Ликвидация ООО проверка налоговой

Ликвидация фирмы (ООО) без налоговой проверки

После того как собственники предприятия приняли решение о его ликвидации, в их интересах завершить процедуру в максимально короткий срок и без лишних осложнений. К проблемным моментам могут быть отнесены, в том числе, проверки уполномоченных органов и привлечение руководителя общества к административной ответственности. Поэтому вопрос о том, как закрыть ООО без налоговой проверки, весьма актуален.

В каких случаях проводится выездная налоговая проверка?

Проверка – это один из вариантов контроля предприятий. Проводятся как плановые, так и внеплановые виды проверок. В последнем случае должны быть объективные основания для выезда. Например, появилась информация о том, что не был правильно исчислен и уплачен конкретный налог.

Как она может выявить этот факт? При проверке налоговой декларации, поданной компанией за отчетный период. Второй вариант – проведение процедуры ликвидации или реорганизации при наличии признаков нарушения закона в деятельности компании. Например, происходит слияние предприятий, и ФНС предполагает, что таким образом организации хотят уклониться от уплаты налогов.

Если ФНС назначит проверку в ходе ликвидации или реорганизации, то до тех пор, пока проверка не закончится, нельзя приступать к следующему этапу. То есть процедура замораживается как минимум на 2 месяца.

Даже если проверка внеплановая, о ее начале руководитель общества уведомляется заранее. Ему направляется решение о проверке, и только после этого он должен выделить инспекторам ФНС помещения для изучения документов.

Порядок проведения проверки

Проверка проводится только после того, как руководитель территориального органа ФНС принял соответствующее решение. Он издает документ за своей подписью, в котором содержится следующая информация:

  • наименование компании, в отношении которой будет проведена проверка;
  • года, за которые будут проверены налоги;
  • вид налога, который будет проверяться;
  • ФИО и должности инспекторов.

Это решение вручается представителю юридического лица.

Причина проверки – правильность исчисления и уплаты конкретного налога. В некоторых случаях ФНС проверяет предприятие по нескольким налогам. Как правило, период проверки составляет не более 3 лет.

Законодатель, несмотря на то что наделяет ФНС контрольными и надзорными функциями, не разрешает проверять одну и ту же организацию по одному и тому же налогу за один период 2 и более раз подряд. Это делается в целях защиты прав бизнесменов и руководителей компаний.

В случае ликвидации организации налоговая проверка может быть назначена за период, не превышающий 3 года, даже если она была проведена ранее.

Инспекторы ФНС могут проверять ООО не более 2 месяцев. Если нет каких-либо документов или необходимо запросить дополнительные сведения, срок проверки может быть продлен до полугода.

Как избежать налоговой проверки при прекращении деятельности ООО

Организация может быть освобождена от проведения налоговой проверки при ее закрытии по таким причинам:

  • имеет нулевой баланс;
  • отсутствуют обязательства перед кредиторами – физическими и юридическими лицами;
  • отсутствуют обязательства перед бюджетными и внебюджетными фондами;
  • своевременно предоставляется отчетность в ФНС;
  • отсутствует движение денежных средств по счетам, открытым в банках;
  • отсутствуют ошибки в бухгалтерском учете и т. д.

Какие формы прекращения деятельности компании обходятся в большинстве случаев без проверки налоговой инспекцией:

  • слияние, присоединение;
  • смена региона, в котором осуществляется основная деятельность;
  • продажа бизнеса;
  • отчуждение долей третьим лицам;
  • банкротство в добровольном порядке и т. д.

Если у предприятия не было активной деятельности 2 и более года, ФНС это видит по представленным декларациям. Она может не заинтересоваться компанией и завершить регистрационные действия в общем порядке.

Дополнительные факторы, снижающие «опасность» для организации:

  • отсутствие наемных сотрудников (кроме руководителя, которому может не платиться зарплата);
  • не должны проводиться никакие зарплатные выплаты;
  • счета должны быть «пустыми».

При подаче документов на регистрацию прекращения деятельности общества необходимо проверить правильность их заполнения, проставление подписей. Уведомления по формам Р15001 и Р16001 должны быть заверены у нотариуса. На всех бланках должна стоять подпись уполномоченного лица. Все бумаги, которые представляют в оригинале, ни в коем случае не должны быть заменены копиями.

В случаях, предусмотренных законом, компания должна получить разрешение от ФАС для продолжения дальнейшей процедуры реорганизации. Если этого разрешения нет, налоговая может заинтересоваться компанией.

Прочтите: Как происходит распределение имущества при ликвидации ООО

Что делать, если проверка назначена?

После того, как компания узнала о том, что принято решение о назначении налоговой проверки, необходимо провести внутренний аудит по налогу. Безусловно, сделать это за короткий промежуток времени будет сложно. Можно привлечь к работе квалифицированных специалистов, которые имеют опыт участия в проверках и знают их подводные камни.

Аудит бывает внутренний и внешний. Первый проводится, как правило, бухгалтерской службой предприятия. Но он не всегда бывает объективен. Например, бухгалтерия может скрыть какие-либо недочеты, чтобы не получить взыскание от руководства, надеясь на то, что налоговая инспекция их не заметит.

Внешний аудит проводится аудиторскими компаниями. Они изучают документацию организации за определенный период и указывают на имеющиеся недочеты. По результатам аудита составляется акт, который передается на изучение руководству компании.

Аудит необходим для того, чтобы узнать, какие нарушения имеются в организации. По его итогам предлагаются варианты, выбрав один из которых, предприятие защитит себя от последствий налоговой проверки.

Какие обстоятельства указывают на то, что проверка будет назначена

Зачастую результатом проверки может быть прекращение регистрационных действий, направленных на закрытие общества. Если налоговая найдет какие-либо недочеты, ее задачей будет вернуть деньги в бюджет соответствующего уровня и тем самым снизить издержки государства. Но на практике у организации может не оказаться достаточно средств для оплаты налогов, и дело может перейти в суд.

ФНС не проверяет абсолютно все компании, которые начали процедуру ликвидации или реорганизации. Только те, в отношении которых возникли сомнения.

Есть ряд обстоятельств, которые могут повлиять на решение инспектора назначить проверку:

  • компания не сдавала декларации вовремя или сдавала с ошибками;
  • у организации имеются долги перед бюджетом;
  • имеется информация о наличии больших оборотов, но сумма для налогообложения указывается намного меньше;
  • часть контрагентов ООО – неплательщики налогов;
  • общество применяло методы по оптимизации налоговой базы;
  • компания не предоставляла документы по запросу ФНС;
  • предприятие возмещало НДС и т. д.

Предусмотреть все спорные ситуации, которые могли бы заинтересовать ФНС, невозможно. Однако, если имеются основания для сомнений, инспекторы должны проверить компанию во избежание неуплаты налога.

Прочтите: Порядок закрытия филиала юридического лица

О чем еще стоит знать

Налоговая проверка – это одна из форм контроля за деятельностью юридических лиц. Если она все же назначена, то руководителю компании не стоит чинить препятствия и скрывать первичные документы. В противном случае у ФНС может появиться недоверие к предприятию, и они станут проверять еще более тщательно.

Результатом проведения проверки всегда является акт, который доводится до руководителя организации. Если по каким-то причинам он отказывается получить документ, его направляют по почте заказным письмом.

После изучения акта проверки, руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий. В этом случае оповещается руководитель компании, которого вызывают в инспекцию для присутствия при изучении документов.

По результатам проверки руководитель инспекции может принять одно из 2-х решений:

  1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. об отказе в привлечении к ответственности.

Если инспекторы ФНС выявят в ходе проверки наличие в деятельности организации признаков состава преступления, они должны уведомить об этом правоохранительные органы. Самостоятельно привлечь к уголовной ответственности они не имеют права.

Если контрольные мероприятия были проведены некорректно, руководитель ООО при нарушении прав может обжаловать результаты проверки в суде или составить жалобу в вышестоящую инстанцию.

Также общество может обжаловать решение о привлечении к ответственности. В документе указан порядок и срок обжалования. Если срок будет пропущен по уважительным причинам, его можно восстановить в судебном порядке, заявив соответствующее ходатайство и приложив его к исковому заявлению.

Прочтите: Срок хранения документов после ликвидации ООО

Подведем итоги

Избежать налоговую проверку при закрытии общества можно, если выбрать надлежащую форму реорганизации, а также при осуществлении ликвидации организации с нулевым балансом. При этом в ФНС должны быть вовремя сданы все декларации. У предприятия не будет задолженности перед третьими лицами, в том числе бюджетными и внебюджетными фондами.

Приложение

Скачать уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001)

Скачать форму Р15001 в формате PDF

Скачать заявление о государственной регистрации юрлица в связи с его ликвидацией (форма Р16001)

Скачать форму Р16001 в формате PDF

Выездная налоговая проверка (ВНП) – наиболее агрессивная форма налогового контроля, результатом которой являются серьезные финансовые санкции в отношении проверяемой организации, часто влекущие за собой уголовно-правовые последствия для контролирующих ее лиц. В ряде случаев, избежать этого позволяет своевременная и грамотная ликвидация юридического лица. Однако, каверзность ситуации заключается в том, что в этом случае, налоговый орган может инициировать ВНП уже непосредственно в связи с проведением ликвидации.
«Как без проверки уйти от проверки», когда, кому и как это можно сделать, где точки риска налогового контроля – этой проблематике и посвящен данный материал.
Не секрет, что фирмы создаются с одной целью – пустить через них денежный поток и приделать к нему краник для извлечения прибыли, стараясь максимально аккумулировать ее в личных резервуарах. Свои краники также приделывают всевозможные органы, бюджеты, фонды, дополнительно оснащающие этот своеобразный денежный трубопровод различными контрольными приборами, чтобы, внимательно отслеживая их отчетные показатели, обеспечить максимально возможный забор для своих целей.
Изначальное попадание денег в систему (тендеры, контракты, кредитные линии, целевое финансирование, банковские гарантии), обеспечивают уполномоченные «Иваны Ивановичи», принимающие решения и подписывающие необходимые документы. Для этого управляющие трубопроводом лица должны обеспечить их долей, как правило, в процентном соотношении. Причем сделать это они должны обязательно так, чтобы средства для «Иван Ивановичей» не попали в поле зрения прочих уполномоченных органов, т.к. действующим законодательством существующий алгоритм распределения денег, не предусмотрен.
Чем дольше существует тот или иной трубопровод, тем большим количеством краников он обрастает и тем ниже, соответственно, в нем становится давление. Чтобы он совсем не иссяк, управляющие им лица пускают его по все более витиеватым маршрутам, ведь если «Иван Иванович» не получит свое, он перекроет входной вентиль, и система иссякнет. Уполномоченные органы, в свою очередь, ставят на трубы все большее количество измерительных приборов и, в случае чрезмерно низких, по их мнению, показателей, присылают специалистов, которые забирают все, что смогут найти.
Целенаправленное сжатие общего объема денежной массы, гуляющего по стране, при том, что желающих его потреблять отнюдь не становится меньше, приводит к борьбе за источники коррупции среди уполномоченных органов и расцветату делового каннибализма среди субъектов предпринимательской деятельности, т.е. пожиранию и «слива» друг друга в надежде за счет чужих ресурсов компенсировать свои потери.
Столь суровый деловой климат, который вроде должен был свести на нет малый и средний бизнес привел к обратному эффекту — стремительной эволюции его участников. В жестких условиях, умение оперировать юридическими лицами – вставлять, менять, а, главное, своевременно изымать их из потока, чтобы тот не поглотил вместе со своим личным имуществом, стало ключевым фактором юридической безопасности бизнеса в налоговом аспекте.
Ведь как говорил известный герой Ильфа и Петрова Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей: «Таковы суровые законы жизни. Или, короче выражаясь, жизнь диктует нам свои суровые законы.»

📌 Реклама Отключить

Выездная налоговая проверка: группы риска

В соответствие со ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Пока существует юридическое лицо, оно обязано представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты). Вся отчетность, предоставляемая налогоплательщиками в Федеральную Налоговую Службу, автоматически проверяется при помощи специального программного обеспечения. В первую очередь, на полноту, своевременность, корректность заполнения, отсутствие арифметических ошибок.

  1. В отношении любой представленной декларации может быть проведена камеральная налоговая проверка, т.е. проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах без какого-либо уведомления налогоплательщика. При возникновении сомнений в достоверности данных отчетности, могут быть применены санкции или назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе выездная налоговая проверка. Поэтому всего одна «кривая» сделка, «засветившаяся» в отчетности, может привести к обрушению всей конструкции.
  2. По каждому налогоплательщику рассчитывается величина его налоговой нагрузки, т.е. соотношение оборотов по текущей деятельности и сумм уплаченных налогов. В случае чрезмерно низких показателей, организации предлагается пересмотреть свои коммерческие отношения в сторону повышения рентабельности, увеличения доли налоговых платежей.
    Для оценки самостоятельных рисков налогоплательщика, ФНС России выпустило приказ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». На убытки и на чрезмерную долю вычетов по налогу на добавленную стоимость у фискалов обычно проявляется тяжелая форма аллергии, в связи с чем они предпочитают, как можно скорее избавится от источников раздражения.
    Более подробно с понятием налоговой нагрузки можно ознакомиться в письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722″О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»
  3. С помощью системы автоматизированного учета и контроля АСК НДС-2, дополнительно проверяется обоснованность данных, включенных в декларации по НДС – в автоматическом режиме сопоставляются показатели, представленные покупателями и продавцами и, в случае расхождения, требуют внести соответствующие корректировки. Если к налогоплательщику возникает слишком много вопросов в следствие результатов работы этой системы, это также может послужить критерием назначения выездной налоговой проверки.
  4. В отдельных регионах дополнительно могут, проверить пропорцию соотношения фонда оплаты труда и выручки организации, размеры выплачиваемой заработной платы и т.п. В случае, если директор, например, получает 1 МРОТ, а организация активно ведет коммерческую деятельность, пригласить его «на ковер», предлагая либо согласится платить заработную плату в «полном объеме» либо провести в отношении него контрольные мероприятия.
    Ведь действительно, средства на выплату «серой» заработной платы должны откуда-то браться на предприятии. Любопытство проверяющих может привести в том числе к выездной налоговой проверке.

Главная задача Федеральной Налоговой службы состоит в наполнении бюджета, т.е в достижении необходимых отчетных показателей – прежде всего повышению сумм и процентного соотношения собранных налогов и понижению налоговых задолженностей по отношению к прошлым периодам.
Каждый налогоплательщик, имеющий в лицевом счете задолженность перед бюджетом, ухудшает отчетные показатели.
Поэтому по отдельным предприятиям при назначении мероприятий налогового контроля, налоговики не только смотрят на то, что предприятие ведет высокорискованную деятельность с точки зрения соблюдения налогового законодательства, но и на то, чтобы оно имело возможность в дальнейшем погасить обнаруженную недоимку. Поэтому некоторым налогоплательщикам вместо карательных санкций, предлагают «уйти с миром», то есть поменять регион постановки на налоговый учет. Фискалы любят «жирного» налогоплательщика – того, кто может расплатиться по предъявленным санкциям. 📌 Реклама Отключить

Три года и ВНП

Несмотря на достаточное количество материалов, опубликованных тематическими изданиями, исчерпывающей информацией, размещенной на официальном сайте федеральной налоговой службы, у ряда субъектов предпринимательской деятельности, до сих пор бытует мнение, что как только после момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя проходит три года, они попадают в план выездных налоговых проверок. Пока этот период не прошел, ВНП можно не опасаться.
На самом деле, три года — это максимальный период, подлежащий контролю в рамках выездной налоговой проверки, который установлен п. 4 ст. 89 НК РФ. Это лишь «удобный» период для инспекции, т.к. у нее есть больше шансов, что по совокупности выявленной налоговой недоимки она потянет на уголовно-правовые последствия, наличие которых резко повышает шансы ее взыскать.
Проверить могут и вновь зарегистрированную организацию после истечения первого налогового периода и наступлению сроков предоставления налоговой отчетности, а могут и вообще не проверять и в течение хоть десяти лет – все зависит от тех цифр, которые они включают в отчетность, от характера контрагентов, с которыми они заключают сделки.
Ресурсы инспекции ограничены – она не имеет необходимое количество специалистов, отделы выездных налоговых проверок постоянно перегружены работой при том, что с них строго спрашивают за сроки. Поэтому, просто так, «для кучи», никто не будет бить по организации таким мощным оружием, как выездная налоговая проверка.
Это мини-война, экспансия ресурсов налогоплательщика в результате которой инспекции мало получить лицевой счет с отрицательным миллионным бюджетным сальдо – в этом случае она только проиграет. Ей обязательно нужно эти цифры не только нарисовать, но и взыскать, тогда это будет считаться для нее полной победой.
Задача любого налогоплательщика, соответственно – не подставится, вовремя отойти или совсем уйти.
📌 Реклама Отключить

Когда пора закрываться

Срок, когда пора ликвидировать юридическое лицо, чтобы избежать ВНП, может наступить и через квартал после создания, например, если в нем проведена какая-то операция и через полгода, и через год.

Чем больше фирма «хулиганит», по своей вине или по вине ее контрагентов – тем короче должна быть ее жизнь. Если в регионе начинаются кошмары, лучше в нем не оставаться.
Держаться за юридическое лицо без веских на то причин, при том, что пока величина уставного капитала для общества с ограниченной ответственностью составляет 10 000 рублей, а срок регистрации его вместе с открытием расчетного счета не превысит одной недели, представляется неблагоразумным.
Ведь «поздно», это не уже тогда, когда получено на руки решение о проведении выездной налоговой проверки и даже не тогда, когда это решение только набирается на подпись, «поздно» это уже тогда, когда инспектора начинают собирать детальную информацию по проверяемому субъекту, осуществляя предпроверочный анализ, который может начаться за три-четыре месяца до официального оформления решения о назначении ВНП.
Как правило, большинство юридических лиц, не имеющих на своем балансе активов, долгосрочных контрактов, дорогостоящих лицензий и т.п. держат по полтора-два года, иногда чуть больше.
Если на балансе имеются «тяжелые» активы, долгосрочные контракты, прочие обязательства, бизнес обычно дробят, работая через группы компаний, каждое юридическое лицо в которой, в зависимости от своей роли, имеет определенный срок жизни.
Российский менталитет таков, что он не хочет в должной мере финансировать организацию коммерческого потока, предпочитая получать информацию по «сарафанному радио» и попадая, в связи с этим на многие миллионы, десятки, а то и сотни миллионов штрафов.
Если деловой партнер заплатил за ликвидацию сто тысяч рублей, бизнесмен никогда не заплатит миллион, даже если этот миллион сэкономит ему пятьдесят миллионов.
Недельные хлопоты по переоформлению контрактов, переводу активов, регистрации юридических лиц кажутся ему чрезмерными.
А потом, когда в течение нескольких месяцев бухгалтера коробками носит документы в инспекцию, а копировальную технику требуется заправлять каждые два-три дня, расчетным счетом становится пользоваться опасно, приходит озарение, что та неделя могла сэкономить уйму времени и не только.
Своевременность — ключевое понятие в жизнедеятельности юридического лица.
📌 Реклама Отключить

Ликвидация юридического лица без долгов

Единственный легитимный способ закрытия фирмы без долгов, предусмотренный действующим законодательством – официальная ликвидация фирмы по решению ее участников.
Необходимые условия для ликвидации – отсутствие долгов и не отвеченных вопросов со стороны уполномоченных органов.
Существует поверье, что при ликвидации юридического лица обязательно назначается ВНП.
Однако, при ликвидации организации выездная налоговая проверка является не обязанностью, а правом налоговой инспекции (п. 11 ст. 89 НК РФ).
Универсального мерила здесь нет – могут назначить, а могут и не назначить. Если фирма не вела чрезмерно активной коммерческой деятельности, не относится к группе риска, то можно осуществлять процедуру ликвидации, без каких-либо подготовительных мероприятий.
Если организация находится где-то около группы риска ВНП, то проверка, возможно будет.
Но, несмотря на идентичность названий, «стандартная» выездная налоговая проверка и выездная налоговая проверка, проводимая в связи с ликвидацией юридического лица – это разные мероприятия.
При проведении «обычной» ВНП, на момент ее официального начала, инспектора уже знают о нарушениях налогоплательщика, т.к. информация собрана в результате предпроверочного анализа.
При проведении ВНП, связанного с ликвидацией юридического лица, предпроверочный анализ не проводится и готовой информации о нарушениях у них нет. Пройти такую проверку с формальными начислениями кратно легче, чем полноценную ВНП.
Если юридическое лицо относится к группе риска, то, конечно, заявление о ликвидации, зарегистрированное в установленном порядке, будет красной тряпкой, на которую бросятся инспектора. Станут ли они растягивать сроки проверки, будут ли компенсировать нехватку и недостаток информации – в любом случае, рисковать здесь не стоит.
Перед ликвидацией, ее нужно плавно вывести их этой самой группы.
Делается это следующим образом – договора постепенно переводятся на другие юридические лица, обороты начинают падать вплоть до нуля.
Расчеты постепенно прекращаются, в организацию заводится технический директор, желательно с юридическим образованием (не номинал!) – то есть с целью управления, а именно ликвидации.
В какой-то промежуток, в течение этих мероприятий, организация, возможно, меняет регион постановки на налоговый учет.
После этого, в зависимости от портфолио фирмы, отношений с налоговиками, она либо сразу заводится в процедуру добровольной ликвидации, либо какое-то время сдает нулевую отчетность, вплоть до трехлетнего периода.
Главное – плавность, отсутствие резких движений, постепенность и последовательность. Это самый дорогой, однако самый эффективный (и единственный легитимный) способ ликвидации юридического лица без долгов.
📌 Реклама Отключить

Ликвидация юридического лица с долгами

Если у организации имеется кредиторская задолженность, то остается только банкротство – единственный легитимный способ ликвидации фирмы с долгами.
Срок проведения процедуры банкротства составляет от 9-10 месяцев и дольше.
Налоговики любят банкротить по собственной инициативе, но не любят проводить мероприятия налогового контроля в отношении банкротящейся организации. Поэтому данный способ позволяет ликвидировать юридическое лицо практически всегда без ВНП.
Сложность в другом. Если задолженность организации не бумажная, а реальная, то провести банкротство без последствий для контролирующих предприятие лиц, скорее всего, не удастся. Еще пять лет назад ликвидация через банкротство отлично работала.
Три года назад она просто работала. Год назад процедура «почти работала».
Сегодня шанс закрыть свою фирму, имеющую в пуле не бумажную, а реальную кредиторскую задолженность, размер которой начинается от семи нулей и выше, со списанием всех долгов, без привлечения к ответственности контролирующих лиц, равен примерно 40/60.
Где 60% — негативный исход в виде привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Если в портфеле кредиторской задолженности имеются «агрессивные кредиторы» — банки, уполномоченные органы, то шанс падет примерно 20/80, где 80 % — негативный исход.
Любая процедура банкротства, даже та, которая проводится «лояльным» арбитражным управляющим, карманы которого туго набиты деньгами собственников ликвидируемого юридического лица, подразумевает конфликт трех групп интересов – должника, кредиторов и арбитражного управляющего. Первый заинтересован в списании всех обязательств, вторые во взыскании, в том числе за счет личного имущества контролирующих должника лиц, третий в том, чтобы получить свое вознаграждение и избежать привлечения к ответственности.
Сделки банкрота, совершенные им в трехлетний период, предшествующий дате подаче соответствующего заявления, могут быть оспорены с возвратом выведенного имущества в конкурсную массу. В любой процедуре долги не могут быть списаны «в никуда» — кто-то все равно должен будет оплатить банкет. Либо это должник, либо кредиторы, либо арбитражный управляющий.
Да, конечно, институт только развивается, сплошь и рядом еще проскакивают процедуры вообще без подачи заявления на привлечение к субсидиарной ответственности арбитражным управляющим, но происходит это лишь потому, что кредиторы должника не знают своих прав в деле о банкротстве и (или) не умеют ими пользоваться.
Использовать процедуру банкротства по собственной инициативе можно в двух случаях — либо если обязанность подать заявление на банкротство уже наступила (ст. 9 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), либо тщательно подготовив организацию.
Отдать свое предприятие — свою подноготную, незнакомым людям в надежде, что они пойдут на халатное исполнение действующего законодательства для того, чтобы списать чужие долги, по меньшей мере, наивно.
А тем людям, которые видят в банкротстве «дули» и «фиги», показываемые кредиторам, так и другим, кто рисует для них «дули» и «фиги» можно посочувствовать — ведь жизнь, как бумеранг и «грузя» очередного «лоха» возможностью показать всем дулю за несколько десятков или сотен тысяч рублей есть шанс в недалеком будущем увидеть свою фамилию в исполнительном листе с требованием погасить убытки, причиненные кредитору в деле о банкротстве.
📌 Реклама Отключить

Альтернативная ликвидация юридического лица

Альтернативная ликвидация — это комплекс действий с юридическим лицом, направленных в конечном итоге на его исключение из ЕГРЮЛ «обходными путями» и снятию ответственности с уполномоченных лиц.
Альтернативная ликвидация позиционируется авторами многочисленных предложений «Жать!» «Звонить!» «Заказывать!» (дословно взято из текстовок рекламных объявлений «Яндекс-Директа» по запросу «ликвидация фирмы») как «наиболее надежный способ ликвидации юридического лица без налоговой проверки».
Создатели рекламных материалов «юридических» сайтов предлагают через улыбающихся выбеленными зубами англосаксонских физиономий «закрыть свою фирму через продажу» или «закрыть свою фирму через реорганизацию».
Учитывая массовость предложений, необходимо сказать два слова об указанных «юридических» способах «ликвидации».
Примерно до июня 2016 года в стране широко практиковались реорганизации юридических лиц присоединением «в группе» (ст. 57 ГК РФ), т.е. процедуры, в результате которых к одной организации-правопреемнику присоединялось 3-5-7-10 и более компаний, таким образом прекращая свою деятельность.
И, надо сказать, в 8 случаев из 10 им это удавалось, даже несмотря на след в виде правопреемника, о котором все старались больше не вспоминать. Главное, что компании исключались без ВНП. Конечно, кое-какие реорганизации блокировались и отменялись заинтересованными лицами, но, в целом, процесс проходил удачно.
2016 год внес существенные коррективы, вступлением в силу Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и изданием приказа ФНС от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ «о проверке юридических лиц». После того, как приказ был озвучен и разжеван на всевозможных совещаниях, начался «крестовый поход» против всех организаций, которые налоговики посчитали «однодневками».
В ЕГРЮЛ появились графы о недостоверности сведений, налоговые органы получили право приостанавливать любое регистрационное действие до 30 дней для получения пояснений. Учитывая, что правопреемниками в 95% реорганизаций были именно однодневки, использование которых обеспечивало дешевизну процедур, процесс встал. И ЕГРЮЛ пополнился десятками тысяч организаций со статусом “находится в стадии реорганизации».
Из «альтернативной ликвидации» сегодня еще можно переписать компанию на физических лиц, в том числе нерезидентов РФ.
Можно переоформить свое юридическое лицо на управляющую компанию и офшор.
Что это даст? Снимет ответственность за дальнейшую сдачу отчетности.
При закрытом расчетном счете, возможно, регистрирующий орган через 12-14 месяцев ликвидирует юридическое лицо, как недействующее.
А, возможно, уже в ближайшее время внесет в ЕГРЮЛ сведения о том, что реквизиты данного юридического лица, отраженные в ЕГРЮЛ недостоверны. Стоит ли «пачкать» свой бизнес?
Стоит добавить, что с выездной налоговой проверкой данный способ никак не связан — захотят проверить, проверят и с новым «директором» и «участником». А, в случае обнаружения существенных нарушений — привлекут действительно ответственных за них лиц.
📌 Реклама Отключить

Грамотная и своевременная ликвидация «лечит» юридическое лицо от возможных мероприятий налогового контроля. Полуграмотная или несвоевременная только покалечит.

юрист Фищук Александр Алексеевич
Источник: Праворуб

Выездная проверка при ликвидации ООО: как пройти и как избежать?

Часто при ликвидации ООО руководителям фирмы понервничать, ведь их ждет выездная проверка. Что же проверяют налоговики? Можно ли отказаться от прохождения проверки? Давайте узнаем.

Общие сведения о выездной проверке при ликвидации ООО

Руководитель ООО принимает решение о ликвидации своей организации. Будь то банкротство или просто прекращение деятельности – в любом случае существует ряд правил, регулирующих процесс закрытия ООО.

Самым важным моментом является налоговая проверка. При ликвидации она выездная. Независимая и планомерная. Рассчитанная на изучение бухгалтерской документации за время деятельности предприятия и выявление нарушений НК РФ.

Особенности и сроки проверки при ликвидации ООО описаны в этом видео:

Понятие и особенности

Это способ налогового контроля для выявления нарушений ликвидируемой организации за время ее существования. Производится на территории налогоплательщика. Срок проверки обычно не превышает 2 месяца.

Цели и принципы

Целью налогового расследования является выявление ошибок в бухгалтерской работе и поиск фактов уклонения или неуплаты налогов, а так же уменьшение налоговой базы. Главная задача – понять, был ли нарушен налоговый кодекс за период существования ООО. Главным образом будет вестись поиск неуплаченных налогов и пеней.

Принципы выездной проверки:

  • Независимость. Ход проверки защищен от постороннего влияния (проверяющие органы независимы от проверяемой организации).
  • Планомерность. Контрольная деятельность тщательно готовится – составляется график мероприятий контроля, устанавливается перечень объектов и документов, подлежащих проверке, проверяется соответствие возможностей проверяющих с количеством времени, отведенного на сам процесс.
  • Объективность и достоверность. Выявленные нарушения в ходе расследования должны быть документально подтверждены зарегистрированы. Не допускается документирование фактов на основе домыслов и предположений проверяющих.
  • Документальное оформление результатов. Ход проверки должен фиксироваться в специализированных документах. При надлежащем документировании появляется гарантия соблюдения прав и интересов проверяемой организации (это плюс при подаче жалоб в вышестоящие инстанции).
  • Взаимодействие и обмен полученными данными с иными общегосударственными органами. Это важно для возможности привлечения налогоплательщика к ответственности (например, возбуждение уголовного дела, если в ходе расследования обнаружено совершение преступления).

Самый главный принцип налоговой проверки – однообразное, одинаковое осуществление налогового контролирования на всей территории страны, для всех организаций

Возможность избежать

Пп. 1 п. 1 ст. 59 НК РФ рассказывает о том, что ликвидация объединения является главной причиной для признания задолженности по налогам, пеням и штрафам, безнадежных к взиманию. В этом случае в ЕГРЮЛ вносится информация о ликвидации и выездная проверка не может быть проведена. Поэтому расследование должно быть осуществлено до момента признания организации банкротом.

Если ликвидация ООО происходит по решению собственников, выездная налоговая проверка обязательна. Согласно ст 89 НК РФ налоговое расследование является обязательным этапом процедуры прекращения деятельности предприятия.

За время своей деятельности в ООО обычно накапливаются долги и появляется кредиторский список. Частые и крупные обороты денежных сумм – главный показатель того, что грядет приезд налоговых инспекторов. Органы ФНС будут добиваться выплаты всех причитающихся сумм должникам, а так же будут искать нарушения в ведении отчетности, анализировать, не является ли банкротство преднамеренным.

При ликвидации организации приводится в порядок бухгалтерская документация, происходит расчет со всеми кредиторами и проверка исполнения этого обязательства. Считается, что инспектирование в случае ликвидации обязательно. Но на практике встречаются случаи, когда ликвидация предприятий происходит без выездной налогового расследования.

  • Объединения, которые за время своего существования не нарушали законов и вовремя исполняли свои обязательства по выплате налогов и сборов, предоставлении отчетности, могут рассчитывать на процесс ликвидации без осуществления налогового расследования. Главным требованием является отсутствие притязаний к владельцам ООО от Налоговой.
  • Предприятия с нулевым балансом (отсутствие денежных средств на приходе и расходе баланса — значит, нет кредиторов) так же могут рассчитывать на ускоренный процесс ликвидации без налоговой проверки.
  • Если ООО ликвидируется путем продажи, проверка осуществляться не будет.

Проведение такого мероприятия

Осуществляется данное расследование независимо от того, какой период просуществовала организация и сколько раз в ней проводились налоговые проверки до момента ликвидации. Даже если с момента последней проверки истек совсем небольшой период времени, выездная проверка при ликвидации все равно будет осуществлена.

Период, который охватит проверка – 3 последних календарных года, предшествующих моменту ликвидации, а так же период текущего календарного года, в котором было принято решение о ликвидации. Срок проведения процедуры обычно не превышает 2 месяца, но иногда это время увеличивается (например, форс-мажорная ситуация).

До полугода длятся налоговые расследования, если необходимо проверить сеть филиалов организации. Проверка может закончиться досрочно. Для этого требуется официальное распоряжение от руководства НИ.

Нормативное регулирование

  • В соответствии со ст. 82 НК РФ выездная налоговое расследование производится в разнообразных формах лицами, уполномоченными на совершение данного мероприятия:
    • Сверка бухгалтерского документооборота и его соответствие требованиям и нормам законодательства;
    • Проверка и личный осмотр помещений и объектов собственности ООО;

Налоговые инспекторы получают разъяснения в связи с найденными нарушениями от владельцев ООО.

  • В соответствии со п.1 ст. 89 НК РФ проверка может пройти:
    • У налогоплательщика (по фактическому адресу нахождения ООО);
    • В налоговых органах (если у владельца ООО нет возможности создать условия для проведения данной процедуры).
  • В соответствии с п. 13 ст. 89 НК РФ возможно проведение инвентаризации. В этот момент проверяется достоверность отчетной документации ООО.
  • В соответствии со ст. 91, 92 НК РФ лица, направленные на расследование, имеют полное право осматривать любые помещения и территории, которые принадлежат налогоплательщику (от которых он извлекает выгоду/доход).
  • В соответствии со ст. 93, 93.1 НК РФ лица, направленные на расследование, имеют полное право запросить у налогоплательщика документы, необходимые для проверки.
  • В соответствии со ст. 94 НК РФ в момент расследования уполномоченные лица имеют полное право производить выемку документов и предметов. Это нужно в случае выявленного нарушения. Чтобы были доказательства.
  • В соответствии со ст. 95 НК РФ возможно привлечение эксперта.
  • В соответствии со ст. 90 НК РФ возможен допрос свидетеля, который владеет информацией, имеющей значение для налогового расследования.
  • В соответствии со ст. 90 НК РФ возможен допрос любого физического лица, которое владеет информацией, имеющей значение для налогового расследования.
  • В соответствии со ст. 95 НК РФ, если в ходе расследования экспертный специалист найдет нарушения, не относящиеся к настоящему расследованию, он запишет их в свое заключение.
  • В соответствии со ст. 97 НК РФ может быть привлечен переводчик.

Привлечение переводчика при налоговой проверке — тема видеоролика ниже:

Необходимые документы и ответственные органы

Если руководитель принял решение о прекращении деятельности , нужно:

  • Произвести расчисление со всеми сотрудниками, кредиторами;
  • Заплатить все штрафы, неустойки, налоги и сборы;
  • Привести в порядок бухгалтерскую документацию и свидетельства, подтверждающие подачу отчетности вовремя;
  • Создать ликвидный баланс;
  • Произвести публикацию в СМИ о прекращении существования ООО.

Для того, чтобы налоговое расследование прошло максимально гладко, рекомендуется произвести инициативный аудит. Это снизит вероятность расхождений в документах и исключит ошибки бухгалтера, а так же придаст уверенности управленцам ООО. Ответственный орган за проведение выездной налоговой проверки – Налоговая инспекция РФ.

Процедура

  • Обычно срок, за который происходит налоговое расследование, не превышает двух месяцев.
  • В некоторых случаях это время может увеличиться и составить 4 или 6 месяцев.
  • Начальной точкой отсчета времени проверки является день, в который вынесено решение о проведении расследования.
  • Окончанием считается день, в который была составлена справка об осуществленной проверке.

Ходе проверки:

  • Проверка документов;
  • Анализ документов;
  • Направление запросов в иностранные государства, к котором имеет отношение ликвидируемое ООО;
  • Инвентаризация (составление инвентаризационных описей);
  • Допрос свидетелей;
  • Осмотр помещений, территорий, документов и предметов;
  • Выемка документации (днем, ночью это запрещено);
  • Заполнение документации и актов;
  • Составление выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов;
  • Принятие решения по результатам проверки.

Процедура проверки может быть сплошная или выборочная.

По окончании процедуры принимается решение о привлечении/непривлечении налогоплательщика к ответственности, доначисление неуплаченных налогов, пеней.

Важная информация

  • Если у руководителя ООО нет возможности предоставить документацию для проверки, нужно написать письмо с уведомлением о невозможности доставке/передаче документов в налоговую с указанием причин.
  • За сокрытие документации или неполное предоставление информации накладывается административная ответственность.
  • Результатом расследования является акт налоговой проверки.
  • Если налогоплательщик, в отношении которого было проведено налоговое расследование, уклоняется принять результат, документ направляется ему почтовым отправлением.

О том, что делать, если нагрянула проверка после реорганизации ООО, расскажет видео ниже:

Налоговая проверка при ликвидации общества с ограниченной ответственностью и виды ее проведения

Ликвидация любого юридического лица, в том числе и общества с ограниченной ответственностью, является достаточно сложным процессом. Одним из этапов такого процесса является проведение налоговой проверки.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Проведение налоговой проверки при ликвидации общества с ограниченной ответственностью и ее обязательность

Обязательность проведения изучения ликвидируемой организации Федеральной налоговой службой регулируется положениями статей 49 и 50 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сложившаяся практика применения положений действующего законодательства при ликвидации различных видов юридических лиц, в том числе обществ с ограниченной ответственностью, говорит о том, что руководство или ликвидационная комиссия обязаны уведомить налоговые органы о том, что планируется ликвидация организации. Однако само такое уведомление не может быть рассмотрено в качестве юридически значимого основания для проведения проверки.

В том случае, если речь идет о ликвидации юридического лица, у которого имеются существенные долги перед государственными органами или перед кредиторами, проверка будет проводиться с целью выявления возможных нарушений в части соблюдения норм налогового права. Кроме того, налоговая проверка практически всегда будет обязательной для случаев, связанных с банкротством юридического лица. Однако все перечисленные случаи не могут быть рассмотрены в качестве основания для обязательного проведения такой проверки. Решение принимается в каждом конкретном случае на основании имеющихся данных о функционировании организации, а также о совершаемых ею платежей налогового типа.

Камеральная налоговая проверка

Часть 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации подразумевает возможность проведения налоговой проверки без выезда в организацию. В этом случае речь идет о камеральной проверке, то есть невыездной.

Что проверяет

В случае с таким видом проверки происходит изучение предоставленной налоговой отчетности путем сверки имеющихся данных с теми, которые были предоставлены в такой отчетности. Сама такая проверка проводится сотрудниками налоговых органов без посещения того юридического лица, которое предоставило документы для проверки.

Проведение камеральной проверки практически во всех случаях ликвидации юридических лиц, в том числе обществ с ограниченной ответственностью, является обязательной, так как направлено на выявление недоплат по налогам в счет государственного бюджета.

Для проведения такой налоговой проверки не потребуется получение каких-либо санкций уполномоченных контролирующих органов, так как проверяется без дополнительных запросов имеющаяся информация, которая в свое время уже поступила в налоговые органы, например, при передаче на проверку промежуточного ликвидационного баланса.

Сроки

В рамках такой проверки сотрудникам налоговых органов дается три месяца для того, чтобы изучить все предоставленные документы. Этот срок является максимальным – он может быть использован в полном объеме в том случае, если было установлено, что имеются какие-либо нарушения, и произошел запрос дополнительных документов. Если камеральная проверка длится весь такой максимальный срок, то ликвидация организации может быть отложена до того момента, когда не будет получен итоговый акт о результатах проверки.

Алгоритм проведения

В настоящее время проведение камеральной проверки осуществляется следующим образом:

  • данные из предоставленных отчетных документов, в том числе из ликвидационного баланса, вводятся для изучения в АИС «Налог»;
  • в автоматическом режиме происходит контроль предоставленных конечных (контрольных) чисел и имеющихся в системе данных об этой организации и проводимых ею отчислениях;
  • в случае выявления несовпадений в полученных результатах проверка проводится в ручном режиме путем изучения предоставленных данных сотрудниками налоговых органов и сравнения с имеющимися сведениями для точного выявления возможных ошибок в начислениях и совершенных платежах;
  • после итогов ручной проверки представителю ликвидируемой организации, которая направила документы на проверку, отправляется специальное письмо с требованием разъяснить произошедшие расхождения и присланные показатели;
  • следующим шагом становится изучение предоставленной в ответ на полученное письмо бухгалтерской отчетности и документов, которые могут объяснить происхождение разночтений в данных налоговых органов и в продемонстрированных документах ликвидируемой организации.

Камеральная проверка направлена на выявление несоответствий показателей в имеющихся отчетных документах и в сведениях самой Федеральной налоговой службы.

Итогом такой проверки становится издание специального акта, который должен быть направлен в проверяемую организацию в течение пяти дней после его издания.

В акте отражаются сведения о проверенных документах, а также о том, какие нарушения были выявлены и что необходимо предпринять для устранения таких нарушений.

Выездная налоговая проверка

В отличие от камеральной проверки для организации выездной необходимо наличие специального решения, принятого руководителем того территориального органа Федеральной налоговой службы, к которому относится ликвидируемое общество с ограниченной ответственностью.

Срок проведения

Срок проведения выездной проверки – не менее двух месяцев, однако, он может быть сокращен в случае, если при ее проведении досрочно станет понятно, что организация ликвидируется без каких-либо нарушений, с точки зрения соблюдения налогового законодательства, а также без каких-то нарушений в части исполнения необходимых платежей.

Максимальный срок, который может быть установлен для такой проверки, не может превышать шесть месяцев.

Выездная проверка при проведении ликвидационных мероприятий проводится по всем уплачиваемым налогам комплексно вне зависимости от того, были ли другие проверки за последние три года.

Права сотрудников налоговой инспекции

При осуществлении выездной проверки сотрудники налоговых органов вправе:

  • проводить инвентаризацию того имущества, которое есть у общества с ограниченной ответственностью, при этом такая инвентаризация может носить принудительный характер;
  • проводить в обязательном присутствии понятых осмотр имеющегося имущественного комплекса, а также тех помещений, которые находятся в пользовании на основании договора аренды;
  • на основании специально вынесенного постановления осуществлять выемку документов. Такая выемка будет иметь принудительный характер;
  • назначать проведение различных видов экспертиз и дополнительных проверок.

Если в ходе проведения выездной налоговой проверки будет установлено, что часть документов оформлена на иностранном языке (при работе с контрагентами), то сотрудники, работающие на такой проверке, могут привлекать переводчиков и специалистов по иностранному праву (последние могут быть привлечены в том случае, если у сотрудников налоговых органов возникают вопросы по применению российского законодательства и возможного правового конфликта при оформлении проверяемых документов).

По итогам такой проверки также осуществляется составление специального акта. Только после того, как был получен акт, если в нем не указано никаких нарушений, либо выявленные нарушения могут быть легко устранены, можно переходить к следующему этапу – непосредственной ликвидации общества с ограниченной ответственностью.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Екатерина Алейникова Юрист. Автор статей. Практика в сфере госзакупок, недвижимости, ДТП, споров со страховыми компаниями Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *