Квалификация среднего медицинского персонала

В декабре 2015 года Факультет Медицинского Права сообщил читателям и подписчикам о том, что «07» ноября 2015 года вступили в силу Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (далее – Приказ № 707н), о чем Факультетом Медицинского Права была подготовлена статья «Об утверждении новых квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием».

Сегодня мы вновь коснемся темы квалификационных требований, но уже относительно работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием

«22» марта 2016 года вступили в силу Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденные Приказом Минздрава России от 10.02.2016 № 83н (далее – Приказ № 83н).

Приказ № 83н, предъявляет квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, в полном соответствии с Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 № 176н, в редакции от «30» марта 2010 года. Заметим также и то, что с 2010 года номенклатура специальностей не менялась.

Итак, Приказ № 83н утвердил квалификационные требования к следующим 35 специальностям:

  • «Акушерское дело»;
  • «Анестезиология и реаниматология»;
  • «Бактериология»;
  • «Гигиеническое воспитание»;
  • «Гигиена и санитария»;
  • «Гистология»;
  • «Дезинфекционное дело»;
  • «Диетология»;
  • «Лабораторное дело»;
  • «Лабораторная диагностика»;
  • «Лечебное дело»;
  • «Лечебная физкультура»;
  • «Медицинский массаж»;
  • «Медицинская оптика»;
  • «Медицинская статистика»;
  • «Медико-социальная помощь»;
  • «Наркология»;
  • «Общая практика»;
  • «Операционное дело»;
  • «Организация сестринского дела»;
  • «Реабилитационное сестринское дело»;
  • «Рентгенология»;
  • «Сестринское дело»;
  • «Сестринское дело в педиатрии»;
  • «Сестринское дело в косметологии»;
  • «Скорая и неотложная помощь»;
  • «Стоматология»;
  • «Стоматология профилактическая»;
  • «Стоматология ортопедическая»;
  • «Судебно-медицинская экспертиза»;
  • «Фармация»;
  • «Физиотерапия»;
  • «Функциональная диагностика»;
  • «Эпидемиология (паразитология)»;
  • «Энтомология».

Профессиональная переподготовка как обязанность

Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденные Приказом № 83н, устанавливают уровень профессионального образования, уровень дополнительного профессионального образования, а также должности конкретно к той или иной специальности.

Обращаем внимание на то, что Приказом № 83н законодательно утверждена обязанность для некоторых работников со средним медицинским образованием проходить профессиональную переподготовку при наличии того или иного диплома о среднем медицинском образовании.

Де-юре

О профессиональной переподготовке кадров в здравоохранении указано в Порядке и сроках совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденных приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н (далее – Порядок совершенствования профессиональных знаний и навыков).

Так, пунктом 4 Порядка совершенствования профессиональных знаний и навыков установлено, что необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем, а также, что профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.

При этом, в пункте 10 Порядка совершенствования профессиональных знаний и навыков указано, что работникам, успешно завершившим освоение программы дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки, выдается диплом о профессиональной переподготовке. Такое же положение содержится и в статье 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Казалось бы, что из норм Порядка совершенствования профессиональных знаний и навыков вполне очевидно следует, что профессиональная переподготовка существует для всех медицинских работников, когда речь заходит о выполнении нового вида деятельности. И по итогам успешного освоения такой программы дополнительного профессионального образования медицинский работник как с высшим, так и со средним медицинским образованием получит необходимый ему диплом о профессиональной переподготовке.

Приказ № 83н также информирует об обязательной профессиональной переподготовке некоторых работников со средним медицинским образованием, что нас, однако, натолкнуло на целый ряд размышлений и вот почему. На практике все совсем не так просто и де-факто крепко рознится с де-юре, а именно: на сегодняшний день для среднего медицинского персонала профессиональная переподготовка с выдачей соответствующих дипломов не проводится образовательными организациями на территории РФ, по крайней мере, нам об этом точно не известно. Что же происходит на практике на самом деле мы опишем в следующем разделе настоящей статьи.

Де-факто

Сложившаяся же практика в ее чистом виде такова, что в отсутствие нормативного правового акта, который конкретно и четко регламентировал бы вопрос профессиональной переподготовки медицинских работников со средним медицинским образованием, профессиональная переподготовка для ряда специальностей попросту заменялась специализацией, пройденной при первичном получении сертификата специалиста, а также, при смене специальности. Такая «подмена» была схематично отражена в Приказе Минздрава РФ от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием». Например, для рентгенолаборантов такая первичная специализация составляла 432 часа, для медицинской сестры-анестезиста тоже 432 часа, для операционной медицинской сестры – 216 часов.

Однако, особо отметим тот факт, что данный Приказ никогда не имел и не имеет статуса нормативного правового акта, а значит, руководствоваться им теперь, с вступлением в силу Приказа № 83н, как в прочем и ранее является недопустимым. Хотя в рамках проведения лицензионных проверок соответствующие органы исполнительной власти, руководствуясь положениями данного приказа, регулярно привлекали медицинские организации к ответственности за отсутствие необходимой специализации у работников.

Заметим, что ни Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ни Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н (далее – Единый квалификационный справочник должностей), ни какие-либо иные нормативные правовые акты не устанавливали для данной категории медицинских работников требований ни касательно специализации, ни профессиональной переподготовки. Единый квалификационный справочник должностей определяет всего 2 требования для медицинских работников со средним образованием при осуществлении трудовой деятельности:

  • наличие среднего профессионального образования по соответствующей специальности (подтверждается дипломом о таком образовании);
  • наличие сертификата специалиста по соответствующей должности специальности.

В том же случае, если медицинский работник планировал связать свою трудовую деятельность с несколько иным направлением, то он получал сертификат специалиста по новой специальности через повышение квалификации, с выдачей свидетельства или удостоверения о повышении квалификации, хотя действующее законодательство о дополнительном профессиональном образовании четко устанавливало и устанавливает в данном случае требование о прохождении профессиональной переподготовки. Однако, как уже было сказано выше, курсы профессиональной переподготовки для работников со средним медицинским образованием с выдачей соответствующего диплома не проводятся в настоящее время в образовательных организациях РФ .

К сожалению, реальность такова, что с вступлением в силу Приказа № 83н работники со средним медицинским образованием, работающие не по той медицинской специальности, по которой им был выдан диплом о среднем профессиональном образовании, не соответствуют новым квалификационным требованиям, т.к. согласно Приказу № 83н в таком случае им необходимо проходить профессиональную переподготовку, а, следовательно, и иметь диплом, свидетельствующий о таковой переподготовке. Наверное, данный факт должен учитываться их работодателями и скорее всего достаточно скоро будет учтен надзорными органами. Если конечно только не выйдут соответствующие разъяснения со стороны законодателя.

Кто всё-таки должен проходить профессиональную переподготовку

Отметим, что проходить профессиональную переподготовку должны будут не все медицинские работники со средним медицинским образованием, а лишь те, которые осуществляют/планируют осуществлять трудовую деятельность по специальности, отличной от той, по которой им выдан диплом о среднем профессиональном образовании.

Так, например, рассматривая такую специальность, утвержденную Приказом № 83н, как «Акушерское дело» (должности: акушерка, старшая акушерка и др.) следует знать, что проходить профессиональную переподготовку по специальности «Акушерское дело» должны лишь те работники, чья основная специальность «Лечебное дело». Лица, изначально освоившие специальность «Акушерское дело» в профессиональной переподготовке не нуждаются.

Приведем еще один пример: для занятия должности медицинской сестры (специальность «сестринское дело») работникам, имеющим диплом о среднем образовании по специальности «Акушерское дело» или «Лечебное дело» придется проходить профессиональную переподготовку по специальности «Сестринское дело». Для работников, имеющим среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело», проходить профессиональную переподготовку не требуется.

Согласно Приказу № 83н такие специальности как «Гигиена и санитария», «Лечебное дело», «Лабораторная диагностика», «Медицинская оптика», «Стоматология», «Стоматология профилактическая», «Стоматология ортопедическая» и ряд других не требуют профессиональной переподготовки при наличии у работника диплома о среднем медицинском образовании по одноименной специальности.

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежуюи актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Напоследок отметим, что, при несоответствии работника квалификационным требованиям он может пройти повышение квалификации вместо профессиональной переподготовки, если его непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности более 10 лет (п. 8 Приказа Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»).

В общем и целом, с одной стороны, законодателем вроде и наводится порядок в требованиях к квалификации медицинских и фармацевтических работников, с другой стороны, такие нововведения отставляют массу вопросов и, наверняка, вызовут ряд сложностей в практическом применении. Надеемся, что законодатель в самое ближайшее время прокомментирует положения нового Приказа № 83н, хотя его положения уже действуют на территории РФ с 22 марта 2016 года, а следовательно, подлежат соблюдению как соответствующими медицинскими работниками, так и их работодателями.

ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Медицинская сестра

Должностные обязанности. Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований. Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными. Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях. Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача. Обеспечивает выполнение врачебных назначений. Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта. Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения. Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, теоретические основы сестринского дела, основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования, статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций, правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций, основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования, основы валеологии и санологии, основы диетологии, основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний, основы медицины катастроф, правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации, медицинскую этику, психологию профессионального общения, основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы.

Старшая медицинская сестра — среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы.

Вакансии для должности Медицинская сестра по общероссийской базе вакансий -> Найти

Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 марта 2013 г.

Регистрационный N 27723

В соответствии с подпунктом 5.2.7. Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

Утвердить Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников согласно приложению.

Министр В. Скворцова

Приложение

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников

I. Медицинские работники

1.1. Должности руководителей:

главный врач (начальник) медицинской организации;

директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;

заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-специалист;

заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

1.2. Должности специалистов с выс-шим профессиональным (медицинским) образованием (врачи):

а) врачи-специалисты, в том числе:

врач-акушер-гинеколог;

врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;

врач-аллерголог-иммунолог;

врач-анестезиолог-реаниматолог;

врач-бактериолог;

врач-вирусолог;

врач-гастроэнтеролог;

врач-гематолог;

врач-генетик;

врач-гериатр;

врач-дезинфектолог;

врач-дерматовенеролог;

врач-детский кардиолог;

врач-детский онколог;

врач-детский уролог-андролог;

врач-детский хирург;

врач-детский эндокринолог;

врач-диабетолог;

врач-диетолог;

врач здравпункта;

врач-инфекционист;

врач-кардиолог;

врач клинической лабораторной диагностики;

врач-клинический миколог;

врач-клинический фармаколог;

врач-колопроктолог;

врач-косметолог;

врач-лаборант;*

врач-лабораторный генетик;

врач-лабораторный миколог;

врач мануальной терапии;

врач-методист;

врач-невролог;

врач-нейрохирург;

врач-неонатолог;

врач-нефролог;

врач общей практики (семейный врач);

врач-онколог;

врач-ортодонт;

врач-остеопат;

врач-оториноларинголог;

врач-офтальмолог;

врач-офтальмолог-протезист;

врач-паразитолог;

врач-патологоанатом;

врач-педиатр;

врач-педиатр городской (районный);

врач-педиатр участковый;

врач-пластический хирург;

врач по авиационной и космической медицине;

врач по водолазной медицине;

врач по гигиене детей и подростков;

врач по гигиене питания;

врач по гигиене труда;

врач по гигиеническому воспитанию;

врач по коммунальной гигиене;

врач по лечебной физкультуре;

врач по медико-социальной экспертизе;

врач по медицинской профилактике;

врач по медицинской реабилитации;

врач по общей гигиене;

врач по паллиативной медицинской помощи;

врач по радиационной гигиене;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

врач по спортивной медицине;

врач приемного отделения;

врач-профпатолог;

врач-психиатр;

врач-психиатр участковый;

врач-психиатр детский;

врач-психиатр детский участковый;

врач-психиатр подростковый;

врач-психиатр подростковый участковый;

врач-психиатр-нарколог;

врач-психиатр-нарколог участковый;

врач-психотерапевт;

врач-пульмонолог;

врач-радиолог;

врач-радиотерапевт;

врач-ревматолог;

врач-рентгенолог;

врач-рефлексотерапевт;

врач-сексолог;

врач-сердечно-сосудистый хирург;

врач скорой медицинской помощи;

врач-статистик;

врач-стоматолог;

врач-стоматолог детский;

врач-стоматолог-ортопед;

врач-стоматолог-терапевт;

врач-стоматолог-хирург;

врач-судебно-медицинский эксперт;

врач-судебно-психиатрический эксперт;

врач-сурдолог-оториноларинголог;

врач-сурдолог-протезист;

врач-терапевт;

врач-терапевт подростковый;

врач-терапевт участковый;

врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;

врач-токсиколог;

врач-торакальный хирург;

врач-травматолог-ортопед;

врач-трансфузиолог;

врач ультразвуковой диагностики;

врач-уролог;

врач-физиотерапевт;

врач-фтизиатр;

врач-фтизиатр участковый;

врач функциональной диагностики;

врач-хирург;

врач-челюстно-лицевой хирург;

врач-эндокринолог;

врач-эндоскопист;

врач-эпидемиолог;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;

судовой врач;

б) врач-стажер.

1.3. Должности специалистов с выс-шим профессиональным (немедицинским) образованием:

биолог;

зоолог;

инструктор-методист по лечебной физкультуре;

медицинский психолог;

медицинский физик;

судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик);

химик-эксперт медицинской организации;

эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;

эмбриолог;

энтомолог.

1.4. Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал):

акушер;

гигиенист стоматологический;

заведующий молочной кухней;

заведующий здравпунктом — фельдшер (медицинская сестра);

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — фельдшер (акушер, медицинская сестра);

заведующий кабинетом медицинской профилактики — фельдшер (медицинская сестра);

заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;

зубной врач;

зубной техник;

инструктор-дезинфектор;

инструктор по гигиеническому воспитанию;

инструктор по лечебной физкультуре;

инструктор по трудовой терапии;

лаборант;

медицинская сестра;

медицинская сестра-анестезист;

медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);

медицинская сестра диетическая;

медицинская сестра медико-социальной помощи;

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра патронажная;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по косметологии;

медицинская сестра по массажу;

медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра стерилизационной;

медицинская сестра участковая;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинский дезинфектор;

медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант);

медицинский оптик-оптометрист;

медицинский регистратор;

медицинский статистик;

медицинский технолог;

операционная медицинская сестра;

помощник: врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене;

помощник энтомолога;

рентгенолаборант;

старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

фельдшер;

фельдшер скорой медицинской помощи;

фельдшер-нарколог;

фельдшер-водитель скорой медицинской помощи.

1.5. Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал):

младшая медицинская сестра по уходу за больными;

санитар;

санитар-водитель;

сестра-хозяйка.

II. Фармацевтические работники

2.1. Должности руководителей:

директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;

заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

2.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоры):

провизор;

провизор-аналитик;

провизор-стажер;

провизор-технолог;

старший провизор.

2.3. Должности специалистов со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием (средний фармацевтический персонал):

младший фармацевт;

старший фармацевт;

фармацевт.

2.4. Иные должности фармацевтических работников (младший фармацевтический персонал):

фасовщик;

санитар (мойщик).

Примечания:

1. Должности «главный врач (начальник) медицинской организации», «заместитель руководителя (начальника) медицинской организации», «заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации» относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности;

2. Наименования должностей заместителей руководителя (начальника) медицинской организации дополняются наименованием раздела медицинской деятельности, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части», «заместитель руководителя медицинской организации по лечебной части», «заместитель руководителя медицинской организации по клинико-экспертной работе», «заместитель руководителя медицинской организации по работе с сестринским персоналом» и другое.

3. Должности «заместитель директора (заведующего) аптечной организации», «заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами», «заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами», «заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации» относятся к должностям фармацевтических работников в случае, если их организационная и (или) функциональная деятельность непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.

4. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, «врач-терапевт».

5. Наименования должностей заведующих (начальников) структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и другое) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением — врач-хирург».

6. В медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, или при наличии в медицинской организации структурного подразделения, оказывающего специализированную медицинскую помощь, наименование должности «врач приемного отделения» дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, «врач приемного отделения — врач скорой медицинской помощи».

7. Наименования должностей «акушер», «санитар», «фасовщик», замещаемых лицами женского пола, именуются соответственно: «акушерка», «санитарка», «фасовщица»; а наименование должности «медицинская сестра», замещаемой лицами мужского пола, именуется — «медицинский брат (медбрат)».

* Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

В здравоохранении главная роль отводится, конечно же, врачам. Без их умелой квалификационной работы многие пациенты так и оставались бы больными, а кто-то даже и вовсе простился бы с жизнью. Но ничуть не меньше, чем врачи, важны и те сотрудники, которых принято называть средним медицинским персоналом. Кто это такие и какова их роль в спасении жизней и помощи людям?

Что значит средний персонал

Средним медицинским персоналом называются медики, получившие образование не в высших учебных заведениях, а в средних. Они, как правило, выполняют доврачебный уход за больными, а также под непосредственным руководством своего врача осуществляют разные виды деятельности, относящейся к пациентам: санитарную, лечебную, реабилитационную и так далее. Средний медицинский персонал так и называется средним, потому что его работа напрямую зависит от распоряжений врача, который стоит над ним и является его прямым и непосредственным руководителем.

Кто относится к среднему медицинскому персоналу

Ниже мы перечислим все специальности, которые принято называть средним медицинским персоналом, но уточним сразу: это лишь в России. В других государствах в эту категорию входят и некоторые иные профессии.

Итак, в нашей стране средним персоналом в здравоохранении считаются: фельдшер и разновидности должности, санинструктор, медсестра или медбрат, акушер, дантист и/или зубной техник, инструкторы: дезинфектор, по лечебной физкультуре, фармацевт, рентген-лаборант и оптометрист. О каждой из этих профессий чуть более подробно расскажем далее, но сначала о том, какие учебные заведения готовят подобных специалистов.

Я в медсестры пойду, пусть меня научат!

Или в медбраты, или в фармацевты — неважно. Важно другое — куда идти, чтобы научили, чтобы получить желаемую специальность?

Как мы уже упоминали выше, в высших учебных заведениях подобным специальностям не обучают. Нужно идти в среднее специальное, то есть в медицинское училище. Именно там готовят всех вышеозначенных специалистов. Важный момент: в некоторых городах есть отдельные училища для фармацевтов, чаще всего они называются фармацевтическими колледжами. А в некоторых, наоборот, в обычных медицинских училищах предлагают обучение и по данной специальности в том числе.

Как правило, в большинстве училищ (в том числе и медицинских) действует подобная практика: человека, окончившего такое учебное заведение и желающего продолжить обучение в высшем звене, в институт берут сразу на третий или как минимум на второй курс. Все зависит от конкретной программы конкретного учреждения.

Обучение в медицинском училище можно условно разделить на четыре этапа. Это, во-первых, теоретический курс, где будущим специалистам вкладывают в головы азы науки; учебная практика, направленная на отработку полученных навыков и проходящая обыкновенно на манекенах в стенах родного училища; производственно-технологическая практика уже вне его стен, по своему профилю; и наконец, стажировка, она же преддипломная практика, в ходе которой выпускника сразу могут взять на вакантное место в больнице или том учреждении здравоохранения, где он стажируется.

Что нужно для того, чтобы поступить в медицинское училище? Вне зависимости от выбранного профиля (кстати, наиболее популярными направлениями признаны сестринское дело и акушерство) нужны документы об окончании школы — обязательно наличие сертификата ЕГЭ, документ, подтверждающий личность и гражданство, справка о прохождении медкомиссии и шесть фотокарточек размером три на четыре. В некоторых училищах принимают только по результатам ЕГЭ, в некоторых существуют свои вступительные испытания. Уточнять данный вопрос требуется на местах.

Фельдшер

Разговор о специальностях, относящихся к среднему медицинскому персоналу, начнем с фельдшеров, и первый в их списке — санитарный. Также его называют иногда помощником санитарного врача. Кто же это такой, в чем специфика его работы? Скажем далее, но сначала кратко поясним, кого в принципе называют фельдшером. Это медик со средним образованием, имеющий право диагностировать то или иное заболевание, самостоятельно осуществлять необходимое лечение и отправлять больного к требующемуся специалисту. Помощь, которую оказывает фельдшер, называется доврачебной, а специфика его работы по сути ничем не отличается от деятельности терапевта или врача скорой помощи.

Итак, санитарный фельдшер. Фельдшер данной разновидности выполняет профилактическую работу, связанную с предупреждением возникновения возможных заболеваний у населения любого возраста. В его задачи входит обеспечение на предприятиях и в различных учреждениях таких условий труда, при которых люди будут сталкиваться с минимальным воздействием негативных факторов, могущих повлиять на их здоровье. Так, например, именно такой фельдшер отвечает за контроль санитарно-гигиенических условий, за то, чтобы водоемы не подвергались загрязнению, за профилактику возникновения инфекций и так далее. Деятельность среднего медицинского персонала этого плана не только практическая, но и отчасти научно-исследовательская: так, изучают данные специалисты воздействие всевозможных факторов на здоровье и самочувствие человека, проводят разнообразные гигиенические исследования и тому подобное. Как правило, санфельдшеры действительно являются помощниками санитарных врачей, но могут работать и не только ими: трудятся они и помощниками эпидемиологов, например, и на городских эпидемиологических станциях. Зарплата такого специалиста в каждом городе своя, но в среднем по стране составляет порядка двадцати-двадцати пяти тысяч рублей.

Кто относится к среднему медицинскому персоналу еще, так это военный фельдшер. Никаких премудростей здесь нет: это обыкновенный фельдшер, состоящий при этом на военной службе и имеющий воинское звание. Они состоят при всех войсковых частях и имеются также в каждом военно-медицинском заведении.

Интересно, что впервые фельдшеров стали готовить как раз при вооруженных силах. А еще более интересным является тот факт, что первоначально обучали данным премудростям цирюльников — наиболее, конечно, подготовленных. Массовое обучение военных фельдшеров шло в годы Великой Отечественной войны, тогда их задачей было оказание помощи на поле боя. Сейчас же военных фельдшеров готовят в специализированных военно-медицинских заведениях.

Лаборант

Это третья разновидность фельдшера, также относящаяся к среднему медицинскому персоналу. Чтобы получить подобную специальность, необходимо поступать на медико-диагностическое дело или лабораторную диагностику. Соответственно, как можно догадаться по названию профиля, диагностическая деятельность также входит в перечень функций и обязанностей фельдшера-лаборанта. Он трудится в лаборатории — в НИИ, больнице, поликлинике — и занимается там всевозможными видами исследований: биологического материала крови, желудка, спинномозговой жидкости и тому подобного, иначе говоря, проводит анализы. Работает он не один — под непосредственным руководством медиков более высокого звена, и при условии, что у него достаточно опыта, вполне может считаться специалистом «широкого профиля». От того, насколько качественная и грамотная работа фельдшера-лаборанта, во многом зависит то, насколько правильно врач поставит диагноз пациенту и назначит лечение.

Санинструктор

Следующий, кто относится к среднему медицинскому персоналу, это санитарный инструктор.

Как и военный фельдшер, это специализация военно-медицинского характера, но, так сказать, рангом пониже. Они также обучаются в специальных заведениях, также состоят в войсковых частях, также проходят определенную военную подготовку. Задачей санинструкторов является медицинское обеспечение своего подразделения, в том числе средствами личной гигиены, а также оказание помощи больным военнослужащим и контроль за соблюдением гигиенических норм и требований. Санинструктор, кроме того, инструктирует, что следует из самого названия должности, военнослужащих о методах оказания медицинской помощи как себе, так и другим людям. Санинструктор по медицинской части подчиняется фельдшеру, а по военной — начальнику того подразделения, к которому он прикреплен.

Медсестра (медбрат)

Одна из наиболее популярных и востребованных специальностей. Причем, конечно, медсестер в разы больше, нежели медбратьев, однако в последнее время нередко появляются и они. Существуют специальные курсы медбрата, которые тоже набирают популярность. По итогам прохождения этих курсов можно получить множество специализаций — от младшего медперсонала по уходу за больными до массажиста или косметолога. Все зависит конкретно от самих курсов и, разумеется, от разных регионов и городов. Но в целом курсы медбрата (или медсестры) являются хорошим примером получения дополнительной специализации, а следовательно, и дополнительного дохода.

Но вернемся к медсестре и ее функциям. Конечно, они слегка варьируются в зависимости от того, в каком именно учреждении и в каком кабинете (есть разница — физиокабинет или кабинет хирургии) работает специалист, однако в целом совпадают, и общее представление получить можно.

Чтобы получить специальность медсестры/медбрата, необходимо для начала выучиться по направлению «Сестринское дело». Получение подобного образования даст возможность медику осуществлять первичный уход за больными, в том числе оценивать их состояние; выполнять назначения и распоряжения докторов, своих непосредственных руководителей; делать необходимые процедуры, а еще ассистировать при операциях; оказывать неотложную доврачебную помощь и отправлять к специалисту и многое другое. Медсестры и медбратья работают по разным профилям — они нужны всем: и педиатру, и окулисту, и кардиологу… Средняя зарплата среднего медицинского персонала данной сферы по стране составляет порядка тридцати тысяч рублей.

Акушер

Данную специальность не следует путать с врачом акушером-гинекологом, которая относится к высшему медицинскому персоналу. Акушер же, или иначе говоря, фельдшер-акушер — это специалист среднего звена, который оказывает необходимую помощь при родах роженицам, а также беременным женщинам. Акушеров готовят на направлении «Медико-акушерское дело», а после получения соответствующего образования они могут выполнять следующие функции: прием родов, ассистирование при гинекологических операциях, оказание первой помощи по гинекологическому профилю, взятие мазков на анализ, патронаж рожениц и новорожденных и тому подобное.

Поначалу, еще в давние времена, женщины, которые занимались подобной работой, назывались на Руси повивальными бабками, повитухами. Позднее слово «акушер» пришло из французского языка, а сама профессия, ранее довольно редкая, стала более востребованной и вышла на первый план.

Дантист (зубной техник)

Как ни удивительно, но кто относится к среднему медицинскому персоналу еще, так это дантист. Казалось бы, он же вроде как врач! Почему же тогда его причисляют к специалистам среднего звена?

В России дантисты известны еще со времен Петра Великого, именно он привез в нашу страну инструменты для лечения зубов. Тогда зубные врачи так и назывались — дантистами (это слово было заимствовано опять-таки из французского языка), однако позже на смену названию пришло слово «стоматолог» и практически вытеснило первое из общего употребления. Между тем есть принципиальная разница между этими терминами и, следовательно, между самими профессиями. Стоматологом является специалист, получивший высшее образование. Дантист же — это тот, у кого образование среднее специальное, он занимается протезированием зубов и оказывает практическую помощь в их лечении. Он способен вылечить несложные случаи с незапущенным кариесом, все более трудное — уже к стоматологу. Дантистами являются такие специалисты, как зубной техник и зубной фельдшер.

Инструктор-дезинфектор

Этот специалист осуществляет всевозможные дезинфекционные мероприятия, при этом он же решает, с помощью чего, каким способом и в каком объеме данные мероприятия будут проведены. Именно в его обязанности входит контроль за приготовлением и использованием растворов для дезинфекции, содержанием в чистоте и порядке необходимого инвентаря. Этот же специалист регулирует и соблюдение дезинфекторами (они входят в его подчинение) правил охраны труда и правил безопасности. Кроме того, в должностной инструкции медицинского дезинфектора прописана необходимость оформления всех соответствующих документов. Средняя зарплата дезинфектора варьируется между двадцатью и тридцатью тысячами рублей.

Инструктор ЛФК

ЛФК — это сокращенное наименование лечебной физкультуры. Что это такое, объяснять не надо. А вот обязанностями среднего медицинского персонала данного профиля являются следующие вещи: проведение индивидуальных и групповых занятий по ЛФК и подготовка к ним; рекомендации пациентам по необходимым физическим упражнениям и по самостоятельным занятиям; контроль за состоянием всевозможных тренажеров, бассейнов и прочего необходимого для занятий ЛФК инвентаря и помещений. Этот медик должен владеть знаниями физиологических (в том числе патологических) особенностей человеческого организма, методиками лечебной физкультуры, спецификой лечебного массажа, а также понимать показания и противопоказания к занятиям лечебной физкультурой. Стать инструктором ЛФК может человек, получивший среднее медицинское и/или физкультурное образование.

Фармацевт

Фармацевт, иначе говоря, провизор — тот самый человек, который стоит за прилавком в аптеке и не только отпускает необходимые лекарства, но и может дать рекомендации в случае необходимости. Готовят фармацевтов, как уже выше упоминалось, в зависимости от региона как в обычных медицинских училищах, так и в специализированных фармацевтических колледжах.

Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложная работа: сколько нужно знать лекарств, держать в голове всевозможные аналоги, помнить, от чего это средство, а от чего — другое… Фармацевт должен знать помимо того, какие противопоказания есть у препарата, что можно еще посоветовать обратившемуся пациенту. Это действительно серьезная и ответственная работа.

Рентген-лаборант

Человек, претендующий на эту должность, может окончить курс по любому направлению — «Акушерское дело», «Лечебное дело», «Сестринское дело», но обязательно плюсом к нему должен быть сертификат рентген-лаборанта по рентгенологии.

Данный специалист проводит рентгенологические исследования, поддерживает в порядке необходимые аппараты и сам рентген-кабинет, контролирует состояние больного при процедуре и при необходимости оказывает первую помощь. Желающему трудиться в этой области следует знать много важной информации, в том числе правила работы в отделениях лучевой диагностики.

Оптометрист

Этот специалист имеет общие корни с офтальмологом, он тоже по части глаз, но немного в другой области. Название «оптометрист» — родственное слову «оптика». Этот человек является профессионалом по коррекции зрения. Во многих странах оптометрист — это только отдельная профессия, в нашей же стране можно встретить обычного окулиста, трудящегося в поликлинике, который сам выписывает очки, то есть он тоже является оптометристом. Тем не менее отдельные специалисты в данной области, конечно же, тоже существуют. Они работают в салонах оптики, например.

Оптометрист не только может выписать очки и дать консультацию, также он измеряет внутриглазное давление, проверяет состояние роговицы или хрусталика, а еще диагностирует качество зрения с помощью компьютера. Именно оптометрист может увидеть тревожные симптомы заболевания и посоветовать обратиться к офтальмологу, который занимается уже непосредственно лечением — в этом существенное отличие двух этих близких, но разных профессий. Средняя зарплата оптометриста колеблется в районе 45 тысяч рублей.

Повышение квалификации

Повышение квалификации среднего медицинского персонала возможно по довольно большому количеству самых разных направлений. Это и сестринское дело, и акушерство с гинекологией, и операционное дело и так далее. Пройти повышение можно в специальных центрах повышения квалификации или на базе медицинских техникумов и институтов.

Из всего вышесказанного невооруженным глазом видно, насколько важна и ответственна роль среднего медицинского персонала в сохранении здоровья и жизни населения. Невольно на ум приходит воспоминание о так называемом маленьком человеке. Средний медперсонал — тоже «маленький человек», однако без него не было бы людей «больших»!

За больными осуществляет средний и младший медицинский персонал.

Средний медицинский персонал

Медицинская сестра — специалист со средним медицинским образованием (оканчивает медицинский колледж). Медицинскую сестру относят к среднему медицинскому персоналу, она выступает помощником врача в лечебно-профилактических учреждениях, выполняет врачебные назначения и осуществляет сестринский процесс. По определению ВОЗ, суть сестринского процесса заключается именно в осуществлении ухода за больными.

Обязанности медицинской сестры зависят от типа и профиля лечебного учреждения, где она работает, её должности и характера выполняемой работы. Существуют следующие должности медсестёр.

Главная медицинская сестра. В настоящее время это специалист с высшим медицин-ским образованием, оканчивающий факультет высшего сестринского образования медицинского университета. Она занимается вопросами рациональной организации труда, повышением квалификации среднего и младшего медицинского персонала больницы и осуществляет контроль за его работой.

Старшая медицинская сестра оказывает помощь заведующему отделением больницы (поликлиники) в административно-хозяйственных вопросах, организует и контролирует работу палатных медицинских сестёр и младшего медицинского персонала.

Палатная медицинская сестра выполняет врачебные назначения больным в закреп-лённых за ней палатах, наблюдает за состоянием пациентов, осуществляет уход за ними и организует их питание.

Процедурная медицинская сестра выполняет врачебные назначения (внутривенные инъекции и вливания), помогает при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач, проводит взятие крови из вены для биохимических исследований.

Операционная медицинская сестра помогает хирургу при хирургических вмешательствах, подготавливает к операции хирургический инструментарий, шовный и перевязочный материал, бельё.

Участковая медицинская сестра помогает участковому врачу на приёме больных, проживающих на закреплённом за ним участке, выполняет по назначению врача лечебные процедуры на дому и участвует в проведении профилактических мероприятий.

Медицинские сестры, работающие на приёме больных с врачами узких специальностей (окулистом, оториноларингологом, невропатологом и др.).

Диетическая медицинская сестра (диетсестра) под руководством врача-диетолога от-вечает за организацию и качество лечебного питания, составляет меню, контролирует кулинарную обработку и раздачу пищи, а также санитарное состояние кухни и столовой для больных.

Несмотря на определённое разделение функций медицинских сестёр, существует круг обя-занностей, принятый для среднего медицинского звена в целом.

1. Выполнение врачебных назначений: инъекции, раздача лекарств, постановка горчични-ков, клизм и пр.

2. Осуществление сестринского процесса, в том числе:

Сестринский осмотр — первичный осмотр больного, измерение температуры тела, подсчёт часто-ты дыхательных движений (ЧДЦ) и пульса, измерение АД, контроль суточного диуреза и пр.;

Правильный сбор материала для анализов (крови, мокроты, мочи и кала);

Обеспечение ухода за больными — уход за кожными покровами, глазами, ушами, полостью рта; контроль за сменой постельного и нательного белья; организация правильного и своевременного питания больных.

3. Оказание первой доврачебной помощи.

4. Обеспечение транспортировки больных.

5. Приём поступивших больных и организация выписки больных.

6. Осуществление контроля за санитарным состоянием отделений.

7. Осуществление контроля за соблюдением больными правил внутреннего распорядка
лечебных учреждений и выполнением ими правил личной гигиены.

8. Ведение медицинской документации.
Младший медицинский персонал

К младшему медицинскому персоналу относят младших медицинских сестёр, сестёр-хозяек и санитарок.

Младшая медицинская сестра (сестра по уходу за больными) помогает палатной медицинской сестре в уходе за больными, про-1 водит смену белья, обеспечивает содержание в чистоте и опрятности самих больных и больничных помещений, участвует в транспортировке больных, следит за соблюдением пациентами больничного режима.

Сестра-хозяйка занимается хозяйственными вопросами, получает и выдаёт бельё, моющие средства и уборочный инвентарь и непосредственно контролирует работу санитарок.

Санитарки: круг их обязанностей определяется их категорией (санитарка отделения, санитарка-буфетчица, санитарка-уборщица и пр.).

Общие обязанности младшего медицинского персонала следующие.

1. Регулярная влажная уборка помещений: палат, коридоров, мест общего пользования и др.
2. Оказание помощи медицинской сестре в осуществлении ухода за больными: смена белья, кормление тяжелобольных, гигиеническое обеспечение физиологических отправлений тяже-лобольных — подача, уборка и мытьё суден и мочеприёмников и пр.

3. Санитарно-гигиеническая обработка больных.

4. Сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры.

5. Транспортировка больных.

Организация питания и кормления больных

В организации питания больных, находящихся в стационаре, принимают участие как медицинские работники, так и работники пищеблока. Врач, проводящий обследование и лечение больного, назначает ему определенную диету, делая соответствующую пометку в истории болезни. Общее повседневное руководство питанием больных осуществляет врач-диетолог, который отвечает за правильное составление и применение лечебных диет, кроме того, оказывает консультативную помощь врачам отделений в выборе диетического стола для больных. Непосредственное руководство работой пищеблока (контроль за качеством продуктов, их закладкой, приготовлением пищи, доставкой в отделения) возлагают на диетсестру. Раздачу готовой пищи производят только после снятия пробы дежурным врачом стационара. Пища на пищеблоке готовится согласно порционнику, который ежедневно составляет главная сестра больницы. При составлении его главная сестра суммирует порционники, поступающие из отделений и из приемного покоя на больных, поступивших ночью.

Доставку пищи осуществляют централизованно в определенной посуде на специальном автотранспорте, который нигде больше не используется. Бачки и кастрюли для пищи всегда должны быть чистыми и иметь крышки. В отделениях пища доставляется в раздаточную, где имеются нагревательные приборы: электрические или газовые плиты, горячая вода, мойки.

Раздачу пищи больным производят буфетчицы. Посуду моют в специальных мойках с горчицей, после чего ополаскивают под струей горячей воды и ставят в специальные сушильные шкафы или на сетки. Вилки и ложки сушат. Так моют посуду в соматических отделениях (терапии, хирургии и т. д.). Больные питаются в столовой с хорошим естественным освещением.

Стулья должны быть без мягкой обивки, чтобы их было легко протирать. После каждого приема пищи проводится уборка обеденных столов, а в конце дня столы моют горячей водой. Пищевые отходы собирают в закрытые бачки и своевременно выносят. Столовая, раздаточная должны содержаться в чистоте, за этим следят буфетчицы, но контролируют их старшая сестра и палатные медицинские сестры.

При питании больных учитывают все внешние условия, связанные с приемом пищи: сервировку стола, внешний вид блюд, их запах, вкус, опрятный вид буфетчицы.

Обстановка в столовой должна быть спокойной. Медицинская сестра должна убедиться в значении питания для восстановления здоровья.

Кормление тяжелобольных

Тяжелобольным пища привозится в палату в теплом виде на специальных передвижных столиках с подогревом. Перед приемом пищи должны быть закончены все лечебные процедуры. Одним больным нужно только помочь сесть, грудь прикрыть клеенкой или фартуком, другим – придвинуть прикроватный столик и придать полусидячее положение, приподняв подголовник, третьих нужно кормить. При кормлении тяжелобольного медицинская сестра левой рукой немного приподнимает голову больного, а правой подносит ему ложку или специальный поильник с пищей ко рту. В том случае, когда больной не может поднять голову, чтобы он не захлебнулся, можно пользоваться следующим способом кормления. На носик поильника надевают прозрачную трубку (8–10 мм диаметром и 25 см длиной), которую вводят в рот. После введения трубки в рот ее снимают пальцами, затем слегка поднимают и наклоняют поильник, одновременно разжимая пальцы на несколько секунд, чтобы в рот больного попала пища в объеме одного глотка (прозрачность трубки позволяет контролировать количество пропущенной пищи).

Искусственное питание

При ряде заболеваний, когда питание больного через рот невозможно, назначают искусственное питание. Искусственное питание – это введение в организм питательных веществ при помощи желудочного зонда, клизмы или парентерально (подкожно, внутривенно). Во всех этих случаях обычное питание либо невозможно, либо нежелательно, т. к. может привести к инфицированию ран или попаданию пищи в дыхательные пути с последующим возникновением воспаления или нагноения в легких.

Существует два основных направления по осуществлению ухода за больными — общий уход и специальный уход.

Общий уход — осуществление общих мероприятий по уходу независимо от характера заболевания (общий осмотр, измерение температуры тела, смена белья и пр.).

Специальный уход — осуществление специфических мероприятий по уходу в зависимости от диагноза заболевания (например, подготовка больного к холецистографии, катетеризация мочевого пузыря).

Обязанности медицинской сестры и младшего медицинского персонала

Уход за больными осуществляет средний и младший медицинский персонал.

Средний медицинский персонал

Медицинская сестра — специалист со средним медицинским образованием (оканчивает медицинский колледж). Медицинскую сестру относят к среднему медицинскому персоналу, она выступает помощником врача в лечебно-профилактических учреждениях, выполняет врачебные назначения и осуществляет сестринский процесс. По определению ВОЗ, суть сестринского процесса заключается именно в осуществлении ухода за больными.

Обязанности медицинской сестры зависят от типа и профиля лечебного учреждения, где она работает, её должности и характера выполняемой работы. Существуют следующие должности медсестёр.

Главная медицинская сестра.В настоящее время это специалист с высшим медицинским образованием, оканчивающий факультет высшего сестринского образования медицинского университета. Она занимается вопросами рациональной организации труда, повышением квалификации среднего и младшего медицинского персонала больницы и осуществляет контроль за его работой.

Старшая медицинская сестраоказывает помощь заведующему отделением больницы (поликлиники) в административно-хозяйственных вопросах, организует и контролирует работу палатных медицинских сестёр и младшего медицинского персонала.

Палатная медицинская сестравыполняет врачебные назначения больным в закреплённых за ней палатах, наблюдает за состоянием пациентов, осуществляет уход за ними и организует их питание.

Процедурная медицинская сестравыполняет врачебные назначения (внутривенные инъекции и вливания), помогает при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач, проводит взятие крови из вены для биохимических исследований.

Операционная медицинская сестрапомогает хирургу при хирургических вмешательствах, подготавливает к операции хирургический инструментарий, шовный и перевязочный материал, бельё.

Участковая медицинская сестрапомогает участковому врачу на приёме больных, проживающих на закреплённом за ним участке,

выполняет по назначению врача лечебные процедуры на дому и участвует в проведении профилактических мероприятий.

Медицинские сёстры, работающие на приёме больных с врачами узких специальностей(окулистом, оториноларингологом, невропатологом и др.).

Диетическая медицинская сестра (диетсестра)под руководством врача-диетолога отвечает за организацию и качество лечебного питания, составляет меню, контролирует кулинарную обработку и раздачу пищи, а также санитарное состояние кухни и столовой для больных.

Несмотря на определённое разделение функций медицинских сестёр, существует круг обязанностей, принятый для среднего медицинского звена в целом.

1. Выполнение врачебных назначений: инъекции, раздача лекарств, постановка горчичников, клизм и пр.

2. Осуществление сестринского процесса, в том числе:

Сестринский осмотр — первичный осмотр больного, измерение температуры тела, подсчёт частоты дыхательных движений (ЧДД) и пульса, измерение АД, контроль суточного диуреза и пр.;

Правильный сбор материала для анализов (крови, мокроты, мочи, кала);

Обеспечение ухода за больными — уход за кожными покровами, глазами, ушами, полостью рта; контроль за сменой постельного и нательного белья; организация правильного и своевременного питания больных.

3. Оказание первой доврачебной помощи.

4. Обеспечение транспортировки больных.

5. Приём поступивших больных и организация выписки больных.

6. Осуществление контроля за санитарным состоянием отделений.

7. Осуществление контроля за соблюдением больными правил внутреннего распорядка лечебных учреждений и выполнением ими правил личной гигиены.

8. Ведение медицинской документации.

Похожая информация.

Младший медицинский персонал — кто относится к этой категории?

Рассмотрим виды должностей этой группы, раскроем их основные функции, обязанности и проведем параллель между средним и младшим персоналом медучреждения.

↯Больше статей в журнале

Главное в статье

Средний и младший медицинский персонал: обязанности

Младший медицинский персонал — кто относится к этой категории?

Обратимся к номенклатуре специалистов здравоохранения, которая утверждена в приказе Минздрава РФ № 1183н:

  • младшая медсестра по уходу за больными;
  • сестра-хозяйка;
  • санитар-водитель;
  • санитар.

С 1 июля 2016 г. важная статья дополнит Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ). Она обязывает всех работодателей использовать профессиональные стандарты для определения требований к квалификации работников (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ).

Еще ранее приняты положения ТК РФ, указывающие на необходимость использовать профессиональные стандарты при наименовании должностей (ст. 57) и установлении тарифных систем оплаты труда (ст. 143).

На примере профстандарта «Младший медицинский персонал» рассмотрим структуру подобных документов и их применение в практической работе менеджера сестринского дела.

Трудовые функции для младшего медицинского персонала в профстандарте собраны в таблицу.

Полный алгоритм разбора профстандарта и таблица с трудовыми функциями для младшего медперсонала доступны в журнале .

Средний медицинский персонал в отличие от младшего медперсонала , выполняет другие функциональные обязанности. Средние медработники являются непосредственными участниками лечено-диагностического процесса, тогда как санитары и младшие медсестры осуществляют вспомогательную работу.

Как правильно рассчитать количество должностей младших медсестер стационара при разных режимах труда и отдыха в 2018 году для обеспечения режима круглосуточной работы — информация приведена в сводной таблице.

Младший персонал – медработники или нет?

Многочисленные споры по поводу того, к какой группе относится младший медицинский персонал, кто относится к медработникам, а кто нет, разрешил вступивший в законную силу профстандарт «Младший медицинский персонал».

Ознакомиться с ним можно в приказе Минтруда № 2н от 12.01.2016 года.

Вместе с тем, квалификационный справочник медицинских должностей в разделе «иные должности» содержит следующие:

  • младшая медсестра отделения;
  • санитар;
  • сестра-хозяйка;
  • водитель-санитар.

Приставка «медицинский» создает впечатление, что законодатель отнес этот младший персонал к группе медицинских специалистов. Однако, из анализа действующего законодательства следует, что это не так.

В ФЗ «Об охране здоровья» приведен перечень четких критериев, которым должен соответствовать любой медработник:

  1. Наличие медицинского или иного специального образования.
  2. Осуществление профессиональной деятельности в медучреждении.
  3. Непосредственное участие в лечебном и диагностическом процессе.

Таким образом, и перечисленные выше должности по своему содержанию должны соответствовать этим требованиям для того, чтобы их можно было полноценно отнести к медицинским работникам.

Но, к примеру, лица, занимающие должности водителя-санитара или сестры-хозяйки по своему функционалу и квалификации к медицинским работникам отнесены никак не могут. Поэтому в вышеназванном профстандарте они отсутствуют.

Поэтому медучреждениям необходимо привести свои штатные расписания в соответствии с действующим профстандартом. Должности водителя-санитара и сестры-хозяйки необходимо исключить из группы младшего медперсонала.

Также следует обратить внимание на требования к квалификации младшего медперсонала, на правильные названия должностей.

В штатном расписании дома-интерната присутствует только должность уборщицы, в связи с сокращением штатных единиц младшего медицинского персонала. Возможна ли такая ситуация?

Ответ

В соответствии с письмом Минздрава РФ от 25.10.2012 № 16-5/10/2-3238 прочий персонал в учреждениях здравоохранения — это немедицинский персонал, т. е. работники и служащие, не имеющие медицинского образования и выполняющие виды деятельности, не относящиеся к лечебно-диагностическому процессу, в том числе уборщики, дворники и пр.), обеспечивающие деятельность медицинской организации.

В соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н, сестра-хозяйка и санитарка отнесены к младшему медицинскому персоналу.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) является обязательным условием трудового договора.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора (ст. 72 ТК РФ), за исключением случая изменения определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ).

Соответственно, перевести сестру-хозяйкуили санитарку на иную должность (прочий персонал учреждений здравоохранения) можно либо по соглашению сторон, либо проведя организационные мероприятия, связанные с изменением штатного расписания.

Независимо от того, кто выступает инициатором перевода, основанием для издания приказа являются изменения к трудовому договору. Изменения к трудовому договору оформите в виде дополнительного соглашения (ст. 57, 72 и 72.1 ТК РФ). Если инициатором перевода выступает сотрудник, он пишет заявление о переводе. Если администрация организации — нужно получить письменное согласие сотрудника на перевод. На практике чаще всего согласие оформляется следующим образом. Сотрудник пишет на приказе о переводе: «Согласен на перевод». В то же время уведомить сотрудника нужно до издания приказа (ст. 72 и 73 ТК РФ). Унифицированной формы уведомления не предусмотрено, поэтому организация может составить его в произвольной форме. На нем сотрудник должен письменно выразить свое согласие или несогласие на перевод

Должностные обязанности по новой должности должны отличаться от обязанностей, указанных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н), так как в соответствии со ст. 72.1ТК РФ перевод на другую работу — это изменение трудовой функции.

Простое переименование должности с сохранением прежних должностных обязанностей недопустимо, так как противоречит Единому квалификационному справочнику и Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников (утв. приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н).

Кроме того, следует обратить внимание, что у сестры-хозяйки и санитарки должностные обязанности шире, чем, например, у уборщицы помещений, и, если заменить в штатном расписании сестер-хозяек, например, на уборщиц помещений, то часть должностных обязанностей останется не охваченными.

Размер оклада по любой вновь введенной в штатное расписание должности должен устанавливаться в соответствии с системой оплаты труда, принятой в данном учреждении.

Как оформить перевод сотрудника на постоянную работу в пределах одной организации

В Трудовом кодексе РФ предусмотрено два вида переводов на другую работу: временный (ст. 72.2 ТК РФ) и постоянный.

Виды постоянного перевода

При постоянном переводе сотрудник может быть переведен:

  • на новую работу у текущего работодателя;
  • к другому работодателю;
  • в другую местность вместе с работодателем.

Причины перевода на новую работу в той же организации могут быть различными. Например, расширение или сокращение деятельности организации; решение проблем карьерного роста персонала; результаты аттестации, в соответствии с которыми сотрудника повышают или понижают в должности; медицинские показания и т. п. (ст. 72.1, 73, ч. 3 ст. 81 ТК РФ).

Отличие перевода от перемещения

Следует различать перевод на другую работу в пределах одной организации от перемещения. В обоих случаях сотрудник остается работать в пределах той же организации. Однако эти понятия не идентичны. При перемещении сотрудника меняется его рабочее место. При этом условия трудового договора и трудовая функция остаются прежними. То есть сотрудник выполняет ту же работу при смене рабочего места. В этом случае получать согласие на перемещение самого сотрудника не нужно.

При переводе происходит изменение условий трудового договора и трудовой функции сотрудника. Сотрудник считается переведенным на новую должность в той же организации (без изменения местности) при выполнении хотя бы одного из условий:

  • изменение трудовой функции, предусмотренной трудовым договором. При этом место работы может измениться или оставаться прежним;
  • изменение структурного подразделения, в котором работает сотрудник. В случае когда структурное подразделение как место работы было указано в трудовом договоре с сотрудником.

Перевод допускается только с письменного согласия сотрудника. Запрещается переводить сотрудника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Такие правила установлены статьей 72.1 Трудового кодекса РФ и разъяснены в пункте 16 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2.

Ситуация: является ли переводом изменение названия должности сотрудника без изменения трудовой функции

Нет, не является.

Изменение наименования должности без изменения трудовой функции переводом не считается. Такой вывод можно сделать на основании части 1 статьи 72.1 Трудового кодекса РФ.

Кто может быть инициатором перевода

Перевод на постоянную работу в пределах одной организации возможен по инициативе:

  • сотрудника;
  • работодателя.

Такой порядок предусмотрен в статьях 72 и 72.1 Трудового кодекса РФ.

Документальное оформление

Если инициатором перевода выступает сотрудник, он пишет заявление о переводе. Если администрация организации — нужно получить письменное согласие сотрудника на перевод. На практике чаще всего согласие оформляется следующим образом. Сотрудник пишет на приказе о переводе: «Согласен на перевод». В то же время уведомить сотрудника нужно до издания приказа (ст. 72 и 73 ТК РФ). Унифицированной формы уведомления не предусмотрено, поэтому организация может составить его в произвольной форме. На нем сотрудник должен письменно выразить свое согласие или несогласие на перевод. При отказе сотрудника от перевода его можно уволить:

  • по собственному желанию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ);
  • по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ);
  • по сокращению численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Если инициатива о переводе исходит от руководителя структурного подразделения, нужно подготовить представление о переводе. В этом документе руководитель подразделения должен дать характеристику профессиональным и деловым качествам сотрудника и обосновать причину перевода. На представлении руководитель организации ставит свою резолюцию.

Независимо от того, кто выступает инициатором перевода, основанием для издания приказа являются изменения к трудовому договору. Изменения к трудовому договору оформите в виде дополнительного соглашения (ст. 57, 72 и 72.1 ТК РФ).

При этом для издания приказа о переводе организации госсектора по собственному выбору могут:

  • использовать унифицированную форму приказа (№ Т-5, № Т-5а), утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1;
  • применять самостоятельно разработанную форму.

Обратите внимание, что при переводе сотрудника в пределах одной организации работодатель не может установить ему испытательный срок (ст. 70 ТК РФ).

Запись о переводе в трудовую книжку сотрудника внесите не позднее чем через неделю со дня перевода (п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).

В завершение процедуры сделайте запись о переводе в личной карточке сотрудника. С ней ознакомьте сотрудника под подпись.

Новости

Появились стандарты для младшего медперсонала

Утверждены профстандарты для двух должностей:

  • младшая медицинская сестра по уходу за больными;
  • санитар.

В частности, установлены требования к образованию таких работников. Санитару достаточно иметь среднее общее образование. Преимущество при трудоустройстве получат те, кто прошел профессиональное обучение по должности «Санитар». А вот у младшей медсестры образование должно быть профильное. Варианты такие:

  • среднее общее образование и профессиональное обучение по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»;
  • среднее профессиональное образование по одной из трех специальностей: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело». При этом специалист должен освоить образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *