц машина была продана за 118 000 руб., из них НДС – 18 000 руб. Величина амортизации за время эксплуатации – 54 000 руб.

Учетной политикой компании предусмотрено определение выручки для обложения НДС по оплате, поэтому будет списываться изначальная стоимость техники, а также амортизация и остаточная цена.

Утилизационный сбор

Данный вид сборов в России появился только в 2012 году с целью обеспечения экологической безопасности окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия автомобилей при их эксплуатации.

Изначально планировалось, что все деньги, полученные таким образом, будут направляться на улучшение экологии, но сейчас они фактически предназначаются для дальнейшей безопасной утилизации каждой единицы техник, на которую был уплачен данный налог.

Некоторые считают, что утилизационный сбор обязан платить каждый гражданин при покупке автомобиля, но это вовсе не так, т.к. подобные перечисления делаются только в двух случаях:

  1. Если техника ввозится из-за границы. Например, физическое лицо покупает машину в Японии и самостоятельно доставляет ее в Россию. Сбор уплачивается единожды при ввозе.
  2. Если приобретается подержанный автомобиль у лица, освобожденного от уплаты утилизационного сбора или не перечислившего его в установленные сроки.

Таким образом, сборы для утилизации выплачиваются на каждый автомобиль только по одному разу вне зависимости от количества собственников. В большинстве случаев это делается автосалонами при доставке новых машин.

Существует несколько ситуаций, когда граждане или организации могут быть освобождены от уплаты утилизационных сборов:

  1. Если возраст автомобиля превышает 30 лет, при этом он используется в некоммерческих целях, а также сохранены номера его двигателя, рамы и кузова.
  2. Если техника оформлена в собственности дипломатических представительств и консульств, или трудоустроенных в таких органах сотрудников.
  3. Если транспорт ввозит на территорию РФ участник программы по переселению соотечественников из-за границы, и использует его в личных целях.

Базовая (минимальная) ставка утилизационного сбора для легковых автомобилей составляет 20 000 руб.; для грузового, пассажирского и коммерческого легкового транспорта – 150 000 руб.

Чтобы сэкономить на налогах и сборах, стоит отдать предпочтение малолитражным автомобилям с небольшим количеством лошадиных сил и малым объемом двигателя с см3.

Это позволит не только в разы уменьшить величину различных выплат, но и существенно снизить затраты на бензин. Других способов экономии, за исключением использования льгот для отдельных категорий граждан, не предусмотрено.

Расчет стоимости автомобиля без налоговых сборов

Всем собственникам при продаже автомобиля, бывшего во владении менее 3-х лет, приходится платить подоходный налог, размер которого на данный момент составляет 13%. Именно поэтому многие владельцы предпочитают включать данную сумму в цену транспорта при его реализации, дабы сэкономить свои деньги.

Нужно учитывать, что в некоторых случаях граждане могут быть освобождены от таких выплат:

  1. Если бывший владелец не получает никакого дохода.
  2. Техника была в собственности более 3-х лет.
  3. Транспорт продан за цену, не превышающую 250 000 руб.

Чтобы получить освобождение от уплаты налога при наличии законных оснований, необходимо получить налоговый вычет, обратившись в УФНС.

Организации, занимающиеся продажей новых автомобилей или перепродажей подержанного транспорта по системе «Трейд-ин», не имеют право на получение налогового вычета. Они могут включать в стоимость техники НДС, утилизационные и другие сборы, хотя закон не обязывает оплачивать их покупателя.

Дорогие читатели, данная статья могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией в форме ниже.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *