Легковой фургон

Категория транспортного средства для целей налогообложения определяется по типу и назначению транспортного средства, указанному в его паспорте (ПТС).

Положение о паспортах транспортных средств, а также образцы соответствующих бланков утверждены приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005.

Тип транспортного средства указывается в строке 3 ПТС (легковой, автобус, грузовой и т.д.), категория (A, B, C, D, BE, CE, DE и т.д.) – в строке 4 ПТС (п. 27, 28 Положения).

Согласно Приложению 3 к Положению к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся:

  • механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые)
  • механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т (грузовые).

Кроме того, пунктом 26 Положения предусмотрено, что в строке 2 ПТС отражается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): «1» – легковой автомобиль, «2» – автобус, «3» – грузовой (бортовой), «7» – фургон, «9» – специальный транспорт.

Таким образом, указание категории «В» в ПТС однозначно не свидетельствует, что транспортное средство относится к легковым автомобилям. При определении категории транспортного средства следует учитывать информацию, указанную в строке 3 «Тип транспортного средства» и в строке 4 «Категория (назначение) транспортного средства» ПТС.

К такому выводу приходят и контролирующие органы (см. письма Минфина России от 13.08.2012 № 03-05-06-04/137, от 19.03.2010 № 03-05-05-04/05).

ГРУЗОПАССАЖИРСКИЙ АВТОМОБИЛЬ —

легковой или грузовой?

Поводом для написания данной статьи послужил поступивший в редакцию вопрос. Его суть сводится к следующему.

Предприятие арендует машину директора — грузопассажирский Volkswagen Transporter T4. За месяц его 3 — 4 раза используют как грузовой автомобиль (перевозка металла), а остальные дни автомобиль используется как легковой (поездки в банк, к клиентам и т. д.), т. е. ТТН не выписываются, есть путевые листы. Как считать валовые расходы по ГСМ, аренде (как легкового или грузового авто)? Какие путевые листы выписывать?

Учитывая, что субъекты хозяйственной деятельности часто сталкиваются с подобной проблемой, ответим на поставленные вопросы в рамках этой публикации.

Жанна СЕМЕНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Документы статьи

Закон № 2344

— Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Правила № 1306

— Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.

Правила № 363

— Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

Приказ № 488/346 —

совместный приказ Минтранса и Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» от 29.12.95 г. № 488/346.

Критерии признания автомобиля легковым или грузовым

В законодательстве* присутствует термин «грузопассажирский автомобиль», под которым понимается автомобиль, предназначенный по своей конструкции и оборудованию для перевозки как пассажиров, так и грузов. Однако для целей налогообложения важна классификация автомобиля либо как легкового, либо как грузового.

* В частности, в Правилах предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденных постановлением КМУ от 18.02.97 г. № 176. Грузопассажирские автомобили упоминаются также в ТН ВЭД.

Согласно

Закону № 2344:

грузовой автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов;

легковой автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения не более девяти, включая место водителя. Если количество мест для сидения превышает девять, то такой автомобиль классифицируется уже как автобус.

Согласитесь, что данные определения довольно расплывчаты и не дают четких критериев классификации автомобилей на грузовые и легковые. На данный момент существует разъяснение ГНАУ по этому вопросу, которым могут воспользоваться субъекты хозяйствования (см.

«Как можно определить, является грузопассажирский автомобиль легковым или грузовым»).

Как можно определить, является грузопассажирский автомобиль легковым или грузовым

Извлечение из письма ГНАУ от 22.06.2006 г. № 3490/П/17-0315

«Согласно разъяснению Гостаможслужбы (

письмо от 05.05.2005 г. № 11/1-37/5038-ЕП) транспортные средства, в зависимости от типов и назначения, подразделяются на: пассажирские, которые в зависимости от количества определенных изготовителем автомобиля мест для пассажиров классифицируются в товарных позициях 8702 или 8703 по УКТВЭД; грузопассажирские и грузовые, классифицируемые в товарных позициях соответственно 8703 и 8704 по УКТВЭД; специального назначения (товарная позиция 8705 по УКТВЭД) — специально сконструированные или приспособленные для размещения различных устройств, предоставляющих им возможности выполнять определенные нетранспортные функции, т. е. основной целью применения транспортного средства этой товарной позиции не является перевозка людей либо грузов.

В то же время

решающим фактором отнесения транспортного средства к соответствующей товарной позиции классификации являются технические условия, область применения и назначения, определенные заводом-изготовителем при производстве конкретной модели транспортного средства или ее модификаций.

При классификации малотоннажных автомобилей, автомобилей с цельнометаллическим кузовом и двойного назначения, транспортных средств, сконструированных на базе легкового автомобиля (в конструкции которых отсутствуют шасси и грузовая платформа), конструктивно рассчитанных как для перевозки пассажиров, так и грузов,

в товарной позиции 8703 должны выполняться следующие критерии: в салоне автомобиля за сиденьем водителя есть сиденья для пассажиров, которые могут быть фиксированными, составными, смонтированными на анкерном креплении или выносными; наличие в салоне и багажном отделении внутренней отделки и устройств, свойственных транспортным средствам, предназначенным для перевозки пассажиров; обязательно наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова автомобиля, боковых и задних дверях.

Для классификации малотоннажных грузовых автомобилей с цельнометаллическим кузовом в товарной позиции 8704 присущи следующие критерии

: наличие документального подтверждения, что тип этого транспортного средства грузовой (информация из паспорта завода-изготовителя, технического паспорта и т. п.); существование одного ряда сидений (кроме случаев использования сдвоенной кабины на транспортном средстве с рамой или шасси); установленные заводским способом постоянная панель или барьер между местом водителя и пассажиров и багажным отсеком (в случаях, когда для конкретной модели автомобиля это предусмотрено изготовителем); отсутствие расположенных сзади места водителя мест для сиденья (в том числе откидных или раскладных), либо специально назначенных мест для их крепления (установки), а также отсутствие окон либо не более одного, за сиденьем водителя, в боковых панелях задней части кузова автомобиля, кроме задних и боковых дверей (при условии использования данного транспортного средства в качестве грузового, что определено заводом-изготовителем).

Например, если конкретный автомобиль ИЖ-2717-90 соответствует признакам, характерным для легкового автомобиля, то налог необходимо уплачивать по ставкам, определенным для легковых автомобилей (код 8703) в зависимости от объема цилиндров двигателя. Если этот автомобиль не соответствует таким признакам и классифицируется в товарной позиции по коду 8704 «Автомобили грузовые», к которым относятся обычные грузовики и фургоны всех видов, используемые для перевозки грузов, а не перевозки пассажиров, то налог уплачивается по ставкам для грузовых автомобилей (код 8704) также в зависимости от объема цилиндров двигателя».

С учетом приведенных отличительных признаков предприятие само должно классифицировать автомобиль либо как грузовой (код 8704), либо как легковой (код 8703). Как следует из вопроса, в автомобиле перевозится металл, поэтому, скорее всего, за местом водителя отсутствуют места для сидения, что позволяет признать его грузовым. Обратите внимание, что для признания автомобиля легковым в нем

обязательно должны быть окна в двух боковых панелях задней части кузова и в боковых и задних дверях. Соответственно, отсутствие окон автоматически делает автомобиль грузовым. Если автомобиль по приведенным критериям соответствует грузовому, то тот факт, что он используется и для поездок по городу в других целях (в банк, для встреч с клиентами и т. п.), не делает его легковым (авто не может быть одновременно и легковым и грузовым), поэтому и для целей документального оформления, и для целей учета такой автомобиль будет грузовым.

Еще одна деталь. Если речь идет об импортном автомобиле, то при ввозе на территорию Украины такой автомобиль подлежит сертификации, по результатам чего оформляется сертификат соответствия. В данном сертификате указывается код данного автомобиля 8703 — легковой, 8704 — грузовой, 8702 — автобус и др. При классификации автомобиля служба сертификации руководствуется теми же критериями, которые приведены в вышеупомянутом письме ГНАУ. В связи с этим предприятие может ориентироваться на сертификат соответствия на данный автомобиль, который должен находиться у собственника авто.

Оформление документов на перевозку грузов

Теперь, что касается оформления документов при перевозке грузов. Как следует из приведенного в письме вопроса, автомобиль используется для доставки собственного груза своими силами со склада поставщика. Согласно

ст. 48 Закона № 2344 документами для юридического лица, которое осуществляет грузовые перевозки для собственных нужд, являются:

— для автомобильного перевозчика — документ, удостоверяющий использование транспортного средства на законных основаниях, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;

— для водителя — удостоверение водителя соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство,

путевой лист, товарно-транспортная накладная или другой определенный законодательством документ на груз, другие документы, предусмотренные законодательством Украины.

Путевые листы, как известно, выписывает

перевозчик, под которым понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее на коммерческой основе или за собственные средства перевозки пассажиров или (и) грузов транспортными средствами.

Так как перевозчиком в данном случае выступает само предприятие, то оно в обязательном порядке должно выписывать путевые листы (причем путевые листы грузового автомобиля) на данные поездки. Требование об оформлении путевого листа именно грузового автомобиля исходит из

п. 1.13 Правил № 363: путевой лист грузового автомобиля является документом, без которого перевозка грузов не разрешается.

Что касается товарно-транспортной накладной (ТТН), то ее применение, как известно, не дает покоя налоговым органам как бельмо в глазу. В связи с этим осторожный плательщик в данном случае предпочтет перестраховаться и выписать «сам себе» ТТН (достаточно одного экземпляра), в котором он сам будет и грузоотправителем, и грузополучателем, и перевозчиком. Основной аргумент у налоговых органов в требовании о наличии ТТН — это

п. 11.1 Правил № 363, согласно которому основными документами на перевозку грузов являются товарно-транспортные накладные и путевые листы грузового автомобиля.

И все же, на наш взгляд, выписка ТТН в данном случае необязательна.

Во-первых, относительно ТТН в

Правилах № 363 нет жесткой нормы, что без них перевозка грузов не допускается (аналогично той, что установлена по путевым листам грузового автомобиля).

Во-вторых, в

ст. 48 Закона № 2344, определяющей, какие документы должны быть у водителя при перевозке грузов автомобильным транспортом, сказано: «товарно-транспортная накладная или другой определенный законодательством документ на груз». В п. 2.1 Правил № 1306 говорится о том, что водитель должен иметь при себе документы на груз (требования о том, что это обязательно должна быть ТТН, здесь нет). На эту норму законодательства ссылается и Госдепартамент автомобильной инспекции при ответе на вопрос, какие документы должен иметь при себе водитель в пути (письмо от 23.08.2006 г. № Н-1234). Таким образом, главное, чтобы у водителя были документы на груз, которыми могут быть расходные накладные (акты приема-передачи, накладные на бесплатный отпуск товара и т. п.)*, оформленные в соответствии с установленными требованиями. Требования о том, что документом на груз может быть только ТТН, нет.

* Эти документы согласно Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV являются первичными документами, т. е. документами, которые содержат сведения о хозяйственной операции и подтверждают ее осуществление. Требования к оформлению первичных документов изложены в ст. 9 данного Закона.

В-третьих, приведем определение ТТН, данное в

Правилах № 363. Товарно-транспортная накладная — это единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы. В рассматриваемом в вопросе случае участником транспортного процесса является всего лишь один субъект, он же, как мы уже отмечали выше, и грузоотправитель, и грузоперевозчик, и грузополучатель. Выписка ТТН самому себе не имеет никакого смысла и юридической нагрузки:

— получение товара на складе поставщика осуществляется по доверенности на основании расходной накладной (акта приема-передачи или другого документа на груз);

— в пути, как мы уже говорили, обязательного требования о наличии у водителя ТТН в законодательстве нет (достаточно, чтобы был другой законный документ на груз);

— а факт осуществления перевозки будет подтверждать соответствующим образом оформленный путевой лист грузового автомобиля.

Из всего вышеизложенного делаем вывод, что

выписывать ТТН предприятию необязательно.

Кстати, вопрос с оформлением ТТН актуален не только в том случае, если автомобиль будет признан грузовым, но и если он будет классифицирован как легковой, но на нем будут перевозиться грузы. Из

п. 1 приказа № 488/346, которым и были утверждены формы первичного учета работы грузового автомобиля, следует, что форма ТТН должна применяться только при перевозке грузов грузовым транспортом. В то же время действующее законодательство (это упомянутые выше ст. 48 Закона № 2344 и п. 11.1 Правил № 363) требует оформления ТТН при любых перевозках грузов автомобильным транспортом (а не только грузовым). О том, что при использовании любых грузовых перевозок автомобильным транспортом нужно выписывать ТТН, в частности, говорится в письме Госдепартамента автомобильного транспорта от 26.12.2007 г. № 5327-02/06/14-07.

Кроме того,

приказ № 488/346 не прошел соответствующую процедуру регистрации нормативных актов в Министерстве юстиции Украины, предусмотренную Положением о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти, утвержденным постановлением КМУ от 28.12.92 г. № 731, поэтому предприятия, не входящие в сферу управления органа, выдавшего указанный нормативно-правовой акт, не обязаны исполнять его положения. Учитывая это, а также то, что Правила № 363 не содержат ссылки на приказ № 488/346, Госкомпредпринимательства дал разъяснение (письмо от 14.09.2007 г. № 6951), что допускаются разработка и использование предприятием своей формы товарно-транспортной накладной (с сохранением общеустановленных реквизитов для документа и с учетом правил заполнения документа) в части установления типовой формы ТТН.

Самое главное о налоговом учете автозатрат

В завершение несколько слов скажем о налоговом учете и отражении в отчетности расходов на ГСМ и аренду грузопассажирского автомобиля.

Если такой автомобиль будет признан грузовым, то здесь никаких особенностей в налоговом учете не будет. Расходы на его аренду и ГСМ включаются в состав валовых расходов в размере 100 %.

Если же автомобиль Volkswagen Transporter T4 будет признан легковым, то согласно

п.п. 5.4.10 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР затраты на оперативную аренду и ГСМ можно включить в валовые расходы лишь в размере 50 %. В связи с этим в декларации по налогу на прибыль:

— сумма фактически полученных арендных услуг будет отражена по строке 04.1 в размере 50 % от установленной суммы арендной платы;

— 50 % стоимости ГСМ, использованной в отчетном периоде на эксплуатацию легкового автомобиля, будет отражено в графе 4 таблицы 1 приложения К1 к декларации и тем самым фактически не увеличит валовые расходы предприятия. Обращаем ваше внимание, что графа 4 указанной таблицы (в отличие от граф 3 и 5) заполняется нарастающим итогом с начала года.

Что касается НДС*, то включение затрат на аренду и ГСМ в состав валовых расходов в размере 50 % никоим образом не ограничивает сумму налогового кредита. Если легковой автомобиль используется в хозяйственной деятельности предприятия, то сумма входящего НДС в стоимости ГСМ и арендной платы (если бы арендодатель был плательщиком НДС) попадает в налоговый кредит в 100 %-м размере, что в реестре полученных налоговых накладных и декларации по НДС отражается в общем порядке.

* Хотя для описанной в письме ситуации этот вопрос не актуален, так как арендодателем является обычное физлицо, для полноты картины считаем необходимым рассмотреть и его.

Вот такие моменты необходимо знать, покупая или арендуя грузопассажирский автотранспорт, а он сейчас получил признание и широкое распространение в Украине. Надеемся, что эта публикация поможет вам правильно классифицировать такое авто.

25 августа 2016

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 марта 2007 г. N Ф04-2095/2006(31851-А81-26)
(извлечение)

ГАРАНТ:

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2007 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Надымгазпром» (далее ООО «Надымгазпром»), город Надым, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 города Москвы и к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным решения N 271 от 08.04.2005, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1 776 рублей. Ему доначислен транспортный налог в размере 8 880 рублей и пени за его несвоевременную уплату в размере 297 рублей.

Заявленные требования налогоплательщик мотивировал тем, что налоговая инспекция при исчислении транспортного налога по транспортным средствам, которые, по его мнению, относятся к легковым автомобилям, неверно применила налоговую ставку, предназначенную для налогообложения грузовых автомобилей.

Решением от 05.10.2005 (судья З.) Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа заявленные требования удовлетворены в части доначисления транспортного налога за 2004 год, начисления пени по транспортному налогу, применения налоговых санкций в отношении транспортных средств — УАЗ 3909, в остальной части в удовлетворении требований отказано.

Постановлением от 16.12.2005 (судьи М.В.С., КИ.Д., М.А.Н.) апелляционной инстанции решение суда от 05.10.2005 отменено в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным начисления транспортного налога, пени и штрафа по другому типу транспортных средств -УАЗ 3303.

Постановлением от 17.04.2006 кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа (судьи С., К.Н.М., М.С.А.) судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.

При этом суд кассационной инстанции указал, что из паспортов транспортных средств следует, что автотранспортные средства УАЗ 3909, УАЗ 3303 отнесены как к специальным, так и грузовым транспортным средствам. Однако, как следует из обжалуемых судебных актов, данные противоречивые сведения судом не исследовались и оценка им не дана.

Также, по мнению суда кассационной инстанции, в нарушение требований статей 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные инстанции с учетом приведенных норм права необоснованно не исследовали и не дали оценку доводам Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о том, что на основании заключения завода-изготовителя ОАО «Ульяновский автомобильный завод», транспортные средства марки УАЗ 3303 и УАЗ 3909 следует относить к грузовым автомобилям, так как они сертифицированы по категории N 1 «Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны».

При новом рассмотрении дела арбитражному суду было предложено исследовать материалы дела, дать оценку обстоятельствам, на которые стороны ссылаются как на основания своих требований и возражений, рассмотреть заявленные требования по существу, при необходимости предложить сторонам предоставить дополнительные доказательства, исходя из норм действующего законодательства и указаний кассационной инстанции принять законное решение.

Решением от 05.07.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 30.10.2006 апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что поскольку согласно паспортов транспортных средств, представленных заявителем на УАЗ 3909, УАЗ 3303, они относятся не к легковым автомобилям, а специальным и грузовым и, согласно заключению завода изготовителя, перечисленные транспортные средства относятся к грузовым, то налоговый орган правомерно применил налогообложение по ставке 20 рублей с каждой лошадиной силы.

В кассационной жалобе ООО «Надымгазпром», ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение первой и постановление апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Указывает, что согласно ответу Управления государственного автодорожного надзора по Ямало-Ненецкому автономному округу N 124 от 28.04.2005, транспортные средства категории «В»: УАЗ 3303, УАЗ 3909 относятся к легковым автомобилям. Согласно техническим характеристикам данные автомобили можно использовать как в качестве легкового, так и в качестве грузового транспортного средства.

Отмечает, что представленными в дело доказательствами подтверждено и налоговым органом не опровергнуто, что спорные автомобили использовались предприятием для перевозки рабочих, то есть в качестве легковых. Факт перевозки грузов не доказан и судебными инстанциями не выяснялось, для каких целей использовались спорные автомобили в хозяйственной деятельности предприятия.

Отзывы на кассационную жалобу от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 города Москвы и инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа не представлены.

Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Материалами дела установлено, что 25.01.2005 ООО «Надымгазпром» по месту нахождения филиала «Медвеженское газопромысловое управление» представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по транспортному налогу за 2004 год.

На основании камеральной налоговой проверки данной декларации налоговой инспекцией было установлено занижение обществом суммы исчисленного транспортного налога с транспортных средств — УАЗ 3909, УАЗ 3303, поскольку для исчисления налога с данных автомобилей, которые следует отнести к грузовым автомобилям, должна быть применена ставка, равная 20 рублей за одну лошадиную силу мощности, общество же применило ставку 5 рублей за одну лошадиную силу мощности двигателя, которая предназначена для расчета налога на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил.

Решением налогового органа N 271 от 08.04.2005 за занижение транспортного налога ООО «Надымгазпром» было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1 776 рублей. Налогоплательщику также доначислен транспортный налог в размере 8 880 рублей и пени за его несвоевременную уплату в размере 297 рублей.

Несогласившись с указанным решением налогового органа, ООО «Надымгазпром» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из доказанности и незаконности действий налогоплательщика при исчислении и уплате транспортного налога в спорный период в части определения типа транспортного средства.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя судебные акты без изменения исходит из того, что в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, где он введен принятым законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Региональным законом определяются конкретные ставки налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты и форма отчетности. Кроме того, субъект Российской Федерации вправе предусмотреть льготы по уплате этого налога и основания для их применения.

Плательщиками транспортного налога согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица и организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Порядок определения налоговой базы в отношении транспортного средства установлен статьей 359 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

В соответствии с положениями статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортного средства, а также с учетом срока полезного использования. В этой связи объекты налогообложения разбиты на различные группы (27 групп) и в отношении каждой группы установлена своя средняя ставка.

Транспортный налог на территории Ямало-Ненецкого автономного округа установлен и введен в действие Законом Ямало-Ненецкого автономного округа N 61-ЗАО от 25.11.2002 «О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», который предусматривает ставки транспортного налога в зависимости от типа транспортного средства отдельно для легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей, а также иных транспортных средств.

В статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации, установлено, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу данной статьи регистрация транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке является важным условием установления наличия объекта налогообложения и его качественного определения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (органы гостехнадзора).

При этом подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС).

В соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации N 477 от 18.05.1993 «О введении паспортов транспортных средств» паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.

Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации N 19 от 01.04.1998 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» паспорт транспортного средства — это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей.

Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие «одобрения типа транспортного средства».

Под типом транспортного средства понимаются транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.

Приказом МВД РФ, ГТК РФ, Госстандарта РФ от 30.06.1997 N 399/388/195 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1445» утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, действующее в период выдачи налогоплательщику паспортов транспортных средств.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, при выдаче паспортов организациями-изготовителями, таможенными органами, подразделениями Госавтоинспекции заполняется раздел паспорта. содержащий идентификационные и технические характеристики транспортного средства и (или) шасси, сведения об организации-изготовителе, о наличии одобрения типа транспортного средства или заключения на шасси, а также данные о собственнике транспортного средства и (или) шасси и организации, выдавшей паспорт.

Судом установлено, что в соответствии с представленными в материалах дела паспортами транспортных средств, автомобили УАЗ 3909 и УАЗ 3303 отнесены как к специальным, так и к грузовым транспортным средствам.

В материалах дела имеется заключение открытого акционерного общества <<Ульяновский автомобильный завод» (л.д. 47, том 1), выданное по запросу налогового органа, согласно которому модели автомобилей, их модификаций, исполнений комплектаций, обозначение которых начинается с 3909, 3303 должны быть отнесены к грузовым автомобилям, так как сертифицированы по категории N 1 «Механические ТС для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн».

Учитывая, что на основании представленных в материалах дела паспортов транспортных средств УАЗ 3909 (регистрационные знаки: В735ВУ89, Н049АК89, Н048АК89, Н046АК89, Н638АК89, Н052АК89) и УАЗ 3303 регистрационный знак В052АА89, указанные транспортные средства относится не к легковым, а к специальным и грузовым, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком к данным транспортным средствам ставки транспортного налога из расчета 5 рублей с каждой лошадиной силы как с легковых транспортных средств.

Таким образом, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела сторонами доказательствам. Оснований для их переоценки кассационная инстанция, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеет.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы суд кассационной инстанции не находит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:

решение от 05.07.2006 и постановление от 30.10.2006 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-2108/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Микроавтобусы при растаможке делятся на три категории: грузовые, легковые или автобусы. Категория определяется исходя из того для чего главным образом предназначен микроавтобус.

1. Грузовыми считаютя микроавтобусы при одновременном выполнении всех требований, предъявляемых к их конструкции и компоновке, перечисленных ниже: — количество мест для сидения пассажиров, расположенных в одном ряду с сидением водителя, не превышает двух; — салон не содержит других сидений для пассажиров, приспособлений для их крепления, а также приспособлений крепления ремней безопасности для пассажиров этих сидений; — отсутствуют оконные проемы в боковых стенках грузовой части салона (пространство от спинки сиденья водителя до задней стенки кузова), застекленные или имеющие вставки из любых материалов, закрепленные любым способом: наклеиванием, сваркой и т.д. Грузовые автофургоны могут иметь следующие конструктивные особенности: — пространство салона может быть разделено перегородкой любой конструкции из любого материала; — в боковых стенках грузовой части салона могут располагаться одна или две (с разных сторон кузова) двери, имеющие окна; — в задней стенке кузова может располагаться дверь/двери, имеющая окно/окна; — грузовая часть салона может иметь освещение; — в случае отсутствия двери в задней стенке кузова в ней может быть расположено окно.

2. Легковыми считаются микроавтобусы, не удовлетворяющие вышеперечисленным требованиям предназначенные для перевозки 9 человек, включая водителя

3. Автобусами считаются микроавтобусы, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя.

*Основание:Распоряжение Федеральной таможенной службы от 22 декабря 2009 г. N 229-р г. Москва «О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров»

23.11.2020

Сумма транспортного налога зависит не только от мощности двигателя, но и от категории транспорта: грузовой или легковой. Как правило по грузовым машинам ставки налога значительно выше, чем по легковушкам. Категорию машины нужно определять на основании данных, отраженных в ПТС. Минфин России разъяснил как это правильно нужно делать.

Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 г. N 03-05-06-04/137

Вопрос: Прошу разъяснить, каким образом должен исчисляться транспортный налог по транспортному средству ГАЗ-2217 «Баргузин» (тип — автобус на 6 мест, категория «В», число пассажирских мест — 6, не считая места водителя, мощность двигателя — 140л.с.). Возможно ли применить ставку (ст. 361 НК РФ) «автомобили легковые с мощностью двигателя от 100 до 150 л.с.»?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно статье 358 Кодекса в качестве категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили.
В целях администрирования транспортного налога согласно статье 362 Кодекса сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (утверждены приказом ФНС России от 17.09.2007 г. N ММ-3-09/536@), предусмотрены показатели «тип транспортного средства» и «назначение (категория) транспортного средства».
Установленное главой 28 Кодекса распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 г. (далее — Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.

Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г. N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции. В то же время при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Так, документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта России от 01.04.1998 г. N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»). Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 г., в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Так, например, согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

В третьей строке «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т.п.
Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» — легковой автомобиль; «7» — фургоны; «9» — специальные.

Таким образом, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *