Корректирующая декларация

Нормами налогового законодательства установлена обязанность по представлению уточнений по налогам, только если выявленные искажения привели к занижению размера налога, подлежащего уплате в бюджет. А если нет, то право о целесообразности уточнений остается за налогоплательщиком. Также налоговый кодекс не содержит ограничений по представлению уточненных деклараций за любой период финансово-хозяйственной деятельности (Письмо ФНС России от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979), в том числе, на этапе проведения или завершения налоговых проверок.

Привлечение организации к ответственности в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (п.1. ст.122 НК РФ) может возникнуть только при выявлении ошибок, занижающих налоговые обязательства, то есть когда представление уточненных деклараций является обязанностью, а не правом налогоплательщика. Согласно налоговому законодательству ответственность не возникает, если налогоплательщик представил уточненную декларацию до истечения срока представления декларации (пп.1п.1 ст.81НК РФ). Также по п.3 ст. 81 НК РФ привлечение к ответственности не возникнет при подаче уточненной декларации после истечения срока для представления декларации, но до момента срока уплаты налога, если налогоплательщик не знал об обнаружении налоговым органом ошибки, либо о назначении выездной проверки за период, в котором сумма налога была занижена.

В этом случае обязательным условием для освобождения от ответственности является уплата недостающей суммы налога и соответствующие ей пени на дату представления уточненной декларации (п. 4 ст. 81 НК РФ). При этом, если у организации до уточняемого налогового периода сформировалась переплата по данным карточки расчетов с бюджетом по соответствующему налогу, налоговый орган вправе самостоятельно зачесть данную переплату в счет недоплаченной суммы налога (Постановление АС Северо-Кавказского района от 12.10.2017 №Ф08-7428/2017 по делу №А32-39713/2016).

До недавнего времени отсутствие в налоговом законодательстве прямого толкования понятия «момент, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом не отражения или неполноты отражения сведений или ошибок в декларации» на практике приводило к возникновению судебных споров с налоговым органом.

Например в определениях ВС РФ от 27.03.2017 № 305-КГ17-1782 по делу № А40-130185/2016, от 10.10.2016 № 305-КГ16-12560 по делу № А40-184778/2015 требование о даче пояснений по выявленным расхождениям расценивалось судами как доказательство обнаружения налоговым органом факта искажения налоговой отчетности. Однако, ФНС России в письме от 21.02.2018 №СА-4-9\3514@ по указанному вопросу представило пояснения, указав, что направленные требования о представлении документов, либо пояснений не являются свидетельством об обнаружении ошибок налоговым органом, поскольку только в акте камеральной проверки фиксируются факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. Таким образом, с выходом указанных разъяснений судебные споры в части определения момента обнаружения фискальным органом налогового правонарушения в представленных декларациях не последуют.

Однако, что же будет ожидать налогоплательщика в случае подачи уточненной налоговой декларации после вручения акта камеральной налоговой проверки, но до вынесения решения о привлечении к ответственности по проведенной проверке? По рассматриваемому вопросу на практике имеются две противоречивые позиции. Так, согласно позиции налогового органа (Письмо ФНС России от 20.11.2015 №ЕД-4-15/20327) момент окончания камеральной налоговой проверки, по результатам которой выявлены нарушения налогового законодательства, следует определять по дате, отраженной в акте налоговой проверки согласно п.1, пп.9 п.3 ст.100 НК РФ. Указанная позиция поддерживается и судебной практикой, поскольку представление уточненной декларации после указанной даты позволяет налогоплательщику, узнавшему об обнаружении инспекцией ошибок, приведших к занижению подлежащего к уплате налога, избежать ответственности за совершение налогового правонарушения (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2017 № Ф08-2787/2017 по делу № А63-4584/2016, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.02.2017 № Ф02-7358/2016 по делу № А19-834/2016).

Также в арбитражной практике существуют и полностью противоположные решения, которые устанавливают, что моментом окончания налоговой проверки признается полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием итогового решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Таким образом, в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации до вынесения оспариваемого решения, налоговый орган обязан прекратить камеральную проверку по ранее поданной декларации (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.07.2017 № Ф10-1884/2017 по делу № А54-3820/2016, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.09.2017 № Ф10-3450/2017 по делу № А54-3819/2016).

В случае, если организация представит уточненные декларации за период финансово-хозяйственной деятельности, по которому на текущий момент проводится выездная проверка, налоговый орган вправе по своему усмотрению выбрать соответствующую форму налогового контроля по данным уточнениям, а именно: назначить проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, назначить отдельную камеральную проверку уточненной декларации, либо, вынося решение без учета данных уточненной декларации, назначить повторную выездную проверку (Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2017 №301-КГ17-14742 по делу №79-10989/2015). При этом, согласно разъяснениям ФНС России (Письмо от 21.11.2012 № АС-4-2/19576@), налоговый орган инициирует проведение самостоятельной камеральной проверки в отношении уточненной декларации при возмещении НДС и акцизов из бюджета, а также в случае представления уточнений незадолго до окончания выездной проверки в целях исключения вероятности ограничения налогового органа во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля.

Согласно сложившейся практике при назначении повторной выездной проверки налоговым органом будет рассматриваться период, за который представлена уточненная декларация, не связывая проверяемый период ни с датой вынесения решения о назначении повторной проверки, ни с датой представления декларации в налоговый орган, либо с датой проведения контрольных мероприятия, из чего следует, что проверяемый период может превысить три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной налоговой проверки (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.09.2017 №Ф05-12295/2017 по делу № А40-230080/2016).

Как следует из письма ФНС России от 12.12.2016 №ЧД-6-25/1192@ и сложившейся судебной практике (Постановление Пятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 21.06.2017 №15АП-8009/2017 по делу А32-41094/2016, Постановление Арбитражного Суда Московского округа от 06.02.2018 №ФО5-21211/2017 по делуА40-77285/2017, Постановление Арбитражного Суда Поволжского округа от 12.09.2017 № ФО6-23054/2017) уточненные декларации представленные по истечении срока исковой давности в налоговом органе регистрируются и отражаются в КРСБ только в случае, если оплата за период представления уточненных деклараций произведена в рамках трехлетнего срока, то есть когда имеется возможность произвести возврат или зачет налога в соответствии с п.7.ст.78 НК РФ.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о целесообразности представления уточненных деклараций во время проведения налоговых проверок организациям необходимо учитывать возникающие налоговые риски, практический смысл подачи уточненных деклараций на уменьшение налоговых обязательств. Несмотря на то, что налоговое законодательство не ограничивает права налогоплательщиков по представлению уточненных деклараций за любой период финансово-хозяйственной деятельности, осуществить зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога возможно только в рамках срока исковой давности.

При этом необходимо иметь ввиду, что согласно сложившейся практике, выполнение условия об уплате налога (недоимки) может рассматриваться как смягчающее обстоятельство для уменьшения размера штрафных санкций в соответствии с п.3 ст.112 НК РФ при принятии налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, либо при рассмотрении дела в суде.

Занижение налоговой базы

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет. Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен. Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. При этом налоговые агенты обязаны подавать уточненные расчеты только по тем налогоплательщикам, в отношении которых обнаружены ошибки. Об этом сказано в пункте 6 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Например, уточненный налоговый расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям, нужно подавать лишь по тем налогоплательщикам, чьи данные в первоначальном расчете были искажены.

Переплата по налогам

Если ошибка, допущенная в налоговой декларации, повлекла за собой излишнюю уплату налога, то организация вправе:

  • подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена (но не обязана этого делать).
  • исправить ошибку, пересчитав налоговую базу и сумму налога за тот период, в котором эта ошибка была обнаружена. Таким способом можно воспользоваться независимо от того, известен ли период, в котором была допущена ошибка или нет.
  • не предпринимать никаких мер по исправлению ошибки (например, если сумма переплаты незначительна).

Это следует из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 и абзаца 2 пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 января 2012 г. № 03-03-06/1/24, от 25 августа 2011 г. № 03-03-10/82 и ФНС России от 11 марта 2011 г. № КЕ-4-3/3807.

Ситуация: в отношении каких налогов можно применять нормы статей 54 и 81 Налогового кодекса РФ о перерасчете налоговой базы без представления уточненных деклараций. В текущем периоде организация обнаружила ошибки, которые были допущены в предыдущих периодах и повлекли за собой излишнюю уплату налогов.

Возможность применения норм этих статей существует только в отношении налога на прибыль, транспортного налога, НДПИ и единого налога при упрощенке.

Это объясняется следующим.

Совокупность положений пункта 1 статьи 54 и статьи 81 Налогового кодекса РФ предусматривает три варианта исправления ошибок, которые повлекли за собой излишнюю уплату налога. Выбор любого из этих вариантов — право организации.

Одним из вариантов является уменьшение налоговой базы в том периоде, когда ошибка была обнаружена, на величину завышения, допущенного в предыдущих периодах. По составу налогов никаких ограничений абзац 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не содержит, поэтому из его буквального толкования можно сделать вывод, что таким вариантом организация вправе воспользоваться в отношении любых налогов. Однако применительно к большинству из них механизм реализации этого права отсутствует.

В частности, глава 21 Налогового кодекса РФ не содержит норм, позволяющих корректировать налоговую базу и сумму налога текущего периода при обнаружении ошибок в прошедших периодах (письмо Минфина России от 7 декабря 2010 г. № 03-07-11/476). Более того, в соответствии с пунктами 3 и 11 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 при обнаружении ошибок организация должна внести исправления в книгу продаж. А для этого необходимо составить дополнительный лист к книге продаж за тот период, в котором была допущена ошибка. Корректировать показатели книги продаж в текущем периоде (периоде обнаружения ошибки) организация не вправе. Таким образом, ошибку, допущенную при определении налоговой базы по НДС в прошедшем периоде, можно исправить единственным способом — представив за этот период уточненную налоговую декларацию.

Кроме того, положения абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не применяются, если излишняя уплата налога произошла из-за несвоевременного применения вычета по НДС. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 166 НК РФ). Применение налоговых вычетов к определению этой суммы прямого отношения не имеет. Поэтому, если причиной переплаты стало занижение налогового вычета, организация должна подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена. Воспользоваться правом пересчета налога в текущем периоде организация не может. Такой вывод следует из письма Минфина России от 1 марта 2010 г. № 03-07-11/41.

При оценке возможности применения положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ к другим налогам нужно учитывать следующее. Расчеты налоговой базы за текущие отчетные (налоговые) периоды отражаются в налоговых декларациях (п. 1 ст. 80 НК РФ). Следовательно, результаты пересчета (уменьшение) налоговой базы из-за ошибок, допущенных в прошедших периодах, тоже должны быть зафиксированы в декларациях за текущие периоды.

В настоящее время корректно отразить такие операции можно только в декларациях по налогу на прибыль, по НДПИ, по транспортному налогу и по единому налогу при упрощенке. При этом бухгалтеру нужно быть готовым к тому, что налоговая инспекция затребует от него объяснения по поводу уменьшения налоговой базы. Существующие формы деклараций по акцизам, налогу на имущество, земельному налогу и ЕНВД не позволяют отразить в них результаты пересчета налоговой базы за предыдущие периоды. Следовательно, чтобы исправить допущенные ошибки, организации придется подавать уточненные налоговые декларации.

Ошибка в декларации за период убытков

Некоторые особенности имеет порядок исправления ошибок в декларациях по налогу на прибыль за те налоговые периоды, в которых у организации сложился убыток. Если впоследствии организация выявила расходы, которые не были учтены при составлении этих деклараций, включать такие расходы в расчет налога на прибыль за текущий период нельзя. Подобные ошибки не влекут за собой излишней уплаты налога, поэтому организация должна подать уточненную декларацию, отразив в ней увеличенную сумму расходов и новый размер убытка.

Такой вывод следует из писем Минфина России от 27 апреля 2010 г. № 03-02-07/1–193 и от 23 апреля 2010 г. № 03-02-07/1–188.

Ошибка выявлена при налоговой проверке

Если ошибка в налоговой отчетности выявлена в результате налоговой проверки (налог доначислен (уменьшен) налоговой инспекцией), подавать уточненные декларации организация не должна. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ, которым предусмотрено, что организация должна подавать уточнённые налоговые декларации только в том случае, если ошибка выявлена ею самостоятельно. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 21 ноября 2012 г. № АС-4-2/19576. Суммы недоимки (переплаты), выявленные в результате налоговой проверки, фиксируются в материалах проверки (ст. 100, 101 НК РФ). По итогам проверки на основании этих материалов налоговая инспекция самостоятельно отразит эти суммы в карточке лицевого счета организации. Поэтому если организация подаст уточненную декларацию, то это приведет к дублированию одних и тех же показателей в учетных данных налоговой инспекции.

Ситуация: обязана ли организация подать уточненную налоговую декларацию, если ошибка, которая привела к искажению налоговой базы, была допущена более трех лет назад. Ошибка выявлена организацией самостоятельно

Да, обязана, но только в том случае, если ошибка повлекла за собой занижение налоговых обязательств.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в налоговую декларацию.

Если в ранее сданной декларации обнаружены неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет, организация обязана подать уточненную декларацию. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ. Продолжительность периода, в течение которого организация обязана корректировать налоговую базу в связи с ее занижением, налоговым законодательством не ограничена (письмо Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1–153). Таким образом, организация, которая самостоятельно выявила ошибку, повлекшую за собой занижение налоговых обязательств, обязана подать уточненную декларацию. Даже если с момента совершения ошибки прошло более трех лет.

Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе (но не обязана) подать уточненную декларацию. Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством также не ограничен. Более того, отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе. Об этом сказано в письмах Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1–152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6–25/1192. Однако окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно.

Главбух советует: прежде чем подавать уточненные налоговые декларации, оцените целесообразность таких действий. В ряде случаев подача уточненной отчетности может повлечь за собой негативные последствия.

Во-первых, представление уточненной налоговой декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку того периода, за который представлена уточненная отчетность. Проверка будет проведена независимо от того, что налоговые обязательства были искажены более чем три года назад. Такое право предоставлено налоговым инспекциям абзацем 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792. При этом, исходя из буквального толкования этой нормы, инспекция вправе проверить за этот период любые налоги независимо от того, по какому налогу подается уточненная декларация. По результатам проверки инспекторы могут выявить нарушения налогового законодательства, а следовательно, доначислить налоги и рассчитать пени. Оштрафовать организацию инспекторы не смогут, поскольку ошибка была допущена более трех лет назад (ст. 113 НК РФ).

Во-вторых, подача уточненной декларации по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога сама по себе не дает организации права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке. По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Например, если организация выявила расходы, которые не были учтены при расчете налога на прибыль пять лет назад, она может включить эти расходы в расчет налоговой базы текущего периода, не подавая уточненной декларации. Но если по итогам перерасчета она потребует возврата (зачета) излишней суммы налога, инспекция не удовлетворит это требование. Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1–152, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1–153 и ФНС России от 29 апреля 2011 г. № АС-4-3/7037.

Тем не менее в некоторых ситуациях уточненные декларации имеет смысл подавать, даже если завышение налоговой базы было обнаружено позже чем через три года.

Например, так следует поступить при наличии доказательств, что организация узнала о наличии переплаты позже момента излишней уплаты налога. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).

И также уточненную декларацию можно подать, если организация выявила переплату по налогу в связи с ошибкой, допущенной более трех лет назад, а срок подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога еще не истек. В таком случае вместе с уточненной декларацией и заявлением на возврат (зачет) переплаты организация по своей инициативе может подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт переплаты. Такой вывод следует из письма ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6–25/1192. На практике придется представить в инспекцию все документы, на основании которых была составлена уточненная декларация (копии первичных и платежных документов, договоров с контрагентами, счетов-фактур и т. п.).

Ситуация: обязана ли организация подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль, если она подает уточненную декларацию по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу)

Да, обязана, но при условии, что такая ошибка повлекла за собой занижение обязательств по уплате налога на прибыль.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в декларацию по налогу на имущество (транспортному или земельному налогу).

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Сумма налога на имущество транспортного и земельного налогов включается в состав прочих расходов и уменьшает налогооблагаемую прибыль в том периоде, в котором этот налог был начислен если организация применяет метод начисления или уплачен в бюджет (если организация применяет кассовый метод). Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Расходы в виде налогов и сборов, начисленных по действующему законодательству, отражаются в составе косвенных расходов по строке 041 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174.

Так или иначе, но налог на имущество и другие налоги, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, влияют на сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода.

Существует три варианта уточнений, которые вносятся в налоговые декларации:

  • уменьшающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по налогу на имущество среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, была завышена);
  • увеличивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по транспортному налогу не были учтены какие-либо объекты налогообложения);
  • не затрагивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если уточняются показатели, отраженные в справочных разделах).

В первом случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются завышенными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, — заниженной. В такой ситуации организация обязана сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 81 НК РФ). Более того, налоговая инспекция вправе письменно потребовать от организации представления такой декларации, если эта обязанность не была исполнена одновременно с подачей уточненной декларации по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу). Отказ от исполнения этого требования может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 4000 р). Об этом сказано в письме ФНС России от 8 декабря 2011 г. № АС-4-2/20776.

Главбух советует: по мнению Президиума ВАС РФ, при определенных условиях организация может не представлять уточненные декларации по налогу на прибыль, если в уточненных декларациях по налогу на имущество, транспортному или земельному налогам отражено уменьшение налоговых обязательств.

Во втором случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются заниженными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, — завышенной. В такой ситуации организация вправе, но не обязана подавать уточненную декларацию (абз. 3 п. 1 ст. 54, абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

В третьем случае ни расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, ни сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, не меняются. Поэтому подавать уточненную декларацию не нужно.

Налог на имущество (транспортный или земельный налог) может быть доначислен по результатам налоговой проверки, в ходе которой в том числе проверялся налог на прибыль. По мнению ФНС России, в такой ситуации организация должна подать уточненную декларацию по налогу на прибыль и самостоятельно скорректировать свои обязательства перед бюджетом (письмо от 29 августа 2011 г. № АС-4-2/14018). Свою позицию представители налоговой службы обосновывают тем, что форма решения, которое выносится по итогам проверки, не позволяет отразить в ней сумму налога на прибыль, уменьшенную в связи с доначислением других налогов. В нем можно отразить лишь предложение о представлении уточненной декларации.

Некоторые суды признают такой подход неправомерным. Они считают, что при доначислении налогов, которые включаются в состав расходов, инспекция должна самостоятельно скорректировать обязательства организации по налогу на прибыль и отразить их во внутреннем учете (в карточке лицевого счета) (см., например, определение ВАС РФ от 2 октября 2008 г. № 12349/08, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 9 августа 2011 г. № А27–14687/2010, Волго-Вятского округа от 6 июня 2008 г. № А31–436/2008-26, Северо-Западного округа от 17 января 2008 г. № А26–3723/2007).

Ситуация: какие декларации — первичные или уточненные — нужно подать, если в периоде, за который организация сдала единую (упрощенную) декларацию, выявлены операции, подлежащие налогообложению

За период, в котором были выявлены налогооблагаемые операции, нужно подать уточненные декларации.

Единую (упрощенную) налоговую декларацию могут сдавать организации и предприниматели, если в течение отчетного (налогового) периода у них одновременно:

  • не было движения денежных средств на расчетных счетах и в кассе;
  • не возникало объектов налогообложения по тем налогам, плательщиками которых они признаются.

Это следует из положений пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Выявление налогооблагаемых операций в периодах, за которые подавались единые (упрощенные) декларации, следует рассматривать как обнаружение ошибок, повлекших за собой занижение налоговых обязательств. В подобных ситуациях налоговое законодательство предусматривает единственный вариант — подачу уточненных деклараций по соответствующим налогам (п. 1 ст. 80 НК РФ). При этом ранее представленная организацией единая (упрощенная) декларация будет считаться первичной для каждого из этих налогов. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-02-07/1–243.

Ошибка в страховых взносах

Помимо налоговой отчетности, все организации должны составлять и сдавать расчеты по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование. Уплата страховых взносов налоговым законодательством не регулируется. При обнаружении ошибок в поданном расчете организация обязана представить уточненный расчет по страховым взносам в территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС России (ч. 1 ст. 17 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Подробнее об этом см. Как внести изменения в расчеты по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование.

Ситуация: обязана ли организация подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль, если она представляет уточненные расчеты по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование

Да, обязана, но только в том случае, если такая ошибка повлекла за собой занижение обязательств по налогу на прибыль.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от характера уточнений, которые вносятся в расчеты страховых взносов.

Суммы начисленных взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование влияют на величину налоговой базы по налогу на прибыль. Они включаются в состав прочих расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль в том периоде, в котором взносы были начислены (если организация применяет метод начисления) или перечислены во внебюджетные фонды (если организация применяет кассовый метод). Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Существует три варианта уточнений, которые могут быть внесены в расчеты по страховым взносам:

  • уменьшающие облагаемую базу и сумму обязательств перед внебюджетными фондами (например, если в первоначальных расчетах база для начисления взносов была завышена);
  • увеличивающие облагаемую базу и сумму обязательств перед внебюджетными фондами (например, если в первоначальных расчетах база для начисления взносов была занижена);
  • не затрагивающие облагаемую базу и сумму обязательств перед внебюджетными фондами (например, если уточняются показатели, отраженные в титульных листах или справочных разделах).

В первом случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются завышенными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, — заниженной. В такой ситуации организация обязана сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Главбух советует: при определенных условиях организация может не представлять уточненные декларации по налогу на прибыль, если в уточненных расчетах по страховым взносам отражено уменьшение обязательств перед внебюджетными фондами. Такой вывод позволяет сделать постановление Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. № 10077/11.

Во втором случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются заниженными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, — завышенной. В такой ситуации организация вправе, но не обязана подавать уточненную декларацию (абз. 3 п. 1 ст. 54, абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

В третьем случае ни расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, ни сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, не меняются. Поэтому подавать уточненную декларацию не нужно.

По материалам сайта БСС «Система Главбух»

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

153-основа.png

Налогоплательщикам часто сложно определить, какие ошибки в декларации являются существенными, а какие нет, когда необходимо подать уточненную декларацию или пояснения в налоговый орган, а в каком случае исправления вносить не обязательно.
Существенные ошибки в декларации по НДС
Начнем с того, что современные средства электронного документооборота позволяют сразу выявить некоторые ошибки и указать на них налогоплательщику, а следовательно, их можно исправить сразу же при заполнении декларации, например, если вы вместо первичной декларации отправляете уточненную. Но есть ряд более серьезных ошибок в декларации по НДС, о которых нужно помнить налогоплательщику.
1. Налогоплательщик занизил налогооблагаемую базу
Занижение налогооблагаемой базы может быть связано с целым рядом ошибок, например, со счетной ошибкой, а также с отражением в декларации сумм налога, заявленных к вычету, которые не подтверждены документально. Такая ситуация может возникнуть, если контрагент несвоевременно прислал документы или они потерялись при пересылке.
2. Налогоплательщик подал налоговую декларацию на бумажном носителе

С 1 января 2015 года нарушение правила о представлении декларации по НДС в электронной форме квалифицируется как непредставление декларации (абз. 4 п. 5 ст. 174 НК РФ, п. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ).
Таким образом, если в 2014 году возможно было переслать налоговую декларацию по почте и заплатить минимальный штраф в размере 200 рублей, то с прошлого года декларация просто считается неподанной, более того, налоговый орган может приостановить операции по счетам налогоплательщика.
3. Неправильно отраженный ИНН в декларации
Неправильно указанный ИНН может привести к тому, что декларация не будет считаться поданной. Так, ИНН должен иметь длину 10 или 12 символов. Если при вводе упустить один символ, то данные не пройдут форматный контроль, а значит, в случае включения их в декларацию она не будет принята налоговым органом.
4. Налогоплательщик включил в декларацию по НДС суммы за пределами трехлетнего срока
Налогоплательщик может принять НДС к возмещению только в пределах трехлетнего срока, если по каким-то причинам налогоплательщик включает в налоговую базу суммы НДС по приобретению товаров, оборудования, услуг за пределами трехлетнего срока, то в этом случае налоговый орган откажет в возмещении. Аналогичную позицию занимают и суды. Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Статьей 172 НК РФ определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.
Непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм НДС является соблюдение трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ.
Так, судьи не согласились с налогоплательщиком, который учитывал НДС с момента ввода в эксплуатацию основных средств, а не с момента их приобретения (Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2015 № 309-КГ15-11146 по делу № А76-24834/2014).
5. Налогоплательщик неправильно рассчитал сумму НДС к возмещению
Если налогоплательщик не может подтвердить свои расчеты в декларации первичными документами, а также информация различается в книге покупок-продаж, то этот факт налоговый орган признает существенным нарушением.
Например, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 22.05.2009 № Ф03-2071/2009 по делу № А37-1460/2008 суд, исследовав представленные предпринимателем в качестве доказательств ведения раздельного учета сумм НДС счета-фактуры, книги покупок и продаж, книги доходов и расходов, журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур, пришел к выводу о том, что учет, организованный предпринимателем, не подтверждает правильность отраженных в налоговой декларации за декабрь 2007 года сумм НДС, заявленных к возмещению. Таким образом, суммы, отраженные в декларации, должны соответствовать первичным документам и книгам продаж и покупок. Но не нужно спешить с внесением изменений в декларацию, например, если закралась ошибка в книге продаж. Сначала надо исправить ошибку в книге покупок, оформив дополнительный лист. Затем на основании этого листа сформировать приложение 1 к разделу 8 уточненной декларации. В строке 001 приложения надо поставить 0 (Порядок заполнения декларации, утв. приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558). Если в книге покупок или продаж имеется ошибка, то, скорее всего, и налоговый орган откажет в возмещении НДС, и суды признают такой отказ правомерным. В качестве примера можно назвать Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 № 18АП-4298/2015 по делу № А07-22024/2014, когда налогоплательщик два раза отразил один и тот же счет-фактуру в книге покупок как первичный счет-фактуру, а также как корректировочный.
В этой связи перед подачей декларации необходимо провести проверку счетов-фактур и сверить, чтобы информация по счетам-фактурам не «задваивалась» в книге покупок и продаж. Особенно необходимо обратить внимание на данные разд. 10 и 11, поскольку данные из указанных разделов существенны для проверки декларации, так как показатели журнала учета создают взаимосвязь между книгой продаж поставщика и книгой покупок клиента. Например, если посредник неправильно заполнит журнал учета счетов-фактур, то покупателю понадобится составлять пояснения для инспекторов в отношении заполнения декларации по НДС.
Несущественные ошибки в декларации по НДС
К несущественным ошибкам можно назвать те ошибки, которые не привели к занижению суммы налога, уплачиваемого в бюджет, которые не повлияли на налогооблагаемую базу и в отношении которых налогоплательщику не придется доказывать свою правоту. Однако даже при наличии несущественных ошибок целесообразно при предоставлении налоговым органом соответствующего требования представить соответствующие пояснения.

1. Ошибки не привели к занижению суммы налога к уплате
Если же ошибки не привели к занижению суммы налога, то представлять дополнения или изменения вы можете по своему желанию, так как это ваше право, а не обязанность (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 05.07.2010 № 16-12/070210).
2. Переплата налога в бюджет
Переплата налога в бюджет может возникнуть ввиду целого ряда причин, например, ввиду отражения реализации, которая не состоялась или же в случае возврата покупателем некачественного товара, который был отражен уже в учете с начислением налога.
В этом случае подавать уточненную декларацию не обязательно. Сумма излишне уплаченного налога подлежит в том числе зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату организации в порядке, установленном ст. 78 НК РФ (п. 1 ст. 78 НК РФ).
Зачет сумм излишне уплаченных налогов и сборов производится по соответствующим видам налогов и сборов (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ). Следовательно, поскольку НДС является федеральным налогом (п. 1 ст. 13 НК РФ), переплату по нему возможно зачесть в счет предстоящих платежей только по федеральным налогам (в том числе, как в данной ситуации, в счет налога на прибыль).
3. Несоответствия в разделах декларации
Несоответствия часто возникают в данных о сумме налога, указанного в разделе 1 декларации, и налогом, исчисленным исходя из отраженной в разделе 3 налоговой базы. Такая ошибка может быть обусловлена техническими проблемами или ошибками в расчетах. В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2016 № 09АП-57918/2015 по делу № А40-137588/15 суд встал на сторону налогоплательщика, указав, что допущенная Обществом ошибка имела очевидный характер и никак не свидетельствовала о наличии оснований для выводов о занижении им суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и тем более о наличии оснований для привлечения его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
4. Технические ошибки в заполнении реквизитов
Технические ошибки в заполнении реквизитов также не влияют на факт уплаты и начисления налога. Например, к таким ошибкам можно отнести неправильный номер корректировки или неправильный код налогового периода, ОКВЭД или номер налогового органа, в который подается декларация. Действительно, подобные ошибки являются больше техническими и никак не отражаются на тех суммах, которые налогоплательщик уплачивает в бюджет. Одновременно нельзя сказать, что декларация не является поданной, поскольку ошибка не влияет на факт подачи самой декларации.
В подобной ситуации суды также встают на сторону налогоплательщика, так, по мнению судей, неправильное указание в декларации налогового периода не является существенным недостатком, не позволяющим налоговому органу провести проверку в полном объеме (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2009 по делу № А32-22251/2008-12/190).
5. Технические ошибки в подтверждающих документах
Технические ошибки в подтверждающих документах также не повлияют на возможность принятия НДС к вычету. Налоговый орган не может отказать в возмещении НДС, отраженному в налоговой декларации, если счета-фактуры оформлены с несущественными ошибками. В ст. 169 НК РФ введена норма: ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименования товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, не являются основанием для отказа в принятии к вычету НДС. К таким несущественным ошибкам заполнения счетов-фактур можно отнести следующие: путаницу с нумерацией, неточности при указании грузоотправителя и грузополучателя (при условии, что покупатель и продавец названы правильно), ошибки в единицах измерения (код и условное обозначение), пренебрежение точностью при отражении страны происхождения товара и номера таможенной декларации.
6. Ошибки, связанные с округлением
Если ошибка связана с округлением суммы налога, фактически не приводит к неуплате налога, то такая ошибка также является несущественной. Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ налог должен исчисляться в полных рублях. Если при расчете налога получено значение с копейками, то сумма менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляется до целого рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ). А вот в счетах-фактурах необходимо указывать данные с копейками.
Но по большому счету, подобное округление не должно негативно отражаться на возможности применения НДС к вычету.
Конечно, при подаче любой декларации лучше руководствоваться принципом «семь раз отмерь и один отрежь», вместе с тем, ошибки в декларации по НДС встречаются достаточно часто. Поэтому важно понять, какую ошибку вы допустили, и к чему она может привести. Среди негативных последствий существенных ошибок в декларации по НДС можно назвать блокировку счетов, проверку складов, запросы о предоставлении дополнительных документов и даже выездную проверку. Поэтому очень важно выявить и предотвратить существенные ошибки заранее.

НДС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *