Контрольная закупка правила проведения

Наименование: О контрольной закупке, проводимой Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области с 01 апреля 2019 года
Дата: 29.04.2019

Согласно новой статье 16.1 «Контрольная закупка» Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2018 №294-ФЗ органы государственного контроля (надзора) имеют право проводить в пределах своих полномочий контрольные закупки.

Так, положениями о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре и о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года № 476 и от 2 мая 2012 года № 412, которые приняты в развитие Федерального закона
от 18 апреля 2018 года № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», полномочиями о проведении контрольной закупки наделены должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказания услуг потребителям.

Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), и по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок (ст.10 Федерального закона №294 ФЗ). На проведение контрольной закупки оформляется соответствующий приказ или распоряжение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2018 г. № 1398 утверждены «Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)» (вступило в силу с 1 декабря 2018 года).

Постановлением Правительства Российской Федерации также определено, что контрольная закупка проводится теми же способами, которые применяются потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу товаров (работ и услуг), в том числе при совершении покупок через «Интернет» (дистанционная контрольная закупка).

Проверить могут любое предприятие, которое продает какие-либо товары или оказывает услуги, вне зависимости от вида деятельности и доходов. Поводом для контрольной закупки может стать жалоба потребителя. Контрольная закупка, в отличие от других проверок, проводится без предупреждения и согласования с органом прокуратуры.

В ходе контрольной закупки могут быть направлены на исследование (экспертизу) товары, являющиеся предметом контрольной закупки.

Товары (работы, услуги), приобретенные в ходе проведения контрольной закупки, подлежат возврату только, если это возможно по их характеру.

Не возвращаются:

  • товары, приобретенные в целях их исследований (испытаний);
  • утраты в результате проведения контрольной закупки приобретенным товаром потребительских свойств;
  • изъятия или ареста товаров.

Контрольная закупка проводится в том случае, если по-другому выявить нарушения невозможно. В иных случаях проводится внеплановая проверка. Контрольная закупка предполагает, что проверяющий действует так же, как обычный потребитель товаров и услуг или тот, кто совершает сделку с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Примеры нарушений, которые можно выявить при контрольной закупке: вес товара не соответствует заявленному, покупателю не выдается чек или сдача, цена, приобретенного товара не соответствует указанной на ценнике, табачные изделия и алкоголь продают тем, кому их нельзя продавать или теми, кто не может их продавать (например, несовершеннолетним, без лицензии, образовательные услуги предоставляют без лицензии, медицинские услуги оказываются без договора и др.

При этом необходимо обратить внимание, что в случае нарушения прав потребителей гражданин должен вначале обратиться за защитой своих нарушенных прав к продавцу (исполнителю услуг) и только в случае не удовлетворения требований или бездействия продавца (исполнителя услуг) возникает основание для проведения контрольной закупки при обращении в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области.

Контрольная закупка является внеплановым мероприятием по контролю, поэтому на контрольную закупку не распространяется запрет плановых проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства до 2020 года и в отношении субъектов с даты государственной регистрации которых прошло менее трех лет.

По результатам проведения контрольной закупки денежные средства возвращаются органу государственного контроля (надзора).

В случае отказа хозяйствующего субъекта возвратить денежные средства, используемые при контрольной закупке, их истребование осуществляется в судебном порядке.

За подробными консультациями по вопросам подачи обращений и проведения контрольной закупки можно обращаться:

  • в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по телефонам: (8-8162) 971-106, 971-117;
  • в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» по телефонам (8-8162) 77-20-38; 73-06-77;
  • в Единый консультационный центр Роспотребнадзора по телефону

8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).

О контрольной закупке

Управление Роспотребнадзора по Новгородской области информирует

18.04.2019 г.

Согласно новой статье 16.1 «Контрольная закупка» Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2018 №294-ФЗ органы государственного контроля (надзора) имеют право проводить в пределах своих полномочий контрольные закупки.

Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказания услуг потребителям.

Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), и по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок (п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона №294 ФЗ).

При этом должны быть соблюдены условия, установленные указанным Законом: обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации; обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае обращения потребителей, права которых нарушены, внеплановая проверка может быть проведена при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Контрольная закупка, как плановые и внеплановые проверки, регулируется ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и является одной из форм государственного контроля.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2018 г. № 1398 утверждены «Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов госдарственного контроля (надзора)» (вступило в силу с 1 декабря 2018 года). Данные правила определяют требования к проведению мероприятия по контролю, в ходе которого Роспотребнадзором будут осуществляться действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации также определено, что контрольная закупка проводится теми же способами, которые применяются потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу товаров (работ и услуг), в том числе при совершении покупок через «Интернет» (дистанционная контрольная закупка).

Проверить могут любое предприятие, которое продает какие-либо товары или услуги, вне зависимости от вида деятельности и доходов. Поводом для контрольной закупки может стать жалоба покупателя. Контрольная закупка, в отличие от других проверок, всегда проводится без предупреждения.

По результатам контрольной закупки Роспотребнадзором может быть организована и проведена внеплановая проверка, в случае выявления нарушений обязательных требований будут приняты меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

Так, положениями о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре и о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года № 476 и от 2 мая 2012 года № 412, которые приняты в развитие Федерального закона
от 18 апреля 2018 года № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», соответствующими полномочиями наделены должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Контрольная закупка продукции и товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей, теперь может быть проведена Роспотребнадзором незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры, без уведомления юридического лица и индивидуального предпринимателя о проведении контрольной закупки.

В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения.

К проведению контрольной закупки эксперты или экспертные организации не привлекаются. В случае же направления товаров, приобретенных в ходе контрольной закупки, для проведения исследований (испытаний) в акте о проведении контрольной закупки делается соответствующая запись с описью этих товаров.

При этом перевозка (транспортирование) и хранение приобретенных для последующих исследований (испытаний) товаров должна осуществляться в соответствии с установленными требованиями к перевозке (транспортированию) и хранению продукции.

В случае выявления по результатам исследований (испытаний) факта нарушения обязательных требований, предъявляемых к продукции, приобретенной в рамках процедур контрольной закупки, данное обстоятельство должно рассматриваться как самостоятельное основание для организации и проведения проверки.

Контрольная закупка проводится в том случае, если по-другому выявить нарушения невозможно. В иных случаях проводится внеплановая проверка. Контрольная закупка предполагает, что проверяющий действует так же, как обычный потребитель товаров и услуг или тот, кто совершает сделку с ИП или юридическим лицом.

Примеры нарушений, которые можно выявить при контрольной закупке: вес товара не соответствует заявленному, покупателю не выдается чек или сдача, лекарственные препараты и алкоголь продают тем, кому их нельзя продавать, например, без рецепта, образовательные услуги предоставляют без лицензии и др.

При этом личный контакт между проверяющим и предпринимателем или его сотрудниками необязателен, проверяющий может связаться с компанией по почте, телефону или в мессенджере.

На контрольную закупку не распространяется запрет проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц до 2020 года и непроведение проверок предпринимателей, которые зарегистрировали компанию менее трех лет назад.

По результатам проведения контрольной закупки денежные средства возвращаются органу государственного контроля (надзора) путем: незамедлительного возвращения наличных денежных средств должностному лицу органа государственного контроля (надзора), которое проводило контрольную закупку либо незамедлительного принятия работниками (представителями) юридического лица, индивидуальным предпринимателем или его работниками (представителями) необходимых действий по возврату денежных средств, перечисленных в ходе контрольной закупки путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата товара (работы, услуги) при контрольной закупке.

За подробными консультациями по вопросам проведения контрольной закупки можно обращаться в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по телефонам: (8-8162) 971-106, 971-117; в Центр информирования и консультирования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» по телефонам (8-8162) 77-20-38; 73-06-77; в Единый консультационный центр Роспотребнадзора по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).

Об изменениях в Правилах продажи отдельных видов товаров

Управление Роспотребнадзора по Новгородской области информирует

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2019 года № 50 в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, внесены изменения, согласно которым эти Правила дополняются новым пунктом 33(1) следующего содержания: «В торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира»».

Данное нововведение, которое начнет действовать с 1 июля 2019 года, призвано содействовать потребителям в выборе соответствующих товаров за счет дополнительной визуализации раздельного размещения молочной продукции в зависимости от её видов и компонентного состава, при котором те виды молочной продукции, которые соответствуют определениям «молочный продукт», «молочный составной продукт» и «молокосодержащий продукт», приведенным в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), будут сгруппированы таким образом, чтобы их локальное размещение исключало смешивание, прежде всего, с теми видами молочной продукции, которые относятся к «молокосодержащему продукту с заменителем молочного жира», определение и виды которого также указаны в ТР ТС 033/2013.

Поскольку право потребителя на получение в наглядной и доступной форме необходимой и достоверной информации о товарах защищено положениями статьи 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», а корреспондирующая этому праву обязанность продавца по своевременному предоставлению потребителю соответствующей информации о товарах в целях обеспечения возможности их правильного выбора установлена статьей 10 этого же закона (при этом там же закреплено полномочие Правительством Российской Федерации устанавливать перечень и способы доведения до потребителя информации по отдельным видам товаров), предусмотренная новым пунктом 33(1) Правил продажи отдельных видов товаров информационная надпись «Продукты без заменителя молочного жира» должна соответствовать вышеназванным общим правилам предоставления продавцом обязательной информации о товарах, т.е. обеспечивать правильный выбор товаров и доводиться в наглядной и доступной форме.

С учетом того, что согласно пункту 142 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, контроль за их соблюдением осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проверка соблюдения продавцами требований, обусловленных принятием постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2019 года № 50, будет осуществляться Роспотребнадзором в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

С контрольной закупкой может столкнуться любой индивидуальный предприниматель или любое юридическое лицо. Так как контрольная закупка проводится без предупреждения, подготовиться к ней практически невозможно, но если знать, как она проходит, чего ждать от проверяющих и как оспорить результаты проверки, шансы защитить свои права у предпринимателя возрастают в разы.

26 декабря 2018 года правительство утвердило порядок проведения контрольных закупок контролирующими органами в Постановлении от 21.11.18 № 1398.

Что такое контрольная закупка

Контрольная закупка, как плановые и внеплановые проверки, регулируется ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и является одной из форм государственного контроля.

Постановление Правительства от 21.11.18 № 1398 о правилах проведения контрольных закупок вступило в силу с 1 декабря 2018 года. Проверить могут любое предприятие, которое продает какие-либо товары или услуги, вне зависимости от вида деятельности и доходов. Поводом для контрольной закупки может стать жалоба покупателя. Контрольная закупка, в отличие от других проверок, всегда проводится без предупреждения.

Контрольные закупки не нужно путать с проверочными. Проверочные закупки помогают полиции выявить места продажи товаров, которые нельзя продавать или продажа которых ограничена, — например, нелегального алкоголя.

Как проходит контрольная закупка

Проверяющий выглядит и действует как обычный клиент, но после совершения контрольной закупки он должен рассказать о своей истинной роли представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю.

Закупка проводится в том случае, если по-другому оценить качество предоставления товаров и услуг невозможно. В иных случаях проводится внеплановая проверка. Контрольная закупка предполагает, что проверяющий действует так же, как обычный потребитель товаров и услуг или тот, кто совершает сделку с ИП или юридическим лицом.

При этом личный контакт между проверяющим и предпринимателем или его сотрудниками необязателен, проверяющий может связаться с компанией по почте, телефону или в мессенджере.

На какие документы обратить внимание

Контрольная закупка должна проводиться на основе приказа руководителя надзорного органа. В этом приказе должно быть указано, в частности, название органа государственного контроля, имя проверяющего, имя предпринимателя и адрес его работы, место и основания проведения контрольной закупки, сведения о согласовании контрольной закупки с прокуратурой, если она была согласована, и о проведении фото и видеосъемки.

Если контрольная закупка проводится лично, после ее завершения проверяющий должен рассказать представителю компании о проведении закупки, предъявить служебное удостоверение, приказ о проведении закупки и копию приказа о проведении закупки.

После этого товары и услуги возвращаются индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица, если их можно вернуть, а деньги возвращаются тому, кто проводил проверку, или переводятся на счет, с которого поступили.

Акт о проведении контрольной закупки составляется в течение трех часов после ее проведения, а если она проводилась дистанционно — на следующий день. Акт подписывается проверяющим, индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица и свидетелями, если они есть. В акте должны быть обозначены в том числе сведения о приобретенных товарах и услугах и о выявленных нарушениях, если они есть.

При проведении контрольной закупки проверяющий может запросить документы о товаре или услуге, которые предприниматель обязан представить потребителю по закону о защите прав потребителей, также он может снимать фото и видео.

Если при проведении контрольной закупки не было обнаружено никаких нарушений, то внеплановая проверка по тому же основанию проводиться не может. Контрольная закупка с личным присутствием проверяющего должна проводиться в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи.

Кто может проводить контрольные закупки

Контрольные закупки могут проводиться разными надзорными органами, например, Федеральной налоговой службой, Роспотребнадзором, Рособрнадзором, Сельхознадзором и антимонопольной службой. Скажем, Роспотребнадзор может проводить контрольные закупки для защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического контроля.

Какие нарушения можно выявить при контрольной закупке

Контрольная закупка проводится в том случае, если по-другому выявить нарушения невозможно. Примеры нарушений, которые можно выявить при контрольной закупке: вес товара не соответствует заявленному, покупателю не выдается чек или сдача, лекарственные препараты и алкоголь продают тем, кому их нельзя продавать, например, без рецепта, образовательные услуги предоставляют без лицензии.

Если представители надзорного органа обнаружили нарушение, они могут назначить внеплановую проверку или возбудить дело об административном правонарушении.

Чтобы потенциально оспорить результаты контрольной закупки, нужно проверить, имеют ли проверяющие право проводить закупки, могут ли они доказать, что по-другому выявить нарушения было невозможно, согласована ли закупка с прокуратурой и являются ли свидетели незаинтересованными лицами.

На что обращают внимания проверяющие

Контрольная закупка проводится по тем же основаниям, что и внеплановая проверка, — чаще всего на основании заявления от потребителя, права которого были нарушены, при нарушении требований маркировки товаров или при причинении угрозы или вреда гражданам, животным, растениям, окружающей среде и объектам культурного наследия. Также закупка может проводиться, чтобы проверить, устранила ли компания нарушения, которые были выявлены ранее (Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ).

То, на что обращают внимания проверяющие, зависит от того, какие именно нарушения они должны выявить. Например, если ценники наклеены неправильно или если табачные изделия продают несовершеннолетним, проверять будут именно эти факты.

При этом нарушения должны быть такими, что их невозможно выявить с помощью других форм контроля. Например, товары в интернет-магазине стоят дороже, чем указано на сайте, или в магазине клиенту навязывают дополнительные услуги, например, страховку.

Проверять те нарушения, на которые потребитель не жаловался, представители надзорного органа не имеют права.

Возможные штрафы

Размер штрафов зависит от выявленных нарушений. При первом нарушении за год штраф можно заменить предупреждением, за исключением тех случаев, когда причинен имущественный ущерб или есть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей или государственной безопасности. Надзорный орган не может проводить контрольную закупку по анонимному заявлению.

Например, отсутствие медицинской книжки у сотрудника будет стоить юридическому лицу до 20 000 руб. и до 1 000 руб. для ИП или повлечет за собой приостановление деятельности на срок до 90 суток. Продажа продуктов с истекшим сроком годности будет стоить юридическому лицу до 300 000 руб. и до 30 000 руб. для ИП, а введение потребителя в заблуждение по поводу потребительских свойств товара или услуги — до 500 000 руб. для юридического лица и до 15 000 руб. для ИП.

Штраф нужно оплатить в течение двух месяцев с момента выдачи постановления или в течение двух месяцев с того дня, как суд вынес распоряжение.

После контрольной закупки надзорный орган может назначить внеплановую проверку предприятия, если нужно собрать дополнительную информацию.

Когда проверка не нужна или признается недействительной

Контрольная закупка должны проводиться после того, как потребитель пожаловался на какое-либо нарушение и продавец или предприниматель, который оказывает услуги, не удовлетворил его требование или проигнорировал его жалобу. Тогда потребитель может обратиться в надзорный орган. Если своевременно удовлетворить претензию клиента, в контрольной закупке не будет необходимости.

По итогам проверки проверяющий должен отдать индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица акт, составленный по результатам проверки. Представителю компании или ИП следует также дать расписку о том, что он ознакомлен с актом, или о том, что он отказался с ним знакомиться. Если акт не отдали предпринимателю, это является грубым нарушением процедуры контрольной закупки, на основании чего ее результаты можно признать недействительными (ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

Также, чтобы результаты закупки были признаны действительными, дата проведения контрольной закупки в интернет-магазине должна совпадать с датой выдачи кассового или товарного чека покупателю. (ст. 493 ГК РФ)

На контрольную закупку не распространяется запрет проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц до 2020 года и непроведение проверок предпринимателей, которые зарегистрировали компанию менее трех лет назад.

Результаты проверки можно оспорить в течение 10 дней, написав жалобу в суд в свободной форме. Чаще всего основаниями для аннулирования результатов проверки служит неправильное оформление документов проверяющими или случаи, когда проверяющий спровоцировал сотрудника компании на нарушение. Уточнить правила оформления документов и процедуры проверки при контрольных закупках можно в Постановлении Правительства от 21.11.18 № 1398.

19 февраля в 09:30 (по Мск) состоится вебинар «Что изменится в розничной торговле табаком с 1 марта 2019, как подготовиться?». Успейте зарегистрироваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *