Кто такой бенефициарный владелец?

Содержание

28
ноября
2017

Сведения о бенефициарных владельцах: раскрыть и не ошибиться

Шенгелия_РЦБ_Сведения о бенефициарных владельцах_раскрыть и не ошибиться_11.2017

Файл добавлен 28.11.2017
Презентация .pdf (214 Кб)

В августе 2017 г. Правительство России опубликовало правила, по которым юридические лица должны предоставлять государственным органам сведения о своих бенефициарных владельцах.

Новые правила позволят проверять то, как компании устанавливают, обновляют и хранят сведения о лицах, которые контролируют их действия. Для надлежащего исполнения своих обязанностей необходимо детально разобраться в новых положениях, так как на практике они могут быть истолкованы неоднозначно.

Вникнуть в суть

Юридические лица должны выявлять, актуализировать и хранить информацию о своих бенефициарных владельцах с декабря 2016 г. Эти обязанности установлены в ст. 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ). Кроме того, документ предусматривает обязанность компании предоставлять имеющиеся сведения государственным органам по их запросам. Правительство России утвердило правила исполнения таких запросов Постановлением от 31 июля 2017 г. № 913(далее — Правила № 913). К февралю 2018 г. должны появиться ведомственные акты, направленные на реализацию этого постановления, после чего механизм заработает в полную силу.

Запрашивать сведения вправе Федеральная налоговая служба и Федеральная служба по финансовому мониторингу, а также территориальные органы этих ведомств (п. 1 Правил № 913).

Раскрывать информацию по запросам обязаны почти все юридические лица. Закон в этом случае ни для кого исключения не устанавливает, но его нормами закреплено, что располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и устанавливать в отношении них определенные законом сведения должны не все лица (ч. 2 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ). Перечь лиц, на кого эти требования не распространяются, приведен в абз. 2-5 подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ. Если компания не обязана обладать сведениями, то понудить ее предоставить эти сведения будет невозможно. Подобной позиции придерживается и Росфинмониторинг. Согласно разъяснениям регулятора юридические лица, которые не обязаны устанавливать, хранить и обновлять информацию, не обязаны также ее и предоставлять.

Приведенных правовых оснований достаточно, чтобы истребовать у организации сведения о ее бенефициарных владельцах. Вникать в фактические обстоятельства, которые побудили государственный орган направить запрос, нет необходимости. Законодательство не требует, чтобы орган объяснял подобные действия, поэтому отвечать на запрос придется независимо от наличия в нём мотивировки.

Согласно ст. 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) компании, не исполнившей запрос, а также обязанности по установлению, обновлению и хранению информации о бенефициарных владельцах, грозить штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Распознать бенефициарных владельцев

Первоочередная задача компании — определить исчерпывающий круг своих бенефициарных владельцев — каждого, кто отвечает установленным законом признакам. Если хотя бы одно такое лицо останется без внимания, у контролирующих органов появятся основания для претензий.

Бенефициарный владелец — это не только тот, кто в конечном счете владеет компанией. Помимо него признакам бенефициарного владельца могут отвечать и другие лица, в том числе не имеющие корпоративных прав участия в компании. Число таких лиц не ограничено, но в отношении каждого из них компания должна располагать необходимой по закону информацией. Такого же мнения придерживаются и регуляторы. Однако признаки, по которым закон относит лиц к бенефициарным владельцам, на практике могут толковаться по-разному. Приведены эти признаки в ч. 8 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ.

Первый из них не вызовет затруднений. Он непосредственно касается корпоративного владения: к бенефициарным владельцам относится физическое лицо, которое прямо или через третьих лиц имеет преобладающее участие (более 25%) в капитале юридического лица.

Второй признак недостаточно точен: бенефициарным владельцем будет являться также физическое лицо, которое в конечном счете имеет возможность контролировать действия организации. При этом не уточняется, какое содержание законодатель вложил в формулировку «возможность контролировать».

Росфинмониторинг понимает под таким контролем возможность физического лица на основании договора с контролируемым юридическим лицом оказывать существенное влияние на некоторые его решения. Но это не единственный фактор, который, по мнению регулятора, следует учитывать. Другие факторы Росфинмониторинг предложил самостоятельно устанавливать организациям, которым предстоит квалифицировать лицо в качестве бенефициарного владельца.

Такие разъяснения уточняют вектор движения, но в полном объеме не могут применяться с целью обязать компании раскрывать своих бенефициарных владельцев. Позиция Росфинмониторинга была опубликована еще до рассматриваемых нововведений в законодательстве и касалась смежного регулирования — толкования термина «бенефициарный владелец», который некоторые организации должны использовать для идентификации своих клиентов. Именно эти организации, по мнению регулятора, должны самостоятельно установить критерии, по которым будут определять, что физическое лицо контролирует их клиента. Предоставлять такую же самостоятельность юридическим лицам при идентификации собственных бенефициарных владельцев может быть неоправданно. В этом случае будут отсутствовать четкие и единые для всех критерии, на основании которых контролирующий орган смог бы оценить законность действий юридического лица и наличие оснований для ответственности.

Если у компании возникнут трудности с толкованием признаков (??), которыми необходимо руководствоваться для определения собственных бенефициарных владельцев, целесообразно заранее запросить соответствующие разъяснения у уполномоченных регуляторов.

Собрать полную информацию

Закон обязывает устанавливать, обновлять и хранить информацию, предусмотренную абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

Состав этой информации не должен вызывать затруднений, но только если документ, удостоверяющий личность бенефициарного владельца, имеет универсальный характер, как, например, паспорт гражданина России. В противном случае могут потребоваться дополнительные разъяснения уполномоченных государственных органов. Это связано с тем, что законодатель не конкретизировал, какие именно документы допустимо рассматривать в качестве удостоверяющих личность бенефициарного владельца.

Росфинмониторинг и Банк России в своих актах уже давали разъяснения по этому поводу, но только применительно к идентификации клиентов некоторых видов организаций. Так как эти акты регулируют специфические правоотношения, применять установленные ими правила к идентификации собственных бенефициарных владельцев будет не совсем корректно.

Несмотря на то что закон обязывает располагать лишь самой информацией о бенефициарных владельцах, компании следует также получить документы, которые подтвердят достоверность этих сведений. Такая необходимость обусловлена тем, что по запросам уполномоченных органов юридическое лицо должно предоставлять только документарно подтвержденную информацию (ч. 6 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ).

Полные копии документов, идентифицирующих личность бенефициарных владельцев, понадобятся компании также и потому, что закон не конкретизирует, какими именно реквизитами (данными) этих документов должна располагать компания.

Принять все меры

Для выяснения сведений о бенефициарных владельцах компании целесообразно принимать максимальное количество доступных мер, пока не будет достигнут положительный результат.

Росфинмониторинг разъяснил, что юридическое лицо, не сумевшее установить своего бенефициарного владельца, может подтвердить информацию о принятых для этого мерах запросами учредителям (иным контролирующим лицам) и ответами на эти запросы. Однако регулятор не уточнил, будет ли таких документов достаточно, чтобы обосновать добросовестность компании. К тому же мнения одного лишь Росфинмониторинга может не хватить, чтобы обосновать свою правоту, помимо органов Росфинмониторинга дела об административных правонарушениях в этой области вправе возбуждать еще органы ФНС России и Банк России, а рассматривают такие дела судьи.

Если компания не предпримет все зависящие от нее меры, ее бездействие могут квалифицировать как признаки вины юридического лица, закрепленные п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. В ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ специально акцентируется внимание на том, что юридическое лицо должно «принять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры», чтобы установить необходимую в силу закона информацию о бенефициарных владельцах.

Упомянутое в Законе № 115-ФЗ право компании истребовать необходимую информацию у своих учредителей или участников является лишь примером доступных мер, одним из возможных вариантов. Но этот механизм не гарантирует стопроцентный результат. Если запрос останется неисполненным и компания не предпримет другие меры для выяснения необходимой информации, контролирующие органы смогут предъявить к ней соответствующие претензии.

Уложиться в сроки

Срок для исполнения запроса уполномоченного органа —5 рабочих дней с момента получения запроса. Поправки в ранее предоставленную информацию необходимо предоставить в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения неполноты, неточностей или ошибки. Оба этих срока установлены в п. 4 Правил № 913.

Срок, до истечения которого компания обязана располагать информацией о бенефициарных владельцах, не установлен. Законодательство не определяет также срок, в течение которого организация должна принять меры по установлению сведений о лицах, которые ее контролируют. Поэтому обе эти обязанности должны быть исполнены одновременно — 21 декабря 2016 г., когда вступили в силу изменения законодательства, предусмотревшие эти обязанности (для вновь созданных компаний — в день их создания).

Компании также стоит обратить внимание на дату, когда меры по идентификации бенефициарного владельца принесут результат, так как с момента принятия таких мер может пройти некоторое время. В этом случае дата, когда компании станет известен ее бенефициарный владелец, и дата, когда она получит о нем необходимые сведения, будут различаться. Обе эти даты следует учитывать, чтобы исчислить срок исполнения сопутствующих обязанностей: не менее пяти лет хранить информацию о бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении них требуемых сведений, а также обновлять и документировать эту информацию не реже одного раза в год.

Юридическому лицу следует оперативно актуализировать полученную информацию и подтверждающие документы. Это связано с тем, что по запросу уполномоченного органа сведения о бенефициарных владельцах должны быть представлены по состоянию на дату, указанную в запросе (п. 4 Правил № 913).

Указанное положение свидетельствует о том, что компания не должна останавливаться на достигнутом, даже если не удалось с первого раза получить необходимую информацию. Законодательство прямо не обязывает повторять попытки, однако не исключена трактовка, согласно которой это следует делать, чтобы исполнить обязанность по обновлению информации. Отсутствие сведений и причины их отсутствия — это тоже информация.

Трудно прогнозируемая позиция регуляторов касательно рассмотренных вопросов создает для компаний вполне осязаемые риски. Поэтому внимательное отношение к исполнению своих обязанностей может позволить избежать предъявления необоснованных претензий.

См. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2017 г. № 913 «Об утверждении Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти».

См. Информационное сообщение Росфинмониторинга, http://www.fedsfm.ru/news/2375.

См. п. 4 Информационного сообщения Росфинмониторинга, http://fedsfm.ru/companies/messages/935, письмо Банка России от 28.01.2014 № 14-Т.

См. п. 2 Информационного сообщения Росфинмониторинга, http://fedsfm.ru/companies/messages/935.

См. Информационное письмо Росфинмониторинга от 18.03.2009 г. № 2, Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 г. № 59, а также Положения Банка России от 12.12.2014 г. № 444-П и от 15.10.2015 г. № 499-П.

См. Информационное сообщение Росфинмониторинга, http://www.fedsfm.ru/news/2375.

С развитием рынка стали появляться новые участники и стороны бизнеса. Чтобы получать прибыль от различных источников, иметь доступ к делам компаний, но не афишировать свои данные, истинные владельцы бизнеса предпочитают скрываться и работать без привлечения внимания к своей персоне. Они получили свое название – бенефициары, что в переводе с французского означает «прибыль».

В бизнесе сейчас часто прямую выгоду получают не первые лица компаний или номинальные владельцы. Они лишь создают видимость. Все финансовые потоки и сделки регулируются лицами, которые не афишируют себя, а работают на расстоянии. Бенефициары были всегда, но особое внимание к себе привлекли они с развитием оффшоров. В 2012 г. а России заговорили о деоффоризации отечественного бизнеса. Были приняты законодательные акты, которые рекомендовали выявлять реальных владельцев бизнеса. Сейчас все банки, которые работают с расчетными счетами юрлиц, обязаны выявляться бенефициаров для раскрытия легальности бизнеса и исключения вероятности отмывания денег и финансирования терроризма, согласно 115-ФЗ.

Кто такой бенефициар?

Если пояснить простыми словами, то это лицо, которое управляет компанией, владеет ее имуществом, получает прибыль и ведет контроль над деятельностью. Это реальный хозяин, даже если формально им является иной человек. В 115ФЗ сказано, что бенефициаром является тот, кто имеет долю 25% и более. Это позволяет проводить все контролирующие действия.

Например, фирма А имеет совет директоров, генерального директора и несколько акционеров. Для всех именно они являются управленцами и владельцами бизнеса. Это видимая сторона. С другой стороны, они всего лишь куклы, выполняющие свою работу. Истинный хозяин находится в стороне и управляет этим театром. Он нигде не значится в документах фирмы, но владеет всем. Цепочка звеньев до истинного бенефициара может быть длинной. Каждое звено – формальный учредитель.

Федеральный закон обязывает банки и иные финансовые учреждения, которые проводят денежные операции, выявлять бенефициаров и фиксировать сведения о них в своих базах. Это связано с необходимостью повысить прозрачность бизнеса и снижения количества подозрительных операций. Бенефициары устанавливаются не только при работе с юрлицами, но и с физлицами.

Таким образом, бенефициар – это человек, который является реальным собственником бизнеса. Его личность часто скрывается и известна только руководству фирмы. Его конфиденциальность сохраняется через формальную компанию. Отыскать бенефициара можно по счетам, которые использует фирма в банке, перечисляя прибыль. Это может быть даже продавец услуг по аккредитивам.

Как становятся бенефициаром?

Такие вопросы лучше рассматривать в юридическом аспекте. Госсистема препятствует развитию нелегального бизнеса, а также усиливает контроль за финансовыми потоками, которые идут мимо госказны. Для этого был создан закон №115, целью которого является создание ясной картины российских активов и их владельцев. Часто собственников активов считается один человек, а на самом деле имуществом владеет совершенно другой человек, который скрывает свое богатство. 115ФЗ определил критерии бенефициаров:

  • Доля в компании более 25%. Такая доля дает право на принятие контрольных решений. Этим бенефициар отличается от простых акционеров, которые владеют менее 25% с целью получения дохода.
  • Наличие деловой активности лица, заинтересованного в финансовой прибыли компаний. Это может быть страхование, сделки с акциями, участие в совещаниях и пр.

Соответствуя этим критериям, владелец бизнеса\фирмы становится бенефициаром. Одни этого не скрывают, другие предпочитают оставаться в тайне. Компании и филиалы обязаны вести списки бенефициаров. Если госорганы захотят выявить истинного владельца компании, у них не возникает проблем. ГК РФ накладывает ответственность за искажение информации о бенефициарных лицах в виде штрафов до 500 т.р. Проверяющие структуры могут легко вычислить, является ли заявленный руководитель бенефициаром или же управление находится в иных руках. Цепочка бенефициаров особо интересна налоговикам и Росфинмониторингу.

Кто такой выгодоприобретатель?

Многие путают выгодоприобретателя и бенефициара. На самом деле это тождественные понятия, но имеющие некоторые отличия. Они оба имеют прибыль от деятельности компании, но у бенефициара есть четверть или более доли собствености, а у выгодоприобретателя эта доля меньше или ее вообще не может быть.

Бенефициар и выгодоприобретатель могут быть в лице одного человека или же совершенно разных. В первом случае выгодоприобретатель имеет доход и контролирует работу компании, а во втором – только получает доход (или его часть) за выполнение своих обязанностей.

Выгодоприобретатель в банке.

Это лицо, которое получает выгоду при банковских операциях. Например, при открытии вклада выгодоприобретателем является сам клиент. Он принес деньги с целью получения выгоды от их размещения на депозите. Однако, вклад может быть и на третье лицо. Например, отец кладет деньги на имя сына. Сын в этом случае является выгодоприобретателем, поскольку проценты и по вклады и сам вклад будет получать он.

Если взять юрлиц, то выгодоприобретателем является получатель в платежных поручениях. Например, компания перечисляет дивиденды на имя г-на Иванова И.И. Г-н Иванов является выгодоприобретателем. Но это не является фактом, что он будет бенефициаром, ведь полученные деньги он может перевести дальше по договору доверительного управления. Тот, кто получит этот доход, и будет бенефициаром.

Что такое цепочка бенефициаров?

Это несколько связанных бизнес-звеньев, по которым прибыль доход до реального хозяина. Цепочка может состоять из одного звена, а может и из нескольких. Чем длиннее цепь, тем сомнительнее операции и получаемые доходы. Цепь используется для того, чтобы запутать следы для госорганов, облегчить налогообложение, отмыть нелегальные доходы. По таким цепочкам деньги без проблем переводятся в оффшоры и иных активы.

Закон требует раскрывать информацию о конечных бенефициарах. Найти сведения можно на сайте ИФНС, по выписке из ЕГРЮЛ, в протоколах собраний. Конечным бенефициаром будет конкретный человек.

Пример цепочки: У Иванова есть 60% акций компании «Цветочек», которая, в свою очередь, владеет 80% акциями компании «Листик». Иванов ведет скромную жизнь, ездит на авто среднего класса. Гендиректор «Листика» Сидоров имеет дорогой автомобиль, костюм Prada и 24% акций своей компании. На первый взгляд именно Сидоров будет выглядеть бенефициаром. Но подсчет показывает, что Иванов через свою компанию «Цветочек» контролирует «Листик» почти наполовину (60%*80% = 48%). Именно он будет бенефициаром, а не пафосный Сидоров.

Таким образом, бенефициары сейчас встречаются все чаще. Им может быть любой владелец недвижимости, активов, денежных вложений. Госорганы пытаются контролировать высокопоставленных чиновников и руководителей госкорпораций. Это делается с целью защитить интересы и безопасность обычных людей. Однако, это не сокращает количество сомнительных операций и утечку денег в оффшоры. Через подставные фирмы корпорации выводят деньги в иностранные активы на вполне легальных основаниях, и раскрыть реальных владельцев бывает практически невозможно.

В России бенефициары не стараются себя афишировать из-за не совсем законных способах приобретения недвижимости, угрозы личной безопасности, нежелания попадать в поле зрения налоговиков и нежелания нести ответственность за нарушение законов. Наглядным примером является г-н Абрамович. Структуру его бизнеса не в силах проследить даже госорганам.

Запутанные структуры позволяют отвести внимание от бенефициаров, которые создают в оффшорах компании. Местные законы позволяют распоряжаться деньгами и при этом не афишировать себя.

Автор статьи, эксперт по финансам
Дмитрий Тачков

Привет, я автор этой статьи. Имею высшее образование. Специалист по финансам и банкам. Более 3-х лет работал в коммерческих банках РФ. Пишу про финансы более 5 лет. Всегда в теме по лучшим вкладам и картам. Делаю выгодные вклады и получаю высокий кешбек по картам. Поставьте пожалуйста оценку моей статье, это поможет улучшить ее.

Бесполезно
1

Занятно
5

Помогло
7

Центральное межрегиональное управление ГНС по работе с крупными налогоплательщиками сообщает, что с целью формирования единой практики применения положений Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» (далее — Закон) Министерство юстиции Украины письмом от 13.01.2021 г. № 245/8.4.4/32-21 разъяснило вопрос ежегодного подтверждения сведений о конечном бенефициарном владельце юридического лица.

В письме указано, что поскольку в 2020 году нормативно-правовой акт, которым должны быть утверждены форма и содержание структуры собственности, принят не был, то подача сведений о конечном бенефициарном владельце юридического лица впервые в соответствии с указанным законом будет ожидаться в 2021 году после принятия указанного нормативно правового акта. Поскольку речь идет о ежегодном подтверждении, то исходя из этого принципа следующее подтверждение планируется уже в 2022 году.

При этом Закон установил, в течение какого срока должно быть подтверждение — 14 календарных дней с даты государственной регистрации. Поэтому каждое юрлицо в 2022 году в течение 14 календарных дней с даты государственной регистрации создания такого юрлица должно подтвердить сведения о конечном бенефициарном владельце.

Например, если юрлицо зарегистрировано 10 февраля, то обязанность по подаче документов в соответствии со ст. 171 Закона у него возникает с 10 февраля 2022 года.

Подача документов в соответствии с указанной статьей осуществляется независимо от того, происходили ли в течение года любые изменения относительно конечного бенефициарного владельца, указанные в упомянутом письме.

Информация по теме:

Минюст проверит факты непредоставления информации о конечных бенефициарах

История

16743 компании в Украине не указали своих конечных владельцев.

Что случилось

Украинские компании ещё до 2015 годы были обязаны подать информацию о конечных бенефициарных владельцах. Но некоторые игнорируют это требование.

Почему это важно

Владелец имеет самое сильное влияние на деятельность компании и несет за неё ответственность. Если у нас нет данных о конечных владельцах — мы, по большому счету, ничего не можем сказать и о компании.

Кто такой конечный бенефициарный владелец?

У каждой компании есть владелец. Им может быть или юридическое лицо (компания) или человек.

Если компанией владеет юридическое лицо, возникает закономерный вопрос — а кто владеет следующей компанией. Если её владелец снова компания, мы повторяем вопрос. Наконец, мы находим человека, который основал самую первую компанию в этой цепочке.

Кінцевий власник

Этого человека называют конечным бенефициарным владельцем. Он же владелец, получатель, основатель, участник, владелец, активодержатель, бенефициар, контролер. Все эти слова являются синонимами.

Информация о владельцах компаний открыта?

Так в 2014 году в Закон «О государственной регистрации юридических и физических лиц — предпринимателей» были внесены изменения. Согласно им, в Единый государственный реестр предпринимателей должна вноситься информация о:

  1. Конечном владельце юридического лица.

  2. Конечном владельце основателе, если основатель юридическое лицо.

  3. Структуре имущества основателей (Это дает возможность понять, кто из владельцев имеет наибольшее влияние на бизнес).

В 2017 году Украина получила финансирование и стала одной из первых стран, которые присоединились к проекту Open Ownership. Информация о владельцах компании была выложена на украинском портале открытых данных, стала возможна их автоматическая обработка.

Кто отвечает за предоставление информации о владельцах?

Компании обязаны указывать своего конечного владельца, регулярно обновлять информацию о нем и предоставлять её государственному регистратору.

Ответственность за отсутствие этой информации так же лежит на юридическом лице. Так в своем комментарии ГП НИС, которое выкладывает ЕГР в виде открытых данных, указывает: «В открытом доступе публикуются только те ведомости, которые есть в ЕГР. То есть если юридическое лицо не обращалось к государственному регистратору с документами для внесения информации о конечном бенефициарном владельце, то информация о бенефициарных владельцах не будет отображаться».

Кроме того не все компании обязаны предоставлять информацию о бенефициарных владельцах. К таким исключениям относятся:

  1. Компании, владелец которых физическое лицо.

  2. Государственные и коммунальные предприятия.

  3. Компании, у которых нет владельцев, которые бы владели бы больше, чем 25% уставного капитала (например: частями ООО могут владеть 5 лиц по 20% голосов каждый )

Почему юридические лица не публикуют эту информацию?

Термин подачи информации о конечных бенефициарах закончился в мае 2015 года, 16743 компании не подали необходимую информацию.

Адвокат максим Лазарев называет возможные причины:

  1. Компании фактически не ведут деятельность

  2. Владельцы и руководители компаний не следят за изменениями законодательств, поэтому не исполнили требования

  3. Владельцы и руководители компаний намеренно не подали данные (из-за отсутствия ответственности за неподачу таких данных)

Вся ли информация о конечных бенефициарах правдива и кто это контролирует?

«Много компаний, особенно владельцами которых являются компании-нерезиденты, указали своими бенефициарами так называемых «номиналов», то есть доверенных лиц (агентов, посредников, т.д.). Пока никто не проверяет достоверность внесенных в реестр данных»,

— рассказывает Максим Лазарев.

В народе такие компании называют «матрешками». Это длинная цепочка из юридических лиц, последний из которых зарегистрирован за границей, а их номинальный владелец является подставным лицом.

Матрьошки

«Сегодня наибольшие проблемы предприятию, которое не указало своих бенефициаров, может создать банк, который будет открывать ему счет. Как субъект первичного финансового мониторинга, он обязан отказаться от установления деловых отношений или проведения финансовых операций, если идентификация/верификация клиента невозможна или если у субъекта первичного финансового мониторинга возникают сомнения в том, что выступает лицо от собственного имени»,

— поясняет Максим.

Как вести себя с компанией, у которой не определены конечные бенефициарные владельцы?

«Если вы начинаете работать с компанией, в ведомостях о которой не указан бенефициар, всегда нужно, по крайней мере, поинтересоваться, с чем это связано. И уже опираясь на ответ, принимать решение о дальнейшем сотрудничестве»,

— комментирует Максим Лазарев.

«Компания без бенефициаров может принимать участие в тендерах, но заказчик должен в обязательном порядке требовать от участников подачи информации о конечном бенефициаре. В случае отсутствия информации о конечном бенефициаре заказчик обязан отказать такому участнику», — комментирует Сергей Миткалик, исполнительный директор Антикоррупционного штаба. Его мнение также подтвердил Иван Лахтионов, координатор Dozorro, Проектний менеджер Transparency International Украина.

Как проверить указаны ли у компании конечные бенефициары?
Откройте Опендатабот

  1. Введите код компании.
  2. Проверьте информацію в карточке.
  3. Подпишитесь, чтобы следить за изменениями.

Слово «бенефициар» прочно вошло в лексикон всех, кто так или иначе связан с бизнесом, а также с банковским, налоговым, корпоративным и трастовым правом. Концепция «бенефициарного владельца» влияет на многие аспекты деятельности юридических лиц, а для самих бенефициаров – предопределяет ряд правовых последствий.

Обычно под бенефициаром (бенефициарным собственником, бенефициарным владельцем) понимается реальный собственник компании, то есть тот, кому компания принадлежит не юридически, а фактически и в конечном счёте, и тот, кто оказывает существенное влияние на принятие такой компанией решений. Бенефициаром в этом смысле может быть только физическое лицо, конкретный человек.

Однако, понятие «бенефициар» может иметь различное содержание в зависимости от того, в какой сфере оно применяется:

  • Прежде всего, понятие «бенефициарный владелец» употребляется в законодательстве о противодействии отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (далее – AML/CFT) и банковском законодательстве, а также в документах международных организаций в данной области (ФАТФ, ОЭСР, ЕС).
  • Далее, слово «бенефициар» употребляется в корпоративном и трастовом праве стран англосаксонской правовой семьи. Бенефициаром компании может быть либо её титульный акционер, либо лицо, в чью пользу держит акции номинальный акционер. Бенефициаром траста является лицо, в пользу (к выгоде) которого доверительный собственник владеет и управляет переданным в траст имуществом.
  • Также мы говорим о «бенефициарном собственнике» как о лице, которое имеет фактическое право на доход (фактическом получателе дохода), для целей применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
  • Наконец, понятие «бенефициар» частично пересекается с понятием «контролирующего лица», которое используется для целей налогообложения контролируемых иностранных компаний в России.

Бенефициарный владелец для целей AML/CFT в России

В России понятие «бенефициарный владелец» используется в основном в контексте «антиотмывочного» законодательстве. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) даёт следующее определение:

Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Пример. Единственным участником российского ООО является компания, зарегистрированная на Кипре. 100-процентным акционером указанной кипрской компании является компания, зарегистрированная на Британских Виргинских Островах, 100-процентным акционером которой является гражданин N. В рассматриваемом случае гражданин N. является бенефициарным владельцем российского ООО.

В каких же случаях требуются данные о бенефициарах?

1. Во-первых, статья 6.1 Закона № 115-ФЗ обязывает юридических лиц располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать меры по установлению сведений о них, а также регулярно обновлять, документально фиксировать и хранить такую информацию не менее 5 лет. Данное требование вступило в силу с 21 декабря 2016 года.

Cведения, которые юридическое лицо должно установить в отношении бенефициара, включают:

  • фамилию, имя, отчество (при наличии);
  • гражданство;
  • дату рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).

Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений о них по запросу уполномоченного органа (Росфинмониторнга) или налоговых органов.

Неисполнение юридическим лицом указанных обязанностей влечет ответственность (статья 14.25.1 КоАП РФ) в виде административного штрафа на должностных лиц от 30 000 до 40 000 руб., на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб.

2. Во-вторых, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (а именно – банки, брокеры, страховые компании, управляющие компании инвестиционных фондов, риелторы, ломбарды и ряд других), обязаны принимать обоснованные и доступные им меры по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов.

В случае, если в результате принятия указанных мер бенефициарный владелец не был выявлен, таковым может быть признан единоличный исполнительный орган (напр., генеральный директор) клиента.

Кроме того, банки (и прочие организации, работающие с денежными средствами) обязаны обновлять информацию о бенефициарных владельцах своих клиентов не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение 7 рабочих дней, следующих за днём возникновения таких сомнений.

Наконец, банки обязаны предоставлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) по его запросу имеющуюся у организации информацию о бенефициарных владельцах клиентов в порядке, предусмотренном Положением ЦБ РФ от 20.09.2017 № 600-П.

Бенефициарный владелец для целей AML/CFT в Евросоюзе

В государствах-членах Европейского Союза «бенефициарный владелец» определяется на основании Директивы 2015/849 от 20 мая 2015 г. «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денежных средств и финансирования терроризма» (т.н. 4-я Директива).

Согласно пункту 6 статьи 3 указанной Директивы, «бенефициарный владелец» – это любое физическое лицо (лица), которое в конечном счете владеет или контролирует клиента и/или физическое лицо (лица), в чьих интересах совершается сделка или осуществляется деятельность.

В случае корпоративных юридических лиц бенефициарным владельцем признается физическое лицо, которое в конечном счете владеет юридическим лицом или контролирует его посредством прямого или косвенного владения через достаточную долю акций, прав голоса или долей участия в таком юридическом лице, в том числе через акции на предъявителя, либо через контроль иными средствами.

Под «прямым владением» понимается владение физическим лицом акциями в объеме 25% плюс одна акция или долей участия в компании более 25%. «Косвенное владение» имеет место в случае, когда 25 процентами акций плюс одна акция, либо долей участия более 25% в юридическом лице-клиенте владеет другое юридическое лицо (или несколько юридических лиц), которые находятся под контролем физического лица. Государства-члены ЕС имеют право устанавливать меньшую процентную долю для определения владения или контроля.

В случае трастов бенефициарным владельцем может быть признан:

  1. учредитель траста;
  2. доверительный собственник;
  3. протектор (при наличии);
  4. собственно бенефициары траста, либо, в случае, если такие лица ещё не определены, то – класс лиц, в интересах которых учрежден траст;
  5. любые иные физические лица, осуществляющие конечный контроль над трастом.

Обратим внимание, что бенефициарами траста для целей AML/CFT в ЕС могут быть признаны не только непосредственно выгодополучатель («бенефициар» в терминологии условий траста), но и иные участники трастовых отношений – учредитель траста, доверительный собственник и др.

В случае фондов (являющихся юридическими лицами) или правоотношений, схожих с трастами, бенефициарными владельцами признаются физические лица, занимающие эквивалентные или схожие позиции с вышеуказанными лицами для трастов.

В странах ЕС идентификация бенефициарного владельца клиента банков и прочих финансовых организаций является обязательным предварительным условием установления с ним отношений или заключения сделки.

Корпоративные и иные юридические лица стран ЕС обязаны получать и хранить полную, точную и актуальную информацию о своих бенефициарных владельцах, в том числе о характеристиках их бенефициарного интереса. Компетентные органы (напр., органы финансовой разведки) вправе получать доступ к такой информации.

Далее, страны ЕС должны будут создать централизованные реестры сведений о бенефициарных владельцах компаний, зарегистрированных в этих странах и определить условия, порядок и объём публичного доступа к таким данным.

Бенефициар в корпоративном и трастовом праве

В компании бенефициаром может являться:

  • титульный акционер (лицо, чьи данные указаны в сертификате акций), либо
  • иное лицо, по поручению и в интересах которого акциями владеет номинальный акционер (в странах, право которых допускает номинальное владение акциями/долями в компаниях).

На практике отношения между номинальным и бенефициарным владельцем фиксируются в трастовой декларации или соглашении (не путать с «трастом» – см. ниже), по которому номинальный владелец обязуется воздерживаться от каких-либо действий (напр., отчуждения, распоряжения) с вверенными ему акциями, безоговорочно уступает бенефициарному владельцу все права на получение дивидендов и иных распределений прибыли компании, а также обязуется осуществлять права голоса в отношении принадлежащих ему акций только в соответствии с указаниями бенефициарного владельца.

Таким образом, бенефициар компании – это не только тот, кто в конечном счете владеет акциями/долями в ней, но и тот, кто даёт указания, обязательные для исполнения номинальным лицом, и определяет экономическую судьбу доходов компании.

При открытии банковского счёта компании в любом банке потребуется указание (и идентификация) именно бенефициара, а не только номинального владельца компании. Тогда как роль номинального владельца ограничивается держанием акций и формальным нахождением в реестре акционеров компании. Юридическую ответственность за любые действия компании (включая ситуации, приведшие к судебным разбирательствам) несет её бенефициар.

В трасте (речь идёт именно о полноценном трасте как фидуциарном правоотношении, а не о трастовой декларации в рамках компании, как описано выше) бенефициаром является лицо, в пользу и в интересах которого доверительный собственник (trustee) выполняет свои обязанности по управлению переданным в траст имуществом. Бенефициар имеет определённый условиями траста интерес в имуществе и/или доходах траста, однако не имеет права на управление имуществом траста и контроль над действиями доверительного собственника.

Конструкция траста характерна для стран англо-саксонской правовой семьи (в том числе ряда офшорных юрисдикций) и не предусмотрена в большинстве стран континентальной Европы, включая Россию.

Бенефициар для целей применения СИДН

В международном налоговом праве (а именно – для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН)) слово «бенефициар» имеет иное значение. Под ним понимается лицо, имеющее фактическое право на доход. Причём, такими лицами могут быть и физические лица, и юридические лица, и иные структуры.

Дело в том, что льготные положения СИДН (пониженные ставки или освобождения от налога) могут правомерно применяться при условии, что получатель дохода (резидент государства-стороны СИДН) является лицом, имеющим фактическое право на такой доход. Данная формулировка используется в большинстве русских текстов СИДН. В равно аутентичных англоязычных текстах тех же СИДН она звучит как «beneficial owner” («бенефициарный собственник»).

Согласно пункту 2 статьи 7 НК РФ лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо (или иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (структурой) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (структурой).

Иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на доходы, если оно:

– обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами,
– осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков,
– прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение соответствующих положений СИДН.

Указанный подход призван предотвращать злоупотребление льготными положениями СИДН в случаях, когда при выплате дохода из России в адрес лица – резидента страны-участника СИДН, бенефициарным собственником дохода оказывается третье лицо из иной, например, офшорной, юрисдикции с нулевым налогообложением. На практике также возможны ситуации, когда фактическим (конечным) получателем выплачиваемого за рубеж дохода оказывается налоговый резидент РФ (для таких случаев НК РФ предусматривает специальные правила – статьи 7, 312 НК РФ).

Иностранная организация, получающая доход из России без удержания в России налога у источника (или с применением пониженных ставок) согласно СИДН, должна предоставлять налоговому агенту в России документальное подтверждение наличия у неё фактического права на доход (пункт 1 статьи 312 НК РФ). Данное требование действует с 1 января 2017 года.

«Бенефициарный владелец» и «контролирующее лицо» КИК

Установленные российским законодательством определения «бенефициарного владельца» для целей AML/CFT и «контролирующего лица» для целей налогообложения контролируемых иностранных компаниях (КИК) не совпадают, однако часто употребляются как синонимы, когда речь идёт о налоговых обязанностях российских бенефициаров офшорных компаний. Различия состоят в следующем:

Во-первых, такая характеристика, как «контролирующее лицо» используется в РФ только в отношении иностранных компаний и структур для целей налогообложения по правилам КИК. Тогда как понятие «бенефициарного владельца» для целей AML/CFT применимо к любым – и российским, и иностранным компаниям.

Во-вторых, основание для признания иностранной компании «контролируемой» привязано к стране налогового резидентства контролирующего лица (то есть, если такое лицо – налоговый резидент РФ, то данная иностранная компания – «контролируемая»). Для целей AML/CFT фактор налогового резидентства значения не имеет.

В-третьих, согласно НК РФ «контролирующим лицом» может быть не только физическое, но и юридическое лицо. Это, впрочем, не освобождает физических лиц – налоговых резидентов РФ, которые косвенно (т.е. через российских юридических лиц) контролируют иностранные компании, декларировать своё участие и контроль над ними в налоговые органы РФ.

В-четвертых, в случае, если более половины участников иностранной компании являются налоговыми резидентами РФ, процентная «планка» участия лица в капитале компании, превышение которой влечёт признание лица «контролирующим», становится ниже – и составляет уже не 25%, а всего 10% (подпункт 2 пункта 3 статьи 25.13 НК РФ).

На практике (с поправкой на вышеуказанные особенности) «контролирующее лицо» и «бенефициарный владелец» иностранной компании часто совпадают в одном лице. Поэтому в публикациях СМИ, посвящённых деофшоризации и налогообложению КИК, о «бенефициарах» говорят, имея в виду именно «контролирующих лиц».

Оцените эту страницу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *