Лимиты бюджетных

Комментарии к ст. 72 БК РФ

Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Авторы: Ю.М. Лермонтов
Издание: 2015 год

Комментируемая статья является системообразующей для всей системы государственных и муниципальных закупок.

Отношения, связанные с заключением и исполнением гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также заключаемых бюджетными учреждениями, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) регулируются закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями, а также бюджетными учреждениями при наличии положений о закупке, размещенных в установленном порядке в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при осуществлении закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2013 N 1071 утверждены Правила принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд и концессионных соглашений, концедентом по которым выступает Российская Федерация, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Внимание!

Получатели бюджетных средств вправе заключать в установленном порядке государственные контракты на срок, превышающий финансовый год (с учетом положений пункта 3 комментируемой статьи), с оплатой обязательств, вытекающих из указанных государственных контрактов, в соответствующем финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных получателям бюджетных средств на указанный финансовый год.

Такая позиция закреплена в письме Минфина России от 29.08.2014 N 02-01-10/43351 и объясняется следующим.

В соответствии с положениями статьи 21 Закона N 44-ФЗ планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

Исходя из положений статьи 17 Закона N 44-ФЗ планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 указанного Закона, на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете.

Кроме того, в соответствии с положениями части 9 статьи 21 Закона N 44-ФЗ в случае, если установленный с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в план-график также включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

Заключение государственного контракта на более длительный (чем годичный) срок осуществляется в следующем порядке:

— государственные контракты, предметом которых является поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели указанной программой, на срок ее реализации;

— государственные контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 БК РФ, на срок реализации указанных решений;

— иные государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

— государственные контракты, предметом которых является поставка товаров на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, предусматривающие встречные обязательства, не связанные с предметом их исполнения, могут заключаться в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели государственными программами Российской Федерации, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

— государственные заказчики вправе заключать государственные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

Официальная позиция.

Государственные (муниципальные) контракты, в соответствии со статьями 72, 161 БК РФ, по общему правилу заключаются и оплачиваются в установленном порядке в пределах доведенных государственному (муниципальному) заказчику как получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. В этой связи получатель бюджетных средств принимает обязательство оплатить поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги перед конкретным юридическим (физическим) лицом.

На это обратил внимание и Минфин России в письме от 17.02.2014 N 02-02-06/6567.

Однако в пункте 3 комментируемой статьи установлены исключения, когда государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются не в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Как разъяснено в письме Минфина России от 24.10.2014 N 02-02-07/53958, заключение муниципального контракта с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не относится к случаям, указанным в пункте 3 комментируемой статьи.

По мнению финансового ведомства, муниципальные заказчики вправе принимать бюджетные обязательства и заключать контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд при наличии доведенных им как получателям бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

2

РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ РОСПИСИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ «ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ» ДЛЯ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Версия 2019.01


1 Запуск Системы

2 Распределение Распорядителем средств федерального бюджета показателей бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным структурам

2.1 Распределение бюджетных ассигнований по подведомственным учреждениям

2.1.1 Распределение бюджетных ассигнований по подведомственным учреждениям во вкладке «ПНО»

2.1.1.1 Указание номеров лицевых счетов

2.1.2 Распределение бюджетных ассигнований по подведомственным структурам во вкладке «БА по источникам»

2.1.2.1 Указание номеров лицевых счетов

2.2 Распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным учреждениям

3 Распределение Распорядителем средств федерального бюджета показателей бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по лицевым счетам

3.1 Распределение бюджетных ассигнований подведомственных учреждений по лицевым счетам

3.1.1 Распределение бюджетных ассигнований по подведомственным учреждениям во вкладке «ПНО»

3.1.1.1 Указание номеров лицевых счетов

3.1.2 Распределение бюджетных ассигнований по подведомственным структурам во вкладке «БА по источникам»

3.1.2.1 Указание номеров лицевых счетов

3.2 Распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным учреждениям

4 Работа в подразделе «Документы РБС»

4.1 Формирование документа «Справка о распределении БА и ЛБО» по учреждениям (ф. 0501152)» во вкладке «ЛБО» подраздела «Распределение показателей БА и ЛБО»

4.2 Формирование «Справка о распределении БА и ЛБО» по учреждениям (ф. 0501152)» в подразделе «Документы РБС»

4.2.1 Заполнение вкладки «Бюджетные ассигнования по расходам»

4.2.2 Заполнение вкладки «Лимиты бюджетных обязательств»

4.2.3 Заполнение вкладки «Лимиты бюджетных обязательств по доп.финансированию»

4.2.4 Заполнение вкладки «Бюджетные ассигнования по ИФДБ»

4.3 Внутреннее согласование документа «Справка о распределении БА и ЛБО» по учреждениям (ф. 0501152)» в подразделе «Документы РБС»

4.3.1 Формирование листа согласования

4.3.2 Согласование

4.3.3 Утверждение

4.3.4 Редактирование и повторное согласование

5 Формирование и утверждение документа «Бюджетная роспись» (ф. 0501060)» Распорядителями средств федерального бюджета

5.1 Формирование документа «Бюджетная роспись» (ф. 0501060)» во вкладке «БА» подраздела «Распределение показателей БА и ЛБО»

5.2 Формирование документа «Бюджетная роспись» (ф. 0501060)» в подразделе «Документы РБС»

5.2.1 Заполнение вкладки «Бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета»

5.2.2 Заполнение вкладки «Бюджетные ассигнования по ИФДБ»

5.3 Утверждение документа «Бюджетная роспись» (ф. 0501060)» в подразделе «Документы РБС»

5.3.1 Внутреннее согласование документа «Бюджетная роспись»
(ф. 0501060)»

5.3.2 Внешнее согласование документа «Бюджетная роспись» (ф. 0501060)»

5.3.2.1 Формирование резолюции

5.3.2.2 Просмотр истории резолюции

5.3.2.3 Формирование листа согласования

5.3.2.4 Согласование

5.3.2.5 Утверждение

5.3.2.6 Редактирование и повторное согласование

6 Формирование и утверждение документа «БА, ЛБО утверждение которых осуществляется по отдельным решениям» (ф. 0501151)»

6.1 Формирование документа «БА, ЛБО утверждение которых осуществляется по отдельным решениям» (ф. 0501151)» во вкладке «ЛБО» подраздела «Распределение показателей БА и ЛБО»

6.2 Формирование документа «БА, ЛБО утверждение которых осуществляется по отдельным решениям» (ф. 0501151)» в подразделе «Документы РБС»

6.2.1 Заполнение вкладки «Лимиты бюджетных обязательств»

6.3 Утверждение документа «БА, ЛБО утверждение которых осуществляется по отдельным решениям» (ф. 0501151)» в подразделе «Документы РБС»

6.3.1 Внутреннее согласование документа «БА, ЛБО утверждение которых осуществляется по отдельным решениям» (ф. 0501151)»

6.3.2 Внешнее согласование документа «БА, ЛБО утверждение которых осуществляется по отдельным решениям» (ф. 0501151)»

7 Формирование и утверждение документа «Лимиты бюджетных обязательств» (ф. 0501063)»

7.1 Формирование документа «Лимиты бюджетных обязательств» (ф. 0501063)» во вкладке «ЛБО» подраздела «Распределение показателей БА и ЛБО»

7.2 Формирование документа «Лимиты бюджетных обязательств» (ф. 0501063)» в подразделе «Документы РБС»

7.2.1 Заполнение вкладки «Лимиты бюджетных обязательств»

7.3 Утверждение документа «Лимиты бюджетных обязательств» (ф. 0501063)» в подразделе «Документы РБС»

7.3.1 Внутреннее согласование документа «Лимиты бюджетных обязательств» (ф. 0501063)»

7.3.2 Внешнее согласование документа «Лимиты бюджетных обязательств» (ф. 0501063)»

8 Формирование и утверждение документа «Расходное расписание (исходящее)»

8.1 Формирование документа «Расходное расписание (исходящее)» вручную вкладки «Исходящие» подраздела «Документы РБС»

8.2 Утверждение документа «Расходное расписание (исходящее)»

8.2.1 Внутреннее согласование документа «Расходное расписание
(исходящее)»

8.2.2 Внутреннее согласование списком документов «Расходное расписание (исходящее)»

8.2.3 Внешнее согласование документа «Расходное расписание (исходящее)»

8.2.4 Внешнее согласование списком документов «Расходное расписание (исходящее)»

8.2.5 Формирование печатной формы реестра «Документы ФК»

8.2.6 Формирование печатной формы документа «Расходное расписание (исходящее)»

8.1 Отправка документа «Расходное расписание (исходящее)» в подсистему управления расходами

9 Формирование и утверждение документа «Остаток доведенных ЛБО до
РБС»

9.1 Формирование документа «Остаток доведенных ЛБО до РБС»

9.2 Внутреннее согласование документа «Остаток доведенных ЛБО до РБС»

9.3 Работа с версиями документа «Остаток доведенных ЛБО до РБС»

10 Загрузка документа «Расходное расписание (входящее)»

10.1 Импорт расходного расписания

10.2 Формирование печатной формы реестра «Документы ФК»

10.3 Формирование печатной формы документа «Расходное расписание (входящее)»

11 Загрузка выписки Федерального казначейства

12 Загрузка протокола Федерального казначейства

13 Загрузка бюджетных обязательств

13.1 Загрузка бюджетных обязательств в реестре «Бюджетные
обязательства»

13.2 Работа в подразделе «Бюджетные обязательства»

14 Формирование обращений в техническую поддержку


Перечень терминов и сокращений

Сокращение

Наименование

БА

Бюджетные ассигнования

БК

Бюджетная классификация

БР

Бюджетная роспись

ВР

Вид расходов

ГАИФДБ

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета

ГРБС

Главный распорядитель средств федерального бюджета

Интернет-обозреватель

Программное обеспечение для просмотра web-страниц в сети интернет: Internet Explorer, Google Chrome

КБК

Код бюджетной классификации

КД

Курирующий департамент

ЛБО

Лимит бюджетных обязательств

Логин

Имя, под которым пользователь входит в систему «Бюджетное планирование»

МФ/МФ РФ/Минфин/Минфин России

Министерство финансов Российской Федерации

НСИ

Нормативная справочная информация

ОБАС

Обоснования бюджетных ассигнований

ПНО

Публичное нормативное обязательство

Порядок

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 187н

РБС

Распорядитель средств федерального бюджета

РФ

Российская Федерация

Система

Подсистема бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»

ФИО

Фамилия, имя, отчество

ЭП

Электронная подпись


Для начала работы с Системой необходимо выполнить следующую последовательность действий:

– запустить интернет-обозреватель «Internet Explorer» двойным нажатием левой кнопки мыши на его ярлыке на рабочем столе или нажать на кнопку «Пуск» и в открывшемся меню выбрать пункт, соответствующий интернет-обозревателю «Internet Explorer»;

– в адресной строке интернет-обозревателя ввести адрес: http://budget.gov.ru/lk;

– на странице Единого портала бюджетной системы необходимо нажать на кнопку «Переход к подсистеме «Бюджетное планирование» (Рисунок 1);

Рисунок 1. Единый портал бюджетной системы

Примечание. Если переход к подсистеме «Бюджетное планирование» не был осуществлен, необходимо в адресной строке интернет-обозревателя ввести адрес: https://ssl.budgetplan.minfin.ru/http/BudgetPlan/.

– в открывшемся окне нажать на кнопку «Вход по сертификату» (Рисунок 2).

Рисунок 2. Кнопка «Вход по сертификату»

После выбора метода аутентификации «Вход по сертификату» Система автоматически запрашивает сертификат ключа проверки электронной подписи и пин-код сертификата, затем осуществляется поиск пользователя-владельца сертификата, и происходит открытие главного окна Системы.

После выбора логина необходимо нажать на кнопку «Войти» (Рисунок 3).

Рисунок 3. Кнопка «Войти»

Примечание. Если различные пользователи используют для авторизации один сертификат (например, одно уполномоченное лицо имеет различные роли), то Система предложит выбрать конкретного пользователя.

В результате откроется главное окно Системы (Рисунок 4).

Рисунок 4. Главное окно Системы

Для выхода из Системы необходимо нажать на кнопку «Выйти» в правом верхнем углу страницы.

2 Распределение Распорядителем средств федерального бюджета показателей бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным структурам

Предусловие: осуществлен вход с ролью «Формирование и ведение БР РБС (Ввод данных)».

Распределение бюджетных ассигнований по подведомственным учреждениям осуществляется во вкладке «ПНО» и/или «БА по источникам» подраздела «Распределение показателей БА и ЛБО».

Для перехода к подразделу «Распределение показателей БА и ЛБО» необходимо в главном окне Системы выбрать вкладку «Меню» (1), в открывшейся колонке выбрать раздел «Бюджетная роспись и ЛБО (ГРБС)» (2) и в рабочей области открыть подраздел «Распределение показателей БА и ЛБО» (3) одним нажатием левой кнопки мыши (Рисунок 5).

Рисунок 153. Переход к подразделу «Распределение показателей БА и ЛБО»

В результате откроется подраздел «Распределение показателей БА и ЛБО», в котором необходимо выбрать отчетный период и вкладку «ЛБО» (Рисунок 154).

Рисунок 155. Функциональные кнопки вкладки «ЛБО»

В левой области окна реализовано поле фильтрации, работа с которым осуществляется согласно описанию п.п. 2.1.1 настоящего руководства пользователя.

Для того чтобы сформировать документ «Лимиты бюджетных обязательств» (ф. 0501063)», необходимо нажать на кнопку «Реестр» и выбрать пункт (Рисунок 156).

Важно! Пункт активен для выбора, при условии, что организация оператора является не корневым учреждением, имеющий дочерние учреждения, в Сводном реестре учреждений.

Рисунок 169. Переход к подразделу «Документы РБС»

В результате откроется подраздел «Документы РБС», далее необходимо выбрать вкладку «Исходящие» и отчетный период, с которым будет производиться работа.

Для того чтобы сформировать документы «Расходное расписание (исходящее)», необходимо нажать на кнопку «Реестр» и выбрать пункт (Рисунок 170).

Рисунок 197. Кнопка «Не согласовано»

В окне «Редактирование объекта» необходимо заполнить поле «Комментарий» и нажать на кнопку «Сохранить» (Рисунок 198).

Рисунок 204. Окно «Решение»

Поле «Решение» заполняется выбором значения из раскрывающегося списка, нажатием на кнопку .

Поле «Текст решения о согласовании» заполняется вручную.

Поле «ФИО, должность, структурное подразделение автора резолюции» заполняются автоматически.

Важно! Поле «Решение» обязательно для заполнения.

Важно! Поле «Текст решения о согласовании» обязательно для заполнения, если в поле «Решение» выбрано значение «Не согласовано».

Важно! Поле «ФИО, должность, структурное подразделение автора резолюции» заполняется автоматически после сохранения резолюции.

После заполнения полей необходимо нажать на кнопку «Сохранить» (Рисунок 205).

Рисунок 262. Переход в подраздел «Документы ФК»

В результате откроется подраздел «Документы ФК», в котором необходимо перейти во вкладку «Протоколы ФК», а так же выбрать вкладку, соответствующую бюджетному циклу, с которым будет осуществляться работа (Рисунок 263).

Рисунок 266. Кнопка «Обзор»

В открывшемся окне выбрать файл для импорта с расширением *.PTx, где х – это любое число, буква и нажать на кнопку «Импортировать» (Рисунок 267).

Рисунок 267. Кнопка «Импортировать»

В результате в реестре «Протоколы ФК» добавится новая строка.

В реестре «Документы ФК» во вкладке «РР Исходящие» поменяется статус в графе «Статус обработки»: на «Принято ФК» – в случае принятия Расходного расписания к учету, индикатор в графе «РР» отобразится зеленым цветом «Аннулировано ФК» – в случае аннулирования, индикатор в графе «РР» отобразится красным цветом.

По аннулированному протоколу в реестре «Документы ФК» во вкладке «РР исходящие» возможно сформировать новый документ, чтобы внести соответствующие правки и повторно отправить в ФК.

Для этого в реестре «Документы ФК» во вкладке «РР исходящие» необходимо выделить соответствующую строку с красным индикатором в графе «РР» и статусом обработки «Аннулировано ФК» и нажать на кнопку «Скопировать» (Рисунок 268).

Рисунок 268. Кнопка «Скопировать»

В реестре сформируется такой же документ в статусе «Черновик», где возможно внести изменения по строкам, в соответствующих вкладках.

Далее необходимо сформировать документ «Справка о распределении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по учреждениям» (ф. 0501152) аналогично описанию в п.п. 8.2 настоящего руководства пользователя.

13.1 Загрузка бюджетных обязательств в реестре «Бюджетные обязательства»

Предусловие. Осуществлен вход пользователем с ролью «Формирование и ведение БР РБС (Ввод данных)», «Формирование и ведение БР РБС (Просмотр)».

Для организации, которая перешла на интеграционное взаимодействие подсистемы бюджетного планирования и подсистемы управления расходами, запись в реестре создается автоматически при приёме документа из подсистемы управления расходами.

Для организации, не перешедшей на интеграционное взаимодействие подсистемы бюджетного планирования и подсистемы управления расходами создание записи вручную не возможно.

13.2 Работа в подразделе «Бюджетные обязательства»

Предусловие. Осуществлен вход пользователем с ролью «Формирование и ведение БР РБС (Ввод данных)».

Для перехода в реестр Бюджетные обязательства необходимо в главном окне Системы выбрать вкладку «Меню» (1), в открывшейся колонке выбрать раздел «Бюджетная смета» (2) и открыть подраздел «Бюджетные обязательства» (3) одним нажатием левой кнопки мыши (Рисунок 269).

Рисунок 269. Переход в подраздел «Бюджетные обязательства»

В результате откроется подраздел «Бюджетные обязательства», в котором необходимо открыть соответствующий бюджетный цикл (Рисунок 270).

Рисунок 270. Подраздел «Бюджетные обязательства»

В реестре «Бюджетные обязательства» реализована панель инструментов, состоящая из следующих функциональных кнопок:

– «Обновить» (1) – обновление данных в реестре;

– «Реестр сформирован на дату» (2) – фильтрация строк реестра по дате формирования.

14 Формирование обращений в техническую поддержку

В случае возникновения проблем при работе с подсистемой бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» следует обращаться службу технической поддержки:

8 800 350-02-18

круглосуточно

Возможно создание обращений в техническую поддержку в электронном виде, с прикреплением скриншотов экрана в подразделе «Обращения в техническую поддержку.

Для перехода к подразделу «Обращения в техническую поддержку» необходимо в главном окне Системы выбрать вкладку «Меню» (1) либо нажать на кнопку «Техническая поддержка» (1.1) в верхней части экрана, далее в открывшейся колонке выбрать раздел «Техническая поддержка» (2) и открыть подраздел «Обращения в техническую поддержку» (3) одним нажатием левой кнопки мыши (Рисунок 271).

Рисунок 271. Переход в подраздел «Обращения в техническую поддержку»

В результате откроется подраздел «Обращения в техническую поддержку», в котором для создания обращения необходимо нажать на кнопку «Сформировать» (Рисунок 272).

Рисунок 272. Кнопка «Сформировать»

В результате откроется окно «Карточка обращения», в котором необходимо заполнить поля (Рисунок 273).

Рисунок 273. Окно «Карточка обращения»

После заполнения карточки обращения, для сохранения и отправки заявки в техническую поддержку необходимо нажать на кнопку «Отправить» (Рисунок 274).

Рисунок 274. Кнопка «Отправить»

Для того чтобы просмотреть созданную заявку, необходимо выделить соответствующую строку двойным нажатием левой кнопки мыши (Рисунок 275).

Рисунок 275. Выделенная строка

В нижней области окна «Карточка обращения» отображается история переписки по заявке со специалистом технической поддержки (Рисунок 276).

Рисунок 276. Нижняя область окна «Карточка обращения»

Для перехода к подразделу «Часто задаваемые вопросы» необходимо в главном окне Системы выбрать вкладку «Меню» (1) либо нажать на кнопку «Техническая поддержка» (1.1) в верхней части экрана, далее в открывшейся колонке выбрать раздел «Техническая поддержка» (2) и открыть подраздел «Часто задаваемые вопросы» (3) одним нажатием левой кнопки мыши (Рисунок 277).

Рисунок 277. Переход в подраздел «Часто задаваемые вопросы»

Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
составляет и исполняет бюджетную смету;
принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);
формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Комментарий к статье 162 БК РФ

Комментируемая статья определяет бюджетную компетенцию таких участников бюджетного процесса, как получатели бюджетных средств.

Учитывая положения статьи 6 БК РФ, речь идет о бюджетных полномочиях следующих лиц: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

«Официальная позиция»
Учитывая, что бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств, к нему не могут применяться нормы, установленные БК РФ для получателей бюджетных средств, в том числе статья 162 БК РФ, а также порядка исполнения судебных решений.

Данные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 28.09.2012 N 02-13-11/3990.

«Актуальная проблема»
Согласно пункту 6 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н, смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств. К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.11.2013 по делу N А79-10143/2012 указано на правомерность проверки органами Росфиннадзора вопроса использования средств федерального бюджета, выделенных на уплату налогов.

Следовательно, проведение территориальным управлением Росфиннадзора проверки обоснованности расходования федеральным казенным учреждением средств федерального бюджета, выделенных на уплату налога на имущество и земельного налога, правомерно в рамках проверки исполнения бюджетной сметы, целевого характера использования бюджетных ассигнований.

«Судебная практика»
В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 N А12-20290/2012 суд, разъясняя порядок применения статьи 162 БК РФ, отметил, что каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Консультации и комментарии юристов по ст 162 БК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 162 БК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Авторы: Наталия Субботина, методист проектов бюджетного направления компании «ГЭНДАЛЬФ»,

Анастасия Хахулина, старший-бухгалтер консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, февраль 2019 г.

Несоблюдение норм законодательства при принятии, регистрации и учета обязательств влечет административную ответственность должностных лиц. Рассмотрим меры ответственности и способы предотвращения нарушения.

Возникновение обязательств

Принятие и учет бюджетных обязательств – первый из этапов исполнения бюджета по расходам предусмотренный ст. 219 БК РФ. Принятие бюджетных обязательств осуществляется получателем бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением

Сумма принятых обязательств не должна превышать объем доведенных на советующие цели лимитов. Такие полномочия установлены для получателя бюджетных средств п. 3 ст. 219 БК РФ. Данная норма продублирована в ст. 161 БК РФ. Казенное учреждение вправе заключать и оплачивать государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств в пределах, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Обратите внимание: суммы подтвержденной и учетной органами Федерального казначейства кредиторской задолженности предыдущего финансового периода уменьшают объем прав на принятие обязательств текущего года.

Правила перерегистрации в году, следующим за отчетным финансовым годом показателей (остатков) обязательств текущего финансового года установлены приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее Инструкция 157н).

Перенос показателей по санкционированию необходимо выполнить в первый рабочий день текущего года – это предусмотрено п. 312 Инструкции 157н.

Рекомендуем своевременно отразить в учете операции по регистрации неисполненных обязательств прошлых лет, которые планируется исполнять в текущем году, чтобы сформировать корректные суммы остатков бюджетных назначений, доступных для принятия обязательств. В «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» необходимо отразить такие операции самостоятельно с применением документов:

  • в ред. 1.0 «Принятое бюджетное обязательство»;

  • ред. 2.0 «Регистрация обязательств и сведений по договорам».

С подробным описанием операций можно ознакомиться на сайте Информационно-технологического сопровождения its.1c.ru в Справочнике по «1С:БГУ 8» для казенных учреждений.

Чем грозит нарушение законодательства

Нарушение казенным учреждением требований п. 5 ст. 161 БК РФ при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров может явиться основанием для признания их судом недействительными. Иск в данном случае подает орган, осуществляющий полномочия распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Итак, принимая обязательства необходимо убедиться, что в распоряжении учреждения есть свободный остаток бюджетных назначений, т.е. сумма остатка по кредиту счета 501.Х3 или 503.Х3 по соответствующему коду бюджетной классификации на соответствующий год финансового периода больше или равна сумме контракта (договора) или иного основания для принятия обязательства.

Должностные лица, которые допустили принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств привлекаются к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Мерой наказания является наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. на виновных лиц.

Рассмотрим правоприменительную практику данной статьи.

Объектом состава административного правонарушения, содержащегося ст. 15.15.10 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств. Следует отметить, что виновное лицо не может быть привлечено к административной ответственности по рассматриваемой статье, в случае если принятие таких бюджетных обязательств предусмотрено бюджетным законодательством РФ, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бюджетных обязательств.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины. Решение о степени виновности лица примет суд.

Можно ли избежать ответственности, если отразить принятие обязательств за счет лимитов, выделенных на следующий год? К сожалению, нет! Дело в том, что факт возникновения и принятия бюджетного обязательства никак не связан со сроками его отражения в учете и сроком представления сведений об обязательстве в казначейство. За неполное отражение данных на 500-х счетах выпишут отдельный штраф по ст. 15.15.7 КоАП РФ, а за нарушение срока регистрации данных об обязательстве в казначействе – по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Следует обратить отдельное внимание на даты принятия обязательств. Иногда бюджетное обязательство принимают за несколько дней до получения соответствующего лимита бюджетных обязательств, т.е. «заранее». Может ли данный фактор служить основанием неприменения ст. 15.15.10 КоАП РФ? Тоже, нет, поскольку суды исходят из наличия самого факта принятия бюджетных обязательств сверх лимита бюджетных обязательств. Например, Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-459/2017 рассмотрел ситуацию, когда учреждением были приняты бюджетные обязательства по предоставлению муниципальному образованию субсидии на осуществление реконструкции и капитального строительства гидротехнических сооружений, несмотря на отсутствие лимита бюджетных обязательств, которые были доведены до ответчика расходным расписанием через восемь дней после принятия бюджетных обязательств. Суд принял решение о наложении административного штрафа.

В отдельных случаях бюджетные обязательства сверх лимитов возникают в силу обстоятельств, не зависящих от действия или бездействия должностных лиц. Рассмотрим несколько ситуаций.

  1. Учреждение в соответствии с возложенными на него функциями выплачивает физлицам пособия, возникающие в силу действующих нормативных правовых актов, и являющихся публичными нормативными обязательствами. Например, в конце декабря в учреждение поступило заявление о выплате единовременного пособия по гибели военнослужащего от члена его семьи. Даже при отсутствии сумм бюджетных ассигнований необходимо такое обязательство отразить в учете и отчетности, зарегистрировать и оплатить при поступлении ассигнований.

  2. Казенному учреждению были уменьшены ранее доведенные лимиты распорядителем бюджетных средств, что привело к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств. Например, уменьшение произведено по виду расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений», при этом сотрудник увольняется в конце года и имеет право на выплату компенсации за неиспользованный отпуск в силу норм ТК РФ. В такой ситуации при возникновении превышения сумм обязательств над лимитами не является основанием для отказа в их принятии.

А вот если в аналогичном случае невозможно исполнить бюджетные обязательства, вытекающие из заключенных учреждением им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, то необходимо обеспечить в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг согласование новых условий контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров. Это прямое требование п. 6 ст. 161 БК РФ. Если речь идет о сложившемся факте кредиторской задолженности до уменьшения лимитов, по таким обязательствам собственника ответит орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).

Самый распространенный пример – задолженность по коммунальным услугам. Например, в конце года в связи с сильными морозами существенно возросли расходы на отопление. Суды не принимают сторону должностных лиц, несмотря на «смягчающие» обстоятельства. Так, например, Верховный суд Республики Дагестан в Решении от 05.05.2017 № 21-219/2017 признал правомерным применение ст. 15.15.10 КоАП РФ в случае, когда учреждение приняло бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств в сумме 460 000 руб., в том числе по расчетам за поставленный природный газ – в сумме 360 000 руб., по расчетам за потребленную энергию – в сумме 100 000 руб.

Кто ответит за допущенные нарушения

Субъектами административной ответственности по ст. 15.15.6, 15.15.7 и 15.15.10 могут выступать только должностные лица.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ, следовательно, именно то лицо, которое соответствует данным критериям, и будет подлежать привлечению к ответственности.

Например, Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-459/2017 рассмотрел случай превышения Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области лимита бюджетных обязательств. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области министерство возглавляет министр, обеспечивая соблюдение финансовой дисциплины. Поэтому к ответственности был привлечен министр, который, являясь должностным лицом, наделенным организационно-распределительными функциями, в нарушение ч. 3 ст. 219 БК РФ принял бюджетные обязательства в размере, превышающем утвержденные лимиты бюджетных обязательств.

При этом должен быть доказан факт действия или бездействия должностного лица, повлекшие правонарушение.

В ситуации, когда должностное лицо чьи действия или бездействие не могут повлиять на возникновение обязательства скорее всего ситуация будет решена в его пользу. Например, в рассмотренном выше случае, когда потребность в коммунальных услугах возникла в силу объективных причин и объем фактического их потребления превысил объемы, установленные договором. Факт принятия обязательств должен быть подтвержден документально, должностное лицо подтверждает факт принятия обязательства подписывая соответствующие документы. При отсутствии документального обоснования факт нарушения нельзя зафиксировать. В случаях «перерасхода» услуг от которых нельзя отказаться, без того чтобы не повредить жизнедеятельности учреждения остается только рекомендовать поставщику услуг взыскивать средства из соответствующего бюджета путем обращения в арбитражный суд.

В статье использованы материалы Информационно-правового портала «Гарант».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *