Квотирование рабочих мест

В Ростовской области предоставляются дополнительные гарантии трудовой занятости инвалидам за счет устанавливаемой квоты для их приема на работу в соответствии с Областным законом от 07.03.2006 № 461-ЗС «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Ростовской области».

Работодателям, осуществляющим деятельность на территории Ростовской области, у которых среднесписочная численность работников составляет 35 человек и более, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

– создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе издавать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных местах;

– создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

– предоставлять ежемесячно органам службы занятости в установленном Правительством Ростовской области порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов определен постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 № 476.

В соответствии со статьей 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Инвалид считается трудоустроенным, если с ним заключен трудовой договор.

По представленным работодателями сведениям на конец 2020 года, в Ростовской области насчитывалось 16 076 квотируемых рабочих мест для инвалидов.

Совместная работа с общественными организациями инвалидов, органами медико-социальной экспертизы, специализированными учебными заведениями позволяют оказывать помощь в трудоустройстве и решать вопросы социальной адаптации инвалидов.

Специалисты службы занятости населения с использованием возможностей мобильных офисов центров занятости населения оказывают комплекс профориентационных услуг учащимся специализированных школ-интернатов, детских домов и реабилитационных центров.

Квотируемое рабочее место — что это такое?

Обновление: 10 августа 2017 г.

Для некоторой категории граждан государство предусмотрело обязательное резервирование рабочих мест. Такие места называются квотируемыми. Квотируемое рабочее место: что это такое и для какой категории граждан оно предусмотрено.

В чем суть квотирования?

Суть квотирования заключается в том, что руководство компании выделяет установленное количество квот (рабочих мест) для определённой законом категории граждан. Квотирование – обязанность работодателя. В этих целях администрация должна создать специальное рабочее место и выделить его для трудоустройства направленных по квоте лиц.

Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.

Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ. Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты.

Что значит квотируемое рабочее место

Это место — вакансия, должность, специально созданная и зарезервированная для лиц, которым установлена квота.

Для какой категории граждан

Законом от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения. Тут же определены мероприятия, направленные на помощь гражданам, которые могут испытать трудности в поиске работы. К ним отнесены:

  • инвалиды;
  • лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
  • лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
  • несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
  • вынужденные переселенцы и беженцы;
  • многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • лица, уволенные с военной службы;
  • граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
  • лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).

В силу этого закона государство предоставляет дополнительные гарантии лицам, для кого устроиться на работу сложно. Такая поддержка оказывается, в том числе, и путём установления квоты для приема на работу инвалидов.

Региональным законодательством квота может распространяться не только на инвалидов, но и на других лиц, нуждающихся в содействии занятости, перечисленных выше

Квоты для инвалидов

Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ о социальной защите инвалидов возлагает на работодателя обязанность:

  • разработать и утвердить локальные нормативные акты, в которых содержатся сведения о квотируемых рабочих местах;
  • создавать рабочие места и выделять их для приёма инвалидов.

Для определения размера квоты нужно рассчитать численность и среднесписочную численность работающих лиц.

Квоты инвалидам
(устанавливаются субъектами РФ)
Численность работников Квота
(в % от среднесписочной численности работников)
более 100 от 2 до 4 %
не менее чем 35 и не более чем 100 не выше 3 %

В среднесписочную численность сотрудников не включаются кадры, условия труда которых отнесены к опасным и (или) вредным условиям труда (что должно быть подтверждено аттестацией рабочих мест или специальной оценкой).

От соблюдения обязательного квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и созданные ими компании, в том числе общества и хозяйственные товарищества, если их уставный капитал состоит из вклада этого объединения.

Количество квот должно быть установлено законодательством конкретного субъекта РФ.

Извещение службы занятости

Работодатели, помимо создания рабочих мест, обязаны и извещать органы службы занятости о том, что компания исполнила обязанность по квотированию рабочих мест. Согласно части 3 статьи 25 Закона о занятости населения работодатели каждый месяц обязаны направлять указанным службам информацию о созданных по квоте рабочих местах. Помимо сведений о созданных рабочих местах, необходимо информировать и о локальных нормативных актах, содержащих сведения о выполнении квоты. Все эти сведения предоставляются по утверждённым формам.

Ответственность

За неисполнение компанией обязанности по выделению и созданию мест для работы по установленной квоте предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 5.42 КоАП РФ штраф за такое нарушение, как и за отказ в трудоустройстве инвалида по квоте, составляет от 5000 до 10 000 руб.

Что означает квотируемое рабочее место

Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.

Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.

А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?

Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.

Что такое рабочая квота?

Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.

Законодательное регулирование квотирования

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

  1. Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  3. Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.

Другие возможные категории для квотирования

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

Квотирование для работодателя

Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

  • свидетельство о государственной регистрации (копия);
  • устав (копия);
  • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
  • письмо из Единого госрегистра;
  • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

За что могут наказать работодателя в связи с квотированием

Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

  • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
  • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
  • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

Права квотирующего работодателя

Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

  • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
  • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

Что такое квотируемое рабочее место?

Квотируемое рабочее место, то есть должность, занять которую может только представитель определенной социальной группы, должно быть на любом предприятии, если общее количество работников насчитывает хотя бы 35 человек. Для кого предусмотрены трудовые квоты и сколько таких мест должно быть в организации – читайте в настоящей статье.

Квотируемое рабочее место: общие положения

Квотируемые рабочие места – это поддержка инвалидов

Квотируемые рабочие места для других категорий работников

Квотируемое рабочее место: общие положения

Законом «О занятости населения в РФ» № 1032-1 от 19.04.1991 года предусмотрена обязанность государства обеспечивать занятость граждан, в силу объективных причин испытывающих сложности с трудоустройством. Одна из социальных гарантий, направленных на поддержку таких лиц, – квотирование рабочих мест на предприятиях, то есть установление минимального количества должностей для представителей наименее защищенных слоев населения.

Таким образом, квотируемое рабочее место – это должность (вакантная либо уже занятая), предназначенная специально для определенной категории граждан.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Квотируемые рабочие места – это поддержка инвалидов

На федеральном уровне действующее законодательство предусматривает квотирование рабочих мест только для инвалидов – такая обязанность наложена на работодателей статьей 20 закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года.

В силу статьи 21 того же закона количество квотируемых рабочих мест для инвалидов определяется исходя из общей штатной численности предприятия. Точное число квот устанавливается на уровне регионов.

Важно: в организациях, кадровая численность работников в которых варьируется от 35 до 100 человек, количество квот не может превышать 3% от общего штатного расписания. Если же «личный состав» насчитывает более 100 человек, показатель квотируемых рабочих мест допускается устанавливать на уровне 4%, но не менее 2%.

Квотируемые рабочие места для других категорий работников

До 01.01.2015 года квотирование рабочих мест в России распространялось на иностранцев. Однако с момента вступления в силу поправок к закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года квоты для трудовых мигрантов заменены процедурой получения патента или разрешения на работу.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Резервирование рабочих мест для молодежи и других категорий граждан осуществляется исключительно на региональном уровне. Например, в соответствии с законом Московской области «О квотировании рабочих мест» № 53/2008-ОЗ от 25.04.2008 года, квоты на предприятиях устанавливаются сразу для нескольких социальных групп:

  • несовершеннолетние (не моложе 14 лет, поскольку трудовая деятельность разрешена именно с этого возраста);
  • дети-сироты;
  • бывшие заключенные (освобожденные из МЛС);
  • выпускники коррекционных учебных заведений закрытого типа;
  • молодые специалисты, получившие начальное или среднее профессиональное образование (при условии первичного трудоустройства и возраста не старше 20 лет).

Социальная политика является приоритетным направлением в РФ, в связи, с чем для многих мало защищенных категорий населения предусмотрены различные программы, направленные на защиту прав и свобод, а также на улучшение условий жизни. В частности, на законодательном уровне закреплено право на трудоустройство посредством квотирования рабочих мест на различных предприятиях, которые так необходимы людям.

Кто пользуется данным правом?

В РФ существует несколько категорий населения, которым в силу некоторых обстоятельств трудно найти работу, а соответственно и получить возможность себя обеспечить на должном уровне. Допустим, не каждый работодатель возьмет в штат инвалида 2 группы. Ведь для этого нужно создать специальные условия труда, а также предоставить ряд социальных гарантий, причем за счет предприятия, тот же сокращенный рабочий день или неделю, дополнительные отпуска, а также возможность санаторного лечения.

Существуют и иные категории граждан, которые испытывают трудности при трудоустройстве. К примеру, дети сироты или выпускники коррекционных школ закрытого типа, а также бывшие студенты ВУЗов либо училищ, которых не принимают на вакантные должности только в связи с отсутствием опыта работы и юным возрастом. Так как никто не хочет предоставлять гарантии юным студентам за счет предприятия, а также обучать их практическим навыкам, ведь опытный сотрудник таких затрат не требует.

Именно для таких людей на государственном уровне и предусмотрена программа квотирования рабочих мест, которые предоставляются на основании законодательных норм, принятых как, в общем, по РФ, так и на региональном уровне.

Что означает данное понятие

Квотируемое место – это вакантная должность, которая зарезервирована государством в целях трудоустройства мало защищенных категорий населения, таких как инвалиды и иные граждане страны, нуждающиеся в дополнительной поддержке.

Квотирование рабочих мест осуществляется в различных отраслях производства, с целью предоставления работникам возможности самореализации, а также карьерного роста в соответствии с полученным ими образованием и интересами.

Квота рабочих мест устанавливается на различных предприятиях, независимо от формы собственности, а также иных особенностей труда предприятия, за исключением вредных факторов на рабочем месте, а также медицинских противопоказаний. И учитывая, что социальная программа трудоустройства имеет государственный уровень, работодатели не имеют право отказать в приеме направленного на зарезервированное место работы труженика без достаточных на то оснований.

Законодательное регулирование в данной сфере

В соответствии со ст.13 ч.2 ФЗ №1032-1 «О занятости населения» практически каждое предприятие должно зарезервировать вакантные места для лиц, относящихся к мало защищенным категориям населения, в частности, речь идет об инвалидах.

На основании ст.21 ФЗ №181 для инвалидов обязаны создать либо выделить вакансии в количестве 1 рабочего места именно те предприятия, среднесписочная численность работников которых превышает 35 человек. При штате более 100 человек, зарезервированных мест должно быть не менее 4.

Но трудоустроиться посредством квотирования могут не только инвалиды, обладают подобными льготами и иные мало защищенные категории населения, порядок трудоустройства которых регламентируется уже законодательством регионального уровня. В частности, в Московской области порядок формирования квот закреплен в Законе № 53/2008 с поправками от 19.02.2015г., а в Тюменской области квота рабочих мест формируется на основании Закона № 168.

Практически в каждом регионе исходя из возможностей федерального бюджета и экономического положения формируется отдельный список граждан, которые нуждаются в помощи при трудоустройстве. Данные списки составляются исходя из полученных статистических данных, которые предоставляют все предприятия регионов, посредством ежемесячной отчетности о вакантных местах и потребности в дополнительных кадрах.

Какая группа населения подпадает под квотирование

Как было сказано выше, основной группой населения, для которой предназначены квотируемые места, являются инвалиды, но на местном уровне в каждом регионе список лиц, которые нуждаются в помощи при трудоустройстве гораздо шире.

В частности, в Законе Московской области № 53/2008 рабочие места также предоставляются:

  • несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет;
  • детям сиротам;
  • лицам, освободившимся из мест заключения;
  • выпускникам специализированных заведений, которые требуют индивидуального подхода в силу своего психического состояния;
  • выпускникам училищ, которые не достигли возраста 20 лет.

В Тюменской области на основании Закона № 168 рабочие места предоставляются:

  • детям из неполных семей;
  • выпускникам детских домов;
  • детям, которые происходят из многодетных либо малообеспеченных семей;
  • лицам пред пенсионного возраста;
  • ликвидаторам ЧАЭС;
  • несовершеннолетним, которые либо состоят на учете, либо освободились из воспитательной колонии;
  • детям от 14 до 18 лет, родители которых признаны безработными в установленном порядке;
  • одиноким матерям.

Естественно, в каждом регионе существует свой список категорий населения, которые нуждаются и в государственной поддержке, и в помощи при трудоустройстве посредством квотирования рабочих мест.

Права и обязанности работодателей

На основании ч.3 ст.25 ФЗ №1032-1 ежемесячно каждое предприятие обязано направлять в Центр занятости отчетность с данными о наличии вакантных мест, которые выделены либо созданы в режиме квотирования, для мало защищенных категорий населения, перечисленных выше. На каждом предприятии, задействованном в данной социальной программе, обязаны принять ряд локальных актов, которые регулируют порядок трудоустройства инвалидов и иных категорий трудящихся. Также ежемесячно нужно отчитаться не только о созданных рабочих местах, в соответствии с процентным соотношением квоты, а это от 2 до 4% от среднесписочной численности штата, но и предоставить данные о выполнении поставленных задач, то есть, сколько человек принято либо уволено, и по какой причине.

Как было сказано выше квота рабочих мест осуществляется только на тех предприятиях, где задействован штат более 35 человек, но с учетом того, что рабочие места, на которых присутствуют вредные факторы труда либо обязанности связанные с повышенной опасностью в данный список не входят. Так как привлечение некоторых групп работников, в частности, инвалидов и несовершеннолетних при подобных условиях труда запрещен на законодательном уровне.

Именно поэтому каждый работодатель, предприятие которого участвует в социальной программе по трудоустройству, либо создает рабочие места с учетом норм закона либо предоставляет вакантные, опять же с учетом установленных ограничений.

Обязанность работодателя по созданию квотируемых рабочих мест закреплена ст.20 ФЗ №181, где в частности сказано, что на предприятии не только должны предоставить рабочее место, к примеру, инвалиду, но и создать специальные условия труда, которые будут соответствовать его реабилитационному плану.

То есть издать приказ о принятии на работу будет не достаточно, в ряде случаев понадобиться оборудовать вход в здание пандусом либо специальными поручнями. Предоставить рабочее место без вредных факторов, с хорошей вентиляцией и освещением, к некоторым рабочим, возможно, придется допустить помощников, которые будут корректировать те или иные действия.

Ответственность за нарушение норм

Учитывая, что обязанность по созданию квотируемых рабочих мест, а также предоставление отчетности закреплена на законодательном уровне, нарушение сроков подачи соответствующих отчетов либо необоснованный отказ в трудоустройстве инвалидам либо иным вышеперечисленным категориям влечет за собой административную ответственность.

В частности, за отказ в приеме на работу предусмотрена ответственность на основании ст.5.42 КоАП РФ, в виде штрафных санкций от 5 до 10 тыс. рублей, а нарушение сроков подачи отчетности карается наложением штрафа в размере от 3 до 5 тыс. рублей.

Конечно, наказание за нарушение законодательных норм не отличается жесткостью, что дает возможность многим работодателям не исполнять нормы в отношении квот для мало защищенных категорий населения, однако многочисленные проверки недобросовестных работодателей, а также многочисленные предписания о выявленных нарушениях все же дают возможность обеспечить необходимыми рабочими местами и инвалидов, и бывших студентов.

О квотах для инвалидов и людей с ограниченными возможностями в Архангельской области рассказано в следующем видеосюжете:

«Моя работа»

1. Что такое квотирование рабочих мест?
Квотирование рабочих мест является важнейшим средством содействия занятости граждан, которые испытывают трудности в поиске работы.
Квотирование рабочих мест – это выделение минимального количества рабочих мест в организациях для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов и молодежи квотируемых категорий.
Трудоустройство на квотируемые рабочие места создает благоприятные условия для профессиональной реабилитации инвалидов, а у молодежи появляется возможность проявить себя в работе, использовать свои возможности и потенциал, обеспечить свою материальную независимость.
2. Какие организации обязаны выполнять квоты для инвалидов и молодежи?
Независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, работодатели организуют в городе Москве квотируемые рабочие места. Рабочие места работодатель организует за счет собственных средств.
3. Какими нормативно-правовыми актами регулируется квотирование рабочих мест Москве?
В первую очередь мы руководствуемся такими федеральными законами как Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и другими.
В настоящее время вопрос содействия в трудоустройстве слабозащищенным категориям граждан, а именно инвалидам и молодежи, регулируется Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 г. № 90 (в ред. от 08.04.2009 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Москве.
Также действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т.д.).
4. Для каких категорий граждан предусмотрены квоты для приема на работу?
По Закону № 90, квоты в городе Москве устанавливаются для приема на работу инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также для следующих категорий молодежи:

  • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечительства в возрасте до 23 лет;
  • выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускники вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

5. Размер квоты. Как рассчитать количество квотируемых рабочих мест для инвалидов и молодежи?
Квота для приема на работу инвалидов и молодежи устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек. Размер квоты составляет 4% от среднесписочной численности: 2 % — для трудоустройства инвалидов и 2 % — для трудоустройства молодежи. В случае если количество инвалидов, принятых на квотированные рабочие места составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении молодежи уменьшается на соответствующую величину. Уменьшение квоты в отношении инвалидов не допускается.
Квота рассчитывается организацией самостоятельно.
6. В каком случае квота считается выполненной?

  1. в отношении инвалидов — трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
  2. в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, — трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

7. Каким образом происходит трудоустройство инвалида на квотируемое рабочее место?
В действующем законодательстве нет строгих требований по способу трудоустройства инвалида, трудоустройство осуществляется:
* Самостоятельно инвалидом
* Самостоятельно работодателем
* По направлению ЦЗН, в соответствии с запросом работодателя
* На специализированных ярмарках вакансий для лиц с ограниченными возможностями здоровья
8. Какую ответственность несет работодатель, не трудоустраивающий инвалидов и молодежь по обязательной квоте?
Невыполнение работодателем установленной обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, утвержденного законом г. Москвы от 21.11.2007 г. № 45, административный штраф за невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест составляет:

  • для должностных лиц от 3 000 до 5 000 руб.
  • для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

9. Каким образом производится постановка на учет и снятие с учета по квотированию? Предоставление отчетности по квотированию.
Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальное подразделение Отдела квотирования рабочих мест ГКУ ЦЗН в соответствии со своим юридическим адресом.
При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку по Форме К-1 «Сведения о регистрации работодателя» (карточка должна быть подписана руководителем организации и главным бухгалтером, заверена печатью организации) и предъявляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

  • копии Устава/Положения, учредительного договора (для ассоциации или союза)/решения собственника (для учреждения);
  • информационное письмо органов государственной статистики об учете в статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;
  • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», если работодатель не сдает форму в органы статистики, то он представляет письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

В рамках межведомственного взаимодействия при постановке работодателя на учет ДТСЗН самостоятельно запрашивает:

  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Работодатели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования, в случае смены места постановки на учет работодателя в налоговых органах работодателю необходимо пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации – сняться с учета.
Для снятия работодателя с учета в территориальное подразделение Отдела квотирования представляется один из следующих документов:

  • заявление работодателя о снятии с учета;
  • решение собственника или судебных органов о ликвидации.

В рамках межведомственного взаимодействия при снятии работодателя с учета ДТСЗН самостоятельно запрашивает:

  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • информационное письмо о снятии с учета в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

Работодатели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.
Работодатели предоставляют в территориальное подразделение Отдела квотирования ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты по форме N 1-квотирование «Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств», утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, координирующим работу по квотированию рабочих мест в городе Москве, и согласованной с Мосгорстатом.
В связи с запуском Интерактивного ГКУ ЦЗН с 01 сентября 2016 года у работодателей появилась дополнительная возможность предоставлять форму № 1-квотирование через ИАП ЦЗН (Интерактивный портал Центра занятости населения).
Для того чтобы сдавать отчетность через «Личный кабинет» Интерактивного портала работодателям необходимо обратиться в территориальное подразделение Отдела квотирования для получения доступа для регистрации. Код активации высылается на адрес электронной почты, указанной в карточке организации, а также выдается на руки под подпись сотрудником территориального подразделения Отдела квотирования. После процедуры активации и регистрации в «Личном кабинете» работодатель получает возможность заполнить необходимые поля формы № 1-квотирование. В «Личном кабинете» появляется подтверждение о принятии отчета.
Инструкция по предоставлению формы № 1-квотирование через Интерактивный портал размещена на ИАП ЦЗН.
10. Какие меры экономической поддержки предусматриваются для работодателей в городе Москве, которые готовы трудоустроить граждан с ограниченными возможностями сверх квоты?
В 2017 году планируется проведение Эксперимента по экономической поддержке работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Субсидии будут предоставляться юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям (далее – работодатели) в целях возмещения фактически понесенных и документально подтвержденных затрат, связанных с осуществлением мероприятий по созданию (сохранению) рабочих мест для инвалидов и трудоустройству инвалидов, к которым относятся:

  • затраты на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленных в связи с созданием рабочих мест для инвалидов на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на заработную плату трудовых кураторов инвалидов, трудоустроенных на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на профессиональное обучение и (или) дополнительное профессиональное образование инвалидов.

Опубликовано в 2015, Выпуск Июнь 2015, ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ | 5 комментариев

Березинских Ю.М.

Студент, Тюменский государственный университет

ДОГОВОР АРЕНДЫ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ

Аннотация

В статье рассмотрен договор аренды рабочих мест как способ выполнения работодателями порядка квотирования. Определена правовая природа, предложена классификация договоров аренды рабочих мест для трудоустройства различных групп инвалидов. Выявлены основные юридические проблемы заключения указанных договоров.

Ключевые слова: договор аренды рабочих мест для трудоустройства инвалидов, специальное рабочее место в нежилом помещении.

Berezinskikh J.M.

Student, Tyumen state University

THE LEASE CONTRACT JOBS FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

Abstract

Keywords: rental contract jobs for people with disabilities, special workplace in non-residential premises.

На сегодняшний день в РФ в установленном порядке признано инвалидами 12946 тысяч человек. К сожалению, цифры официальной статистики свидетельствуют о том, что количество инвалидов неуклонно растет. В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года одним из основных прав каждого жителя нашего государства является право на труд. Его имеют все граждане Российской Федерации. В том числе и люди с инвалидностью. При поиске работы, инвалиды испытывают большие трудности, так как они имеют ограничения как физические, так и психологические. Исходя из высокой социальной значимости мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, перед государством стоит задача повысить уровень трудоустройства инвалидов.

В соответствии с пунктом 1 ст.13 федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 № 122 – ФЗ, Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В соответствии со ст. 21 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Многие инвалиды имеют физические ограничение в движении. Для того что бы трудоустроить такого инвалида, вход в предприятие должен быть оборудован пандусом. Оборудование последнего достаточно затратное, да и не каждый работодатель является собственником здания. Средняя стоимость оборудования специального рабочего места для трудоустройства слепых, глухих, слепо – глухих инвалидов, инвалидов передвигающихся на креслах колясках составляет 850 тысяч рублей.

В соответствии с постановлении Администрации Тюменской области Тюменской области «О порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов» от 28 октября 2003 года работодатель вправе арендовать рабочее место в другой организации. Аренда рабочего места в другой организации является выполнением квоты. Установление квотирования рабочих мест для организаций является одним из способов социальной защиты. Квотирование реализуется посредством заключения договора аренды рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Практика трудоустройства инвалидов по договору аренды рабочих мест, в целом по России, Уральскому округу и в Тюменской области получила распространение. Договор аренды рабочих мест востребован в практике оказания социальных услуг

Правовая природа этого договора в цивилистике определяется с традиционных цивилистических позиций, когда отношения по привлечению труда инвалидов не рассматриваются договором аренды. Поэтому данная тема потребовала дополнительного научного изучения. Нормативная основа договорных отношений по аренде рабочих мест для трудоустройства инвалидов состоит из групп нормативно-правовых регуляторов федерального, регионального, ведомственного характера и ранее не систематизировалась и не обобщалась.

Двухсторонний договор аренды рабочих мест при практическом применении требует предусмотренной структуры.

Первые шаги по внедрению в договорную практику таких договоров были сделаны некоммерческими организациями обществ инвалидов. Они не отличались четкой юридической проработкой отдельных аспектов гражданско-правового договора, связанного с обязательствами по предоставлению рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями.

Изучение теоретических основ этих договоров показало, что в науке гражданского права отдельными авторами поддерживается идея признания договоров, связанных с предоставлением мест для привлечения труда инвалидов, разновидностью классического договора аренды. Два автора В.С. Витко и Е.А. Цатурян в своей статье «О квалификации и правомерности заключения договоров аренды рабочих мест» высказали мнение, что данный договор укладывается полностью в конструкцию поименованного в ГК РФ договора аренды. Данная точка зрения является спорной. Мы полагаем, что такой подход является устаревшим, отстает от жизни, оказывается мало гуманным для инвалидов – граждан общества. Считаем, что исследованные нами отношения возможно рассматривать как непоименованный в ГК РФ договор в виду следующей специфики:

  • Арендодателем может быть только собственник помещения;
  • Число предоставляемых организацией для трудоустройства инвалидов рабочих мест квотируется властями;
  • Время пользования рабочими местами ограниченно временем доступа в помещение;
  • Существенным условием в договоре аренды рабочих мест является не только объект аренды, но и место его использования;
  • Арендатор не вправе сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды рабочих мест другому лицу (перенаем).

Изучив многочисленные массивы правовых регуляторов специально не урегулированного вида договора аренды рабочих мест, проанализировав судебную практику и практику заключения договоров аренды рабочих мест в Тюменском регионе можно сделать следующие выводы.

  1. Договор аренды рабочих мест для трудоустройства инвалидов – это новое явление в договорной практике РФ. По этому гражданско-правовому договору с социальной направленностью публично контролируемый арендодатель обязуется предоставить арендатору специальные рабочие места для инвалидов во временное владение и пользование, а арендатор должен уплачивать за это арендодателю арендную плату. Основная обязанность арендодателя по договору аренды рабочих мест – предоставление арендатору рабочего места как совокупности оборудования в состоянии, соответствующем условиям договора аренды рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Основные обязанности арендатора состоят в своевременном внесении арендной платы за пользование арендованным имуществом и использовании рабочих мест надлежащим образом.
  2. Разновидности договора аренды рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяются по группам инвалидов. Договоры заключаются для трудоустройства:

  • слабовидящих;
  • слепых;
  • слабослышащих;
  • глухих;
  • слепоглухих;
  • инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
  • инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
  1. При заключении договора аренды рабочих мест для трудоустройства инвалидов следует уделить особое внимание юридическим проблемам:
  • проформа договора аренды рабочих мест для трудоустройства инвалидов отсутствует. Поэтому не исключается риск признания договора аренды рабочих мест судом притворной сделкой, прикрывающей под собой передачу нежилых помещений в аренду;
  • Гражданский кодекс РФ не раскрывает понятие «Рабочее место», не содержит легального определения нежилого помещения. Поэтому стороны должны максимально полно и точно описать объект аренды, иначе договор может быть признан незаключенным;
  • анализ судебной практики показал, что суды признают договор аренды незаключенным в силу отсутствия точного описания местонахождения рабочих мест, несмотря на то, что стороны исправно исполняют свои обязательства по данному договору. Поэтому стороны должны максимально точно описать местонахождение и характеристику помещения рабочего места.

Уровень инвалидизации в Российской Федерации. Общая численность инвалидов по группам инвалидности // Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения 04.05.2015г.)

Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. № 31. – Ст. 4398.

См.: Захарова Н.П. Инвалидность. Порядок признания, социальная защита и поддержка: научно – практическое пособие; / Н.П. Захарова; под ред. Н.П. Захаровой. – Ростов – на – Дону., 2013. – С. 48.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. О реализации мер, направленных на развитие трудовой занятости инвалидов // Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/12 (дата обращения 04.05.2015г.)

Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. №17. – Ст. 1915.

Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. №48. – Ст. 4563

См.: Захарова Н.П. Инвалидность. Порядок признания, социальная защита и поддержка: научно – практическое пособие; под ред. Н.П. Захаровой. – Ростов – на – дону., 2013. – С. 59.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. О реализации мер, направленных на развитие трудовой занятости инвалидов // Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/12 (дата обращения 05.05.2015г.)

Парламентская газета Тюменские известия. – 2003. № 230.

См.: Кулаков В.В. Договор аренды рабочих мест/ В.В. Кулаков // Российский судья. – 2006. №2. – С. 26

См.: Там же

Литература

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года: в ред. от 21 июля 2014 года // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. № 31. – Ст. 4398.
  2. О занятости населения в Российской Федерации: федеральный закон от 19 апреля 1991 № 122 – ФЗ: в ред. от 22 декабря 2014 года // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. №17. – Ст. 1915.
  3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181 – ФЗ: в ред. от 21 июля 2014 года // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. №48. – Ст. 4563
  4. О порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Тюменской области: постановление Администрации Тюменской области от 28 октября 2003года № 356: в ред. от 9 февраля 2015года // Парламентская газета Тюменские известия. – 2003. № 230.
  5. Захарова Н.П. Инвалидность. Порядок признания, социальная защита и поддержка: научно – практическое пособие; под ред. Н.П. Захаровой. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2013. – 190 с.
  6. Витко В.С. О квалификации и правомерности заключения договоров аренды рабочих мест/ В.С. Витко, Е.А. Цатурян // Хозяйство и право. – 2012. №6. – С. 113 – 122.
  7. Кулаков В.В. Договор аренды рабочих мест/ В.В. Кулаков // Российский судья. – 2006. №2. – С. 25 – 29.

References

  1. Konstitucija Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrja 1993 goda: v red. ot 21 ijulja 2014 goda // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. – 2014. № 31. – St. 4398.
  2. O zanjatosti naselenija v Rossijskoj Federacii: federal’nyj zakon ot 19 aprelja 1991 № 122 – FZ: v red. ot 22 dekabrja 2014 goda // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. – 1996. №17. – St. 1915.
  3. O social’noj zashhite invalidov v Rossijskoj Federacii: federal’nyj zakon ot 24 nojabrja 1995 goda №181 – FZ: v red. ot 21 ijulja 2014 goda // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. – 1995. №48. – St. 4563
  4. O porjadke kvotirovanija rabochih mest dlja trudoustrojstva invalidov v Tjumenskoj oblasti: postanovlenie Administracii Tjumenskoj oblasti ot 28 oktjabrja 2003goda № 356: v red. ot 9 fevralja 2015goda // Parlamentskaja gazeta Tjumenskie izvestija. – 2003. № 230.
  5. Zaharova N.P. Invalidnost’. Porjadok priznanija, social’naja zashhita i podderzhka: nauchno – prakticheskoe posobie; pod red. N.P. Zaharovoj. – Rostov – na – donu.: Feniks, 2013. – 190 s.
  6. Vitko V.S. O kvalifikacii i pravomernosti zakljuchenija dogovorov arendy rabochih mest/ V.S. Vitko, E.A. Caturjan // Hozjajstvo i pravo. – 2012. №6. – S. 113 – 122.
  7. Kulakov V.V. Dogovor arendy rabochih mest/ V.V. Kulakov // Rossijskij sud’ja. – 2006. №2. – S. 25 – 29.

ЗАКОН ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА от 27 июня 2008 года N 54-ЗАОО квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе

(в редакции Законов ЯНАО от 23.12.2010 N 136-ЗАО, от 24.12.2012 N 153-ЗАО, от 27.02.2014 N 2-ЗАО, от 28.10.2015 N 98-ЗАО, от 21.12.2015 N 145-ЗАО, от 29.06.2020 N 72-ЗАО)

Принят
Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
18 июня 2008 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» регулирует отдельные отношения в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе (далее — автономный округ), в том числе устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в автономном округе.

(в ред. Закона ЯНАО от 29.06.2020 N 72-ЗАО)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) квота — минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которых работодатель обязан принять на работу, в процентах от среднесписочной численности работников;

(в ред. Закона ЯНАО от 27.02.2014 N 2-ЗАО)

2) квотирование рабочих мест — организация рабочих мест и прием на работу инвалидов в счет установленной квоты;

3) квотируемые рабочие места — рабочие места, созданные или выделенные работодателем для трудоустройства инвалидов.

Статья 3. Утратила силу. — Закон ЯНАО от 28.10.2015 N 98-ЗАО.

Статья 4. Полномочия исполнительного органа государственной власти автономного округа в сфере квотирования рабочих мест

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере квотирования рабочих мест (далее — уполномоченный орган):

1) формирует реестр работодателей, осуществляющих деятельность на территории автономного округа, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек;

(п. 1 в ред. Закона ЯНАО от 27.02.2014 N 2-ЗАО)

2) утратил силу. — Закон ЯНАО от 27.02.2014 N 2-ЗАО;

3) формирует список трудоспособных инвалидов, проживающих на территории автономного округа, ищущих работу;

4) устанавливает минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждого работодателя в пределах установленной квоты и доводит до сведения работодателей;

(в ред. Закона ЯНАО от 27.02.2014 N 2-ЗАО)

5) утратил силу. — Закон ЯНАО от 27.02.2014 N 2-ЗАО;

6) осуществляет надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов;

(п. 6 в ред. Закона ЯНАО от 27.02.2014 N 2-ЗАО)

6-1) обеспечивает инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам уполномоченного органа, центра занятости населения и к предоставляемым в них услугам;

(п. 6-1 введен Законом ЯНАО от 21.12.2015 N 145-ЗАО; в ред. Закона ЯНАО от 29.06.2020 N 72-ЗАО)

7) осуществляет иные полномочия в сфере квотирования рабочих мест, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

(в ред. Закона ЯНАО от 24.12.2012 N 153-ЗАО)

Статья 5. Условия установления квоты

(в ред. Закона ЯНАО от 27.02.2014 N 2-ЗАО)

1. Квота устанавливается работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и определяется в процентах к среднесписочной численности работников.

2. Размер квоты устанавливается работодателям:

1) численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, в размере 1 процента среднесписочной численности работников;

2) численность работников которых превышает 100 человек, в размере 2 процентов среднесписочной численности работников.

3. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно.

4. При определении квоты:

1) работодателями, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, производится округление ее размера в сторону увеличения;

2) работодателями, численность работников которых превышает 100 человек, производится округление ее размера в сторону уменьшения.

Статья 6. Трудоустройство граждан на квотируемые рабочие места

1. Трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места осуществляется в порядке, установленном трудовым законодательством.

(в ред. Закона ЯНАО от 28.10.2015 N 98-ЗАО)

2. Прием на работу инвалидов осуществляется работодателями как по направлению центра занятости населения, так и самостоятельно.

(в ред. Законов ЯНАО от 27.02.2014 N 2-ЗАО, от 28.10.2015 N 98-ЗАО)

3. Утратила силу. — Закон ЯНАО от 27.02.2014 N 2-ЗАО.

Статья 7. Права и обязанности работодателей

1. Работодатели вправе:

1) утратил силу с 1 января 2013 года. — Закон ЯНАО от 24.12.2012 N 153-ЗАО;

2) подавать заявки в центр занятости населения на переобучение инвалидов, направляемых центром занятости населения для приема на создаваемые или выделяемые для них рабочие места, с их последующим обязательным трудоустройством;

(в ред. Закона ЯНАО от 29.06.2020 N 72-ЗАО)

3) — 4) утратили силу с 1 января 2013 года. — Закон ЯНАО от 24.12.2012 N 153-ЗАО.

2. Работодатели обязаны:

1) утратил силу с 1 января 2013 года. — Закон ЯНАО от 24.12.2012 N 153-ЗАО;

2) принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты;

(в ред. Закона ЯНАО от 27.02.2014 N 2-ЗАО)

3) — 5) утратили силу с 1 января 2013 года. — Закон ЯНАО от 24.12.2012 N 153-ЗАО;

6) представлять в центр занятости населения по месту нахождения работодателя информацию о квотировании рабочих мест в порядке, установленном постановлением Правительства автономного округа;

(п. 6 в ред. Закона ЯНАО от 27.02.2014 N 2-ЗАО)

7) — 8) утратили силу. — Закон ЯНАО от 27.02.2014 N 2-ЗАО.

3. Утратила силу с 1 января 2013 года. — Закон ЯНАО от 24.12.2012 N 153-ЗАО.

4. При увольнении инвалидов с квотируемых рабочих мест работодатели резервируют освободившиеся рабочие места для трудоустройства граждан данной категории.

(в ред. Закона ЯНАО от 28.10.2015 N 98-ЗАО)

Статья 8. Утратила силу. — Закон ЯНАО от 27.02.2014 N 2-ЗАО.

На федеральном уровне действующее законодательство предусматривает квотирование рабочих мест только для инвалидов – такая обязанность наложена на работодателей статьей 20 закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года.

В силу статьи 21 того же закона количество квотируемых рабочих мест для инвалидов определяется исходя из общей штатной численности предприятия. Точное число квот устанавливается на уровне регионов. В организациях, кадровая численность работников в которых варьируется от 35 до 100 человек, количество квот не может превышать 3% от общего штатного расписания. Если же «личный состав» насчитывает более 100 человек, показатель квотируемых рабочих мест допускается устанавливать на уровне 4%, но не менее 2%.

Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 % (округление дробного значения производится в сторону уменьшения до целого значения) от среднесписочной численности работников: 2 % — для трудоустройства инвалидов и 2 % — для трудоустройства категорий молодежи. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2% от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении молодежи уменьшается на соответствующую величину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *